Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять, а что же это вообще такое - "Дети Индиго"? Многие мамы и папы, а особенно, конечно же, мамы, кое-что об этом слышали. Некоторые из них слышали и читали об этом много. А кое у кого, скажу по секрету, эти самые "Дети Индиго" есть у самих. Далее я опущу кавычки, как сделали это авторы идеи Ли Кэрролл и Джен Тоубер. И тогда вот какое представление об этих детях, пришедшее к нам из далёкой Америки, мы получим:
--
Дети, которые приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом),
--
Дети, которые чувствуют, что "заслужили быть здесь", и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение,
--
Дети, которые не сомневаются в своей значимости и нередко сообщают родителям, кто они есть,
--
Дети, у которых нет абсолютных авторитетов, которые не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора,
--
Дети, которые вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди,
--
Дети, которые теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где, вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции,
--
Дети, которые часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как "нарушение правил" и их нежелание приспосабливаться к существующей системе,
--
Дети, которые кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого, обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность,
--
Дети, которые никак не реагируют на обвинения в нарушении дисциплины,
--
Дети, которые не стесняются давать вам понять, в чём испытывают нужду,
такие дети и будут именоваться Детьми Индиго.
Вырванное из контекста многостраничных рассуждений, такое определение кажется несколько расплывчатым и неопределённым, не правда ли? А кроме того, чувствуется некоторая ничем не обоснованная претензия на неоспоримость поступков, взглядов, и даже на какое-то врождённое величие, "царственность". А величие по сравнению с чем? Или, точнее, с кем? И "царственность", опять же, над кем?
Намеренно буду выдёргивать из контекста некоторые суждения, потому что в среде неоспоримых общепризнанных фактов они выглядят достаточно убедительно, однако при ближайшем рассмотрении уже не кажутся такими безусловно справедливыми.
Итак, если вышеприведённое определение кажется недостаточно конкретным, мы можем обратиться к истории вопроса. В 1982 году Нэнси Энн Тэпп (ясновидящая) написала книгу под названием "Как цвет помогает лучше понять твою жизнь". Это было первое издание, в котором определялись модели поведения Детей Индиго. Собственно, "индиго" - этоцвет ауры, которую Нэнси "видела" над некоторыми детьми, поведение которых и описала. Вот и всё. Всё, что мы имеем по-существу. Единственный критерий, по которому можно достоверно определить, простой перед нами ребёнок или это именно Ребёнок Индиго, это ощущения Нэнси Энн Тэпп относительно этого ребёнка. Никаких других объективных способов выявления Детей Индиго авторы не предлагают. Таким образом, чтобы выявлять Детей Индиго, нам необходимо всегда иметь под рукой Нэнси Энн Тэпп или, на худой конец, какого-нибудь другого ясновидящего, способного видеть ауру человека в цвете. Правда, поскольку среди ясновидящих не существует общепризнанных стандартов цветовой дифференциации ауры, мнение любого другого ясновидящего можно будет оспорить, и правота его или неправота будет практически недоказуема. Ли Кэрролл и Джен Тоубер, авторы книг о Детях Индиго (это словосочетание повсеместно пишется ими с большой буквы), эту проблему решили просто. Не подумайте, что с некоторых пор они стали повсеместно таскать ссобой Нэнси Энн Тэпп, благо все трое - американцы. Нет. Они лишь приняли все собственные суждения по этому вопросу за истинные, равно как и суждения всех своих собеседников и корреспондентов, поддерживающих их идею. И уж если информацию, исходящую от ясновидящих, парапсихологов и всех других людей, занимающихся околонаучным или даже вовсе ненаучным знанием крайне трудно использовать практически в нашей вполне реальной и физически ощутимой жизни, то как можно опереться на следующие "факты"?
"За последний год я провела в общественном центре умственного здоровья формальное психологическое тестирование троих детей, которые бесспорно являются Детьми Индиго"... Вся диагностика, весь анализ и все выводы уместились в словосочетании "бесспорно являются"!
