‘Гегель где-то говорит, что все великие события и личности в мировой истории так или иначе появляются вновь. Он забыл добавить: первый раз как трагедия, второй как фарс.’
Карл Маркс, 18 брюмера Луи Наполеона
1
ТЕПЛО, ИСПАНСКАЯ ГВИАНА.
‘Это парниковый эффект’.
Морской бриз принес запах тропического леса задолго до того, как они увидели сушу. Это был кислый запах разложения. На следующее утро они проснулись, чтобы увидеть побережье, и старый ржавый Pelicano следовал по нему еще два дня. Мрачное присутствие бескрайних джунглей оказало глубокое влияние на всех, кто находился на борту. Южная Америка. Казалось, что даже экипаж стал двигаться тише, а пассажиры часами находились в замкнутом пространстве, которое они называли ‘прогулочной палубой’. Они часами смотрели на таинственную темно-зеленую змею суши и далекие горы, которые регулярно исчезали за серым туманом. По большей части это была плоская прибрежная земля: болота, где процветали мангровые заросли. В сумерках стаи птиц, предпочитающих солоноватую воду, пролетали так низко, что их клювы зачерпывали какую-то крошечную рыбешку.
По мере того, как они продвигались на восток, атлантическая вода становилась все более охристой. Это был ил из Амазонки. Преобладающие течения делают воду коричневой вплоть до Карибского моря. Стюард, подобострастный теперь, когда пассажиры приближались к месту назначения, раздавал по кругу свой старый потрепанный бинокль. Он указал на каменную крепость с отвесными стенами, в которой теперь содержались политические заключенные. Он был построен на скалистом мысу. Он сказал, что охранники выбрасывали мясо в море, чтобы убедиться, что в воде никогда не было акул.
В тот последний день плавания Пеликано приблизился к земле, и они увидели людей, изолированные хижины и пару рыбацких деревень. Затем в поле зрения появился залив Тепило, а затем и неуместное скопление зданий, образующих набережную Тепило. Доминирующим в нем было замечательное старое здание таможни с его золотым куполом. Рядом с богато украшенными викторианскими кварталами и каменными складами стояли обшитые вагонкой здания, их облупившаяся белая краска стала такой же серой, как и каменная кладка. Они, без сомнения, будут унесены следующим наводнением или ураганом, а затем будут восстановлены, как это было много раз до этого.
Кое-где открывались оконные ставни, поскольку офисные работники возобновляли работу после сиесты. Четыре ржавых доковых крана нависали над причалом, где были пришвартованы два древних грузовых судна. С башни-замка дети прыгали в воду за гроши туристов. За ним протекал соответственно названный ‘вонючий ручей", который извергал лиственные деревья, когда работали лесозаготовительные лагеря в сельской местности.
Там были две деревянные хижины, используемые солдатами, а рядом с ними - таможенный сарай. Выкрашенный в красный цвет, он стал бледно-розовым из-за палящего солнца. Высокие белые буквы – ADUANA - на стене, обращенной к морю, были почти неразличимы. Неряшливые солдаты в серой форме, со старыми винтовками Ли Энфилд за плечами, стояли вдоль набережной, наблюдая за приближением Пеликано. Офицер с саблей на поясе и в начищенных ботинках важно расхаживал взад и вперед. Не так давно каждый день морем прибывали пассажиры. Теперь приходили только грузовые суда, и лишь немногие из них перевозили посетителей. Радиосообщение о том, что на борту "Пеликано" было десять пассажиров, вызвало большое волнение. Это установило рекорд за месяц. Главный таможенник приехал на грузовике из аэропорта, чтобы присутствовать.
Национальный флаг – зеленый, желтый и красный триколор - развевался на нескольких зданиях и на флагштоке возле здания таможни. Это был красивый флаг. Возможно, именно поэтому никто не захотел снимать с него королевский герб, когда почти восемьдесят лет назад Испанская Гвиана стала республикой. Кроме того, такое изменение означало бы трату денег. Постановлением правительства королевский герб был окрашен в национальные цвета.
