В качестве эпиграфа к этому рассказу можно было бы использовать известные всем строки: - "Уж полночь близится, а Германа всё нет..."
Думаете притянуто за уши?
Отнюдь, именно так всё и было.
Так что актуальность Пушкина в который раз подтверждена временем.
Звонок.
- Здравствуйте, меня зовут Герман. У меня есть несколько картин и я бы хотел продать их через ваш аукцион.
- Отлично, - ответил я буднично, так как звонок был вполне рутинный, - присылайте на почту фото с описаниями, и мы ответим.
- Давайте я вам вначале назову фамилии художников и вы скажете, что прислать, а что нет.
- Это неудобно, я не всех художников знаю. Вы пришлите, мы спокойно изучим и обязательно ответим.
- У меня их много, проще вначале решить, что нужно, а что нет.
- Ну, хорошо, давайте.
Я вздохнул и приготовился к перечислению неизвестных мне фамилий, послушав которые, я где-нибудь на втором десятке, скажу стоп, и снова попрошу прислать всё по почте - рутина.
Так и вышло Герман принялся называть фамилии, которые мне ни о чём не говорили, пока не дошёл до фамилии Норштейн.
- Стоп, - остановил я его. - Что у вас от Норштейна?
- Шесть рисунков из мультфильма "Ёжик в тумане", два из них цветные, а четыре чёрно-белые.
Я оживился и заинтересовался. Во-первых, это уже можно продать, во-вторых, продать можно за заметные деньги, а в третьих, прежде чем продавать нужно выяснить ряд моментов.
- Вы уверены, что это оригинальная графика, а не ксерокопии?
- Да, сто процентов.
Сказал вроде уверенно, но что-то заставило меня переспросить:
- Как вы проверили?
- Я разбираюсь в этом, я профессионал, у меня галерея в Питере. Занимаюсь антиквариатом. А то, что хочу продать у вас, для меня непрофильные вещи.
- Ясно, и работы находятся в Питере?
- Да.
- А мы в Москве и, несмотря на то, что мы онлайн-аукцион все картины обязательно должны быть у нас в офисе, только тогда мы ставим их на торги, - пояснил я и только хотел продолжить. - Мы не интернет площадка...
- Я прекрасно знаю кто вы, и у вас прекрасная репутация, как у аукциона. Вы знаете, что по вашим торгам и ценам сверяет часы весь Питер?
- Ого.
- Да, и я звоню не просто так, а по рекомендации, что с вами можно иметь дело.
- Отлично, тогда возвращаемся к вопросу - как вы определили, что у вас не ксерокс? Дело в том, что недавно, одна галерея проводила большую выставку рисунков советских мультфильмов, и на ней продавали ксерокопии с оригиналов за три копейки. Цена таких копий, хоть и подписанных художниками, в пределах 20 000 руб.
- Я знаю это, - опять уверенно сказал Герман, но опять что-то помешало мне с доверием отнестись к его уверенности.
Поэтому я продолжил уточнять:
- Цветные рисунки это что? Акварель?
- Да.
- Вы проверили?
- А как проверить?- вдруг спросил он.
"Опа, - прозвенел первый звоночек, - если ты профессиональный галерист, то как же ты можешь не знать, этого?"
- Как-как, возьмите влажную ватку и попробуйте смазать краску в уголочке. Если ватка измажется краской, то перед вами акварель.
- Да, я так делал.
- И что?
- Мажется.
- Ну хорошо. Размер рисунка какой?
- Примерно А4
- Один такой рисунок может стоить в пределах 120 000 - 150 000 руб.
- Да я знаю. Я хотел бы за оба 5 000 $
- Это как раз триста тысяч
- Да.
- Хорошо, пришлите мне фото этих рисунков, и если всё в порядке, то вам их нужно будет привезти в Москву.
- А если не я привезу, а с кем-то передам?
- Можно, но тогда договор будет именно с тем человеком, кто привезёт работы.
- Это понятно.
- А значит и деньги, в случае продажи, получит он.
- Да, конечно.
- Хорошо, пусть привозит. А пока кидайте рисунки в почту.
- Хорошо.
