Только проехав около трех километров, я понял, что дом, который искал, остался далеко позади. Передо мной, насколько можно было видеть в сгущающихся сумерках, простирались девственные леса, пересекаемые автострадой, одинокой бороздой, устремившейся к подножию маячащих на фоне окрашенного закатом неба гор.
Почти не сбросив скорость, я развернул машину. Колеса, тоскливо взвизгнув, остановились на мгновение. В следующую секунду мой "Порше" уже несся в обратном направлении, стремительно набирая скорость.
Время от времени я позволяю себе подобные шалости. Могу, скажем, развернуть машину на небольшом "пятачке", на который другим даже въехать представляется невозможным. Обожаю делать крутые повороты, выжимая из мотора все его лошадиные силы. Причем совсем, не важно - сухой ли асфальт подо мной или скользкий лед. Бывало, запомнив показания спидометра, я проезжал километров двадцать, ни разу не нажимая на тормоза.
Подобная практика не раз помогала мне в критических ситуациях, неизбежно возникающих у каждого водителя, возомнившего себя Михаэлем Шумахером.
Правда, должен признаться, однажды мне это стоило собственной разбитой машины - раз, двух чужих (в том числе одной милицейской) - два, немалых расходов на компенсацию пострадавшим - три, а также долгих и малоприятных разбирательств с милицией.
Что ж, за удовольствие приходится платить...
Кстати, после этого случая я и пересел в серебристый "Бокстер", изменив тем самым старому доброму "Опелю", в который при всем желании не смог бы влезть, после того как он трижды перевернулся на шоссе, проехав последние метры на крыше. До сих пор не пойму, как я из него выбрался!..
Увлекшись своими мыслями, я чуть было во второй раз не проскочил мимо дома. Нога резко опустилась на педаль тормоза. Машину занесло и развернуло поперек дороги. Мощные фары "Порше" оказались нацеленными в сад, окружающий дом. Лучи света, пробиваясь сквозь густые заросли и кроны деревьев, выхватывали из темноты отдельные части фасада.
Выключив фары, я понял, что немудрено было проехать мимо дома, не заметив его, поскольку в наступившей темноте он полностью сливался с раскинувшимся вокруг садом.
Я вновь включил свет и, развернувшись, медленно поехал вдоль живой изгороди в надежде найти дорогу, ведущую к дому. Кое-где между кустами проглядывала массивная чугунная решетка. Но ничего похожего на ворота. Доехав до конца ограды, я снова развернулся и, еще медленнее двинулся обратно.
Перспектива провести всю ночь, разъезжая туда и обратно вдоль обросшей решетки, не очень-то радовала меня. Становилось все темнее. Отсутствие на многие километры вокруг какого-нибудь населенного пункта со своим заревом ночных огней делало темноту если не страшной, то, во всяком случае, настораживающей.
Я стал внимательно вглядываться в заросли и, наконец, нашел то, что искал.
Между двух буйно разросшихся кустов, в которых затерялись два чугунных столба - все, что осталось от ворот, - к дому вела грунтовая дорога, такая заросшая, что, казалось, последний раз ею пользовались лет сто назад.
Со смешанным чувством я съехал с шоссе и направил "Бокстер" к дому...
Было впечатление, будто я попал в другой мир. Только что подо мной была асфальтированная дорога, и вдруг я очутился в... джунглях. Казалось, что сейчас из-за дерева выбежит антилопа или выскочит леопард. К счастью, ничего подобного не произошло, и я благополучно подъехал к дому. Заглушив двигатель, но, не выключая фар, я вышел из машины и огляделся по сторонам.
Внешний вид строения был отталкивающим, но, в то же время, поражал своей величественностью. На его фасаде невозможно было найти хотя бы кусочек уцелевшей облицовки. Весь дом был покрыт трещинами, сколами, какими-то пятнами. От самой земли кверху, обгоняя друг друга, тянулись полосы мха, словно метастазы, охватившие больное, истерзанное временем строение. Все правое крыло дворца было скрыто под зеленой массой дикого виноградника.
Огромный, в два этажа дом походил скорее на дворец. Широкие лестницы с перилами в виде диковинных зверей, высеченных из гранита, слева и справа, описывая полукруг, вели к парадному входу. Двери были столь огромны, что в них при желании мог въехать электровоз. Между лестницами, напротив входа, находился бассейн с фонтаном, вернее, - то, что от них осталось - несколько фрагментов гранитного бордюра и ноги центральной фигуры на возвышенности. Из нее, по всей видимости, и била когда-то струя воды, доходящая, должно быть, до уровня крыши дворца. Но и от ног осталось так мало, что трудно было определить, принадлежали ли они мужской или женской статуе. Хотя, если судить по размерам, ступни были все же мужскими.
Однако вернемся к дому. Окна на всех этажах были чуть меньше дверей. Как ни странно, я не заметил ни одного разбитого стекла, что никак не вязалось с обликом дворца. Ни лучика света не пробивалось сквозь плотно занавешенные окна. Если бы я не был уверен, что дом обитаем, могло показаться, что в нем давно никто не живет.
Довершало всю эту архитектуру огромная, нависшая над всем домом крыша со всевозможными оконцами, трубами и заплатами.
И только большая параболическая антенна спутникового телевидения возвращала меня в конец XX века.
Я погасил фары "Порше". Стало так темно, что ничего не было видно в двух шагах. Я включил фонарик, который постоянно держал в машине, и быстро взбежал по правой лестнице. Луч света высвечивал на стене пятно диаметром тридцать-сорок сантиметров, которое я стал водить вокруг двери в надежде найти если не кнопку электрического звонка, то хотя бы шнур с колокольчиком. Пока я безрезультатно сажал аккумулятор фонаря, зажглась лампа, висящая над входом, а через секунду раздался ужасающий скрежет. Одна половина двухстворчатых дверей открылась ровно настолько, сколько требовалось, чтобы просунуть в образовавшуюся щель голову с лохматой русой шевелюрой.
Чуть позже метром ниже головы появилась морда громадной немецкой овчарки, которая постепенно начала надвигаться на меня, неся за собой мощное мохнатое тело. Не могу сказать, что я боюсь собак, но данная особь ввергла меня в ужас.
--
Сидеть, Зиг! - рявкнула голова, затем без паузы, и почти не меняя тона, обратилась ко мне. - Господин Болдин?
