-Еще один шедевр!- вздохнул начальник научной станции.- И в чем заключается гениальность этой ...хмм...скульптуры? "Примитивисты какие-то. Хуже Генри Мура."
-Как, Вы разве не чувствуете? - удивилось волосатое чудо.
-Ага, понятно. Эта скульптура состоит из двух частей. Первая идеально подходит под неровности пальцев и вызывает приятное чувство гладкой поверхности. Вторая своими резкими перепадами выступов и углублений, ассиметричным рисунком и быстрыми переходами от одного типа поверхности к другому символизирует нашу жизнь. - Малеев процитировал слова предыдущего аборигена. "Ну если только под микроскопом." - Нет ? Ой, извини, ошибся. - начальник достал другой листок. - Тогда ... твердое, огромное - само воплощение спокойствия, силы и вечности. Особый, мягкий, теплый материал символизирует нежность, человечность и душевное тепло, а холодные (даже ледяные) включения олицетворяют смерть, отчаяние и бессмысленность жизни. "Зря мы, наверное, изготовили для них миниатюрные инструменты. Херней занимаются. Еще и просили поменьше-потоньше."
-Да при чем здесь характер поверхности? - возмутился абориген. - Вкус, в этой скульптуре главное - вкус. Попробуйте.
-Попробовать? - Малеев покосился на творение. Серо-зеленый риагинт, зачем-то намазанный полупрозрачной кашеобразной массой ...какой-то органики, по запаху уже явно подгнившей. - О, какой прекрасный вкус! "Как хорошо, что аборигены слепы!"
-Правда, прекрасный? - в голосе аборигена сквозило сильное сомнение. - Может, попробуете еще раз: для верности?
-Это действительно шедевр, - заверил аборигена Малеев. - Благодарю за великий дар. Пусть наши звуки никогда не разделят ни вода, ни камень; а запах не сотрется из памяти! - использовал Малеев местную форму прощания.
"Экспонат Љ 12. Пояснение аборигена: данная скульптура испускает множество ароматов, нет, даже не ароматов, а невероятно сложную смесь тонких разнообразных запахов, вызывающих у человека самые разнообразные эмоции. Рекомендация: воспользоваться запаховым анализатором ( желательно посовершенней)".
"Экспонат Љ 44. Пояснение аборигена: аналогично Љ 12. Рекомендация: если не любите лук, то лучше не нюхайте."
"Экспонат Љ 153. Пояснение аборигена: короче, он издает звуки. Рекомендация: из коробки лучше не вытаскивайте, а то камень рассыпется."
"Экспонат Љ 299. Аналогичен Љ 153."
"Экспонат Љ 501. Пояснение аборигена: творение одновременно воздействует и на обоняние, и на слух, и на осязание, и даже на вкус(!). Рекомендации: отсутствуют."
"Приняты и утилизированы: некие комки из самого разнообразного органического вещества, какое только можно найти в пещерах: сверчков, многоножек, мелких насекомых, саламандр, подземных раков, протей, живородок, водорослей, мхов, папоротников и грибных нитей."
"Запись хора аборигенов. Вот это уже интересно: многие интонации улавливают только приборы."
Глава вторая.
Пятьдесят веков спустя.
"Я приветствую тебя, мой далекий потомок. А если ты не мой родственник по крови, то я все равно рад встречи с тобой. Встречи в грядущих веках, в невообразимо далеком будущем. В твою эпоху, мой далекий и любимый потомок, память о Внешнем Мире наверняка потускнеет, исказиться и сохраниться, быть может, только в древних легендах. Как я хочу рассказать тебе о моем мире, который и для тебя является родным, о мире света, огня, безграничных просторов, ветре, бьющем в лицо, о солнечном тепле, о ароматах цветов и о многом, многом другом! Но, увы, есть вещи, которые невозможно объяснить, описать словами. Их надо видеть, чувствовать...
