Химка Джон-Пол : другие произведения.

Споры об Оун, Упа и их участии в Холокосте

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    https://www.svoboda.org/a/ne-v-ugodu-rossii-spory-ob-oun-upa-i-ih-uchastii-v-holokoste/31332288.html

  
  Не в угоду России. Споры об ОУН, УПА и их участии в Холокосте
  30 июня 2021
  
   Александра Вагнер
  
  Демонстрация в поддержку Акта провозглашения Украинского государства в августе 1941 года
  Демонстрация в поддержку Акта провозглашения Украинского государства в августе 1941 года
  Поделиться
  
  Смотреть комментарии
  
  В Украине отмечают 80-ю годовщину Акта провозглашения Украинского государства, документа, принятого во время собрания церковных представителей и интеллигенции во Львове 30 июня 1941 года по инициативе Организации украинских националистов-революционеров.
  
  Та же дата является началом серии антиеврейских погромов в Западной Украине, оккупированной нацистской Германией. И первый погром произошел именно во Львове. Его жертвами стали несколько тысяч евреев. Советские, а вслед за ними и некоторые российские историки возлагают ответственность за него, наряду с нацистской Германией, и на членов ОУН. Украинские и некоторые западные ученые говорят скорее о соучастии. К годовщине этих событий в издательстве Columbia University Press выходит книга канадского историка украинского происхождения Джона-Пола Химки "Украинские националисты и Холокост. Участие ОУН и УПА в уничтожении украинского еврейства, 1941–1944".
  
  Химка ведет многолетний спор с некоторыми историками из Украины относительно оценки меры участия Организации украинских националистов в Холокосте, подчеркивая: раз доказано, что в массовом убийстве евреев соучаствовали отдельные члены ОУН, то в Украине необходимо пересмотреть отношение ко всей организации и перестать рассматривать ее как некий идеал борьбы за независимое государство. На этой позиции уже давно настаивает и Россия, где до сих пор среди аргументов антиукраинской пропаганды используется советский миф о "кровавых бандеровцах". Проявления этого отношения можно встретить не только на провластных российских ресурсах, но и, например, в российской версии Википедии. В статье о Львовском погроме, случившемся 80 лет назад, говорится, что Организации украинских националистов принадлежала лидирующая роль в этих событиях. Имеющиеся исторические документы говорят о соучастии ОУН, но никак не об организации погрома, который был инициирован немцами в первые дни оккупации. В день начала погрома 30 июня 1941 года во Львове был принят Акт провозглашения Украинского государства, который рассматривался СД и гестапо как "заговор" украинских националистов. По этой причине уже 5 июля лидер ОУН(б) Степан Бандера был арестован и перевезен в Берлин. Историки сходятся во мнении, что в начале войны ОУН можно характеризовать как антисемитскую организацию. При этом общее число жертв Холокоста в Украине оценивается в более чем миллион человек, а жертвы ОУН и УПА – до двух тысяч.
  
  Историк Александр Гогун, автор вышедшей на днях в Херсоне книги "Ошибка 1941" так описывает то время, о котором пишет Джон-Пол Химка: "Ожесточение межнациональных отношений в западных регионах СССР произошло в ходе аннексий 1939–1940 годов и советизации – от Чёрного моря до Балтики. Значительное неприятие вызывал десант новой власти, о котором вспоминал украинский националист Тарас Боровец: "Райпартком новой аристократии с кучей первых, вторых, третьих, им же нет числа, секретарей. Райисполком, райЗАГС, райпродпром-кооперация, райнарсуд, райзаготхлеб, райзаготскот, райзаготптица, райуголь, райторг, райлеспром, райзаготкож, раймолоко – да советских "раёв" не перечислить. И в каждом таком "раю" больше чиновников-дармоедов, чем в бывшей царской губернской управе в Житомире. Напротив, в прошлом "раю" – волости – сидел один старшина с писарем и сторожем. Кто ж всю эту "райскую" саранчу бюрократических дармоедов будет кормить? Они же паразитируют на народе, как вши на тифозной жертве" – так Боровец описал Волынь в мемуарах "Армия без государства". Что же до новых граждан СССР, то некоторое обеднение, новые бытовые неурядицы, в том числе в ЖКХ, невиданное явление – дефицит, пропаганда ненависти, на которой в той или иной степени всегда держалась власть большевиков, и, конечно, красный террор, репрессии, аресты, депортации привели к радикализации настроений. Стали искать виноватого и выплеснули фрустрацию на евреев. Тем более что новая власть, в отличие, скажем, от властей Польши, в 1939–1941 гг. не дискриминировала евреев при приеме на работу, в милицию, армию, спецслужбы, в государственный аппарат. Поэтому часть населения подумала, что иудокоммунизм – это реальность. При этом, как показывают документы нацистских оккупантов, они на этих землях уже летом 1941 года столкнулись с сильным украинско-польским противостоянием, которое постепенно вылилось в резню 1943–1944 годов".
  Львовский погром 30 июня 1941 года
  Львовский погром 30 июня 1941 года
  
