Обычно осужденный не страдает от смертельной болезни. Смертельная рана не нанесена. По крайней мере, пока. Все жизненные силы тела призывают его продолжать жить. Не время сбавлять обороты. Не время умирать.
Но какая-то внешняя сила, какой—то внешний элемент - авторитет — объявляет, что действительно пришло время умирать. И так, по указу, оно и есть.
Это то, что так необычно в казни, будь то законная смертная казнь или незаконная, как при акте убийства. Жизнь забирается до того, как ее кажущийся надлежащий ход был завершен. Человек преждевременно сталкивается с вечностью. Так сказать, предельная травма.
Часто соблюдается своего рода квази-церемония. Иногда осужденному разрешается помолиться, чтобы привести свою душу в порядок. Иногда болезненное любопытство палача должно быть удовлетворено: как приговоренный встретит смерть? Иногда раздаются приглашения и формируется процессия к камере смертников.
Традиционно осужденному предоставляется выбор последнего ужина. Так было в случае с Ридли К. Гроендалом. За исключением того, что он не знал, что это должен был быть его последний ужин.
“Рамон, ” сказал Грондаль, прикладывая салфетку к животу, “ что бы ты предложил?”
“Уверен, месье сегодня вечером понравится p ât é”. Официант излучал самообладание, соответствующее его работе. В конце концов, лондонский Chop House был самым престижным местом среди ресторанов Детройта. И его цены отражали это превосходство.
Грюндаль кивнул. “Да, да, да. И, я думаю, немного вашей белужьей икры”.
“Нет...” - пробормотал партнер Грандаля по ужину, ни к кому конкретно не обращаясь.
“... и, возможно, немного сыра Бри”, - продолжил Грандаль.
“Невероятно”, - снова пробормотал Питер Харисон.
“Превосходно”, - сказал Рамон. “А вы, месье Харисон?”
“Ничего. Если что, я помогу мистеру Грандалю с закусками”.
“Конечно”. Правая бровь Рамона почти незаметно приподнялась. “И что-нибудь из бара?”
“Двойной мартини, джин с повышенным охлаждением — с изюминкой”, — сказал Грандаль.
“А, как обычно. Очень хорошо. А месье Харисон?”
“Ничего”.
Рамон покинул их.
“Не могли бы вы сказать мне, что, черт возьми, вы пытаетесь сделать?” Ярость Харисона усилилась разочарованием.
“Вовсе нет, дорогая. Просто нормально поем”.
“Приличная еда! Со всеми этими жирами, солью и холестерином? Ты не мог забыть, что у тебя больное сердце!”
“Это не единственное условие, которое у меня есть”.
“С этим ничего не поделаешь”.
Рамон принес напитки и закуски.
Грундаль сделал большой глоток мартини. Он хотел, чтобы напиток приобрел мягкий вкус, прежде чем его сила уменьшится из-за еды. “В том-то и дело, дорогой Питер: С этим ничего не поделаешь. Так что — ешьте, пейте и веселитесь. На завтра ... ”
“В этом-то все и дело”. Харисон намазала немного сыра Бри на порцию мацы. “Мы хотим, чтобы у нас было как можно больше завтрашних дней. Но у нас их будет немного, если ты вот так позволишь своей диете полететь ко всем чертям ”.
“Терпение, Питер. В конце концов, сегодня особенный вечер”.
Вернулся Рамон. “Не соблаговолят ли джентльмены сделать заказ? Я знаю, что вам нужно посетить представление”.
“Продуманно, Рамон”, - признал Гроендаль. “Не хочешь присоединиться ко мне за салатом ”Цезарь"?" - спросил он Харисона.
Его собеседник просто покачал головой.
“Очень хорошо, ” продолжил Грундаль, “ я буду средиземноморский салат. И ... как вам йоркширский пудинг?”
“Идеально”.
“Конечно. Затем пудинг с ребрышками и картофелем фри”.
“А на десерт?”
“Пирог с кокосовым кремом?”
“Превосходно, как всегда”.
“Идеально”.
“А месье Харисон?”
“Соле по-дуврски и печеный картофель”. Его голос был едва слышен.
“Прошу прощения?”
“Подошва и печеная картошка”.
“Нет салата или десерта для месье?”
“Это все, спасибо”.
Рамон ушел.
“Самоубийство!” - сказал Харисон.
“Хммм?”
“Ты знаешь, что доведешь себя до болезни, Рид. Но хуже того, ты заигрываешь с еще одним инфарктом. И ты знаешь, что доктор сказал, что ты не можешь перенести еще один инфаркт”.