Пятьдесят лет прошло с тех пор, как все народы Кхоарокрана, спасаясь от давно предсказанной катастрофы, бежали во Внутренний Мир. Пятьдесят лет! Почти вся моя сознательная жизнь. Первое время было тяжело, так тяжело, что многие сходили с ума в этих затхлых, темных, холодных, сырых, узких (все скалы не вырубишь), грязных, каменных норах или кончали жизнь самоубийством. Некоторые не выдерживали и возвращались назад. Оставшиеся завидуют им: по крайней мере, ушедшие уже избавились от мучений. Постепенно мы смирились с печальной участью, которую уготовила нам несправедливая судьба. Ярость, отчаяние, тоска, душевная боль сменились тупым оцепенением. Шума от медленных, скованных движений и тихих, безжизненных голосов четырех миллионов людей почти не слышно. Каменные стены и потолок своей гигантской, плотной, невообразимой массой в сотни миллиардов тонн почти физически давят на психику. И не радует созданный заранее гигантский мир искусственных пещер: гладко отполированные стены (с вырезанными на них ориентировочными знаками) и пол; вырубленные на опасных спусках и подъемах ступеньки; перекинутые через подземные потоки каменные мосты; стесанные в низких местах потолки. Противны коридоры, залы, колодцы, комнаты, лестничные шахты, расширенные природные гроты, отводные водотоки и суженные, укрепленные обвалоопасные залы. Моя жизнь прошла, кончилась еще наверху, толком даже не начавшись. Незаметная, незначительная в первые десятилетия деградация в последнее время пошла по гиперболе. Надежда, последняя надежда, которая еще удерживает меня в этом мире, мои дети, мои наследники, тает, угасает на глазах.
Потоки ратонов от распадающейся соседней галактики иссякнут только через тысячелетие. Тысячелетие! Только мой далекий потомок вновь увидит свет, если мы вообще сможем выжить в пещерах, в чем я теперь сомневаюсь. У детей, родившихся под землей, появились первые признаки быстрой деградации. Худые, низкорослые, бледные, вялые, слабые, с замедленным обменом веществ, с заторможенной реакцией и с пониженным содержанием гормонов. Дети, которые никогда не смеются. Лучше бы мы погибли...
Подземные аборигены приняли нас, как богов: помогают, чем могут; крутятся везде и ловят каждое слово. Волосатые, но сообразительные дистрофики. Господи, неужели они унаследуют нашу культуру, самую древнюю, самую великую в Кхоарокране? И как они ее исказят?! Еще одно наказание....
Но даже если мы сможем выжить в этом Аду, то как спасемся от неизбежной деградации? Господи, помоги моим детям, мне уже ничего не надо!
Когда я начинал писать эту рукопись, то надеялся, что ее прочитают мои потомки. Теперь я знаю: моим надеждам не суждено осуществиться. Уничтожать уже готовую рукопись конечно глупо. Пусть она лежит здесь - просто как память о нас.
Будь ты проклят, Господь!"
рукопись в подземелье Тха
Глава третья
Путь в Храм Эрик знал наизусть. Идти по наклонному туннелю от реки Холодная до того места, где пол начнет наклоняться вправо и немного вверх. Затем по левой стене до маленькой трещины, проходящей снизу вверх почти до потолка, за ней должен быть округлый уступ на уровне груди. За уступом повернуть влево, дойти до ровной площадке на полу, обойти ее справа и низко пригнувшись, войти в первый попавшийся под руку коридор в правой стене. Странный, уникальный запах. Гладкие, ледяные стены. Мягкий, холодный материал, превращающийся в воду (если взять его в руки). Камни, растущие из пола, спускающиеся с потолка или покрывающие стены, колоннообразной, спиралеобразной, вуалеобразной и даже ассиметричной формы. Идеальное место для Храма. Запахи всех членов Совета уже на месте. Неужели припоздал? Тоже мне вестовой!