Не успел я кивнуть или как-нибудь еще подтвердить, что он не ошибся, как голова опять прорявкала:
--
Заходите!
Еле протиснувшись в щель между двумя створками, которые, наверное, больше и не раскрывались, я очутился в обширном зале, служащем одновременно прихожей. Мне почудилось, что я опять оказался в ином мире - третьем за сегодняшний вечер.
Вестибюль был освещен, но источника света не было видно. Свет струился откуда-то сверху. Я поднял голову. Потолка как такового не было. Вместо него зияла огромная дыра причудливой формы, огражденная перилами, ажурной вязи которых позавидовали бы королевские дворцы. Сквозь отверстие виднелся потолок второго этажа. Прямо посередине с потолка свисала люстра неимоверных размеров и неописуемой красоты. Но она не горела. Свет лился со второго этажа.
В противоположном конце зала широкая лестница из голубого мрамора, покрытая толстой ковровой дорожкой, терялась в полумраке...
--
Могли явиться и пораньше, - голос ворчуна вернул меня к действительности. - Господин Болдин, - добавил он совсем некстати.
--
Да вот никак не мог найти ваш дворец, - как можно вежливее ответил я.
--
Было бы что искать. Это единственный дворец в округе, - проворчал он и, снова вставив "господин", исчез в одной из дверей, выходящих в зал, не слушая моих оправданий...
Я остался один на один с Зигом, боясь пошевелиться. Собака же, широко зевнув и продемонстрировав набор великолепных клыков, спокойно улеглась на полу и, чуть склонив в сторону морду со свисающим почти до пола языком, уставилась на меня. Полежав так с минуту и убедившись в моей безобидности, Зиг откинулся на бок, вытянул лапы. Тем не менее, он не терял бдительности. Стоило мне залезть в карман за сигаретами, пес приподнял голову и слегка зарычал. Но, увидев в моих руках всего лишь пачку "Парламента", успокоился и, потянувшись, закрыл глаза.
Прикурив от зажигалки, я глубоко затянулся и осмотрелся вокруг. Все стены вестибюля были увешаны картинами старых мастеров. Тут и там со стен на меня смотрели полотна Гойи, Веласкеса, Ван Дейка, Ватто. Авторство остальных картин с первого взгляда трудно было определить, хотя не было никакого сомнения в том, что и они вышли из-под кисти прославленных живописцев прошлых веков.
Верхнее освещение делало небольшую картинную галерею таинственной и загадочной. Все в этом доме было загадочным, даже пес, который опять встрепенулся, когда я во второй раз полез в карман за сигаретами, хотя, казалось, он спал. Убедившись, что у меня в руке все та же пачка "Парламента", Зиг перевернулся на другой бок, зевнул и снова закрыл глаза.
Я же, совсем обнаглев, решил подойти поближе к картинам, висевшим в дальнем конце зала. Но в это время открылась дверь, и в зал вошел ворчун.
--
Прошу прощения! В это время мы обычно включаем сигнализацию.
Он подошел к стене и щелкнул выключателем. Под карнизом вспыхнули скрытые светильники, озарив зал мягким светом, заигравшим на позолоте массивных рам.
--
Я дворецкий господина Воронцова, - представился он. - Зовите меня Герасимом.
--
Очень приятно. Максим, - я протянул руку.
Сзади раздалось предостерегающее рычание Зига.
--
Прошу следовать за мной! Господин Воронцов ждет вас, - торжественно объявил Герасим, жестом пригласив меня подняться на второй этаж.
Загасив сигарету в маленькой хрустальной пепельнице, я направился к широкой лестнице.
Наверху меня ждало еще большее потрясение. Тициан, Караваджо, Пуссен, Рембрандт!.. Целая стена была занята гравюрами Дюрера!
--
Прошу сюда, - Герасим толкнул дверь в конце коридора, приглашая меня войти. Сам он не зашел, чтобы доложить о моем приходе.
Я сбросил с себя оцепенение и переступил порог комнаты...
Помещение, в котором я очутился, являлось, по всей видимости, личным кабинетом господина Воронцова. Все в нем говорило об изысканном вкусе и о большом количестве нулей на банковском счету его хозяина.
Кабинет представлял собой громадную круглую комнату диаметром не менее десяти метров, с высоченным куполообразным потолком. Всю стену напротив дверей занимало большое французское окно, занавешенное тяжелыми, расшитыми золотом шторами. Круглый ковер размером с вертолетную площадку покрывал большую часть пола, оставляя неприкрытой узкую полоску дорогого паркета около стен. Слева и справа, друг против друга находились два камина, в одном из которых, несмотря на теплую погоду, полыхали, потрескивая и разбрасывая вокруг искры, два сосновых ствола. Пространство между дверьми и каминами занимали полукруглые книжные шкафы из маренного дуба, смыкающиеся над дверью. Две же стены по бокам от окна были увешаны несколькими прекрасными полотнами, каждое из которых стоило целое состояние.
Посредине кабинета, чуть смещенный к окну, стоял стол, который не поместился бы в нормальной комнате.
Ошарашенный великолепием и размерами кабинета, я сперва было и не приметил маленького, аккуратного старичка в стеганом домашнем пиджаке коричневого цвета, сидящего в кресле за столом.
Похоже, что и он не заметил моего появления, поскольку даже не шевельнулся, когда я вошел. Уставившись взглядом куда-то поверх моей головы, господин Воронцов, казалось, думал о чем-то своем.
Я попытался привлечь его внимание тем, что громко кашлянул. Но и это не произвело должного эффекта.
Мысль, что я буду иметь дело с пожилым обладателем многомиллионного состояния, который к тому же плохо видит и слышит, не очень мне улыбалась. Хотя, несколько часов назад, когда мы по телефону договаривались о встрече, господин Воронцов не оставлял впечатления выжившего из ума старикашки.
Ситуация начала меня раздражать. Быстро пройдя расстояние, отделяющее меня от стола, я склонился над хозяином кабинета насколько позволяли размеры его рабочего места.
--
Господин Воронцов, - позвал я.
Никакой реакции. Я уже собирался позвать на помощь Герасима, когда обратил внимание на неестественную бледность лица Воронцова, которую в полумраке кабинета сперва не заметил. Быстро обойдя стол, я приблизился к нему и взял за руку.
Господин Воронцов был мертв!
Причиной смерти была страшная огнестрельная рана, вокруг которой расползлось зловещее кровавое пятно...
