Уайльд Оскар :
другие произведения.
Оскар Уайльд Основные произведения
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Уайльд Оскар
Размещен: 27/04/2023, изменен: 27/04/2023. 2055k.
Статистика.
Сборник рассказов
:
Проза
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
ОСКАР УАЙЛЬД
родился в Дублине в 1854 году. Самореклама, он стал
самым известным из эстетов конца девятнадцатого века, прославившийся
своей разговорчивостью и остроумием. Он опубликовал раннюю поэзию, за которой последовали короткие
рассказы, волшебные сказки и нашумевший роман "Портрет Дориана
Грея. Он написал два блестящих критических диалога и добился общественного
успеха как комический драматург, увенчанный "Как важно быть
серьезным" в 1895 году. Но в тот год яркость его образа жизни и
его дружба с лордом Альфредом Дугласом привели, наконец, к его суду и
тюремному заключению на два года каторжных работ за гомосексуальные преступления.
После заключения он написал свою самую известную поэму, Балладу о
Редингской тюрьме. Он умер в Париже в 1900 году.
Я
СОБЕЛЬ
M
УРРЕЙ
читает на английском языке в Университете Абердина. Для
Oxford World's Classics она редактировала следующие тома Оскара
Уайльда: Полное краткое художественное произведение (1979), Портрет Дориана Грея
(1981), Душа человека; De Profundis; Баллада о Редингской тюрьме
(1990) и Полное поэтическое издание (1997).
Содержание
Введение,
благодарности,
Хронология
Примечания к тексту
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Преступление лорда Артура Сэвила
Счастливый принц
, преданный друг
, Портрет Дориана Грея
КРИТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ
Разрушение лжи
Критик как художник, часть I
Критик как художник, часть II
ИГРАЕТ
Саломею,
поклонницу леди Уиндермир,
Идеального мужа
Как важно быть серьезным
ПОЭМЫ
"Дом блудницы"
, "Сфинкс
", "Баллада о Редингской тюрьме".
СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ
Художник
, ученик
, Дом суда
АФОРИЗМЫ
, Несколько сентенций для обучения сверхобразованных
, Фразы и философии для молодежи
Примечания
Для дальнейшего чтения
Введение
Искусство - единственная серьезная вещь в мире.
Художник - единственный человек, который никогда не бывает серьезным.
P
ВОЗМОЖНО
самым неудачным из запоминающихся замечаний Оскара Уайльда является
то, которое он сделал Андре Жиду — что тот вложил свой гений в свою жизнь,
и только свой талант в свою работу. Идеальное оружие для критиков
и комментаторов, которые только и готовы принизить это произведение или сказать, как
сделал Жид, что в лучшем случае это было лишь слабое эхо его разговора или
его повествования. Оригинальное замечание было сделано в январе 1895 года, как раз
перед той общественной катастрофой, с которой Уайльд с тех пор был неизбежно
связан. Интерес к частной жизни Уайльда — к его преступлениям, его
судебные процессы и его тюремное заключение — не уменьшились. Интерес
иногда был сочувственным, а часто и похотливым. Но драма
Уайльда жизни, Безусловно, затмила его работы, и зачастую приводит
даже литературные критики сосредоточить внимание слишком узко на темы в своем творчестве
вины секреты, исповеди или подавлены, или искать в трудах
на материал, предложенный знание жизни, материал, который наиболее
точно можно найти там. Таким образом, были выявлены два выдающихся несоответствия
Увековеченный, Уайльд — замечательный болтун, слишком ленивый, чтобы записать свою
лучшую работу, и Уайльд - скандальный извращенец, или жертвенный
козел отпущения - или даже несправедливо обвиняемый, хотя современные биографические
свидетельства, несомненно, опровергли этот аргумент.
Таким образом, популярное восприятие Уайльда сводилось к печально известному
гомосексуалисту, падение которого стало главным скандалом конца
девятнадцатого века. И в народном воображении у него есть только
в остальном выжил как автор остроумных сценических комедий и создатель
нескольких запоминающихся и цитируемых острот — "Работа - проклятие
пьющих классов", "Ничто так не преуспевает, как излишество", "Разводы
заключаются на небесах’.
Я полагаю, что пришло время исправить эти серьезные диспропорции. И мы
наконец достигли такого положения вещей, при котором это должно быть возможно сделать.
Самым важным вкладчиком в стипендию Уайльда, без
сомнения, является Руперт Харт-Дэвис, который отредактировал Письма Уайльда в 1962 году и
выпустил (щедро) Избранные письма в 1979 году, которые легко
доступны. За ним в 1985 году последовали другие письма Оскара Уайльда,
содержащие все известные письма, которые он собирал с 1962 года.
А в 1987 году была опубликована долгожданная окончательная биография Оскара Уайльда, написанная
покойным Ричардом Эллманном. Это написано не просто прекрасным
биографом, но и выдающимся литературным критиком и ученым.
Теперь можно сказать, что справедливость по отношению к жизни восторжествовала, но другие
вопросы все еще нуждаются в разъяснении.
