Хотя некоторые события и места, описанные в этом романе, имеют сходство с событиями из моей собственной жизни, все персонажи вышли из моего воображения. Моя жена Энн, например, ни в малейшей степени не похожа на супругу Андре Парана. Как писала Эвелин Во в похожем контексте, я - это не я: ты - не он или она: они - это не они .
ПОЛ ТЕРУ
МОЯ ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ
В мое сердце воздух, который убивает
Из той далекой страны дует:
Что это за голубые холмы, о которых помнят,
Что это за шпили, что это за фермы?
Это страна потерянного контента,
Я вижу ее сияющей ясно:
Счастливые дороги, по которым я ходил
И не смогу прийти снова.
— А. Э. ХАУСМАН
ПЕРВЫЙ: СЛУЖКА ПРИ АЛТАРЕ
1
Я родился бедным в богатой Америке, но мои тайные инстинкты были лучше денег и были для меня источником власти. У меня были преимущества, которые никто не мог у меня отнять — ясная память, блестящие мечты и умение понимать, когда я счастлив.
Я был счастливее всего, ведя две жизни, и для меня было удовлетворением, что вторую — мечтателя или подлеца — я скрывал. Так я провел свои первые пятнадцать лет. Тогда мне было пятнадцать, и я знал вот что: бедным не место. Но однажды летом от одиночества или нетерпения мое второе "я" сделало больше, чем просто проснулось и наблюдало, и больше, чем запомнило. Он начал видеть как историк, и он действовал. Я должен спасти свою жизнь, раньше я думал.
В начале того лета я шел по прелестной полуразрушенной улочке, обсаженной вязами, которая называлась Бруквью-роуд. Город Бостон с его двумя высокими зданиями был виден с одного конца дороги, идущей на восток вдоль Феллсуэй. Ручей был неглубокой канавой на другом конце дороги, где у итальянских семей были помидорные грядки. В канаве водились крысы, но это была красивая часть города, когда на винных вязах было много листьев.
Это был прекрасный день с голубым небом и жарким летним жужжанием насекомых, которое издавало звук, похожий на повышение температуры. Проходя мимо дома Тины Спектор, я перекинул через плечо винтовку — "Моссберг двадцать второго калибра". Она сидела на своей веранде, как мы называли это крыльцо. Я спланировал все таким образом.
Она сказала: “Эй, Энди, куда ты идешь с этим пистолетом?”
“Церковь”, - сказал я.
“Сегодня вторник!”
“Но у меня похороны”.
Я все еще шел, и теперь Тина направилась с площади ко мне. Я знал, что она пойдет: это было частью моего плана.
“Почему ты берешь с собой пистолет в церковь?”
“Тренировочная стрельба по мишеням, на песчаных отмелях”, - сказал я. “После”.
Она сказала: “Моя мать не выносит оружия”.
Все так говорили. Я продолжал идти.
“А тебе даже нет шестнадцати”, - сказала она.
Я мог чувствовать теплое давление ее глаз на моем затылке.
Она сказала: “Можно мне пойти с тобой?”
“Хорошо”, - сказал я, возможно, слишком нетерпеливо, но я не хотел, чтобы она передумала. Я планировал согласиться очень медленно и неохотно. Я выпалил это, потому что был так рад, что она спросила. Мысль о том, чтобы остаться наедине с Тиной в песчаных ямах жарким летним днем, была очень эротичной, а наличие у меня винтовки делало это еще более эротичным по причине, которую я не мог объяснить. Я не знал, что такое эротика; слово "порочный" промелькнуло у меня в голове.
“Встретимся возле церкви Святого Рэя”.
“Моя мать не хочет, чтобы я приближался к этой церкви”.
Ее мать не была католичкой.
“Что в этой сумке?” — спросила она, все еще следуя за мной, отставая на три шага.
“Боеприпасы”, - сказал я. “Пули”.
Это была ложь. Мои патроны были у меня в кармане. В сумке у меня был накрахмаленный стихарь — белый халат с накрахмаленными рукавами и жестким пластиковым воротником. Я был служкой при алтаре, направлявшимся служить на похороны.
Я услышал, как за моей спиной захрустели ее кроссовки. Я знал, что она остановилась, но не оглянулся.
“Увидимся позже”, - сказала она.
“Хорошо”, - сказал я.
Нам обоим было по пятнадцать лет. Я не знал, будет ли она ждать меня. Все всегда происходило внезапно, без особого предупреждения. В некоторые дни ничего не происходило, а в другие - все.
* * *
Правило в церкви Святого Рафаэля — Святого Рэя — гласило, что если ты служил на трех похоронах, то получал в награду свадьбу. Похороны были мрачными, и это был приход пожилых людей, поэтому их было много. Но на свадьбе были деньги. Служки алтаря обычно получали два доллара, а священник - десять. Деньги передавал шафер или отец невесты. Они всегда были в белом конверте, всегда в ризнице. “Вот вы где”, - говорили они нам, а затем поворачивались к священнику: “Это для тебя, отец”.