Анхель Пас наблюдал за происходящим с борта судна, где пассажирам было сказано выстроиться в очередь со своим багажом. Пас был латиноамериканцем по внешности, панамцем по рождению, американцем по паспорту и безродным по натуре. Ему было двадцать лет. Он вырос в Калифорнии и, что бы он ни делал, чтобы скрыть это, он выглядел как сын богатого человека. Он был стройным и жилистым, с патрицианскими чертами лица и умными быстрыми карими глазами за очками в стальной оправе. Он пощупал в кармане, чтобы убедиться, что его паспорт на месте. Его беглый испанский должен был успокоить его, но он не мог полностью избавиться от дурного предчувствия. Он сказал себе, что это из-за погоды.
Дождь прекратился – это был не более чем ливень – и сиеста закончилась. Индийские докеры выстроились в очередь на влажных булыжниках, от которых шел пар, ожидая разгрузки Pelicano. Они были маленькими бесстрастными мужчинами с тяжелыми веками и блестящей коричневой кожей. Их футболки – грязные и рваные – были украшены неуместными рекламными надписями.
Предполагалось, что во время морского путешествия пассажиры должны были держаться подальше от экипажа и не спрашивать о стюарде. Но сегодня они должны были сойти на берег. Сегодня был день ‘servicio’. Багаж был поднят на палубу. Хитрый маленький стюард – его галисийский акцент звучал почти как португальский – на самом деле пел, в то время как согнутый старик, который мыл пассажирскую палубу, убирал каюты и заправлял кровати, улыбался и кивал наигранно. Паз терпеливо ждал позади пары пассажиров, с которыми он несколько раз играл в бридж. Они были из Фалькенберга, Восточная Германия – или восточная Германия теперь, когда она воссоединилась, – и они надеялись начать новую жизнь в Испанской Гвиане. Этому человеку – квалифицированному инженеру – предложили работу на заводе, где собирали и ремонтировали грузовики и автобусы. Его хорошенькая жена была одета в свою лучшую одежду. Они были нежной парой, мужчина был внимательным и обожающим, так что Паз решил, что они сбежавшие любовники. Теперь они оба смотрели на свой новый родной город, их лица были напряжены, а руки сцеплены.
Позади них стояли четыре священника, бледные молодые люди с остриженными головами. Большую часть путешествия они провели, разглядывая карты и читая свои Библии и передавая друг другу книжку в мягкой обложке с загнутыми углами под названием "Южная Америка" за десять долларов в день. Теперь все наблюдали за деликатным процессом стыковки.
Пеликано с трудом разворачивался, пока не повернул вверх по реке. Раздался скрежет цепи и всплеск, когда был брошен морской якорь. Двигатели ревели и подвывали, взбивая мутную воду добела. Все это время быстрое течение прижимало усталое старое судно к причалу, как собаку на поводке, поскольку якорный канат был натянут. Корабль плавно заскользил вбок, пока только тонкая струйка воды не отделила корпус от причала. На берегу индийские рабочие выбежали вперед, чтобы поднять вздымающиеся канаты, когда они, извиваясь, спускались по воздуху. Следующими были швартовные канаты из сизаля, их взгляды скользнули по кнехтам опытным способом, который выглядит таким легким. Когда судно плотно прижалось к причалу, закрепив три троса и установив подпорную пружину, трап для размещения с громким треском опустился на место.
‘Снова дома", - сказал стюард, ни к кому конкретно не обращаясь. Паровой кран катился вдоль узкоколейных доковых рельсов туда, где он мог добраться до грузового отсека. Из-за этого было много дыма и грохота.
Паз понюхал воздух, подхватывая свою дешевую холщовую сумку, чтобы пройти по палубе. Он чувствовал запах гниющих фруктов и вытекшего мазута, который плескался о корпус. Ему не понравился его первый вкус "Тепило", но это было лучше, чем жить на милостыню своей мачехи. Он приехал сюда не на каникулы. Он приехал сюда, чтобы сражаться в революции: марксистской революции.
Ожидая своей очереди на узкой лестнице для размещения, он снова посмотрел на город. На фоне горизонта возвышался монумент, увенчанный гигантским распятием. Это напомнило ему о замученном Христе, который с зияющими ранами и запекшейся кровью являлся в его тускло освещенную детскую. Этот влажный город предлагал ту же тишину, тайну и боль.
