Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

7. Аман и Валинорэ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Изменение от 08.07.2024
  
  1.
  
  Время началось с началом Эа, и в этом начале Валар пришли в Мир. Но измерения, которые Валар делали во время своих трудов, не были известны никому из Детей Илуватара до первого расцвета Тэльпериона в Валинорэ (XXVII). Говорят, что Валар пришли в мир за 30 000 солнечных лет до первого восхода Луны, то есть за тридцать веков до начала нашего времени; и что Валинорэ был построен через пять веков после прихода Валар в Арду*(1). В 5 000 - 10 000 (500-1000 годах Валар) был построен Валинорэ (XXXV). 'Валар не измеряли время, пока не было закончено строительство Валинорэ; но после этого они считали время веками Валинорэ, из которых на каждый приходится по 100 лет Валар, и каждый валианский год равен десяти нынешним солнечным годам (XXXV).
  
  Хранители Знаний подсчитали (XXVII) (допустив при этом ошибку), 'что Валар пришли в королевство Арды, то есть на Землю, за пять 5 000 валианских лет до первого восхода Луны, или же за 47 9001 года наших лет*(2). Из них 3500 (или 33 530 по нашим меркам) прошли до того, как отсчет времени, впервые известный эльдарам, начался с цветения Древ*(3) (XXVII). Это были Дни до Дней. И последовало 19 990 лет, в течение которых Свет Древ был жив*(4), и еще почти шестьсот лет Нового Солнца и Луны после уничтожения Древ. И эти дни называются Древними Днями, и с их окончанием закончилась Первая Эпоха Времени, и Моринготто был изгнан из мира (XXVII).
  
  2.
  
  Что касается Годов Древ в сравнении с теми, что были после (XXVII), Год Валар не переводится ровно на Солнечные годы, но 'каждый Год Валар имел длину, примерно равную десяти годам Солнца, каковы они сейчас (XXVII). Или же 'каждый Год Валар длиннее, чем сейчас девять лет под Солнцем (XXVII) Ибо в каждом таком году было двенадцать тысяч часов Древ (XXVII). Одна тысяча таких дней была Годом Валар. ибо тогда Деревья пустили бы новую ветвь, и их рост бы увеличился (XXVII), но чтобы 1 год Древ был равен почти 10 Солнечным годам, 1 час Древ, который получался делением времени их цветения, тоже был где-то в 6 раз длиннее нынешнего часа (XX). А другие более верно говорят, что 'час Древ был каждый в семь раз длиннее, чем один час полного дня в Средиземье от восхода солнца до восхода солнца, когда свет и тьма разделены поровну. Поэтому каждый День Валар длился в течение восьмидесяти четырех наших часов и каждый год в течение восьмидесяти тысяч и четырех часов, что равно трем тысячам пятистам нашим дням и несколько больше, чем девять с половиной наших лет (девять с половиной и восемь сотых и еще немного) (XXVII).
  
  Если судить по цветению Древ, каждый День Валар длился двенадцать часов Древ (XXVII). Хранители Знаний предполагают, что Валар так разработали часы Древ, что сто таких лет, измеренных таким образом, должны иметь продолжительность, равную одному веку Валар (как те века, что были в дни их трудов, до основания Валинорэ). Тем не менее, это точно не известно (XXVII).
  
  Год в 'Амане был устроен совсем иначе, чем в Средиземье. Но он отображал образ жизни эльфов, просто потому, что эльфы больше похожи на Валар и маиар, чем на людей (XX).
  
  В Амане длина 'года' была такой же, как и у квэнди, но по разным причинам. В Амане эта длина была установлена Валар для их собственных целей и была связана с тем процессом, который можно назвать 'Старением Арды'. Ибо Аман был внутри Арды и, следовательно, во Времени Арды (которое не было вечным, независимо от того, было ли оно Неискаженным или Искаженным). Следовательно, Арда и все, что в ней, должно стареть, пусть и медленно, по мере своего продвижения от начала к концу. Это старение могло быть воспринято Валар примерно за тот отрезок времени (соразмерный всему назначенному сроку Арды), который они называли Годом; но не в меньший период (XX).
  