“Да благословит вас Бог”, - говорил священник, пряча конверт в свое облачение. Тем временем мы вскрывали наши.
На похоронах не было денег, и это могло быть ужасно, особенно если это были итальянцы — крики и сморкание больших семей, соперничающих друг с другом, и громкие рыдания, или “Нет!” или выкрикивание имени умершего. “Спасееееее!”
Я снял с плеча свой "Моссберг" и держал его дулом вниз, ступая на негнущихся ногах, чтобы скрыть это. Я прокрался в ризницу и увидел, как Чики ДеПалма натягивает рясу.
“Я звоню в колокола”, - сказал он, прежде чем я смогла заговорить. Звонить в колокола во время освящения считалось одной из приятных обязанностей служки алтаря, и мальчик, который звонил в колокола, также должен был держать тарелку во время причастия. Это была плоская золотая сковорода, которую помещали под подбородок человека, чтобы поймать падающие частички освященного воинства.
Чики начал застегивать свою сутану — тонкая работа, тридцать пуговиц или больше.
“Эй, говнюк, тебе не положено приносить оружие в церковь!”
Он сражался с кнопками своими большими пальцами.
“Он не заряжен. И я вынул затвор”.
“Это все еще пистолет! Он может выстрелить, придурок!”
“Ты ни хрена не смыслишь в оружии”, - сказал я. “В любом случае, это ризница”.
Ризница была безопасным местом — не священным, а своего рода нейтральной зоной, вроде вестибюля, где мы, служки алтаря, встречались и ждали, пока не наступит время мессы. Тем временем мы взрослели. Всякий раз, когда священник пытался объяснить, что такое лимб или чистилище, я думал о ризнице. Кто мог знать, есть ли здесь пистолет?
Я сунул "Моссберг" в шкаф за висящими сутанами, а затем поискал сутану своего размера.
Чики сказал: “Я видел тебя с Крапинками”.
“Она следовала за мной”. Я решил не говорить ему, что веду ее к Песчаным карьерам — он бы рассмеялся или еще издевался надо мной.
“Ее сестра забеременела — ей пришлось выйти замуж”. Теперь Чики заправлял руки в стихарь — он был белоснежным, со складками и кружевной бахромой. У итальянцев всегда были самые лучшие стихари, благодаря их матерям; и они даже приносили их на вешалках. “Она была настоящей шлюхой. Однажды она одолела шестерых парней. Раньше она делала ручную работу. Она позволила Мучи съесть ее ”.
“Прекрати это”, - сказал я.
“Ты фея”, - сказал Чики и разгладил свой стихарь перед зеркалом. “Я целовался прошлой ночью. Я не собираюсь говорить, с кем. Примерно через две секунды она позволила мне обнажить грудь. Я действительно заводил ее ”.
“Держу пари, что ты не был”, - сказал я, чтобы подбодрить его. Я жаждал большего. Я застегнул сутану и притворился, что не слушаю.
“Он мне не верит”, - сказал он уверенно, а затем подразнил меня молчанием.
“Как ты узнал?” Прошептала я, оглядываясь по сторонам. Священник все еще не прибыл, хотя облачения были доставлены, аккуратно сложенные на шкафчике, похожем на алтарь, стопки постельного белья и яркая риза; а также его риза, пояс и накидка.
Он сказал: “Я мог чувствовать это”.
Я смотрела на него, придерживая подол своей сутаны.
Он сказал: “Когда девушке становится жарко, ее дырочка становится больше”.
Я мог представить это очень отчетливо, темное отверстие и то, как оно гостеприимно расширялось. У меня очень пересохло во рту. Никто никогда раньше не говорил мне этих слов, но в них был абсолютный смысл.
Чики чинил свой пластиковый ошейник — крутил его, чтобы застегнуть пуговицу на воротнике.
“Она была действительно горячей”, - сказал он. “Я засунул в нее три пальца”.
Солнечные лучи проникали через витражное окно на облачения, и альб и белые скатерти сверкали. В ризнице было тепло, пахло полиролью для пола и мягким свечным воском.
“Кто это был?”
Теперь на мне были ряса и стихарь, и я завязывала черный бант перед воротником. Мне было невозможно скрыть свое восхищение тем, что он мне рассказал.
Он ухмыльнулся, чтобы подразнить меня еще одной задержкой, а затем сказал: “Магу”.
Это была девушка по имени Элоиза Макгонагл, но никто не называл ее иначе, как Магу.