Проблема остроумия Уайльда остается. Его ирландские современники с самого начала были
уверены, что англичане неправильно поймут это.
Младший современник и друг Уайльда У. Б. Йейтс дал рецензию на "Преступление
Сэвила в 1891 году за Объединенную Ирландию
—, то есть как ирландец того времени, говорящий своим соотечественникам о соотечественнике. Это часть
его уведомления:
"Пиво, Библия и семь смертоносных добродетелей сделали Англию
такой, какая она есть", - написал однажды мистер Уайльд; и частью Немезиды,
обрушившейся на нее, является полная неспособность понимать
все, что он говорит. Мы не должны считать его таким непонятным — ибо
многое в нем - ирландское из ирландских. Я вижу в его жизни и творчестве
экстравагантный кельтский крестовый поход против англосаксонской глупости.
1
Джойс, опять же с общим ирландским происхождением, счел комедии
"блестящими" и поместил Уайльда в один ряд с ирландскими писателями-комедиографами от
Шеридана и Голдсмита до Бернарда Шоу как "такого же, как они, придворного шута
англичан’.
2
И сам Шоу, чье остроумие, пожалуй,
самое близкое к остроумию Уайльда из всех, что мы видели, раскрыл больше
последствий того, что сказал Йейтс выше, когда он рецензировал "Идеального
мужа" в 1895 году.
Сначала были эпиграммы, которые, казалось, вызывали почти
обиженный смех:
Они злобно смеются над его эпиграммами, как ребенок, которого уговаривают
позабавиться самим актом создания крика ярости и
агонии. Они протестуют против того, что трюк очевиден, и что такие
эпиграммы могут быть написаны по партитуре любым человеком, достаточно легкомысленным, чтобы снизойти до такого легкомыслия.
Насколько я могу установить,
я единственный человек в Лондоне, который не может сесть и написать
пьесу Оскара Уайльда по своему желанию. (Бексон 176)
Конечно, еще многое предстоит сказать об эпиграммах, об
их методах вмешательства в бездумные клише и о
главных объектах нападок Уайльда: лицемерии, ханжестве, моральных правилах, возведенных в
абсолют, моральных правилах, низведенных до бессмысленных условностей, единообразии,
филистерстве и в целом жизни, искаженной или ограниченной предвзятыми представлениями.
Но Шоу возвращается к вопросу об ирландском происхождении Уайльда и о том, что
Йейтс назвал своим "крестовым походом против англосаксонской глупости": он
понимает, почему так много работ Уайльда посвящено важности
не быть серьезным:
Ирландия из всех стран наиболее чужда Англии и...
ирландцу… в мире нет ничего столь
изысканно комичного, как серьезность англичанина. Возможно, это становится
трагичным, когда англичанин действует в соответствии с этим; но это происходит
слишком редко, чтобы принимать это во внимание, факт, который усиливает
юмор ситуации, в результате чего англичанин
совершенно не осознает свое истинное "я", мистер Уайльд остро наблюдает за
этим и играет на самосознании с непреодолимой
юмор и, наконец, конечно, англичанин, раздраженный на
себя за то, что его забавляли за его собственный счет, и за то, что он
не смог уличить мистера Уайльда в том, что кажется очевидным
непониманием человеческой природы. Он также потрясен
опасностью для основ общества, когда над серьезностью публично
смеются. (Бексон 177)
Весь этот отрывок выдержан в глубоком анализе более чем на одном уровне
и, конечно, в ретроспективе приобретает новый резонанс.
Последнее замечание Шоу важно: как знал Оруэлл, "все смешное
подрывно’. Но замечание Шоу о том, что Уайльд был внимателен к самосознанию своего
субъекта, имеет решающее значение. Работы Уайльда снова и
снова направлены на то, чтобы показать необходимость самосознания: человек, настолько поглощенный
своим случаем или своими убеждениями, что не может увидеть себя в связи с этим
случаем или этими убеждениями, не видит всей истории целиком и, скорее всего, будет
не убедительным, а скучным. Лорд Иллингворт, стареющего Денди в себе
женщина, не стоящая внимания, настолько осведомлены о проблеме, что он говорит
чьей стороне вообще в любом деле является ошибкой:
Никогда ни в чем не следует принимать чью-либо сторону, мистер Келвил. Принимая
стороны - это начало искренности, за которым следует серьезность
вскоре после этого, и человеческое существо становится скучным.
3
"Искренний" и "серьезный" - это два слова, которые чаще всего опровергаются
остроумием Уайльда, а также в его художественной литературе и пьесах. Например, два самых искренних и
серьезных персонажа в его сказках - это "преданный
друг" Ганс, который по глупости отдает жизнь за своего эгоистичного и
лицемерного "друга", мельника Хью (стр. 36-45), и героический
соловей, который жертвует собой на шипе, произнося такие громкие слова, как
Любовь и смерть, чтобы вырастить чудесную красную розу, которую поверхностные и
эгоцентричные люди совершенно не смогут оценить.
