Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

3. Ранние годы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Мириэль вложила в ожидание и рождение Фэанаро столько сил, и духовных, и телесных, что их хватило бы на рождение многих детей [5]. Столько сил, что была опустошена, словно выгорела изнутри: у Мириэль не оставалось сил радоваться или даже печалиться (любовь Мириэль и Финвэ была радостной, но теперь жизнь стала для неё бременем [5], и "она была так истомлена, что не способна плакать о том, что не увидит детства своего сына [5]).
  
  Некоторое время Мириэль оставалась с Финвэ и сыном, всё больше слабея, словно увядая [5] - как будто её дух не мог гореть костром в её теле и освещать жилище (тела эльфов уподобляются жилищам для души, например, в "Атрабет Финрод ах Андрет" [17], а дух нередко сравнивается с пламенем и в "Сильмариллионе" [5]). Такого не бывало среди эльфов ранее, и Финвэ, будучи обеспокоен и не зная, как поступить, "спросил совета у Манвэ. Владыка Ветров посоветовал Мириэль отдохнуть в Лориэне, где она легла спать [5]. Возможно, это было единственное, что могло помочь исцелиться истомлённой, внутренне опустошённой - время и покой. Пребывая во сне, Мириэль перестала бы "таять", связь души с телом не разрушилась бы, в то время как оставаясь среди живых и слабея всё более, Мириэль могла бы истаять совсем и умереть. Но даже в Лориэне она не получила исцеления: "дух спящей Мириэль ушёл в Мандос [5].
  
  Расставаясь с Финвэ, Мириэль просила не винить её не только в том, что покидает сына, но и в том, что может случиться позже [5]. Таким образом, она догадывалась, что её уход скажется не только на детстве Фэанаро - или даже предвидела более поздние события.
  
  Она заснула в 1170 Г.В., на следующий год после рождения сына [59]. Длина года Валар - 9,582 солнечных лет [61]. По "Сильмариллиону" при уходе Мириэль Финвэ печалился, что она не увидит хотя бы начала детства ("beginning at least of the childhood days") своего сына [5]. О начале детства, не совпадающем с моментом рождения, можно говорить, только если рассматривать детство в отличие от младенчества ("babyhood"). "В английском языке это относится к детям примерно до двух лет [62], но трудно сказать, где проходила эта граница согласно обычаям нолдор. Возможно, в семь-десять лет, "когда дети нолдор овладевали ламатьявэ [11]?
  
  По "Шибболету Фэанора", истомлённая Мириэль вначале дожидалась, пока её сын полностью вырастет [12] - что составило бы около пяти лет Валар и противоречило хронологии. По "Законам и обычаям эльдар", Фэанаро никогда не видел своей матери [11] (то есть она так скоро ушла в Лориэн, что Фэанаро не помнил её). Но если рассмотреть подробно, как происходило описанное в "Сильмариллионе" и "Анналах Амана", складывается скорее другая картина.
  
  С одной стороны, если мальчик так рано лишился матери, то Мириэль ушла в Лориэн в самом начале 1170 Г.В., а Фэанаро должен был родиться в конце 1169 Г.В. Но "чаще всего дети эльдар рождались весной [11] (в Амане тоже была пора цветения, как и пора сбора плодов) - и тогда Фэанаро должно быть лет семь или более (по солнечному счёту), и он должен был помнить свою мать.
  