Пуля, выпущенная сзади, пройдя сквозь спинку кресла и тело жертвы, впилась в массивный стол рядом с бронзовым замком, запирающим ящик. Пуля крепко засела в твердой древесине, однако не было никаких сомнений, что она была выпущена из мощного оружия тридцать восьмого калибра.
Оставив милиции попотеть над извлечением пули, я попытался сообразить, откуда могли стрелять в сидящего за столом Воронцова. Убийца мог находиться как в комнате, за креслом, так и в саду. Второй вариант я сразу же отбросил, так как, во-первых, плотные шторы на окнах исключали возможность прицельной стрельбы снаружи, во-вторых же, осмотрев само окно, я не обнаружил ни одного стекла с отверстием от пули.
Продолжив осмотр, я убедился, что все рамы были хорошенько заперты специальными засовами. Факт сей, если и не исключал возможности, что преступник проник в кабинет из сада, то, во всяком случае, свидетельствовал о том, что бежал он не через окно. Правда, нельзя было исключать вероятность того, что уже после его ухода кто-то, находящийся в доме, мог закрыть за ним окно.
Все это, как и многое другое предстояло еще выяснить милиции. Я же решил воспользоваться представившейся мне возможностью и выяснить вероятную связь между убийством и причиной, побудившей господина Воронцова пригласить меня к себе. Если, конечно, такая связь была.
Я внимательно огляделся вокруг. На первый взгляд ничего не было тронуто. Но, включив верхнее освещение, я понял, что убийца что-то поспешно искал. Но что? Дверцы книжного шкафа были открыты настежь, несколько книг валялось тут же на полу. Такой же беспорядок царил и вокруг письменного стола.
Медленно прохаживаясь по комнате, я случайно обратил внимание на две еле заметные полосы на стене рядом с камином, длиной около метра каждая. Подняв голову, я увидел по два маленьких крючочка над каждой из полос, закрепленных под карнизом. Не было никакого сомнения как в том, что там когда-то висели картины, так и в том, что они куда-то исчезли! Две позолоченные рамы, которые я нашел во втором камине, за экраном, полностью подтвердили мои выводы.
Итак, злоумышленник каким-то образом проник в дом, застрелил Воронцова, снял полотна со стены, вынул их из рам, после чего исчез неизвестно каким образом.
Но интуиция подсказывала мне, что здесь что-то не так. Я почему-то был уверен, что убийство каким-то образом связано с делом, которое Воронцов собирался обсудить со мной. Никаких фактов, говорящих в пользу подобных предположений, у меня, естественно, не было.
Хотя, конечно, не исключено, что произошло заурядное убийство с ограблением. Я же пытаюсь придать всему происшедшему какую-то таинственность. Кто знает?..
Бревно в камине, с треском обломившееся пополам, прервало мои мысли. Языки пламени весело бегали по поленьям. От жара, исходящего от них, у меня закружилась голова. Не найдя более ничего интересного, я вышел из кабинета и спустился вниз...
Спустя пятнадцать минут после звонка в милицию весь сад вокруг дворца заполнился пронзительным воем сирен. Красные и синие проблески вперемешку со светом фар, мелькавших среди деревьев, озарили парк фантастической иллюминацией.
Три милицейских машины одна за другой ворвались на площадку перед домом. Скрипя тормозами и скрежеща гравием, машины остановились возле фонтана. Причем каждая следующая машина притормаживала вровень с впереди идущей, из которой в один миг выскакивали омоновцы с оружием в руках. В считанные секунды дом был окружен. Все произошло настолько быстро и слаженно, что казалось хорошо отрепетированной сценой из остросюжетного боевика.
Однако, если эти маневры проделывались с расчетом на то, что преступник, застрелив владельца дворца и, похитив пару картин, сидел в доме, дожидаясь приезда милиции, то очень скоро последняя убедилась в ошибочности своих расчетов. Ретивые защитники правопорядка стали по очереди вылезать из своих укрытий: кто из-за дерева, кто из-под машины. Один из них, особенно усердный, умудрился даже забраться в какой-то бак и теперь стряхивал с себя вонючую жижу, морщась и отплевываясь во все стороны.
Насладиться зрелищем помешал громкий стук в дверь. Стучали, наверное, прикладом автомата, поскольку грохот был невообразимый.
Герасим, молчавший с того момента, как я сообщил ему о случившемся, вскочил с места, ошалело оглядываясь по сторонам. Не дожидаясь, пока он придет в себя, я сам подошел к входным дверям и открыл их...
Не обращая на меня ни малейшего внимания, в вестибюль ввалился здоровенный детина с всклокоченными волосами и заспанным лицом. Представившись сержантом местного отделения милиции, он незамедлительно приступил к опросу свидетелей.
--
Кто вы такой и что здесь делаете? - пролаял он, смерив меня презрительным взглядом.
Есть тип людей, которые, еще до того как откроют рот, производят настолько неприятное впечатление, что вы молите Бога, чтобы они молчали как можно дольше и не усугубляли и без того скверного ощущения от удовольствия лицезреть их.
Сержант Санеев относился именно к этой категории людей. Его внешность, голос и манера говорить были столь омерзительны, что я не смог сдержаться и не ответить ему тем же, естественно, в рамках своего воспитания. Последние оказались до такой степени узкими, что единственное, что я смог сказать, было:
--
А вы?
В эти три буквы я попытался вложить как можно больше сарказма, который, к моему сожалению, был полностью игнорирован сержантом.
--
Здесь Я задаю вопросы. ЯСНО?! - рявкнул Санеев, оглянувшись на своих подручных, присутствие которых по его мнению должно было усилить эффект от второго и, особенно, последнего слова.
--
Яснее некуда, - признался я. - Ну и какие вопросы ВЫ ТУТ задаете, если не секрет?
Если я надеялся таким образом вывести эту скотину из себя, то моим чаяниям суждено было разбиться об медный лоб сержанта. Совершенно невозмутимо, как если бы я совсем ничего не говорил, он повторил вопрос в несколько измененном виде:
--
Кто ты такой и что здесь делаешь?
Мне захотелось опять ответить: "А ты?", но я вовремя удержался и честно ответил:
--
Жду вас.