"Однажды я остановилась в одной семье. У них был трёхлетний Ребёнок Индиго. Если бы вы заглянули в его глаза, вы бы убедились, какая это была древняя душа". А если бы я не убедился? Если бы я увидел перед собой всего лишь маленького ребёнка с большими глазами, остро чувствующего ожидания взрослых вокруг, который стремиться не обмануть этих ожиданий, который старается изо всех своих маленьких сил соответствовать этим самым ожиданиям? Он примет всё, даже недетскую игру в "древнюю душу", лишь бы получить одобрение, увидеть обращённую к нему улыбку, лишь бы быть принятым, а не отвергнутым.
"Я вырастила двоих Детей Индиго, и три моих внучки - тоже Индиго". Так и хочется продолжить мысль: "И четыре моих правнука - тоже Индиго. И все мои братья и сёстры - Индиго, и родители мои тоже были Индиго, да и сама Я - Индиго"! Сарказм небезоснователен. Авторы порой противоречат сами себе. В одном месте они пишут о том, что 90% детей младше 10 лет принадлежат к группе Индиго. В другом месте говорят о том, что далеко не все дети с нарушениями поведения являются Детьми Индиго, и что Дети Индиго есть и среди детей с нормальным поведением. И в итоге звучит мысль: "Разве не все мы избранные?". В общем, получается абсолютная неразбериха. Но позиция авторов и критерии, используемые ими, вполне ясны. А для нас здесь может быть более важно выяснить, почему сам вопрос вообще возник, почему появилась эта идея,почему она вызывает интерес.
Весь вопрос и вся проблема заключаются в том, с чем нам всё чаще и чаще последнее время приходится сталкиваться в своей жизни или в своей работе. Эта проблема - трудновоспитуемые дети, дети с нарушениями в поведении. В русском языке чаще всего используются два слова: "гиперактивность" и "нарушения внимания". Сейчас эти слова прочно вошли в лексикон и психологов, и педагогов, и вообще всех людей, кто так или иначе занимается воспитанием и обучением детей, потому что число гиперактивных и невнимательных детей за последнее время значительно увеличилось и продолжает возрастать с каждым годом в геометрической прогрессии. Виной тому, вероятно, и стремительное развитие науки и техники, опережающее скорость смены поколений, и "плохая" экология (вообще значительное изменение нашей среды обитания), и всеобщий демографический бум, и всевозможные инновации в сфере производства продуктов питания (генетически модифицированные продукты), и прочее, и прочее, и прочее, что врывается в нашу жизнь и изменяет её быстрее, чем мы успеваем к этому приспосабливаться. Всё это взаимосвязано, выходит одно из другого, зависит одно от другого, и отследить меру этих воздействий на различные стороны нашей жизни совершенно не представляется возможным, да и не входит в нашу задачу. Для нас важно то, что и сами мы в результате всех этих воздействий вынуждены меняться всё быстрее и быстрее, что всё больше становится разрыв между поколениями, что наши дети всё меньше походят на нас и всё более ведут себя так, как мы себя никогда не вели, и нам всё труднее и труднее становится их понимать и воспитывать. В частности, появляется всё больше гиперактивных детей и детей с нарушенным вниманием, с которыми плохо справляются родители и которые имеют проблемы с поведением в общеобразовательных учреждениях. Проблемы с поведением влекут за собой плохую успеваемость, всё это вместе - массу прочих проблем, связанных с социальной адаптацией, обучением, получением специальности и т.д. Поэтому родители этих детей проявляют большое беспокойство и зачастую готовы идти даже на медикаментозное лечение, лишь бы обрести покой самим и избавить своих детей от всех этих многочисленных трудностей.
