Точность любого вымысла - это отражение представленных фактов. Таким образом, хотя истина иногда может быть более странной, чем вымысел, в основе вымысла всегда должна быть правда. С этой целью все произведения искусства, реликвии, катакомбы и сокровища, описанные в этой истории, реальны. Исторический след, раскрытый на этих страницах, точен. Наука, лежащая в основе романа, основана на современных исследованиях и открытиях.
Святые реликвии были дарованы Райнальду фон Дасселю, архиепископу Кельна (1159-67), после разграбления города Милан императором Барбароссой. Такое сокровище было даровано немецкому архиепископу за его помощь и должность канцлера на службе нынешнему императору. Не все были довольны тем, что такое сокровище покидает Италию ... не без борьбы.
— Из "Истории Святой Римской империи" ("История Священной Римской империи"), 1845,
HISTOIRES LITTÉRAIRES
ПРОЛОГ
МАРТ 1162
Люди АРХИЕПИСКОПА скрылись в тени нижней долины. Позади них, на вершине зимнего перевала, ржали лошади, изрезанные стрелами. Люди кричали, рыдали и ревели. Звон стали был серебристым, как звон колоколов в часовне.
Но здесь совершалась не Божья работа.
Арьергард должен держаться.
Брат Иоахим сжал поводья своей лошади, когда его скакун заскользил на задних лапах вниз по крутому склону. Нагруженная повозка благополучно достигла дна долины. Но до настоящего спасения оставалась еще одна лига.
Если бы только они могли добраться до нее…
Стиснув поводья, Иоахим погнал свою спотыкающуюся кобылу вниз, к подножию долины. Он с плеском пересек ледяной ручей и рискнул оглянуться назад.
Хотя весна манила, зима все еще правила высотами. Вершины ослепительно сияли в лучах заходящего солнца. Снег отражал свет, в то время как волна инея оседала с острых, как бритва, вершин. Но здесь, в затененных ущельях, таяние снега превратило лесную подстилку в грязное болото. Лошади увязали по самые копыта и при каждом шаге грозили сломать кость. Впереди фургон увяз по самые оси.
Иоахим пришпорил свою кобылу, чтобы присоединиться к солдатам у повозки.
Впереди была запряжена другая упряжка лошадей. Сзади подталкивали мужчин. Они должны добраться до тропы, идущей вдоль следующего хребта.
“Эй-йа!” - завопил хозяин фургона, щелкая кнутом.
Ведущая лошадь запрокинула голову, а затем натянула хомут. Ничего не произошло. Цепи натянулись, лошади фыркнули белым в холодный воздух, а люди грязно выругались.
Медленно, слишком медленно фургон выбирался из грязи с чавкающим звуком открытой раны в груди. Но наконец он снова двигался. Каждая задержка стоила крови. С перевала позади них доносились вопли умирающих.
Арьергард должен продержаться немного дольше.
Повозка продолжила движение, снова поднимаясь. Три больших каменных саркофага в открытом кузове повозки заскользили по веревкам, которыми они были привязаны к месту.
Если таковые имеются, должны сломаться…
Монах Иоахим добрался до тонущей повозки.
Его собрат, Франц, подвел свою лошадь поближе. “Тропа впереди, разведчики, чиста”.
“Реликвии нельзя вернуть в Рим. Мы должны добраться до границы с Германией”.
Франц понимающе кивнул. Реликвии больше не были в безопасности на итальянской земле, не сейчас, когда истинный папа был сослан во Францию, а ложный папа жил в Риме.
Повозка теперь поднималась быстрее, с каждым шагом обретая все более твердую опору. Тем не менее, она катилась не быстрее, чем мог бы идти человек. Иоахим продолжал наблюдать за дальним хребтом, глядя поверх крупа своего скакуна.
Звуки битвы превратились в стоны и рыдания, жутким эхом разносящиеся по долине. Звон мечей полностью стих, сигнализируя о поражении арьергарда.
Иоахим искал, но тяжелые тени окутали высоты. Беседка из черных сосен скрывала все.
Затем Иоахим заметил вспышку серебра.