  С другой стороны, исходя из того, что всё стало тягостным для Мириэль, даже сама жизнь [5], можно понять, что такое состояние не могло тянуться долго. Сначала утомлённость Мириэль могла выглядеть естественно - "все эльдар тратят на зачатие, вынашивание и рождение детей много душевных и телесных сил [11], но время шло, а лучше не становилось. "Финвэ вначале думал, что сам Аман даст отдохновение любому усталому [5]. А когда он обеспокоился, прежде, чем обратился за советом к Манвэ, он не мог не пытаться развеселить, ободрить жену сам, пока не исчерпал все идеи и не увидел, что ничто не помогает. Манвэ не мог ответить немедленно, и ещё шло время, пока он думал. И лишь время спустя предложение Манвэ было донесено до Мириэль. Так как "перед расставанием Мириэль просила не винить её в том, что она покидает сына и в том, что может случиться позже [5], видимо, и сама Королева размышляла над предложенным ей; так как предвидела, что её уход в Лориэн может нести за собой беды, вряд ли Тэриндэ приняла решение быстро. Дальше уже совсем немного времени ушло на то, чтобы подготовить для Мириэль ложе в садах Лориэна. То, что Мириэль нашла для себя выход из той тяжёлой и томительной ситуации, а также желание не оставлять Фэанаро, могло придать ей сил и позволить продержаться ещё какое-то время.
  
  Этого времени могло быть достаточно, чтобы юный нолдо запомнил её, запомнил, "как сильно он ее любил [12]. Ведь дети эльдар разумом взрослеют быстрее, чем дети людей, ещё до года начиная говорить и ходить [11]. А Фэанор рос быстро [5] в сравнении с другими детьми эльдар, и даже в два-три года мог многое понимать и запоминать, тем более - в семь или более.
  
  Король поначалу часто ходил в Лориэн, навещая спящую Тэриндэ [5], вместе с её родичами [12], и они призывали Мириэль вернуться [5]. Эльфы ещё не знали, каково это - быть опустошённым. Вероятно, её стараются и развеселить. Но чем больше радости и жизни возле Королевы, тем больше она желает покоя. "Валар также просили её вернуться к жизни [12], и от Валар можно было бы ждать большей мудрости и проницательности. 'Но она всегда отвечала: "Ещё не время", и всё больше утверждалась в своём решении. Наконец, Мириэль попросила оставить её в покое, сказав, что никогда не хочет возвращаться к жизни. "Оставьте меня здесь в покое!" [12] - это как крик души, которая даже в Мандосе не могла найти отдыха, даже здесь её не оставляли в покое... Удручённый разлукой Финвэ настойчиво звал Мириэль, и из-за своего горя мог не замечать, что чем больше её уговаривают, тем сильней она противится. Не из упрямства, но потому что радость, веселье и даже сами разговоры опустошали её, а Королеве нужен был лишь покой. Но, не понимая, что происходит с женой, Финвэ мог звать супругу ещё настойчивее от того, что "желал, чтобы у него было много детей, и нежелание Мириэль вернуться и иметь ещё детей также было для него печалью [5].
  
  Тем временем Фэанор рос в Тирионе Благословенном, в доме (дворце) Финвэ на вершине зелёной Туны [5], круглого и гладкого холма [63]. Среди первых впечатлений его детства были дворец короля, его залы и "обширный двор, вмещавший множество эльдар [15]. Самая высокая из башен Тириона - серебряный [63] Маяк Ингве, Миндон Эльдалиэва [5], у подножия которой стоял дом Финвэ [14]. Видимый издали серебристый луч света от Маяка [5]. Разбитые там же, у подножия Миндона, сады, где рос Галатилион, точное подобие Тельпериона, которое лишь не давало света [25]. Вид на город сверху, с вершины холма - 'он спускается уступами [37]. "Ведущие вниз улицы [15], плавно изгибающиеся и окаймлённые тёмными деревьями [63], длинные хрустальные [25] и белоснежные лестницы [39] - сказано даже о плетениях точёных хрустальных лестниц [37]. Стены прекрасных домов - из мрамора, из серебра и золота, белого аманского камня и созданного эльдар ослепительно-белого твёрдого материала [63]; упоминаются и жемчужные или выглядящие как жемчуг стены [37]. Зеркальные галереи из зелёных бериллов [37]. Белые террасы [25], на которых растут деревья с золотыми плодами [63] и множество высоких башен, которые нолдор особенно любили строить [56]. Янтарь, которым были крыты башни и крыши. Изящные фонтаны [63]. Ещё дальше - холмы и долины вокруг города, где тоже живут нолдор [64].
  