-Итак, уважаемые коллеги, первая тема дискуссии - исследование сущности такого философско-мистического понятия, как свет. Он часто попадается в священных книгах: дневной свет, солнечный свет, лунный свет, свет звезд и т.д. Первым докладчиком выступает Николай Кузнецов. Прошу.
-Благодарю,- сказал Николай Кузнецов.- Итак, наши предшественники предполагали, что речь идет о духовном, внутреннем свете праведников и пророков. Однако мои последние исследования опровергают эту гипотезу. Согласно священным книгам свет исходит от каких-то: "солнца", "луна", "звезда" и т.д. И хотя определение этих мистических категорий- бессмысленный набор слов, но в любом случае ясно, что речь не идет о людях. Лично я считаю, что "солнце", "луна" и "звезда"-это какие-то духи, а, может быть, даже боги.
-Не согласен,- вмешался в разговор Анри Сентонж.- В священных книгах упоминается про духов и богов, но они там так и названы: духи, боги, а не какие-то там "солнце", "луна" и "звезда".
-Это могут быть какие-то символы,- защищался Николай Кузнецов.- И эти символы могут обозначать только богов.
-Хорошо, тогда расшифруйте нам эти символы,- сказал Анри Сентонж.- Вот например: "Рахатан - естественный спутник Кхоарокрана". Что вы об этом думаете?
-Не знаю,- честно признался Николай Кузнецов.- А вы?
-Тоже,- ответил Анри Сентонж.- В священных книгах много, очень много непонятных слов. Я думаю, что нам никогда не постичь мудрость Древних.
-Почему вы верите этим книгам? - воскликнул Генри Стенсон, глава немногочисленных местных атеистов. - У нас нет абсолютно никаких доказательств, что этот мифический мир Великой Пустоты действительно существует. Эти книги - плод чьей-то фантазии.
-Да вы просто отрицаете все то, что не в состоянии понять!- с гневом сказал Анри Сентонж.- Вы без...
-Пожалуйста, без оскорблений,- мягко перебил его председатель.- Кто-нибудь еще хочет высказаться? Нет? Тогда переходим к следующей теме дискуссии - о смысле слов "радуга" и "цвет".Докладчиком снова выступает профессор теологии и философии Николай Кузнецов.
-Спасибо. Итак, после всестороннего и тщательного изучения священных книг я пришел к следующим выводам: цвет-это какая-то внутренняя характеристика предмета. Зеленый является каким-то синонимом жизни. Но только какой-то низшей жизни. Зеленый цвет нигде не применяется по отношению к человеку. Синий, в основном, характеризует воду, следовательно, это какой-то синоним слова "пригодная для питья". Значение слов "черный" и "белый" никаких сомнений не вызывает: черный - злое начало в мире, белый- доброе. Но это мы знаем уже давно. Значение слова "желтый" я понять так и не смог. В книгах им характеризуется очень много вещей, не имеющих друг с другом ничего общего. С красным цветом тоже очень много неясностей, но лично я считаю, что красный-это символ божественной внутренней энергии высшей жизни.
-А почему тогда эта "красная кровь" есть и у животных?- спросил Анри Сентонж.
-Ну...-Николай Кузнецов на секунду замялся.- Божественная сила в спящем состоянии могла быть и у животных. А теперь я хотел бы перейти к вопросу о радуге. Вот слушайте. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Значение слов: "оранжевый","желтый"," голубой" и "фиолетовый" я еще не выяснил, но закономерность уже прослеживается. Если пропустить оттенки, то получится следующая логическая цепочка: белый, красный, желтый, зеленый, синий и черный. Боги, высшая жизнь, непонятное слово, низшая жизнь, питьевая вода и злые силы. Ну ладно, предположим, что синий цвет-это все-таки символ неживой природы, созданной для удовлетворения потребностей человека. Тогда радуга-это постепенный переход от добрых богов и высшей жизни к неживой природе и злым духам. Вероятно, это следует понимать следующим образом :боги создали людей, они низшую жизнь и т.д. Каждый новый мир оказывался все более и более несовершенным по сравнению с изначальным. Здесь может быть несколько философских объяснений, но я пока не склоняюсь ни к одному из них. Я закончил. Благодарю за внимание.