Появилась одинокая фигура, очерченная пятном солнечного света, в сверкающих доспехах.
Иоахиму не нужно было видеть символ красного дракона, нарисованный на нагруднике мужчины, чтобы узнать лейтенанта черного папы. Нечестивый сарацин принял христианское имя Фиерабрас, в честь одного из паладинов Карла Великого. Он был на целую голову выше всех своих людей. Настоящий гигант. На его руках было больше христианской крови, чем у любого другого человека. Но, крещенный в прошлом году, сарацин теперь стоял рядом с кардиналом Октавиусом, черным папой римским, принявшим имя Виктор IV.
Фьерабрас стоял в пятне солнечного света, не делая попыток преследовать.
Сарацин понял, что было слишком поздно.
Повозка наконец перевалила через гребень и добралась до изрытой колеями сухой тропы на его вершине. Теперь они разогнались на приличной скорости. Немецкая земля лежала всего в лиге отсюда. Засада сарацин провалилась.
Внимание Иоахима привлекло движение.
Фьерабрас снял с плеча огромный лук, черный, как тени. Он медленно наложил стрелу на тетиву, сделал на ней зарубку, а затем откинулся назад и полностью натянул тетиву.
Иоахим нахмурился. Что он надеялся выиграть одним оперенным болтом?
Лук натянулся, и стрела полетела, описав дугу над долиной, на мгновение потерявшись в солнечном свете над горным хребтом. Иоахим напряженно вглядывался в небо. Затем, бесшумно, как пикирующий сокол, вонзилась стрела, пробив самую центральную шкатулку.
Невероятно, но крышка саркофага треснула со звуком удара молнии. Веревки оборвались, когда ящик раскололся, разлетевшись в стороны. Теперь, освобожденные, все три ящика скользнули к открытой задней части фургона.
Люди побежали вперед, пытаясь остановить падение каменных саркофагов на землю. Протянулись руки. Повозка остановилась. Тем не менее, один из ящиков накренился слишком сильно. Она опрокинулась и придавила солдата, сломав ногу и таз. Крик бедняги огласил воздух.
Франц поспешил, спрыгнув с седла. Он присоединился к мужчинам, пытавшимся снять каменный ящик с солдата ... и, что более важно, обратно в повозку.
Саркофаг подняли, человека вытащили на свободу, но ящик был слишком тяжел, чтобы поднять его на высоту фургона.
“Веревки!” Крикнул Франц. “Нам нужны веревки!”
Один из носильщиков поскользнулся. Саркофаг снова упал, на бок. Его каменная крышка открылась.
Позади них послышался стук копыт. По тропе. Они быстро приближались. Иоахим обернулся, зная, что он найдет. Лошади, взмыленные и блестящие на солнце, неслись прямо на них. Хотя до них было четверть лиги, было ясно, что все всадники одеты в черное. Еще больше людей сарацина. Это была вторая засада.
Иоахим просто сел на своего коня. Спасения не было бы.
Франц ахнул — не от их затруднительного положения, а от содержимого рассыпанного саркофага. Или, скорее, от его отсутствия.
“Пусто!” - воскликнул молодой монах. “Здесь пусто”.
Потрясение заставило Франца подняться на ноги. Он забрался на дно повозки и уставился на ящик, разбитый сарацинской стрелой.
“Опять ничего”, - сказал Франц, падая на колени. “Реликвии? Что это за руины?” Молодой монах нашел взгляд Иоахима и прочел в нем отсутствие удивления. “Ты знал”.
Иоахим уставился на мчащихся лошадей. Весь их караван был уловкой, чтобы отвлечь людей черного папы. Истинный курьер отбыл на день раньше с упряжкой мулов, неся истинные реликвии, завернутые в грубую ткань и спрятанные в вязанке сена.
Иоахим повернулся, чтобы посмотреть через долину на Фиерабрас. Сарацин может получить свою кровь сегодня, но реликвии никогда не достанутся черному папе.
Никогда.
СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
22 ИЮЛЯ, 11:46 вечера.