С этим уже ничего нельзя было поделать. Анхель Пас сжег свои лодки. Он намеренно проигнорировал организацию поездки, которую организовал для него его дядя Артуро. Он обналичил авиабилет и проложил маршрут так, чтобы последний этап можно было совершить на корабле. Он никогда бы не стал работать на дона Артуро ни в каком качестве. Без сомнения, Артуро был бы в ярости, но черт с ним. Паз нашел людей в Лос-Анджелесе, которые могли бы свести его с армией МАМиста на юге. Даже один из головорезов дона Артуро не смог бы найти его там.
К нему подошел стюард, взял его сумку и проводил его вниз по трапу. Пас был единственным пассажиром, с которым он мог говорить по-настоящему по-испански: ‘Положите пятьдесят песет в свой паспорт и отдайте его маленькому парню в грязном белом костюме. Десять он оставит себе, а сорок отдаст таможне и иммиграции. Вот как это делается здесь. Не предлагайте деньги напрямую кому-либо в форме, иначе они, скорее всего, доставят вам неприятности.’
‘Так я слышал", - сказал Паз.
Стюард улыбнулся. Парень хотел быть крутым парнем; значит, так тому и быть. Он все еще не был уверен, были ли большие чаевые, которые он ему дал, ошибкой. Но это было прошлой ночью, и он не просил ничего из этого вернуть. ‘У ворот дока полно такси. Десять песет - обычная стоимость проезда в любую точку города. Вызови полицейского, если они начнут спорить. Повсюду полно полицейских.’
‘Меня встречают", - сказал Паз, а затем пожалел о такой неосмотрительности. Именно из-за таких неосторожных разоблачений в прошлом были потеряны целые сети.
‘Они не пускают посетителей в таможенную зону, если у них нет большого влияния’.
‘Я понимаю’.
"Это из-за этих guerrilleros", - сказал стюард. ‘Они взрывают весь город по частям. Тупые ублюдки! Вот, пожалуйста; дай пятьдесят этому потному коротышке.’
Представленный таким образом мужчина был одет в белую панаму с цветочной лентой и белый тропический костюм, который был залатан от нервного пота. Быстрыми резкими движениями он взял паспорт США и щелкнул пальцами, приказывая индийскому носильщику отнести сумку Паса. Мужчина бросился прочь. Паз и индеец последовали за ним. Огромный таможенный сарай из оцинкованного железа был пуст, за исключением четырех спящих чернокожих. Мужчина в белом костюме танцевал вместе с ним, иногда поворачиваясь и отходя назад, чтобы поторопить его. ‘Скорее, скорее!’ Его голос и шаги эхом отдавались внутри сарая. Мужчина продолжал оглядываться в сторону корабля. Четверо священников потеряли часть багажа, и он беспокоился о том, чтобы они не нашли его и не справились с формальностями без его помощи и вмешательства. Некоторые чиновники были склонны пропускать священников без обычной оплаты. Это была не та практика, которую человек в белом костюме хотел поощрять, даже по умолчанию.
Только кивнув двум сотрудникам полиции в форме, мужчина направился к кованым воротам двора. Он подождал, чтобы убедиться, что полицейский выпустил Паза, и последовал за ним на улицу. ‘Еще двадцать песет", - сказал мужчина в последнюю минуту. ‘Для носильщика’. Индеец печально посмотрел на Паза.
‘Проваливай!’ Сказал Пас. Индеец молча удалился.
Мужчина в белом костюме вернул его паспорт с широкой улыбкой. Это была примерка. Если это не сработало, не обижайся. Он попробовал еще раз: ‘Тебе понадобится такси. Девушки? Шоу? Что-то очень особенное?’
‘Проваливай", - сказал Паз.
‘Кокаин: действительно высшего качества. Замечательно. Путешествие на небеса.’ Видя, что его полностью игнорируют, мужчина разразился бранью в мягкой литании молитвы. На самом деле он не возражал. Было лучше, что он вернулся на корабль и забрал тот чемодан, который он спрятал, до того, как его нашли священники.
