В XX веке мало кто оставил столько вопросов и белых пятен, как Лаврентий Берия. Несмотря на то что он преставился 52 года назад, несмотря на то что преставилось государство, в котором он жил и работал, что должно давать нам надежду на объективный анализ эпохи, биография Берии слишком туманна. И это происходит в тот век, когда источников информации много больше, чем было когда-либо. Мы имеем возможность глубоко изучить мельчайшие подробности даже истории Древнего мира, чего нельзя сказать о биографии Берии.
Это было бы неудивительно несколько десятилетий назад, когда вся информация, связанная с нашим героем, была засекречена и о его деятельности мы могли судить лишь из тех официальных источников, которые нам предоставляли коммунистические руководители, заинтересованные в освещении вопроса с той или иной стороны. Несмотря на то что Берия не был единственным политическим деятелем, который принимал активное участие в жизни государства, именно ему была оказана сомнительная честь стать самым черным деятелем эпохи.
С чем это связано?
Чтобы ответить на вопрос, что собой представлял тот или иной политический деятель, в первую очередь необходимо изучить его биографию. Как известно, история – наука далеко не точная, и до того как сделать вывод по тому или иному вопросу истории, нужно критически отнестись к источнику информации, определить, насколько биограф заинтересован представить своего героя в том или ином свете.
В нашем случае нам в первую очередь придется ответить на вопрос, кто был первым биографом Берии. И тут наталкиваемся на первый парадокс (к сожалению, с парадоксами и беспрецедентными фактами нам придется встречаться не раз). Оказывается, первым биографом Лаврентия Берии был не кто иной, как его личный враг Никита Хрущев, который не изучил биографию политического оппонента, а создал ее. Хрущев стал автором «пьесы» «Житие коварного Берии».
С Хрущевым так или иначе все понятно, почти никто не ставит под вопрос то обстоятельство, что в качестве политика, не говоря уже о государственном деятеле, Хрущев был абсолютным нулем, но не оценить его талант как сценариста невозможно. Созданная им «пьеса» имела большой успех и по сей день пользуется огромной популярностью не только в странах бывшего Союза, но и во всем мире.
Хрущев к тому же был биографом Сталина. Эту биографию он создал на XX съезде, назвав это явление десталинизацией и борьбой с культом личности. В созданную Хрущевым биографию Сталина, в силу полной ее абсурдности и великого авторитета вождя, не поверили даже его «соратники», и после отправки автора в политическое небытие произошла частичная реабилитация имени Сталина. Но актуальным остался один очень щекотливый вопрос – всем было известно о так называемых репрессиях, проводившихся при Сталине. Закрыть глаза на это было бы очень трудно. Сталин был победителем в одной из величайших войн, и его авторитет был велик даже после его смерти и даже после очернения его имени собственным шутом. Поэтому нужно было найти личность, на которую можно было безбоязненно переложить все те преступления, которыми в свое время замарало себя Политбюро. Искать такую личность долго не пришлось. Еще Хрущев настолько очернил имя Берии, что, сколько бы новых черных красок ни лили на его имя, хуже не стало бы. Мертвые не кусаются, и Берия с легкой руки Хрущева стал козлом отпущения.
Как это ни удивительно, данная тенденция продолжалась и во время перестройки. Это будет казаться менее удивительным, если вспомнить, что в тот период самым великим политиком Советского Союза был признан Никита Хрущев. Трудно сказать, по какому принципу избрали личность Хрущева как великого реформатора, но, видимо, другой авторитет, способный противостоять Сталину, просто не удалось найти.
Пропорционально обожествлению Хрущева происходила демонизация его жертвы Лаврентия Берии. Имя Берии стало жертвой беспрецедентной атаки черного пиара, начиная с его смерти до конца разрушения Союза, но именно при перестройке очернение приняло особо сильный характер. Все чаще имя Берии встречалось на страницах газет и журналов, в телепередачах, были опубликованы материалы его дела, из которых ясно было видно, авантюристом и подлецом какого сорта был этот мусаватист и фашистский агент. О нем писали черные стихи, снимали фильмы и т. д. Для «изучения» его биографии не поленился отдать часть жизни сын известного революционера, расстрелянного в 37-м, Антонов-Овсеенко. Главным сюжетом книги Зеньковича «Маршалы и Генсеки» стало коварство Берии. И, в конце концов, во время перестройки была опубликована его «полноценная» биография в книге «Берия. Конец карьеры», где бывшие «соратники» и противники вспоминают о деятельности самого ужасного монстра мировой истории.
Одним из самых «авторитетных» биографов Берии признана дочь Сталина Светлана Аллилуева, которая после Солженицына и Сахарова считалась чуть ли ни самым большим диссидентом. Но у воспоминаний Аллилуевой было две ясные цели: первое – жажда денег и славы и второе, более важное – эти воспоминания давали ей возможность жить в дружбе с Хрущевым, позволившим выехать за границу. Дочь величайшего из государственных деятелей мировой истории превратилась в скомороха шута своего отца. Но свою роль в спектакле Хрущева она сыграла мастерски.