“Жизнь - это загадка, Питер. Смерть - это загадка. Мы никогда не знаем, от чего мы умрем и когда. Мы живем каждый день на полную катушку, не так ли?” Пока он говорил, Грундаль продолжал накладывать порции мацы попеременно с паштетом, сыром и икрой.
“Это не ты, Рид. Ты никогда не был таким раньше. Этот фатализм завладел твоей личностью. Это нездорово”.
“Жизнь нездорова ... по крайней мере, моя - нет”.
Рамон принес первые блюда, а также салат Грундаля. У него был обычай брать салат и первое блюдо из одного блюда.
Прежде чем попробовать говядину или картофель, Грундаль щедро посыпал и то, и другое солью. Харисон поморщился и покачал головой.
Обслужив еще несколько столиков, Рамон вернулся на свое место, откуда мог наблюдать за тем, как продвигаются дела у посетителей. К нему присоединилась Вера, официантка, одетая, как и он, в черный галстук.
“Медленная ночь”, - прокомментировала Вера.
“Должен ответить. Еще рано”, - сказал Рамон.
Она кивнула в сторону Грундаля и Харисона. “Я вижу, вы поймали ублюдка”.
Рамон пожал плечами. “Потри котенка неправильно, котенок поцарапается. Потри котенка правильно, котенок замурлычет. Он не так уж плох”.
“Он не так уж плох, пока ест именно то, что хочет. И, насколько я вижу, он ест именно то, что хочет. Видели бы вы его пару недель назад, когда он соблюдал какую-то диету. Я думал, он собирается подать меня с яблоком во рту ”.
Рамон подавил улыбку. “Не бойся: Харисон держит его на верном пути”.
“Хммм”. Она на мгновение задумалась. “Когда в последний раз кто-нибудь видел Гроендаля без Харисон?”
Рамон подмигнул. “Не будь таким застенчивым. Шкафов больше нет”.
“Не поймите меня неправильно. Мне все равно, кто с кем трахается в этом городе. Просто нужно кое-что сказать для благоразумия. Что касается Грундаля и Харисон, выставлять напоказ свои отношения - это не совсем проявление такта ”.
“Не будь к ним так строга, Вера. На самом деле, это должно пойти им на пользу: посмотрите, сколько веса потерял месье Грандаль всего за последние несколько месяцев ... одно из дополнительных преимуществ брака по любви. Каждый стремится улучшить свою внешность для любимой, не так ли?”
“Для этого есть другое название”.
Рамон ждал.
“СПИД”.
“О, перестань, Вера. Это некрасиво”.
“Нехорошо, но, вероятно, это правда. Только не говори мне, что те хирургические перчатки, которые ты носил, настолько прозрачны, что никто их не заметил”.
“Никто не обращает внимания, когда кто-то осторожен”.
“Так почему ты их носишь?”
“Нельзя быть слишком осторожным”.
“Что ж, если он все-таки сдохнет, я могу вспомнить множество местных художников, которые нисколько не пожалеют”.
Рамон ухмыльнулся. “Это совсем на тебя не похоже, Вера”. Он отметил, что Гроендал и Харисон закончили. Когда он поспешил принести десерт и кофе, пока убирали со стола, он туго натянул свои тонкие резиновые перчатки.
Привычка Рамона прислуживать за столом в перчатках возникла из-за относительно недавнего распространения СПИДа. Он так часто мыл руки, что его кожа стала грубой и огрубевшей, что способствовало распространению инфекции. И все же было невозможно избежать обращения с использованной посудой, на которой осталась слюна посетителей. А слюна, по сообщениям, может быть одним из переносчиков СПИДа. Нельзя было быть слишком осторожным.
Он высказал эту мысль Вере, казалось бы, в шутку. Но он был обеспокоен. Особенно когда обслуживал кого-то вроде Ридли К. Гроендала. Рамон никогда не забудет призрак Рока Хадсона, время от времени посещавшего закусочную, на поздних стадиях того, что тогда казалось недавно обнаруженным заболеванием, синдромом приобретенного иммунодефицита. Этот солидный, суровый, красивый мужчина превратился в костлявую тень самого себя. Один взгляд на разрушенный Гудзон убедил Рамона, что он должен принять все меры предосторожности против СПИДа. Это было нечто, неподвластное так называемым чудодейственным лекарствам. Это была смертельная болезнь, которая немилосердно ослабляла и опустошала организм.
