Цель этой книги - использовать приемы романа, чтобы пересказать подлинную историю дела Дрейфуса, возможно, величайшего политического скандала и судебной ошибки в истории, которые в 1890-х годах охватили Францию и, в конечном счете, весь мир. Это произошло всего через двадцать пять лет после того, как немцы разгромили французов в войне 1870 года и оккупировали территории Эльзаса и Лотарингии — сейсмический шок для европейского баланса сил, который был предшественником Первой и Второй мировых войн.
Ни один из персонажей на последующих страницах, даже самый незначительный, не является полностью вымышленным, и почти все происходящее, по крайней мере в той или иной форме, на самом деле происходило в реальной жизни.
Естественно, однако, что для того, чтобы превратить историю в роман, я был вынужден упростить, полностью вырезать некоторые фигуры, драматизировать и изобрести множество личных деталей. В частности, Жорж Пиккар никогда не составлял секретный отчет о деле Дрейфуса; он также не помещал его в банковское хранилище в Женеве с инструкциями о том, что оно должно оставаться запечатанным в течение столетия после его смерти.
Но романист может представить себе иначе.
—Роберт Харрис
День взятия Бастилии 2013
Действующие лица
СЕМЬЯ ДРЕЙФУС
Альфред Дрейфус
Люси Дрейфус, жена
Матье Дрейфус, брат
Пьер и Жанна Дрейфус, дети
АРМИЯ
Генерал Огюст Мерсье,
Военный министр, 1893-5
Генерал Жан-Батист Бийо,
Военный министр, 1896-8
General Raoul le Mouton de Boisdeffre,
Начальник Генерального штаба
Генерал Чарльз Артур Гонс,
Начальник Второго отдела (разведка)
Генерал Жорж Габриэль де Пеллье,
военный комендант департамента Сена
Полковник Арман дю Пати де Клам
Полковник Фуко,
военный атташе в Берлине
Майор Шарль Фердинанд Уолсин Эстерхази,
74-й пехотный полк
СТАТИСТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Полковник Жан Сандерр, шеф полиции, 1887-95
Полковник Жорж Пикар, шеф, 1895-7
Майор Хьюберт Джозеф Генри
Капитан Жюль-Максимильен Лот
Капитан Юнкер
Капитан Валдант
Феликс Грибелин, архивариус
Мадам Мари Бастиан, агент
SRETreté (СЫСКНАЯ ПОЛИЦИЯ)
François Guénée
Жан-Альфред Десвернин
Луи Томпс
ЭКСПЕРТ По ПОЧЕРКУ
Альфонс Бертильон
АДВОКАТЫ
Луи Леблуа, друг и адвокат Пикара
Фердинанд Лабори, адвокат Золя, Пикара и Альфреда Дрейфуса
Эдгар Деманж, адвокат Альфреда Дрейфуса
Пол Бертулус, следственный судья
КРУГ ЖОРЖА ПИКАРА
Полин Монье
Бланш де Комминж и семья
Луи и Марта Леблуа, друзья из Эльзаса
Эдмон и Жанна Гаст, кузены
Анна и Жюль Гей, сестра и шурин
Жермен Дюкасс, друг и протеже
Майор Альбер Кюре, старый армейский товарищ
ДИПЛОМАТЫ
Colonel Maximilian von Schwartzkoppen,
Немецкий военный атташе
Майор Алессандро Паниццарди, итальянский военный атташе
“ДРЕЙФУСАРЫ”
Émile Zola
Жорж Клемансо,
политик и редактор газеты
Альбер Клемансо, адвокат
Огюст Шерер-Кестнер,
вице-президент Сената Франции
Жан Жорес, лидер французских социалистов
Джозеф Райнах, политик и писатель
Артур Ранк, политик
Бернар Лазар, писатель
1
“Майор Пикар хочет встретиться с военным министром ...”