Хотя талант и гений «Микиты» более выразились в другом вопросе. Каким-то грязным чутьем он догадался, что обвинить Берию лишь в политических преступлениях будет недостаточно для полного очернения своего «героя». Нужно было что-то большее, что было бы интересно его электорату. Если принять во внимание, что его опус был направлен не только населению СССР, но и всему миру, политическая подоплека дела не была бы очень интересна.
Политическую подоплеку имели дела против Каменева, Зиновьева, Рыкова, Бухарина, Тухачевского и других. Именно поэтому после «десталинизации», и особенно во время перестройки, они превратились в героев, которые боролись против тирании Сталина и его людоеда Берии. Нет, здесь нужно было нечто иное – патологическое, фрейдистское сексуальное извращение, жажда крови, насилие, убийство, совершенное собственноручно, и т. д.
Общеизвестно, что Берия неровно дышал к слабому полу, но лишь этого было недостаточно для обвинения и очернения, поэтому его превратили в насильника, сексуального маньяка.
Убийство? После ликвидации Берии стало известно, что в 1936 году он собственноручно убил первого секретаря ЦК Армении Агаси Ханджяна. Какая разница, откуда эта информация, главное – правильно преподнести ее публике, и о ней должно знать как можно больше людей. Человек же привык верить в самые несуразные вещи. Берия отравил Лакоба, лично истязал писателя Михаила Джавахишвили и других обвиняемых.
Установлен этот факт или нет, большого значения не имеет, потому что это сенсация, скандал, к которому так тянется человек, она украшает его жизнь. Здесь было все – и насилие, и секс, и жертва, и палач. Чего только не писали о Берии, который благодаря безудержной фантазии Хрущева и других биографов стал самым большим вурдалаком, в сравнении с которым даже Чикатило покажется законопослушным гражданином.
Но это только чувства: насытившись насилием, сдобренным порнографией, люди же рано или поздно зададут вопрос – а имеются ли доказательства? Я не имею в виду, что доказательства должны быть именно документальные, хотя то, что у документа больше силы, чем у мемуаров заинтересованного лица, думаю, не составляет секрета.
Но возникает и другой вопрос – почему такая огромная масса поверила Хрущеву, ведь могли мыслящие люди отличить правду от лжи, тем более если они слишком контрастны?
Ответ более прост, чем кажется на первый взгляд. Правда никого не устраивала – ни авторов, ни массу. Биографами Берии двигало два чувства: зависть и страх, которыми и заполнены их мемуары. Именно поэтому в воспоминаниях они не смогли сохранить ни сюжетную линию, ни хронологию. Их главной задачей было предстать ангелами на фоне демона. Что касается публики, на которую и был рассчитан спектакль, она была готова принять ложь в первую очередь потому, что она была чертовски интересна. Представим себе, что являла бы собой биография Берии без секса и насилия. В таком случае биографией мог заинтересоваться лишь историк. Хрущев кинул народу кость, и народ остался доволен.
Существует два способа повысить собственный авторитет. Первый путь более сложен – человек должен заслужить уважение. Второй проще – если не имеешь таланта завоевать уважение человека, очерни своего собрата, представь его как исчадие ада, и если тебя не обожествят, то по сравнению с ним ты хотя бы будешь выглядеть пушистым. Это относится не только к Хрущеву, он лишь создал легенду, настоящим же автором биографии является народ, который с энтузиазмом взялся за распространение этой легенды. Смотря на черного Берию, каждый ставил выше собственное Я.
Часто Берию упрекают в том, что, несмотря на свою гениальность (под вопрос факт гениальности никто не ставит), верх над ним взял второстепенный придворный, но при этом не сознаются в том, что этот придворный надул не только Берию, но и нас. Если Берия стал жертвой политической авантюры Хрущева, то мы стали жертвами больной фантазии режиссера, навязавшего нам свою мысль. С этой точки зрения, оценивая деятельность Хрущева, более обманутыми все же выглядим мы. Несмотря на это, мы готовы обвинить одного человека во всех смертных грехах. При этом лучше, если этот человек мертв и не кусается. Так легче жить.
Интерес к персоне Берии не иссякает по сегодняшний день. О нем все еще пишут статьи в газетах, журналах, монографиях, ему посвящаются телепередачи. Нужно отметить, что если в исторических произведениях под большой вопрос ставится личность Берии как демона, то в средствах массовой информации и в культуре Берия выступает в старом амплуа.
Как известно, историческая монография менее востребована, чем пресса или кинематография – самое сильное оружие пропаганды. Фильм, в котором не будет показана сексуальная извращенность Берии и перед нами предстанет хозяйственник, просто не будет иметь зрителя.
В отличие от России на его родине в Грузии, деятельность Берии не представляет интереса. Отношение к Берии и его периоду апатично. Ему посвятили несколько телепередач, ничего общего с историей не имеющих.
