Проблема цели современного образования в России может быть выражена противоречием между необходимостью формировать личность, соответствующую социальным нормативам и потребностью развивать в молодом человеке субъектность, активность, творческие способности. Современные разработчики образовательных технологий недостаточно учитывают эту проблему. Существуют лишь некоторые подходы к организации содержания образования и педагогического инструментария, предполагающие самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей, стимулирование их конструктивной активности, поощрение творческой инициативы, создание условий для обучения на высоком положительном эмоциональном фоне, и в тоже время формирование умения принимать инструкцию, развитие произвольности, хорошо структурированной памяти и пр. Такие разработки лежат, в основном, в русле педагогики сотрудничества и являются достоянием авторских школ (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Для создания целостной технологии обучения, развивающей в личности способности внешней и внутренней самореализации необходимо определить стороны и взаимосвязи рассматриваемой проблемы.
В качестве цели современного образования мы определяем развитие личностной эффективности человека. Под личностной эффективностью мы понимаем результат реализации системы качеств личности, позволяющих человеку быть успешным в условиях социума. Под социумом в данном контексте понимается общество, в которое включён человек достаточно длительное время, чтобы это повлияло на формирование его личности. Успешность представляется в двух аспектах: во внешнем плане - это степень принятия социумом способов и результатов деятельности человека, а во внутреннем плане - удовлетворённость собственными способами и результатами деятельности человека.
Проблема развития личностной эффективности человека может быть выражены тремя взаимосвязанными линиями:
--
общественные тенденции и потребности;
--
индивидуальные особенности человека и их развитие;
--
успешность деятельности человека в обществе
Человек приходит не только в биологический мир, но и в организованное общество, живущее по своим законам, отправляющим свои ритуалы, обладающее своей логикой мышления. В какое общество явится человек, то и будет воспитывать его, следовательно, черты именно этого общества будут составлять основу его личности. Сам ребёнок, приходящий в этот мир, не может иметь потребности в воспитании, поскольку воспитание - есть адаптация нового человеческого существа к условиям жизни в обществе и это есть задача общества, а не индивида. Пребывая в состоянии единства со всем миром, новорожденный не нуждается в том, чтобы его учили этому миру, как в нём жить. Мир сам должен адаптировать новое своё существо, обладающее к этому предпосылками, заключёнными в биологической памяти. Младенец не определяет себя отдельно от мира, хоть уже и представлен индивидом в нём физически. Также как и любому представителю животного мира, новорожденному человеку жизненно необходима поддержка мира, в который он пришёл, однако это не означает, что ему от рождения присуще желание развиваться так, как этого хочет общество. В общественные интересы входит включение приходящих в мир людей в систему социального взаимодействия, т.е. человек должен выбрать для себя относительно устойчивую роль в виде профессии, рода занятий. Для этого человек должен получить соответствующее образование. Кроме того, для общества важно, чтобы люди, входящие в него, обладали сходным типом мышления, чтобы они могли понимать и дополнять друг друга. Иначе социальная система не будет устойчивой. Вот поэтому социально оправдано общее массовое образование, ценность которого была ясна уже в древней Спарте. Таким образом, от рождения сознание человека формируется соответственно запросам общества на личность, причём формируется единообразно, относительно всех остальных людей для осуществления социальной преемственности. Так формируется единая парадигма сознания людей, включённых в одно общество. Оно не толерантно никакому другому сознанию и может быть представлено фразой: "Так говорят и делают люди, а так люди не делают и не говорят".
Современное государство провозгласило новое направление. Оно ставит человеческую личность, действующую в рамках закона, в основу общественного развития. Это открыло новые возможности для человека, и, прежде всего, возможности выбора направлений самореализации. Однако ещё Ф.М. Достоевский называл свободу выбора самым страшным игом человека, и чем шире этот выбор, чем больше его вариантов, тем сложнее его совершить личности.
Сознание отражается в деятельности, и если оно монопарадигмально, то человек будет искать единственно верный способ деятельности и не принимать никакой другой. Количество парадигм сознания отражается и в оценках, и в отношениях.
В условиях современного развития общества более адекватно формирование полипарадигмального сознания. Такое сознание позволяет человеку соотносить (но не смешивать) между собой принципиально разные варианты решения проблем, не считать никакое решение задачи единственно верным или абсолютно неверным. Не может личность оцениваться по одному своему качеству, проявлению, функции. На любой предмет может быть бесчисленное множество точек зрения. Такое сознание должно быть толерантным, т.е. открытым для анализа других способов решения проблемы, в том числе и приходящим извне (от других людей).
