Человек - это слово. Ты не можешь перестать слышать это, когда ты внутри. “Ты с ума сошел, чувак?” “Ты издеваешься надо мной, чувак?” “Пошел ты, чувак”. “Ши, чувак”. “Простынь, чувак”. “Черт, чувак”. Это ничего не значит. Это просто зуд, который никто не может перестать чесать, больной зуб, который никто не может перестать прощупывать.
Пятнадцать лет - долгий срок для царапанья и зондирования, дольше, когда нечего делать, кроме как мыть полы и шить почтовые мешки, и все это за пятьдесят пять центов в час. Ты должен найти способы заставить время идти быстрее. Гвозди - на третьем курсе его стали называть Гвоздями, но его настоящее имя было Эдди Най -Гвозди занялись поднятием тяжестей. Это заставило время бежать быстрее, но недостаточно быстро. Что ему было нужно, так это способ заставить время исчезнуть. Это то, что привело его к чтению. Нейлс, вероятно, не прочел ни одной книги в своей жизни, за исключением заданий в средней школе, и, намного раньше, Мушкеты и дублоны, но в комнате, которую они называли библиотекой, с ее сине-белым полосатым освещением, стальными стульями и столами, привинченными к полу, зевающими надзирателями, он перерыл все, что было на полках. Он начал с Макса Брэнда. Через некоторое время он узнал, что чем лучше книга, тем ближе время сжимается к точке исчезновения. Семь лет спустя он читал Толстого, все еще ища рассказ настолько совершенный, чтобы убить время намертво. Старые книги были лучше. Ничто из написанного в двадцатом веке вообще не сработало.
Стихи были лучшими, особенно длинные, с рифмами и ритмом. Однажды Эдди наткнулся на “Изморозь древнего моряка”. Он возвращался к этому снова и снова, как ребенок, который не может оторвать взгляда от окровавленного распятия на стене в бабушкином доме.
Эдди тоже читал газеты. Забавная штука с бумагами. Хотя он прочитал каждое слово, включая погоду в местах, о которых он никогда не слышал, и предметы, которые его не интересовали, такие как фондовый рынок, рецепты, обзоры танцев, он почему-то не понял этого. Все просто пролетело мимо - мегабайты, японские машины, яппи, конец холодной войны, все такое. Эдди знал, что что-то происходит, но это было далеко и бессмысленно. Как будто смотришь в бинокль не с того конца. Конечно, можно сказать, что это Эдди был далеко. Он должен был быть, чтобы убежать от времени.
Не то чтобы он не хотел уйти. Это случается с некоторыми из старожилов, но не случилось с Эдди. Дело было не в том, что у него были планы: он не мог их составить. Но он хотел уйти, все верно, так сильно, что за два или три месяца до конца он начал нервничать. Не мог есть, не мог спать, не мог усидеть на месте. В результате его память о событиях тех месяцев была не слишком ясной. В нем не хватало, например, некоторых деталей, нюансов первого контакта Эль Рохо.
В то время у Эдди была камера на первом ярусе северного крыла блока F. Камера F-31 отмеряла четыре шага от решетки до стального туалета без сиденья, полтора шага от стальных коек до стальной боковой стенки. Эдди занимал верхнюю койку, Проф спал на нижней. Проф пробыл дома недолго. Подделка. От трех с половиной до восьми, но, вероятно, гораздо меньше с условно-досрочным освобождением. У Эдди было много сокамерников - Джеральд, который раскроил череп своей жене битой Младшей лиги своего сына; Муни, который застрелил нескольких прохожих в проезжавшей мимо машине; Гродович, который провалил похищение, заехав в насиловать заложников; Рафаэль Дехесус, контрабандист и время от времени убийца нелегалов, который научил Эдди испанскому языку; ребенок, имени которого Эдди больше не помнил, который не смог перестать угонять машины и в конце концов задавил близнецов в двухместной коляске в конце скоростной погони; Джонатан К. Макбрайт, профессиональный грабитель банков, с которым, безусловно, легче всего ужиться; еще один парень, который убил свою жену, но в отличие от Джеральда отрицал это и плакал по ночам; и другие, кто сделал больше того же самого.
