Арсеньев Василий Иванович : другие произведения.

О тоталитаризме и России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  О тоталитаризме и России.
  
  Приходят времена, когда решаются судьбы народа, страны и всего мира. Приходят времена, когда на чашу весов истории положено всё, само существование человеческого общества. Сильные мира сего порою вынуждены приносить бесчисленные кровавые жертвы на алтарь выживания своего народа, дабы ценою части сохранить целое. Так бы-вает во время сильных потрясений, как-то революции и войны.
  Время Ивана Грозного, правление Петра Великого и эпоха Иосифа Сталина. Три сильных правителя, изменивших навсегда Россию, три тирана, прославившихся своею жестокостью и беспощадностью не только к врагам, но и к своим же людям. Иван Грозный с его верными псами-опричниками, грызшими измену там, где её не было, Пётр Первый, рубивший стрельцам головы, которые те чересчур высоко задрали, Сталин, раскрутивший маховик репрессий, в котором были перемолоты миллионы людских судеб. Немало лет отделяет сих исторических личностей друг от друга, но, тем не менее, они неразрывно связаны между собою незримыми нитями. Неслучайно Сталин называл царя Ивана своим учителем и относился с большим уважением к первому русскому императору. Неслучайно также то, что все они жили и правили в такой стране, как Россия. Необъятные сибирские просторы, суровые зимы, богатства недр и лесов, - всё это вспоминают иностранцы, когда их спрашивают о России. "Это поистине необыкновенная страна, другой такой в целом свете не сыщешь!" - мог бы сказать русский человек. Мог бы, но не говорит... Не привычно нам хвалить самих себя и гордиться своею страной. Ругать правительство - это всегда пожалуйста, на это мы горазды. Что такое Россия? Чему уподобим мы страну свою?
  Матушка-Россия... Исстари так величали наши предки свою землю, которая давала жизнь, кормила, поила и обогревала их. Итак, Россия - это жизнь дающая земля с её бо-гатствами, с животным и растительным миром, земля, которая породила человека по пло-ти с присущими всем людям признаками и подготовившая почву для многовекового взращивания нового человека, не похожего на остальных людей по мировоззрению и силе духа. Говорят, что человек - это личность и помимо личности ничего более не существует; народ же - простая совокупность (математическое сложение) людей. Был один человек, стало сто миллионов отдельных ничем не связанных индивидов. Ан-нет, все люди, как бы далеко они друг от друга ни жили, составляют единую общность, ибо их объединяет земля, на которой они живут, по которой они ходят. Если так случится и человек начнёт осваивать космос, строить станции на иных планетах, переселившиеся в новые миры вскоре изменятся до неузнаваемости, ибо незримая связь между людьми разрушится. Перемены будут не столько внешними, сколько внутренними, но они будут весьма существенными, так, что вскоре переселенцев уже нельзя будет назвать людьми в привычном понимании этого слова.
  Но земля в пределах нашей планеты неоднородна, оттого и люди разные живут на ней. Сколь бы похожи народы ни были друг на друга, всё же даже в наш век глобализации и американизации найдётся нечто такое, что бы отличало одних людей от других. Все народы неповторимы: одни в большей, другие - в меньшей степени. При этом одни народы добились успехов в материальной сфере: в торговле, промышленности, строительстве дорог, банков, заводов и фабрик, тогда как другие, пока те строили, предавались духовным практикам и служению высшим силам, с которыми первые народы рано потеряли связь. Что важнее земное или небесное, - сия дилемма всегда, во все эпохи стояла перед людьми и определяла их жизнь. Некогда ответ на этот вопрос звучал однозначно в пользу небесного, но потом всё изменилось.
  Современные государства Европы суть наследники варварских королевств, осно-ванных на месте рухнувшей Римской империи германскими племенами, которые вторг-лись в чужие земли, порвав связи со своими исконными местами проживания. Они желали поживиться лёгкой добычей, материальными благами погрязшей в пороках своего могущества Римской империи, этого железного колосса на глиняных ногах. Германские короли крестились в христианскую веру. Но жаждущие войны варвары неизбежно должны были смешать религию с войною, что и произошло, когда начались крестовые походы в Святую землю. Тысячи арабов и евреев были безжалостно убиты при взятии Иерусалима в 1099 году, улицы Сиона изрядно политы кровью мучеников. Но вскоре Иерусалим был отбит египетским султаном Саладином. Не добившись успехов в Палестине, крестоносцы свои мечи обратили на земли христиан: в 1204 году был взят и разграблен православный Константинополь, а в 1209 году начался поход против французских еретиков Альби (катаров), который длился с перерывами целое столетие.
