Аш Павел : другие произведения.

Этнографические очерки. Народы Латинской Америки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.66*9  Ваша оценка:

  НАРОДЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ.
  Здесь под народами Л.А. подразумеваются не индейцы, коренные жители, а так называемые неороманские народы, говорящие на романских языках (испанском, португальском и французском). По расовому составу они не однородны, это и креолы, и метисы, мулаты, замбо, чоло. Пояснения:
  Метис - потомок индеанки и испанца.
  Мулат - потомок белого и негритянки.
  Замбо (самбо) - потомок индейцев и мулатов.
  Креол - прямой потомок испаццев (португальцев), родившийся в Америке.
  Квартерон - потомок белых и негров, имеющий четверть негритянской крови, т.е. два поколения белых.
  чоло - индейцы, утратившие связь с предками, не знающие своего происхождения, говорят на испанском языке.
  
  
  АРГЕНТИНЦЫ
  Аргентинцы ( argentinos, 32,3 млн чел.(2005)) - основное население Аргентины. Как народ, аргентинцы сформировались в результате массовой миграции европейцев, главным образом галисийцев, басков, итальянцев, испанцев. Живут также в Уругвае, Парагвае, Чили, Мексике, США. Большинство верующих - католики. Язык - испанский(аргентинский вариант).
  Этногенез
  
  До прихода испанцев территорию современной Аргентины населяли индейцы разных культурных типов: 1) многочисленные народы предгорий Анд, испытавшие влияние кечуа, создавшие культуру Диагита, занимались земледелием;
  
  2)индейцы Чако, охотники и собиратели(группы тоба, матако, тупи, араваки);
  
  3)народы междуречья Параны, Уругвая и дельты Ла-Платы(группа гуарани и др.), занимавшиеся подсечно-огневым земледелием;
  
  4)индейцы Пампы и Патагонии(теуэльче, арауканы), охотники на страусов и гуанако;
  
  5)огнеземельцы(она, яганы, алакалуф).
  
  Испанская колонизация началась в XVI веке. Она шла со стороны Чили, Перу и Парагвая. В отрядах завоевателей было много метисов. В дальнейшем в формировании аргентинцев участвовали испанцы, креолы(прямые потомки испанцев, родившиеся в Америке), метисы, негры и мулаты. Индейцы быстро вымирали или смешивались с другими группами. В прибрежном районе этнообразующими группами стали креолы, возглавившие движение за независимость, и смешанное население Пампы - пастухи гаучо. После Войны за независимость(1810-1826) появилось понятие аргентинского народа, а чуть позже - аргентинской нации. Особую роль в формировании образа аргентинца сыграл тип пастуха гаучо.
  
  В конце XIX - начале XX веков выросла иммиграция из европейских стран, в основном из близких по языку Испании и Италии, причем иммиграция из последней преобладала ( с 1857 по 1940 год в страну переселилось 2 миллиона испанцев и 3 миллиона итальянцев , 2 миллиона составляли иммигранты из других стран Европы). Росли темпы урбанизации и развития промышленности. Население страны резко выросло с 1,9 миллиона жителей в 1869 году до 7,9 миллиона в 1914. В последующие годы рост населения снизился, демографическая обстановка стабилизировалась.
  
  Кроме собственно аргентинцев в Аргентине сейчас сохранились небольшие группы индейцев. На о. Огненная Земля(Tierra del Fuego) живут огнеземельцы(несколько десятков человек). У границы с Боливией и Чили живут метисы, сохранившие язык кечуа, а вдоль гранцы с Парагваем - индейцы языковых семей тупи-гуарани, матако-матагуайо, гуайкуру.
  Хозяйственная деятельность
  
  Аргентина - высокоурбанизированная страна, 30 % населения живет в столице, Буэнос-Айресе. В XIX - начале XX веков население делилось на две группы, "кабеситос негрос"(провинциалы), и "портеньос"(столичные жители). В эти же годы в столицу шел большой приток мигрантов из провинции, грани между этими группами стали стираться. Теперь происходит отток жителей обратно в провинцию. В настоящее время в стране развиты промышленность и сельское хозяйство, где занято основное трудоспособное население страны. Земледелие вытеснило животноводство в период массовой иммиграции европейцев, но прежде животноводство играло очень важную роль. Это - старейшая отрасль, и сейчас она занимает видное место в экономике. В основном выращивают мясной крупный рогатый скот. В некоторых провинциях практикуется молочное скотоводство.
  