Монопарадигмальное сознание приводит к наполовину конструктивным действиям человека, поскольку он уже во внутреннем плане уничтожает все другие варианты решения проблемы. Полипарадигмальное толерантное сознание конструктивно вполне, поскольку позволяет существовать другим точкам зрения. Конечно, и в этом случае человек выберет только один способ действия для себя, но он не будет отрицать другие, которые, быть может, предпочтут другие люди. Да и собственный выбор человек будет делать более взвешенно, потому что проанализирует и противоположные и параллельные варианты.
Личностная эффективность зависит от особенностей мотивационной сферы человека и регулятивных механизмов его психики. В этом смысле мы обратились к анализу понятий ориентировочного рефлекса и инстинкта самосохранения, поскольку в ходе их развития в филогенезе человек приобрёл познавательную потребность и способность к творчеству.
Психологический словарь даёт следующее определение инстинкта, применительно к животным: "Инстинкт - генетически закреплённая форма поведения и психического отражения, общая для всех представителей данного вида. Приспособительное значение инстинкта заключается в обеспечении выполнения наиболее важных для существования особи и продолжения вида жизненных функций. Инстинкты реализуются в онтогенезе в тесном взаимодействии с процессами научения. Признаки объектов, на которые направлены инстинктивные действия, фиксируются в памяти путём запечатления". (Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С.138).
Ориентировочный рефлекс животных проявляется в спонтанном реагировании на внезапно возникающий раздражитель и является необходимым условием выживания вида.
Человек испытывает помимо низших потребностей (общих с животными) ещё и высшие специфические потребности. К высшим потребностям относят и стремление к познанию окружающего мира и себя самого. Однако в основе её лежит всё тот же ориентировочный рефлекс. Действительно, человек как биологический вид - самое слабое и незащищённое существо на земле. Выжить ему помогло стремление к познанию мира и самопознанию. Изучая окружающий мир, человек научился сознательно ориентироваться в нём. Он понял и принял механизмы выживания в мире. Эти механизмы закрепились в инстинкте самосохранения.
Врождённое стремление человека к познанию окружающего мира и себя самого не предполагает существования врождённой потребности в воспитании, социализации. Потребность во включении в систему общественных взаимодействий и связанные с ней системы мотивов в поиске профессии, своего места в обществе и т.п. проявляются только после достаточного развития у человека сознания в становлении и развитии которых активное участие принимают ориентировочный рефлекс и инстинкт самосохранения.
Инстинкт самосохранения подсказывает человеку, что нужно подстраиваться под общественные правила. Проще и безопаснее действовать, как все. В природе широко распространена мимикрия. Прочно она закрепилась и в инстинкте самосохранения человека. Подлинным чудом общества являются люди, которые вопреки многовековому инстинкту думают и действуют не так, как все. Это может быть возможно если человек забывает о собственной безопасности. Не важно, выделяется он при этом из общества, как артист или писатель, или находится в тени, как физик или инженер - это всё равно опасно, потому что основа гения - иное сознание. Опасно думать не как все. Таким образом, предпосылкой проявления креативности является деформация инстинкта самосохранения. Именно "деформация", а не отсутствие. Иногда творчество может возникать и в силу гиперболизированного инстинкта самосохранения (А.М. Горький, Н.А. Некрасов, Ж.-Ж. Руссо и др.). Такие люди не только ставят перед собой и решают новые задачи, но и предлагают свои решения в социально приемлемом ключе. Типично представленный инстинкт самосохранения не позволяет человеку выйти за рамки общепринятых вопросов и их решений.
Рассматриваемая проблема развития личностной эффективности может быть решена, если у человека с периода первых проявлений сознания будет реализовываться потребность свободного познания окружающего мира и себя самого; если система воспитания окажется отзывчивой к индивидуальным предпочтениям личности, если будет поддерживаться любая конструктивная активность человека, а не "зажиматься" в рамки стандартных курсов предметов; если содержание образования не будет ограничиваться объёмом присвоенного личностью опыта, но и предполагать уровень личностного развития, на который поднимется личность, опираясь на присвоенный опыт.
Полипарадигмальное толерантное сознание проще и эффективнее формировать тоже с раннего детства, просто приучая ребёнка искать и анализировать разные способы решения, возникающих перед ним жизненных задач, даже самые противоречивые и абсурдные. Развитие личностной эффективности человека включает обучение прислушиваться к мнению других, не попадая в зависимость от него, помнить, что выбор человека - это только его выбор, и только он несёт за него ответственность. Поэтому другие являются только советниками, тогда как "государем" своей судьбы является каждый человек.