Они пришли, они повесили свои награды, они отсидели свой срок или были условно освобождены, были переведены, были убиты или покончили с собой. Эдди держался на расстоянии от своих сокамерников, от всех. В этом и был секрет успешной аферы. Когда они ушли, Эдди снял их украшения, выбросил их в коридор во время уборки и приветственно кивнул следующему посетителю. Он никогда не вешал украшения самостоятельно.
Проф был почти таким же строгим. Он приклеил всего две фотографии на стену над своей койкой. На одном был студийный портрет его жены Тиффани и двух их детей, все в одинаковых свитерах с оленями и улыбающиеся, как семья, которая обычно продает что-то полезное. На другой, гораздо большего размера, была фотография женщины мощного телосложения с вставленным в нее дилдо с двумя зубцами и нетерпеливым выражением лица, как будто она уже опаздывала на следующую встречу. Сопоставление фотографий, похоже, не беспокоило Профа; возможно, он даже не заметил. Эдди заметил, но это его не беспокоило. За пятнадцать лет он повидал все, все, что можно было прикрепить к стене.
Что-то щелкнуло в стальных стенах блока F. Эдди услышал, как Проф сел на нижней койке. “Эй, здоровяк, что ты знаешь?” - сказал он. Зарешеченная дверь скользнула в сторону. “Мы свободны”. У профа было чувство юмора. Хотя и не так хорош, как у Рафаэля Дехесуса. Дехесус был действительно забавным. Однажды он даже выступал в "Поймай восходящую звезду", после того как вышел под залог.
Проф вышел в коридор. Эдди услышал, как она быстро заполняется беспокойными, шумными мужчинами. Они были в карантине пять дней, и все потому, что Вилли Боггс проиграл очередную апелляцию. Это привело к демонстрации сторонников Вилли снаружи, демонстрации, освещенной в местных новостях и, следовательно, замеченной внутри. Отснятый материал вселил иллюзию надежды в камеру смертников, вызвав переполох, который распространился на Макса, а затем и на F-Block. Карантин напомнил всем, какова ситуация на самом деле, и что все пасторы Вилли, юристы ACLU и борцы против смертной казни, включая главу Amnesty International, министров юстиции двух скандинавских стран и мать Терезу, не смогли снова собрать Шалтая воедино. Оставалось только обратиться к милосердию губернатора, которого за десять лет пребывания в должности он не проявил ни разу.
Эдди слез с койки. Он достал из запирающегося шкафчика аккумуляторный "Ремингтон" и на ощупь побрил лицо. Зеркала были конфискованы много лет назад, после того, как осколок порезал третий ярус. Крупные капли крови упали на пол возле F-31, как будто с крыши после того, как прошел красный шторм. Эдди провел пальцами по макушке, почувствовал щетину. Он побрил и это, чувствуя, как бритва жужжит о его голый череп. Не неприятно.
Он вышел в шеренгу мужчин, двигавшихся к контрольно-пропускному пункту, который вел в столовую. Он вдыхал их запахи, видел детали на их не загорелой коже, детали, которые он всегда видел, не мог не видеть, хотя они больше не производили впечатления: шрамы, синяки, пятна засохшей спермы, открытые раны, татуировки. У Эдди была татуировка на внутренней стороне левого бицепса, которую он сделал самостоятельно с помощью заостренной карманной расчески и бутылочки красного пищевого красителя во время своего единственного пребывания в яме, в конце второго курса. Печатными буквами высотой примерно в полдюйма там было написано “Да?” Это была шутка, которую он больше не понимал.
Эдди прошел через сканер, но свернул в восточное крыло, прежде чем попасть в столовую, и прошел в библиотеку. “Не ешь, гвозди?” - спрашиваю. сказал командир за дверью, обыскивая его. Эдди вошел внутрь, ничего не ответив. “Нужно набираться сил”, - крикнул охранник ему вслед. “На тот момент, когда ты окажешься в реальном мире”.