  Это было время полного расцвета эльдар. Мастера и учёные нолдор уже многого достигли [5], и Фэанаро с ранних лет мог видеть, как много они трудятся и какую радость им это доставляет.
  
  К этому времени ваниар в Тирионе почти не было: "последние из них покинули город в 1165 году, и нолдор несколько отдалились от них [65]. Однако ваниар бывают на Туне, хотя и редко [64]; кроме того, в Тирионе могли оставаться те ваниар, что вступали в браки с нолдор. Так что ребёнком Фэанаро мог иногда встречаться с ними. Вероятно, чаще он видит телери (даже если не считать тех, что были родичами Мириэль) - ведь "нолдор после ухода ваниар больше дружат и чаще встречаются с ними [65].
  
  Сам Фэанор с раннего детства наслаждался познанием и мастерством [23]. Учиться у Махтана он начал уже после женитьбы [5]. Первым наставником юного Фэанаро наверняка являлся Финвэ, так как "по значению его имени ясно, что он искусен в ремёслах [54].
  
  Мальчик рос в блаженстве Амана, горячо любимый своим отцом. Но жизнь его с детства была омрачена, как ни у кого из рождённых там эльдар. Хотя в Средиземье эльфы умирали и ранее (многие эльфы успели погибнуть до того, как Манвэ получил возможность возвращать их к жизни [66]), но "в Амане никто не умирал, кроме матери Фэанора, и никто не был лишён радости, кроме его отца [5], хотя Финвэ и был полон сил [10]. Смерть Мириэль стала для Фэанора долгим или даже постоянным горем ("lasting grief") [12] (поэтому не совсем верно говорить, что один Финвэ был лишён радости). К тому же причиной смерти матери и связанной с ней скорби отца являлось рождение сына. Несомненно, единственный сын короля, к тому же с такой странной и несчастливой (по сравнению с другими эльдар Амана) участью не мог не привлекать к себе внимания. Фэанор должен был почувствовать своё отличие от других, свою уникальность и в этом.
  
  Фэанаро, как и его отец, некоторое время ходил в Лориэн к спящей матери [12].
  
  Так как Финвэ любил Мириэль и поначалу ждал её возвращения [5], вероятно, во дворце висели или хранились и её вышивки, "один обрывок которых в Средиземье стоил бы целого королевства [10], и Фэанаро видел их.
  
  Когда Финвэ узнал, что Мириэль никогда по своей воле не вернется к жизни в теле в течение любого промежутка времени, который мог бы дать ему надежду, горе Финвэ стало озлобленным, ожесточенным [12] ("embittered" [12]). Финвэ увидел, что леди Мириэль "никогда не вернется в течение того времени, что могло бы дать ему надежду", то есть Королева могла вернуться когда-нибудь, но не теперь, когда Финвэ желал, чтобы это произошло. И Финвэ стал озлоблен, ожесточён на Мириэль, не сострадая ей больше, но виня её, что не может получить того, что желал. 'Он перестал ходить в Лориэн к телу Мириэль [5] и пытался вернуться к обычной жизни [12], Позже, видимо, это ожесточение сказалось на том, что Финвэ жестоко обрёк леди Мириэль на вечное пребывание в Мандосе. Финвэ говорил Манвэ: "Мое сердце предупреждает меня, что Мириэль никогда не вернётся" [10], но это не было предвидением, а было порождено страхом, нетерпением, отчаянием, эгоизмом.
  
  Теперь ничто не доставляло Финвэ радости, и он часто и подолгу бродил в одиночестве [12]. Фэанаро оставался единственным, кому Финвэ отдавал всю свою любовь [5] и в ком находит слабое утешение [12]. Вероятно, он особенно любил сына ещё и потому, что "в детстве Фэанаро походил на Мириэль и внешне, и голосом [10]. Ребёнком Фэанаро мог не раз слышать об этом сходстве.
  
  Король делал всё, чтобы лишённый матери Фэанаро не чувствовал себя обделённым: "для сына Финвэ стал и отцом, и матерью [10]. Поэтому "говорится, что их связывали двойные узы любви [10].
  