  Джон-Пол Химка настаивает, что его исследование никак не связано с тем, как Россия подает события 1941–1944 годов. Одновременно он не соглашается с использованием истории в политических целях: в 2013 году Вадим Колесниченко из Партии регионов, ставший после аннексии Крыма Россией советником губернатора Севастополя, опубликовал, проигнорировав несогласие историка, его научную статью в сборнике "Война или военная преступность", и Химка публично выступил против этого.
  
  Радио Свобода приводит мнение двух историков: Джона-Пола Химки, который занимается своими исследованиями в Альбертском университете, а также украинского историка Виталия Нахмановича. Они рассказывают об историческом контексте и спорят о том, стоит ли Украине убрать из названий улиц имена лидера ОУН Степана Бандеры, который большую часть войны находился в концлагере Заксенхаузен, или командира распущенного практически сразу после создания, в августе 1941 года, батальона "Нахтигаль" в составе вермахта, а впоследствии главнокомандующего УПА Романа Шухевича.
  
  – Профессор Химка, в вашей книге вы пишете об участии ОУН в Холокосте. Расскажите, пожалуйста, о форме этого участия и о том, к чему оно привело?
  Удостоверение милиционера Украинской народной милиции Павла Теренчина
  Удостоверение милиционера Украинской народной милиции Павла Теренчина
  
  – Обе основные фракции ОУН, лидерами которых были Андрей Мельник и Степан Бандера, были вовлечены в Холокост. При этом бандеровская фракция – в большей степени, так как она контролировала в 1943 году территорию Волыни. Политика обеих организаций, как ОУН(б), так и ОУН(м) заключалась в том, чтобы сотрудничать с немцами. Речь шла не только об убийствах, но и о пропаганде, о назначении своих представителей в гражданские администрации, что помогало немцам осуществлять Холокост. Касательно фракций ОУН мы можем говорить о трех фазах насилия в отношении евреев. Первая – лето 1941 года – через два месяца после немецкого вторжения. В это время антиеврейские расправы еще не были такими массовыми, как в 1942 году, но Украинская народная милиция, которая находилась под управлением ОУН, была вовлечена в убийство приблизительно 15 тысяч евреев – в основном помогая немцам, но иногда они сами уничтожали евреев в каком-то определенном населенном пункте. Большинство убийств были совершены во время погромов немцами, но большинство издевательств и пыток – на совести народной милиции. Милиция состояла из добровольцев. Она была распущена немцами в августе-сентябре 1941 года и заменена полицией – тоже в основном добровольцами.
  
  Во второй фазе речь идет о деятельности ОУН в рамках немецкой полиции, которая продолжалась с конца 1941-го до по меньшей мере 1943 года. В это время украинские националисты ОУН, которые проникали в полицейские структуры, принимали участие в массовой ликвидации еврейского населения Галиции и Волыни. Полиция ОУН действовала и вне этих регионов – в Житомирской области, даже в Донбассе, – куда ее представители приезжали из западных областей. В основном они приезжали из Галиции и принимали участие в убийствах евреев. Затем, весной 1943 года, ОУН основала собственное военное формирование, Украинскую повстанческую армию. УПА тоже непосредственно принимала участие в Холокосте, совершала нападения на неукраинское население на своей территории: убивали поляков, рома, русских, чехов. Среди жертв были и евреи, особенно те из них, кто скрывался в лесах, спасаясь от массовой ликвидации еврейского населения в 1942 году. В конце, когда началось наступление Красной армии, УПА выгоняла евреев из бункеров в лесах, где они прятались, и помещала их в трудовые лагеря, например округа Степаня и Антоновка на Волыни, а когда советы были уже близко – убивала их. Иными словами, на протяжении всего Холокоста ОУН принимала участие в убийствах евреев.
  