Через некоторое время Герман прислал рисунки Ёжика в тумане, и ещё кучу картин каких-то малоизвестных художников, которые не возможно продать ни за какие деньги. А вот "Ежик в тумане" был ничего. С какими-то убедительными подписями и надписями на лице и обороте. Поэтому я подтвердил ему, что мы готовы взять эти рисунки и не готовы всё остальное. Герман ответил, что всё понял и с ближайшей оказией, передаст их нам.
На этом всё и закончилось.
Прошла неделя, две три, потом месяц. От Германа не было никаких известий, и я забыл про него. Проявился он через полгода, я даже не сразу понял о чём речь.
- Здравствуйте это Герман.
- Какой Герман?
- С ёжиками из Питера.
- А, да. Здравствуйте Герман.
- Я готов передать вам рисунки.
- Отлично.
Он помолчал.
- Но могу и сам приехать завтра, если у меня получится.
- Ещё лучше.
- Правда придётся потратиться на сапсан и гостиницу.
- Ну, что делать...
- А может, успею всё сделать до вечера и вечером уехать домой.
"Что за ерунду он мне говорит? - удивился я - зачем мне нужно знать, как и куда он там успеет?"
- А если мы оформим договор на меня, а вам заплатят наличными - вы сможете переслать мне деньги? А то опять тратиться на поездку не хочется.
- Конечно сможем.
- На карту мне кинуть?
- Да, сможем-сможем, - удивлялся я всё больше и больше, - сделать вам перевод денег на карту это самое простое.
- Ну хорошо, тогда я завтра к вам приеду. Сяду на утренний поезд и к обеду буду у вас. Как к вам доехать от вокзала?
- Я сейчас отправлю вам адрес на почту.
- Это далеко? Пешком не дойду?
- Вы приедете на Ленинградский вокзал, а мы находимся рядом с Курским. Пешком можно дойти, но дорога непростая, я не смогу вам объяснить в двух словах. Возьмите такси, да и всё.
- Хорошо, тогда до завтра.
Утром он позвонил ещё раз десять, с разными вопросами. То он хотел взять какие-то картины с собой, чтобы нам показать их живьём, то уточнял адрес, то переживал, что уже опаздывает на поезд, а ему зачем-то надо заскочить ещё раз в его галерею. И каждый такой звонок заканчивался просьбой обязательно дождаться его. Это уже вызывало не просто удивление, а недоумение - что происходит? Вроде голос взрослого мужчины, говорит нормально, но ведёт себя как ребёнок.
Наконец он сообщил, что прибыл на вокзал и садиться в поезд. И, естественно добавил, что мы обязательно должны дождаться его. Просьба была уже не лишней, потому что время было к обеду, и в самом лучшем случае он мог добраться до нашего офиса часам к семнадцати, а то и позже. Я предупредил свою помощницу, что мы ждём позднего посетителя, и что придётся задержаться на работе.
Герман начал своё движение в нашу сторону.
Во время поездки он не звонил, лишь прислал смску, что поезд прибудет в Москву в 17-15, естественно с припиской дождаться его.
Я прикинул время: 10-ть минут ему вызвать такси, 15-ть минут ехать к нам, 30-ть минут нам составить с ним договор и ещё раз всё обсудить - на круг около часа. Накинул ещё минут сорок на всякую дурь, и даже с этой прибавкой часикам к 19-ти мы должны были всё закончить с ним.
"Хорошо, - подумал и забыл о нём до 17-15"
Вспомнил, когда посмотрел на часы и увидел на них 17-30.
Тааак и где же Герман? Почему не позвонил, что прибыл? Это уже было странно. Я набрал его номер, но механический голос сообщил, что абонент находится вне зоны действия.
Упс. Может на метро поехал?
Ладно ждём. Вопрос до скольких? И что нам делать, если он будет недоступным, и в шесть, и в семь вечера? Плюнуть и поехать домой? А если он объявится в девять? Возвращаться в офис?
Блин....
Он позвонил около шести.
- Я на вокзале. Сколько будет стоить такси до вас?
- Хм.. ну рублей 300.
- А какой адрес сказать?
"Во даёт, - подумал я, жалея, что связался с ним."
- Я же отправлял вам адрес. Сейчас ещё раз напишу в смс и...
Договорить я не успел, потому что услышал, как Герман стал с кем-то припираться:
- Куда ты прёшь? - грубо крикнул он кому-то, - не видишь? Слепой?
На этом связь прервалась.