Часовой на улице Сен-Доминик выходит из своей будки, чтобы открыть ворота, и я бегу сквозь снежный вихрь через продуваемый ветром двор в теплый вестибюль отеля "Бриенн", где лощеный молодой капитан Республиканской гвардии поднимается, чтобы отдать мне честь. Я повторяю с еще большей настойчивостью: “Майор Пикар хочет видеть военного министра...!”
Мы шагаем в ногу, капитан впереди, по черно-белому мрамору официальной резиденции министра, вверх по изогнутой лестнице, мимо серебряных доспехов времен Людовика, короля-Солнца, мимо этого отвратительного образца имперского китча, "Дэвидс" Наполеон пересекает Альпы на Коль-дю-Гран-Сен-Бернар, пока мы не достигаем первого этажа, где мы останавливаемся у окна, выходящего на территорию, и капитан уходит, чтобы объявить о моем прибытии, оставляя меня на несколько минут одного, чтобы созерцать нечто редкое и прекрасное: сад, притихший из-за снега в центре города зимним утром. Даже желтые электрические огни в военном министерстве, мерцающие сквозь прозрачные деревья, обладают свойством волшебства.
“Генерал Мерсье ждет вас, майор”.
Кабинет министра огромен и богато отделан панелями цвета утиного яйца, с двойным балконом над выбеленной лужайкой. Двое пожилых мужчин в черной форме, самые высокопоставленные офицеры Военного министерства, стоят, грея затылки у открытого огня. Один из них - генерал Рауль ле Мутон де Буадефр, начальник Генерального штаба, эксперт во всем, что касается России, архитектор нашего растущего союза с новым царем, который провел так много времени при императорском дворе, что стал похож на русского графа с жесткими бакенбардами. Другой, немного старше в свои шестьдесят, является его начальником: сам военный министр, генерал Огюст Мерсье.
Я выхожу на середину ковра и отдаю честь.
У Мерсье странно сморщенное и неподвижное лицо, похожее на кожаную маску. Иногда у меня возникает странная иллюзия, что другой человек наблюдает за мной через узкие прорези для глаз. Он говорит своим тихим голосом: “Что ж, майор Пиккар, это не заняло много времени. Во сколько это закончилось?”
“Полчаса назад, генерал”.
“Так это действительно все закончилось?”
Я киваю. “Все кончено”.
И так это начинается.
“Подойди и сядь у огня”, - приказывает министр. Он говорит очень тихо, как и всегда. Он указывает на позолоченный стул. “Поднимите это. Сними пальто. Расскажите нам все, что произошло ”.
Он сидит, застыв в ожидании, на краешке своего кресла: его тело наклонено вперед, руки сцеплены, предплечья покоятся на коленях. Протокол не позволил ему лично присутствовать на утреннем представлении. Он находится в положении импресарио, который пропустил собственное шоу. Он жаждет деталей: озарений, наблюдений, красок.
“Какое настроение было на улицах первым делом?”
“Я бы сказал, что настроение было ... выжидательным”.
Я описываю, как я вышел из своей квартиры в предрассветной темноте, чтобы дойти до Военной школы, и как на улицах, по крайней мере, поначалу, было необычно тихо, ведь была суббота — “Еврейский шаббат”, — прерывает меня Мерсье со слабой улыбкой, - а также жуткий холод. На самом деле, хотя я и не упоминаю об этом, проходя по мрачным тротуарам улицы Буассьер и авеню Трокадеро, я начал задаваться вопросом, не обернется ли великая постановка министра провалом. Но затем я добрался до Пон-де-л'Альма и увидел неясную толпу, пересекающую темные воды Сены, и тогда я понял то, что Мерсье, должно быть, знал все это время: человеческое желание наблюдать за унижением другого всегда окажется достаточной изоляцией даже от самого сильного холода.
