Некоторые древние традиции до сих пор сохраняются среди белорусского народа
времен, которые, переходя от человека к человеку, становились такими же тусклыми, как
мифология древних народов. Жители этого края, а именно Полоцкого, Невельского и Себежского уездов, испокон веков пострадавшие, совершенно изменились
характер; на их лицах всегда отмечена какая-то печаль и мрачная задумчивость. ты
их воображение постоянно преследуют злые духи, которые, однако, служат злыми лордами, колдунами и всеми врагами простого народа.
Я родился и вырос там, их жалобы и печальные рассказы подобны шуму дикой природы.
леса, всегда навевали мне мрачные мысли и были моим единственным с детства
мечтать
Некоторые из этих родных воспоминаний я вспоминал в балладах1; это было мое
одинокое пение. Баллады были началом того, что я хотел сказать.
Подробнее. Это в человеческой природе – от песни мы переходим к рассказу о
что нас больше всего занимает. Шесть 2 томов должны выйти один за другим
этих рассказов, где изображены в основном места северной Беларуси, потому что этот
этот уголок земли всегда вызывает у меня самые теплые воспоминания.
Я не имитирую формы, используемые в английском, немецком или
Французский; Я считаю, что иностранные вещи неискушенному обывателю не подойдут.
Беларуси. Форму я взял у самой природы. Сирота ежедневно жалуется на свою
несчастье, повествует о различных страданиях, которые ему пришлось пережить в этом мире и его
жалобы всей его жизни сливаются в одну историю, хотя он так не думал
сегодня о том, что будет сказано завтра.
Ян Борщевский
Петербург,
1844, 83 сентября
3
ЭССЕ СЕВЕРА БЫТЬ ЛАРУСОМ И
Тот, кто едет с севера в сторону Беларуси, видит перед собой
огромные деревни, похожие на городки, церкви из белого кирпича и дворовые доходные дома*, широкие засеянные поля, кое-где небольшие сосновые леса или березовые рощи, слышишь
иногда протяжное и громкое пение крестьянина, доносившееся насколько хватает глаз
по полям или летит над горами и долинами под мелодию пастушеского рожка. ты
В воскресенье, когда солнце приближается к закату, он встречает деревенских девушек.
в праздничной одежде-парке, а иногда и в ядовитых сарафанах, в окружении юношей -
женихи; они возглавляют шествия, поют народные песни, а старики, сидящие на
prizbah, подумай о прошлом и настоящем...
Однако если оно приблизится к границам Себежского и Невельского уездов, то
видит перед собой обширные темные леса, которые, как облака, нависают над
вдали, между лесами – соломенные крыши бедных жителей; взгляд куда-то
встречает торчащий между сосен железный крест, часовню, покрытую мхом, впереди
у двери которой на двух сосновых столбах висят два или три колокола; к
Вокруг разбросаны могильные кресты и камни. Редко там встретишь приличного
построен усадебный дом; и мало церквей, где можно было бы увидеть вкус
архитектор или расходы богатого спонсора; и земля эта, унылая и дикая, начиная от реки Ловацы, простирается до берегов Двины, где кончается
Палата и Дриса.
Вся эта территория имеет узкие каменистые дороги, прорезающие горы.
местами и минуя дикие берега озер, прячась в лесах. В бедных деревнях г.
в праздники и будни всегда царит мрачная тишина; редко
будет слышна песня жнеца или ратая, и по этому пению можно легко понять его
тревожные мысли, ибо безобразие часто обманывает надежды трудолюбивого земледельца...
В этих краях прошли мои детские годы. Вот я после того, как расстался с
его молодыми товарищами из Полоцкой академии1, не имея возможности иметь при себе
другие книги, помимо нескольких латинских и греческих классиков, блуждали в приятной
мечтает где-нибудь в темном лесу или на пустынном берегу озера; любил
читать в книге природы, когда вечерний пар открывает страницу, на которой
Всемогущество Бога написано миллионами мерцающих звезд. На земле, покрытый
многих растений и животных, я читал о Милосердии и Воле Создателя. Эта книга
природа научила меня настоящей поэзии, настоящим чувствам лучше, чем
сегодняшние красноречивые критики, каковы чувства и разные способности других людей, данные
человеку от Бога его хотят пришить по фигуре, как фрак.
* Так местные жители называют кирпичные дома усадеб. (Заметки Я. Борщевского здесь и далее).
4
Рассказы стариков о различных происшествиях в их народных сказках, которые
передавались от человека к человеку с древних времен, были для меня историей
эта земля, характер и чувства белорусов.
После того, как судьба забросила меня в дальние края, как часто одинока
мысли мои возвращаются с берегов Невы в этот край, где прошли мои лучшие годы
жизнь, где столько сладких воспоминаний рисует мне память! Я помню, недалеко от
Не много в окрестностях Рабщизна2, где природа подняла высокие горы, словно полы.
огромные здания, которые веками были покрыты тенью лесов, а некоторые под
золотой песок сияет на ласковом солнце. Какое разнообразие пейзажей здесь
замечательные фотографии! Если бы кто-то, находясь в этом регионе, поднялся на вершину
Пачановское гора* и взглянул на дикую местность, лежащую вокруг, потом увидел, как озера тут и там, как зеркала, отражали дневные лучи, а над их берегами
дремлют густые леса, как чернеют кое-где на склонах бедные крестьянские избы; но ни городских стен, ни башен старого замка вы нигде здесь не увидите. Есть мужчина
забывает о мире. Во французской палате нет аргументов по делу Египта и
Турция3, там про английский парламент4 не слышно, про войну с китайцами5, нет
они не говорят ни о железных дорогах6, ни о чудесном изобретении Дагера7. И только голос
пастушка, выстрел охотника в лесу или ветер, завывающий в кронах леса, на мгновение нарушают тишину окрестностей...
