!9 век, богатый выдающимися произведениями музыки и живописи, век расцвета романа и поэзии, не создал собственного архитектурного стиля. Господствовало увлечение формами прошлого. После поспешного повторения прежних стилей, после псевдоготики и псевдоромантики, после возрождения Возрождения, после подражания барокко и рококо, архитектура превратилась в арсенал, которым весьма беззастенчиво пользовались, подчас не понимая исторические условия возникновения взятых за образец форм. Стиль это именуется эклектизм, или еще иначе в Европе - историзм (по-нем. Historismus).
В культовой архитектуре обращались обычно к образцам готическим и романским. Для банковских зданий наиболее подходящими казались дорические и ионические колонны, создающие впечатление солидности и кредитоспособности.При строительстве ратуш для выражения бюргерской спеси обращались к поздней готике и ренессансу. Даже скромные дома горожан были вовлечены в этот карнавал стилей и рядились в одежды ренессансных вилл венецианской знати.
Зачинатели новой архитектуры еще не могли себе представить всех возможностей века техники; они лишь интуитивно предчувствовали начинавшийся путь, но вместе с тем понимали, что только средствами, порожденными новым временем, можно решить новые задачи. В последнем десятилетии 19 века Луис Салливен в Чикаго, Гендрик Петрус Берлаге в Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене одновременно выдвинули свои требования. Их протест против историзма и подражания не остался без внимания.
Каждая историческая эпоха, создававшая свой стиль, в поисках своих специфических средств находила и свой материал, отвечавший ее стремлениям.Однако до наших дней выбор материала ограничивался природными материалами: камень, дерево, глина, в виде сырца или обожженного кирпича. Обжиг кирпича уже являлся попыткой изменить природные качества строительного материала. Но коренные перемены возникают только в тогда, когда в архитектуру входят железо и железобетон. Эти материалы можно считать искусственными, поскольку для их производства требуется высокоразвитая промышленность.
Архитекторам эпохи империализма приходилось строить не только замки, ратуши и церуви, но и заводы, административные здания, магистрали, аэродромы, вокзалы, больницы, спортивные сооружения, библиотеки, выставочные залы. В начале 90-х годов 19 в. в Бельгии, Франции, Австрии, Германии, Голландии получило развитие направление, которое, несмотря на различия, имело общие черты. Общим был не только отказ от архитектурных форм прошлого, но и поиски новых декоративных форм. период архитектуры конца 19 - начала 19 века занимает особое место. Оценка его роли в общем процессе развития архитектурных форм вызывает большие споры, некоторые авторы вообще вычеркивают его из истории мирового зодчества, другие рассматривают его, как упадок в архитектуре, третьи видят подготовительный период к формированию архитектуры 20 века.
I. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА.
Идея применения стального каркаса при строительстве многоэтажных зданий впервые появилась в Чикаго, где представители чикагской школы впервые разработали принципы применения стального каркаса в качестве конструкции и нашли типичные для каркасных зданий архитектурные формы. Наиболее известный представитель этой школы - Луис Салливен. Его теоретические высказывания не менее значительны, чем постройки. Он утверждал, что нужен подземный этаж для котлов и машин, два этажа с большими световыми проемами для конторских помещений и верхний, технический. В результате этого здание делится на три части. Этот принцип отражен в в строительстве Уэнрайт-Билдинг в Сент-Луисе(1890-91) и Гаранти-Траст-билдинг в Буффало (1895). В первых двух его работах подчеркнуто вертикальное членение и стремление ввысь.
В поздних его работах, где перед ним стояла задача создать максимальное освещение, он делает оконные проемы более широкимиЮ подчеркивая горизонтальное членение здания.
Другим наиболее известным архитектором чикагской школы является Фрэнк Ллойд Райт, начавший свою работу в конторе Салливена и Адлера в 1887 году. С 1894 г. он работает самостоятельно.В его творчестве есть своеобразие - для него характерно соединение архитектуры и природы, вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания. Это известно, ка принцип "органичной архитектуры". Опубликованные в Европе в 1910 г. его статьи вызвали большой интерес, т.к. оказалось, что он решил те проблемы, над которыми работали его коллеги за океаном. Его работы сделали его знаменитым в Европе, но в Америке он, как ни странно, был одинок.
II. ЕВРОПА.
В начале 90-х годов 19 века в архитектуре стран Европы наметился отход от эклектизма. Получили развитие новые декоративные мотивы. Создается новый язык декоративных форм в виде подвижных растительных мотивов или напряженных упругих линий. С течением времени все больше выкристаллизовывается тенденция к отказу от обусловленности орнамента временем и стремлением к восприятию принципов архитектурного творчества, провозглашенных Отто Вагнером, Гендриком Петрусом Берлаге и Анри ван де Вельде.
В 1896 г. в Мюнхене вышел журнал "Югенд", который дал имя новому течению в Германии. Понятие "югендстиль" обозначает не только то новое, что содержится в выступлениях талантливой молодежи, отражая смену поколений, характеризует чувства современности, свойственные ее устремлениям. Для этого течения характерно прежде всего убеждение в необходимости преодолеть эклектизм 19 века и выступления одиночек против целой эпохи.
В строительстве зданий архитекторы отказываются от обязательной симметрии, внутренняя планировка выражается во внешнем облике. На примерах можно проследить значение и направленность югендстиля и быстро наступивший его упадок. Жилая комната 1890 г. была до отказа забита мебелью, формы которой были скопированы со стилей прошлого. Тяжелые портьеры затемняли окна. В работах же Анри ван де Вельде этого не было: минимальное количество мебели тонкой ручной работы, светлые тона стен, которые ничем не загромождены, улучшают освещение. Однако, попав в руки подражателей, формы югендстиля, из коммерческих соображений, в угоду моде, превратились в пустое украшательство.