  Европейцы раз и навсегда расставили для себя приоритеты: жизнь земная предна-значена для удовлетворения своих земных потребностей. Поначалу они промышляли гра-бежом и насилием, но позднее, познакомившись с культурой Византии и арабского мира, поняли, что гораздо выгоднее и безопаснее торговать и давать деньги в рост (кстати, банк - слово итальянское, первоначально означало лавку менялы). Вскоре в богатых торговых городах вроде Венеции появляются публичные дома, а многие куртизанки входят в выс-ший свет европейского общества. С Востока европейцы привезли порох и огнестрельное оружие (пушки, бомбарды, аркебузы). Наступает эпоха великих мореплавателей и геогра-фических открытий, следом за которыми идёт основание колоний в новых землях и ис-требление коренных народов. Отсюда берёт своё начало европейское экономическое чудо и европейский капитализм. Религия отступает на задний план и её агонией станет период Реформации, когда зародится прагматический протестантизм со всеми его многочислен-ными разветвлениями (кальвинизм, лютеранство, баптизм и т.д., и т.п.), который положит начало американской так называемой "пуританской" цивилизации. Однако чистоту (пу-ритас - с лат. - чистота) отцов-пилигримов, прибывших на Северо-американский конти-нент в 1621 году, вскоре запятнают их не в меру предприимчивые сыновья.
  Русь же вплоть до 17 столетия особняком стояла на краю Европы и жила по ста-ринке, как в прежние добрые времена, не замечая, что мир вокруг стремительно меняется. Первые Романовы, казалось, пробудились от векового сна, но ещё не были готовы к серь-ёзным переменам, которые начал лишь Пётр Первый, любивший и часто бывавший в немецкой Кукуй слободе (у него там была близко знакомая миловидная немочка Анхен, которая, однако, не постеснялась при первом удобном случае изменить русскому царю с саксонским посланником).
  В немецкой слободе Пётр понял, сколь отстала Россия от стран Запада в техноло-гическом развитии, в области торговли, мореплавания и судостроения. Причину отстало-сти видел он в русской лени, источником коей, как ему казалось, был весь уклад жизни русских людей: спокойная безмятежная молодость и тихая старость, жизнь, не менявшаяся на протяжении десятков и сотен лет. Привычка свыше нам дана... Русские крестьяне конца 17 века жили точь-в-точь как их прадеды и прапрадеды: трудились в поте лица в будние дни на пашне с перерывом на обеденный сон, а по праздникам ходили в церковь. Именно церковь, по мнению Петра, тормозила развитие России. И небезосновательно. Задача религии, конечно, не корабли строить и за морем торговать, а заботиться о спасении душ людских. К тому же православие в жизни допетровской Руси играло исключительную роль. Сейчас кому-то покажется странным, но тогда не знали, что можно не верить в Бога, что можно за всю жизнь ни разу не исповедаться, что можно замужним женщинам ходить с непокрытой головой, что можно не совершать земных и поясных поклонов при входе в церковь и христианскую избу, что можно мужчине с женщиной жить вместе без венчания и т.д., и т.п.
  В те времена, когда Декарт произнёс свою знаменитую фразу: "я мыслю, значит я существую", когда Кеплер открыл законы небесной механики, а Ньютон - свой закон все-мирного тяготения, когда Джон Локк заложил основы теории правового государства и говорил о естественных правах человека, люди русские ни о чём таком и не помышляли. Они просто не понимали, к чему суета и пустые разглагольствования. Одно дело погово-рить с близким человеком по душам о своей непростой жизни (поговоришь и будто легче стало), а другое - спорить до хрипоты о том, по какой орбите вращаются небесные тела или каким должно быть идеальное государство. Зачем? Разве человек властен над своей жизнью, что бы что-то пытаться изменить в ней? Однако в наше время каждый пребывает в твёрдой уверенности, что он хозяин своей судьбы, правда, ровно столько, сколько длит-ся его жизнь и, увы, никто из нас не может знать, когда придёт конец её...
