Вопрос веры интересует меня очень давно. Интересен он мне, прежде всего тем, каково влияние веры в зависимости от субъективных ее положений на жизнь человека. Можно верить в одного Бога, но верить можно по-разному, и вследствие этого и жизнь может складываться по-другому. Можно верить и не в Бога, а в какую-то определенную позицию, которую трудно или невозможно доказать на сегодняшний момент развития нашей цивилизации.
Философский словарь утверждает понятие веры, как бездоказательное признание истинности того или иного явления. Хочется отметить, что бездоказательное признание истинности при более детальном исследовании является лишь отправной точкой для поиска как раз обратного, для всевозможного эмпирического (на основе личного опыта) объяснения своего убеждения. В связи с этим вся жизнь человека меняется, поскольку все процессы, все явления и весь мир он будет рассматривать с точки зрения доказательства правильности своих положений, истинности своей веры.
Но есть на сегодняшний момент такие явления и стороны жизни, которые не поддаются логическому, рациональному объяснению, в силу ряда причин, в том числе и из-за нехватки знания на данном этапе развития об этих явлениях. Например, приведения, НЛО, полтергейст и так далее. Эти слова только обозначают эти явления для нашего сознания, но действительных механизмов раскрытия их бытия или не бытия у сегодняшней науки нет. Однако объяснить их для человеческого сознания так же необходимо, как и все остальные уже изученные явления. И в этот момент как раз и приходит на помощь вера в сверхъестественную сущность, сверхъестественное сознание.
В этой связи вера выступает как интерпретация в человеческом сознании таких явлений жизни, которые не поддаются логическому обоснованию. И не только из-за того что не подчиняется каким-либо физическим законам (чудеса), но и из-за не знания, невозможности на данном этапе знаний логически доказать определенное явление жизни.
Таким образом в вере сходятся две стороны. С одной это бездоказательное признание истинности таких позиций, которые еще не объяснены с точки зрения науки, а с другой это подчинение своего видения мира согласно этих позиций. Человек не может логически доказать существование Бога в которого верит, но тем не менее вера в Него психологически облегчает реальное существование этого человека, поскольку с этих позиций он объясняет сам для себя мир в котором существует. Причем, казалось бы, не требуя доказательств существования Бога, тем не менее, на основе своего личного жизненного опыта, вполне вероятно что бессознательно, происходит доказательство Его существования, как предмета истинной веры, каждый раз при осмыслении действительных сторон жизни.
Для меня очевидно, что то, во что мы верим, то и окружает нас. Если мы верим в Божье провидение, мы и относимся к жизни именно так, подчиняя свою волю, воле божественной сущности. Или другой пример, не связанный с религией, это суеверия. Суеверный человек глубоко верит во взаимосвязь между своими приметами и реально происходящими событиями, логически не подчиняющихся на прямую этим приметам. И тут, вот какой интересный момент. Суеверный человек, каждый раз ищет подтверждения обоснованности своих примет, живя ими; а с другой стороны, человек несведущий не обращает на них никакого внимания и живет согласно своим внутренним убеждениям, но как только ему сообщают о некоторой примете, он сам, может не осознано, но начинает искать "за" и "против" этой приметы.
Приведу более конкретный пример, это одно из суеверий связанное с черной кошкой. Человек верит, что если она перебежала дорогу, то с ним обязательно случится неприятность, или беда (в зависимости от степени глубины веры в последующие события), и как правило у верующего это происходит. Человек который не знает этой приметы, относится абсолютно нейтрально к примете, и неприятное событие может произойти с обычной вероятностью подобных событий. Другой дело, если этому человеку настойчиво и убедительно объявили об этой примете. Первая реакция будет самому проверить это. И неизбежно, начиная анализировать в сторону действительности приметы, человек приходит к ее обоснованности, и в дальнейшем следует ей. Мир вокруг субъекта преображается настолько, насколько он верит, тут очень важна глубина этой веры, как ее характеристика. Интересен еще и тот момент, что во время подтверждения или опровержения этой приметы все зависит от человека. Если он будет собирать доказательства подтверждающие примету, в итоге он в нее поверит; если будет собирать опровержение - он ее отклонит. То есть вера хотя и не логически, но материализуется! И наоборот неверие другого - не материализуется. Но дело в том, что человек не живет один. На него откладывается также отпечаток психологии не только индивида сообщившего о примете, но и других людей, общества в целом. Противостоять коллективной психологии чрезвычайно тяжело, поскольку она усиливает психологический эффект веры. Особенное если это касается веры религиозной.