  Дети нолдор быстро овладевали речью, но немногие из них достигали совершенства во владении родным языком и его строением ранее семи лет [11] (по солнечному счёту). Так как Фэанаро и рос быстро [5], и отличался особым талантом в постижении языков, он должен был оказаться в числе этих немногих.
  
  В сердцах нолдор сохранялась любовь к внешним землям [64]; наверняка о них порой и говорили. Фэанаро, скорее всего, впервые слышал рассказы о Средиземье ещё в детстве, ведь "Финвэ - вождь нолдор в Великом Походе [67].
  
  На десятом году жизни (или примерно в возрасте одного года по счёту Древ) обычно происходил обряд Избрания имени, Эссекильмэ. В этом возрасте эльдар выбирали личное имя, которым их называли близкие - а другие лишь с особого разрешения. Избранные имена могли быть придуманы или выбраны из существующих, возможно, изменённых, но сын Финвэ в честь своей матери принял имя "Фэанаро" и в качестве избранного имени [11]. Это имя и название "Дом Фэанаро" (а не Куруфинвэ) использовались другими и стали широко известны. Значит, юный Фэанаро ради памяти о Мириэль отказался от такого дополнительного имени, которое было бы только его собственностью и которым нельзя было бы пользоваться без его разрешения.
  
  Из-за смерти Мириэль эльдар и сам Финвэ, который к тому времени совершенно отчаялся, пришли в растерянность, так как супружество, которое должно быть постоянным, разрушилось [11]. Финвэ, увериашись, что Мириэль никогда уже не вернётся [10], обратился за советом к Валар [12], прежде всего к Манвэ [11]. Он спросил - можно ли ему вновь вступить в брак?
  
  Как сказано выше, по "Анналам Амана", королева ушла в Мандос в 1170 Г.В., а в 1172 Г.В. уже был принят "Статут о Финвэ и Мириэль" [59], которому предшествовали долгие дебаты среди Валар. Таким образом, Финвэ ждал Мириэль менее 2 валианских лет (или менее 20 солнечных), прежде чем решил развестись с ней и оставить её в Мандосе навсегда, если угроза развода не заставит супругу, передумать и вернуться. Это небольшой срок для эльдар, и Фэанаро ещё не успел вырасти.
  
  Согласно "Шибболету Фэанора", Финвэ обратился за советом к Валар после того, как встретил Индис и захотел жениться на ней [19]. Таким образом, Финвэ решил жениться на Индис менее, чем спустя два года Древ после того, как Мириэль уснула в Лориэне. И ради женитьбы на Индис Финвэ обрек Королеву Мириэль на вечное заточение в Мандосе (а не из абстрактного желания вступить в брак и иметь больше детей).
  
  Мнения Валар о Финвэ и Мириэль разделились. Часть из них сомневались, что можно так скоро счесть решение Мириэль окончательным, и даже предсказали, что нарушение закона может иметь гибельные последствия [2]. Против разрешения для Финвэ вступать в новый брак высказались Ульмо, Яванна и сам Манвэ, однако после спора он передал право решения Намо - и тот утвердил "Статут Финвэ и Мириэль" для всех квэнди, так как он справедлив [11] (хотя Манвэ и говорил, что такая справедливость не исцелит зла, причинённого смертью, а закрепит его навсегда [11]).
  
  Манвэ признал приговор Намо, и так он был провозглашён [11]. Когда один из супругов умирает, брак не заканчивается, но временно прерывается. Конец брака может наступить либо по приговору, если умершему не дозволено вернуться к жизни, пока существует Арда, либо по желанию умершего, если он желает никогда более не возвращаться к жизни. Если умерший выскажет такое желание [2], как это и сделала Мириэль, "и спустя десять лет не передумает, а второй супруг не возьмёт свои слова назад и женится вторично [23], Намо утвердит это желание.
  