К моему величайшему изумлению физиономия Санеева сперва покрылась темными пятнами, затем краска схлынула с его небритого лица, и цвет его стал похожим на цвет лица Воронцова, "дожидающегося" сержанта в своем кабинете на втором этаже дворца. И, наконец, что особенно мне не понравилось, правая рука его потянулась к кобуре, в которой, естественно, находилась не пачка сигарет, коими сержант собирался угостить меня...
В дальнейшем, человек, знающий Санеева не понаслышке, как-то рассказал мне, что таким образом сержант выказывает свой гнев. На мой вопрос, каким же тогда образом достопочтенный Санеев обнаруживает ярость, ответ был предельно краток: "Стреляет".
К счастью, всего этого я тогда еще не знал, поэтому, спокойно дождавшись нормального оттенка на лице сержанта, показал ему свои документы. Санеев взял их в руки и, после того как внимательно изучил от корки до корки, вернул мне, отнюдь не изменив первоначального мнения обо мне. Затем, усмехнувшись, представил меня своим подчиненным:
--
"Кол-лега" из столицы.
Эта фраза, произнесенная с идиотской интонацией, сильно развеселила всех присутствующих. Особенно долго и противно хохотал сам сержант. Тяжело вздохнув, я закурил сигарету и стал терпеливо дожидаться конца всеобщего веселья.
Затянувшийся "вечер юмора" был неожиданно прерван появлением Зига, мордой открывшего дверь комнаты, в которой его оставил Герасим. Благородный пес, множество сородичей которого беззаветно служат в милиции, почему-то не почувствовав ничего родственного, грозно зарычал и направился в сторону Санеева. Доберись он до группы гогочущих милиционеров, я бы не стал ручаться за то, что хоть один из них смог целым и невредимым вернуться в отделение.
--
Уберите сейчас же собаку! - завопил сержант, выхватывая пистолет из кобуры.
Зиг, наученный всем приемам задержания вооруженного нарушителя, рванулся изо всех сил, вырвался из слабых рук схватившего его было за ошейник Герасима и, сделав пару шагов, с расстояния в два метра прыгнул на сержанта.
Вонзив мощные клыки в руку, державшую пистолет, Зиг всей тяжестью своего дородного тела повалил Санеева на пол. Пистолет отлетел в сторону. Опустив передние лапы сержанту на грудь, собака зарычала в двух сантиметрах от его лица, грозно скаля зубы.
Первым из всех опомнился я. С неожиданной для себя прытью я подскочил к Зигу и оттащил его за ошейник от перепуганного до смерти Санеева. Поднявшись с пола, сержант стряхнул с себя пыль, с сожалением разглядывая изорванный рукав кителя.
--
Отличная собака, - только и промолвил он.
Один из милиционеров услужливо подал шефу его оружие. Проверив предохранитель, сержант засунул его на место и, как ни в чем не бывало, обратился ко мне.
--
Ну, так что вы здесь делаете, кроме того, что дожидаетесь нас, а?
В двух словах, не вдаваясь в подробности, я объяснил ему причину моего пребывания во дворце. Герасим, успевший к тому времени водворить Зига на место, подтвердил мои слова.
--
Хорошо, - Санеев, казалось, был удовлетворен моими объяснениями. - Прошу проводить меня к месту преступления.
Дойдя до лестницы, ведущей на второй этаж, сержант вдруг резко обернулся и посмотрел на меня.
--
А вы можете идти домой, господин Болдин, - сказал он, мило улыбнувшись. - Я понимаю, - продолжил он, увидев выражение моего лица, - вы сейчас думаете, что сержант Санеев - идиот. Что ни одному нормальному человеку не придет в голову отпускать одного из свидетелей, может, даже убийцу. Хм! Никуда вы не денетесь... А знаете, почему я вас отпускаю? Не знаете? Так я вам объясню. Чтобы вы не путались у меня под ногами и не мешали расследованию. Встречал я уже одну частную ищейку, заморочившую мне голову своими дурацкими советами. Так что, спокойной ночи, господин Болдин! Надеюсь, вы благополучно доедете до столицы.
--
Обязательно, - пообещал я и, не дожидаясь, пока мне во второй раз предложат убраться, кивком головы попрощался со всеми и вышел из дома.
Освещая фонариком под ногами, я добрался до своей машины, сел за руль и завел мотор. Выехав на шоссе, я надавил на педаль акселератора, и "Бокстер", рассеивая фарами кромешную тьму, помчался прочь от дворца...
***
Верхушки высоток, видимые из окон моего офиса, окрасились оранжевым светом восходящего солнца. Звезды померкли на утреннем небе. Свежий ветерок, всполошивший двух голубей, устроившихся на карнизе, ворвался в комнату, разметав бумаги по столу.
Я стоял у распахнутого окна и курил, глядя на просыпающийся город. Докурив до фильтра, я полез в карман за новой сигаретой. Пачка "Парламента", начатая в вестибюле дворца Воронцова, оказалась пустой. Помятые окурки переполнили тяжелую пепельницу на моем рабочем столе. Пепел, осыпавшийся вокруг, как живой скользил по полированной поверхности, заползая под папки с документами и телефонный аппарат. Сдув его на пол, я открыл ящик стола, в котором держал запасную зажигалку и несколько пачек сигарет. Но и там было пусто. Чертыхнувшись, я с силой задвинул ящик обратно, злясь непонятно на кого.
Резкий телефонный звонок не сразу дошел до моего сознания. Секунду поколебавшись, я поднял трубку. Звонил мой старый друг - лейтенант милиции Денис Давыдов.
--
Хэлло, Макс! - бодро приветствовал меня лейтенант.
--
Доброе утро, Дэн, - буркнул я в трубку, механически залезая в карман за сигаретами. Не найдя там ничего, я совсем расстроился.
--
Излишнее пожелание, Макс. Я со вчерашнего дня не ложился спать. - Денис, казалось, не замечал моего плохого настроения. - Вся милиция области поднята на ноги.
--
Неужто землетрясение разрушило все тюрьмы? - попытался сострить я.
--
Убит Марк Воронцов - один из самых богатых и влиятельных людей в городе. К тому же завзятый коллекционер старинной живописи. Вот почему я звоню тебе. Ты ведь единственный в своем роде специалист по "криминальной живописи", так ведь?
--
Ну? - промычал я.
--
Ты бы не мог помочь мне раздобыть какую-нибудь информацию о Воронцове? В своей области, конечно.
--
Могу, - недовольно проворчал я, опять не найдя в правом кармане пачки сигарет.