  3.
  
  Но сами Валар, а также подобные им маиар, могли жить с любой скоростью мысли или движения, которую они выбрали или желали. Они могли перемещаться назад или вперед в форме мысли [как мыслящая сущность, не связанная телом] и возвращаться назад так быстро, что тем, кто находился в их присутствии, казалось, что Аинур не двигались*(5). Все, что было в прошлом, они (Валар и маиар) понимали полностью; но, будучи теперь во Времени, будущее они могли предвидеть или 'искать' что-то в нем, только в той мере, в какой его замысел был им понятен в Музыке, или постольку, поскольку каждый из них был особо сконцентрирован на той или иной части замысла Эру, будучи посредником или Подсоздателем самого Единого (ХХ).
  
  При таком способе восприятия они не могли предвидеть никаких действий Детей, эльфов и людей, в чьем зарождении и введении в Эа никто из Валар не играл никакой роли; что касается вещей, связанных с Детьми, Валар могли только сделать вывод о правдоподобии, как и сами Дети, хотя и на основе гораздо большего знания фактов и сопутствующих событий прошлого, а также с гораздо большим умом и мудростью. Тем не менее, всегда оставалась неуверенность в отношении слов и деяний эльфов и людей во Времени, которое еще не развернулось (ХХ).
  
  Таким образом, Валинорский Год в Амане не был связан с естественными темпами 'роста' любого воплощенного или существа, которое там обитало. Время в Амане было реальным временем, а не просто способом восприятия. Как, скажем, 100 лет прошло в Средиземье, как в части Арды, так 100 лет прошло и в Амане, который тоже был частью Арды. Однако именно тот факт, что эльфийская скорость 'роста' соответствовала исчислению времени Валинорэ, позволил Валар привести эльдар к обитанию в Амане (XX). Это произошло 'не по замыслу Валар, хотя, несомненно, и не случайно. То есть, возможно, Эру, создавая природу эльфов и людей и их отношения друг к другу и к Валар, предписал, чтобы 'рост' эльфов соответствовал валианскому восприятию прогресса или старения Арды, поэтому что эльфы должны иметь возможность сосуществовать с Валар и маиар. Поскольку Дети появились в Музыке, а также в Видении, Валар знали кое-что или даже многое о предопределенной природе Эльфов и Людей до того, как они получили бытие. Валар определенно знали, что эльфы должны быть 'бессмертными' или иметь очень долгую жизнь, а люди краткую жизнь. Но, вероятно, только во время пребывания Оромэ среди первых квэнди Валар точно узнали, каков был их образ жизни по отношению к течению Времени (ХХ).
  
  За один год Валар обитающие в Амане эльдар росли и развивались почти так же, как смертные за один год в Средиземье. При записи событий в Амане, таким образом, мы можем, как делали и сами эльдар, использовать летоисчисление Валинорэ, хотя мы не должны забывать, что в течение любого такого 'года' эльдар наслаждались необъятным рядом удовольствий и достижений, которых даже самый одаренный из людей не мог бы совершить за двенадцать, умноженных на двенадцать смертных лет. Тем не менее эльдар 'старели' в Амане с той же скоростью, что и в начале своего существования в Средиземье (ХХ).
  
  Но эльдар не были коренными жителями Амана, который не был создан Валар для них. В Амане до их прихода жили только Валар и их меньшие родичи маиар. Но для их удовольствия и пользы было в Амане также великое множество существ, без страха, многих родов: животных или движущихся существ*(6), и растений, которые были неподвижными. Считается, что там были копии всех существ, которые есть или были на Земле*(7), а также другие, которые были созданы только для Амана. И каждый вид имел, как и на Земле, свою природу и природную скорость роста. Но поскольку Аман был создан для Валар, чтобы они могли иметь там мир и наслаждение, всем тем существам, которые были туда переселены, или обучены, или выращены, или созданы для проживания в Амане, была дана такая скорость роста, что год жизни, естественной для их видов на Земле, должен быть в Амане одним Годом Валар*(8) (XX).
  