Чтобы оценить отношение к данному вопросу, достаточно привести статью из грузинской Википедии, посвященной нашему герою, которая более напоминает небольшой некролог, чем статью, посвященную политическому деятелю. Статья настолько мала, что не займет много места, поэтому приведу ее полностью:
«Лаврентий Павлович Берия р.17 марта/ 29 марта, 1889, Мерхеули, нынешний Гульрипшский муниципалитет, который в 1946 году выделился от Сухумского муниципалитета в нынешних границах – сконч. 23 декабря 1953, в Москве (по другим данным 26 июня 1953 года) – государственный и политический деятель СССР, Маршал Советского Союза (с 1945 года), Герой Социалистического Труда (с 1943 года). После смерти Сталина в высших кругах власти началась борьба за власть. В 1953 году Берию арестовали по обвинению в шпионаже и заговоре».
Да, нечего сказать, полноценная биография государственного и политического деятеля. Думаю, было бы лучше полностью игнорировать данную личность, сделать вид, что его вообще не существовало.
Могут сказать, что в Грузии Берия посеял лишь зло, но опять же – не лучше ли изучить хотя бы то зло, которое он совершил, и лишь после этого делать выводы.
До того как начать биографию Берии, хочу провести параллель с другой исторической личностью, которая не имеет ничего общего с Берией. Этот пример привожу лишь с одной целью – проанализировать, что же движет человеком при очернении той или иной личности.
Личностью, судьбу которой хочу сравнить с судьбой Берии, является австрийский композитор итальянского происхождения Антонио Сальери. И действительно, что может быть общего между композитором Сальери и политиком Берией? Деятельность одного была связана с Веной XVIII–XIX веков, другого – с Советским Союзом XX века.
Кем был Сальери?
90 % респондентов на этот вопрос ответят, что Сальери является убийцей гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Эта легенда уже обросла мхом, но, несмотря на то что ничего общего с реальностью не имела, по сегодняшний день слишком популярна.
Не нужно глубоко копать для того, чтобы понять, что Сальери невиновен в «предъявленном» ему обвинении. Более того, он был не злым гением, а человеком высоких моральных устоев, семейным, который в течение жизни пережил трагедии, связанные со смертью любимых им детей. Он был учителем не одного поколения гениальных композиторов. Этот человек создал фонд для нужд состарившихся композиторов и вдов композиторов. Человек, который скончался в одиночестве.
Казалось бы, судьбе не было достаточно тех бед, которыми она «одарила» композитора. Еще при его жизни, когда неожиданно скончался Моцарт, немедленно пошли слухи о том, что он был отравлен. Если есть жертва преступления, то должен быть и преступник. Так же неожиданно в грязном деле обвинили ни в чем не повинного Сальери. Кто был автором слухов, никто не знает, но они стали настолько популярны, что очень быстро распространились по Вене, а оттуда по всему миру.
Кроме личной трагедии Сальери был вынужден перенести и унижение. Казалось бы, никаких доказательств вины композитора не существовало, но кто их ищет? Только представьте себе, насколько интересный сложился сюжет. Талантливого Моцарта убивает менее талантливый Сальери. Сколько всего можно сочинить на эту тему?!
Но данная история имела один большой недостаток. Это мотив. С какого перепугу Сальери было убивать Моцарта?
Было бы желание, а мотив найти нетрудно. Чем более контрастны личности убийцы и убиенного, тем интереснее легенда – если Моцарт был гением, нужно представить Сальери как бездаря. Вот и мотив – зависть, страшная болезнь человечества, которая толкает человека на совершение страшных поступков. Конечно же, зависть, именно она двигала композитором, настраивала против своего коллеги.
Несмотря на простоту мотива, он порождает больше вопросов, чем имеет ответов. Например, трудно объяснить, чему же все-таки завидовал Сальери. В то время Сальери был более популярным и признанным композитором, чем Моцарт. Его произведения ценились более высоко. Да и должность, и доход у него были повыше, чем у Моцарта, как-никак он был придворным композитором. Но это всего лишь никого не интересующие нюансы. В конце концов, не мог же гениальный композитор умереть естественной смертью.
Возникает и другой вопрос – как так неожиданно превратился всеми почитаемый композитор в хладнокровного убийцу?
На это тоже можно найти удобный ответ, если «объективно» рассмотреть вопрос. Оказывается, не таким уж и порядочным был композитор, каким хотел казаться. Оказывается, этот прирожденный убийца в свое время убрал с дороги своего учителя Флориана Гассмана с одной целью – заполучить его место. Для этого он даже подстроил ДТП, когда Гассман ехал в карете.
Скажете – абсурд? Ничем не подтверждается? Да кого интересуют факты, главное, какой занимательный сюжет. У всех сразу раскрылись глаза, и городские сплетницы, которые стоят на голову выше своих сельских «коллег», создали целую легенду, которая каждый день обрастала новыми подробностями.