Итак, хотя он носил хирургические перчатки как обычное дело, именно от такого человека, как Гроендаль, Рамон почувствовал, что нуждается в защите. Никто из посетителей никогда не жаловался на перчатки и, казалось, даже не замечал их. Независимо от того, действительно ли кто-нибудь из посетителей ресторана заразился этой ужасной болезнью или нет, все понимали природу болезни и необходимость самозащиты для человека в положении Рамона.
“Ты не собираешься делать и этого тоже!” Сказал Харисон, когда Гроендал закурил сигару.
Грюндаль откинул голову назад и выпустил серию колец дыма. “Питер, либо у меня непривычная проблема выражаться ясно, либо ты просто отказываешься мне верить. Дело в том, что за то время, которое у меня осталось, я намерен наслаждаться жизнью в полной мере ... Это не так уж трудно понять ”.
“Но избавься, наслаждаясь собой в полной мере, ты сокращаешь время, которое тебе осталось”. В его голосе слышался намек на отчаяние.
Грюндаль покрутил коньяк в бокале и, казалось, изучал его янтарную гладкость. “Мы не должны забывать, Питер, что Бог — или кто-то еще - решил несколько преждевременно опустить последний занавес над моей жизнью. Поэтому я стремлюсь к качеству, а не к количеству. Питер, последнее, чего я хочу в этом мире, - это выйти калекой. Мы говорили об этом. Почему тебе так трудно это принять? В конце концов, это моя жизнь, не твоя ”.
У Харисона не было ответа.
“Питер, позволь мне прожить свою жизнь по-своему. И позволь мне закончить свою жизнь по-своему”.
Харисон внутренне поморщился, но постарался не показать, как глубоко огорчили его слова друга.
Грюндаль почти одновременно покончил с пирогом, сигарой, кофе и коньяком. Он размашисто подписал счет, включая щедрые чаевые.
Парковщик подал машину. Харисон, как и полагалось по его роли, забрался на водительское сиденье. Они ехали по Вудворд-авеню в тишине. Харисон чувствовал затрудненное дыхание Грондала. Несколько раз Харисон украдкой поглядывал на своего компаньона. Цвет лица у Грандаля был желтоватый, и он казался несколько вытянутым. На самом деле это не было удлинением; иллюзия была вызвана его резкой потерей веса и, как следствие, впалыми щеками и недавними морщинами на лице. Харисон знал, что Грундал не должен был работать сегодня вечером. Он должен быть дома, отдыхать. Но тогда ему также не следовало проглатывать ужин, который он только что съел.
Все свелось к тому, что никто не сказал Ридли К. Гроендалу, что делать. Даже руководство "Нью-Йорк Геральд", из издания которого Грюндаль недавно ушел на пенсию, ничего ему не диктовало. Конечно, никто в Suburban Reporter , для которого Грюндаль публиковал свою регулярную колонку и периодические обзоры, не осмеливался оспаривать у искусствоведа его полномочия. Для Грундаля это было гораздо больше, чем вторая карьера (в которой с финансовой точки зрения он не нуждался); это был скорее выход для критики, которую он должен был излить.
Выражение этой критики, которая, по мнению многих, была резкой, настойчиво негативной, своекорыстной, даже жестокой, мстительной и несправедливой, заработало Грандалю много врагов. На его прежнем посту в Herald этими врагами была космополитичная международная группа художников.
После его ухода на пенсию — немного преждевременной и, как оказалось, вынужденной — большинство его наиболее известных жертв смогли забыть, если не простить его. Грюндаля раздражало, что он больше не занимал руководящее кресло в Herald. Он попытался компенсировать это, обрушившись с критикой на незадачливых местных талантов, а также на хедлайнеров, которые проезжали через город.
Было достаточно рано, чтобы Харисон смог найти место для парковки на Вудворд, напротив Оркестрового зала, места проведения сегодняшнего концерта.
Гроендаль прошелся по вестибюлю так, словно Зал принадлежал ему. Харисон, следовавший по пятам за ним, вручил билеты — два в проходе, — как это было все эти много лет, когда они посещали премьеры.
Двое мужчин сразу же оказались в центре внимания немногих посетителей, пришедших пораньше.
Харисона, среднего роста и телосложения, отличала почти полностью лысая макушка, из которой торчали два значительных пучка волос по бокам, что делало его больше всего похожим на клоуна Кларабель из “Хауди-Дуди”. Слава.
Гроендаль, все еще впечатляющий и выдающийся, несмотря на зловещую потерю веса, которая придавала ему изможденный вид, был высоким, с тяжелой шевелюрой цвета соли с перцем. Темно-синий костюм сидел на нем довольно хорошо, поскольку был недавно куплен. Он снял свое черное пальто и перекинул его через руку, направляясь к своему переднему сиденью.