  - Ибо должно быть ясно понято, что, когда эта воля о невозвращении была официально провозглашена и утверждена Мандосом, тогда живущий партнер может законно взять другого супруга. Ибо это вопреки природе эльдар, жить без брака, и Мертвые не могут принуждать Живых оставаться одинокими против их воли. Поэтому, если Живые возьмут другого партнера, воля Мертвых не будет отменена, но станет приговором Мандоса. Ибо он не позволит ходить живым в теле никому из эльдар, у кого есть двое живых супругов [11] - произнёс Мандос.
  
  Кажется, что речь шла о Мириэль или о ком-то ей подобном, но почему тогда Намо говорил, что не позволит быть среди живых тому, у кого есть двое живых супругов? Эти слова кажутся очень странными, однако Намо открыто многое в будущем - и через несколько столетий все узнают, что тот, у кого есть две живых супруги (Финвэ), больше не покинет Мандос до Конца Мира [11]. Хотя уже и не исправит этим никакое зло и не даст леди Мириэль счастья, только возможность вернуться к жизни. Но вначале никто не понял слов Намо об эльдар, имеющих двух супруг.
  
  .
  
  Намо пытался предупредить Мириэль о том, что она может изменить решение, и выбор не возвращаться к жизни покажется горьким, и ей, и другим. Но она ответила молчанием и осталась в Чертогах Мандоса[10], слишком обессиленная, чтобы обсуждать будущее даже с Намо. Стоит отметить, что 'Мандос признал Мириэль невиновной - рассудив, что она умерла потому, что ноша жизни стала для неё непосильной [11].
  
  "Статут" определял для всех квэнди наименьший срок в десять лет Валар, в течение которого Умерший супруг может решить, что когда-нибудь вернётся, а Живой - передумать вступать во второй брак [23]. Но Намо определил для Мириэль срок в двенадцать лет - именно для Финвэ и Мириэль [10].
  
  Манвэ же советовал Финвэ не пользоваться дозволением вступить во второй брак:
  
  - Ты слышал приговор, что был оглашен. Если Мириэль, твоя жена, не пожелает вернуться, ваш брак окончится, и тебе будет дозволено взять другую жену. Но это лишь дозволение, а не совет. Ибо расторжение брака идёт от Искажения Арды; и тот, кто воспользуется дозволением, соглашается с Искажением, в то время как одинокий, оставшийся стойким, духом и волей принадлежал бы Арде Неискажённой. Это серьёзное дело, от коего могут зависеть судьбы многих. Не спеши!
  
  Финвэ ответил:
  
  - Я не спешу, о владыка, и в моём сердце нет иного желания, кроме надежды, что, когда этот приговор станет известен Мириэль, она смягчится и назначит предел моего одиночества [10].
  
  Мириэль была так опустошена, что не могла жить и уснула, но Финвэ не понимал, что с ней, и пытался добудиться, не давая восстановить силы; а после - он надеялся, что ответственность за брак и опасность навсегда остаться умершей побудит Мириэль пробудиться. Но измученной душе было просто не по силам принимать подобное решение, и Мириэль предпочла дать Финвэ свободу действия: "дух Мириэль молчал [10]. И в конце концов, Финвэ и Индис приняли решение, окончательно обрекая Мириэль.
  
  Эльфы погибали и ранее, но только теперь, после смерти Мириэль Тэриндэ, Манвэ обратился за советом к Эру и получил дозволение возвращать умерших эльдар к жизни [66, 162]. Единый вмешался в сам ход вещей ради Финвэ и Мириэль. Словно не только Манвэ, но и сам Единый говорил Финвэ, что ему должно ждать свою жену, и слова Манвэ о том, что стойко переносящий одиночество будет принадлежать духом Арде Неискажённой исходило не только от мудрости самого Манвэ.
  
  С момента утверждения решения Мириэль оно станет приговором [2], и Мириэль никогда не будет позволено вновь обрести тело.
  
