Аннотация: Журналист и актриса попадают в мафиозные сети властьимущих. Найдут ли они способ выплыть?
Александр Балбекин
К О М Н А Т А С М Е Х А
Пьеса
Действующие лица:
Актриса
Ди-джей
Кроха
Оборотень
Открывашка
АКТ ПЕРВЫЙ
Pазрушенный храм на холмах. Причудливые зеркала, скульптуры и помост с эстрадой напоминают о былой популярности городского парка. Поздний вечер. Мерцают звезды. Дискотечный калейдоскоп с тяжелым роком и мелькающими лицами-масками. Визг. Свист. И оглушительная музыка... в танцующем круговороте возникают фигуры: узнаем Актрису, Оборотня, Открывашку... затем появится Кроха, и, наконец, Ди-джей.
Актриса (в молитве). Отче наш, сущий на небесах...
Оборотень. Эй, клоунесса, хорош, балансировать. Здесь не цирк. И купола не церковные...
Открывашка (подхватывает) ...небо со звездами настоящие!
Оборотень. Cовет: не подделывайся под святошу, не путай сладкий мед с горьким хреном.
Открывашка. Не мути лик божий с портретом бомжа подзаборного.
Актриса. Где я?... Что со мной?... Кто вы?..
Открывашка. Я - Открывашка, вроде Джина. Только меня из бутылки с самогоном на землю выплеснули.
Оборотень. А я Оборотень обыкновенный. Знаешь откуда?..
Открывашка. Из-под туда.
Оборотень. Откуда?!
Открывашка. Из-под верблюда.
Оборотень. Хорош. Совет: с Артисткой надо кончать.
Открывашка. Че-е, по-настоящему?!
Оборотень (с явной иронией). Нет, по театральному. Где это написано, чтобы оборотни с людьми примирялись?..
Открывашка. Известное дело - кровью питаетесь.
Оборотень. Фи, как грубо. Мы не вампиры, пивнарь.
Открывашка. Я не пиво, я - Открывашка.
Оборотень. Ну ладно, самогон, гони деву в храм. Писатель давно ее поджидает.
Открывашка. Эй, дива-дивная, придется все же на бугор взбираться, для чертей бумаги святые из-под мужика вытягивать, вроде валетов козырных тянуть из перетасованной колоды.
Актриса. Да будет воля Твоя. Да придет Царствие Твое.
Открывашка. Дивная Дива нас стоградусно за чертей принимает.
Оборотень. Обкурилась.
Открывашка. Наширялась.
Оборотень. Обнюхалась, тварь людская.
Открывашка. Гля-гля, крестами обезболивается.
Оборотень. Мать честная! Как в прорубь рухнула! Гляди, что б в пруду не утопилась. То получится, как в кино или в пьесе старинной "Гроза". Нам повторения не катят. Мы свое изобрести обязаны.
Открывашка. Эй, невеста из "Грозы", ты нас в старину не уводи. Давай, как договорились, по-современному, выуживай у мужа бывшего компроматы, шантажируй его как следует. Не то, пропадать вам пропадом вместе с липовыми доказательствами. Еще раз напомню: " Гламурные истории про известных дядь и теть выложите на кон к сегодняшнему утру".
Оборотень. Совет: выудишь документ, получишь награду, отступишься - и сама не будешь этой жизни рада.
Открывашка. Про телок... тьфу ты... про теток не забудь промурлыкать.
Оборотень. Хотя ему решать: если нары себялюбцу приглянулись, то срок под утро с удовольствием добавим.
Открывашка. Так и передай правозащитнику самоделкину... даже не энпэошнику, а так, уличному бродяжке.
Оборотень. Короче, бомжу опущенному.
Открывашка. Она будто оглохла, стерва!
Оборотень. Крылышками шуршит, тварь!
Актриса (твердо). Я одна. Совсем одна. Помоги мне выбраться из ада.
Оборотень. Дозу прими.
Открывашка. Приободрись, девка! Другого выхода нет!
Актриса (Будто проснулась, резко) Да пошел ты к чертям собачьим, Оборотень проклятый! Катись в тар-тарары, мерзость, во имя Иисуса Христа!
Оборотень. Ухожу-ухожу-ухожу.
Открывашка. А я за ним - ним-ним-ним... (Исчезают во тьме).
Актриса (одна). Кошмарный сон. В яви вымостила тропу в приисподню, не заметила, когда оборотней в дом впустила. Окольцевали в одночасье. (Пауза). Господи, дай силы, по узкой тропе стежку протоптать. Смилуйся над грешницей. Помоги встать на путь истинный. Освети звездами дорогу к Тебе. Даруй моему возлюбленному мудрости и терпения! Возьми нас в свои объятья! (Падает ниц, затемнение.)