Ближе к Полоцку озеро Нещарда заливает просторы на несколько миль, омывает волнами прибрежные песчаные горы, южнее - широкие поймы, усеянные грудами бань, кое-где прячутся в них реки, бегущие издалека среди камышей.
разольет озерную воду. Весна там рай; все виды птиц, кажется, собираются вместе
со всех уголков мира тысячи разных мелодичных, диких и чувствительных голосов
эхо над водой на лугах и в лесах: крик кукушки, крик соловья, голос буга в
камыш, резкие крики уток... Эта чудесная сладость и этот концерт природы
перенес мое воображение в какую-то волшебную страну.
И теперь эти места, где в детстве я видел столько чудес природы, эти рощи, эти зеленые берега Нешчард, моя память рисует их мне, как сад мечты.
Я вспоминаю народные сказки о легендах этого края, о горах, деревьях, Нешарде, гуляющих среди людей; и хотя его трудно найти в его рассказах
Полная правда, однако, можно увидеть некоторый след прошлого этого региона, потому что
и сейчас кое-где можно наблюдать валы, воздвигнутые человеком
рукой; это, несомненно, следы войн, о которых не вспомнил ни один историк.
Иногда вид встречает холмики, покрытые лесом. Может быть, в тени шумных сосен
Там покоится какой-то воин, имя которого давно забыто. Я слышал истории много раз
простых людей о давних войнах, но к ним примешано столько сказок и чудес, что
от прошлого остался лишь слабый след, без имен действующих лиц. Я скажу тебе одну вещь
это обычная народная сказка окрестностей.
На южной стороне озера Нешчарды находится гора, омываемая с трех сторон.
вода, на той горе – маленькая деревянная церковь и несколько сосен. Там часто
найти в песке серебряные монеты, стеклянные предметы, стершиеся веками
В качестве украшений использовались ржавые остатки различных предметов старого мира
* Стихотворение под этим названием включено в «Незабудку» за 1841 год.
5
оружие. Говорят, что когда-то на этом полуострове был город. Однако чей город кто в нем
царствовал, неизвестный. Местное население, проживающее в отдаленных лесных районах, издавна не подозревало о нападениях различных племен, кочевавших в этом регионе с целью грабежа.
к берегам был выманен страшный великан по имени Княжа8 .
Безжалостный, надеясь на богатый грабеж, осадил грабителей огромной кучей.
этот город, восстановили слабую оборону, грабили дома, убивали жителей, в
в церквях он грабил иконы и воровал жертвенные сосуды, даже церковные
разрушили, а колокола утопили в озере и с толпой друзей разбили лагерь в
опустошенный город. Однако Бог чудесным образом объявил о своем наказании.
богохульник. Колокола погружаются на дно озера ежедневно на западе и востоке.
солнце пробудило оглушительную тишину на диких берегах Нешчарды, так что птицы, напуганные звуком этого колокола, разбежались по воздуху, а косули и лоси, дрожа от страха, спрятались в дальних лесах. В полночь чума пролетела черным шаром, и там, где она коснулась стены, никто из того дома не вышел.
не вышел живым, и таким образом погибла вся группа Принца ; сам он в ужасе, оставив все богатства, закопанные в горе, бежал с несколькими
друзья, но недалеко от озера он умер. Люди показывают это сейчас
массовый курган под названием Могила принца 9.
Среди простых людей этого региона ходит множество других легенд; во многих из
упоминаются исторические случаи, а другие являются скорее плодом фантазии
о меланхолическом духе, который характеризует обитателя этой дикой и лесистой местности; от
от природы он способен на живую мысль, его воображение создает удивительные картины.
Некоторые народные сказки оттуда я передал в балладах, помещенных
в трёх томах альманаха «Незабудка»10, а именно: «Девичий источник»11, который
расположен к северу от города Полоцка, спрятан в тени вековых лесов; "Два
березы»12, которые люди до сих пор видят у берегов Шевинского озера;
«Курганы» 13; «Русалка»14 взята из песни ведьмы, скучающей по себе.
любимый, поет:
Гуси, лебеди,
Брось мне крест,
Я полечу с тобой .
По воскресеньям здесь иногда проходят ярмарки; собираются люди из близлежащих деревень
в церковь. Там на кладбище можно увидеть сцены, наводящие на душу грусть.
Вот вдова с маленькими детьми у деревянного креста, который стоит над могилой мужа, а там сирота над могилой родителей плачущим голосом выражает свое горе.
сердце; если кто-то подойдет к ним и подслушает их слова, они позавидуют
мертв, и эти слезные жалобы, кажется, выдержал бы и каменный сундук.
После службы все собираются в одном месте, где-то рядом.
таверны; тут появляются несколько жидких15 с ленточками, иголками и прочим
блестящие украшения для одежды; голос особой белорусской волынки16 .
Музыка начинается17 под открытым небом; молодой парень и седой дедушка, опьяненные водкой, прыгают в пот, их радость часто переходит границы
порядочность. И скорбные крики, недавно заливавшиеся слезами над могилой