  В земледелии главными являются зерновые и масличные культуры. В них Аргентина полностью удовлетворяет свой спрос и экспортирует. На северо-востоке выращивают тропические фрукты, бананы, ананасы, манго. На северо-западе - яблоки, вишню, сливы. Аргентина - крупнейший производитель мате(парагвайского чая) после Парагвая и Бразилии. В виноделии она уступает только Франции, Италии и Испании.
  
  В ряде провинций сохраняются традиционные индейские или восходящие к индейской культуре ремесла. На севере делают глиняные сосуды, плетеные сумки и корзины. В провинции Сальта пончо имеет характерное для кечуа сочетание красного и черного цветов. В Кахамарке пончо делают из вигони. Во многих местах живы традиционные занятия гаучо - обработка кожи, производство принадлежностей для верховой езды, ножен, тесаков.
  Культура и традиции
  
  На формирование аргентинской культуры сильно повлияли иезуиты. Они были очень влиятельным орденом, здесь, в Америке, они получили полную свободу действий. Иезуиты создавали поселения (иезуитские редукции), где пытались обратить в христианство индейцев, подчинить их своей воле и заставить жить по испанскому образцу. Они подкупали вождей (касиков), давали им испанские титулы, именовали их "идальго", и освобождали от налогов, как дворян. Иезуиты были образованнее, чем конкистадоры, и привнесли сюда более высокий уровень агротехники, научили индейцев ремёслам и передали определенные элементы духовной культуры. Индейцы работали в разных мастерских, на полях, строили храмы. Это приносило большой доход иезуитам и испанской короне. Одним из сильных средств воздействия на сознание индейцев была духовная музыка, потому из них организовывали хоры, оркестры, научили изготовлять музыкальные инструменты. Эта деятельность была направлена на превращение индейцев в покорных слуг католической церкви. Но в 1767 г. деятельность ордена была запрещена, как в Испании, так и в ее колониях.
  
  Характерным для Аргентины типом является гаучо, житель Пампы, пастух, ловкий наездник. Это слово означает "сирота, незаконный сын". Его гордый, неукротимый характер формировался в борьбе с дикой природой. Гаучо ведут свое происхождение от браков испанцев с индеанками. Но позже гаучо становились и другие иммигранты, ирландцы, шотландцы, англичане. Сейчас этот тип людей уже исчез, но так продолжают называть владельцев ранчо и пастухов.
  
  Ядро нации составили креолы. Типичного аргентинца и сейчас называют "креол" (criollo). В развитии культуры Аргентины есть две тенденции: традиционная, испанско-индейская, во внутренних районах, и космополитическая, близкая европейской, ярко выраженная в столице. Современный быт и фольклор крестьян возник на основе первого направления. Жилища, ранчо, сооружаются из сырца. Крыша - из красной черепицы. Пол - земляной. В одежде издавна носили пончо - накидку из шерсти. Оно надевалось на куртку. Штаны - широкие, типа шаровар, передник(чирипа). Головной убор - сомбреро. Обувь - сандалии(альпаргаты) или кожаные сапоги.
  
  Основная национальная пища - жареное мясо. Более популярны асадо, мясо, жареное на углях, и чурраско, мясо, жареное на вертеле. Широко распространены блюда из разных круп. Любимый напиток - йерба-мате(парагвайский чай). Это горьковатый тонизирующий напиток. Пьют его через трубочку(бомбилью), и питье его - настоящий национальный ритуал.
  