  4.
  
  У нас есть несколько сообщений касательно лет Валинорэ, но они все довольно отрывочны и противоречивы. Однако все они сходятся на том, что валианский день длился 12 часов, и в каждом часе было около 7 Смертных часов.
  
  'В Годе Древ было 1000 дней по 12 часов = 12 000 часов Древ. В солнечном году 365,250 дней по 24 часа = 8 766 часов. Лет Древ насчитывается 87 660. Если 12 000 часов Древ [1 год Древ] = 10 годам Средиземья, каждый час Древ = около 7,3 Солнечных часа = 7 часов 18 секунд (LXXVI). 'Это соответствует событиям в Валинорэ, для которых оно было организовано, но делает всех Эльдар слишком старыми в более позднем повествовании, если только мы не предположим, что они оставались неизменными после наступления зрелости в течение неопределенного времени [что невозможно] (LXXVI). Таким образом, получалось бы, что 87 660 год Древ = 876 600 Смертных лет, но это противоречит всем хронологиям.
  
  Другие поздние подсчеты еще более странные: 'В каждом валианском дне 12 часов Древ, в каждом валианском году 144 дня. Но каждый валианский год = 144 смертных года; следовательно, 1 день Древ = 1 смертный год, а 1 час Древ = примерно 1 смертный месяц. Время записывается (для целей Смертных) в течение дней Дерев таким образом: 100-й валианский год, 136-й валианский день, 9-й валианский час = 9-й месяц 136-го [солнечного] года 14 400-го валианского года (LXXVI).
  
  5.
  
  Для эльдар Аман был источником радости. Ибо в Амане мир предстал перед ними так же, как и перед людьми на Земле, но без тени быстро приходящей смерти. В то время как на Земле для эльфов все вещи по сравнению с ними самими были мимолетны, быстро изменялись и умирали или приходили к концу, в Амане все вокруг 'выдерживало' время и не так скоро обманывало любовь своей смертностью. На Земле, пока ребенок-эльф только вырастал в мужчину или женщину, примерно через 3000 лет, леса поднимались и падали, и все лицо земли менялось, а бесчисленные птицы и цветы рождались и умирали год за годом под вращающимся Солнцем (ХХ).
  
  В Арде Искаженной вся материя Арды, как и мы, была испорчена Мэлькором еще до того, как эльфы или люди вступили в Историю и обрели свои хроар из вещества Арды, и пищу для них, все из того же вещества. Может быть только Аман оставался неиспорченным до того, как Мэлькор пришел туда (XXXIX).
  
  Поэтому, 'помимо всего, Аман именуется также Благословенным Королевством, и его благословенность была: в здоровье и радости. Ибо в Амане ни одно творение не страдало болезнью или расстройством своей природы; и не было упадка или старения более быстрого, чем медленное старение самой Арды. Так что все вещи, достигшие наконец полноты формы и добродетели, блаженно оставались в этом состоянии, старея и утомляясь своей жизнью, но будучи не быстрее самих Валар. И также это благословение было даровано и эльдар (ХХ).
  
  На земле квэнди не болели, и здоровье их тел поддерживалось мощью долговечных фэар*(9). Но их тела, сотворенные из материи Арды, тем не менее не были столь живучи, как их дух; ибо долговечность квэнди была обусловлена прежде всего их фэар, чья природа или 'судьба' была в том, чтобы оставаться в Арде до ее Конца. Поэтому после того, как жизненная сила хроа была израсходована на достижение полного роста, она начала ослабевать или утомляться. В действительности, это происходит очень медленно, но все же заметно для всех квэнди. Некоторое время хроа*(10) эльфа будет укрепляться и поддерживаться пребывающем в хроа фэа, а затем его жизненная сила начнет ослабевать, а его желание физической жизни и радость от нее исчезнут еще быстрее. Тогда эльф начал бы (как теперь говорят, ибо эти вещи не проявлялись полностью в Древние Дни) 'увядать', пока фэа как бы не поглотила хроа, пока хроа не осталась бы только в любви и памяти духа, который населял его. Но в Амане, с тех пор как его благословение снизошло на хроа эльдар, как и на все другие тела, хроа старело только вместе с фэа, и эльдар, оставшиеся в Благословенном Королевстве, пребывали в полной зрелости и в непомерной силе тела и духа соединялись веками за пределами нашего смертного понимания (ХХ).
  