Автору этой статьи довелось недавно общаться с одной маленькой девочкой, которую родители пролечили от гиперактивности с помощью лекарств. До лечения это был милый, весёлый, умный и неугомонный ребёнок. Когда я пытался разговаривать с ней, ни о какой гиперактивности речи уже не шло, как не было речи и о простой активности. На мир вокруг ребёнок почти не реагировал. Между заданным вопросом и попыткой ответить проходило порой по минуте. Такие же огромные паузы ребёнок делал и в собственной речи между словосочетаниями. Точно так же отразилось лечение и на движениях, на физической активности. Активности не стало. Как вы понимаете, и всякое общение с внешним миром для этой девочки теперь прекратилось. Потому что ни один неподготовленный взрослый человек не сможет беседовать с ней, не говоря уже о детях. Общение со сверстниками, игры, учёба,- всё это теперь стало для неё невозможным. И в самом ближайшем будущем это вызовет многие и многие другие необратимые изменения.
Может быть, родители этой девочки и избавили себя в какой-то степени от беспокойства, но взамен лишили самого ребёнка полноценной нормальной жизни. Быть может, не всё ещё потеряно, но сколько усилий прийдётся приложить, чтобы вернуть этого ребёнка к нормальному существованию! И очень возможно, что любые усилия всё-таки уже окажутся тщетными.
Не знаю, кто был тот доктор, теперь его, наверное, и не сыщешь, но своей некомпетентностью и желанием подзаработать на продаже некоего лекарства он попросту покалечил ребёнка.
Я не думаю, что наш с вами покой стоит того, чтобы лишать какого бы то ни было маленького ребёнка его жизни или хотя бы какой-нибудь части этой жизни. А если учесть состояние нашей медицины сегодня, коммерческую её составляющую, то, сколько сейчас рекламируется и продаётся всевозможных новых лекарств, в том числе заведомо недоброкачественных или недостаточно проверенных, и исходя из простого человеколюбия я взываю: не экспериментируйте на собственных детях в угоду своему покою, дорожите их жизнью и здоровьем! Ведь дети во все времена были большим беспокойством, и уж если они есть, с этим надо мириться. И в этом вопросе я полностью согласен с Ли Кэрролл и Джен Тоубер, которые критикуют стремление некоторых специалистов решать существующую проблему исключительно при помощи лекарств: "медикаментозное лечение применяется в первую очередь для того, чтобы сделать таких детей более управляемыми, а не для того, чтобы вылечить их".
Но если не лекарства, то что же взамен? Здесь авторы предлагают целый спектр альтернативных методов, среди которых есть и абсолютно метафизические или парапсихологические. Мы не будем их здесь рассматривать в силу большой неопределённости их понятийного аппарата, отсутствия каких бы то ни было единых стандартов и критериев оценки, а порой и вообще из-за полной абстрактности и оторванности от нашей реальной жизни ( в том числе и от реалий обучения и воспитания). "Помните, что у ребёнка было столько же (плюс/минус) жизней, сколько и у вас, и, следовательно, он такая же духовная сущность, как и вы, со своими особыми наработками, кармой, талантами и чертами характера". Согласитесь, что воспитание трудного ребёнка в реальных социальных условиях, включающих в себя наши семейные проблемы, бытовую неустроенность, постоянную нехватку денег и времени, и понятие кармы - это слишком удалённые друг от друга понятия для их практического совмещения. И даже все предыдущие жизни нам здесь не помогут их сблизить. "Кргда в помещение вошёл этот Ребёнок Индиго, я почувствовал, что уровень вибраций в классе понизился". Надо, наверное, быть мастером Рэйки, чтобы понять, о чём идёт речь. Вы не являетесь мастером Рэйки? Как, вы вообще не знаете, что такое Рэйки? Тогда вы, наверное, не сможете понять, хорошо или плохо то, о чём сейчас было сказано. А тем более извлечь из сказанного практическую выгоду.
Кроме подобных есть, однако, и вполне употребимые рекомендации, взятые, как правило, из педагогики или психологии. "Дети Индиго превосходно развиваются в условиях, когда для них установлены чёткие границы дозволенного". Это аксиома воспитания нормальных детей в нормальном обществе, которая применяется ныне всеми педагогами и психологами. Отсутствие определённых границ вызывает много проблем, в том числе асоциальное поведение, а в крайнем случае может спровоцировать развитие шизофрении у ребёнка.