  Сохраняются традиции прикладного искусства, особенно в провинции. Провинция Тукуман, например, славится красочными коврами и одеялами, Формоса - плетеными сомбреро, Корриентес - изделиями из дерева и керамики. В ткачестве используются натуральные красители, листья, корни, кора. В Буэнос-Айресе устриваются выставки народно-прикладного искусства.
  
  В основе аргентинской музыки лежит испанский элемент. Гаучо оставили много безымянных поэтических строк и мелодий, ставших фольклором. Характерными для их творчества являются протяжные и грустные мелодии. Танцы гаучо отличались выразительностью, как и их искусство в верховой езде. Народные танцы - групповые, живые и энергичные. Инструменты - гитара и мандолина. Продолжают жить индейские инструменты - флейта(сику) и барабан(культрун). Во многих местностях есть народные певцы, пайядоры, без которых не обходится ни один праздник.
  
  Основоположник национальной музыкальной школы - А.Вильямс, основатель консерватории(1893). На аргентинскую музыку оказала сильное влияние итальянская. В 1857 г. был открыт театр "Колон", один из крупнейших в мире. Первая постановка - опера Верди "Травиата". Здание театра построили итальянские архитекторы. На сцене его выступали многие выдающиеся артисты мира: Э.Карузо, Ф. Шаляпин, А.Патти, А. Павлова, а также солисты Большого Театра. Особую славу аргентинцам принесло танго, танец, родившийся в портовых тавернах Буэнос-Айреса. Поначалу он был запрещен, это был танец низов. На мировую арену он вышел только с разрешения римского папы. Бывают споры о том, где родилось танго, возможно и в Европе, в Испании, и занесено в Аргентину переселенцами. Но прославилось оно именно в Аргентине, и вернулось обратно в Европу в начале 20 в. Есть два варианта танго, европейский и аргентинский, которые заметно отличаются друг от друга. В состав ансамбля, исполняющего музыку танго, входят обычно фортепиано, скрипка, гитара и бандонеон(разновидность баяна). Танго можно не только танцевать, но и петь. Самый известный в мире исполнитель танго - Карлос Гардель, прозванный "королем танго".
  
  Архитектурных сооружений аборигенов не сохранилось. В колониальный период архитектура развивалась под влиянием испанцев, города строились по типу испанских. В центре находилась "пласа майор"(главная площадь), или в топографическом центре, или у порта(в приморских городах). Здесь находились ратуша(кабильдо), дворец губернатора, собор. Здесь проходили ярмарки и корриды. Это был центр общественной жизни. От главной площади отходило обычно восемь улиц. Планировка была прямоугольной. Частные дома также были подобны испанским, для них типичны внутренние дворики(патио), окруженные галереями.
  
  Архитектура XVII века была проста и монументальна. В XVIII веке пышно расцвело латиноамериканское барокко. В последующий период сюда проникло французское влияние, распространился классицизм. В целом стилевая направленность архитектуры близка европейской.
  
  Аргентинцы создали также свою литературную школу. Сперва это было устное народное творчество на основе жанров испанской народной поэзии, фольклор гаучо(песни-импровизации). Первый национальный поэт - Б.Идальго(1788-1822), основоположник направления литературы гаучо. Жизнь гаучо - основная тема в литературе и кино. В XX веке появилась и своя балетная школа. До того в местных театрах танцевали итальянские актеры, а в 1910-х гастролировал Русский балет С. П. Дягилева и труппа А. П. Павловой.
  