Я присоединился к толпе, когда она устремилась на юг, через реку и вниз по авеню Боске - такая плотность людей, что они высыпали с деревянных тротуаров на улицу. Они напомнили мне толпу на ипподроме — было то же чувство общего предвкушения, общей погони за бесклассовым удовольствием. Продавцы газет сновали туда-сюда, продавая утренние выпуски. Аромат жареных каштанов поднимался от жаровен на обочине дороги.
В конце проспекта я вырвался и перешел на другую сторону, к Военной школе, где еще год назад я служил профессором топографии. Толпа текла мимо меня к официальному месту сбора на площади Фонтенуа. Начинало светать. Школа звенела от звуков барабанов и горнов, топота копыт и проклятий, выкрикиваемых приказов, топота сапог. Каждому из девяти пехотных полков, расквартированных в Париже, было приказано прислать две роты для наблюдения за церемонией, одна из которых состояла из опытных солдат, другая - из новобранцев, чьи моральные устои, по мнению Мерсье, пойдут на пользу от этого примера. Когда я проходил через парадные салоны и входил в суд Морланда, они уже тысячами собирались на замерзшей грязи.
Я никогда не присутствовал на публичной казни, никогда не ощущал той особой атмосферы, но я представляю, что это должно быть похоже на то, что чувствовала Школа тем утром. Необъятный двор Морланд предоставил подходящую сцену для грандиозного спектакля. Вдалеке, за оградой, в полукруге площади Фонтенуа, за шеренгой одетых в черную форму жандармов шевелилось огромное бормочущее море розовых лиц. Каждый сантиметр пространства был заполнен. Люди стояли на скамейках и на крышах экипажей и омнибусов; они сидели на ветвях деревьев; одному человеку даже удалось взобраться на вершину военного мемориала 1870 года.
Мерсье, допивая все это, спрашивает меня: “Итак, сколько человек присутствовало, как вы могли бы оценить?”
“Префектура полиции заверила меня в двадцати тысячах”.
“Неужели?” Министр выглядит менее впечатленным, чем я ожидал. “Вы знаете, что я изначально хотел провести церемонию в Лонгчемпсе? Ипподром вмещает пятьдесят тысяч человек.”
Буадеффр льстиво говорит: “И вы бы наполнили его, министр, судя по звуку”.
“Конечно, мы бы заполнили его! Но Министерство внутренних дел утверждало, что существовал риск общественных беспорядков. В то время как я говорю: чем больше толпа, тем сильнее урок ”.
И все же двадцати тысяч мне показалось достаточно. Шум толпы был приглушенным, но зловещим, как дыхание какого-то сильного животного, временно затихшего, но способного в одно мгновение стать опасным. Незадолго до восьми появился кавалерийский эскорт, трусивший впереди толпы, и внезапно зверь зашевелился, потому что между всадниками можно было разглядеть черный тюремный фургон, запряженный четверкой лошадей. Волна насмешек нарастала и прокатывалась по нему. Кортеж замедлил ход, ворота открылись, и автомобиль с охраной с грохотом въехал по булыжникам на территорию Школы.
Когда я наблюдал, как он исчезает во внутреннем дворе, человек, стоявший рядом со мной, сказал: “Обратите внимание, майор Пиккар: римляне скармливали христианам львов; мы скармливаем им евреев. Полагаю, это прогресс”.
Он был закутан в шинель с поднятым воротником, на шее у него был серый шарф, кепка низко надвинута на глаза. Сначала я узнал его по голосу, а затем по тому, как неконтролируемо дрожало его тело.
Я отдал честь. “Полковник Сандерр”.
Сандхерр сказал: “Где вы будете стоять, чтобы посмотреть шоу?”
“Я не думал об этом”.
“Добро пожаловать, приходите и присоединяйтесь ко мне и моим людям”.
“Это было бы честью. Но сначала я должен убедиться, что все идет в соответствии с инструкциями министра ”.
“Мы будем там, когда вы закончите свои обязанности”. Дрожащей рукой он указал через двор Морланд. “У вас будет хороший обзор”.