Эдди сидел в своем любимом кресле, единственном в библиотеке, не привинченном к полу. Оставшееся с более ранней эпохи, это было продавленное кресло, расшитое спицами и пружинами, слишком тяжелое, чтобы его можно было использовать в качестве оружия. Он почти дочитал утреннюю газету, в середине рецензии на книгу на последней странице, которая посвящалась роману, потому что в нем содержались “элементы мелодрамы”, когда вошел Вилли Боггс, шаркая ногами, по командиру с обеих сторон, свободно держа свои руки цвета красного дерева выше локтя. У Вилли было гордое лицо и прямая осанка; он передвигался только из-за кандалов на лодыжках. Он увидел Эдди и кивнул. Эдди кивнул в ответ. Вилли выглядел так же, как и всегда, за исключением того, что кожа вокруг его губ, возможно, была немного меловой. Он взял несколько книг с юридической полки и сел за стол. Командир расстегнул его наручники и сел рядом с ним, глаза его почти сразу остекленели. Вилли открыл книгу, нашел нужную страницу, достал блокнот и начал писать. Он был лучшим судебным исполнителем в системе. Вот почему он был все еще жив.
Эдди сложил газету и достал собранного Кольриджа. Кольридж открылся на “Древнем моряке” сам по себе; фактически, на странице 248, где была центральная проблема. Эдди уставился на строфу:
“Храни тебя Бог, старый моряк!
От извергов, которые так досаждают тебе!-
Почему ты так смотришь?”- С моим арбалетом
Я застрелил АЛЬБАТРОСА.
Никаких объяснений, если не считать текста, набранного мелким шрифтом на левом поле - “Древний моряк негостеприимно убивает благочестивую птицу доброго предзнаменования”, - и Эдди не счел это большим объяснением, даже не знал, был ли мелкий шрифт частью стихотворения или добавлен позже кем-то другим. Никаких объяснений. В одном куплете с птицей все в порядке, в следующем парень затыкает ее. Почему? Эдди прокручивал это в голове тысячу раз, но ни на йоту не приблизился к ответу. Это ничего не значило. Эдди знал, что, должно быть, он многого не понимает в “Древнем моряке".” Например, только недавно до него дошло, что, возможно, есть причина, по которой моряк остановил только одного из трех гостей на свадьбе, вместо того чтобы рассказать историю всем им. Может быть, гость на свадьбе говорил не “Зачем ты меня останавливаешь?”, а “Зачем ты меня останавливаешь?”.Итак, Эдди не был уверен, что он вообще понял первый куплет.
Только что застрелил альбатроса. Почему? Потому что он завидовал, что она может летать? Потому что он хотел страдать? Потому что он боялся быстро плыть? Или просто потому, что это было возможно сделать? Ни один из этих ответов не казался правильным. Ему пришло в голову, что стрельба была мелодраматичной. Возможно, вся эта чертова история была мелодраматичной. Рецензент тоже раскритиковал бы Кольриджа, если бы тот был жив в то время.
Эдди поднял глаза. Вилли Боггс и его охрана исчезли. Другой мужчина сидел за длинным столом в одиночестве. Он читал "Деловую неделю" . Эдди понял, что это был его первый близкий взгляд на самого известного заключенного штата. Эль Рохо, так они его называли. Его лицо было на обложке журнала Time на той неделе, когда его поймали. Лицо напомнило Эдди картинку, которую он видел в одной из книг, фотографию испанского короля, Карла Какого-то. У него были рыжие волосы, прозрачная кожа, длинный нос, длинный подбородок, длинные изящные пальцы с длинными ухоженными ногтями. Единственная разница заключалась в том, что, будучи одним из основателей медельинского картеля, он, вероятно, был богаче всех королей Испании вместе взятых. Может быть, он все еще был. Эль Рохо покачал головой, прочитав что-то, и перевернул страницу.
Эдди закрыл глаза. Правда, в последнее время он не спал, но до этого он спал почти пятнадцать лет подряд. Он не мог быть уставшим. Но он все равно держал глаза закрытыми. Все говорили, что ему нужно строить планы. Он попытался представить себя в будущем, снаружи. Все, что он увидел, была красная подкладка под его веками. “Ее губы были красными, ее взгляды были свободными, ее локоны были желтыми, как золото”. Призрак ЖИЗНИ-В-СМЕРТИ. Было ли важно, что она была женщиной? Женщина, на самом деле, с большой буквы W. Почему?
“Сволочь. Привет. Я с тобой разговариваю. Сволочь.”
