В 1449 году Древ (XXVII) было совершено самое знаменитое из всех творений эльфийского народа. Ибо Фэанаро, придя теперь в полную силу (L), начал свой труд, который славится выше всех трудов эльдалиэ; ибо его сердце зачало Сильмарилли*(1), и Фэанаро провел много исследований и написал много эссе, прежде чем приступил к приданию им формы*(2). И хотя Мэлькор сказал после, что Фэанаро получил его наставление в этой работе, Мэлькор солгал в своей похоти и своей зависти*(3); ибо Фэанаро был движим только пламенем своего собственного сердца, он был нетерпелив и горд, всегда работал быстро и в одиночку, не прося помощи и не ожидая совета*(4) (XXVII).
Спустя пять веков после прихода нолдор, когда они достигли совершенства в знаниях и умениях, Фэанаро, сын Финвэ, начал долгий и чудесный труд; и он призвал все свое знание, и мощь*(5), и тонкое умение 'и всю свою утонченную магию (XXV); ибо он намеревался сделать вещи более прекрасные, чем кто-либо из эльдар когда-либо сотворил, его творение должно было длится до Конца всего*(6). Три драгоценности сделал Фэанаро и назвал их Сильмариллами (ХХХХII).
В 1500 год Древ (XXVII) (2500 год Валар) Древ (XXVII)*(7) Сильмарилли*(8), чудо Арды, были полностью сработаны. Как трем великим драгоценностям, им была дана форма. Но не раньше Конца, когда вернется Фэанаро, погибший, когда Солнце было молодо*(9), и ныне восседающий в Залах Ожидания и не появляющийся больше среди своих соплеменников; пока не придет Солнце и не падет Луна, не станет известно, из какого вещества они были сделаны*(10). Оболочка Сильмариллей выглядела подобно кристаллу бриллиантов, она была более прочной, чем адамант, так что никакая сила в стенах этого мира 'в королевстве Арда (L) не может Исказить, 'повредить (L) или разрушить ее. И все же, этот кристалл был для Сильмариллей тем же, что и тело для Детей Илуватара: домом для внутреннего огня, который находится внутри тела и все же во всех его частях и является его жизнью*(11). И внутренний огонь Сильмариллей Фэанаро создал из смешанного Света Дерев Валинорэ*(12), который все еще живет в Сильмариллях, хотя Дерва давно засохли и больше не сияют*(13). 'Внутри Сильмариллей горел живой 'чудесный (XLIV) огонь, смешанный из 'священного света (XLIV) Двух Древ (ХLII) Валинорэ*(14) (XLIV).
Поэтому даже в предельной тьме 'и во мраке глубочайшей сокровищницы (L) Сильмарилли сияли, как звезды Варды, своим собственным сиянием; и все же, поскольку они действительно были живыми*(15), они радовались свету и, получая его, возвращали его в оттенках более прекрасных, чем он был прежде (XXVII). 'Все огни, падавшие на Сильмарилли, какими бы слабыми эти огни ни были, Сильмарилли принимали и отражали в чудесных оттенках, которым их собственный внутренний огонь придавал необыкновенную красоту (ХLII).
Говорят, что 'и Фэанаро исполнился новой мысли, или, может быть, к нему явилась тень предвидения того, что должно быть; и он размышлял о том, как Свет Дерев, слава Благословенного Края, может быть сохранен нетленным (L).
И весь народ Валинорэ изумился творению рук Фэанаро и исполнился удивления и восторга, и Варда освятила Сильмарилли, так что с тех пор ни смертная плоть, ни кто-либо злой или нечистый*(16), 'ни плоть нечистая (ХLII) не могли коснуться их, не будучи опаленными и обожженными невыносимой болью 'и иссушенными*(17) (XLII).