  Пётр не отрицал значения церкви, но считал, что она взяла на себя слишком много власти, её надобно приструнить, она должна стоять под государством, а не рядом с ним. Стали знаменитыми его издевательства над церковными порядками во время "Всешутей-ских и сумасброднейших соборов" во главе с князем-папой Никитой Зотовым, когда Пётр злыми шутками и матерной бранью выставлял на посмешище ряженых в псевдоцерковные одеяния старорусских бояр, когда вино и водка лились ручьями, а царь со своими собутыльниками предавались ночным разнузданным потехам.
  Пётр уничтожил патриаршество и поставил церковь под контроль государства (Священный синод), по его приказу в годы Столетней войны было снято и переплавлено множество церковных колоколов, которые шли на изготовление новых пушек, столь не-обходимых после разгрома под Нарвой.
  Итак, в конце 17 столетия Россия пребывала в состоянии привычного забытья, вы-ходить из которого она не торопилась. Бояре дремали на заседаниях Думы в своих высо-ких горлатных шапках и ферязях с рукавами до полу (откуда пошло выражение - работать спустя рукава). С Западной Европой шла вялая торговля через Архангельск (выход в Бал-тийское море Россия утратила в начале 17 века). Огромные просторы Урала и Сибири оставались неизученными и неосвоенными. Русские люди не желали ничего менять в своей размеренной жизни, благословенной далёкими предками, тихо спали в своих деревянных избах и не гнались за знаниями (хотя в Москве уже была открыта Славяно-греко-латинская академия), предпочитая отсиживаться дома. Но сон слишком похож на смерть. И только кровопускание могло оживить Россию...
  Когда Пётр в составе великого посольства путешествовал по странам Западной Ев-ропы и набирался уму-разуму у местных мастеров, в Московии восстали стрельцы, поже-лавшие царевне Софье вернуть престол. Когда царь прибыл в столицу, бунт был подавлен и многие восставшие казнены, но он не довольствовался проведённым дознанием и в ходе нового "великого розыска" сам участвовал в допросах и пытках мятежников. В октябре 1698 года половина восставших была казнена, при этом царь, как и его любимец Алексашка Меньшиков, лично рубил головы стрельцам (это событие запечатлено на полотне Сурикова - "Утро стрелецкой казни"). Русской вековой "обломовщине" был объявлен бой, наложено табу на извечные русские бороды, начались насаждение западной одежды и образа жизни (правда, преимущественно для высших сословий), рекрутские наборы в армию, создание боеспособного морского флота, укрепление на Балтике, строительство "на костях" новой столицы Санкт-Петербурга. Пётр 1 был требовательным и беспощадным ко всем, не исключая и самого себя. "Работник на троне" - это его вполне заслуженное прозвание: он никогда не сидел без дела и не гнушался самой грязной работы, освоив немало рабочих профессий того времени, показывая своим собственным примером, каковым должен быть русский человек. Он слишком рано надорвался в своих трудах и пьяных оргиях...
  Петра Первого упрекают в излишней жестокости, но смотрим, что было во всём мире до и после описанных событий:
  1) Истребление колониальными державами народов обеих Америк (ацтеки, инки, могикане);
  2) Перевоз множества чернокожих рабов на американские плантации (в даль-нейшем в США рабство сменилось сегрегацией и террором ку-клукс-клана, послед-ствия которых не преодолены до сих пор);
  3) Войны, развязанные под религиозным знаменем (немецкие рыцари-крестоносцы, вторгшиеся в Новгородско-псковскую землю в 13-14 веках);
  4) Ливонская война, развязанная Иваном 4 Грозным, что впервые заставила страны Запада трепетать при упоминании слова "русские" и создать первый военный союз против России;
  5) Малонаселённая обширная страна с огромными богатствами (в те времена ценилась, прежде всего, русская пушнина) не могла не привлечь к себе внимания агрессивно-настроенных западных дельцов;
  6) К русским в Европе во все времена относились с одинаковым презрением, считая Россию страной варваров и еретиков (между тем эти "варвары", по крайней ме-ре, мылились по праздникам, а не воняли как дикие свиньи).