Гроендаля легко и непринужденно узнали, потому что, в отличие от большинства других критиков, его машина саморекламы всегда была хорошо отлажена. Его яркость в словах и делах, наряду с его фотографиями, была (по его настоянию) широко разрекламирована.
Когда двое мужчин устроились, Грюндаль начал изучать свою программу. “Посмотри на это, ладно?” Он не потрудился понизить голос.
Харисон пролистал свою программу. Он взглянул на предложения, но ничего не сказал, ожидая неизбежного комментария Грюндаля.
“Октеты Шуберта и Мендельсона и квинтет Бетховена”, - довольно громко отметил Гроендаль. “Вы можете себе это представить? Шуберт, Мендельсон и Бетховен! Романтики! Романтики! Романтики! Это только подтверждает мысль, которую я повторяю снова и снова: Дэвид Палмер еще не вступил в двадцатый век!”
В голове Харисона мелькнула мысль, что, возможно, Шуберта, Мендельсона и Бетховена исполнят хорошо. Но он не потрудился сказать об этом. Он знал, что его друг выбрал свою цель на вечер и уже сочиняет рецензию.
Однако Харисон знал, что от него ожидали роли послушного адвоката дьявола. С годами роль, которую он играл напротив Грюндаля, стала настолько определенной, что стала рутинной.
“Теперь, Рид, ты знаешь, как трудно заставить аудиторию принять некоторых современных композиторов. Возможно, Палмер считает, что Детройт не готов к Шонбергу и Айвзу. В конце концов, он должен попытаться занять это место ”.
“Чушь! Способ сделать это - заправить их. Хорошо, берите своих Мендельсона и Бетховена или своих Шуберта и Мендельсона, но добавьте туда Барта & # 243; к. Причина, по которой экспрессионисты, атоналы, минималисты не прижились, заключается в том, что трусы вроде Палмера сторонятся их. Детройт никогда не вырастет, пока такие люди, как Палмер, не будут вытеснены с руководящих постов!”
Этого было достаточно. Харисон сыграл свою роль в этом часто повторяющемся сценарии. Он знал, что был прав. Это был первый век, в котором, за редким исключением, композиторы того века не исполнялись. Во времена Моцарта они играли Моцарта. В эпоху Бетховена они играли Бетховена. И, конечно, мастера все еще были чрезвычайно популярны. Но композиторы-авангардисты разной степени смелости - такие как Шелленберг, Кейдж, Барток и Айвз — казалось, привлекали в основном других современных композиторов. Казалось, что сегодняшние композиторы серьезной музыки пишут друг для друга. Конечно, не для широкой публики, которая в значительной степени избегала их.
Поэтому было своего рода артистическим самоубийством назначать "модерн", особенно в программе, и без того ограниченной по привлекательности, такой как сегодняшний камерный концерт.
Никаких сомнений: Дэвиду Палмеру, лидеру Midwest Chamber Players, не обошлось без этого. Харисон знал, что Палмера осудят, среди прочих основных причин, за то, что он осмелился предложить трех композиторов-романтиков в одной программе без намека на двадцатый век.
Но на самом деле не имело значения, в чем могла заключаться провокация. Маэстро Палмер в любом случае получил бы неприятное уведомление. Это был Ридли К. Гроендал. Знать его не обязательно означало любить его. Это было достижением Питера Харисона — и немногих других.
“О-о ... взгляните туда!” Виолончелистка Роберта Шварц поманила Дэвида Палмера к глазку.
“Кто это?” Спросил Палмер. “О, неважно; я могу сказать по вашему тону: это горгулья, не так ли?”
“И к тому же рано”.
“Естественно. Он не хотел бы, чтобы кто-нибудь пропустил тот факт, что он прибыл. Грюндаль — либо ранний, либо поздний торжественный выход — вы можете на это положиться . , , Новости или Свободная пресса уже здесь?”
Роберта поводила головой из стороны в сторону, осматривая панораму зала. “Нет, пока нет. Но почему они должны быть такими: они нормальные”.
Она отошла от глазка, чтобы Палмер мог им воспользоваться.
“Угу”. Палмер прищурился через маленькое отверстие. “Вот он, старый пердун, уже делает пометки в своей программе. Я имею в виду, как ты можешь рецензировать концерт до того, как эта чертова штука начнется?”
“Интересно, как мы справились”.
Несмотря на свои дурные предчувствия, Палмер улыбнулся. “Не очень хорошо. На это вы можете положиться. Интересно, что мы сделали не так на этот раз?”