Чики все еще ухмылялся, но теперь его губы были фиолетовыми. Он протянул бутылку mass wine и сказал как светский человек: “Хочешь глоток?”
Я старалась не выглядеть шокированной. Дело было не в том, что он пил вино для мессы — я видел, как он это делал раньше, и даже сам выпил немного, — а скорее в том, что он делал это так близко ко времени прибытия священника. Его язык был фиолетовым, у него были фиолетовые усы. Он плеснул вино в бутылку и сказал: “Продолжай”. У него было желтое итальянское лицо, длинные ресницы и родимое пятно, похожее на синяк на щеке. Когда он улыбался, он был похож на обезьяну.
Я сделал глоток. Напиток оказался резким и горьким — отвратительным на вкус. Я выпил еще. На вкус он был еще хуже.
“Возьми одну из этих”, - сказала Чики.
Он протягивал пригоршню облатек для причастия, маленьких бумажных дисков, и некоторые из них пролились на пол, когда он предлагал их.
“Они не освящены, так какого хрена”, - безрассудно сказал он и запихнул "хосты" в рот.
Как раз в этот момент вошел священник, быстро шагая.
“Во имя Отца, Сына и Святого Духа”, - сказал священник, благословляя себя, направляясь от двери ризницы к буфету, где были аккуратно сложены облачения, и там преклонил колени.
“Давайте помолимся”, - сказал он и сделал паузу, прежде чем добавить: “за обращение России”.
Его лицо, казалось, распухало, когда он закрывал глаза, чтобы помолиться. Он пробормотал что—то - тихие всхлипы, которые наводили на мысль, что молитвы были за проигранное дело, — и Чики проглотил остатки "хостес" и скорчил гримасу, которая говорила: “Кто этот придурок?” это было его частым замечанием.
“Аминь”, - сказал священник и начал медленно облачаться в свое облачение, бормоча новые молитвы и целуя каждый предмет одежды, прежде чем обернуть его вокруг себя.
Я никогда не видел его раньше и сразу понял, что он не похож ни на одного из других священников в церкви Святого Рэя. Пастор был седовласым и высоким, с суровым меловым лбом, маленькими безжалостными глазами и бледными губами; а другие священники — отец Скеррит, отец Хэнратти и отец Флинн — были молодыми, худощавыми ирландцами. У них были узловатые суставы, большие адамовы яблоки и выпученные глаза, которые обычно им сопутствуют, а на щеках были пятна румянца. От них пахло чистым бельем и тальком; у пастора вообще не было запаха.
Но отец Ферти (я видел его имя в списке месс на стене ризницы) был крупным мужчиной — толстые руки и нависающий живот — и, хотя он был не стар, у него были седоватые волосы, очень коротко подстриженные в стиле Юлия Цезаря. У него был бутылочный нос, мясистое лицо и пальцы, похожие на сосиски. Я мог сказать, что он был сильным — по тому, как он заправлял свое облачение, по тому, как скрипели его мокасины. Это было другое дело: я никогда не видел, чтобы священник носил что-то столь спортивное, как мокасины, — и на похороны!
Он казался необычным, но я не могла понять, что именно в нем отличало его. Потом я поняла, в чем дело: он был человеком. Он выглядел как обычный мужчина. Он был мужчиной в одежде священника. Я никогда раньше не думала о священниках как о мужчинах — и уж точно никогда не думала о монахинях как о женщинах.
Он улыбнулся мне и сказал: “Йумит”. Он достал из рукава носовой платок и вытер пот с лица.
Прошло мгновение, прежде чем я поняла, что он имел в виду влажный.
Он сказал: “Вам, ребята, лучше зажечь немного угля. Это заупокойная месса”.
Он произнес “ребята” и “реквием” одинаково, уголком рта. По какой-то причине я чувствовал, что он служил на флоте — он определенно больше походил на моряка, чем на священника, и, возможно, по этой причине он показался мне обнадеживающим священником.
Мы с Чики вынесли кадило на лужайку перед ризницей и поднесли спичку к угольному диску. Крест на нем зашипел, а затем мы по очереди раскручивали его, пока диск не загорелся ярким пламенем.
Это, как и звон в колокола, было еще одной приятной процедурой служения при алтаре. Во время мессы священник посыпал благовония на тлеющие угли, и от них волнами исходил сильный и острый запах.
Я никогда не сомневался в том, что был служкой при алтаре. Это было чем-то ожидаемым и неизбежным, когда мальчику исполнялось одиннадцать. Это было частью того, чтобы быть мальчиком—католиком - честью и долгом. И стать священником тоже было возможно. “У тебя могло бы быть призвание”, - обычно говорила моя мать. Я надеялся, что у меня нет призвания; я не верил, что у меня есть выбор. Когда моя мать сказала: “Бог мог бы избрать тебя для священного сана”, я представил себе что—то вроде марширующих орденов - манящий палец, строгий призыв — и я пошел бы становиться священником, нравится мне это или нет. Но до сих пор я ничего не слышал.