Пройдя через ворота, Пас поставил свою сумку в тени. К тому месту, где он стоял, подкатило такси. Это была, как и вся остальная линейка, потрепанная американская модель как минимум пятнадцатилетней давности. Когда-то они были выкрашены в ярко-желтый цвет, но жаркое солнце и проливные дожди выцвели их все до бледных оттенков – некоторые почти белые – за исключением тех мест, где кузов был грубо отремонтирован. Такси остановилось, и водитель – мужчина с непокрытой головой в залатанных брюках цвета хаки - вышел, схватил его сумку и открыл для него дверь. На заднем сиденье Паз увидел пассажира: женщину. ‘Нет … Я жду, ’ сказал Паз, пытаясь забрать свою сумку у водителя. Он не хотел кататься с кем-то еще.
Женщина наклонилась вперед и сказала: ‘Садись. Садись! Из-за чего ты поднимаешь такой шум?’
Он увидел женщину средних лет с искаженным от гнева лицом. Он поступил. С тех пор Паз всегда помнил ее презрение и был унижен этим воспоминанием.
На самом деле Инес Кэссиди была всего на тридцать десять лет старше Пас - и большинство тех, кто ее встречал, считали ее очень хорошенькой, если не сказать красивой. Но первые встречи создают прочные отношения, а эта испортила их отношения.
‘Тебя зовут Паз?’ - спросила она. Он кивнул. Такси отъехало. Она дала ему время откинуться на спинку сиденья. Паз снял очки и протер их носовым платком. Это была нервная манерность, и она признала это как таковое. Итак, это был "эксперт по взрывчатым веществам", которого так горячо рекомендовала подставная организация в Лос-Анджелесе. ‘У тебя нет оружия?" - спросила она.
‘Там был мужчина в белом костюме. Он провел меня прямо до конца. Меня никто не остановил.’
Ее раздражало, что он не ответил на ее вопрос. Она сказала: ‘В дверь сарая встроен металлоискатель. Это ради золота, но если иногда ...’ Ее голос затих, как будто сложность ситуации была слишком велика, чтобы объяснять. ‘Если они подозревают, они следуют ... иногда в течение нескольких дней’. Она одарила его усталой улыбкой.
Паз повернулся, чтобы посмотреть в заднее стекло автомобиля. Они не следовали указателям на ‘Centro’; водитель свернул на прибрежную дорогу. ‘За нами не следует никакая машина", - сказал Паз.
Она посмотрела на него и кивнула. Итак, это был крестоносец, который хотел посвятить свою жизнь революции.
Паз посмотрел на нее с тем же испепеляющим презрением. Он ожидал увидеть коммуниста: портового рабочего, ветерана вооруженной борьбы рабочих. Вместо этого они послали ему навстречу женщину; буржуазную женщину! Она была прекрасным примером того, что революция должна устранить. Он смотрел на ее дорогую одежду, тщательно уложенные волосы и ухоженные руки. Это была Латинская Америка: общество, управляемое мужчинами. Был ли такой прием преднамеренным оскорблением?
Он смотрел из машины на море и сельскую местность. Дорожное покрытие было сравнительно хорошим, но крытые соломой жестяные хижины, спрятанные среди деревьев, были ветхими. Грязные дети потерялись среди стад коз, нескольких свиней и случайного осла. Не всегда было легко определить, кто из них дети, а кто животные. Иногда они выбегали на дорогу, и водитель сигналил, чтобы освободить дорогу. Раскрашенные вручную вывески рекламировали фрукты для продажи, астрологию, пошив одежды и стоматолога. Иногда мужчины или женщины выходили на дорогу и предлагали на продажу съестные припасы: засиженный мухами кусок козлятины, связку бананов или дохлую ящерицу. Всегда его держали как можно выше в воздухе, иногда продавец ходил на цыпочках. Они громко кричали на шипящем диалекте, который ему было трудно понять.
‘Контрольно-пропускной пункт", - спокойно сказал водитель.
‘Не говори, пока тебя о чем-нибудь не спросят", - приказала Инес Пасу. Такси остановилось в том месте, где дорога по всей ширине была перегорожена заостренными стальными кольями, вбитыми глубоко в нее. Водитель вышел с документами на машину в руке. Сруб, сделанный из стволов деревьев, так зарос зеленью, что его было трудно отличить от окружающих кустарников и деревьев. Федералисты в серой форме, в старых американских шлемах, выкрашенных в белый цвет, охраняли препятствие. Один из них подошел к задней части машины и наблюдал, как водитель открывает багажник. Другой держал автомат Rexim поперек тела, как будто был готов выстрелить из него. Паз посмотрел на это с интересом. Он видел их раньше в Испании. В пятидесятых годах испанский производитель продавал пистолет как "Ла Корунья’, но он был слишком тяжелым, слишком громоздким, а цена была неправильной. Они вышли из бизнеса.