-Полностью с тобой согласен,- сказал Анри Сентонж.- Даже более того, я благодарю тебя за новое доказательство истинности нашего Учения.
Генри Стенсон издал слабый, на грани слышимости, звук, означающий обиду и полный бойкот.
-Я тоже благодарю Николая Кузнецова за подробный и обстоятельный доклад,- сказал председатель.- Итак, переходим к следующей теме: зрение -особый вид телепатии. Как известно, он присущ только богам. Кстати - спохватился председатель - Эрик Еритомо, почему вы все время молчите?
-Мои идеи вам никогда не нравились,- в голосе Эрика появились угрюмые и обидчивые ноты.- Поэтому я предпочитаю молчать.
-Простите нас, если мы вас чем-то оскорбили, просто ваши идеи... -председатель запнулся.- Мы все заняты одной благородной работой-поиском Истины. Прошу вас, Эрик Еритомо, выскажите свои соображения.
-Ну ладно,- с неохотой сказал Эрик.- Мне кажется, нет, я даже почему-то уверен в том, что Внешний Мир существует на самом деле. Не знаю, в каком районе пещер, но он существует.
-Какое богохульство!- не выдержал Анри Сентонж.- Заявить, что страна богов находится в нашем материальном, погрязшем в грехах, мире!
-Мне стыдно за вас, Эрик Еритомо!- воскликнул Генри Стенсон.- Мой лучший ученик поверил во весь этот мистический бред!
-Такие заявления нельзя делать без тщательного изучения священных книг,- добавил в свою очередь Николай Кузнецов.
-Мне тоже кажется абсурдной эта идея,- сказал председатель.
Глава третья.
-Уважаемые камни, то есть курсанты! Поздравляю с успешным окончанием курса молодого бойца. Все вы получили запаховые метки рядовых и теперь считаете себя непобедимыми бойцами. Хочу вас обрадовать: вы ничего не умеете и ничего не стоите...Почему молчите? Неужели никто не хочет возмутиться? Ну смелее, смелее: я вас не съем.
Одиночные запахи воинов соединились в плотную смесь.
- Боитесь? И правильно делаете. Ладно, тогда обойдемся без очень приятной демонстрации. Вы знаете полторы тысячи болевых точек, нажатие на которые приводит к смерти. Но эти знания эффективны только против катящейся по пещерам глыбы, дышащей громче водопада. Но настоящий воин никогда не будет демаскировать свое пространственное расположение. Специально подготовленный, очень опытный слухач может засечь звук шагов или шум дыхания воина, но не вы. Только столкнувшись с бойцом, вы узнаете о его существовании. Поэтому во вражеских пещерах надо передвигаться, выставив вперед руку. Именно руку, а не башку, пузо или член. Ощутив прикосновение волос противника, надо с силой прижать руку к телу врага и двинуть соединенные в горсть пальцы по расширяющейся спирали: так вы обязательно найдете болевую точку, если вас раньше не убьют. Против опытного противника такой прием, конечно, бесполезен.
Слитный гул разочарования.
-Ну ладно, начнем с самого примитива.
* * *
Слухач напрягся. Неопытный: сразу после учебки. В сезон наводнений и обвалов, в период всеобщей неразберихи и перемещения больших масс людей (одни роженицы чего стоят!), его никогда не послали бы на передовой шар. Нет, опять послышалось. Вибрация от далекого обвала ушла дальше. И снова почти полная тишина. Фуу, а я то уже испугался, что пропустил врага! Да вряд ли акдэнские племена предпримут здесь атаку. Сверху, в обход из Среднего Мира - вполне. Там и ходы гигантские, и пещер побольше: все не прослушаешь и ловушками не забьешь. Интересно, неужели кто-то действительно может незаметно пролезть через ходы, намазанные липким, скрипящим от малейшего прикосновения песком? Тоже, наверное, байки ветеранов...