"Заставлять их мозги шевелиться и находить им всё новые занятия - вот лучший способ удержать их от проказ". Это, конечно, касается любых достаточно активных детей. Их надо занимать постоянно, контролировать и направлять их деятельность ежеминутно. Потому что, если не давать им конструктивных и позитивных занятий и предоставить их самим себе, то они сами себе и найдут занятие, а уж насколько оно будет конструктивным, позитивным и социально приемлемым - бог весть.
"Быть строгим, но справедливым - первое условие их воспитания". Ах, если бы такие воспитатели были у всех наших детей - строгие и справедливые, - скольких проблем, страданий и времени, потраченного даром на тщетные поиски ответов на простые вопросы удалось бы избежать! Но зачастую воспитатели сами переносят груз своих нерешённых проблем на детей. Да чего же мы хотим, когда воспитатели и учителя в нашей стране получают зарплату самую низкую среди всех прочих специалистов! Таким образом, несмотря на все высокие слова, наше общество и государство практически ставит вопросы педагогики и образования на самое последнее место. А какой здесь сокрыт потенциал и для общества, и для государства! Однако, это наши слёзы, но не наша тема.
"Очень важно не навешивать ярлыков и не судить о наших детях как о неполноценных в каком бы то ни было смысле". Это тоже аксиома для педагогов и психологов. Ведь любой ребёнок будет стремиться оправдать ожидания и хорошо сыграть роль, которую ему дают. Будь то роль отличника и примерного ученика, или роль хулигана и двоечника. И если ребёнку выдаётся роль неполноценного в каком бы то ни было смысле, он, вольно или невольно будет её исполнять. Может быть, сопротивляясь и мучаясь от этой борьбы. А может быть и с лёгкостью, без лишьних раздумий. Дают - бери! Есть и другая сторона у этой медали: если учитель стремиться навесить на всех ярлыки, значит это зачем-то ему нужно. Значит, таким образом взрослый за счёт ребёнка пытается решить какие-то собственные проблемы, прикрыть собственную несостоятельность в каком-либо вопросе. Если воспитатель вполне состоятелен, то он, конечно, будет дипломатично обходить недостатки или острые углы в воспитании, будет всеми силами избегать акцентировать внимание на проблемах ребёнка, и своими действиями, своей работой эти недостатки будет восполнять.
Сюда же можно отнести и рекомендацию замещать мысленное осуждение неблагополучного, трудного ребёнка на воспроизведение желаемых отношений с ним. То есть, вместо того, чтобы навешивать ярлыки, постоянно мысленно ругать ребёнка и готовиться к его осуждению, гораздо продуктивнее в воспитательном смысле представлять себе такие с ним отношения, какие вы хотите иметь. Это приведёт к тому, что сами вы будете обращать внимание более на положительные стороны и успехи, которые ребёнок делает, а, следовательно , больше хвалить и поощрять ребёнка, нежели наказывать ( а как известно, поощрение даёт лучший результат в воспитательном процессе, чем наказание), и сам ребёнок будет ориентироваться на ваши ожидания, то есть подспудно стремиться к какому-то позитиву.
"Не пытайтесь воздействовать на них авторитетными методами. Дайте детям говорить о своих желаниях, а затем объясните им, почему вы не можете их удовлетворить". Вообще, авторы очень много предлагают заниматься объяснениями с детьми. В принципе это правильно, но только не для всех подходит. Есть дети так называемого истероидного типа, для которых любое объяснение или душеспасительная беседа - это только лишний повод расстраиваться. Для таких детей более подходит директивный стиль общения, когда свои требования и указания вы не объясняете никак вообще; любые объяснения будут лишь отдалять выполнение необходимых действий. Их можно объяснить потом, после выполнения, но таким детям ваши объяснения просто не нужны.