КЕЛЬН, ГЕРМАНИЯ
Когда приблизилась ПОЛНОЧЬ, Джейсон передал свой iPod Мэнди. “Послушай. Это новый сингл Godsmack. Он еще даже не выпущен в Штатах. Насколько это круто?”
Реакция была меньшей, чем Джейсон надеялся. Мэнди без всякого выражения пожала плечами, но все равно взяла предложенные наушники. Она откинула назад окрашенные в розовый цвет кончики своих черных волос и поднесла телефоны к ушам. Это движение распахнуло ее куртку достаточно, чтобы показать ее груди в форме яблок под черной футболкой Pixies.
Джейсон уставился на нее.
“Я ничего не слышу”, - сказала Мэнди с усталым вздохом, выгибая бровь в его сторону.
Ох . Джейсон снова переключил свое внимание на свой iPod и нажал Play.
Он откинулся назад, опираясь на руки. Они вдвоем сидели на заросшей тонкой травой лужайке, обрамлявшей открытую пешеходную площадь, называемую Домворплатц. Он окружал массивный готический собор К öлнер Дом. Расположенный на Соборном холме, с него открывался вид на весь город.
Джейсон окинул взглядом длинные шпили-близнецы, украшенные каменными фигурами, вырезанными в виде ярусов мраморных рельефов, которые варьировались от религиозных до таинственных. Теперь, освещенная ночью, она содержала жуткое ощущение чего-то древнего, поднявшегося из глубокого подполья, чего-то не от мира сего.
Слушая музыку, льющуюся с iPod, Джейсон наблюдал за Мэнди. Оба были на летних каникулах после окончания Бостонского колледжа, путешествовали с рюкзаком по Германии и Австрии. Они путешествовали с двумя другими друзьями, Брендой и Карлом, но двоих других больше интересовали местные пабы, чем посещение сегодняшней полуночной мессы. Мэнди, однако, была воспитана в католической вере. Полуночные мессы в соборе были ограничены несколькими избранными праздниками, на каждом из которых присутствовал сам архиепископ Кельна, как, например, на сегодняшнем Празднике трех королей. Мэнди не хотела пропустить это.
И хотя Джейсон был протестантом, он согласился сопровождать ее.
Пока они ждали приближения полуночи, голова Мэнди слегка покачивалась в такт музыке. Джейсону нравилось, как ее челка моталась взад-вперед, как выпячивалась нижняя губа, когда она сосредотачивалась на музыке. Внезапно он почувствовал прикосновение к своей руке. Мэнди придвинулась ближе, накрыв своей ладонью его руку. Ее глаза, однако, оставались прикованными к собору.
Джейсон затаил дыхание.
За последние десять дней эти двое оказывались вместе все чаще и чаще. До поездки они были не более чем знакомыми. Мэнди была лучшей подругой Бренды со средней школы, а Карл был соседом Джейсона по комнате. Двое их соответствующих друзей, новых любовников, не хотели путешествовать в одиночку, на случай, если их зарождающиеся отношения испортятся во время путешествия.
Этого не произошло.
Так что Джейсон и Мэнди часто заканчивали осмотр достопримечательностей в одиночку.
Не то чтобы Джейсон возражал. Он изучал историю искусств еще в колледже. Мэнди специализировалась на европейских исследованиях. Здесь их сухим академическим учебникам придавали плоть и обхват, вес и содержательность. Испытывая схожий трепет от открытия, эти двое нашли друг в друге легких попутчиков в путешествии.
Джейсон старался не смотреть на ее прикосновение, но он приблизил один палец к ее руке. Неужели ночь только что стала чуть светлее?
К сожалению, песня закончилась слишком рано. Мэнди села прямее, убирая руку, чтобы снять наушники.
“Нам пора внутрь”, - прошептала она и кивнула в сторону вереницы людей, проходящих через открытую дверь собора. Она встала и застегнула свой пиджак, консервативный черный пиджак от костюма, поверх яркой футболки.
Джейсон присоединился к ней, когда она разгладила юбку до щиколоток и зачесала розовые кончики волос за уши. За один вдох она превратилась из слегка панковатой студентки колледжа в степенную школьницу-католичку.