Еще двое солдат сидели на бревне, курили и держали в вытянутых руках древние винтовки Ли Энфилд. Позади, в тени, стоял другой мужчина. Был одет в белую рубашку и темные брюки, на нем были модные солнцезащитные очки "Полароид". На поясе у него был такой же модный автоматический пистолет с рукоятками, имитирующими перламутр. Он ничего не делал, только наблюдал за мужчиной и женщиной в машине. Пас видел таких людей в доках. Они были PSS, политической полицией.
Багажник такси захлопнулся с достаточной силой, чтобы машина покачнулась на рессорах. Затем водитель и солдат забрали документы, удостоверяющие личность, которые Инес протянула через опущенное окно. Документы были переданы мужчине в белой рубашке, но он не соизволил взглянуть на них. Он отмахнулся от них. Документы были возвращены Инес, и водитель завел машину.
Было нелегко объехать на широком "Понтиаке" металлические колья. Это означало подняться на грязное плечо. Солдаты наблюдали, но не помогли. Паз предложил выйти и проинструктировать водителя, но женщина сказала ему сидеть на месте. ‘Все это часть игры", - сказала она.
Когда водитель преодолел препятствие, мужчина в белой рубашке с непроницаемым лицом насмешливо отсалютовал им, и они тронулись с места. ‘Это все часть их глупой игры", - с горечью повторила она. Она чувствовала себя пристыженной так, как это понимают только латиноамериканцы. Она отдала ему его паспорт и положила свои документы обратно в элегантную сумку. ‘Большинство из них не умеют читать", - сказала она. ‘Но вы не можете на это положиться’. Она закрыла пакет и сказала: ‘Моя подруга – медсестра - почти каждую ночь нарушала комендантский час, используя разрешение на выпивку, чтобы пройти через патрули’.
‘И это сошло тебе с рук?’
‘До прошлого месяца. Затем она столкнулась с одним из отрядов вежливости, которые патрулируют туристический район, где расположены отели. Лейтенант учился с ней в школе.’
‘Ей повезло’.
‘Они отвезли ее в полицейский участок и изнасиловали’.
Пас ничего не сказал. Ее тихий ответ был произнесен с феминистским пылом; она хотела заставить его почувствовать вину за то, что он мужчина. Он выглянул в окно. Они проходили через трущобы. Это было нереально, как сидеть дома и смотреть видео. Дети, голые и рахитичные, играли среди разбитых машин и открытых сточных канав. Большое распятие охраняло вход в лагерь. У его основания стояло множество жестяных банок с цветами и маленькими растениями. Одним из них был кактус. Солнце палило на пропитанные дождем листы гофрированного металла и драпированного пластика, из которого были сделаны стены и крыши. Из-за этого образовалась дымка. Через него Паз увидел отдаленные здания центра города Тепило. Они дрожали в восходящем воздухе, как миражированный оазис.
Пройдя еще милю по джунглям, они подошли к искусно сделанной каменной стене. Они следовали за ним, пока не появились врата. Там они свернули, чтобы найти комфортабельный дом, окруженный пятью акрами сада. "Это отель?" - спросил я. Спросил Пас.
Когда-то это был великолепный особняк, но теперь грандиозные каменные ступени и балкон, на который они вели, осыпались и заросли сорняками.
‘Иногда", - сказала Инес. Она вышла. Он взял свою сумку и последовал за ней по ступенькам в дом. Величественная резная лестница вела на верхний этаж. Она показала ему его комнату. Все было грандиозным, старым и слегка сломанным, как и слуга, который последовал за ними. Он открыл ставни и отдернул занавески в сторону. ‘Вы предложили свои услуги движению", - сказала она после ухода слуги.
‘Да’.
‘Ты знаешь что-нибудь о взрывчатых веществах?’
‘Я эксперт’.