  – Вы говорите, что оцениваете в 15 тысяч еврейские жертвы, к гибели которых имела отношение ОУН. Как вы получили эту цифру?
  
  – Существует большое исследование немецкого исследователя Кай Штруве, намного подробнее того, что сделал я. Он оценивает количество жертв погромов в Галиции от 7295 до 11 309 человек. Я взял из этого исследования усредненную цифру и добавил свои подсчеты на основании количества жертв в регионах, где активно действовала милиция ОУН, – то есть разные районы на Буковине и на Волыни. Мои подсчеты показали цифру от 411 до 566 человек. Хотя жертв было намного больше. Эти 15 тысяч – в основном жертвы антиеврейского насилия лета 1941 года.
  
  – Какими источниками вы пользовались при составлении книги?
  
   СССР не интересовался Холокостом, но стремился карать тех, кто, по мнению следователей, предал родину и перешел на сторону врага
  
  – Речь идет о немецких документах – отчеты айнзацгрупп, которые упоминают, что им в их деятельности помогала украинская милиция. Далее я опирался на советские документы, в основном материалы судебных дел над бывшими полицейскими, которые принимали участие в убийствах евреев. И надо сказать, что их признания, найденные мной в этих делах, крайне подробные. Как правило, в материалы дел включены и свидетельства местных очевидцев событий. В то время работали несколько комиссий, которые советские власти посылали в каждый район Украины, и они пытались документировать случившееся во время войны. Они собирали свидетельства полицейских, истории выживших в разных деревнях и городках. Также я использовал документы ОУН, дневники, перехваченные отчеты, в которых говорится об убийствах евреев. Есть и польская документация. Существует также огромное количество мемуаров спасшихся евреев, подробно описавших свою судьбу или судьбу своих родственников. Многие люди свидетельствовали о том, что происходило.
  
  – Мы знаем об отношении советских спецслужб к деятельности Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии, так как они крайне активно воевали с коммунистами. Можем ли мы, зная об этом, воспринимать советские архивные документы, которые вы использовали и для своего исследования как правдивые и воспринимать их как достоверные источники?
  
  – Эти документы не были предназначены для публичного использования. Они не предназначались для создания мифа вокруг ОУН и УПА. Речь идет о документах, которые сопровождали процесс ответа на несколько вопросов: что же действительно случилось и – крайне важный аспект – что позволило бы Советам получить репарации у Германии. То есть СССР очень внимательно расследовал случившееся, он даже был склонен больше обвинять немцев, чем украинских националистов. А аресты были связаны не только с тем, что люди были членами ОУН, но еще и с тем, что они были полицейскими, сотрудничавшими с немцами. Когда члены ОУН находились под арестом и признавали, что они являются украинскими националистами, они никогда не отрицали то, что делали их формирования, они отрицали только их личное участие в убийствах. Советский Союз не был заинтересован в осуждении ОУН в публичном поле, как это происходило в случае Нюрнбергского процесса, так как его интересовали немецкие репарации, поэтому основную вину СССР хотел свалить на Германию, чтобы получить как можно больше. Более того, тогда существовал миф о том, что все советские люди объединились вокруг идеи необходимости борьбы с фашизмом. СССР также не интересовался Холокостом, но стремился карать тех, кто, по мнению следователей, предал родину и перешел на сторону врага.
  
  Советские документы также подтверждают то, что мы можем найти в документах ОУН, немецких документах, в свидетельствах очевидцев, которые мы тоже не можем сбрасывать со счетов. В первую очередь, у нас очень много свидетельств выживших – тысячи и тысячи свидетельств жертв Холокоста. И немало таких свидетельств собраны в Украине. То, что рассказывают эти люди, подтверждает то, что мы можем найти в немецких, советских документах и документах ОУН. В том числе крайне похожие воспоминания о случившемся оставили, помимо выживших евреев, поляки, которые подтверждают, что в их убийствах принимала участие ОУН. Есть еще и фотографии, и фильмы, показывающие, как члены украинской милиции в 1941 году участвуют в погромах. Есть и упоминания в прессе того периода – например, оккупационная пресса на украинском языке, – а также печатные издания, подпольно распространявшиеся в рамках ОУН.
  