4
Есть только два
важных исключения из открытого разоблачения Уайльдом такой искренности и
серьезности. В рассказе "Преступление лорда Артура Сэвила" ироничный
успех пьесы зависит от того, насколько серьезно рассказчик, по-видимому,
принимает искренний взгляд главного героя на свой долг перед его высокой
миссией - совершить убийство и вступить в брак только в правильном
порядке. И аналогично с важностью быть серьезным, ироничный
успех зависит от групповой серьезности. В этом
Черезмир зазеркалья, две девушки разделяют торжественный и
абсолютный идеал - выйти замуж за мужчину по имени Эрнест, и оба молодых человека
мужественно отвечают на это, проходя испытание второго
крещения. Групповая серьезность в отношении явно абсурдных идеалов
бесконечно комична; особенно когда и абсурдные идеалы, и высокая
серьезность, с которой они провозглашаются, являются частичным отражением
мира по эту сторону зазеркалья.
Ибо, конечно, Уайльд писал в очень серьезном мире, в эпоху
, когда политики и писатели слишком охотно прибегали к ораторскому искусству с кафедры.
Многие великие писатели викторианской эпохи, от Карлайла до Мэтью Арнольда, от
Рескина до Джорджа Элиота, подняли свой голос против злоупотреблений своего
века, против бесконечных оскорблений человеческого достоинства. Они проявились
злоупотребления промышленной революции и безудержного капитализма;
они по-разному нападали на экономические, политические, социальные и культурные пороки
и подвергали критике дрянные моральные установки, распространенные в Викторианской Англии
(те самые так называемые викторианские ценности, о которых мы много слышали в
1980-х годах). По сути, Уайльд не был не согласен с их целями или
сочувствовал их протестам, несмотря на всю очевидную
безответственность молодых денди в его диалогах и пьесах.
Действительно, его собственные взгляды были в некотором смысле очень "продвинутыми" для его
времени — его симпатия к феминизму, например, или его поддержка
индивидуальная политическая позиция, смешивающая авангардную версию социализма
с анархизмом. Он принадлежал к своему времени и в целом к великим
викторианцам в том, что его трогали драматические проявления неравенства, нищета,
угнетение и голод. Теннисон наиболее схематично описал
печальное осознание художником этого неравенства во "Дворце искусств"
(1832), но собственная мать Уайльда осуждала беды Ирландии и
картофельный голод в своих стихах, опубликованных, когда ему было 10 лет, и
посвященных Уайльду и его старшему брату. Он признался, что был тронут
этими же неравенствами в его рецензии на выставку в галерее Гросвенор
в 1877 году,
5
и его ранние сказки; и его последними опубликованными
прозаическими произведениями были письма о жестоком обращении, особенно с детьми
и душевнобольными, в английских тюрьмах. Но он не ставил своей целью всерьез заниматься
такими проблемами в своих произведениях.
Он с большим подозрением относился к средствам, с помощью которых даже великие
писатели иногда выражали свои протесты, к риторике, проповедям,
моральным императивам, и это оружие в руках писателей поменьше
он находил поистине ужасным. Слишком много нравственной страсти, слишком мало света и
ясности; слишком мало разума, слишком мало изучения бездумных привычек
ума и языка: Оскар Уайльд намеревается исправить некоторые из этих
диспропорций. Если в вашем воображении остается образ праздного денди с
сигарета, растягивающая остроумные эпиграммы в адрес светской аудитории, возможен вердикт
‘Писатель неважный’. Если вы более внимательно изучите
парадокс и иронию ирландца, которого его великие ирландские
современники хвалили за безжалостное искоренение (английского) самодовольства,
условностей и лицемерия, более вероятен другой вердикт. Артур
Саймонс (англичанин, конечно, но корнуоллец!) подводит итог этому так,
еще в 1891 году:
Мистер Уайльд, испытывая вполне обоснованную ненависть к буржуазной
серьезности скучных людей, всегда находил убежище от
банальности в иронии. Намеренно или нет — вряд ли без
намерения — он приобрел репутацию легкомысленного человека, что
несправедливо по отношению к писателю, который, по крайней мере, всегда был серьезен в
реальности своей преданности искусству. (Бексон, 94)
Ирония - ключевой термин в модернистских подходах к литературе: возможно,
у Уайльда больше общего с некоторыми из "Великих модернистов", чем
до сих пор допускалось.
Конечно, его общий критический статус все еще непростой: его присутствие
терпимо; ему, как правило, ставят справедливые оценки за остроумные (но деревянные)
комедии и сомнительное упоминание Дориана Грея. Но если мы оглянемся
назад, за пределы мифа о выдающемся, но ленивом собеседнике,
и мифа о его скандальном падении, и если мы отвлечемся от ярлыка
умного сочинителя фраз, мы обнаружим среди его современников несколько
резко отличающихся взглядов на Уайльда. С одной стороны, он сознательно
спровоцировал известность, которую он пережил в первые дни своей жизни в Лондоне,
молодой писатель-эстет, который открыто рекламировал себя
, и которого регулярно высмеивали в Punch и масса
средств массовой информации. И его единственный по-настоящему популярный успех до его падения был в
театр, с его социальными комедиями. Но, с другой стороны, наиболее