Она улыбнулась. ‘Что ж, мистер эксперт, вы мне нужны. Пойдем со мной’. Она отвела его в комнату на чердаке, где кухонный стол был завален оборудованием для изготовления бомб. ‘Научи меня делать бомбу’.
Он посмотрел на то, как вещи были разложены на выскобленном столе: ножницы, изоляционная лента и бечевка. В лотке было несколько стальных шарикоподшипников, которые, возможно, были изготовлены как грубое пусковое устройство, а также заточенный карандаш и записная книжка. Только женщина устроила бы все это так аккуратно. ‘Ты сумасшедший", - сказал он.
‘Научи меня!’
‘С этим хламом?’ Он протянул руку, но ни к чему не прикоснулся.
‘Я достану все, что тебе еще нужно", - сказала она.
‘Что ты пытаешься взорвать?" - спросил он. Она колебалась. Он повернулся, чтобы посмотреть на нее. ‘Тебе придется рассказать мне’.
‘Сейф. Стальной сейф в Министерстве пенсий.’ Он изучал ее, чтобы понять, серьезна ли она. ‘Мы пытались три раза. Ни одна из бомб не взорвалась. Это наш последний шанс, пока у нас еще есть способ проникнуть в здание.’
Он посмотрел на оборудование, но не притронулся к нему. Он сказал: ‘Мы должны носить комбинезоны и перчатки. Простое обращение с этим веществом оставит на вас достаточно запаха, чтобы насторожить ищейку. Полагаю, в Тепило используют собак-ищеек?’
‘Да’. Она подошла к огромному шкафу в коридоре. С одной из полок она взяла свежевыстиранный комбинезон и хлопчатобумажные перчатки. ‘Мы не полные любители", - сказала она и подняла комбинезон, чтобы убедиться, что он ему подойдет.
Когда он был одет, с волосами, заправленными под шарф в пиратском стиле, он взял обернутые палочки взрывчатки и внимательно рассмотрел их. ‘Ошокуяку, вероятно, пикриновая кислота’. Он осторожно понюхал его, как будто один этот запах был смертельным.
‘Это стоило больших денег", - сказала она. Она ожидала, что эксперт по взрывчатым веществам будет смелее обращаться с инструментами своего ремесла. Она задавалась вопросом, боялся ли он.
‘Тогда тебя похитили, милая! Этот материал устарел двадцать лет назад. Единственная хорошая новость заключается в том, что, похоже, его хранили должным образом.’ Он аккуратно положил взрывчатку и разобрал картонную коробку, в которой была куча всякого хлама: ржавые винты, провода, детонаторы, тюбик клея и еще больше липкой ленты. ‘У тебя есть приблизительная идея", - неохотно сказал он.
Она открыла ящик и достала несколько совершенно новых батареек. ‘Они свежие и проверенные", - сказала она.
‘Как ты собираешься это запустить?’
Из шкафа она достала заводной будильник, все еще в картонной коробке. Она положила это на стол перед ним. ‘Мне нужны двое часов", - сказал он. ‘Дай мне еще’.
Она получила вторую. ‘Почему два?’
‘На случай, если что-то не сработает должным образом", - сказал он. Он разорвал коробки. Они были в старомодном стиле: круглые, с раструбом наверху и Микки Маусом на лице.
Он поставил часы рядышком на стол и посмотрел на все это. "У вас есть еще какая-нибудь взрывчатка?’
Она покачала головой.
‘Никаких американских штучек? Нет Семтекса? Русский гексоген?’
‘Это все, что у нас есть, пока не поступит следующая партия. У нас был гелигнит, но из него выделялся какой-то химикат.’
‘Это ведь не все еще где-то здесь, не так ли? Это было похоже на то, что в нем заканчивались силы.’
‘Они похоронили это’.
‘Вы, люди, сумасшедшие", - снова сказал он. ‘Тебе нужна настоящая взрывчатка’.
‘Что не так с этой взрывчаткой?’
‘Ты никогда не сделаешь бомбу из этого японского дерьма’.
‘Они сказали, что это только что с фабрики. Это пришло в прошлом месяце.’ В ее голосе звучало отчаяние. Ее лицо было белым и осунувшимся. Он думал, что она вот-вот разрыдается. ‘Эта задача важна’.