  Как сложилась бы история России, если бы не было Петра Первого и его ре-форм?
  Представим себе страну с маломощной армией и без флота, вторжение ряда запад-ных держав на территорию России, раздел её на сферы влияния, а затем - уничтожение части "дикарей и еретиков", сиречь наших предков, превращение остальных в рабов и разграбление российских богатств. Именно по такому сценарию должен был происходить "натиск на Восток" по задумкам германского командования (вспомним, к тому же, наше-ствие великой армии Наполеона, планы англичан по разделу Российской империи нака-нуне Крымской войны, гитлеровский план "Ост", план ЦРУ США по разделу современ-ной России). Уже в годы правления Петра Первого западные державы вынашивали планы по вторжению в Россию, опасаясь растущей мощи русской армии и флота. Одно время они возлагали надежды на царевича Алексея, который, поссорившись с отцом, бежал в Вену, где нашёл поддержку со стороны императора Карла 6, намереваясь с помощью австрийских войск занять российский престол (с просьбой о помощи он обращался и к шведам, с коими Россия в то время воевала).
  В истории России был ряд эпох, поистине переломных для всего народа:
  1) 13-14 века, время, ознаменованное вторжениями с Востока (татары) и Запада (немецкие рыцари);
  2) Вторая половина 16 - начало 17 веков - первый русский царь и Смута с иностранной интервенцией;
  3) Конец 17 - начало 18 веков - Столетняя война и борьба за выход к Балтий-скому морю, основание Российской империи;
  4) Первая половина 20 столетия (революции, мировые войны).
  5) Грядёт пятая эпоха...
  Переломная эпоха - это время, в которое определённый народ проходит проверку на прочность, когда соседние страны и народы ставят под сомнение его право на суще-ствование и остро стоит вопрос самого выживания этого народа или сохранения его самобытности.
  Каждую переломную эпоху отличают следующие особенности:
  1) Приход сильного правителя, способного объединить людей для отражения внешней (или внутренней) угрозы;
  2) Борьба с внутренним врагом предваряет борьбу с врагом внешним. Сильный правитель неизбежно сталкивается с тем, что сейчас называется "оппозицией", это все те, кто движим собственными интересами вместо служения отчизне, это слабые духом, это просто сомневающиеся. Они зачастую облечены существенной властью и имеют определённое влияние среди народа (бояре Вельяминовы при Дмитрии Донском, князь Владимир Старицкий и его мать при Иване Грозном, Софья Алексеевна и царевич Алексей при Петре Первом, Троцкий, Зиновьев, Каменев при Сталине);
  3) Жестокость к собственным подданным как признак переломной эпохи. Же-стокость порождает страх, вслед за которым приходит безропотное повиновение воле сильного правителя, а люди сплачиваются вокруг него как знамени (культ личности), народ превращается в непоколебимую каменную глыбу, о которую разбивается натиск столь же жестокого и беспощадного врага.
  Правда, иногда сильный правитель увлекается и теряет чувство меры, как это было в годы опричнины, предтечи Смутного времени. Так, Иван Грозный в приступе гнева убивает старшего сына, наследника престола...
  Вспомним, 14 век был временем первых публичных казней в Москве на Кучкове поле (в летописях упомянута казнь Ивана Вельяминова, которого Дмитрий Донской нарёк изменником), но в ту эпоху государство ещё достаточно слабое, и массового террора быть не могло.
  В середине 16 века Россия только-только вставала на ноги и ещё свежи были в па-мяти времена междоусобных браней и татарского господства на Руси, витал в воздухе призрак феодальной раздробленности. Первый русский царь Иван Васильевич был высо-кообразованным человеком и хорошо понимал, что дань, которую платила Русь Орде свыше двухсот лет (с перерывами), и которую историки назвали ордынским игом, есть следствие распада некогда единой Киевской Руси. Русские князья ненавидели друг друга более, нежели иноземных врагов, а потому были разбиты поодиночке. В то же время Дмитрий Донской сумел победить татар, когда к нему пришли на выручку князья из мно-гих русских земель и встали под его знамёна. Это был урок для всех или почти всех. Вре-мя от времени всё равно подавали голос те, кто дорожил своею властью и не торопился присягать на верность московскому государю (феодальная междоусобица второй четверти 15 столетия). Жестокими расправами над новгородскими боярами и вечевым колоколом, который сняли и отвезли в Москву, был положен конец новгородским вольностям, как и власти феодальных князьков на Руси.