  ВЕНЕСУЭДЬЦЫ
  Венесуэльцы (исп. Venezolanos, 17,4 млн. чел. ) - основное население Венесуэлы. 80% составляют метисы, мулаты и самбо. 15 % - креолы, 5% - негры. Говорят на латино-американском варианте испанского языка. Имеет слабое говорное членение.
   Формирование нации
  Этнорасовое оформление венесуэльцев происходило в процессе смешения испанцев, басков, аборигенов-индейцев, негров. Негры и большинство мулатов живут на низменности Маракайбо, в прибрежной зоне. Метисы - в горных штатах северо-запада, самбо - в Льяносе.
   Хозяйственная деятельность
  Север и северо-запад Венесуэлы(прибрежные районы) - самые развитые, здесь сосредоточено 75% населения и большинство крупнейших городов. В промышленности занято 40% населения, в сельском хозяйстве - 20%, остальные - в сфере обслуживания. Креолы и лица европейского происхождения - в основном промышленники, финансисты, землевладельцы и скотоводы. Метисы, самбо, мулаты - крестьяне или мелкие арендаторы.
   Среди отраслей промышленности развиты горнодобывающая и электроэнергетика. Сельскохозяйственные культуры - кукуруза, юкка, маниок, бобовые, овощи, картофель, рис, бананы идут для местного потребления. На экспорт идут кофе, какао, сахарный тростник. Старая отрасль - животноводство. Развито лесное хозяйство и, в прибрежных районах - рыболовство.
   Национальные ремесла характерны для метисов. Это - плетение циновок из пальмовых листьев и травяных волокон, ткачество, выделка кожаных изделий, гончарство.
  Культура и традиции
   Старые города сохраняют испанскую планировку и облик. Планировка в них прямоугольная, в центре - площадь, собор и административные здания. Ратуша (германский термин) или мэрия (французский термин) в странах Латинской Америки называется кабильдо. Это - искаженное 'капитоллий', от названия холма и правительственного дворца в Риме. Крестьянские дома - глинобитные или кирпичные. Крыши кроются черепицей или пальмовыми листьями. Очаг - во дворе. Многие спят на улицах, в гамаке(гамак - исконно индейское изобретение).
  Национальная одежда - белые хлопчато-бумажные штаны, рубахи, у женщин - широкие длинные платья. Головной убор - сомбреро из соломы или травы, основная обувь - сандалии(альпаргатас).
  Традиционная пища - из кукурузы: арепа - лепешки, масаморра - каша, альяна - блюдо из поджарнной кукурузной муки. Санкоча - похлебка из говядины и овощей. Распространен местный алкогольный напиток - чича.
  Традиционные праздники - карнавал, праздники дьявола и чертенят, семейный праздник - тернера.
  В фольклоре и праздниках заметно, кроме испанского, индейское и африканское влияние. Популярны бои быков, петушиные бои, конные бега, бейсбол, футбол, музыка и танцы(гуарачас, под аккомпанемент 4-струнной гитары куатро).
  Наследие индейской культуры небогато. Литературных памятников доиспанского периода не сохранилось. Архитектуры - также. Из художественного творчества остались древние наскальные росписи, погребальные урны, каменные блоки с изображением ягуаров и крокодилов, Солнца, Луны, стилизованные антропоморфные фигурки. В музыке индейское, а также африканское влияние заметно. Преобладает музыка креольская, но во внутренних областях популярна индейская, на побережье - африканская. Местные жанры - галерон, хоропо, бамба, пала. Из инструментов распространены куатро, гитара, мандолина, арфа.
  В дальнейшем культура развивалась на основе испанского наследия. Литература была представлена в основном историческими хрониками. В поэзии в 16-17 вв. господствовал гонгоризм. Собственно венесуэльская литература зародилась с пробуждением национального самосознания креолов. В конце 18 в. сюда проникли просветительские идеи, воплощенные в творчестве В. Салиаса(автор нац. гимна), драматурга Х. Д. Диаса, поэта Х. А. Монтенегро и др. В 19 в. распространились романтизм и костумбризм(направление, типичное для Испании), и другие направления, характерные для Европы.
  