Сезон дождей кончился. Рев бурлящей воды и грохот накладывающихся друг на друга обвалов сменился слабым, почти не мешающим плеском волн и редким треском разрушающихся изнутри камней. Опять обвал: той же интенсивности, но чуть ближе. Неужели акдэнцы решили вырубить туннель, рискуя Подарками Богов? Какая глупость! Какой грохот! Да пока они дороются до Андараха, мы им сотни ловушек приготовим. Позвать на помощь? Нет, туннель еще слишком далеко: вдруг это обманный маневр.
Далеко внизу плескал волнами, булькал пузырями, журчал ручьями, шумел порогами и перекатами опасный, но богатый рыбой мир Подводных Пещер. Неопытный слухач. Зря его оставили одного, понадеявшись на спокойное время. Не смог он отличить плеска волн от звука вынырнувшего человека; бульканья пузырей от слившегося с ним дыхания; шума реки от съимитированных под него шагов; звука свободного водотока от искаженного, измененного плывущими телами. И поплатился за это. И за запаховые метки рядового, из гордости не смытые перед дежурством - тоже.
Беззапаховое тело перекрыло аромат воздуха в туннеле. Слухач заколебался: запах смыт водой - непонятно, свой или чужой.
-Пароль? - успел спросить слухач.
Рука коснулась слухача, сделала круговое движение по грудине (определив часть тела), рванула вверх и влево. Щелчковый удар пальцев сломал ключицу. Пальцы раскрылись, рука перевернулась и пошла вдоль шеи. Рубящий вертикальный удар снес ухо. Затем раскрытой ладонью рука легла на лицо, закрыла рот, пальцы через глазные впадины проникли в мозг. Резкий толчок дернул голову сначала вниз, челюстью об колено, а затем назад, ломая шею. Слухач не успел ничего понять. Весь прием занял три резких выдоха (полторы секунды).
Теперь прислушаться и принюхаться. Слабая, отдаленная симфония разрозненных голосов, движений, чавканий и дыханий. Запах омытых, очищенных водой камней. Тяжелая, насыщенная смесь человеческих ароматов отсутствует. Только бы не напороться на вражеских нюхачей! Большая часть племен сейчас занята сбором пищи в Среднем Мире: повисшей на выступах, застрявшей в трещинах и скопившейся в углублениях органики. Пройдет время - и заблудившаяся в трещинах вода стечет вниз, блокированная глиняными пробками - испарится и Великие Пещеры станут недоступны для человека. Племена вернутся в узкий, маленький, сравнительно легко обороняемый Нижний Мир, сбереженный слухачами и элитными отрядами спецназа, умеющего ориентироваться по звукам. По отраженным, искаженным, слившимся, слабым звукам. И не просто ориентироваться, но и вести маневренную, быструю войну. На уровне осязательных рефлексов, после долгих тренировок, ценой бесчисленных ушибов и переломов - так и только так можно научиться бегать по пещерам.... Ладно, придется рискнуть: основная масса солдат обычно дислоцируется под Великим Миром.
Тихий свист - сигнал для щупачей. Ощупать каждый выступ, каждое углубление, расселину, трещину, отверстие, нору и ячейку. Знать комнаты, гроты, залы, этажи, колодцы, шахты, галереи и ходы Андараха, как свои собственные. Пройти горизонтальные и вертикальные щели; широкие коридоры без пола; узкие лазы, изгибающиеся и закручивающиеся в разные стороны; наполненные иглообразными выступами скал туннели; тонкие мостики над пропастями и сложносоставные залы с узкими перемычками.