Какое-то мгновение тишина... и вновь жесткий рок, фигуры, танцующих на холме. В их ритме теперь и Актриса, а рядом оказывается Кроха.
Кроха. Бабка, кисть.
Актриса. Что?
Кроха. Лапу давай, тачка. Врубилась?!
Актриса. Как?!
Кроха. Тряхнуть костями, предлагаю.
Актриса (залепляет пощечину). Молоко на губах не обсохло, а туда же к чертям собачьим в улей стремится!
Кроха. Это ты тасуешься с оборотнями.
Актриса. Причины на то особые. Где он?..
Кроха. Зачем тебе?.. Выудить доказательства приволоклась?! Видали мы таких на сизых холмах.
Ди-джей. Эй, ребятки, подурковали и будет... Заканчиваем танцы. Отбой. Завтра работы у всех навалом. С утра ждем-с гвардию в храме.
Кроха. Осторожней! Чужие в доме!
Актриса (с издевкой). Кто ты такое, что людям не даешь покоя?!..
Кроха. Я - Кроха. Помните: " Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха, что такое хорошо, что такое плохо"?..
Ди-джей. Обижать гостей нехорошо, Кроха.
Кроха. Момент схвачен, Ди-джей.
Актриса. Что схвачено?!..
Они увидели друг друга. Какой-то миг общее замешательство. И оцепенение двоих: Актрисы и Ди-джея.
Кроха (с любопытством оценивая происходящее, бормочет). И спросила Кроха, что такое хорошо, что такое плохо... а фигово врать... дерьмо глотать... и других в отстойник, вроде помоев, сливать. И плевать мне на ваши сложившееся отношения!
Ди-джей. Что ты там бормочешь, Кроха?..
Кроха. Про любовь стихи сочиняю. Рифмы с ритмами перегрызлись, а ямбы с хореями перетусовались. В итоге, на помойке сонет нашли.
Актриса. Что нашли?..
Ди-джей. Сонет.
.
Актриса. Ты очень изменился.
Ди-джей. Ты похорошела.
Кроха. А я хоть и третьим лишним в идиллию вписываюсь, все равно словечко замолвил в итоге.
Актриса. Они все тут у тебя "скромные"?..
Кроха. Через одного.
Ди-джей. Спасибо за компанию.
Кроха. Не понял.
Ди-джей. Прощайте, Кроха. На сегодня довольно музыки.
Кроха. Я, конечно, скажу: "Good-bye, Dee-dzhej!"*, - но только после того, как открою маленький секрет. Эту даму называли Актрисой. И подбросили ее к нам на белом "Мэрсе", с черной каемочкой. И дядьки оборотнями причудливыми прикидывались. При этом про известное видео чирикали и про статью. Будто у Вас ее она должна изъять. Собственно говоря, у меня все. Пойду Пушкина почитаю. Там, где про любовь.
Ди-джей. И про Дантеса.
Кроха. Любовь - она многих романтиков подкосила. Твоя очередь, Ди-джей. Пока, старина. And to you, good night, the madam the Actress **. (Исчезает).
Актриса (после паузы). Не ожидал.
Ди-джей. Честно - нет.
Актриса. Честная игра меня устраивает...
Ди-джей. Почему ты всегда права?..
Актриса. Я женщина.
Ди-джей (декламирует). По бездорожью босиком... Шагала дева со Христом... А нехристи шептали в след... Исчез Спаситель, Его нет...
Актриса. Шедевры по-прежнему на ходу слагаешь, или заготовками стал пользоваться?..
Ди-джей. Варианты по обстоятельствам.
Актриса. Про нехристей в самую десятку попал. Пожалуй, и про Христа актуально.
Ди-джей. Значит, выводы из наблюдений Крохи реальные.
Актриса. Отчасти. Не так все примитивно, как преподносится юными максималистами... однако... моменте море... я тебе не говорила, что сейчас итальянскую пьесу репетируем?.. Я, наконец, в главной роли.
Ди-джей. Нет, не говорила.
Актриса. Ты похорошел. Отшельничество на пользу. В монастыре один?..
Ди-джей. В храме. Когда-то на этом месте был храм. Именно здесь - алтарь.
Актриса. И женщин сюда не впускали... я первая... в виде исключения... (чуть пошатнулась, но пытается собраться...). Со мной иногда случается... вдруг неожиданно... то ли давление... то ли координацию теряю, но это ненадолго... быстро проходит... вот увидишь... сейчас-сейчас...
Ди-джей. Принесу воды (Двинулся.)
Актриса (останавливает). Спасибо. Я в порядке... (Садится.) Воздух чистый, ароматный, пьянящий... стало быть, был храм... странно, почему вместо икон зеркала?.. Или мне кажется?.. Иногда мне чудится, что я сплю, и ты - мой благостный сон. Вот такая канитель на протяжении трех наших разлучных лет.