  К середине 16 века было основано единое Московское царство и принят уже вто-рой общегосударственный судебник. Однако государство не было прочным, поскольку феодальный склад ума не был пережит, бояре и оставшиеся князья из рода Рюрика ещё гордо держали свои головы перед российским государем, и он это чувствовал. На этой волне был разыгран спектакль с отъездом в Александровскую слободу; к царю пришли москвичи и просили его вернуться на трон. Он вернулся, но получил неограниченную власть карать и миловать своих подданных. Так было положено начало опричнине и но-минальному разделению страны на государев удел и земщину, которая подверглась тер-рору царёвых слуг. За годы опричнины страна была разорена (население сократилось, многие пахотные земли заросли сорняками), но спаяна в единое целое. Отныне распад на уделы ей уже не грозил. И в этом всецело заслуга тирана Ивана Грозного. Но, тем не ме-нее, Россия была ещё очень слаба, и потому войну с союзом государств выиграть не смог-ла (Ливонская война), а вскоре настали ещё более мрачные времена Смуты и польско-шведской интервенции.
  Иваном Грозным, как уже говорилось, восхищался Сталин, который с лихвой пе-реплюнул своего кумира и учителя по масштабам террора. Одни почитают "вождя всех времён и народов" за мудрость, другие - проклинают за бессмысленную жестокость. Так кем же был Иосиф Сталин? Сталин был сыном своего времени, рождённым революцией. И это нельзя забывать. Каково же было время его прихода к власти?
  В начале 20 столетия жестокость и террор достигают немыслимых границ, стано-вятся повсеместными (англичане в годы войны с бурами создают первые концентрацион-ные лагеря, в которых гибнут от голода и болезней тысячи детей и женщин; турки весной-летом 1915 года уничтожают больше миллиона христиан-армян; миллионы людей гибнут на полях Первой мировой войны, во время химических атак, под снарядами тяжёлой артиллерии и бомбами, сброшенными с аэропланов, в годы гражданской войны в России белые проявляют не меньше зверства, чем красные; концлагеря создают и те, и другие).
  Откуда столько ненависти и злобы появилось в людях вдруг? Но нет. Это было со-всем не вдруг. Всё, что случилось в первой половине 20 столетия, готовилось не один де-сяток лет. Всплеск насилия в глобальном масштабе объясняется следующими причинами:
  1) Падение значения и роли религии в жизни людей. Некогда прочное здание церкви пошатнулось, а кое-кто лелеял надежды сжечь его дотла ("религия - опиум народа"). На рубеже веков происходит коренная переоценка ценностей, в том числе под влиянием растущих социальных движений (социализм, коммунизм, анархизм и т.д., и т.п.). Все они рассматривают религию как отживший своё время институт обще-ства, не признавая за ней права на будущее;
  2) Не последнюю роль в утрате доверия народных масс к религии сыграли до-стижения научной мысли и научные построения, прямо или косвенно оправдывающие насилие (теория естественного отбора (выживает сильнейший), социальный дарвинизм, расистские теории);
  3) Религия постепенно уходит из жизни людей, и её место занимают револю-ционные идеи и настроения. Глубокое ощущение несовершенства общественной жизни вызывает стремление определённых кругов изменить мир "к лучшему" насильственным путём. Великая цель оправдывает любые средства... Появляются люди, готовые жизнь свою положить на алтарь победы идей революции во всём мире. Ими умело руководят опытные кукловоды, которые ищут своего в грядущих событиях;
  4) Мировая война оборачивается крахом ряда империй, потерпевших пораже-ние в войне (в их числе и ослабевшая Россия, раздираемая внутренними противоречия-ми);
  5) Бывшие союзники по Антанте не преминули воспользоваться ослаблением России и под предлогом борьбы с большевизмом вторглись на её территории. Действи-тельные цели интервентов были далеки от бескорыстной заботы о благополучии Рос-сии;