--
Отлично! - обрадовался Денис. - Когда мне перезвонить?
--
Не нужно перезванивать. Я расскажу тебе кое-что прямо сейчас.
--
Я и не ожидал другого. Слушаю.
Найдя в пепельнице жирный окурок, я расправил его и прикурил от настольной зажигалки. Морщась от противного привкуса, я начал:
--
Марк Воронцов убит вчера вечером в своем доме в Рощино выстрелом в спину из пистолета тридцать восьмого калибра. Из дворца похищены две картины. Убийца, скорее всего, не оставил никаких следов. Не понятно также, как он покинул дом. Тем более что выносил с собой довольно-таки большие полотна...
--
Погоди, погоди! Откуда все это тебе известно?
--
Из первых рук.
--
Не понял.
--
Работа в милиции сделала тебя ужасно тупым, Дэн.
Денис не обратил внимания на мою колкость.
--
Ну, а все же?
--
Вчера вечером я был в гостях у Воронцова и все, что тебе рассказал, видел собственными глазами.
--
Так это ты был той "частной ищейкой", которого сержант Санеев отпустил, чтобы тот не мельтешил перед глазами?
--
Наверное.
--
Через пятнадцать минут я буду у тебя, - Денис собрался повесить трубку. - Никуда не уходи.
--
Дэн! - успел крикнуть я.
--
Ну, что еще?
--
Захвати с собой сигареты и что-нибудь выпить. Ужасно болит голова.
--
Хорошо. Скоро буду, - лейтенант бросил трубку...
--
Ну, хорошо! - Денис допил свой стакан, с грохотом опустив его на письменный стол. - Все более или менее ясно. Но о каких картинах ты говорил? О похищении ничего не сообщалось.
--
Ничего странного не нахожу. Пока в милиции работают такие бараны, как Санеев...
--
Причем тут Санеев! - рассердился Денис. - В доме работала целая группа экспертов, и ни о каких картинах никто не заикнулся.
--
Естественно, - рассмеялся я. - Их ведь похитили.
--
С чего ты взял?
--
Я же единственный в своем роде специалист по "криминальной живописи". Ты ведь так выразился?
--
По-моему - да. Не помню.
Я рассказал Денису о находке в камине и о полосах на стене.
--
Эти рамы я тоже видел, - вспомнил он, - но решил, что ими топят камин.
--
Ты спятил, Дэн! Кто же станет дорогими позолоченными рамами растапливать камин?
Денис в задумчивости почесал переносицу.
--
Откуда мне знать? С этими "новыми русскими" заранее ничего не можешь предугадать. Помню, в прошлом году, расследуя одно убийство, я столкнулся с экстравагантной девицей, наследницей богатой тетки, которая принимала ванну, наполненную французским шампанским. Так что - сам понимаешь... А насчет рам - я пошутил.
Я улыбнулся. Действительно, на фоне плескавшейся в шампанском наследницы, Марк Воронцов, растапливающий свой камин позолоченными багетами, выглядел бы просто нищим. Для того чтобы хоть как-то восстановить свое подмоченное реноме, ему пришлось бы жечь в камине сами картины.
--
Что ты можешь рассказать о самом Воронцове? - спросил Денис.
--
Ровным счетом ничего, - признался я. - Хотя, конечно, пытался навести кое-какие справки до того, как ехать в Рощино. Напрасная трата времени. Около двадцати лет назад, после смерти жены, Марк Воронцов - самый богатый человек в Северном полушарии, как его величала западная пресса - исчез. Испарился... Не совсем, конечно. Иногда о нем вспоминали. В прессе перечисляли названия островов, даже архипелагов, купленных Воронцовым вместе с племенами, населяющими их. Потом оказывалось, что никаких островов он не покупал, а живет себе где-то в Северной Америке, чуть ли не в Беверли-Хиллз, по соседству с Мадонной, и никак не может решить, дарить или не дарить свое уникальное собрание картин Метрополитен-музею или галерее Уффици. Кстати, до вчерашнего дня я был уверен, что все разговоры вокруг коллекции Воронцова не более чем слухи. Но то, что я увидел во дворце!.. Молва явно поскупилась на похвалы.
--
Ты так считаешь? - спросил Денис, недоверчиво морщась.
--
Я в этом уверен, - с воодушевлением ответил я. - Многие музеи мира продали бы души всех своих сотрудников дьяволу, только бы заполучить одну-две картины из дворца в Рощино в свои собрания.
--
Думаешь, следует искать мотив убийства в этом направлении?
--
Ну, а ты как думаешь? - удивился я.- Убийство, ограбление... По-моему, все ясно.
--
Тебе кажется, что в убийстве замешан Вашингтон?
--
При чем тут Вашингтон? - я вытаращился на Дениса.
--
Я имею в виду Метрополитен-музей, - Денис сделал неопределенный жест рукой.
--
Начнем с того, что Метрополитен-музей находится не в Вашингтоне, а в Нью-Йорке. Ну, а потом, я не совсем пойму, откуда у тебя взялась эта дикая мысль?
--
Ты же сам говорил, что многие музеи продали бы душу дьяволу, лишь бы...
Я вобрал полные легкие воздуха и медленно выпустил его через ноздри, для того чтобы не расхохотаться.
--
Я понимаю, - начал я, с трудом сдерживая улыбку, - что ты, как офицер милиции, можешь подозревать всех, кому было выгодно данное преступление. Но совсем не обязательно доводить это до абсурда.
--
А теперь послушай меня, Макс, ты, - Денис начал терять терпение. - Я, как офицер милиции, могу не только подозревать, но, и обязан проверять любую версию, даже если она относится к категории слухов. И если имеются сведения, что Воронцов какое-то время жил в США... Одним словом, от ЦРУ чего хочешь можно ожидать.
--
Да не был Воронцов в США, - я уже не знал, смеяться мне или плакать. - И ЦРУ тут ни при чем. Ты лучше послушай, что я тебе скажу.
--
Валяй, - согласился Денис. - С удовольствием послушаю.
Он поудобнее устроился в кресле и плеснул себе немного пива, абсолютно забыв про мой стакан, решив, видимо, что алкоголь только помешает мне толком изложить свои соображения.
--
Начнем с дворца...
--
Начинай с чего хочешь, - отозвался Денис, со смаком хлебнув пару глотков.
--
Ты либо заткнешься, либо я ничего не скажу! - обозлился я.