Не прошло и года со дня смерти Сальери, как гениальный русский поэт Александр Пушкин уже имел зарисовки будущей трагедии «Моцарт и Сальери», которая очень скоро вышла в свет. В ней Сальери воплощает собой абсолютное зло, Моцарт – добро.
Если у Сальери и была какая-либо надежда на «оправдание» до того, как за него взялся великий поэт, с этой трагедией эта надежда испарилась. Он был обречен, превратился в притчу во языцех, вынужденный олицетворять всю ту грязь, которую несет в себе зависть, коварство и, что главное, посредственность. Он стал олицетворением злого брата Ахурамазды Аримана.
В этой истории не столько удивляет то, что гениальный поэт на основе слухов создал гениальное произведение, а то, с каким энтузиазмом принял эту глупую историю народ. Та масса, которая некоторое время назад рукоплескала именитому композитору, теми же руками закидала его камнями. Заинтересовался ли кто-либо, правда все это или нет? Нет, и лишь потому, что правда была более чем банальна, ложь же интересна.
Все-таки нашлись люди, которые заступились за Сальери и постарались возвысить голос против несправедливости, но их крик остался гласом вопиющего в пустыне. Когда Катенин спросил Пушкина, был ли тот уверен в виновности Сальери, то от гениального поэта получил «гениальный» ответ – человек, который мог освистать «Дон Жуана», мог убить и его автора. Довод, конечно, «веский», особенно если принять во внимание, что во время премьеры «Дон Жуана» в Праге Сальери находился в Вене. Но это опять же ни о чем не говорящие, нудные нюансы, о которых знают единицы, о том же, что Сальери убил Моцарта, весь мир узнал благодаря гению Пушкина.
Пушкин оказался настоящим несчастьем для имени Сальери, и мера его «преступления» была пропорциональна таланту поэта. Когда Борис Кушнер, исследующий биографию Сальери, обратился с вопросом к музыковеду-пушкинологу Игорю Бэлза с вопросом, существовали ли факты, удостоверяющие вину Сальери, то получил от него «бесспорное» доказательство: Пушкин не мог ошибиться.
Никто не оспаривает тот факт, что Пушкин был гениальным поэтом, но вот каким он был историком?
Больше осложнил посмертную судьбу Сальери еще один гениальный образец искусства, теперь уже фильм Милоша Формана «Амадей». Этот фильм действительно шедевр. Достаточно оценить роль, сыгранную Абрахамом Мюреем, который мастерски передал образ молодого и пожилого Сальери. Как сюжет, так и режиссура заслуживают высочайшей оценки, но в то же время имеется один большой минус – в фильме нет ни слова правды, и он полностью расходится с исторической действительностью.
Между интересным сюжетом и исторической правдой зритель выбирает первое, и сюжет заменяет реальность.
Так несколько отдельных личностей для утоления творческой жажды превратили Сальери в одного из самых знаменитых убийц в истории. Народ очень быстро позабыл доброту Сальери и отплатил «благодарностью», превратив его в демона.
Эта история так или иначе имела счастливый конец. В конце XX века в Милане прошел судебный процесс, на котором Сальери был признан невиновным. Правда, для этого понадобилось 200 лет, но нужно признать, что это было хоть каким-то облегчением для имени невинно «осужденного» Сальери.
Сделаю одну ремарку и обращу внимание на то, что процесс проходил в Италии, на родине композитора, а не в Австрии, которой Сальери посвятил всю жизнь. Сальери, который сам был человеком искусства, стал жертвой своих собратьев и психологов типа Фрейда.
Такой же жертвой стала и другая не менее известная личность. Рыцарь Жиль де Ре, который был соратником Жаны Д’Арк, вошел в историю не своими подвигами на поле брани, а тем, что был признан одним из страшных сексуальных маньяков. Его обвинили в растлении и убийстве малолетних.
Все те патологии, которые были связаны с этим преступником, детально изучались именитыми психологами, в том числе и сексологом и психиатром Рихардом Крафт-Эбингом. Только недавно была установлена фальсифицированность дела рыцаря, и стало ясно, что оно было не чем иным, как плодом зависти его соседей. Спрашивается, что же изучал столько времени именитый психиатр?
Если принять во внимание, что история Сальери была выдумана деятелями искусства лишь с одной целью – оставить след в искусстве, то становится ясно, что для реабилитации имени Берии потребуется больше чем 200 лет, поскольку «биографами» Берии двигала более прагматичная цель – очернение биографии противника и оправдание себя в совершенном ими преступлении. Для этого они пошли на все, включая прямую фальсификацию документов и чистку архива.
Пример Сальери я привел лишь с той целью, чтобы показать, как легко можно исковеркать биографию человека, даже не имея по отношению к нему личной неприязни.
Глава 1
Призрак революции
Призрачный мир или холодная война начала XX века
При изучении биографии политического деятеля его личность отходит на второй план и в повествовании большая часть отводится той эпохе, в которой он жил.