Эти драгоценности эльфы ценили выше всех своих творений, и Манвэ освятил их; но Варда предсказала, что судьба Мира заключена в них: ''Судьба эльфов заключена здесь, и судьба многих других вещей' (XXV). И Мандос предсказал, что судьбы Арды, земли, моря и воздуха заключены в них (L). И сердце Фэанаро крепко привязалось к этим вещам, которые он сам сотворил*(18) (XLII). И некоторые сказали, что 'сердце Фэанаро было ранено тем, что он сам сделал (XXV) - 'трижды зачарованными*(19) шарами хрустальными, сияющими немеркнущим, освещенным живым великолепием и сущностью всех оттенков*(20), их нетерпеливого пламени*(21) (LVII) Те прекрасные, где сокрыта судьба народа Эльданорэ*(22) и их счастье заперто, где в единственном месте теперь хранится божественный свет*(23) (LVII).
***
Существует прекрасный рассказ о том, как Фэанаро творил Сильмарилли, но, скорее, это больше легенда, чем подлинная история. 'Фэанаро из нолдоли отправился к солосимпи и просил у них великолепную жемчужину, и, кроме того, он получил урну, полную самого светящегося фосфорно-яркого света, собранного с пены в темных местах, и с ними Фэанаро вернулся домой, и он взял все другие драгоценные камни, и собрал их блеск в свете белых ламп и серебряных свечей, и он взял блеск жемчуга и слабые полутона опалов, и он омыл их в фосфоресценции и сияющей росе Сильпиона, и всего лишь одной крохотной капле света Лаурэлин он дал упасть туда, и дав всем этим волшебным огням тело из такого совершенного стекла, которое он один мог сделать, и даже Аулэ не мог достичь, так велика была тонкая ловкость пальцев Фэанаро, он сделал драгоценный камень - и он сиял сам по себе (XLVIII).
И Фэанаро поставил Сильмариль в темноте, и сидел очень долго, и смотрел на его красоту. Затем он сделал еще два, и у него не было больше ни одного материала*(24): и Фэанаро привел других, чтобы они посмотрели на работу его рук, и они были крайне поражены, и эти драгоценности Фэанаро назвал Сильмарилли, или, как мы произнесем это имя на языке нолдоли, Силубрилтин (Silubrilthin)*(25). Поэтому, хотя солосимпи всегда считали, что ни один из драгоценных камней нолдоли, ни даже величественное мерцание бриллиантов, не превосходило их нежных жемчужин, тем не менее все, кто когда-либо видел Сильмарилли Фэанаро, считали их самыми прекрасными драгоценностями, которые когда-либо сияли или светили*(26) (XLVIII). Яркое пламя было в Фэанаро*(27) (XXVII).
Чудесные труды во славу Арды, которые совершил Фэанаро, в противном случае только Манвэ мог в какой-то мере зачать*(28) (XXVII).
Примечания.
*(1) Сильмарилли, как уже говорилось и как будет сказано позднее еще больше, живые создания, обладающие своей душой. И даже когда говорится об их создании, сказано, что Сильмарилли были не задуманы, а зачаты.
*(2) Фэанаро уже 'зачал' души Сильмариллей и после не создавал их, но создавал для этих душ форму. Фэанаро зачал Сильмарилли в 1449-м году Древ, и только в 1500-м году Древ, 510 лет солнца спустя, он создал первые рукотворные самоцветы, которые были лишь одним из шагов к созданию формы для Сильмариллей.
*(3) Фэанаро зачал сильмарилли в 1449-м году Древ, а Мэлькор получил свободу в 1700-м.
*(4) Однако говорится, что Фэанаро обучался у Махтана и у Аулэ.
*(5) Для того, чтобы сделать просто самоцвет, пусть и прекрасный, не нужна личная мощь.
*(6) Фэанаро изначально планировал, или знал, что Сильмарилли будут пребывать до Конца Мира - это была если не цель творения, то его важная деталь.
*(7) В ранних текстах был назван 1450 год, но это явная ошибка, так как только в 1500 году Фэанаро создал первые рукотворные самоцветы, что было необходимо для того, чтобы создать оболочку для Сильмариллей.
*(8) Стоит отдельно сказать о квэнийском названии этих Камней. Когда говорится об одном из них, то это Сильмариль, а когда о двух или трех, то Сильмарилли. Но интересным в данном случае является то, что форма множественного числа звучала бы как 'Сильмарили', где -и окончание множественного числа, в то время как -ли окончание партативно-множественного числа, используемое для обозначения чего-то неисчислимого, как звезд на небе. Но почему несчетное применяется к конечному и довольно небольшому количеству Камней? При этом, когда Профессор пишет о Сильмариллах на английском, он пишет Silmarils - Сильмарили.