  6) По иронии судьбы именно большевики спасли Россию: в те страшные годы гражданской войны они выступили силой, противостоящей агрессии стран Антанты. После покушений на Ленина большевики объявили террор своей официальной политикой, но белые генералы не отставали от них в жестокости. Различие между двумя противоборствующими силами состояло в том, что красные опирались на народ, тогда как белые - на иностранцев и их оружие. После войны в случае победы белого движения их "бескорыстные" союзники выставили бы им такие счета за оказанную помощь, что Россия оказалась бы на вечные времена в неоплатном долгу перед иностранцами, которые бы установили контроль над всеми богатствами страны: как теми, что на земле, так теми, что под землёй. Россия превращена была бы в очередную колонию империалистов, да ещё и поделённую между Британской империей, Францией, США и Японией. И эти слова отнюдь не преувеличение. Всё было бы гораздо хуже, чем сказано, учитывая, что идеи нацистов о натиске на Восток и уничтожении славянского населения Восточной Европы задолго до Первой мировой войны витали в европейском воздухе. Гитлер просто был первым, кто нашёл в себе смелость и попытался претворить чаяния миллионов европейцев в жизнь;
  7) После победы большевиков в гражданской войне и основания СССР един-ственная в мире советская страна оказалась в окружении враждебно настроенных наро-дов, правительства которых были готовы при первом удобном случае направить свои войска для уничтожения тех, кто представлял угрозу их капиталам. То, что вещала со-ветская пропаганда о враждебности капиталистов, не было далеко от правды. Полити-ческая и бизнес элита западных стран боялись революции как огня. Многие западные политики видели в Гитлере, который ещё в своей книге "Майн Кампф" писал о пред-стоящем завоевании России, избавителя от большевистской "красной чумы" (отсюда ведёт своё начало политика "умиротворения" Гитлера - тот же Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии).
  8) В Советском Союзе, тем временем, проводится новая экономическая поли-тика как ответ на народные волнения и восстание моряков Кронштадта. НЭП был вос-принят многими на "ура", но все, кто поверил в то, что это всерьёз и надолго, окажутся в 30-е годы среди раскулаченных или обвинённых в контрреволюционной деятельности. Период двадцатых годов вновь разжёг в душах людей тлевший огонёк жажды наживы и стремления к собственной выгоде в ущерб общего блага.
  Сталин в 20 годы постепенно, но уверенно прибирает к своим рукам всю полноту власти, избавляясь от своих идеологических и политических противников (Троцкий, Ка-менев, Зиновьев и др.). Так, в стране и на мировой арене появляется сильный правитель, которого ещё не знала история человечества. Он прямо заявляет: "Мы отстали от передо-вых стран на 50-100 лет" и тут же ставит задачу: "Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". Он понимает, что для восстановления обороноспособности страны и преодоления катастрофической технической отсталости нужен подвиг, самоотверженный труд всего народа, единого в своём порыве и нацеленного на достижение общего блага. Но общество, которое родилось в годы НЭПа, крайне неоднородно, более того, каждый в нём ищет своего, не задумываясь об общем благе и судьбе своей страны. Общество НЭПа не смогло бы победить в грядущей войне. Сталин понимал это, как и то, что только страх способен подвигнуть широкие народные массы на длительный самоотверженный труд и борьбу за свою страну, не взирая ни на какие трудности. Грандиозные стройки первых пятилеток, ведомые на волне замечательного народного порыва, омрачились первыми судебными процессами над "вредителями", связанными с иностранным капиталом (шахтинское дело). Неслучайно, одним из самых распространённых в годы репрессий было обвинение в шпионаже в пользу иностранных разведок. Власть всё время напоминала людям о бдительности и враждебном окружении страны Советов. Точное определение того, кто враг, и культивирование ненависти к врагу - ещё одна особенность тоталитарных режимов.