Эдди открыл глаза. Над ним стоял заключенный, которого Эдди никогда раньше не видел. Он был большим. Проф назвал Эдди “большим парнем”, но Эдди на самом деле не был большим. Когда он пришел, в девятнадцать, ему было шесть один и он весил около ста семидесяти. За пятнадцать лет он прибавил двадцать фунтов, в основном мышцы, но он не был крупным, не по сравнению с человеком, называющим его арсвайпом. Этот мужчина, должно быть, весил фунтов триста; не стройный, но и не толстый. У него было вялое, тяжелое лицо, длинные сальные волосы, длинная сальная борода, несколько зубов и наполовину зажившая дырка на верхней губе, куда, должно быть, поместилось кольцо - украшения были запрещены. Это было похоже на пробуждение от кошмара. Эдди закрыл глаза. Это было не в первый раз.
“Привет. Сволочь.” Эдди почувствовал удар по подошве правой ноги. Сильный удар. Он открыл глаза.
“Я с тобой разговариваю. Ты в моем кресле.”
“Угадай еще раз”, - сказал Эдди, чувствуя, как он говорит, пристальный взгляд Эль Рохо.
“Что?” - сказал здоровяк. Он на мгновение задумался, открыв рот. Эдди заметил, что здоровяк все-таки носил кольцо - золотое, застрявшее в мясистом кончике его языка. Он дал Эдди еще один пинок.
“Ты новенькая”, - сказал Эдди.
Лоб здоровяка наморщился. “Я здесь новенькая. Я не новичок в этой сцене, ты, гребаный долбоеб. Я отсидел четыре гребаных года в гребаном Q, чувак. И у меня всегда было любимое гребаное кресло в гребаной библиотеке в гребаном Q. Видишь? Так что вставай. Если только ты не хочешь, чтобы я оторвал твою гребаную башку ”. И он ударил снова, на этот раз с размаху. Эдди поморщился; он ничего не мог с собой поделать.
“Ты не оставляешь мне особого выбора”, - сказал он.
“Шевелись, педик”.
Эдди поднялся. Крупный мужчина, на голову выше, взял его за плечо и подтолкнул, чтобы помочь ему продолжить путь. Эдди позволил толкнуть себя, но в то же время он развернулся и засунул руку в середину этого обвисшего лица, засунул ее прямо в мясистую влажную пасть, просунув указательный палец сквозь это дурацкое кольцо в языке. Затем руки здоровяка поднялись, но он действовал слишком медленно. Эдди обхватил пальцем кольцо в языке; теперь он дернул.
Сначала раздался звук разрыва, и кольцо высвободилось из руки Эдди. Затем у здоровяка брызнула кровь. Боль еще не совсем пронзила его, когда Эдди поймал одно из его массивных запястий обеими руками, развернулся за широкой спиной и дернул запястье вверх так высоко, как только мог. Что-то хрустнуло в большой шишке на плече; приглушенный всеми мышцами, звук был не громче, чем треск ломающейся поперечной дужки в День благодарения. Здоровяк взревел и повалился вперед на стол, недалеко от Эль Рохо. Эль Рохо вообще ушел или просто сидел там? Это была та деталь, которую Эдди позже не мог вспомнить.
Здоровяк стонал и корчился, когда ворвались командиры. Эдди сидел в своем кресле.
“Что за хуйня?” - сказал один из командиров.
“Мелодрама случается в реальной жизни”, - объяснил Эдди.
“О чем, черт возьми, ты говоришь?”
Эль Рохо заговорил. “Сеньор прикусил язык”, - сказал он. “Ты знаешь, как это … что это за английское слово? Соображаешь? Это звучит неправильно ”.
Командир открыл рот, как будто хотел что-то сказать. Затем он закрыл ее. Они забрали большого человека. Он оставил лужу крови на столе. Эль Рохо заметил, что это распространилось на один уголок Business Week и просочилось через страницы. Он с отвращением оттолкнул журнал.
“Спасибо”, - сказал Эдди.
“Не стоит об этом”. Эль Рохо осмотрел что-то в своей руке: кольцо для языка. Эдди не мог вспомнить, как он это получил. Эль Рохо сунул его в карман рубашки и посмотрел на Эдди. У него были янтарные глаза, как лужицы кленового сиропа. “Мелодрама случается в реальной жизни?” - спросил он.