Мои обязанности! Оглядываясь назад, я задаюсь вопросом, не был ли он саркастичным. Я подошел к гарнизонному управлению, где заключенный находился под стражей капитана Республиканской гвардии Лебрен-Рено. У меня не было желания снова видеть осужденного. Всего два года назад он был моим студентом в этом самом здании. Теперь мне нечего было ему сказать; я ничего к нему не чувствовал; я хотел, чтобы он никогда не рождался, и я хотел, чтобы он уехал — из Парижа, из Франции, из Европы. Солдат пошел и привел Лебрен-Рено для меня. Он оказался крупным, краснолицым молодым человеком с лошадиной внешностью, скорее похожим на полицейского. Он вышел и доложил: “Предатель нервничает, но спокоен. Я не думаю, что он создаст какие-либо проблемы. Нитки на его одежде ослаблены, а меч наполовину продырявлен, чтобы он легко ломался. Ничто не было оставлено на волю случая. Если он попытается произнести речь, генерал Даррас подаст сигнал, и оркестр заиграет мелодию, чтобы заглушить его ”.
Мерсье размышляет: “Интересно, какую мелодию нужно сыграть, чтобы заглушить человека?”
Буадефр предполагает: “Морская хижина, министр?”
“Это хорошо”, - рассудительно говорит Мерсье. Но он не улыбается; он редко улыбается. Он снова поворачивается ко мне. “Итак, вы наблюдали за действиями Сандхерра и его людей. Что вы о них думаете?”
Не зная, как ответить — Сандерр, в конце концов, полковник — я осторожно говорю: “Преданная группа патриотов, выполняющих бесценную работу и получающих мало признания или вообще не получающих его”.
Это хороший ответ. Настолько хорош, что, возможно, вся моя жизнь — а вместе с ней и история, которую я собираюсь рассказать, — возможно, повернулась вокруг этого. Во всяком случае, Мерсье, или человек под маской, который является Мерсье, бросает на меня испытующий взгляд, как будто проверяя, действительно ли я имею в виду то, что говорю, а затем одобрительно кивает. “Тут ты прав, Пикар. Франция многим им обязана”.
Все шесть этих образцов присутствовали в то утро, чтобы стать свидетелями кульминации их работы: эвфемистически названного "Статистического отдела” Генерального штаба. Я разыскал их после того, как закончил разговор с Лебрен-Рено. Они стояли немного в стороне от всех остальных в юго-западном углу плаца, с подветренной стороны одного из невысоких окружающих зданий. Сандерр держал руки в карманах, опустив голову, и казался совершенно отстраненным—
“Вы помните, ” перебивает военный министр, поворачиваясь к Буадефру, “ что они называли Жана Сандерра "самым красивым мужчиной во французской армии”?"
“Я действительно помню это, министр”, - подтверждает начальник Генерального штаба. “Сейчас в это трудно поверить, бедняга”.
По одну сторону от Сандерра стоял его заместитель, пухлый алкоголик с лицом кирпичного цвета, регулярно отхлебывающий из фляжки оружейного металла; по другую был единственный член его штаба, которого я знал в лицо — массивная фигура Джозефа Генри, который хлопнул меня по плечу и прогудел, что надеется, что я упомяну его в своем отчете министру. Два младших офицера секции, оба капитана, казались бесцветными по сравнению с ними. Был также штатский, костлявый клерк, который выглядел так, как будто редко бывал на свежем воздухе, с парой театральных биноклей в руках. Они подвинулись, чтобы освободить мне место, и алкоголик предложил мне глоток своего мерзкого коньяка. Вскоре к нам присоединилась пара других посторонних: умный чиновник из Министерства иностранных дел и этот пугающий болван полковник дю Пати де Клам из Генерального штаба, его монокль сверкал, как пустая глазница в утреннем свете.