--
Извини. Я уже заткнулся, - примирительно сказал Денис. - Итак, начнем с дома...
--
Ты, наверное, заметил, что участок вокруг дворца не имеет даже приличной ограды? Сам дом не охраняется. Нет ни охранников, ни сторожевых псов. Одна лишь немецкая овчарка живет в доме, но и ту держат взаперти на первом этаже. Правда, в доме установлена сигнализация, датчики которой разбросаны по всему дому, но, согласись - этого мало для дома, в котором хранятся произведения искусства на несколько десятков, если не сотен миллионов долларов...
--
Не скажи, - перебил меня Денис. - Я немного знаком с охранными устройствами. В доме Воронцова используется система инфракрасного излучения, не позволяющая не только подойти к дому, когда она включена, но и передвигаться внутри него, если кто-то каким-то образом все же проникнет внутрь.
--
Тем не менее, в дом не только проникли, но и, судя по всему, свободно прогуливались по залам, - не скрывая иронии, возразил я.
--
Это означает, что система не была задействована. Только и всего, - Денис развел руками.
--
Ты меня не убедил. Не могли же охранное устройство постоянно держать включенным.
--
Естественно, - согласился Денис.
--
Вот видишь. А теперь скажи мне, что мешало грабителю войти в дом днем, когда устройство было выключено? Тем более что дворец-то находится на отшибе.
--
Ну ладно, предположим. И какой вывод ты делаешь из всего, тобою же сказанного?
--
Очень важный, - я поднял указательный палец, призывая Дениса не пропустить ни одного слова. - Я уверен, что никто на свете (не забывай, что даже газетчики, - а они народ пронырливый, - не знали про обитателя дворца), за исключением очень узкого круга людей, будь то родственники или близкие друзья, (в существование которых я не очень-то и верю), понятия не имел, что дворец в Рощино принадлежит Воронцову. Тем более что он там живет. Так вот, я считаю, что убийцу надо искать среди них, предварительно определив круг родственников. А не в Вашингтоне или Метрополитен-музее.
--
Однако я не пойму, что заставляло Воронцова вести затворнический образ жизни? - спросил Денис.
--
Попытаюсь тебе объяснить. Дело в том, что люди, подобные Воронцову, получают огромное наслаждение от самого факта единоличного обладания тем или иным шедевром, о существовании которого не подозревает ни одна живая душа. Они забираются со своими сокровищами на край света, строят подземные галереи. Многие из них не гнушаются приобретением краденых картин, что, разумеется, еще в большей степени вынуждает их скрывать свои коллекции от постороннего взгляда. Может быть, этим и объясняется тот факт, что я, несмотря на мои обширные связи, не смог собрать даже самую малость достоверной информации о Марке Воронцове. Даже сведений, каким образом он приобретал картины для своего собрания, ни у кого нет. Хотя пара полотен, попавших мне на глаза во дворце, были куплены на одном из последних аукционов "Сотбис". Вероятнее всего, Марк Воронцов приобретал картины через подставных лиц.
--
Выходит, что мы и не узнаем, какие именно из них были похищены вчера вечером, - то ли спрашивая, то ли утверждая, произнес Денис.
--
Скорее всего - нет. Конечно, существуют бумаги, подтверждающие владение картиной частным лицом. Но, поди, разыщи их. Вся система аукционов, участники которых нередко желают остаться неизвестными, особенно, если дело касается дорогих предметов, настолько запутана, что любая попытка проследить за каким-нибудь произведением заранее обречена на провал.
Наступившую паузу прервал телефонный звонок. Глянув на настенные часы, я с удивлением отметил, что за беседой с лейтенантом прошло почти два часа, и теперь стрелки показывали половину восьмого утра.
Я поднял трубку.
Молодая женщина, приятным голосом пожелав мне доброго утра, сразу же перешла к делу:
--
Господин Болдин, мне необходимо как можно скорее встретиться с вами. Дело не терпит отлагательства.
--
Я буду ждать вас у себя в офисе в любое удобное для вас время, - галантно ответил я.
Раздражение, не скрываемое моей собеседницей, несколько обескуражило меня.
--
Если вас не затруднит, господин Болдин, я бы желала видеть вас у себя по адресу: Урицкий переулок, дом двадцать пять, через... час. Я вас очень прошу, приезжайте, - добавила она более мягким тоном.
--
Простите, а с кем имею честь?..
Но в трубке уже раздавались прерывистые гудки. Незнакомка повесила трубку. Я тоже отключил телефон и записал адрес на клочке бумаги...
Мы с Денисом вышли на улицу и распрощались, предварительно договорившись, где мне найти его, если в этом будет необходимость. Разыскав на обширной стоянке свой "Бокстер" (из-за низкой посадки машины это далеко не легкое дело), я устроился в мягком сидении и включил проигрыватель. Времени у меня было более чем достаточно, чтобы через час успеть в Урицкий переулок, поэтому я решил заехать по дороге в магазин и пополнить иссякшие запасы сигарет. Те, что привез с собой Денис, были слишком слабы, и я курил их без передышки, так что бумажная пачка совсем похудела.
Протянув руку к замку зажигания, я завел мотор и, с визгом тронувшись с места, выехал на проезжую часть улицы...
***
Урицкий переулок представляла собой довольно узкую улочку, заросшую розами и флоксами. Дорога шла под уклон, слегка извиваясь между небольшими пригорками, на которых приютились в основном двухэтажные виллы, утопающие в сверкающей зелени. Дорогие автомобили, припаркованные почти у каждого особняка, красноречиво свидетельствовали о немалых доходах обитателей этого райского уголка.
Дом под номером двадцать пять находился почти в самом конце улицы. Белый двухэтажный особняк выгодно отличался от соседних строений, прежде всего безукоризненным вкусом и сдержанной архитектурой, без излишеств, присущих общей атмосфере улицы. Сад, окружающий дом, был настолько красив, что можно было часами любоваться им, не говоря о соблазне перелезть через ограду и разлечься под каким-нибудь развесистым деревом. Тем более что, несмотря на ранний час, жара стояла невыносимая.
Неподалеку от дома, под деревом, пристроился допотопный "Москвич", непонятно каким образом очутившийся в компании "Джипов" и "Мерседесов", населяющих переулок. Перед особняком, напротив крыльца, стоял золотистый "Лексус" последней модели.