Эдди пожал плечами.
Эль Рохо улыбнулся ему. У него была самая белоснежная улыбка, которую Эдди видел за пятнадцать лет, испорченная отсутствующим клыком. “Куришь?” - спросил я. сказал он, как будто они сидели в каком-нибудь тихом клубе.
“Я пытаюсь бросить”. Бросить курить было нелегко внутри, где сигареты были деньгами, а Американская ассоциация легких не имела никакого влияния.
“Когда тебя выпустят?” - спросил Эль Рохо. Его голос тоже напомнил Эдди кленовый сироп; мягкий, как у какой-нибудь старой звезды черно-белого экрана, с легким акцентом.
Эдди установил эту связь, но он сказал: “Как ты узнал, что я выхожу?”
Эль Рохо ответил вопросом. “Ты тот, кого называют Гвоздями?”
“Да”.
“Тебя все знают. Или почти всем, ” добавил он, взглянув на лужу крови. Затем он рассмеялся. В его смехе не было ничего культурного. Это больше походило на карканье вороны, чем на какой-нибудь черно-белый коктейль.
Эль Рохо вытряхнул две сигареты из пачки. “Как еще один может причинить тебе боль?” - спросил он. Одним из правил Эдди для жизни внутри было ничего ни у кого не брать, и он уже был в долгу у Эль Рохо, но он взял сигарету. Что за черт. Он выходил из машины. Эль Рохо зажег спичку, предложил огонек Эдди, затем затянулся сам. Они выдохнули два облака дыма, которые в воздухе слились в одно. “Меня зовут Энджел”, - сказал Эль Рохо, произнося это по-испански.
“Так и есть?”
Эль Рохо показал свои прекрасные зубы. “Энджел Круз”, - сказал он. “Крус Рохо, ты видишь. Что-то вроде шутки.”
“Потому что ты поставляешь лекарство”.
Эль Рохо рассмеялся своим каркающим смехом. “Это часть дела”, - сказал он. “У тебя есть мозги. Мне это нравится.” Он протянул руку. Эдди взял его, почувствовав, как длинные, слегка влажные пальцы обхватили тыльную сторону его ладони. Эти пальцы напомнили ему о чем-то в “Моряке”, но он не мог вспомнить, о чем. Он глубоко затянулся сигаретой. Сигареты помогли тебе думать.
“Видишь?” - сказал Эль Рохо. “Что такое еще один?”
“Да”, - сказал Эдди, выпуская еще одно облако дыма. “Я выхожу”.
2
Ему было девятнадцать, и во многих отношениях он все еще был мальчишкой; атлетически сложенный парень с телом пловца, светлыми волосами, неповрежденной кожей. Трое пожизненников затащили его в душ. Одного из них звали Луи. Луи был лучшим игроком в бридж в заведении; он работал над своей игрой двадцать лет. До этого он изнасиловал и убил сестру из женского общества в Пенсильвании, все еще резал ее, когда прибыла полиция. Двое других были великовозрастными и слегка отсталыми братьями из Озаркса, которые сделали то, что сказал Луи. Луи не помешал бы еще один помощник. Потребовалось слишком много времени, чтобы уложить мальчика. Им пришлось сломать ему челюсть и несколько ребер. Даже тогда мальчик продолжал биться, пока его не ударили по голове чугунным краном для душа, вырванным из стены. После этого они делали то, что хотели.
5478 день: его последний. Эдди Най проснулся около шести, вспомнил, не поверил. Может быть, это был всего лишь 300-й день, а остальное ему приснилось. “Господи”, - подумал он, но, должно быть, произнес это вслух, потому что с нижней койки он услышал, как Проф сказал: “Из-за чего ты злишься?” и он знал, что это правда.
Перед завтраком Эдди порылся в своем шкафчике. Одежду, всю государственного образца, он бросил на койку. Книги, журналы и радиотелефон "Ремингтон", которые он оставил профессору.
“Не берешь бритву, чувак?” - спросил Проф, наблюдая со своей койки.
Эдди покачал головой. Он отстегнул свои часы и тоже передал их Профу. “Привет”, - сказал Проф.
