Аннотация: Нам часто задают вопрос: а Арда и Земля одно и то же?
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СРЕДИЗЕМЬЮ
Элен сила луменн оментилмо, любезные читатели. В сей статье я, Дунадан, позволю себе подать, подобно Ауле, создавшему Семь Праотцев Гномов, систему представлений об учении Дж.Р.Р.Толкина, отличных от сложившихся в последние годы. Надеюсь, что этим внесу нечто новое в угасающее, к несчастью, толкиновское движение в достославном граде нашем, а может, и в других местах за его пределами.
Да простят мне уважаемые читатели столь выспренний слог, коим я излагаю, но сердце мое преисполнено скорби и печали от количества стереотипов и неточностей в представлениях о быте, нравах, вещах, оружии столь отдаленных эпох, что описывает в произведениях своих уважаемый Толкин. Ведь большинство людей, искрение считающих себя его почитателями и последователями, воспринимают изложенное им как красивую сказку, не задумываясь над тем, что стоит за красивым слогом легенд о Средиземье. А ведь мифы и сказки есть отражение реальных событий, имевших место в истории. Как говорится, “сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок”.
Начинается эпопея о Средиземье с сотворения мира Эру-Единым. В ней есть и зарождение жизни, и появление первых рас разумных существ, и борьба народов за жизненное пространство, и многое другое. Наивно было бы предполагать, что профессор литературы и мифологии Оксфордского университета все это придумал “от нечего делать”. Истоки “эпоса нолдоров” лежат глубоко под пластами мифологических комплексов, созданных кельтами, славянами, скандинавами и другими народами Европы. Все события, изложенные хотя и в немного приукрашенной форме, абсолютно реальны. Пришествие эльфов в Средиземье и их вытеснение почти повсеместно орками есть несомненно отражение борьбы разумных существ, первых людей с неандертальцами, кои и отличались, подобно оркам, жестокостью и дикостью, были каннибалами и имели примитивный язык. Все легко узнаваемо, ведь даже ученые мужи доказали, что человеческие расы и другие существа в древние времена боролись за существование. Сначала приходят эльфы, потом орки их вытесняют, создаются так легко узнаваемые по средневековым легендам “потаенные города”, “королевства Дивного народа”, “Волшебные Леса”, защищенные от врагов могучими чарами и острыми мечами.
Древняя раса, известная под именем эльфов, действительно существовала и влияла на жизнь людей, освоивших землю несколько позже. В портрете орка легко узнается свирепый неандерталец, в портрете эльфа - первый Разумный человек, существовавший около 350-250 тыс. лет назад. Неандертальцы-“орки” появились позднее, 150 тыс. лет назад, и вытеснили почти везде расу разумную.
В тех-то временах и нужно искать корни и истоки легенд и сказок о потаенных городах (Нарготронд) и королевствах (Гондолин), царства гномов (Казад-Дум и других), леса энтов (за коими угадывается образ русского лешего, и, как знать, “снежного человека”!). Пришествие Аданов - это появление второй волны разумных людей, известных в науке как “кроманьонцы” (около 50 тыс. лет назад), наших непосредственных предков. В трех домах Аданов легко узнать три основные нации европейцев - кельты (дом Беора), скандинавы и германцы (дом Хадора Лориндола), и дом Владычицы Халет - славяне и балты.
Низкий поклон славному профессору за замечательную, титаническую работу, которую он проделал. Нужно обладать грандиозным умом, чтобы изучить н восстановить из кусочков целое полотно, живое и сверкающее множеством цветов и красок.
Таким образом, сказки Толкина есть изложенная поэтическим языком история возникновения на Земле разумной жизни, ее борьбы со злыми, враждебными силами, история взаимоотношений между столь разными, и в то же время столь похожими человеческими расами.
В древние времена, как о том говорят легенды, Землю населяли всевозможные существа, похожие и не похожие на людей. Ныне многих уже не существует на свете, кто-то смешался с человеческой расой, кто-то покинул пределы обитаемого мира, а кто-то ушёл под землю, в пещеры, как это сделали гномы... Кстати, о гномах. Гномы представляют собою расу, схожую с человеческой, но более плотного телосложения, низкорослые, что, несомненно, связано с их подземным образом жизни. Они также носят бороду, широки в плечах и обладают большой физической силой.