  ДОМИНИКАНЦЫ
  Доминиканцы (dominicanos, 7,4 млн чел.) - народ Америке смешанного происхождения. Основное население Доминиканской республики в восточной половине о. Гаити
  Происхождение
  Нация сложилась в основном из потомков испанских колонизаторов, смешавшихся с неграми-рабами, ввозившимися в 16-19 вв. (см. Мулаты). Местное индейское население было истреблено в 16 в. Сейчас мулаты составляют 75% населения, белые - 15%, остальные - негры.
  В области социальных отношений до сих пор бытуют расовые предрассудки. Но положение в обществе определяет не только цвет кожи, но и богатство. Здесь, на о. Гаити, существует поговорка: 'Богатый негр - это мулат, а бедный мулат - это негр'.
  Хозяйство
  Большая часть населения занята в сельском хозяйстве. Основная культура - сахарный тростник. Кроме него на экспорт идут кофе, какао-бобы, табак, арахис, бананы. Для внутреннего потребления производятся рис, кукуруза, маниок, батат, ямс, фасоль, овощи, фрукты. Хорошо развито животноводство, рыболовство - слабо. Промышленность начала развиваться только во 2-й половине 20 в. и представлена горнодобывающей отраслью и энергетикой.
  Культура и традиции
  Одежда доминиканцев - креольского типа. В отличие от соседей, гаитян, носят сомбреро.
  Характерное жилище - боло, стены его красятся в голубой цвет, оконные рамы и дверь - в красный. В городах преобладает застройка испанского типа, как и в других бывших колониях Испании. В архитектуре столицы(Санто-Доминго) интересен первый в Латинской Америке собор, соединяющий в себе черты испанского храма-крепости времен Реконкисты и черты поздней готики и Раннего Возрождения. Построен он в 1512 -1541 гг. архитекторами Р. де Льендо, Л. де Моя. В современной архитектуре преобладает влияние США.
  В изобразительном искусстве от коренного населения остались керамика, деревянная утварь, каменные скульптуры. Новое искусство сформировалось в начале 20 в. Крупнейшие мастера - А.Р. Урданета, Л. Десанглес, Э. Гарсия Годой. Живопись развивалась в рамках реализма. В 50-60 гг. распространились абстракционизм, кубизм, сюрреализм.
  Народная музыка и танцы имеют испанские, негритянские и индейские корни. Наиболее популярен танец меренге, распространившийся в 19 в.
  Национальная литература развивалась только на испанском языке. Ее становление связано с борьбой за независимость. Один из ее основоположников - Ф.М. дель Монте, автор патриотических стихов и национального гимна. В 19 в. видное место занимала индейская тематика, т.н. индеанизм. В последующие периоды истории социальная обстановка, господство диктаторских режимов, оккупация республики войсками США обусловили остросоциальный характер местной литературы. Многие писатели вынуждены были эмигрировать и работать в эмиграции.
  