Ибо не мелкий набег, не легкий удар задумал Джэд Тайлер, а разведку: глубокую, всестороннюю. Разведку перед смертельным ударом. Немногочисленными, бесценными воинами Джэд Тайлер никогда бы не риснул в незнакомых водах вражеских рек. А щупачей не жалко. Как и себя.
Глава пятая.
Вода: ледяная, неподвижная. Хорошо. Легкое колебание: слишком далеко. Приближается. Еще чуть-чуть и...Поймал. Как хочется съесть! Нельзя: за невыполнение плана полагается наказание. Проклятые, зажравшиеся вожди! Отнести протею - и снова вниз, в мир Подводных Пещер.
Шестьдесят токов воды в гигантском, но уже обезрыбленном озере. Ближний, правый очень сильный: значит, водопад или водоворот. Нет, водопад - у водоворота нелинейное колебание воды. Левый, дальний - сильнее, но ровнее: крутой, длинный водоток. Резкий, прерывистый - порог. Более плавный - перекат. Сильный, постоянный - опасно: обратно не выплывешь. Остальные слабые, но переполненные легкими толчками: реки в неровных пустотах. Куда же поплыть? Не попасть бы в сифон! Прищупаемся к воде. Большие перерывы в легких толчках: значит, есть воздух.
Глубокая река: вибрация от столкновения воды и дна почти не ощущается. Сравнительно спокойное, однородное движение воды. Живородка! Ее я съем: пошли они все в камень! Сливающиеся резкие удары и длинные мощные толчки. Далеко: где-то слева, за стеной. Опасно, но интересно. Подплыть? В бурной воде и рыбы больше...Ага, особый вид колебаний, напоминающий резкие, сильные удары (кавитация ) - лучше обоплыть. Искаженный звук разрушающихся камней, их стук об дно. И изменение вибраций воды. Сворачиваем в левую протоку. Еще одна живородка! Надо возвращаться...
Новый заплыв. В другую реку. Серия коротких сифонов. Сужение с сильным течением. Завалы камней на дне нового озера. Интересно, существуют ли доступные только из-под воды Свободные Пещеры или все пропавшие рыбаки просто погибли? Так хочется уплыть куда-нибудь ...подальше! Течение ослабевает. Новая пещера. Большая - стенки не ощупываются. И запаха людей нет. Перелезти через каменный завал. Ощупаемся. Река уходит в щели. Слишком узкие. Грот. Тупиковый? Нет, слева - круто поднимающийся широкий лаз. Поднимаемся. Спускаемся. Новый зал? Да, зал. И река. Тихая, насыщенная песком, мелкая, медленная. Передвигаемся очень медленно и осторожно. Вода уплотняется и замедляется. На дне - мягкое вещество (ил). Давно пора вернуться, но впереди - загадочный запах огромной пещеры и звук сильного потока. Вода превращается в жижу, затем ...Запах глины впереди. Запах именно вязкой, непроходимой глины. Придется карабкаться по стене. Впереди - запах зыбучих песков сливается с запахом каменного потолка. А, здесь есть боковой ход, уходящий куда надо.
Запах еды. Сильный, насыщенный! И никакого аромата человеческих тел. Неужели ...Свободный Мир? Нерв за нервом, мышца за мышцей, орган за органом тело рыбака стало изменяться. Нет, не больно: совсем незаметно. Звуки стихли, запахи исчезли, а твердый камень превратился в пустоту. Беззвучная, беззапаховая, бестелесная Смерть: насыщенный особыми бактериями газ, скапливающийся в некоторых подземельях.
Глава шестая.
Сны. Драгоценное мистическое состояние. Состояние, доступное только богам. А боги умерли. Нет, они не могли умереть, они просто вернулись в свой прекрасный далекий мир. Ушли, оставив непонятные манящие слова. Свет...Огонь ...Солнце ...Ветер... Простор...Свобода...Наверху!