Наиболее подробно описывает гномов “Эдда” - свод легенд скандинавских народов. Гномы там называются двергами. По “Эдде” двергов создали боги из костей и гниющей плоти убитого ими правеликана Имира. Из черепа его боги сделали небесный свод, из крупных костей - горные хребты и утёсы, из крови - моря и быстрые реки. Мышцы стали почвой, волосы - лесами, мозг боги подбросили высоко вверх и создали тучи и облака. В земле же и в горах они увидели признаки зарождавшейся жизни и решили частицам сей ещё бесформенной материи придать облик, схожий с их собственным. Так, по словам скальдов, и появились первые гномы. Скандинавы и германцы их называли “стиллфолк” - “тихий народ”. Люди нередко общались с обитателями подгорных жилищ, видели их творения из камня и металла, самоцветов и золота. Но и в поздние времена люди встречали гномов, и не только в Скандинавии, но и в других местах Европы. Везде их называет по-разному. В Ирландии это клариконы и лепрехуны, в Германии - вихтлейны и эрдлауты, в Северной Европе - кобольды.
Ныне учёные мужи считают, что в эпоху палеолита часть предков людей могла уйти в подземные просторы и уединиться от мира, развиваться, совершенствовать свои каменные, а после и металлические изделия. Со временем они стали меньше ростом, кожа стала темно-коричневой или бледно-серой - от отсутствия солнечного света и от дыма кузнечных горнов.
В Европе и даже в России в XIX века видели гномов, на Южном Урале несколько раз из-под гор и холмов выбирались люди необычного вида: низкорослые, бородатые, коренастые, в медных шлемах, иногда с гребнями, с копьями в руках. Они иногда нападали на людей и убивали их. Крестьяне местных деревень собрались и разорили их обиталище, и увидели дома их, по типу землянок, в коих было много искусно сделанной медной посуды и утвари. И это лишь немногие свидетельства пребывания этой расы в нашем мире. Возможно, и ныне остатки малого народа скрываются в древних местах, в уединении?
Профессор рассказывал о своих колоритных персонажах, основываясь на мифологических комплексах кельто-скандинавского мира, финской “Калевалы” и славянских сказках. Но что срывается за ними, этими образами, имели ли они реальные прототипы? Или все они лишь плод фантазии скальдов, бардов, баянов, рунопевцев и иже с ними других?
Начнем, если не возражаете, со скандинавских саг и легенд. В них расы великанов описаны наиболее полно и красочно. Общее их название -ётуны или турсы. Они делятся на “подрасы” - “хримтурсы” или снежные великаны, орктурсы или просто орки, а также “люди Муспелля” - огненные великаны. Многие из них злобны и враждебны другим расам, эльфам ли, гномам ли, людям - все равно. Другие добродушны, например Эгир, морской великан, друг богов и людей, мастер варить пиво. Асы и Ваны - боги скандинавов, даже брали в жены девушек из племени ётунов и имели от них детей. Многие из ётунов владеют искусством изменять облик, оборачиваться деревьями (как энты Среднеземья) или животными. Родственная им раса троллей, тупых, злобных обитателей пещер и болотистых долин. Безобразные, обросшие космами спутанных волос, длиннорукие и кривоногие, они совершали набеги на поселения людей, гномов и эльфов, захватывали в плен и пожирали несчастных.
В заснеженных горах живут великаны инея - хримтурсы, высокие, стройные, с сильными руками и прямыми ногами, покрытые снежно-белой или рыжеватой шерстью, с белыми или рыжими густыми бородами. В отличие от троллей они менее злобны, некоторые даже добродушны и безобидны несмотря на громадную силу. Не кроется ли за образом ётуна, энта или хримтурса - леший или “снежный человек” (сравните - скандинавское ётун, кельтское энт, санскритское йети - снежный человек)? Расы высокорослых антропоидов известны из палеонтологии и антропологии. Например, мегантропы и гигантопитеки. Возможно, с ними боролись наши предки за господство на земле, может, реликты дожили до исторических времен и были полулегендарными соперниками благородных рыцарей средневековья? Может, некоторые научились сосуществовать с людьми, эльфами и гномами. Наверное, они и стали добрыми лешими и энтами. И как знать, может они и живут где-то рядом, в глуши лесов, в теснинах гор!
На сей ноте, надеюсь, оптимистичной, я заканчиваю. До встречи!