Джейсон разинул рот от внезапной трансформации. В черных джинсах и легкой куртке он внезапно почувствовал себя недостаточно одетым для посещения религиозной службы.
“Ты прекрасно выглядишь”, - сказала Мэнди, казалось, прочитав его беспокойство.
“Спасибо”, - пробормотал он.
Они собрали свои вещи, выбросили пустые банки из-под кока-колы в ближайшую мусорную корзину и пересекли мощеную площадь Домворплац.
“Guten Abend”, одетый в черное дьякон приветствовал их у двери. “Willkommen.”
“Danke,”. Пробормотала Мэнди, пока они поднимались по лестнице.
Впереди свет свечей струился через открытый дверной проем собора, мерцая на каменных ступенях. Это усиливало ощущение возраста и древности. Ранее в тот же день, совершая экскурсию по собору, Джейсон узнал, что краеугольный камень собора был заложен еще в тринадцатом веке. Трудно было представить себе такой промежуток времени.
Купаясь в свете свечей, Джейсон подошел к массивным резным дверям и последовал за Мэнди в переднее фойе. Она плеснула святой водой из таза и осенила себя крестным знамением. Джейсон внезапно почувствовал себя неловко, остро осознав, что это была не его вера. Он был незваным гостем, нарушителем границы. Он боялся оступиться, поставить в неловкое положение себя и, в свою очередь, Мэнди.
“Следуйте за мной”, - сказала Мэнди. “Я хочу занять хорошее место, но не слишком близко”.
Джейсон шагнул вслед за ней. Когда он вошел в саму церковь, благоговейный трепет быстро пересилил беспокойство. Хотя он уже побывал внутри и многое узнал об истории и искусстве сооружения, он снова был поражен простым величием пространства. Длинный центральный неф простирался на четыреста футов перед ним, разделенный пополам трехсотфутовым трансептом, образующим крест с алтарем в центре.
Однако его внимание привлекли не длина и ширина собора, а его невероятная высота. Его глаза поднимались все выше и выше, ориентируясь на заостренные арки, длинные колонны и сводчатую крышу. От тысячи свечей тянулись тонкие спирали дыма, поднимаясь к небесам, отражаясь от стен, благоухая ладаном.
Мэнди повела его к алтарю. Впереди трансепты по обе стороны от алтаря были огорожены веревками, но в центральном нефе было много свободных мест.
“Как насчет этого?” - сказала она, останавливаясь на полпути по проходу. Она слегка улыбнулась, наполовину благодаря, наполовину застенчиво.
Он кивнул, пораженный ее незамысловатой красотой, Мадонной в черном.
Мэнди взяла его за руку и потянула Джейсона к краю скамьи, у стены. Он устроился на своем месте, радуясь относительному уединению.
Мэнди держала свою руку в его. Он чувствовал тепло ее ладони.
Ночь, безусловно, становилась светлее.
Наконец, прозвенел колокол, и хор начал петь. Месса началась. Джейсон взял пример с Мэнди: стоял, преклонял колени и сидел в сложном балете веры. Он не следил ни за чем из этого, но обнаружил, что заинтригован, потерявшись в зрелище: священники в рясах, размахивающие дымящимися шариками с благовониями, процессия, сопровождавшая прибытие архиепископа в его высокой митре и отделанном золотом облачении, песни, исполняемые как хором, так и прихожанами, зажигание праздничных свечей.
И повсюду искусство стало такой же частью церемонии, как и участники. Деревянная скульптура Марии и младенца Иисуса, получившая название "Миланская Мадонна", сияла возрастом и изяществом. А через дорогу мраморная статуя святого Христофора с блаженной улыбкой несла на руках маленького ребенка. И над всем этим возвышались массивные баварские витражи, сейчас темные, но все еще сверкающие отраженным светом свечей, создавая драгоценности из обычного стекла.