  6.
  
  Если так обстоит дело в Амане или было так до Перемены Мира, и при этом у эльдар было здоровье и непреходящая радость, что мы скажем о людях? Ни один человек никогда не ступал в Аман или, по крайней мере, никто никогда оттуда не возвращался; ибо Валар запретили это. Почему так? Нуменорцам Валар сказали, что сделали это, потому что Эру запретил им допускать людей в Благословенное Королевство; и они также сообщили, что люди не будут благословлены в Амане (как они думали), но будут прокляты и 'увянут, как мотыльки в слишком ярком пламени*(11) (ХХ).
  
  Помимо этих слов, мы можем только догадываться, какие есть причины запретить людям жить в Амане. Тем не менее, мы можем рассматривать этот вопрос так. Эру не только запретил Валар пытаться изменить природу или 'судьбу', назначенную Им, любому из Детей, в которую была включена скорость роста (относительно всей жизни Арды) и продолжительность жизни, но даже захоти Валар изменить это, они не смогли бы. Даже эльдар в этом отношении не изменились (ХХ).
  
  Предположим, что Валар также допустили в Аман некоторых атани и (так, чтобы мы могли рассмотреть всю жизнь человека в таком состоянии), что там рождались 'смертные' дети, как и дети эльдар. Тогда, даже в Амане, смертный ребенок все так же вырастет до зрелости примерно за двадцать солнечных лет, и естественная продолжительность его жизни, период сцепления хроа и феа, будет не более, скажем, 100 лет. Не намного больше, даже если его тело не будет страдать от болезни или расстройства в Амане, где такого зла не существует. (Если только люди не принесут с собой это зло - почему бы и нет? Даже эльдар принесли в Благословенное Королевство некий налет Тени на Арде, в которой получили бытие) (XX).
  
  Но в Амане такое существо было бы мимолетной вещью, самым быстрым из всех тварей. Ибо вся его жизнь продлится немногим больше одного полугодия*(12), и в то время как все другие живые существа будут казаться ему почти неизменяющимися, но пребывающими в жизни и радости с немеркнущей надеждой на бесконечные годы, он расцветет и угаснет - как на Земле трава может взойти весной и увять прежде зимы. Тогда бы он наполнялся завистью, считая себя жертвой несправедливости, лишенным благодати, дарованной всему остальному. Он не будет ценить то, что у него есть, но, чувствуя себя одним из наименьших и самых презираемых (тех, на кого смотрят с презренем - despise) из всех существ, он скоро станет презирать (презирать, пренебрегать, не ценить - contemn) свою человечность и ненавидеть тех, кто более одарен. Он не избежит страха и скорби своей быстрой смерти, которая является его участью на Земле, в Арде Искаженной, но будет обременен ею невыносимо, до потери всякого удовольствия (ХХ).
  
  Но если кто спросит: почему в Амане человеку не было бы даровано благословение долголетия, как это было дано эльдар? На это должно быть отвеченно: потому что это принесло радость эльдар, поскольку их природа отличается от природы людей. Природа эльфийского фэа в том, чтобы выдержать мир до конца, и эльфийские хроа также были долгоживущими по своей природе; так что эльфийское фэа, обнаружившее, что его хроа выдержало вместе с нею, поддерживая ее пребывание в нем и оставаясь неутомимым в телесном наслаждении, увеличило бы и более длительную радость. Но в действительности некоторые из эльдар сомневаются, что им были дарованы какие-либо особые милости или благословения, кроме допуска в Аман. Ибо они считают, что неспособность их хроа продолжаться в жизненной силе неутомленными так же долго, как их фэа - процесс, который не наблюдался до более поздних веков - вызван Искажением Арды и исходит от Тени и от порчи Мэлькора, которая касается всей материи (или хроа) Арды, если не всей Эа. Так что все, что случилось в Амане, это то, что в здоровье Амана и Света Древ слабость эльфийского хроа не развилась (ХХ).
  