  – Вы также упомянули внутренние документы ОУН. Не могли бы вы рассказать, какие из них подтверждают участие Организации украинских националистов в Холокосте?
  
  – Есть несколько отсылок, сделанных СБ ОУН, внутренней службой безопасности этой организации, об убийстве национальных меньшинств, в том числе евреев. Есть и отчеты – подразделение имени Михаила Колодзинского, например, докладывало в штаб о том, что они обнаружили и убили евреев: "14 ноября 1943 года взвод, следуя денонсации, напал на евреев, которые прятались в лесу близ Остривци (Ровненская область Украины. – Прим. РС). Четверых убили, двое – сбежали"; "15 декабря 1943 года кавалерийский отряд в деревне Селец (Ровненская область Украины. – Прим. РС) поймали 10 венгерских евреев… в тот же день они были посланы в Абрахамово лоно", – это цитата из документа оперативной группы "УПА-Север", который находится в архивах Ровненской области. Немецкий историк Франциска Брудер обнаружил отчет УПА от 20 сентября 1943 года с такими словами: "Евреи почти полностью уничтожены, но есть небольшие группы, которые прячутся в лесах в ожидании изменения политической ситуации. Мы сами ликвидировали в районе реки Горыни 7 еврейских женщин и мужчин". В отчете из надрайона Столин (Столин сейчас находится на территории Беларуси) говорится, что в первой половине декабря 1943 года "местный отряд схватил 4 евреев и убил их".
  
  – Какие подразделения УПА участвовали в убийствах евреев? Все ли они принимали участие в Холокосте, или же речь об отдельных частях, которые имеют отношение к массовым убийствам евреев?
  
  – Это была целенаправленная политика. Документация не всех подразделений сохранилась. Но у нас есть учебные записки членов УПА или СБ ОУН, в которых говорится об убийствах евреев. Но в основном речь идет об устных приказах, а также есть большое количество свидетельств очевидцев и выживших. Я использовал сотни свидетельств выживших. Первая коллекция собрана Центральной еврейской исторической комиссией в Варшаве и во многих польских городах в основном с 1944 по 1946 годы. Подавляющая часть этих воспоминаний – на польском, но есть и на идиш. Есть и документы, собранные позже, в 1990-х годах, фондом "Шоа", основанным Стивеном Спилбергом. Эти документы – на разных языках, хотя в основном на английском. Есть и несколько довольно ценных на русском. Далее я собирал информацию в библиотеке Мемориального музея Холокоста США, в котором есть коллекция воспоминаний выживших, собранная по географическому принципу: я прочитал все, которые были из Украины. И есть еще книги Изкора, которые составляли евреи после войны о местах, где они жили – история, кто жил там и что случилось во время Холокоста. Сегодня эти книги доступны онлайн.
  
  – Вы упомянули, что речь шла о целенаправленной политике Организации украинских националистов в отношении еврейского населения. На какие документы вы опираетесь, доказывая это в своей книге?
  
  – Для начала можно сказать о мае 1941 года – инструкциях, которые давались народной милиции. В них призывали к арестам и интернированию евреев. Документ, "Борьба и деятельность ОУН во время войны", написанный Степаном Бандерой, Романом Шухевичем, Степаном Ленкавским и Ярославом Стецьком, широко известен и доступен (в этом документе допускается "ликвидация нежелательных еврейских, московских и польских деятелей" "во времена хаоса", в особенности если они являются сторонниками "большевистско-московского империализма", а также если речь идет о сексотах или об официальных представителях диктатуры Кремля. Одновременно в нем говорится о том, что ОУН борется против большевиков, а представители неукраинских национальностей, которые поддержат борьбу за независимость Украины, таким образом могут бороться и за освобождение подневольных Москве народов. – Прим. РС). Но что касается убийств евреев в 1941 году, то сохранилось не так много внутренних документов ОУН, касающихся этого периода. Но есть много отчетов об убийствах евреев членами милиции (например, в немецких архивах) – в тех регионах, где ОУН милицию контролировала.
  
  – В документах упоминались представители разных народов. И вы также говорите об этом. Можно ли утверждать, что речь шла о целенаправленной политике в отношении именно еврейского населения или же о политике против представителей разных национальностей в борьбе за украинскую независимость?
  