"Вот чёрт, и что? Что там с ним происходит? - я посмотрел на часы. Стрелки показывали 18-30. - Да уж, - стал опять прикидывать я, - ехать ему минут 15, потом то-сё, и это значит, что освободимся мы не раньше восьми. Ладно, придётся ждать, раз уж он в Москве".
Герман приближался.
Так думал я пока через 40 минут не раздался очередной звонок:
- Вы ещё ждёте?
- Блин, где вы?
- Ловлю такси. Меня сбила машина.
- О чёрт...
- Представляете? Козёл какой-то слепой...
- Вы целы?
- Да, нормально, - странноватым голосом ответил он и опять кому-то крикнул, - ты совсем козёл?
И снова связь прервалась на этом.
"Что происходит? - Я посмотрел на часы - 19-30, - я уже сильно жалел, что связался с этим Германом, - до девяти управиться бы..."
Ещё через тридцать минут раздался очередной звонок.
- Я в такси, но этот узбек не знает куда ехать. Что мне ему сказать?
"- Пошли вы оба на фиг, - захотелось мне ответить, но вместо этого я попросил передать трубку водителю, и продиктовал адрес".
И Герман продолжил движение в нашем направлении...
Прошло минут пятнадцать, когда в дверь, наконец, позвонили
"Слава богу доехал, - было подумал я, но услышав, как наш охранник стал с кем-то разговаривать на повышенных тонах, напрягся. - Странно, предупредил же его, что жду посетителя. Что там опять не так?"
Я пошёл на голоса, и где-то на середине лестницы (мой кабинет на втором этаже), увидел невысокого мужичка лет тридцати, сильно потрёпанного вида, с какой-то нелепой оранжевой сумкой в руках. Именно с такими в девяностые годы ездили за товаром "челноки". Мужичёк тоже увидел меня и преувеличенно громко произнёс:
- Я Герман, здравствуйте, - и вытянув, каким-то странным, механическим жестом, руку для рукопожатия, сделал несколько деревянных шагов мне навстречу.
Мы поздоровались.
- Константин, - представился я.
- Герман, - опять громче, чем надо повторил он. - Меня машина сбила, извините, за мой вид.
И мы пошли в переговорную, причём он толи прихрамывал, толи, просто шёл нетвёрдой походкой. Мне это всё уже не просто не нравилось, а хотелось как-то закончить не начиная.
Мы вошли в переговорную, он тяжело плюхнулся на стул, и очень неуклюже, стал доставать рисунки из своего оранжевого баула. Пальцы его явно не слушались.
"Неужели так сильно стукнула машина? - вначале подумал я по простоте, а потом, как солнце из за туч, озарила догадка - Да он же пьяный. Я принюхался. Странно, запаха не было, но вёл он себя так, словно был в дым. Глаза стеклянные, голос без интонаций, движения заторможенные. И через слово как попугай, я гарантирую подлинность, я профессионал...
"Может под кайфом? Ну да какая разница?"
Я кивнул помощнице, которая в ужасе наблюдала всю эту сцену, чтобы она вышла за мной из переговорной.
- У него нельзя ничего брать.
- Ужас какой, - только и сказала она, - кто это?
- Это Герман.
- Я поняла...
Мы вернулись в переговорную, и я для проформы, хотя мне было и так всё ясно, взял ватную палочку, намочил кончик и при нем, аккуратно провёл по краю рисунка. Ватка как была чистой, так и осталась.
- Видите? Это не акварель, это ксерокс.
- Не может быть, - ответил Герман, подвинул к себе листок, и обильно послюнявив палец, сильно потёр им прямо посередине рисунка.
Моя помощница ахнула, и ей стало дурно от такого вандализма.
- Я не могу на это смотреть, - она прикрыла рот так, словно удерживала тошноту и выскочила за дверь.
- Видите? - Герман посмотрел на меня стеклянным взглядом, - краска стёрлась.
- Это не краска стёрлась, а верхний слой бумаги.
- Да? - Герман склонился над листком, чуть не касаясь его носом. - А мне кажется...
- Да, - твёрдо повторил я, не дав ему закончить. - Мы не будем у вас брать эти рисунки.
Он поднял голову.
- Всё фальшивое?
- Это не оригинальные рисунки, а ксерокопии.
- Понял, - ответил он так же без эмоций, - жаль, что отнял у вас время.