Не является исключением и биография Лаврентия Берии, особенно потому, что эпоха, в которой ему пришлось жить, сыграла особую роль в мировой истории.
Берия родился в 1899 году, на рубеже веков. Европа встречала новый век мирно, что не очень-то было характерно для этого уголка вселенной. Последняя крупная война отгремела в 1870 году, когда пересеклись интересы бисмарковской Пруссии и Франции Наполеона III. Если пересмотрим историю поздней Европы, можем сказать, что Европа в какой-то мере выступала на международной политической арене как единое целое, что позволило создать, если можно так выразиться, Европейскую империю.
С близкого расстояния наблюдая за нескончаемыми войнами между отдельными государствами данной части света, говорить об этом можно с трудом, но в реальности для тех государств, которые стали жертвами европейских стран – Британии, Франции, Голландии, Испании или Португалии, существовал единый враг – Империя Белого Человека. Войны же между странами Европы очень походили на гражданские.
В конце XIX – начале XX века Европейская империя достигла расцвета. Как уже отметили, в этот период воцарился мир, но за этим показным миром в полную силу шла гонка вооружений. Колониальная политика возвысила Францию и Британию, но она же завела их в тупик. На политической карте мира появились новые игроки. В первую очередь это была Германия, которая благодаря осторожному, но упрямому Бисмарку далеко стояла от колониальной политики, но с его смещением влилась в колониальную гонку. Кроме того, в эту гонку вступила бывшая Британская колония – США. Но до тех пор, пока существовал достаточно большой выбор жертв данной политики и интересы колониалистов особо не пересекались, серьезных последствий до поры до времени удавалось избежать.
Несмотря на такую «мирную» политику, все крупные государства того периода готовились к большой войне. Эта война должна была показать в конце концов, какое государство в Европе самое цивилизованное и прогрессивное и кто может облагодетельствовать весь мир.
Более трудная ситуация сложилась в это время в одной из крупнейших империй того времени – Российской, частью которой являлась и Грузия. Со стороны могло показаться, что Россия достигла невиданного расцвета. Ее территориальный рост не имел пределов. Это была крупнейшая империя. Но за этим призрачным благоденствием скрывались серьезные проблемы, имевшие долгую историю.
Начиная с царствования Ивана III до правления Екатерины II Российская империя шла в гору, но после царствования этой великой правительницы медленно и неотвратимо начала путь к спаду. Это было не так уж и заметно, и оценить трудность ситуации мы можем только исходя из последствий. Более того, можно сказать, что во время царствования внука Екатерины Александра I империя достигла больших результатов. Она смогла усмирить выдающегося полководца всех времен и народов – Наполеона и даже ступить ногой в «святая святых» Европы – Париж.
Первые симптомы болезни проявились уже при брате Александра Николае I. Крымская война нанесла серьезный урон престижу империи. Удар был настолько сильным, что даже ходили слухи, будто в связи с последствиями войны император покончил жизнь самоубийством.
Слухи остались слухами, но, несмотря на то что их достоверность нельзя подтвердить, они показывают, насколько отразилась эта война на имидже империи.
Несмотря на удачное ведение в последующем русско-турецких войн, они ей дорого обошлись, и потихоньку экономика начала давать течь. Не помогли даже реформы Александра II. Отмена крепостного права не оправдала тех надежд, которые на нее возлагались.
Кроме того, Российская империя заболела более опасной болезнью. Эта болезнь называлась «марксизм».
С сегодняшних позиций легко критиковать марксизм. Его роль и значение не то что преуменьшены, но, можно сказать, доведены до нуля, и мы оцениваем данное явление лишь исходя из последствий, только потому, что видим негативную сторону данной идеологии.
В нашу задачу не входит рассмотрение марксистской идеологии, но поскольку она имеет непосредственное отношение к нашему герою, вообще игнорировать данный вопрос не представляется возможным.
Как идеология марксизм зародился в Германии XIX века, в то время когда борьба между так называемой буржуазией и пролетариатом вышла на первый план. В качестве духовных отцов этой идеологии выступили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Главным постулатом учения Маркса являлась классовая теория, и в соответствии с этой теорией Европа находилась в одном шаге от счастья. Она находилась на стадии, являвшейся предтечей социализма, и именно на этой стадии должна была произойти решительная борьба между буржуазией, утопающей в роскоши, и прогрессивным пролетариатом, единственной силой, способной построить новый, счастливый мир. Согласно данной теории победа пролетариата являлась исторической неизбежностью, за которой должно было последовать строительство социализма, а далее бесклассового общества – коммунизма.
Несмотря на угрозу Маркса: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма», данный призрак сменил направление. Он попросту не смог прижиться в Германии и обошел ее стороной. Одной из главных причин этого можно считать успешную политику Бисмарка, благодаря которой Германия заявила о себе в Европе как единая и сильная нация, поэтому немцы экспериментировать с идеями Маркса не очень-то и спешили.