Бельгиец А. ван де Вельде - крупный представитель югендстиля. Художник, он впоследствии становится также архитектором. Он работает в разных направлениях, как архитектор, занимается интерьером. Работал он в основном в Германии.
Широкий профиль работ характерен и для ряда других архитекторов, таких как Моррис и Филипп Уэбб (Англия).
Вагнер, известный архитектор, ранние постройки которого создавались под влиянием ренессанса и барокко, в 1894 г. был приглашен в Венскую Академию, и в 1895 г. издал книгу "Современная архитектура". Он считал, что архитектурное произведение только тогда может получить современный облик, когда когда использует современные материалы и конструкции. В первых его работах взяло верх пристрастие к орнаменту, узоры из металлических деталей, сделанные под старину (желзнодорожный вокзал в Вене, 1896-97). Позже орнамент исчезает, элементы приобретают четкость, простоту, он использует стекло и сталь.
Его современник, Адольф Лоос, абсолютно не признавал орнамент. его постройки отличаются пуританской строгостью. Он долго жил в Англии и США, полностью преодолел эклектизм по форме и по существу, обратившись к простым кубическим объемам.
В разных странах это новый стиль получил разные названия:
югендстиль - в Германии,
модерн - в России,
сецессионстиль - в Австрии,
ар нуво ("новое искусство") - во Франции,
модерн стайл - в Англии,
модернисмо - в Испании,
либерти - в Италии.
Несмотря на то, что он вобрал в себя черты разных стилей и разнообразен по форме, он отличается своеобразием. Стиль получил развитие не только в архитектуре, но и в интерьере, в мебели, в изобразительном искусстве, в орнаменте, в декоративно-прикладном искусстве. В графике особо выделяется чешский художник Альфонс Муха.
III. РОССИЯ.
В России архитектуре периода империализма также предшествовало увлечение формами прошлых эпох (яркий пример - Штакеншнейдер, барочные формы, дворец Белосельских-Белозерских в СПб). Жизнь требовала создания новых типов зданий, соответствующих запросам меняющихся условий. Но методы решения этих задач оставались старыми, стилизаторскими. Фасады и интерьеры зданий изобиловали украшениями, их детали были многочисленны и вычурны.
Намечается потребность в новых типах зданий: цирки, кинотеатры, и т.д. В качестве стройматериалов начинают появляться бетон, железобетон, стекло. В архитектуре этого пеиода окончательно складывается тип жилого доходного дома. Квартиры благоустроены в соответствии с тем, для представителя какого сословия предназначены.
Появляются многоэтажные универсальные магазины с просторными торговыми залами, открытыми парадными лестницами и огромными окнами.
Наиболее характерные и известные примеры:
Дом книги в СПб, на Невском пр., арх. Сюзор П.Ю.,
Магазин Елисеева и Театр комедии, там же, арх. Барановский Г.В.
Гостиница "Астория", СПб, арх. - Лидваль Ф.И.,
ЦУМ (магазин Мюра и Мерилиза) в Москве, арх. - Клейн Р.И.,
Гостиница "Метрополь", там же.
Музей имени А.С. Пушкина, там же,арх. Клейн Р.И.(неоклассицизм).
Дом книги в Петербурге считается примером градостроительной ошибки в решении внешнего облика здания без связи с с окружающим ансамблем. Вместе с тем это пример удачной планировки в затесненных условиях и своеобразного выявления металлической каркасной системы.Фигуры из кованой бронзы впервые выполнены в России.
IV.МОДЕРН В ЦЕЛОМ.
Стиль модерн развивался в период с 1890 по 1920 г., после чего начал вытесняться другим, новым стилем, конструктивизмом.
Впитав элементы всех исторических стилей, модерн разделился на несколько направлений:
неоромантизм, в котором использовались элементы готики и романского стиля, византийского и прочих исторических стилей;
неоклассицизм;
рационализм;
иррационализм.
Есть и смешанные формы, например, проявление готической традиции в русле рационализма.
Характерным мотивом орнамента стиля является волнистая линия, называемая "удар бича". Он введен Германом Обристом. Этот мотив присутствует практически повсюду - в решетках оград и балконных решетках, а часто и в других местах. Еще одним верным признаком модерна являются широкие окна в первом этаже, где планировалось помещение для магазинов. Они так и назывались - "магазинские окна". Очень популярны растительные мотивы орнамента - листья и цветы, розы и лилии, стилизованные, вписанные в квадрат, или же извилистые и причудливо переплетенные стебли.
Иногда также модерн делят - практический и художественный. Отсюда и видно, что первый вид имел чисто прикладное значение и был прост, второй же отличался вычурным декором, что делало его похожим на барокко. Выделялся также и такой подстиль, как "кирпичизм", когда все украшения выделывались из одного кирпича, преимущественно красного. Исторический музей в Москве имеет черты псевдорусского стиля(тоже один из подстилей), но и одновременно в нем ярки и признаки "кирпичизма".
Книги по истории архитектуры старого периода обычно завершали историю архитектуры классицизмом, наиболее подробно рассматривая готику и ренессанс. О модерне не было литературы даже в 1970-е годы, лишь небольшая статейка в БСЭ. Позже появились солидные издания (Кириченко), но есть редкое издание, антикварное, - многотомная энциклопедия Барановского, полностью посвященная эклектизму и модерну.