К настоящему времени время приближалось, и можно было почувствовать, как напряжение сгущается под этим зловещим бледным небом. Почти четыре тысячи солдат были выстроены на парад, но с них не сорвалось ни звука. Даже толпа притихла. Единственное движение доносилось с окраин Морландского двора, где нескольким приглашенным гостям все еще показывали их места, они спешили извиняющимся тоном, как опоздавшие на похороны. Маленькая стройная женщина в белой меховой шапке и муфте, с оборчатым синим зонтиком в руках, которую сопровождал высокий лейтенант драгун, была узнана некоторыми зрителями, стоявшими ближе всего к перилам, и раздался легкий гром аплодисментов, перемежаемый криками “Ура!” и “Браво! ” плыло по грязи.
Сандхерр, подняв глаза, проворчал: “Кто это, черт возьми, такой?”
Один из капитанов взял у служащего театральный бинокль и навел его на даму в мехах, которая теперь кивала и вертела зонтиком в знак благодарности толпе.
“Будь я проклят, если это не Божественная Сара!” Он слегка поправил бинокль. “А это Рошбуэ из двадцать восьмого, который присматривает за ней, дьявольский счастливчик!”
Мерсье откидывается на спинку стула и поглаживает свои седые усы. Сара Бернар, появляющаяся в его постановке! Это то, чего он от меня хочет: художественный штрих, светские сплетни. Тем не менее, он притворяется недовольным. “Я не могу представить, кто мог пригласить актрису...”
Без десяти девять командующий парадом генерал Даррас выехал верхом по мощеной дорожке в центр плаца. Лошадь генерала фыркнула и опустила голову, когда он поднял ее; она прошлась по кругу, разглядывая огромную толпу, один раз ударила копытом по твердой земле, а затем замерла.
В девять начали бить часы, и раздалась команда: “Роты! Внимание!” В оглушительном унисоне сапоги четырех тысяч человек застучали друг о друга. В то же мгновение из дальнего угла плаца появилась группа из пяти фигур и направилась к генералу. Когда они подошли ближе, крошечные неясные фигуры превратились в эскорт из четырех автоматчиков, окруживших приговоренного. Они шли быстрым шагом, маршируя так точно, что их правая нога попадала в такт ударам колокола точно на каждом пятом шаге; только один раз заключенный споткнулся, но быстро исправился. Когда эхо последнего удара затихло вдали, они остановились и отдали честь. Затем артиллеристы развернулись и зашагали прочь, оставив осужденного наедине с генералом.
Загремели барабаны. Прозвучал сигнал горна. Чиновник выступил вперед, держа лист бумаги высоко перед лицом, как герольд в пьесе. Прокламация развевалась на ледяном ветру, но его голос был удивительно сильным для такого маленького человека.
“От имени народа Франции, ” произнес он нараспев, - первый постоянный военный трибунал военного правительства Парижа, собравшись при закрытых дверях, вынес свой вердикт на открытом заседании следующим образом. Членам суда был задан следующий единственный вопрос: виновен ли Альфред Дрейфус, капитан четырнадцатого артиллерийского полка, дипломированный офицер Генерального штаба и стажер Генерального штаба сухопутных войск, в передаче иностранной державе или ее агентам в Париже в 1894 году определенного количества секретных документов, касающихся национальной обороны?
“Суд единогласно приговаривает Альфреда Дрейфуса к наказанию в виде пожизненной депортации в укрепленный лагерь, объявляет об увольнении капитана Альфреда Дрейфуса и приказывает, чтобы его военная деградация состоялась до первого военного парада парижского гарнизона”.
Он отступил назад. Генерал Даррас привстал в стременах и обнажил шпагу. Осужденному пришлось вытянуть шею, чтобы посмотреть на него снизу вверх. У него отобрали пенсне. Он носил очки без оправы.
“Альфред Дрейфус, ты недостоин носить оружие. От имени французского народа мы унижаем вас!”
“И именно в этот момент, ” говорю я Мерсье, “ заключенный заговорил впервые”.