Но почему именно Российская империя? Почему именно здесь обрела она благодатную почву? Однозначного ответа на столь трудный вопрос, конечно же, не существует. В первую очередь причиной распространения данной идеологии является сложившаяся в империи того времени политическая и, что более важно, экономическая ситуация.
Вместе с тем одной из важнейших причин являлось то, что в России начала рушиться не только устаревшая монархическая система, но и сама идеология монархизма, которая в свое время играла особую роль как в Европе, так и в России.
Эта идеология начала разваливаться во всей Европе в предыдущем веке. Российской империи еще предстояло пройти путь Англии времен Чарльза I и Франции Людовика XVI – через гражданские войны и как внутренние, так и внешние неурядицы.
Можно сказать, что марксизм в Российской империи сыграл ту же роль, что и идеи просветителей во Французской революции. Однако нужно отметить и то, что, в отличие от просветителей, Карл Маркс создал более практичную теорию. Если просветители апеллировали к таким общим лозунгам, как Свобода, Равенство и Братство, – теория Маркса была более утонченной, и она не только указывала на цель, но и знала экономический и социальный путь к ней.
Благодаря реформам Александра II миллионы крестьян были освобождены от крепостной зависимости, но это вовсе не значило, что они достигли благоденствия. Эти реформы ускорили буржуазное развитие России, в связи с чем усилился социальный контраст между пролетариатом и буржуазией. Третий «класс» – дворянство – уже изжил себя и в большинстве своем превратился в общественного паразита, дорожащего своими привилегиями.
В связи с технической отсталостью государства пролетариат в России превратился в одну из крупнейших прослоек общества. Из-за бедственного положения отдушиной для него стала марксистская теория, которая заменила Библию. Для пролетариата марксизм выражал справедливость, поскольку человеку свойственно воспринимать справедливым то, что выгодно лично ему, марксизм же был выразителем интересов именно пролетариата.
Сложная экономическая ситуация, тяжкий военный крах в Порт-Артуре и марксистская идеология пожали первые плоды во время революции 1905–1907 годов. Правда, в этой борьбе победителем пока что вышла монархия.
Россия продолжила опасный марш по крутой дороге, которая привела ее к Перовой мировой войне. Для российского самодержавия эта война оказалась самоубийственной, но вмешательство в европейскую политику не оставило ей выбора. Как для всей Европы, так и для России война оказалась неожиданно затяжной и трудной. На Восточном фронте Германия нанесла России целый ряд тяжелых поражений. Кроме внешних проблем война усугубила и внутренние – за счет солдат, которые очень скоро создали новый «класс» – «дезертиров», усиливших позиции марксистов. Россия полным ходом стремилась к краю пропасти.
В 1917 году она в нее упала.
Начало жизненного пути
Теперь же обратимся к нашему герою. Лаврентий Берия родился 17 марта 1899 года в селе Мерхеули Сухумского округа. Его отцом был бедный крестьянин Павел Берия, который женился на Марте Джакели. Для Марты это был второй брак, от первого у нее было трое детей, которые в связи с крайней бедностью воспитывались у брата Марты. Павел Берия переехал в Мерхеули из Мегрелии, где, как говорят, принимал участие в каком-то восстании. Говорят даже, что его переселение было связано с участием в революции 1905–1907 годов, хотя это всего лишь версия, ни опровергнуть, ни подтвердить которую возможным не представляется.
В браке у Павла и Марты родилось трое детей. Один из них скончался от оспы, сестра же на всю жизнь осталась глухонемой.
Как я уже указал, Павел Берия был бедным крестьянином, и, если примем во внимание бедственное экономическое положение крестьян не только в Грузии, но и по всей России, легко можно представить, что семье Лаврентия жилось далеко не легко.
Несмотря на то что его будущие «биографы» не жалели сил, чтобы представить Лаврентия Берию в черных тонах, как кровопийцу и садиста, даже у них не повернулся язык обвинить в его «извращениях» семью.
Лаврентий Берия был семейным человеком, и он знал цену семье. Он уважал и любил как своих родителей, так и сестру, за которой ухаживал до конца жизни. Тепло родительского дома он перенес в собственную семью, где отношения были построены на взаимном уважении.
Уважение в семье выразилось хотя бы в том, что родители, заметив талант сына, решили дать ему образование. Если бы Павел даже отнял последний кусок у семьи, он не смог бы отправить сына на учебу и поэтому продал половину дома. Этот факт некоторые историки ставят под сомнение и заключают, что Павел был не таким уж и бедным, как хочет представить Лаврентий Берия, и для получения образования ему необязательно было продавать полдома.
На чем основывается данное предположение, неизвестно, но экономическое положение бедного крестьянина легко представить, если отметим, что даже дворянство являлось бедной прослойкой и в большинстве своем даже корова в хозяйстве дворянина была роскошью.