  7.
  
  Но давайте предположим, что 'благословение Амана' было также даровано людям. Как считают некоторые люди, их хроа не по своей природе недолговечно, но стало таковыми из-за злого умысла Мэлькора сверх общего Искажения Арды, и что это повреждение может быть излечено и устранено в Амане. Что тогда? Будет ли им оказано великое добро? Их тела все равно быстро достигнут полного возраста. В седьмой части года человек мог родиться и стать взрослым так же быстро, как в Амане вылупляется птица и вылетает из гнезда. Пусть тогда тело не увядает и не стареет, а пребывает в силе и в наслаждении телесной жизни. Но как насчет фэа этого человека? Его природа и 'гибель' не могли быть изменены ни здоровьем Амана, ни волей самого Манвэ. Тем не менее (как считают эльдар) его природа и обреченность по воле Эру заключаются в том, что он не должен долго выдерживать Арду, а должен уйти и отправиться в другое место, возможно, вернувшись прямо к Эру для другой судьбы или цели, которая находится за пределами знания или догадок эльдар (ХХ).
  
  Тогда очень скоро фэа и хроа человека в Амане не будут едины и мирны, а будут противопоставлены к великой боли обоих. Хроа, будучи в полной силе и радости жизни, цеплялась бы за фэа, чтобы ее уход не принес смерть; и хроа восстанет против смерти, как большой зверь в полной жизни либо убежит от охотника, либо свирепо повернется против него. Но фэа будет как бы в тюрьме, все больше уставая от всех удовольствий хроа, пока они не станут ей отвратительны, все больше и больше жаждая уйти, пока даже те дела для ее мысли, которые она получила через хроа и его чувства, не стали бы бессмысленными. Человек будет не благословен, а проклят; и он проклянет Валар и Аман, и все вещи Арды (ХХ).
  
  И он не захотел бы добровольно покидать Аман, ибо это означало бы скорую смерть, и его нужно было бы вытолкнуть прочь насильно. Но если он останется в Амане, к чему ему прийти, прежде чем Арда наконец исполнится, и он обретет освобождение? Либо его фэа будет полностью подчинена хроа, и он станет больше похож на зверя, хотя и мучимого внутри. Или же, если его фэа окажется сильной, человек оставил бы хроа. Тогда произойдет одно из двух: либо это (покидание хроа) было бы совершено только в ненависти, насилием, и хроа, в полной жизни, было бы разорвано и умерло во внезапной агонии; или иначе фэа с отвращением и без жалости покинула бы хроа, а хроа продолжало бы жить: безмозглое тело, даже не зверь, а чудовище, истинное творение Мэлькора среди Амана, творение, которое сами Валар были бы рады уничтожить (ХХ).
  
  Теперь эти мысли не более чем умозаключение что-могло-бы-быть; ибо Эру и подчиняющиеся ему Валар не позволили людям жить в Амане. И все же, по крайней мере можно увидеть, что люди в Амане не избегут страха смерти, но будут иметь его в большей степени и на долгие века. И более того, кажется вероятным, что сама смерть, то ли в агонии, то ли в ужасе, вместе с людьми войдет в сам Аман (ХХ) *(13).
  
  8.
  