  – Нет, это не была только борьба за независимость. Это была также политика истребления неукраинского населения на определенной территории. Это то, что отстаивала УПА. До восстания против немцев в 1943 году вся ОУН, когда речь шла об убийствах гражданского населения, убивала евреев-коммунистов и русских. Когда действия украинских националистов уже не сдерживали немцы, они начали массовые убийства неукраинского населения на Волыни.
  
  – Можно ли говорить о том, что целью убийств еврейского населения была не столько национальная принадлежность, сколько принадлежность к коммунистической партии?
  
  – Да. Как немцы, так и ОУН, считали, что все евреи являются советскими агентами, что, конечно, не было правдой. Дети не были коммунистами. В чем может быть повинен двухлетний ребенок? Убийство его и его матери описано в документах судебного процесса, который состоялся в Черновцах над бывшим полицейским Георгием Волянским в 1959 году. В начале июля 1941-го Иван Клымив от имени краевого провода ОУН издал приказ о введении коллективной ответственности (родовой и национальной) (Иван Клымив занимался созданием революционной армии, изданный им приказ имел отношение к созданию военных революционных трибуналов, которые бы в перспективе могли принимать решения в случае преступлений против украинского войска и Украинской державы. В приказе нет дословных призывов убивать именно евреев. Клымив после ареста лидеров ОУН немцами занимался подготовкой антигерманского восстания, арестован в конце 1942 года гестапо и умер, не выдержав пыток в заключении. – Прим. РС). Некоторые евреи искали спасения у советских партизан, и они были убиты по этой причине. Но другие евреи прятались в лесах, и их тоже убивали члены УПА.
  
  – Можно ли говорить о том, что все члены ОУН принимали участие в Холокосте? Были ли и примеры отказа выполнять приказы?
  
  – Конечно, некоторые отказывались это делать. И об этом я тоже пишу. Иногда они жалели кого-то или этот человек был их знакомым. Но я не пишу истории отдельных людей, я пишу об организации в целом и ее политике.
  
  – Ваша книга написана и будет опубликована в ситуации, когда Украина продолжает сопротивляться агрессии России. При этом российская пропаганда широко использует действия ОУН и УПА, указывает на преступления, совершенные этими двумя организациями, о которых пишете и вы, и таким образом создает миф о якобы фашистском украинском государстве и его гражданах как людях, жаждущих войны. Как вы рассматриваете свою книгу в этом контексте – политического использования исторических фактов, которые вы описываете?
  
  – Да, существует российская пропаганда против Украины, утверждающая, что украинское правительство – тоже фашисты. Но моя книга – о Второй мировой войне и Холокосте. Я начал работать над ней, писать об этой теме намного раньше, чем произошла оккупация Крыма и случилась война в Донбассе. Это мой давний проект, я не делаю его в угоду россиянам. Мы беседуем с вами всего через несколько дней после того, как президент США Джо Байден признал, что несколько сотен афроамериканцев были убиты в Талсе, штат Оклахома, в 1920-х годах. В Канаде, где живу я, были найдены захоронения 215 детей рядом со школой-интернатом для коренных жителей, и наш премьер-министр извинился за это, а люди начали поиски других тел. Украинская политическая культура должна повзрослеть и признать, что борьба за независимость не должна включать в себя массовые убийства гражданского населения и не нужно идентифицировать украинскую нацию с массовыми убийцами. Почему все украинцы должны идентифицироваться с этими людьми? Немцы попросили прощения за то, что сделали нацисты. И Украине нужно повзрослеть – как и любой другой нации.
  
  – Да, но одновременно мы говорим о политической и вооруженной силе, которая противостояла Советскому Союзу, подавлявшему национальное движение Украины – не только в период борьбы с националистическим подпольем, но и в более поздние советские годы.
  