Специфика моей профессии сталкивала меня с самыми разными людьми, единственным сходством которых было богатство. Естественно, человек среднего достатка не может позволить себе покупать произведения искусства, стоимость которых намного превышает сумму, которую он может заработать за всю свою жизнь. Так что, не обращая чересчур большого внимания на все эти атрибуты благополучия, я припарковал свой "Порше" рядом с "Лексусом" и вылез из машины. Аромат цветов приятно ласкал мое обоняние, чириканье птиц ублажало измученный городским шумом слух. Я взбежал на крыльцо и нажал на кнопку звонка. Прождав около минуты, я еще раз взглянул на номер дома, после чего вторично позвонил, на этот раз чуть дольше... В третий раз вдавив кнопку звонка, я от нетерпения пихнул дверь кулаком. Незапертая створка от удара резко открылась, с грохотом стукнувшись о стену. Быстро осмотревшись по сторонам, и убедившись, что никто не заметил моего непристойного поступка, я юркнул в дом.
Очутившись в просторном холле, я моментально прикрыл за собой дверь и, машинально достав пистолет, прижался к стене, держа оружие перед собой.
Первое, что бросилось мне в глаза, была огромная марина кисти Айвазовского, занимающая всю стену напротив. Не менее прекрасные полотна меньших размеров украшали три оставшиеся стены. Тихо ступая по мягкому пушистому ковру, я обошел все двери, выходящие в холл, по очереди открывая их и заглядывая в комнаты. Никого. Я подошел к лестнице, ведущей на второй этаж, и, вытянув шею, посмотрел наверх. Убедившись, что на лестнице никого нет, я молниеносно взлетел по ней и прижался к выступу стены, все еще держа пистолет наготове. Еле слышный скрип открываемой двери заставил меня оглянуться...
В следующее мгновение что-то очень тяжелое обрушилось сзади мне на голову. Перед глазами потемнело. Теряя равновесие, я попытался схватиться за перила...
Очнутся я у подножия лестницы. Одна нога покоилась на первой, другая - на третьей ступенях. Мозги от сотрясения спас ковер. От сильной боли в области затылка я не мог пошевелить головой. Все тело ныло, словно по мне проскакали участники стипл-чеза. С трудом поднявшись с пола, я в первую очередь разыскал свой пистолет. Проверив магазин и убедившись, что все патроны на месте, я загнал его на место. Затем стряхнул с себя пыль и стал не спеша подниматься вверх по лестнице, рассудив про себя, что вряд ли кто-то станет поджидать меня, чтобы во второй раз шарахнуть по голове. Кое-как забравшись на второй этаж, я по очереди обошел все комнаты, в основном спальни. Везде царили образцовый порядок и чистота...
То, о чем я интуитивно догадывался и подсознательно искал, я нашел в дальней комнате, в платяном, встроенном в стену, шкафу. На дне шкафа, под дорогими нарядами лежало тело молодой женщины, великолепную фигуру которой не скрывало короткое летнее платье, к тому же сильно задранное на бедрах. На голове, чуть ниже правого виска, зияла ужасная рана. Испачканное кровью платье в области живота указывало на то, что одна из пуль попала туда, хотя самой раны не было видно, так как труп был сложен пополам, чтобы уместить его в небольшом шкафу.
Убийца, по всей видимости, был хорошо знаком с хозяйкой дома. Незнакомого человека не впускают свободно в дом, тем более не ведут в спальню. Следов взлома ни на окнах, ни на входной двери не было видно. Насколько можно было судить по нетронутым бриллиантовым серьгам на трупе, ограбление исключалось. На полу лежала сумочка, содержимое которой было разбросано вокруг. Однако, ни кредитные карточки, ни пачка денег не были тронуты. Я нагнулся и поднял сумочку с пола. Просмотрев ее содержимое в надежде найти хоть что-то, что могло бы пролить свет на убийство, и не найдя ничего интересного, я подошел к телефону, стоящему на тумбочке рядом с кроватью, и набрал номер Дениса.
Услышав мой голос, Денис почему-то очень обрадовался.
--
Ну как, Макс? Есть какие-нибудь новости?
--
Есть.
Почувствовав что-то неладное в моем голосе, Денис встревожился:
--
Макс, что-нибудь случилось?
--
Да, - буркнул я, проводя пальцем по раме висящей над тумбочкой картины Ван Гога. - Помнишь адрес, который я утром записал?
--
Да... Погоди, сейчас вспомню... Урицкий переулок, дом пятьдесят два, а что?
--
Двадцать пять, - поправил я. - Приезжай и не задерживайся.
--
Ограбление?
--
Хуже. Убийство.
--
Что?!! - завопил Денис.
--
Ты слышал. Приезжай, - ответил я и повесил трубку.
Тут я обратил внимание на тонкую записную книжку, подложенную под аппарат. Раскрыв ее, я увидел записи, в основном номера телефонов, сделанные почти каллиграфическим почерком. Против каждого из номеров стояло имя его владельца, иногда лишь инициалы. Свой номер я разыскал где-то в середине странички под буквой "Б". После него я насчитал еще несколько записей. Выходило, что девушка, записывающая нужные ей номера телефонов в книжку, знала меня не с сегодняшнего утра. Я попытался вспомнить, где я мог видеть хозяйку дома, но из этого ничего не вышло. Я еще раз подошел к шкафу и взглянул на ее лицо. На этот раз оно мне показалось вроде бы знакомым. Но не более. Я мог видеть его на страницах светской хроники или на какой-нибудь презентации.
Внимательно пройдясь глазами по именам и, не увидев ни одного знакомого, я закрыл книжку и положил ее в карман. Однако тут же достал. Один из номеров сопровождался инициалами "Н. С.", которые показались мне знакомыми. Однако как я ни силился вспомнить, кто скрывается под этими двумя буквами, все было безрезультатно. Видимо, меня здорово треснули по башке, раз я ничего не мог вспомнить. Засунув записную книжку обратно в карман, я сбежал вниз...
Увидев меня со скривленной шеей и кряхтящего на каждом шагу, Денис не смог скрыть улыбки.
--
Ну и рожа у тебя, Шарапов, - хохотнул он. - Случаем, не ты убил ее после того, как она треснула тебя ножкой от стула?
--
Идиот, - проворчал я. - И как таких кретинов не гонят из милиции в три шеи...
--
Насчет шеи ты прав, - усмехнулся Денис, шлепнув меня по затылку.