Лаврентий начал учиться в Сухумском высшем начальном училище, которое закончил с отличием. Для продолжения учебы пришлось продать вторую половину дома.
16-летний Лаврентий продолжил учебу в Бакинском среднем механико-техническом строительном училище. В 17 лет к нему переехали мать и сестра, которых он содержал.
Самая интересная история о его учебе и начале жизненного пути опять-таки связана с его интригами и подлостью. Автором данной истории является самый «объективный» биограф Антонов-Овсеенко. Несмотря на то что эта история состоит всего из трех предложений, эти слова превратились в факт. Вот они:
«В Сухумском городском училище редкая кража или донос не совершались без личного участия Берия – прямого или косвенного. В нем гармонично уживались подлость и мздоимство. Похитив папку с характеристиками – записями о поведении учеников, он подвел классного руководителя под увольнение, а сам устроил распродажу документов. Через подставных лиц, разумеется».
Очень занимательная история, однако интересно и то, откуда получил Антонов-Овсеенко столь подробные данные. Как однажды уже указали, главным источником информации Антонова-Овсеенко являются свидетельства очевидцев. Если принять во внимание то, что свою книгу он написал в 90-х годах, возникает вопрос – каким же образом удалось ему опросить однокашников Берии спустя более 80 лет, не говоря уже о его учителях. Если даже такое имело место быть, опираясь на свидетельства очевидцев, биограф мог хотя бы назвать их фамилии.
В отличие от Антонова-Овсеенко другие лица, «исследующие» данную проблему, пошли дальше, и в их расследовании можно уже вычитать и имена «очевидцев». Вот что узнала спецкор газеты «Труд» Наталья Лескова в селе Мерхеули в 2004 году:
«Берия, по воспоминаниям односельчан, рос слабым и болезненным ребенком. Отец умер рано, и мальчика из жалости взял на воспитание совершенно посторонний для него человек – уже пожилой в то время крестьянин Николай Кварцхелия, живший по соседству.
Друзей у Лаврентия не было. Мальчишки его недолюбливали и часто колотили. В Мерхеули до сих пор помнят, как однажды, спасаясь от ватаги одноклассников, Лаврентий убежал в лес и вернулся с зажатой в руках ядовитой змеей. Выставив зловещий трофей прямо перед собой, Берия предложил обидчикам подойти поближе, чем так их напугал, что его навсегда оставили в покое. И кличку дали – Змея».
Главный акцент здесь сделан на то, что «в Мерхеули до сих пор помнят». Интересно, лично ли разговаривала Лескова с «очевидцами». Если примем во внимание, что Лаврентий Берия переехал для продолжения учебы в Баку в 1915 году, «очевидцу» как минимум должно быть 90 лет.
Прибавим к ним 5 лет (если предположим, что респондент имел уникальную память и в таком молодом возрасте помнил такие детали), получим 95 лет. Без опаски можем предположить, что у Лесковой было больше шансов встретиться с очевидцем не в Мерхеули, а в лучшем из миров.
Барьер возраста ее вовсе не смущает, и она продолжает:
«Бабуце Шелия 89 лет. Уже третий год она не встает с постели, да и говорит с трудом. Однако Берию помнит очень хорошо: он рос по соседству и даже, как она утверждает, засматривался на ее старшую сестру. Однако девушкам он не нравился. В школе слыл стукачом, а позже, когда учился в училище в Сухуми, по ее словам, получил прозвище Сыщик за удивительную способность находить любую потерянную вещь. За это он имел благодарности и поощрения от педагогов, пока случайно не выяснилось, что именно он же их и крал».
Как видим, Лескова все же смогла найти драгоценного свидетеля в лице Бабуцы Шелия, которая вывела пока еще мелкого воришку Берию на чистую воду и которая в 2004 году вспомнила об этих деталях в разговоре с журналистом, специально направленным в Мерхеули, чтобы распутать это запутанное дело.
Однако у данного свидетеля имеется один большой недостаток, опять-таки связанный с возрастом. Если во время «дачи показаний» Бабуце Шелия было 89 лет, получается, что родилась она в 1915 году, когда Лаврентий Берия уехал в Баку. Как же она помнит детали учебы Берии в Сухуми и даже то, что Берия положил глаз на ее сестру. О сексуальных приключениях Берии известно всему миру, но поверить, что он мог ухаживать за девушкой в Мерхеули из Баку, все же трудно.
На минуту представим, что все так и было. Возникает новый вопрос – почему терпели в гимназии Берию, почему его не отчислили за такое поведение? По горячим следам установить правду учителям было бы гораздо легче, чем Антонову-Овсеенко и Бабуце Шелия спустя десятилетия.
Правда же, как всегда, очень проста. Вся эта история основана лишь на болезненной фантазии Антонова-Овсеенко.