   Важно то, что речь идет о насилии в отношении других людей, даже если это насилие применяется в борьбе за независимость
  
  – В советский период, конечно, также было восстание УПА против Советов. Но это уже другое, совершенно другое. Хотя были проблемы и в этот период – с евреями, возвращающимися в деревни и небольшие городки, но в этот период ОУН сконцентрировала свои усилия в основном на коммунистах. На самом деле большинство людей, убитых ОУН после 1944 года, были украинцы. Но моя книга – о военном времени и Холокосте. Знаете, украинская историческая память не монолитна. Это значит, что украинцы не обязательно должны восхищаться Степаном Бандерой или Романом Шухевичем, если они хотят найти примеры людей, боровшихся за независимость Украины. Есть исследования, которые показывают, что на самом деле речь идет о подходе, который в большей степени распространен на Западе страны, особенно в трех галицийских областях: Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской. Бандера и Шухевич не имеют такой большой популярности за пределами этих трех регионов.
  
  Это ложный аргумент, который унижает Украину, когда она говорит, что эти люди – герои. Каждый, кто умеет читать, могут понять сами, что сделали эти герои. С моей точки зрения, Украине стоит оставить эту историю вместо того, чтобы использовать ее в качестве инструмента политики.
  
  – Этим ответом вы разделяете одну часть деятельности ОУН и УПА и другую, ведь одновременно речь идет сначала о сотрудничестве с Германией, затем об отказе от него и последующей борьбе с советскими спецслужбами, подавлявшими развитие Украины как национального государства.
  
  – Да, я разделяю эту деятельность. Конечно, деятельность этих организаций со временем менялась. Но я хотел бы указать на несколько вещей. В первую очередь, и речь об историческом периоде, о котором я пишу, ОУН принимала участие в этнических чистках, когда она хотела избавиться от присутствия неукраинского населения на территории, которую она контролировала, она продолжала избавляться от польского населения до конца войны. И даже если мы говорим о разных исторических периодах, когда ситуация менялась, речь продолжает идти об организации, которая применяла насилие. Я досконально не изучал деятельность ОУН после войны, но меня смущает идея о том, что какая-то организация – всегда одинаковая, от начала и до конца. Возьмите, к примеру, Республиканскую партию США: неужели это одна и та же партия, которая освободила рабов в 1865 году и участвовала в поддержании расовой сегрегации? Да и Коммунистическая партия была разной при Ленине, Сталине и Брежневе. Иными словами, важно то, что речь идет о насилии в отношении других людей, даже если это насилие применяется в борьбе за независимость.
  
  – Мы видим в Украине, что переименованы улицы в честь лидеров ОУН, и это рассматривается обществом как процесс декоммунизации.
  
  – Я не могу назвать это декоммунизацией, я могу назвать это оунизацией. Я бы остановил этот процесс. Я живу в Канаде, где выяснилось, что в школах-интернатах убивали детей коренного населения нашей страны. Улицы и школы сегодня названы в честь членов правительства или лидеров церкви, которые были ответственны за эти убийства, и сейчас эти улицы переименовывают, потому что обществу стыдно за то, что сделали эти люди. И украинцам стоит задуматься о действиях ОУН и УПА во время Второй мировой войны.
  
  – С чем вы связываете то, что после распада Советского Союза начался процесс "оунизации", как вы его называете?
   – Я думаю, есть несколько факторов. Один из них – влияние украинской диаспоры. Сначала она повлияла на Западную Украину, где у многих оставались родственники, друзья, бывшие сослуживцы. А украинская диаспора крайне положительно относится к Организации украинских националистов. Можно сказать, что у нас в Канаде большинство представителей украинской диаспоры придерживается националистических взглядов. И в какой-то степени мы экспортировали эти взгляды обратно в Украину. Но и в украинской политике были люди, которые продвигали националистическую идею: Галицкая ассамблея, издание "За вільну Україну" ("За свободную Украину". – Прим. РС). Затем это стало темой президентских выборов. Националистическая карта разыгрывалась нередко вместо того, чтобы заниматься вопросами здравоохранения, экономического восстановления страны, укрепления армии и другими важными вопросами. Выиграть выборы при помощи символов оказалось легче. Мне кажется, что продвижение идей ОУН и УПА в публичное поле было неудачной политикой. Что нужно – это честная история. И только на ее основе можно построить что-то. Можно написать историю Украины так, чтобы каждый житель страны согласился с ее героями. На мой взгляд, политики используют историю в своих интересах, поэтому она стала такой важной ее составляющей. Избирателям нужно объединяться вокруг антикоррупционной программы, вокруг предвыборной программы по улучшению системы здравоохранения – вместо программы исторической, – говорит историк Джон-Пол Химка.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"