“Я никогда раньше не видел этого священника”.
“Ферти”, - сказала Чики. “Он алкоголик”.
“Чушьсобачья”.
“Он любитель выпивки. Я могу это доказать”.
Был прекрасный июльский день, с ясным небом и громким жужжанием пчел на цветочных клумбах и щелканьем газонокосилок по ту сторону водопада. Мы опустились на колени в тени, играя с дымящейся кадиломкой, которая больше, чем когда-либо, походила на фонарь, а затем отправились на похороны.
Процедура похорон означала ожидание, пока гроб не вкатят на место в центральном проходе и скамьи не будут заполнены. Мы могли видеть это с того места, где сейчас стояли, двое служек перед алтарем, священник прижимал к груди чудовище, похожее на золотое зеркало.
“Пошли”, - сказал отец Ферти, и Чики дернул за цепочку, чтобы предупредить прихожан о нашем приближении, и мы услышали, как они с грохотом поднялись на ноги, как только прозвенел звонок.
Насыщенный аромат цветов у меня всегда ассоциировался со смертью, а благовония и свечи из пчелиного воска всегда означали торжественную высокую мессу и долгую службу. Казалось, чем больше было запахов, тем дольше все это продолжалось. На этих похоронах слышались сопение и всхлипывания, а один человек плакал очень громко.
Мне было пятнадцать. Я никогда не знал никого, кто умер: эмоция горя была для меня тревожной, но чуждой; и все же это беспокоило меня не больше, чем слышать чей-то смех и не знать причины. Мои первые похороны привели меня в замешательство — не сама мысль о теле в гробу, а плач, его интенсивность — я никогда не слышала, чтобы кто-то так плакал, так печально и непрерывно. Это всегда было громко и жалко, но также казалось мне неискренним, потому что человек был мертв. Но я никогда не знал никого, кто умер.
Когда мы спускались от алтаря к центральному проходу и гробу, проходя мимо раскаленной стойки с горящими лампадами для бдения, Чики жестом показал мне посмотреть на него. Он нес крест с длинной ручкой. У него было очень уродливое, резиновое, забавное лицо — и свет свечей делал его еще желтее. Он часто пытался рассмешить меня, особенно на похоронах. Я повернулся к нему лицом, чтобы показать, что могу принять это без смеха. Он обхватил тремя пальцами древко креста и одними губами произнес слово “Магу”.
Я был более склонен смеяться на похоронах, чем в пустой церкви — крики и рыдания людей только заставляли меня смеяться сильнее. Но я сопротивлялся. Я думал о том, что он сказал мне — голая грудь, ручная работа, три пальца. “Ее дырочка становится больше”.
Гроб был закрыт, но я знал, что внутри: в центре белых оборок, похожих на воротник клоуна, лежал мертвый старик — бледное напудренное лицо с впалыми щеками и глазами навыкате под веками, а чуть ниже, в еще большем количестве оборок, четки, обмотанные вокруг костяшек пальцев; как у дяди Уолтера Хогана Пэта, которого я видел у Гаффи.
Мы начали заупокойную мессу. Я выучил латынь по брошюре, в которой все было изложено простым языком.
Так мы начинали. Для меня это не имело никакого смысла, хотя я знал это наизусть и мог выигрывать гонки, читая определенные молитвы.
Это была исполняемая месса — толстая дама и органист на хорах —Dies Irae, dies illa! — и отец Ферти произносит латынь фальцетом, как будто он точно знал, что говорит. Затем он произнес проповедь — она была о футболе, жизни и о том, как быть командным игроком, даже если ты знал, что ты один. Он сказал “фрэнник” и “профессионал с первого взгляда”, а вместо “тетушка" - "Энни”. Он сказал “юманские существа”. Я был взволнован этим. Он был похож на человека из чужой страны.
Он закончил, и месса продолжилась. “Конферансье” превратилось в соревнование между мной и Чики. Обычно мы старались произносить это очень быстро, например, “Су-шип-ият”, но когда я увидел, как Чики наклонился и бьет себя в грудь при “майя колпа”, я решил побить его и, поворачиваясь и бормоча, финишировал первым.
“Я победил тебя”, - сказал я как раз перед освящением. Мы сидели за боковым столиком справа от алтаря и брали графины с вином и водой.
“Ты пропустила среднюю часть”, - прошептал он.
“Твою задницу я сделал”, - прошипела я ему.
Но он не слушал. Он прошептал: “Я собираюсь доказать, что он алкоголик”, - и вскинул голову.
Я оглянулся на отца Ферти, который направлялся к нам с чашей.