  В Амане Валар поддерживали все в блаженстве и здоровье, а материальные живые существа (такие как растения и животные), похоже, 'старели' или менялись не быстрее, чем сама Арда. Год для них был годом Валар, но даже его прохождение не приближало их к смерти - или не приближало их к смерти явно и ощутимо: увядание наступит только в конце самой Арды. Или так об этом говорят. Но, похоже, не существовало общего 'закона' времени, управляющего всем сущим в Амане. Каждое живое существо в отдельности, а не только каждый вид или разновидность живых существ, находилось под опекой Валар и сопровождающих их маиар. Каждое существо поддерживалось в той или иной форме красоты или пользы для Валар и друг для друга. Этому растению можно позволить созреть и дать семена, а это растение сохранить в цвету. Этот зверь может ходить в силе и свободе своей юности, другой может найти себе пару и вырастить своих детенышей (LXXVI).
  
  Эльфийская скорость жизни или 'старения' (coivie) была такой же, как и у Валиан (Валар), и была создана для того, чтобы жить вместе с Ардой. Таким образом, в процессе койвиэ квэнди в Амане не обнаружили никакой разницы. Но Аман неизбежно оказывал влияние на их олмиэ, или процесс роста, который ощущали все, кто еще не стал взрослым, не вошел в него или не родился там позже. В Амане по воле Валар все живые существа, такие как животные и растения, имеющие телесные формы, не изменились в этих формах, но использовали валианский год как эквивалент 1 года [солнца] в своем росте, естественном для каждого вида. И, конечно же, поскольку Аман был ограничен, некоторые вещи должны были исчезнуть, в то время как сохранялось вечное равновесие целого. Но это не путали со 'Смертью' (LXXVI).
  
  Возможно (хотя и не наверняка), что Валар могли удостоить или благословить эльдар, по отдельности или в целом, таким же образом. Но они этого не сделали. Ибо, хотя они (мудро или нет) перевезли эльдар в Аман, чтобы спасти от Мэлькора, Валар знали, что им не следует 'вмешиваться в дела Детей', пытаться изменить их природу, или каким-либо образом доминировать над ними, или искажать их естество (в хроа или фэа) в любом другом виде, кроме того, в котором их задумал Эру (LXXVI). Нет уверенности, что Валар могли изменить 'конституцию' любого существа, вмещающего фэа и имеющего свой собственный независимый центр бытия, имеющий тот же статус и отношение к Эру, что и их собственное существо, даже если и меньшей мощи (LXXVI).
  
  Единственный эффект от проживания в Амане для эльдар, по-видимому, заключался в следующем: в блаженстве и здоровье Амана их тела оставались в силе и были способны поддерживать огромный рост знаний и пыл своего духа без какого-либо заметного угасания (за исключением в очень особых случаях: например, в случае с Мириэль). Те, кто вошли в Аман извне или по рождению, уходили из него в том же здоровье и силе, какими они были вначале*(14) (LXXVI).
  
  
  
   9.
  
  
  
  Эта более медленная скорость роста и старения, естественная для квэнди по сравнению с людьми, не имеет ничего общего с восприятием или использованием Времени. Восприятие Времени в первую очередь это относится к фэа, тогда как рост и старение относились к хроа. Эльдар говорят о себе (и это может быть в некоторой степени верно и в отношении людей), что когда 'личности' - в полном бытии, фэа и хроа, полностью заняты вещами, которые глубоко касаются их истинной природы, и поэтому представляют для них большой интерес и радость. Кажется, что время летит быстро, а не наоборот. То есть: полная и поминутно разделенная занятость. Время не заставляет личность ощущать тот же период длиннее, прошедшего в меньшей активности или праздности, но наоборот короче. Это не связано со Временем, как это могло бы быть с дорогой или тропой. Если бы его внимательно и тщательно осматривали, его перемещение заняло бы много времени и, возможно, само по себе показалось бы более длинным; ибо эту проверку можно было провести только путем замедления скорости обычного движения. Но фэа может ускорить скорость своих мыслей и действий и достичь большего или более внимательно следить за событиями в одном пространстве времени, чем в другом (LXXVI).
  