--
Больно ведь! - вскрикнул я. - Иди лучше займись своим делом. Тело на втором этаже в последней комнате по коридору, в шкафу.
Оставив меня внизу с молоденьким милиционером, лейтенант с целой группой "специалистов" поднялись на второй этаж. Оставшийся со мной милиционер, сочувствующе посмотрел мне в глаза, не решаясь, однако, заговорить.
--
Давно в милиции? - спросил я, потирая больное место на шее.
--
Три месяца и две недели! - доложил он, словно отчитывался перед генералом.
Я достал сигарету. Парень щелкнул зажигалкой.
--
Первое убийство? - я выпустил струйку дыма из ноздрей и испытующе посмотрел на него.
--
Так точно! Первое.
--
К сожалению, не могу поздравить, - вздохнул я, стряхивая пепел в пепельницу.
--
Действительно, не с чем, - согласился парень, немного расслабившись.
--
Макс, можно тебя на минуту? - сверху донесся зычный голос Дениса.
С трудом передвигая ноги, я поплелся к лестнице и вскарабкался по ней наверх.
В комнате проделывалась обычная в таких случаях работа: фотограф щелкал аппаратом со вспышкой, по всей комнате снимали отпечатки пальцев. Затем к своим обязанностям приступил врач, который констатировал наступление смерти от огнестрельной раны на голове. Пуля в животе, по его мнению, не могла стать причиной смерти, и, скорее всего убийца всадил ее в тело жертвы на всякий случай, (хотя в таких случаях поступают скорее наоборот). Рана в голове была сквозной. Пулю же из живота необходимо было извлечь для того, чтобы определить, из какого оружия стрелял преступник. Выстрел был произведен, очевидно, с расстояния не более нескольких метров. Смерть последовала между 7.30 и 8.15, то есть в промежутке между звонком в моем офисе и моим появлением в Урицком переулке.
--
Первая пуля, скорее всего, вылетела в открытую форточку, - к Денису подошел человек в штатском с не зажженной сигаретой в зубах. Кивнув мне в знак приветствия, он прошел дальше.
--
Весьма удачно для убийцы, если бы не вторая пуля, - прокомментировал Денис, взяв меня под руку. - Выйдем, - предложил он. - Мне необходимо задать тебе кое-какие вопросы.
--
Товарищ лейтенант, - один из милиционеров взобрался на стул около окна, просунув голову в форточку. - Здесь, похоже, царапина от вылетевшей пули.
--
Спилите кусок рамы и отправьте на экспертизу, - Денис вышел в коридор и хлопнул дверью...
--
Рассказывай, - коротко бросил Денис, вытряхивая из пачки сигарету.
Я коротко поведал лейтенанту о своих злоключениях, не забыв отметить, что, к сожалению, не успел увидеть человека, нанесшего мне удар по голове.
--
Я больше чем уверен, - продолжил я, - что это был убийца, которого я застал на месте преступления. Причем он отлично знал все закоулки дома, иначе не спрятался бы в чуланчике у самой лестницы, который я потом с трудом обнаружил.
--
Товарищ лейтенант! - к нам подскочил молодой милиционер из холла. - Внизу наплыв свидетелей, желающих видеть вас, - парень улыбнулся. - Пожилая гражданка утверждает, что слышала два выстрела с интервалом, как ей показалось, в несколько минут. Не совсем ясно, правда, как она их расслышала - мне пришлось чуть ли не кричать, разговаривая с ней. Но она говорит, что выстрелы слышала и ее дочь, у которой все в порядке со слухом, но она сейчас с мигренью лежит дома... И еще один господин. Он что-то толкует о каком-то человеке, попавшем под машину на соседней улице и которого та же машина подобрала и увезла в неизвестном направлении. Он ничего не успел толком разглядеть, так как от его балкона до улицы довольно-таки далеко. К тому же он был без очков. Он и оглянулся-то на визг шин. Правда, я не уверен, что попавший под машину человек может иметь какое-то отношение к убийству, но все же попросил его подождать. Тем более что наезд произошел где-то в районе девяти часов.
--
К убийству может иметь отношение и ворона, неожиданно упавшая кому-то на голову в то время, когда совершалось это самое убийство, - Денис сделал попытку сострить. - В ней может оказаться пуля, вылетевшая из окна дома, в котором произошло убийство. Ясно?
--
Так точно! - парень даже не улыбнулся шутке начальства. - Прикажете отвезти свидетелей в отделение и снять с них показания?
--
Ничего себе свидетели, - фыркнул я. - Один глухой, другой...
--
Отлично, парень! - усмехнулся Денис, делая вид, что не расслышал, что я сказал. - Из тебя когда-нибудь выйдет толк. Валяй, выполняй приказ.
--
Есть! - молодой милиционер, видимо, представив себя лет этак через десять в капитанской форме, побежал вниз, перескакивая через три ступени.
--
Что ж, - Денис потер ладонями, довольный подрастающими кадрами. - Два выстрела. Две раны. Одна сквозная. Одна пуля в теле, другая - вылетела в окно. Одна гильза. Вторую убийца уволок... Глупо. Жаль, что не известно первоначальное положение трупа. Хотя, если судить по испачканному кровью коврику, место которому, скорее всего перед трюмо, убийца должен был находиться где-то около кровати, если не в самой кровати. - Денис громко хрюкнул. - Только в таком случае пуля могла вылететь в форточку... Ну ладно, разберемся, - он весело подмигнул мне. - Ты заходил в примыкавший к спальне будуар, видел там картины?
--
Видел, - вздохнул я. - Да, вот еще что, - я протянул Денису записную книжку, найденную мною у телефона.
Быстро просмотрев ее, Денис поднял глаза и вопросительно посмотрел на меня.
--
Пока ничего не знаю, - ответил я. - Ясно лишь то, что хозяйка дома знала меня или про меня довольно-таки давно. Ну и, кроме того, чтобы быть кратким, скажу, что буквы "Н" и "С" мне кое о ком говорят, хотя не понятно, о ком именно.
--
Я думаю, вспоминать совсем не обязательно. Достаточно узнать, чей номер телефона записан после инициалов. Не мешало бы проверить и остальных. Так что не теряй времени и готовь неопровержимое алиби: где ты находился между половиной восьмого и восемью пятнадцатью утра, - Денис хлопнул меня, на этот раз по спине. - Иди домой, приляг. На тебя тошно смотреть.