  Народный энтузиазм не мог быть вечным, поскольку рано или поздно человек начинает испытывать усталость и разочарование. С декабря 1934 года репрессии перехо-дят на новый уровень. После расстрела Зиновьева и Каменева, обвинённых в смерти Ки-рова, начинаются уничтожение всей партийной старой гвардии и чистки в командном составе Красной армии (Тухачевский, Егоров, погибший в ходе пыток Блюхер). Маховик репрессий раскручивается после знаменательного пленума ЦК ВКП(б) в феврале-марте 1937 года и начинает вращаться с немыслимой скоростью, затрагивая и калеча судьбы со-тен тысяч советских граждан. Как мы помним, борьба с внутренним врагом (сиречь оппо-зицией) всегда предшествует борьбе с врагом внешним. В партийной газете "Правда" по-стоянно появляются сообщения о вновь выявленных контрреволюционных террористиче-ских организациях вредителей, шпионов и двурушников. Бурно процветает доноситель-ство на соседей, сослуживцев, просто знакомых, иногда служащие одной организации пишут друг на друга. Люди, мучимые бессонницей, прислушиваются к каждому звуку проезжающих по ночным улицам машин ("не дай Бог "чёрная маруся" остановится возле моего дома"). Страна покрылась сетью исправительно-трудовых лагерей системы ГУЛаг, в которых вместе с уголовниками содержались миллионы политических заключённых (по официальным данным чрез ГУЛАГ прошло больше 15 миллионов человек, из которых 1,5 миллиона погибли в лагерях), осуждённых по обвинению в контрреволюционной деятельности.
  После издания секретного приказа НКВД Љ00447 от 30 июля 1937 года начинается массовое уничтожение бывших кулаков, эсеров, белых, священнослужителей, всех, объявленных врагами народа (зловещее словосочетание, появившиеся ещё в Древнем Риме и бывшее в ходу во времена Французской буржуазной революции). В годы большого террора могли быть расстреляны по приговору "троек" (органы внесудебной расправы из представителей НКВД, прокуратуры и партии) все, способные выражать собственное мнение (в первую очередь, работники, занимающие заметные должности: в партии, на предприятиях, в командном составе Красной армии). В местные управления НКВД рассылались утверждённые лимиты, то есть сведения о количестве людей, подлежащих аресту по 1 категории (приговор - расстрел) и 2 категории (заключение в лагере). Все те, кто был на виду, могли оказаться в расстрельных списках как организаторы или активные участники троцкистских центров, шпионско-диверсионных и иных контрреволюционных организаций. Такие организации росли в 1937-38 годах как грибы после тёплого летнего дождя (на одном предприятии их могло быть выявлено сразу несколько). Сотрудники Управлений НКВД проявляли немалую изобретательность в ходе поисков и допросов врагов народа (людей лишали сна и жестоко избивали). Признаний, добытых под пытками, было вполне достаточно для вынесения обвинительного приговора, который немедленно приводился в исполнение. Эпоха большого террора закончилась в ноябре 1938 года снятием с должности наркома внутренних дел Ежова (он был расстрелян в феврале 1940 года); тогда же были ликвидированы зловещие "тройки". По официальным данным в 1937-38 гг. были осуждены около полутора миллионов человек, из них чуть меньше половины расстреля-ны.
  Масштабная чистка завершена. Все, кто мог подать голос, замолчали навсегда... Одни из страха, другие - лёжа в братских могилах каждый с пулей в затылке. Все, кто мог стать на пути вождя и помешать его планам, а также все, кто потенциально мог предать страну в годы военных трудностей, уничтожены. Количество узников концентрационных лагерей, включённых в экономику страны, выросло вдвое (труд заключённых использовался при строительстве Беломорканала, гидроэлектростанций, путей сообщения, на лесозаготовках и т.д.).
  Сталин говорит об обострении классовой борьбы по мере строительства социализ-ма. Репрессивная компания 1937-38 годов по разоблачению и уничтожению врагов наро-да, с одной стороны, была призвана способствовать закреплению достижений революции. Сталин был сыном своего времени, и главным делом его жизни была революция - то есть уничтожение старого строя и построение нового насильственным путём. Репрессии и большой террор 1937-38 годов (а ранее - раскулачивание) есть продолжение революции, начатой в октябре 1917 года. Неслучайно, что все жертвы репрессий были осуждены по ст.58 УК РСФСР 1926 года (контрреволюционные преступления). Революция продолжалась, по крайней мере, вплоть до смерти Сталина в марте 1953 года и приобрела поистине мировой характер (образование социалистических государств на карте мира: страны ОВД, Китай, Куба, КНДР). Половина земного шара окрасилась в красный цвет после Второй мировой войны! Но не это главное. Сталин, конечно же, мечтал о победе коммунизма во всём мире. Он понимал, что война со странами Запада неизбежна ("Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут"). Он сделал так, чтобы люди думали, что страна опутана шпионскими сетями стран империалистов (Германия, Япония, Польша, Англия, Франция), чтобы люди были морально готовы к грядущей войне. Официальная пропаганда культивировала ненависть к иностранным врагам и их пособникам в Советском Союзе.