Но ни одно произведение искусства не было более впечатляющим, чем золотой саркофаг за алтарем, заключенный в стекло и металл. Хотя реликварий был размером с большой сундук и выполнен в форме миниатюрной церкви, он был центральным элементом собора, причиной строительства такого массивного молитвенного дома, средоточия веры и искусства. Он защищал самые святые реликвии церкви. Изготовленный из чистого золота, реликварий был выкован еще до того, как собор был разрушен. Саркофаг, созданный Николасом Верденским в тринадцатом веке, считался лучшим из существующих образцов средневекового золотого шитья.
Пока Джейсон продолжал свое изучение, служба медленно приближалась к концу мессы, отмеченной звоном колоколов и молитвами. Наконец, пришло время Причастия, преломления евхаристического хлеба. Прихожане медленно поднимались со своих скамей, направляясь по проходам, чтобы принять тело и кровь Иисуса Христа.
Когда пришло ее время, Мэнди поднялась вместе с остальными на своей скамье, высвобождая свою руку из его. “Я сейчас вернусь”, - прошептала она.
Джейсон наблюдал, как опустела его скамья и медленная процессия продолжила движение к алтарю. С нетерпением ожидая возвращения Мэнди, он встал, чтобы размять ноги. Он воспользовался моментом, чтобы изучить скульптуру, стоящую по бокам исповедальной кабинки. Теперь, встав, он также пожалел о третьей банке кока-колы, которую выпил. Он оглянулся на вестибюль собора. За пределами нефа был общественный туалет.
С тоской оглядываясь назад, Джейсон первым заметил группу монахов, входящих в заднюю часть собора, проходящих через все задние двери. Несмотря на то, что они были в длинных черных одеждах с капюшонами и поясом на талии, что-то сразу показалось Джейсону странным. Они двигались слишком быстро, с уверенной военной точностью, ускользая в тени.
Это была какая-то заключительная часть зрелища?
Оглядев собор, можно было заметить еще больше фигур в плащах у других дверей, даже за пределами обвитого веревками трансепта рядом с алтарем. Благочестиво склонив головы, они, казалось, также стояли на страже.
Что происходило?
Он заметил Мэнди возле алтаря. Она как раз принимала причастие. Позади нее была всего горстка прихожан. Тело и кровь Христа, Джейсон почти мог читать по губам.
Аминь, ответил он сам себе.
Причастие закончилось. Последние прихожане вернулись на свои места, включая Мэнди. Джейсон жестом пригласил ее на скамью, затем сел рядом с ней.
“Что со всеми этими монахами?” спросил он, наклоняясь вперед.
Она опустилась на колени, склонив голову. Ее единственным ответом был шепчущий звук. Он откинулся назад. Большинство прихожан тоже стояли на коленях, склонив головы. Лишь немногие, подобные Джейсону, те, кто не причастился, остались сидеть. Впереди священник заканчивал уборку, в то время как пожилой архиепископ сидел на своем возвышении, прижав подбородок к груди, в полудреме.
Тайна и зрелище превратились в тлеющие угольки в сердце Джейсона. Может быть, это было просто давление в его мочевом пузыре, но все, чего он хотел, это убраться отсюда. Он даже потянулся к локтю Мэнди, готовый уговорить ее уйти.
Движение впереди остановило его. Монахи по обе стороны от алтаря вытащили оружие из-под складок ткани. Оружейный металл блестел от масла в свете свечей, курносые "узи", оснащенные длинными черными глушителями.
Грохот выстрелов, не громче отрывистого кашля заядлого курильщика, донесся через алтарь. На скамьях поднялись головы. За алтарем священник, одетый в белое, танцевал от ударов. Казалось, что его забрасывают пейнтбольными шариками — малиновыми пейнтбольными шариками. Он упал на алтарь, пролив чашу с вином вместе со своей собственной кровью.
После ошеломленного молчания среди прихожан раздались крики. Люди вскочили. Пожилой архиепископ, спотыкаясь, сошел со своего возвышения и в ужасе вскочил на ноги. Внезапное движение сбило его митру на пол.
Монахи подметали проходы ... сзади и по бокам. Раздавались приказы на немецком, французском и английском языках.