  КОСТАРИКАНЦЫ.
  Костариканцы (самоназвание costarricenses, costarriqueños, ticos, 3,5 млн.чел. (2008) - латиноамериканский народ, основное население Коста-Рики. 25 тыс. к. проживают в США. Верующие - католики, негры и мулаты - протестанты.
  Язык - испанский с местными особенностями. Отличается от других латиноамериканских вариантов испанского тем, что в нём меньше всего индейской лексики. Но в нём очень много уменьшительных суффиксов типа '-ico, -tico', отчего самих костариканцев называют 'тикос'. Часть населения Коста-Рики (негры и мулаты) говорят также на лимонском диалекте ямайского наречия западнокарибского креольского языка (на английской основе).
  Происхождение 80 % населения Коста-Рики составляют потомки переселенцев из Испании, мигрировавших в 16-17 вв., в основном из Галисии, Арагона, Бискайи, что делает Коста-Рику страной с наиболее европеоидным населением. Негры и мулаты - потомки рабов, вывезенных с Антильских островов, составляют меньшинство. 10 % составляют метисы, потомки белых и индейцев, по этнокультурному облику близкие белому населению.
  Хозяйство и быт
  Большая часть населения занята в сельском хозяйстве. Часть занята в промышленности. Большинство белых - фермеры. Негры и мулаты в основном заняты, как наёмные рабочие на плантациях. В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Основные культуры - сахарный тростник, бананы, кофе.
  Треть населения проживает в городах. Дома в городах имеют 1-2 этажа. Низкая этажность - следствие землетрясений. Сельские дома строятся из сырцового кирпича, крыша - черепичная. Сейчас преобладают дома другого типа, североамериканского, из бетона с металлической кровлей. Но в начале 20-го в. домов из сырцового кирпича было ещё много. Сейчас они сохраняются больше в сельской местности у богатых крестьян. У такого дома прежде был патио (внутренний двор), где размещались хлев, кухня, сад. Сейчас у многих домов часто разбивается цветник, огород, или высаживается рощица из кофейных деревьев.
  Из одежды у женщин распространены низко вырезанные блузы с кружевными манжетами, длинная юбка, шейный шарф. У мужчин - яркие рубахи, штаны, сапоги, шейные платки, соломенные шляпы.
  Национальная пища - блюда из кукурузы, бобов, сердцевины пальмы, фрукты, тортильяс(лепешки). Из сердцевины пальмы обычно готовят салат под названием пальмито. Распространен мясной суп, по-местному - олья де карне. Распространенные напитки - кофе, агуа дульсе (кипяченая вода с неочищенным сахаром), ром, гуаро (сахарная водка).
  Ремёсла - гончарное, ткацкое, плетение. Ремесла по происхождению связаны с индейской культурой. Наиболее развита деревообработка.
  Культура
  У костариканцев представлен фольклор, легенды, народные песни бомбас, танцы. Национальный танец - пунто, исполняется под аккомпанемент гитары и маримбы (вид ксилофона). Самый известный из местных композиторов - Мануэль Мариа Гутьеррес, автор национального гимна (1852). В стране популярна также легкая аргентинская, мексиканская, кубинская музыка и европейская классика.
  Праздники и развлечения - еженедельные гуляния на центральных площадях в городах(ретретас) и загородные пикники (мальчокос). На пикниках устраиваются танцы, скачки, петушиные бои, бои быков. В отличие от испанской корриды быков не убивают, у них подпилены рога, и принять участие в бою могут любители по желанию. Проводятся рождественские карнавалы.
  96 % населения старше 15 лет умеют читать и писать.
  
  КОЛУМБИЙЦЫ
  Колумбийцы (colombianos, 34,5 млн чел.) - народ в Южной Америке смешанного происхождения, основное население Колумбии. Господствующая религия - католицизм. Язык - местный вариант испанского языка.
  Происхождение
  До прихода испанцев на территории Колумбии жили индейцы чибча-муиски. Они были в основном истреблены или частично ассимилированы.
  Колумбийский народ сложился исторически из трёх компонентов: аборигенов-индейцев, испанцев и негров. Испанцы начали селиться на территории нынешней Колумбии в начале 17 в. Негры вывозились из Африки в качестве рабов с конца 17 в. В 18 в. было 45 % метисов, 33 % белых, 17 % индейцев и 5 % негров. В настоящее время в Колумбии кроме испаноязычных колумбийцев, которые в расовом отношении в основном метисы или креолы, проживает 300-400 тыс. индейцев. Они сохраняют свои языки и традиционные верования. Сейчас индейцев - 10 %, мулатов и самбо - 15 %, негров −4 %. Остальные - метисы и белые. Во 2-й половине 19 в. сюда, кроме испанцев, мигрировали переселенцы и из других стран. В отдельных частях страны преобладает индейский элемент. В департаментах Кундинамарка, Бояка, Сантандер, Каука, Нариньо, Уила - преобладают метисы. Белые в основном - горожане, особенно в департаментах Кальдас и Антьокия. В Антьокии также сложилась своеобразная субэтническая группа, антьокеньо, на основе смешения басков, евреев и выходцев из Сирии и Ливана. Мулаты, самбо и негры населяют главным образом прибрежные районы.
  Основные занятия
  Современное население занято в основном в сельском хозяйстве и промышленности, в сфере обслуживания и торговле.
  Колумбия - аграрно-индустриальная страна. Климат в стране благоприятен для производства тропических сельскохозяйственных культур. Важно также и то, что рельеф страны разнообразен, а ресурсы богаты. Основными культурами, идущими на экспорт, являются кофе и бананы. Выращивают также в разной степени и другие культуры: сахарный тростник, хлопчатник, табак, кукурузу, маниок, сою, цитрусовые, манго, виноград, пшеницу, ячмень, какао-бобы, фрукты. В животноводстве преобладает разведение крупного рогатого скота.
  В промышленности ведущую роль играет горно-добывающая отрасль. Добывают нефть, золото, платину, изумруды. По добыче изумрудов Колумбия держит 1-е место в мире.
  Бытовые традиции
  В отношении национального костюма, типа жилища, традиционной пищи колумбийцы мало отличаются от других народов Южной Америки. Одежда в городах сейчас распространена европейская. См. ст. Венесуэльцы
   Культура
  Культура колумбийцев сформировалась в основном на базе испанской культуры. Индейская культура была испанцами уничтожена. Фольклор индейцев сохранился только в поздних записях и большого влияния на развитие местной литературы не оказал. В архитектуре остались немногочисленные памятники доиспанского периода, - храмы, укрепления, святилища и гробницы индейцев чибча. Из произведений изобразительного искусства сохранились индейские украшения из золота и серебра, керамика, каменные изваяния и статуэтки, росписи на камне. В дальнейшем литература, изобразительное искусство и архитектура развивались под влиянием испанцев.
  В литературе сменилось несколько течений, характерных для Европы в целом, или для Испании. Это - романтизм, реализм, костумбризм, модернизм. Первоначально в литературе Колумбии популярны были идеи католицизма и испанизма. Испанизм - это течение общественной мысли, видевшее необходимость в единстве и тесном сотрудничестве с Испанией и другими странами Латинской Америки. В архитектуре сказывалось влияние не только Испании, но и других европейских стран. В живописи развивались различные жанры, батальный, бытовой, портрет, пейзаж, но помимо европейского влияния в изобразительном искусстве европейские традиции смешивались с элементами индейской культуры.
  Креольская колумбийская музыка по характеру сохраняет явно выраженные испанские корни. Основные песенно-танцевальные жанры: бамбуко, торбельино, пасильо, гуабина, хоропо. Господствуют струнные щипковые музыкальные инструменты: типле, бандола (тип испанской бандуррии), рекинто и шестиструнная испанская гитара. Кроме креольской музыки в ряде районов страны распространена индейская и музыка африканского происхождения, со своими жанрами и музыкальными инструментами.
  