“Просто возьми это”, - сказал ему Эдди. Он чувствовал, как Проф думает: "Но у меня уже есть часы; и что он вытягивает?’ Но Проф был слишком умен, чтобы что-то сказать; по крайней мере, он хотел произвести впечатление, что он умен. Фальсификаторы должны были быть умными, и, возможно, некоторые все еще были. Но Проф был современным фальсификатором - он имел дело с официальными документами, подкупая правительственных клерков за настоящие. И Эдди было все равно, что происходит в голове у Профа. Все, чего он хотел, это выйти оттуда чистым, абсолютно чистым.
Эдди порылся в шкафчике. На дне лежала его почта. Четыре буквы. Первым, почти пятнадцатилетней давности, была утешительная записка от его адвоката. Эдди забыл его имя. Он проверил фирменный бланк: Гленн Уимс, из "Смит и Уимс". Эдди попытался представить его и не смог.
Второе, от У.М. П. Брайса, отдел расследований и безопасности, было датировано несколькими месяцами позже.
Дорогой мистер Эд Най:
Как я сообщил вашему брату, все наши лучшие попытки найти человека, известного как Кеннеди К.К., на данный момент безуспешны. Не имея дополнительных средств для продолжения, мы вынуждены прекратить расследование.
Искренне,
Билл Брайс
Третье письмо пришло через два года после этого.
Дорогой мистер Най:
Мы в Red Legal Commune вычислили ваше имя из списка заключенных штата и с тех пор кое-что узнали о вашем деле. Хотя мы ничего не можем сделать, чтобы помочь вам законным путем, мы полны решимости продемонстрировать солидарность с нашими находящимися в заключении братьями и сестрами. Многие из наших сторонников заинтересованы в переписке с заключенными. Если вы заинтересованы, пожалуйста, сообщите нам об этом по указанному выше адресу.
В мире и справедливости,
Молли Шумер (помощник координатора)
Эдди написал в ответ, попросив Молли Шумер прислать свою фотографию. Она отправила ответное письмо номер четыре: конверт, содержащий фотографию всей коммуны красных юристов, на которой они позировали на лужайке перед рядовым кирпичным домом с нарисованным на двери поднятым кулаком. Молли Шумер обвела свое лицо на фотографии. Круглое лицо, может быть, немного полноватое, но смеющееся, и обрамленное золотистыми кудрями, которые блестели на солнце. На ней была рубашка цвета галстука, туго обтягивающая полные груди. Мужчина в старомодных очках обнимал ее за плечи, но все обнимали друг друга. Эдди написал в ответ, прося прислать фотографию Молли в полном одиночестве, может быть, на пляже. Ответа не было.
Эдди подержал собранную корреспонденцию над унитазом, зажег спичку. Старая бумага воспламенилась и вспыхнула мгновенно, как факел. Эдди знал, что Проф зачарованно наблюдает за происходящим, не потому, что он сжигал письма или потому, что поджоги были против правил, а просто при виде самого огня. Эдди бросил пылающий комок в стальную чашу, задаваясь вопросом, существует ли еще Красная юридическая коммуна. “У них все еще есть коммуны, дерьмо вроде этого?” - спросил он профессора.
“Что ты конкретно имеешь в виду?”
Кто-то постучал по решетке. Эдди, подойдя к туалету, обернулся и увидел охранника, которого он не знал. Он почувствовал запах дыма, услышал, как Проф неразумно принюхивается к воздуху; но командир, казалось, ничего не заметил.
“Человек хочет тебя видеть”, - сказал он Эдди. В руке у него был розовый пропуск.
“Какой мужчина?”
“Я не даю интервью”, - сказал охранник. “Двигайся”.
Эдди вышел из камеры, мимо сканера, из F, через двор, в C, мимо сканера, вверх по третьему ярусу, к C-93, последней камере. Это была одноместная камера, такого же размера, как и все остальные камеры, но с одной койкой. Эль Рохо сидел на нем, уставившись на фотографию на своей стене, или, возможно, в никуда, слушая свой кассетный проигрыватель. Эдди узнал мелодию: “Малагена”. Эль Рохо почувствовал их присутствие и обернулся.
“Друг мой”, - сказал он. “Ven aca.”
Эдди зашел внутрь.