Паз задумчиво посмотрел на нее, а затем вернулся к бомбе. ‘Это просто не взорвется", - сказал он. ‘Эти американские детонаторы не сработают с японской взрывчаткой. С таким же успехом вы могли бы соединить его с пачкой тортилий.’ Он ожидал, что она попытается рассмеяться или, по крайней мере, заговорить, но она была опустошена разочарованием. Он сказал: ‘Американская взрывчатка отличается высоким качеством и очень чувствительна. Американские капсюли взорвут американскую взрывчатку, но они не заставят эту штуку двигаться.’
‘Ты должен это исправить", - настаивала она. ‘Вы мистер эксперт’. Она сказала это с горечью, и это его возмутило. Почему эта избалованная сука должна возлагать на него ответственность за то, что он не сотворил чудес с ее коллекцией мусора?
‘Нам понадобился бы усилитель, чтобы поместить его между капсюлями и зарядом", - терпеливо объяснил он. ‘Тогда мы могли бы заставить его взорваться’.
‘Ты мог бы это сделать?’
‘Не могли бы вы принести сахар?’
‘Да, конечно’.
‘Хлорат натрия?’
‘Они используют это для изготовления спичек?’
‘Да’.
‘Однажды мы совершили налет на спичечную фабрику, чтобы купить немного. Кто-то сказал, что это для бомб. Я мог бы достать немного.’
‘Сколько времени это займет?’
‘Я поговорю по телефону прямо сейчас’.
‘Осторожнее с тем, что ты говоришь. Множество людей знают, на что способен хлорат натрия.’
‘Спустись вниз и скажи кому-нибудь из слуг, чтобы приготовил для тебя стейк. Здесь много еды. Предположим, все, что вам нужно, доставлено в Министерство пенсий? Не могли бы вы сделать это на месте?’
‘Кто сказал, что я собираюсь заложить бомбу?’
Она посмотрела на него с нескрываемой насмешкой. Это была решающая схватка; время, когда он был вынужден смириться с истинной ситуацией. Он подчинился приказам МАМисты. Это означало, что по приказу этой женщины и любого другого, кому Движение содействия марксизму дало полномочия.
Он говорил медленно. ‘У нас должны быть комбинезоны, перчатки и керосин для мытья. И хорошее мыло, чтобы избавиться от запаха керосина.’
‘Я все это устрою’. Она не выказывала никаких признаков триумфа, но они оба знали, что их отношения были налажены. Это были не те отношения, которыми Пас собирался наслаждаться.
Он порылся в коробке, чтобы выбрать несколько кусков проволоки, отвертку, плоскогубцы и так далее. Он положил эти предметы рядом со взрывчаткой и часами. ‘Мне понадобятся все эти вещи. И рулетку длиной не менее метра.’
‘Начало!’ - сказала она, но в ее тоне чувствовалось скорее облегчение, чем радость.
Он не ответил. Она ему не нравилась. Она была слишком похожа на его мачеху, а он ненавидел свою мачеху. Она отослала его в школу и украла у него отца. После этого все пошло не так, как надо.
День Испании проходит так поздно. Tarde означает одновременно "полдень’ и ‘вечер’. Слово, обозначающее ‘утро’, означает "завтра’. Сидя возле кафе на площади Пласа-де-Армас в Тепило, молодой человек вспомнил испанский стиль жизни. Площадь была переполнена: мулаты и метисы, аристократы и нищие, священники, монахини, чернокожие и индейцы. То тут, то там можно было заметить даже одного-двух туристов. Там были вспотевшие солдаты в плохо сидящей грубой серой сарже и офицеры в застегнутых на талии мундирах с высокими воротниками, начищенных сапогах, саблях и шпорах. Пас наблюдал за беседующей группой офицеров: младшие офицеры стояли по стойке смирно , подняв руки в белых перчатках в постоянном приветствии. Их старшие товарищи не удостоили их даже взглядом.
Позади офицеров каменный Франсиско Писарро на скачущем каменном коне атаковал ночь с поднятым мечом. На дальней стороне площади возвышались темные очертания дворца архиепископа. Это была удивительная путаница свитков, ангелов, демонов, цветов и горгулий: собранные излишества барокко. На этой стороне площади начиналось пасео. Мимо цветочных клумб и декоративных фонтанов молодые люди города проходили маршем и встречным маршем. Девочки в сопровождении старых карг с ястребиными глазами, улыбаясь и перешептываясь, прошли мимо них в своих самых новых нарядах.