- Да уж.
Он стал собираться.
Вернулась моя помощница, и увидев его корявые движения, опять схватилась за горло, удерживая вновь подступавшую тошноту.
- Мы не будем ничего брать у Германа, - сказал я ей, оптимистично. Это значило, что ничего не нужно оформлять и наша странная встреча на этом заканчивается. - Это всё копии, ничего не стоят.
- Мне жаль, что я отнял у вас время...
- Давай, поможем ему собраться.
Мы вдвоем быстро убрали рисунки в его оранжевую сумку и вручили ему.
- Мне очень жаль...
- Ничего-ничего, - проговорил я, и повёл его на выход, подталкивая и направляя в нужную сторону.
- В следующий раз я привезу вещи получше...
- Конечно.
- У меня много хороших вещей...
- Конечно.
- Неудобно получилось, вы потратили на меня столько времени...
Он что-то ещё продолжал бубнить, но я уже выставил его на улицу.
- Как же он в таком состоянии вернётся в Питер? - участливо спросила меня помощница, когда дверь закрылась.
- Что ты предлагаешь? Отвезти его на вокзал, купить билеты и посадить на поезд?
- Ой нет.
- Вот именно. Справится, как-то. Добрался же как-то к нам, видно, что мужик тёртый и не в таких передрягах бывал.
- Удивительно.
- Что удивительного? Пил небось всю дорогу, а потом на вокзале...
- Странно, что перегара нет.
- Да, нет, - согласился я. - Ну, значит ещё под чем-то, похуже. Но это уже не наше дело.
Мы собрались и вышли на парковку, где стояла моя машина. Сели, выехали за ворота, и увидели, что наш Герман стоит в трёх шагах от двери, в компании двух парней повыше. Причём ребята сильно склонили головы и рассматривали то, что им показывал Герман.
- Ну вот видишь? - обратился я к помощнице выруливая, - уже нашёл себе компанию.
- Ужас какой.
- Не переживай, всё у него будет в порядке.
- И мы уехали.
На следующий день, когда я утром подъезжал к офису, я на полном серьёзе, посмотрел вдоль нашего переулка, ожидая, что увижу Германа в том же положении. Но нет, слава богу, его там не оказалось. Естественно первое, что я услышал от помощницы, когда она вошла, было то, что она до сих пор под впечатлением, от вчерашнего пришествия Германа.
- Ты, наверное, боялась, что встретишь его утром возле двери офиса, там где он стоял вчера?
- Да, точно, боялась. Интересно, что с ним стало?
- Совсем не интересно. Вернулся, что же ещё?
- А вдруг нет? Как он мог в таком состоянии куда-то вернуться?
- Это всё, что тебе интересно? Эх... Мне вот интересно, как он работает антикваром в таком состоянии? Кто ему доверяет свои картины на продажу?
- Да, ужас...
- Ведь по его виду, он всегда в таком состоянии. Так что вопрос - "кто может с ним работать?" - совсем не праздный.
- Может быть, они там в Питере все такие?
- Кто?
- Антиквары.
- Хм... может быть, - я улыбнулся, представив себе гипотетическую сцену в галерее Германа, когда к нему приходят с картинами точно такого же вида покупатели и как они общаются между собой. - Забавно.
Думаете конец истории?
Нет, не совсем.
Тем, кому стало интересно, что же случилось с Германом, добрался ли он обратно в Питер, и чем продолжил заниматься - скажу.
Через полгода раздался звонок.
- Здравствуйте это Герман с ёжиками, - представился голос.
- Здравствуйте.
- Мне нужен Константин.
- Да, это я.
- Рад слышать. У меня сейчас, есть очень хорошие работы (и он назвал несколько неизвестных мне фамилий), дорогие художники. Можно прислать вам на почту?
- Да присылайте.
Я положил трубку и посмотрел на помощницу:
- Помнишь Германа?
- Ещё бы.
-Жив здоров. Это сейчас он был.
- Слава богу.
- Знаешь, как представился? (у него фамилия была Чёрный)
- Герман Чёрный?
- Нет, не угадала.
- А как?
- Герман с ёжиками.
- Хорошо, что не с тараканами...
- Боюсь, в его случае, это одно и тоже. Впрочем, - признал я с улыбкой, - в самокритике ему не откажешь...