*(9) Фэанаро погиб до восхода Солнца - это неточность внутреннего автора.
*(10) Так мы узнаем, что Фэанаро не вернется до Конца Мира. Но как об этом узнал летописец? То, что судьба Фэанаро стала известной, говорит о том, что это не приговор Фэанаро, а его выбор.
Эльдар 'мало что известно о делах Мандоса с Мертвыми. По нескольким причинам:
- потому что те, кто совершил великое зло (таких мало), не возвращаются;
- потому что те, кто прошел исправление Мандоса, не будут говорить о том, да и, исцелившись, мало о нем помнят...' (LI). Из-за того, что сами умершие не рассказывают о приговорах Мандоса, эльдар мало о них знают; но это значит, что сам Намо не сообщал живым свои приговоры о мертвых.
При этом эльдар узнали о том, что Мириэль не вернется, а позже о том, что Финвэ решил навсегда остаться в Мандосе ради того, чтобы она могла вернуться; как видно, живым могут сообщить о том, что умерший отказался возвращаться к жизни. Намо мог сообщить Живым о том, что Фэанаро остается в Мандосе, только если таков был выбор Фэанаро.
*(11) Такое сравнение больше чем просто метафора. У Сильмариллей есть не только их тела-оболочки, но и души, которые были зачаты и выношены Фэанаро, как и были выношены идеи 'тел'. И Фэанаро единственный из всех в Арде - и эрухини, и аинур - кто дал бытие живому.
(12) Часто считают, что на мысль смешать Свет Двух Древ Фэанаро натолкнули волосы Налтариэль. Но об этом говорится только в 'Шибболете Фэанора', и не как о факте, а как о распространенном мнении*: 'многие эльдар говорили, что свет Двух Древ, Лаурэлин и Тэльпэриона, запутался в ее локонах. Многие думали, что это изречение впервые натолкнуло Фэанаро на мысль о том, чтобы заключить и смешать свет Древ, которые позже обрели форму в его руках как Сильмарилли"(XXXI). Как упоминалось в главе 'Дом Арафинвэ' 'многие', которые так думали, это последователи Младших Домов или сторонники Нолофинвэ, которые не знали мыслей Фэанаро. Тогда как Румиль, который знал, когда были задуманы Камни, знал. что 'Сильмарилли действительно живые (XXVII) и что Мэлькор не наставлял Фэанаро в их создании (XXVII), ничего не писал в 'Анналах Амана' о том, что Фэанаро идею смешать Свет Древ подали волосы Налтариэль.
*(13) Принято считать, что столь особенными Сильмарилли сделал заключенный в них Свет Древ, но в действительности мы видим, что и Свет, и оболочка, это лишь форма, которую Фэанаро придал Сильмариллям, которых зачал в свой душе - 'внутренний огонь Сильмариллей Фэанаро создал из смешанного Света Дерев. То есть Куруфинвэ долго работал, пока не придумал, из чего создать внутренний огонь для Сильмариллей. Не Свет Древ стал внутренним огнем, а Свет Древ был использован, чтобы придать форму внутреннему огню.
*(14) И здесь опять виден автор текста - это Румиль, автор 'Анналы Амана', нолдо из Дома Фэанаро (подробнее смотрите об этом статью Аилин и Норэмэлдо о Румиле), он знает, как были созданы Камни (что они живые и были 'зачаты', что кристалл был для них как тело, внутри которого душа).
*(15) Сильмарилли были живыми без каких-либо метафор - это очень важно, и это меняет все представление о них, полученное из 'Сильмариллиона' Кристофера.
*(16) Если бы Фэанаро был возгордившимся, и на его сердце лежала Тьма, как уверяла Налтариэль - то Фэанаро не мог бы касаться Сильмариллей, не обжигая рук.
*(17) Однако руки Моринготто, хотя и были обожжены, не были иссушены.