  
  КУБИНЦЫ
  Кубинцы (cubanos, 11,5 млн. чел.)- жители Кубы. чел. В США живут 1 млн. чел., в Канаде - 10 тыс., в Испании - 20 тыс. Верующие - католики, протестанты и приверженцы африканских синкретических культов.
  Язык - кубинский вариант испанского, романской группы.
  Этногенез
  Кубинцы - народ смешанного происхождения. К моменту появления здесь испанцев, Кубу населяли племена сибонеев, индейцев аравакской группы, гуанаханабеев и индейцев, переселившихся с Гаити. В результате испанской колонизации индейцы в большинстве были истреблены. Затем сюда ввозили рабов из Африки(в основном йоруба, ашанти, эве, конго). Их потомки составляют 40 %. Кроме этого нацию сформировали мулаты, метисы, выходцы из Европы. Креолами здесь называют вообще всех уроженцев Кубы. Негра, не овладевшего испанским, прежде называли босаль. Из Испании сюда ехали в основном галисийцы, кастильцы, наваррцы, каталонцы. Их всех вместе называют гальего(галисийцами). С конца 18 в. сюда прибыл также большой поток французов с Гаити и Луизианы, итальянцев, китайцев и индейцев из Мексики.
  Хозяйство и культура
  С 1898 г. Куба перестала быть колонией Испании. Первоначально её экономика базировалась на производстве сахарного тростника и экспорте сахара. Постепенно развилась многоотраслевая экономика. Кроме сахарного тростника выращивается рис, табак, плодовые культуры. Сформировались рабочий класс и интеллигенция.
  2/3 населения - горожане. Первоначальная планировка городов - испанского типа. В архитектуре господствовал стиль барокко. С 20 в. началась многоэтажная застройка. Крестьянский дом (боно) имеет столбовую конструкцию, стены из пальмовых досок, двух- или четырёхскатную крышу из пальмовых листьев. Пол - земляной, перед входом - навес на столбах. Старые формы жилища вытесняются.
  Городская одежда - южноевропейского типа. Крестьянский костюм - свободная рубаха навыпуск, штаны, широкополая соломенная шляпа, у женщин - ситцевая юбка, блуза, цветной платок на плечах.
  Пища - в основе - блюда из риса и фасоли, которые готовятся отдельно и вместе. Примеры: 'морос и кристианос' - рис с чёрной фасолью, ахиако - густая похлёбка с мясом, кукурузой, овощами, травами и специями. На побережье широко идут в пищу рыба, моллюски, черепахи, раки и др. продукты моря.
  В народном творчестве сочетаются элементы испанской и африканской культур, прежде всего в музыке и танцах. Любимое развлечение - карнавалы (лас компарсас). Популярны петушиные бои, игры с мячом.
  
