И́горь Северя́нин ( настоящее имя - И́горь Васи́льевич Лотарёв[1]; 4 мая (16 мая н.ст.) 1887, Санкт-Петербург - 20 декабря 1941, Таллин) - русский поэт "Серебряного века".
Начало биографии и раннее творчество
Родился в Петербурге в семье военного инженера Василия Петровича Лотарёва (1860-1904). По материнской линии являлся троюродным братом русской революционерки и советского государственного деятеля А. М. Коллонтай (урождённая Домонтович), а также приходился дальним родственником историку Н. М. Карамзину, поэту А. А. Фету. Первые 9 лет провёл в Петербурге. После разрыва родителей жил у тётки и дяди в их имении Владимировке в Новгородской губернии (ныне Вологодская область, под Череповцом, в этом имении сейчас находится музей Игоря Северянина). Закончив четыре класса Череповецкого реального училища, в 1904 году уехал с отцом на Дальний Восток. Затем вернулся назад в Петербург, к матери.
Первые публикации появились в 1904 году (за свой счёт), в дальнейшем на протяжении девяти лет Северянин издавал тонкие брошюры со стихами, приносившие долгое время лишь скандальную известность (например, растиражированный возмущённый отзыв Льва Толстого на одно из его стихотворений в начале 1910 года). Из поэтов старшего поколения поначалу обратил внимание на молодого Северянина лишь Константин Фофанов (впоследствии его и Мирру Лохвицкую Северянин объявил учителями и предтечами эгофутуризма).
На пике популярности
Успех пришёл к поэту после выхода сборника "Громокипящий кубок" (1913, предисловие к которому было написано Ф. Сологубом). В течение 1913-1914 гг. Северянин выступал со многими вечерами ("поэзоконцертами") в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы критиков разной ориентации, в том числе критиков, скептически относившихся к футуризму. Для его лирики характерна смелая для тогдашнего вкуса (до грани пародийности) эстетизация образов салона, современного города ("аэропланы", "шоффэры") и игра в романтический индивидуализм и "эгоизм"[2], условные романтически-сказочные образы. Стих Северянина музыкален (во многом он продолжает традиции Бальмонта), поэт часто использует длинные строки, твёрдые формы (некоторые изобретены им самим), аллитерацию, диссонансные рифмы.
Северянин был основателем литературного движения эгофутуризма (начало 1912), однако, поссорившись с претендовавшим на главенство в движении Константином Олимповым (сыном Фофанова), осенью 1912 года покинул "академию Эго-поэзии" (о выходе из движения объявил знаменитой "поэзой", начинающейся словами "Я, гений Игорь-Северянин..."). Впоследствии ездил в турне по России в 1914 г. с кубофутуристами (Маяковским, Кручёных, Хлебниковым).
Вышедшие после "Громокипящего кубка" сборники 1914-1915 гг. ("Victoria regia", "Златолира", "Ананасы в шампанском") воспринимались критикой более прохладно, чем "Кубок": Северянин включал в них в большом количестве ранние, незрелые "поэзы", а новые тексты из этих книг во многом эксплуатировали образность "Кубка", не добавляя ничего нового. В 1915-1917 гг. Северянин поддерживал (совместные выступления, турне, сборники) ряд молодых авторов, большинство из которых никакого следа в литературе не оставили; самым заметным учеником Северянина этого периода был Георгий Шенгели, который сохранил признательность учителю и после смерти Северянина посвятил его памяти несколько стихотворений. Поэтика Северянина этого периода оказала также определённое влияние на раннее творчество таких известных поэтов, как Георгий Иванов, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, впоследствии примкнувших к другим направлениям.
Северянин был избран публикой "Королём поэтов" на выступлении в московском Политехническом музее в 1918 г.
ДАЛЕЕ:
27 февраля в Москве в Политехническом музее прошел вечер, состоялись выборы "короля потов". Поэты читали стихи, а слушатели голосовали. Первым был избран северянин, вторым - Маяковский, третьим - Василий Каменский. В том же году вышел сборник "Поэзоконцерт" с фотографией "короля" на обложке.
Вскоре после этого он уехал в Тойлу, в Эстляндию, где и попал в плен к немецким кайзеровским (оккупантам). Россия осталась за Нарвой. Впрочем, в Эст-Тойле была его личная дача (мыза), по существу - родной дом. Там он прожил 23 года. Однако, в России его долго считали эмигрантом, и, мягко говоря, нехорошим человеком. Не любил его Брюсов, считая его поэтом, умственные способности которого ограничены, и мир которого замкнут среди тропок собственного садика.
В Эстонии у Северянина были и враги, и поклонники, например, Хенрик Виснапуу. Аугуст Алле, напротив, ненавидел как Северянина, так и буржуазный строй, близкий самому Северянину. Между ними было много разногласий, шла жестокая литературная борьба.
Он занимается здесь переводами (поэтесса Марие Ундер, Виснапуу, сборник "Поэты Эстонии") Поэзы кончились, началась переоценка ценностей. Поэт ездит на гастроли, его книги издаются в Тарту, Берлине, Белграде. Но в то же время он жалеет, что не остался в России.
В 1941 году, больной, упавший духом, после неудачных попыток вернуться на восток, Северянин умирает. В декабре он похоронен на одном из кладбищ в Таллине.
Северянин бежал от советской власти в Эстонию, Марие Ундер после войны - из Эстонии в Швецию. Бежал в это же время в США и Виснапуу, умер в 1951 г.