*(18) Похоже, что даже далеко не все из эльдар знали об истинной природе Сильмариллей, и для многих Сильмарилли были не живыми, но просто прекрасными украшениями. И те, кто не знал, что Фэанаро не просто сотворил Камни, но 'зачал Сильмарилли в своем сердце', не понимали связи меж Фэанаро и Сильмариллами, но считали, что мастер привязался к своим творениям, раз даже не причастные к созданию Сильмариллей эльфы ('все эльфы'!) ценили Камни выше всех своих творений.
*(19) Говорится, что Сильмарилли трижды зачарованные - однако мы знаем только о двух благословениях, что получили Сильмарилли: от Манвэ и Варды. Возможно третий, кто 'зачаровал' их, был Макалаурэ.
*(20) Такая же формулировка 'сущность всех оттенков' встречается и во второй версии 'Детей Хурина'. То есть, как бы ни странно звучало это словосочетание, оно не случайно - all hue's essence.
*(21(Примечательно, что и дух Фэанаро и пламя Сильмариллей называется одинаково - eager flame, 'нетерпеливое пламя'.
*(22) В оригинале сказано Elfland, но я не захотел переводить это как 'эльфляндия'.
*(23) О Фэанаро говорилось как о возгордившемся, говорилось, что Налтариэль увидела Тень в сердце Фэанаро, но насколько это было правдой, мы можем судить по тому, что Фэанаро зачал в своем сердце, а потом дал тело хрустальным сферам, которые не терпят прикосновения ничего нечистого или Темного. Мог ли тот, в ком есть Тень, породить Свет? Или породить чистый и незапятнанный Свет мог лишь тот, в ком в самом есть лишь Свет? Как обычно, лучше любых слов говорят дела. И исходя из этих дел - Фэанаро был самым светлым эльфом Валинорэ и Арды (о чем будет сказано и в Повести). И последующие дела не затмили его Свет, потому что нет ничего, что бы он сделал дурного - о чем вы увидите по его поступкам, несмотря на то, как о нем отзываются летописцы из сторонников Нолофинвэ.
*(24) Сомнительно, что отсутствие материала было единственным, что остановило Фэанаро от того, чтобы создать столько Сильмариллей, сколько он зачал в своем сердце. Более вероятно, что Фэанаро закончил потому, что создал все, что желал создать.
*(25) Силубрилтин (Silubrilthin) - имя на ранним нолдорине. Подробнее об этом языке сказано в главе 'О языках калаквэнди и Валар.'.
*(26) Мы помним, что Фэанаро создал во множестве прекрасные камни-светильники, которые сияли отраженным светом, поэтому 'сияющие или светящиеся' самоцветы для тэлэри не были диковинкой.
*(27) Возможно, есть какая-то связь между огнем, ярко пылавшем в Фэанаро и огнем, пылавшем в Сильмариллах.
*(28) Фэанаро был столь великим не только из эрухини, но и из всех в Арде, что только Манвэ и то лишь отчасти мог задумать (зачать - породить из глубин себя) подобные вещи. О Фэанаро говорят как о величайшем мастере, как об искуснейшем, но на самом деле это очень поверхностное восприятие Фэанаро и его дел, его творений. Сказано, что Манвэ единственный кто лишь отчасти мог зачать в себе творения, которые создал Фэанаро. Но Манвэ не самый искусный из Валар, самый искусный из Валар - Аулэ. Однако Фэанаро сравнивают не с Аулэ, а с Манвэ. Манвэ назван самым благородным и близким к Единому из Валар, и то, что он лишь отчасти мог зачать то, что было создано Фэанаро, говорит о Фэанаро не просто как о самом умелом, а как о Светлом. Потому что во славу Арды, для других, а не для себя, творят Светлые. И то, что творения Фэанаро мог лишь отчасти зачать в себе Манвэ, говорит о том, что творения Фэанаро не просто были сверх-искусными, а были созвучны Замыслу. Еще больше это можно увидеть по величайшему творению Фэанаро, Сильмариллам. Сильмарилли освятила Варда, которая принесла в Арду Свет, исходящий от Эру и 'незапятнанный мыслью и похотью Мэлькора' (XI) - она могла освятить только светлое и чистое. Но тот, кто сам не был светлым, не смог бы создать поистине светлое творение, тем более, что 'Фэанаро зачал Сильмарилли в своей душе [XXVII].