  Ко времени утверждения "Приговора Финвэ и Мириэль" Фэанаро было около тридцати лет в пересчёте на солнечные [56]. Неизвестно, присутствовал ли он на Споре Валар [12]. Прийти на Совет дозволяли лишь вождям и мудрецам эльдар [10], но, с другой стороны, этот спор слишком близко касался судьбы сына Финвэ и Мириэль. "Неизвестно, размышлял ли юный Фэанаро, отчего Валар приняли именно такое решение, и внял ли доводам в его пользу, но об итоге спора он узнал [12]. Он понимал, что если ни Финвэ, ни сама Мириэль не передумают [23], она обречена остаться без тела, и они с матерью никогда не смогут встретиться и поговорить, разве что если он умрёт сам [12]. Но уход из жизни по собственной воле у него в голове не укладывался ("beyond his thought" - буквально "вне пределов его разума" [2]), а насильственную смерть он считал невозможной в Амане [2]. Значит, собственная смерть и встреча с матерью хотя бы в Мандосе для него были из области невозможного. Но какое-то время он мог надеяться, что Мириэль захочет вернуться - или что его отец откажется от замысла женитьбы.
  
  Вновь Фэанаро оказался единственным в своём роде: ещё в юные годы многое в его жизни определил приговор Намо, который лишает его надежды когда-либо вновь обрести мать, если Финвэ выберет 'низший путь, а не высший, в терпении и Надежде [12] - и одновременно решение Финвэ и Индис вступить в брак и рождение новых детей. Ведь "Финвэ хотел, чтобы у него было много детей [5], и именно это - та причина, по которой он желал вновь вступить в брак [10], а не просто найти утешение в Индис. "Финвэ знал, что Мириэль, даже если вернётся к жизни, не сможет родить ещё ребёнка, в то время как сам Финвэ очень хотел их [5]. Потому, получив право вновь жениться, хотя и после колебания, Финвэ решился расторгнуть свой прежний брак (даже несмотря на предупреждение Манвэ, что в этом есть Искажение [10]). Это не могло не сказаться на его отношениях с сыном. Ведь вокруг были и иные эльфы, что во время Великого Похода теряли жён или мужей (ко времени, когда Манвэ получить дозволение возвращать умерших эльдар к жизни, многие фэа уже были бездомными [66]), но никому из них не приходило в голову "заменить" супруга. Именно тогда Фэанаро мог впервые задуматься: если можно заменить прежнего супруга новым, то... можно и заменить "старого" ребёнка новыми? То, отчего он много позже скажет: "Мой сводный брат и в этом опередил меня перед отцом - как и во всём другом" [14].
  
  Финвэ был дан знак - именно после смерти Мириэль Манвэ получил возможность возвращать квэнди к жизни, чего не было ранее [14]. Быть может, это было сделано, чтобы сохранить брак Финвэ и Мириэль, и предотвратить многие печали мира в будущем. Но Финвэ, имея надежду которую до него не имел ни один эльф, не стал ждать возвращения супруги, уверившись, что она не вернётся (несмотря на то, что он был при Споре Валар, "куда разрешили прийти вождям эльдар [10], то есть знал, что часть Валар не считали решение Мириэль окончательным [2]). Не захотела отказываться от своей любви ради счастья и даже жизни той, что сейчас нуждалась в исцелении, и Индис.
  
  Многих зол можно было бы избежать, если бы Мириэль была менее ослабевшей ("faint" [12]) или Финвэ более терпеливым [12]. Эту фразу переводят (например, Юлия Понедельник) "если бы Мириэль была менее слаба или Финвэ - более терпелив", из-за чего кажется, что здесь говорится о вине обоих. Но в оригинале говорится иное. "Faint" - это "слабый" в смысле "выцветший", "завядший" или "близкий к потере сознания", то есть ослабевший, обессиленный. Это не имеет отношения к слабости духа или воли, а перевод "менее слабой" создаёт совершенно ложное впечатление.
  