Так же рекомендуется всегда относиться к детям с уважением, обсуждать с ними конфликты и объяснять свои действия. И, кроме того, никогда не забывать своих обещаний! Как всё это правильно и справедливо! И все эти рекомендации, которые можно хоть как-нибудь использовать и применять на практике, взяты не откуда-нибудь, а из "классической" педагогики и психологии, как уже говорилось. К тому же в подавляющем большинстве своём они адресованы детям вообще, в крайнем случае, - "трудным" детям, а о Детях Индиго в них даже не упоминается. Так что авторы здесь слегка фальсифицируют факты, привязывая всё к своей идее.
Кстати говоря, таких простых и действенных практических рекомендаций в книгах по психологии и воспитанию детей содержится немало. Но увлечённость эзотерикой, видимо, помешала авторам более подробно остановиться на них. Мы же, сославшись на классическую психологию, пойдём дальше и попытаемся всё-таки ответить на поставленный вопрос: так кому же нужны Дети Индиго?
Вернёмся ненадолго к первопричине. Вся проблема в поведении и плохой социальной адаптации некоторых детей. Потому что, если бы никаких проблем здесь не было, никакого вопроса и вовсе не могло бы возникнуть. Если бы Дети Индиго не имели проблем с поведением, речь о них, возможно, вообще никогда бы не зашла. Но проблемы с поведением есть, и есть трудновоспитуемые дети. И вот однажды кто-то часть этих детей назвал Детьми Индиго. Поскольку какие-то действенные критерии отличия Детей Индиго от обычных "трудных" детей отсутствуют, любого ребёнка с проблемами в поведении можно назвать Ребёнком Индиго. Зачем? Да затем, что этим детям дано оправдание за их плохое поведение. Заметьте, уже само это название пишется с большой буквы, тогда как слово "ребёнок" мы пишем обычно с маленькой. Уже намёк на превосходство. И далее - сплошные оправдания плохому поведению, в основе своей имеющие утверждение, что Дети Индиго - это новые дети, пришедшие для того, что бы изменить наш мир к лучшему, знающие, кто они и откуда пришли, понимающие свою высокую миссию в этом мире: "Они приходят в этот мир со своими намерениями."!
"Дети Индиго пытаются помочь нам развить коммуникативные навыки. Они хотят нам открыть глаза..." - вот зачем нужна, оказывается, гиперактивность, - для того, чтобы все мы развивали свои коммуникативные навыки. "Эти дети не признают придуманных нами правил, ибо знают правила реального мира." - откуда можно сделать вывод, что мы с вами правил реального мира не знаем и живём в мире нереальном. И действительно, дальше мы получаем подтверждение этой мысли: "Они знают такие вещи, которые вам неведомы". И ещё: "Они приходят в эту жизнь со знанием того, кто они такие". "В них нет страха, потому что они знают, кто они такие". И кто же они такие? "Мы знаем, что Дети Индиго рождаются одарёнными от Бога. Многие из них по природе своей - философы, размышляющие о смысле жизни и о путях спасения нашей планеты". Ну вот, опять! Опять, чтобы оправдать что-то и кого-то, нужно, чтобы было надо кого-то от чего-то спасать. Чтобы кому-то было хорошо, нужно, чтобы кому-то стало плохо. Чтобы оправдать наше плохое поведение, мы готовы спасти весь мир, чего бы это нам и другим не стоило! Даже если прийдётся сначала изобрести то, от чего нужно спасать. Знакомо, не правда ли? "И запомните: Дети Индиго на 100% являются носителями новой энергии". - И что нам всем теперь делать, даже если это так? "Наша задача как родителей состоит в том... чтобы всегда напоминать им о божественном происхождении и предназначенной им миссии". Ага, теперь понятно, что делать. Только вопрос: кого мы таким образом воспитаем, как они будут жить среди других людей и что делать со своим божественным происхождением и со своей миссией? Даже если они не пойдут по головам других людей выполнять свою миссию, смогут ли они просто быть счастливы в жизни при таком заходе? Да и не все, наверное, согласятся, что какие-то люди имеют божественное происхождение, а какие-то - нет. Это, в конце концов, противоречит нашим религиозным устоям, к какой бы религии мы не обратились.