Орущие Пещеры, Движущаяся Смерть пощадила Эрика. Гнилые Скалы остались далеко внизу. Все позади, все! И задевшая хребтину глыба. И погружение по шею в рыхлый камень: думал уже конец. И жжение (пыли) в горле: больно дышать. И самое ужасное - затяжной, свободный, мучительно долгий полет с финальным приземлением на холм пыли и мелких обломков. Знал бы заранее...Хорошо, что не знал! Горная порода сменилась насыщенной камнями глиной, затем пошла...земля. "Земля! Здесь! - удивился Эрик - Так далеко от Нижнего Мира!" Впрочем, такой толстый слой жирной, очень плотной, комковатой, плодородной почвы встретить во Внутреннем Мире было невозможно. Молоток застрял в густом переплетении корней, затем в твердом, плотном дерне и...провалился в пустоту. "Еще одна пещера." - успел подумать Эрик и вдруг. Боль. Адская боль. Лавина жидкого огня (солнечный удар) обрушилась на Эрика и, казалось, в мгновение ока содрала с него кожу. Мозг был сожжен, парализован гигантской, невероятной болью. Инстинкты, чистые инстинкты выдержали страшный, немыслимый по силе удар и взяли управление телом в свои руки. Они швырнули Эрика вниз и влево...
Эрик очнулся и тут же снова потерял сознание от боли. Его душа рывками возвращалась в материальный мир и снова проваливалась в небытие. Весь мир превратился в маленький, далекий, почти неосязаемый камень, который связывала с его душой тонкая, очень тонкая и слабая ниточка. Порвись она - и душа Эрика навсегда канула бы в пустоту. Боль. Пустота. Боль. Пустота. Боль. Пустота...Боль. Камень. Пустота. Тело. Пустота. Запах. Пустота. Стон. Пустота. Огонь. Книга. Огонь. Книга. Пустота...Боль. Пульсирующая и постоянная, резкая и тупая, слабая и сильная. Камень. Боль. Тело. Боль. Запах. Боль. Стон. Боль. Кто я? Где я? Зачем? Пустота...Боль. Камень. Тело. Запах. Стон...Путь...Я должен...идти...идти вверх...вверх...Эрик с огромным трудом встал на четвереньки и еле-еле выполз на поверхность. Запахи: чудесные, одурманивающие. Звуки: непонятные, оглушающие. Изумление. Радость. Пустота...Бурлящая, бьющая через край, разрывающая на куски сила заполнила тело Эрика. Огонь в голове. Покалывание. Стук. Покалывание. Стук. Движение. Покалывание. Гул. И вдруг голову пронзила острая, адская боль, как будто рухнула какая-то стена, и в мозг потрясенного Эрика хлынул ревущий поток непонятных, новых, невероятно красивых образов, которые сам Эрик не мог объяснить, описать словами...Свет. Огромный белый диск. Мерцающие точки. Пылающая красная полоска. Зеленая трава. Простор: безграничный, ветреный. Сила: горячая, обжигающая. Свобода. Навсегда! ...
Через несколько минут сожженный солнцем труп съели дикие звери.
Эпилог.
Миллиард лет спустя.
На Кхоарокране теперь нет пещер и подземной биосферы. Остановилась уходящая вниз вода, наткнувшись на непреодолимую, нерастворимую преграду - базальтовую плиту. Подземный лабиринт перестал расти вглубь. Разъела, растворила, разрушила известняк эрозия. Вышли на поверхность, увидели свет - и исчезли пустоты. Белый осадок вымыло, вынесло в океан. Солнце и жара в бывшем мире Подводных Пещер, ветер в Нижнем, облака в Среднем, самолеты в Верхнем. Высохли трупы, исчезли каменные оболочки, рассеялись запахи, потерялись в безграничном пространстве звуки. Не упадут камни, не оглушит вода, не увлекут в неизвестность бесконечные ходы. Погиб мир тайн, препятствий и тьмы. Созидатель и Разрушитель, Бог и Дьявол, Начало и Конец - Вода. Простая вода.