Получается, наша психология, заключенная в нашем сознании, выраженная посредством веры начинает материализоваться, влияя на ход событий, причем именно в таком ключе, который маловероятен, если бы не было этой веры.
Я прихожу к выводу, что ответы на все вопросы кроются в нашем сознании. И мне кажется, что наше сознание не только пучок направленных нервных импульсов, но и кое-что еще. Только раскрыв природу нашего сознания до конца, возможно придти, пускай, и к самым невероятным выводам, многое объясняющим из нашего вчера и сегодня. А вера, на мой взгляд, является тем мостиком, по которому возможен переход из области не логического доверия к логическому знанию.
Только после всего сказанного выше я могу ответить на вопрос в заглавии статьи. Я считаю, что так или иначе, но любой человек во что-нибудь да верит, поскольку это позволяет объяснить мир и жить в нем, сообразно своему толкованию и объяснению. Я не исключение.
Моя вера, то во что верую, заключается пока что только в бездоказательном объяснении, что весь мир являет собой энергию Вселенной. То, что мы называем жизнью, есть процесс генерации этой энергии. Я чувствую, что она как-то связана с человеческим сознанием, но твердо определить эту связь я пока не могу. Возможно, я ошибаюсь, но исходя из этой позиции, я объяснил себе модель Вселенной в предыдущей статье, и живу в согласии со своей концепцией.
Я верю, что мой жизненный путь имеет смысл, такой же как бурлящий водопад. При пассивности можно лишь созерцать его красоту, а при активности можно поставить гидростанцию для выработки энергии. Тут каждый выбирает сам. Я выбрал второе. Для меня это означает прирост положительной энергии, ассоциирующейся в моем сознании с действиями, основанными на положительных нравственных ценностях. Я пытаюсь посильно выполнить это через свое литературное творчество, показывая жизнь так, как я ее ощущаю. Вполне, возможно, что это может, не соотносится с абсолютной истиной, я на это не претендую, я лишь делаю предположение; и даже может идти в разрез с другими концепциями видения жизни, меня это не пугает и не беспокоит. Я считаю, что каждый вправе высказаться, пусть даже некоторые и сочтут это глупостью, поскольку не согласуется с их видением мира. Я не намерен их ни в чем убеждать. Я лишь пытаюсь показать миру то, как я его воспринимаю. Вот и все. Не думаю, что это сильное преступление, если мои убеждения, не согласуются с остальными.
Я не противник религии, не воинствующий атеист, но, скажем так, меня сильно раздражает человеческий фактор церкви, как представителя любой конфессии. Это делает религию обрядовой и в итоге, сводит на нет, саму идею жизни по законам Бога, поскольку сами служители культа могут, мягко говоря, обходить эти законы, приписывать новые от имени Бога и так далее в зависимости от создавшейся жизненной ситуации.
Верю ли я сам в Бога? В общем смысле понимания этого определения, скорее нет. Я называю Богом энергию которая существует одновременно и внутри человека и вне его. Энергия вне человека может влиять на жизнь человека, только посредством своего присутствия в нем. Вне его эта энергия существует независимо, есть человек с его высоко развитым сознанием, или нет. Но для эффективной ее генерации как раз и нужно такое биосущество с развитым сознанием, то есть с максимальным известным нам на сегодняшний момент проявлением сознания как части этой энергии. Вот во что я верую. И я верю, что когда-нибудь человечество правильно ответит на вопрос о цели своего бытия. Вот мне кажется наиглавнейший и наиважнейший вопрос, на который должно ответить человечество, а вслед за ним, я думаю, последуют ответы и на другие философские вопросы.