  Таким образом, квэнди не жили (и не живут) медленно, тяжело передвигаясь, как черепахи, в то время как Время проносится мимо них, их вялых конечностей и мыслей! В действительности, они двигаются и думают быстрее, чем люди, и достигают большего, чем любой человек за любой данный промежуток времени. Но они обладают гораздо большей природной жизненной силой и энергией, поэтому для ее расходования требуются и будут требоваться очень большие годы (LXXVI). Однако с самого начала эльфы были и остаются близкими родственниками дюдей, Вторых Детей, и их действия, желания и таланты схожи, как и их способы восприятия и мышления. Они не думают и не действуют способами, ненаблюдаемыми или фактически непостижимыми для людей. Человеку кажется, что эльфы говорят быстро (но ясно и точно), если только они немного не замедляют свою речь ради людей; двигаются быстро и ловко, за исключением сучаев крайней необходимости, или сильного волнения, или рвения в работе, когда движение их рук, например, становится слишком быстрым, чтобы человеческие глаза могли внимательно следить за ним. Только восприятие эльфов, их мысли и рассуждения обычно превосходят человеческое соперничество по скорости (LXXVI).
  
  Примечания.
  
  *(1). То есть 'примерно 1-5 000 солнечных лет (1 - 500 лет Валар) от сотворения Арды и до создания Валинорэ (XXXV).
  
  *(2). Так как пересчет лет на солнечные года был возможен только после Восхода Солнца, можно смело сказать, что эти 'Хранители Мудрости' были из последовавших за Нолофинвэ во Втором и Третьем Домах. Они совершили ошибку в своих подсчетах, и в действительности Валар пришли в Мир за 30 000 лет до первого восхода Луны.
  
  *(3). И снова ошибка - до того, как впервые зацвели Древа прошло 20 000 наших лет от сотворения мира.
  
  *(4). Здесь сказано 15 000 лет, но это ошибочная хронология.
  
  *(5). Здесь говорится о движении мысли, поэтому данная цитата подходит к Валар и сильнейшим из маиар, которые могли легко и быстро 'оставлять' тело, проносясь 'в мыслимом облике' и 'возвращаться' в тело вновь. Однако те Аинур, что стали привязанными к своему телу (в первую очередь падшие Аинур) не могли больше его ни изменить, ни покинуть, и, как следствие, не могли стремительно передвигаться 'мыслью').
  
  *(6). Например, ламорни - пастыри древ (lamorni - Talking Trees (WR:50)).
  
  *(7). Имеются ввиду неискаженные животные, таким образом, комаров, крокодилов, гиен и так далее в Амане не было.
  
  *(8). Однако, вряд ли это распространялось на всех животных, ведь если бы дикому животному нужно было 10 Солнечных лет, чтобы вырасти от детеныша до полноразмерной особи, то эльфы почти не ели бы мяса. То же самое касается и ростений - они должны были расти со скоростью 'земных', чтобы давать достаточно плодов и зелени для эльдар и многочисленных травоядных.
  
  *(9). Фэа - 'душа, дух', множественное число - фэар (ХХ).
  
  *(10). Хроа - 'плоть' или 'физическая материя Арды' (ХХ).
  
  *(11). Это не достоверное знание, но мысли Валар. Однако стоит помнить, что Валар обладали большим умом и знанием о мире, чем кто-либо в мире.
  
  *(12). Это ошибка, так как 100 солнечных лет = 10 Годам Амана. То есть жизнь человека продлилась бы 10 лет Амана.
  
  *(13). Боюсь, что после этого описания многие люди возненавидят Аман, Валар и эльфов за ту несправедливость, что была совершена против людей. Боюсь, что несправедливость действительно произошла, но она не была результатом злого умысла, эта несправедливость произошла из-за Искажения Моринготто.
   *(14). Однако, Тиндаколло не жил в Амане, но и о нем не говорилось, что его пыл чтал меньше чем был во времена Похода - если бы это произошло, то Эльвэ завидовал бы не только могуществу пришедших с Запада, но и их 'здоровью'.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"