Отмечу – все, что мы знаем о ранней жизни Берии, известно из его же автобиографии, написанной в 1923 году в возрасте 24 лет. Это очень интересный документ, и приведу я его по частям:
«Автобиография. Родился я 17 марта 1899 г. в селе Мерхеули (в 15 верстах от города Сухума) в бедной крестьянской семье. Ввиду того, что мое обучение было в тягость родителям, будучи еще учеником Сухумского городского училища, я готовил учеников младших классов, помогая таким образом семье, и это продолжалось с перерывами до 1915 г. В 1915 г. я переехал в Баку; с этого момента и начинается моя самостоятельная жизнь. Уже с этих пор, учась в техническом училище, я имею на своем обеспечении старуху мать, глухонемую сестру и племянницу 5 лет.
Учение мое, начатое в 1907 г. в городе Сухуме, по окончании курса высшего начального училища (в 1915 г.) с переездом моим в Баку продолжалось здесь и протекало следующим образом: приехав в Баку, я поступаю здесь в среднее механико-строительное техническое училище, где обучаюсь 4 года. В 1919 г. я окончил курс в училище, а в 1920 г. с преобразованием технического училища в политехнический институт поступаю в последний. С этого момента регулярное обучение прекращается, и занятия мои в институте продолжаются с перебоями до 1922 г. Однако за все это время связи с институтом не теряю, и только в 1922 г. в связи с переводом меня Заккрайкомом РКП из Баку в Тифлис я прекращаю учение, числясь к этому времени студентом 3-го курса.
Так прерывается учение мое в Баку, начатое здесь в 1915 г. и с перерывами продолжавшееся до 1922 г.».
Единственное, что мы точно знаем об учении в Баку, это то, что он стал приверженцем марксистской идеологии. Никому не известно, когда это произошло, но факт остается фактом – эта идеология сыграла важную роль в его дальнейшей жизни.
Опять же слово предоставим ему:
«В том же 1915 г. начинается впервые и мое участие в партийной жизни, тогда еще в зачаточной форме. В октябре этого года нами – группой учащихся Бакинского технического училища – был организован нелегальный марксистский кружок, куда вошли учащиеся из других учебных заведений. Кружок просуществовал до февраля 1917 г. В этом кружке я состоял казначеем».
Как видим, в автобиографии Берия указывает на то, что ему была доверена касса марксистского кружка. Почему он не скрывает данный факт? Ответ прост – ему нечего скрывать. Свои обязанности он выполнял честно, в противном случае ему бы просто их не доверили, а в случае недобросовестного исполнения это ему обязательно бы припомнили, и ему же было лучше скрывать этот факт хотя бы в автобиографии.
Сопоставим сведения о его деятельности в качестве казначея с образом, представленным нам Антоновым-Овсеенко. Они кардинально различаются.
«В 1916 г. (летние каникулы) я служил в качестве практиканта в главной конторе Нобель в Балаханах, зарабатывая на пропитание семье и себе».
На этом временно прервем повествование и вновь обратимся к сложившейся в стране обстановке.
Революция
В 1917 году произошло явление, которое оставило неизгладимый след не только в истории России или Грузии, но и всего мира. Еще в разгар Первой мировой войны на фоне катастрофической ситуации, сложившейся на фронте, в России пала монархия. Последний император Российской империи Николай II отрекся от престола.
Власть взяло в свои руки Временное правительство, в большинстве своем состоящее из меньшевиков и эсеров. На меньшевиках подробнее остановимся позже.
Надо уточнить, что понятие «взяло в руки власть» слишком условно. Февральская революция преподнесла Временному правительству слишком опасный подарок, который поставил под большой вопрос будущее данного правительства. Взять власть в руки оказалось несравнимо легче, чем удержать ее. Говоря словами Тиберия, эта власть слишком походила на волка, которого держали за уши, и властьобретшие не знали, когда этот волк съест их.
Несмотря на то что Февральская революция была относительно бескровна, она не смогла добиться главной цели – устранения политических, социальных и экономических проблем, существовавших внутри общества. Народ опять был в ожидании… новой революции.
Революция! Понятие, покрытое мраком. Это явление вовсе не представляет собой что-либо новое, и в переводе на обыденный язык – всего лишь переворот. Человек для него придумал много эпитетов: хунта, путч, заговор, дворцовый переворот и т. д. Какова разница между этими понятиями и революцией? По существу никакой, наверно, всего лишь в масштабе. Революция по сравнению с другими подобными явлениями отличается и количеством жертв, приношения которых она требует.
Но у революции есть еще одно более радикальное отличие – она воспринимается как положительное явление. В глазах обывателя она превратилась в панацею и, несмотря на то что история показала нам, насколько умеет «врачевать» болезни общества революция, до сих пор она считается прогрессивным явлением.
Точно так же воспринималась революция 1917 года. Несмотря на то что все помнили, какую пользу принесла Великая революция Франции, знали имена фанатиков: Робеспьер, Дантон, Марат, Сен-Жюст, Эбер и.т.д., и все знали о терроре, который они учинили ради блага людей, для всех революция все же была желанной.