Аннотация: Петр Бормор. Многобукаф. Книга для. - М.: Гаятри, 2007, 288 с.
- Ты правда хочешь написать на нас рецензию? - спросили Дракон, Принцесса и Рыцарь.
Они спросили об этом так, словно с ними собирались проделать какой-то очередной фокус и им, как классным статистам, следовало заранее подготовиться. Привыкли: Петр Бормор всю дорогу делает с ними что пожелает. Поди знай, не псевдоним ли его фамилия, уж больно похожа она на эльфийскую кличку, поневоле задумаешься, не составляет ли он сам Часть Замысла. А что, совсем даже неплохо - Блоггер Живого Журнала Бормор (http://bormor.livejournal.com).
Название книги прямо апеллирует к русскому интернет-арго, хотя содержание ее прямо ему противостоит: изложение усугубленно классическое. Проскочит "словечко" - и тут же спрячется. Как в сказке.
"Многобукаф" - книжка смешных сценок-притч, отрывков из жизни тех, кого мы знаем с самого детства, но рассмотренных повзрослевшим глазом, проникнувшим в суть. Она в том, что идеальное и реальное спорят в нас, даже когда мы спим. Спорят исступленно и никогда не договорятся: и Принцы бывают толстыми куркулями, и Принцессы хитрыми стервами, и Драконы - добрыми хлебопеками - ведь неважно, кто кем родился и кого из нас как назвали. Как ты выглядишь, чистая случайность, ошибка первого рода, а вот кто ты на самом деле, Дракон, Рыцарь или Принцесса, большой вопрос, тем более что ипостаси перетекают одна в другую даже в течение дня.
Потому бесконечная вереница маленьких сказок Петра Бормора - книжка уже наступившего будущего и во имя будущего еще не наступившего: чтобы жить в нем, попасть в него, видеть вещи неложно, правдиво, надо учиться не верить случайным наименованиям, а различать, кто перед тобой, а то долго ли перепутать Рыцаря с Драконом? Шварц, конечно, здесь побывал и, может быть, улыбнулся: Бормор - интернет-автор, ставший книжным только потому что интернет признает лишь формат короткой новеллы, размер "одного экрана". И юмор.
В сказочном буме "аффтара" (Черного Властелина) прельщают пластичность формы, возможность экономии на видеоряде, ведь сто раз описано, кто каков. "Многобукаф", если ударять на последний слог, превращается в фантастический батискаф, влекущий нас на архетипическое дно: после бурь и непонятиц века так хочется побыть рядом с печальной, безусловной и порой крайне безысходной добротой. Мир, меняющийся вместе с нами, презирает любые догмы, требует от каждого принимать агностицистскую структуру Добра и Зла, а следовательно, и Любви, и Власти, и Семьи, и Долга, и Справедливости, и участвовать в ней, и лишь так сознавать, что живешь. Обучающая экскурсия для выросших пионеров...
Что-то очень знакомое чудится в "Многобукафе" тем, кому хотя бы за тридцать, и точно: были в нашем детстве такие "многопользовательские" настольные игрушки с бросанием кубика и передвиганием фишек по дорожкам причудливой карты. Нынешние дети долго бы смеялись, узнав, что мы увлекались такой простотой, но за нас играла фантазия! И было даже неважно, кто быстрее выиграет, мы даже хотели попасть в Темный Лес, в ловушку, пропустить два хода и все равно догнать, взволноваться у финиша... Бормор за кадром говорит главное: фишки - в игре. Пройдут десятилетия, минут сотни раскрученных персонажей, а наши Принцессы, Принцы и Драконы останутся. Потому что они - настоящие герои. Потому что они - это и есть мы.