  Сейчас трудно судить, что было бы, если бы Германия не напала на Советский Со-юз 22 июня 1941 года. Сталин готовился к войне и, как считается, войне наступательной, а не оборонительной. Но, скорее, это было вызвано не стремлением вождя к мировому господству и насильственному навязыванию социализма всему миру, а ответом на подготовку к войне с Советским Союзом Гитлера, которой тот и не старался скрыть. Небезызвестный пакт о ненападении (пакт Рибентропа-Молотова), по замыслу Сталина, был призван отодвинуть начало неизбежной войны. Заключение секретных протоколов к пакту о ненападении и раздел Восточной Европы между СССР и Германией говорит не о захватнических устремлениях вождя, а о его прагматизме как главы государства, желающего приобрести даром территории для своей страны (а точнее - вернуть утраченное прежде). На его месте любой западный политик поступил бы точно так же.
  На самом деле, всё, что происходило в тридцатые годы, как-то: индустриализация, коллективизация и раскулачивание; московские процессы и уничтожение остатков оппо-зиции (Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков); процесс над Тухачевским и его соратниками; волны репрессий против антисоветских элементов и уголовников 1937-38 годов, - всё это имело целью подготовку к грядущей войне. По мнению Сталина, все, кто хоть однажды выступил против советской власти (скажем, в годы гражданской войны), все, кто не мог в принципе принять идеалы большевистской революции (эсеры, меньшевики, бывшие дворяне, церковники и т.п.) могли переметнуться в стан врага в будущей войне. Поэтому таких лиц насильно переселяли вглубь страны (в Сибирь, Казахстан) либо уничтожали физически как активных борцов с советской властью. Дыма без огня не бывает. Безусловно, были среди осуждённых в те жуткие времена и настоящие иностранные шпионы и диверсанты. Бывшие кулаки создавали банды и мстили своим обидчикам, басмачей в Туркестане вооружали англичане из соседнего Афганистана. Официальная пропаганда запугивала советский народ угрозой новой иностранной интервенции, которая, в конечном счёте, и случилась, когда Германия напала на Советский Союз (приход к власти Гитлера, кстати, был профинансирован международными капиталистами). Сталин понимал, что правительства враждебных стран воспользуются любым удобным случаем для вторжения, поэтому его страшили волнения внутри страны. Увы, жизнь только на словах становилась "лучше и веселее", в действительности в начале тридцатых в деревнях от голода умерли миллионы людей (одной из причин Голодомора стал вывоз за границу нужного стране хлеба), люди в городах теснились в коммуналках и жили впроголодь. Жестокость, которая творилась в те годы, была призвана, кроме того, сдержать всплеск народного гнева через обвинение во всех бедах и трудностях иностранных диверсантов и вредителей, связанных с иностранным капиталом, и укрепить слабых духом, а для лиц, занимающих руководящие посты, репрессии были предупреждением (а зачастую - приговором к высшей мере). Вспомним, третья особенность переломной эпохи - жестокость к собственным поддан-ным. Жестокость порождает страх, вслед за которым приходит безропотное повиновение воле сильного правителя, а люди сплачиваются вокруг него как знамени (культ личности); народ превращается в непоколебимую каменную глыбу, о которую разбивается натиск столь же жестокого и беспощадного врага.
  За Родину, за Сталина шли в бой и умирали солдаты в годы Великой отечественной войны. Великая победа была одержана ценой жизней двадцати семи миллионов павших на полях сражений и нескольких миллионов погибших в концлагерях, во времена раскулачивания, партийных чисток и борьбы с антисоветскими элементами. Страшная жертва была принесена на алтарь князя мира сего... Такой режим не мог существовать долго. Он выполнил свою задачу перед страной и миром, и должен был уйти в прошлое. Жаль, что вместе с ним пала и великая страна...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"