И вот что примечательно: подавляющее большинство всех Детей Индиго, о которых говорят Ли Кэрролл и Джен Тоубер, появились в неполных или неблагополучных семьях. Какая знакомая картина! Некогда я наблюдал за работой комиссии по делам несовершеннолетних, и подавляющее большинство детей и подростков, которых туда приглашали, воспитывались без отца или имели какие-то другие внутрисемейные проблемы, связанные со взаимоотношениями родителей. Но всё же, основная часть этих детей воспитывалась именно матерями-одиночками. То же самое мы видим и здесь, и это подтверждают сами авторы: "Я обнаружила, что проблемы воспитания Детей Индиго усугубляются, когда родители переживают шумный развод или находят себе нового спутника жизни". Неужели в этом есть что-то новое? Или у всех прочих детей шумные ссоры между родителями и их развод вызывают обычно примерное поведение и повышение успеваемости в школе? Или, может быть, были времена, когда это было так?
Большинство корреспондентов, открывших, что их дети - не просто "трудные" дети, а именно Дети Индиго - одинокие мамы, не справляющиеся с воспитанием этих детей. На фоне неустроенной личной жизни, материальных тягот и трудностей с воспитанием детей - какая это отдушина узнать, что твой любимый, но неуправляемый ребёнок - одарённое существо, посланец всевышнего в нашем мире, спаситель этого мира, который сам знает, как себя вести и что делать. Какое облегчение, что не надо требовать от него того же, чего и от других детей, ведь он - Ребёнок Индиго!
Я не смеюсь. Я сочувствую и сопереживаю. Я в какой-то степени знаю, а в какой-то догадываюсь, как тяжело приходится этим мамам одним воспитывать своих детей, зачастую без какой-либо посторонней помощи вообще. Это значит - отдать всю свою жизнь без остатка своим детям, и не оставить себе ничего, только старость и смерть. И отчаяние одинокого пловца посреди океана, корабль которого затонул, а до любого из берегов - тысячи километров. Подобно волнам накатывают проблемы - одна за другой, и конца этому не видно, и сил становится всё меньше, и их не хватае уже для того, чтобы справляться с волнами, и нет никакой надежды, только отчаяние и безнадёжность наполняют душу. Любая соломинка здесь может показаться спасением, а уж идея вроде "Дети Индиго" - это как остров, неожиданно показавшийся из воды. Есть к чему стремиться, есть, куда плыть. Надежды воскресают! Но увы, этот мир полон обманов, и показавшийся из воды остров - не более, чем мираж. Он либо исчезнет ещё до того, как мы до него доберёмся, и тогда отчаяние захлестнёт нас с головой и мы, скорее всего, утонем, либо будет до бесконечности отдаляться от нас, и мы будем долго и безуспешно стремиться к нему, двигаясь по кругу, так и не добъёмся никакого результата, выбьемся из сил и упустим при этом какие-то реальные, пусть и более скромные возможности.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки "трудных" детей! Как бы вам ни было тяжело, не унывайте, не теряйте надежду и не давайте себя обманывать! Рассуждения о великой миссии ваших детей, об их царственности, об их фантастических способностях не решат ваших проблем, а только усугубят их, не помогут вашим детям, а лишь навредят им и никогда не сделают их счастливыми в этом мире. Отделите рациональное от мишуры, и пусть оно принесёт вам пользу. А всё блестящее - это реклама, цель у которой лишь одна: обогащение её создателей.
В конце хочу привести ещё одну цитату. "Как только эта книга выйдет в свет, многие осознают, что либо сами они являются Индиго, либо у них есть дети Индиго или родственники, или друзья"... А помните "Трое в лодке..." Джерома? Как один из героев взялся читать медицинскую энциклопедию, и нашёл у себя признаки всех описанных болезней (кроме двух, кажется)? Шутка, повторенная дважды, уже не так хороша. Хотя, может быть, Ли Кэрролл и Джен Тоубер не читали Джерома?..