Ди-джей ... И снова мы в лесу, и снова мы одни... И осень за окном, и промелькнули дни...Тоска, печаль и грусть в прошедшем ожидании...
Из снов пророческих опять явилась Нимфой долгожданной...
Актриса. Ощущение полета... будто я птица... правда, будто я Чайка, а ты Антон Павлович... Чехов...
Ди-джей. Тогда уж Тригорин.
Актриса. Помню. После чеховской "Чайки" ты из командировки прислал букет белых роз. В феврале. В мороз трескучий. В белых розах алая открытка. А в открытке четверостишие: " Сбылась твоя мечта, ты в роли Нины... Сыграла ты ее на десять с половиной... Успех на сцене был любовью обеспечен... И я люблю тебя, до скорой встречи!"
Пауза
Ди-джей. Было морозно и тихо. В райцентре ни одного киоска. Да кто бы за пятьсот миль от областного центра за два часа доставил в театр цветы?!.. Пришлось звонить с главпочты в областной зеленстрой. (Пауза). А стихи я им по слогам читал. Когда узнали, кому предназначаются, зааплодировали в трубку. Зрители тебя любят.
Актриса (Вновь осмотрелась подробно...). Значит, храм был. (Пауза). А зачем фигуры совковые и зеркала кривые?...
Ди-джей. Объясняется просто: когда-то на месте храма совки - атеисты комнату смеха соорудили, что б народ посмешить юродивыми рожицами. Рассказывают, зеркала кривые с колымских зон в разрушенные храмы по приказам сверху распределяли, что б людей от мракобесия отгородить... таким образом смешили семьдесят годков к ряду кривыми отражениями. И ведь поверили! Смеются до сих пор, представляя себя Властелинами мира сего.
Актриса. Ну, да, в душе вроде бы всемогущие боги, а в зеркальном отражении уродство якобы чужое. Оттого на сердце легче становится, и происходит своеобразный стресс, результатом которого является нездоровый смех. (Пауза). Почти, как у Фрейда с сексом... или у Достоевского с бесовщиной...
Ди-джей. Что же у нас с тобой на сегодняшний день выходит?..
Актриса. И то, и другое, и третье. В-четвертых, мы на крючке. (Нервно огляделась). Да, да, в ловушке. С ними не справится. Они знают о тебе все
( тихо, словно заговорщица): и про видео, и про списки... теперь наблюдают. Не заметил?.. Там, под кустами промелькнуло.
Ди-джей. Я в курсе.
Актриса. От нас уже ничего не зависит... обложили со всех сторон. До рассвета от храма не останется следа. Полагаю, и от нас с тобой. (Неожиданно начинает играть явно, откровенно). О, второй звонок... мне пора на сцену. Сегодня я играю сицилийку. У них там мафия и сплошной неореализм. У нас тоже мафия, но с сюром... О, третий звонок! Тебе придется мне подыграть. В стиле блюза. С учетом обстоятельств: в гротесковой манере, используя предметы местного колорита, и реквизит. (Пауза). Я тебе говорила про роль сицилийки?..
Ди-джей. Да, говорила.
Актриса. И у них там тоже революции. И тоже разноцветные.
Ди-джей. Надеюсь не голубые?..
Актриса. Не надейся. Именно эти вопросы, вернее однополые браки, вслед за кривыми зеркалами взволновали теперь человечество: "...Быть или не быть..." - Шекспир просто отдыхает. Ему и во сне не снились подобные сюжеты. Но вернемся, к нашим баранам. Они пасутся рядом в виде оборотней.
Ди-джей. Это я уже понял, отчасти успел ощутить.
Актриса. Нет, ты еще ничего не понял. Это только петелька в канве моего повествования. Вернее сицилийской драмы. Самое интересное, автор итальянец, а характер выписан точка в точку мой. Иногда диву даешься: существуем в разных уголках планеты, а мысли, как кружева, из петелек одной части света вплетаются крючком в другую. Затем скатертью-самобранкой на круглый стол в едином порыве по всему шарику стелятся. В результате, самобранки оказываются близнецами. Быть может, несколько эпатажно, но от одной мысли по поводу клонирования новомодных идей, зачастую несуразных и бесполезных для людей, в дрожь бросает.
Ди-джей. Аналогичный случай был в Бишкеке. Ведь действие, насколько я понял, в нашем городе развивается?..
Актриса. Итальянское, как положено, в Сицилии. А местное, как принято, в данном варианте, где-то на периферии, то есть, на окраине, но в районе столицы. Главное, биографии героинь один к одному: представь себе, сицилийка тоже воспитывалась в цирке, в среде музыкальных эксцентриков...(что-то изображает).
Ди-джей. В этот момент, полагаю, можно смеяться?..