  УРУГВАЙЦЫ.
  Уругвайцы (исп. Uruguayos, 2 млн 830 тыс. чел.) - население Уругвая.
  Язык - испанский романской группы индоевропейской семьи языков, также распространён портуньол - смешанный испанско-португальский разговорный язык.
  
  Этногенез
  Среди народов Латинской Америки уругвайцы, как и близкие им аргентинцы выделяются преобладанием европеоидной расы средиземноморского антропологического типа. Коренное население - индейцы чарруа в своём автохонном виде не сохранилось: мужчины были почти полностью истреблены, а индейские женщины вступили в браки с первыми испанскими колонистами. Позднее к ним добавилось и некоторое количество негров-рабов из Африки. В начале ХIХ Уругвай был одним из самых малонаселённых регионов Южной Америки - здесь проживало лишь 50 тысяч человек смешанного испано-индейского происхождения. Массовая европейская иммиграция из Испании и Италии пришлась на конец ХIХ - нач. ХХ века. Сейчас немногочисленные индейцы и негры постепенно и довольно быстро растворились в среде белых иммигрантов из Южной Европы, хотя их культурные и генетические влияния ощутимы и сегодня. Так, гены современных уругвайцев в среднем на 84,1% европейские, на 10,4% индейские и на 5,6% африканские. В столице страны - г. Монтевидео 92% генов населения - европейские, 7% -африканские и 1% - индейские. [1]. Ядро нации составили выходцы из Испании, переселявшиеся сюда в 16-18 вв., и более поздних переселенцев(19 в.) из разных стран, главным образом, Испании, Италии, Франции. В Уругвай также эмигрировали русские сектанты, армяне, бежавшие из Турции[1] Удельный вес метисов и негров сокращается, сейчас он составляет около 12 %, в основном из-за интенсивного "отбеливания" населения и смены самоидентификации на более престижную белую, так как расовое самоопределение в стране чётко не фиксируется. Метисы проживают в основном в сельской местности. Среди них преобладают скотоводы, батраки и неквалифицированные рабочие.
  Основные занятия
  В сельском хозяйстве занято 18 % населения, в промышленности и строительстве - 28 %, в сфере услуг и на транспорте - 35 %, в торговле - 11 %, в прочих отраслях - 8 %. 74 % населения - лица наемного труда. Большинство живет в городах(83 %). Наиболее густо заселен юг, департаменты Монтевидео, Канелонес, Колония, Сальто, Пайсанду, Сан-Хосе. Слабо заселен север(деп. Артигас). Городское население страны составляет 91 %. Плотность населения в среднем - 17.9 чел/км.кв., годовой прирост населения - 0.6 %, а средняя продолжительность жизни - 74 года[1]
  
  Литература:
  * Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М.,1998.
  * Народы Америки, под ред. А. В. Ефимовой и С. А. Токаревой, М.,1959.
  * Латинская Америка: энциклопедический справочник, том 1, гл. ред. В.В. Вольский, М., 1979.
  * Народы Америки, том 2, под ред. А.В. Ефимовой, С.А. Токаревой, М., 1959.
  Литература:
Оценка: 6.66*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"