“Пять минут”, - сказал командир и ушел.
“Садись”, - сказал Эль Рохо.
Эдди сел на кровать. Он посмотрел на картину на стене. На нем был изображен темноволосый мальчик лет девяти или десяти верхом на белой лошади. На нем был полностью черный ковбойский костюм, выглядевший как натуральная кожа, и он целился из пистолета прямо в камеру. Пистолет тоже выглядел настоящим.
“Сын мой”, - сказал Эль Рохо. Эдди почувствовал взгляд другого мужчины на своем профиле. “Мы зовем его Гаучо, хотя его настоящее имя Саймон. В честь Освободителя”.
Эдди не был уверен, о каком освободителе Эль Рохо идет речь, но все равно кивнул. Саймон Освободитель улыбался; у него были красивые белые зубы, очень похожие на отцовские.
“Прекрасный мальчик”, - сказал Эль Рохо. “И точный выстрел”.
“Не слишком ли он молод для этого?”
“Слишком молод, чтобы понять важность самообороны? Я нахожу это забавным, исходящим от человека с вашей репутацией. Эль Рохо улыбнулся, обнажив отсутствующий зуб, который отличал улыбку отца от улыбки сына. “Должно быть, ты и сам в некотором роде меткий стрелок, амиго”.
“Я никогда в жизни не стрелял из пистолета”.
Пауза. “Ты меня шокируешь”. Глаза цвета кленового сиропа Эль Рохо удерживали Эдди в своем пристальном взгляде. “Но ты неплохо справляешься с гвоздями и резинкой, не так ли?” Он рассмеялся своим вороньим смехом, продолжал смеяться долгое время, пока слеза не скатилась по его щеке. Затем он положил свою длинную руку на плечо Эдди и слегка сжал. “К делу”, - сказал Эль Рохо. “Расскажи мне о своих планах”.
“Паровая баня”, - сказал Эдди. “После этого я бы мог только догадываться”.
Он ожидал еще больше смеха, но его не было. Эль Рохо кивнул, как будто догадка подтвердилась. “Мне бы пригодился кто-то вроде тебя”.
Как, подумал Эдди, слегка сгибая плечо. Эль Рохо получил сообщение, и его рука опустилась. Я уйду, а ты будешь здесь.
Эль Рохо прочитал его мысли? “Кто может предсказать будущее?” - сказал он.
Судья, который приговорил меня, подумал Эдди, решив, что Эль Рохо все еще не знал, насколько все плохо. Почему Эдди должен быть тем, кто скажет ему?
“Подумай об этом”, - сказал Эль Рохо.
“По поводу чего?”
“Занятость. Хорошая зарплата и щедрые бонусы. Боюсь, никаких льгот”.
“Какого рода работа?”
“Стабильная работа, амиго. Вы не возражаете, если я дам вам несколько советов?”
Эдди не возражал.
“Тебя раньше никогда не запирали, не так ли?”
“Я здесь уже пятнадцать лет”.
“Я знаю это. Но это твое первое предложение ”.
Эдди кивнул.
“Значит, тебя никогда раньше не освобождали. В отличие от меня. В молодости я провел два года в Ла-Пикоте. Я сам виноват. Тогда я не смог понять систему, даже нашу примитивную систему. Два года. Теперь я вижу важный период в моем развитии. Но еще более важным был урок, который я усвоил, когда вышел на свободу ”. Он снова хотел положить руку на плечо Эдди, но передумал. “Время меняет все, амиго”, - продолжал он. “Таким образом, вы не можете просто возобновить жизнь с того места, на котором остановились. И я подозреваю, что это то, что ты хочешь сделать ”.
“Меня поймали не в паровой бане”, - сказал Эдди.
Эль Рохо оскалил зубы. “Я восхищаюсь духом”, - ответил он. “К сожалению, это ничего не значит в этом мире”.
Охранник был у двери. El Rojo rose. Они снова пожали друг другу руки, снова эти длинные влажные пальцы всколыхнули какие-то воспоминания. “Увидимся”, - сказал Эль Рохо.
Это была шутка? У Эль Рохо было одно из тех трехзначных предложений, из-за которых имя судьи произносится перед публикой. Идя по коридору с командиром позади себя, Эдди рассмеялся.