Из кафе доносилась музыка струнного трио, игравшего "Moonlight and Roses’. Напротив за столом сидела женщина – Инес Кэссиди – в парике мышиного цвета и модных больших затемненных очках. Она наблюдала за Пасом с нескрываемым интересом и забавой.
‘Они неплохие, эти нейлоновые парики", - сказал он, пытаясь вывести ее из себя. Он не выпил свой шоколад. Для него это было слишком густо и приторно. Он так нервничал, что его желудок взбунтовался от одного этого запаха.
Она не была выведена из себя. ‘Они достаточно хороши для такой работы. Ты тоже наденешь темные очки, если последуешь моему совету. Новый закон требует, чтобы только один очевидец был признан виновным в совершении террористических актов.’ Она не использовала слово ‘терроризм’ сардонически. Она не возражала против этого как описания того, что они собирались сделать.
Она посмотрела на Паза. Его кожа была светлой, но он был сильно пигментирован. Она могла видеть, что он был испаноязычного происхождения. Его волосы были темными и жесткими. Разделенные пробором посередине, они часто падали ему на глаза, заставляя его качать головой, как какую-нибудь юную кокетливую девчонку. У него была та нервная уверенность, которая приходит к богатым парням из колледжа, которые чувствуют, что им все еще нужно проявить себя. Такие мальчики не были неизвестны здесь, в Тепило. Они щеголяли своими автомобилями, а иногда яхтами и самолетами. Можно было услышать их безупречный испанский, полный модного сленга из Мадрида, на некоторых клубы и рестораны на набережной за городом. Также не было ничего неизвестного в том, что один из них присоединился к МАМиста. В начале violencia такие люди наслаждались острыми ощущениями от ограблений банков и платежных ведомостей, которые приносили деньги, в которых движение так отчаянно нуждалось. Но у таких людей не было ни стойкости, ни политической воли, которых требовала долгосрочная политическая деятельность. Этот парень Пас прибыл со всевозможными рекомендациями от сторонников движения в Лос-Анджелесе, но Инес уже решила, что он не собирается быть исключением из этого правила.
В местном стиле Анхель Пас ударил ложкой по своей чашке, издав звук, который подозвал официанта. Она наблюдала за ним, пока он отсчитывал банкноты. Богатые молодые люди относятся к деньгам с презрением; это их предает. Официант холодно посмотрел на него и взял чаевые, не поблагодарив.
Они встали из-за стола и растворились в толпе. Их целью – Министерством пенсий – было массивное каменное здание в том классическом стиле, который правительства повсюду выбирают в качестве символа государственной власти. Инес поднялась по ступенькам и постучала в устрашающие деревянные двери. Ничего не произошло. Несколько человек проходили мимо, но, увидев мужчину и девушку в тени дверного проема, удостоили их не более чем взглядом. ‘Уборщик - один из нас", - объяснила она Пазу. Затем, как грешница перед экраном исповедальни, она прижалась лицом к двери и тихо позвала: ‘Чори! Чори!’
В ответ раздался звук сдвигаемых засовов и поворачиваемого замка. Одна из дверей открылась ровно настолько, чтобы впустить их внутрь.
Паз оглянулся назад. Вдоль улицы, через просвет между зданиями, он мог видеть огни кафе на площади. Он даже мог слышать, как трио играет ‘Thanks for the Memory’.
‘Ты сказал, что это будет открыто, Чори", - неодобрительно сказала Инес.
‘Замок заедает", - сказал мужчина, который их впустил, но Пас подозревал, что он ждал, пока не услышит женский голос. В руке Чори держал пластиковый пакет для покупок.
‘Здесь есть кто-нибудь еще?’ Спросила Инес. Они были в большом зале с мраморным полом. Немного сиреневого вечернего света просачивалось сквозь богато украшенный стеклянный купол четырьмя этажами выше. Этого было достаточно, чтобы показать внушительную лестницу, которая вела на балкон первого этажа, окружавший их со всех сторон.