  Так запрет Мириэль вернуться к жизни стал платой за возможность рождения у Финвэ новых детей. Неудивительно, что Фэанаро, зная об этом, не принял Индис, а "её детей невзлюбил еще до их рождения [12]. Многие нолдор позже считали, что если бы Фэанаро остался единственным сыном Финвэ, его путь был бы иным, и многих бед не случилось бы [5].
  
  Позже на отношении Фэанаро к Валар могло сказаться их участие в судьбе Мириэль. "Валар не сумели убедить её вернуться, а только вместе с Финвэ звали и укрепили в решении остаться в Мандосе [12]. Приговор, вынесенный Намо и принятый Валар, дозволил Финвэ вступить в новый брак и лишил Мириэль возможности когда-либо передумать и вернуться к жизни [11]. Но этот приговор не вступил бы в силу, если бы Финвэ и Индис не воспользовались данным им дозволением.
  
  С другой стороны, если первоначально юный Фэанаро, поражённый случившимся, и не узнавал подробностей спора Валар, позже он наверняка прочёл об этом. "Спор Валар был записан, а "Статут Финвэ и Мириэль" стал одной из книг законов эльдар, в которой рассматривался не только сам приговор, но и судьба эльдар в Арде, их смерть и возрождение [10]. Трудно поверить, что Фэанор мог никогда не заинтересоваться столь важными вопросами - да и не искать объяснения, почему приговор Намо оказался именно таким. Если же он узнал всё, что относится к Спору Валар - то узнал и о том, что "Манвэ, Ульмо, Яванна не одобряли решения, отнявшего у Мириэль возможность вернуться; что Аулэ такое решение поддержал лишь потому, что считал смерть Мириэль предопределённой, исходящей из-за пределов Арды; что Ниэнна желала, не лишая Финвэ возможности жениться вновь, оставить и Мириэль возможность вернуться в своё тело и жить в Доме Вайре, не видясь с живыми эльфами, чего не допустил Намо [11]. Мог Фэанор узнать и о том, что Манвэ советовал Финвэ не вступать в новый брак и даже называл это согласием с Искажением [10].
  
  Аулэ и его маиар часто бывали в Тирионе и учили нолдор [56], так что из всех Валар Фэанаро должен лучше всего знать именно его, возможно, с самых ранних лет. "При описании Спора Валар говорится, что Аулэ любил Фэанаро [11], которому в то время было около тридцати лет [59]. Эта любовь Аулэ к Фэанаро объясняет, как Фэанаро позже познакомился с Махтаном из народа Аулэ и женился на Нэрданэль. Он хорошо знал Фэанаро. Даже в то время когда он был ещё мальчиком, 'Аулэ говорил, что Фэанаро наделён величайшими дарами среди всех эльдар [11].
  
  Намо подтвердил и уточнил эти слова:
  
   - Аулэ называет Фэанаро величайшим из эльдар, и в действительности это правда [11].
  
  Если Аулэ говорил скорее о величии природных дарований Фэанаро, то Намо - скорее о величии самого Фэанаро. Нужно отметить, что Намо как воплощение Закона не высказывает догадок, он говорит о том, что знает достоверно.
  
  Вскоре после утверждения "Статута Финвэ и Мириэль" Фэанаро начал выказывать искусность рук и остроту ума, свойственные его родителям [10] - то есть уже не уступал им в этом, и если ещё не стал настоящим учёным и мастером, то только по юности и неопытности. Разумеется, при его талантах и жажде знаний он должен был быстро совершенствоваться.
  
  Видимо, примерно в то время отец и изменил его имя на Куруфинвэ - "Искусный (сын) Финвэ"; "известно, что имя было изменено, когда открылись таланты Фэанаро [27, 11].
  
  Юные эльдар достигают того роста и внешности, которые сохраняют на всю жизнь, не ранее пятидесятого года жизни [11]; так как Фэанаро рос быстрее других [5], он должен был выглядеть как взрослый юноша, когда ему было меньше пятидесяти лет в пересчёте на солнечные.
   Взрослеющий Фэанаро постепенно утрачивал внешнее сходство с Мириэль. "Выйдя из детского возраста, он стал больше походить на отца [10].
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"