Зал небольшого театра. Сцена задернута занавесом. В первом ряду сидит Зритель.
Зритель (читая программку, разговаривает сам с собой): Та-а-ак... Что тут у нас пишут?.... Революция в театре... Совершенно новое в драматургии... Абсолютная свобода.... Полная интерактивность действия... Зритель становиться главным героем пьесы... Всё от классики до авангарда... Звучит заманчиво... А как на самом деле? Меня удивить трудно... Ну давайте, показывайте... А мы посмотрим...
Занавес открывается, на сцене - Актриса.
Актриса: Отец умер ровно год назад, как раз в этот день, пятого мая.... Было очень холодно, тогда шел снег. Мне казалось, я не переживу... Помню, когда отца несли, то играла музыка, на кладбище стреляли. Он был генерал, командовал бригадой,
между тем народу шло мало. Впрочем, был дождь тогда. Сильный дождь и снег...
Зритель: Хм... Ну да, классика... Только почему она одна? Где ещё две? Ну ладно, а ещё более классическое они могут?
Актриса(подходит к краю сцены):
Но вот доходят слухи до меня,
Что мой отец был умерщвлён злодейски
И будто тень его всё ещё здесь
блуждает...
Вот что мне слуги наши сообщили:
Две ночи кряду эти офицеры,
Бернардо и Марцелл, неся дозор,
В безжизненной пустыне полуночи
Видали вот что. Некто, как отец ваш,
Вооруженный с ног до головы,
Является и величавым шагом
Проходит мимо.
Зритель:Любопытно... Женщина - Гамлет, это я где-то уже слышал, конечно, но любопытно... Вот ведь парадокс - во времена Шекспира все роли исполняли мужчины, а теперь даже Гамлет - женщина! Вот ведь феминизм... Ну да ладно, это можно за авангардную классику можно посчитать, а что насчёт классики авангарда?
Актриса(быстро и монотонно): Но что такое этот призрак? Принимая во внимание существование личного Бога таким каким оно проистекает из последних социологических работ Пуансона и Ватмана в виде субстанции седобородой вневременной внепространственной кококоторый с высоты своей божественной апатии божественной афазии божественной агнозии влюбит нас всех кроме некоторых неизвестно почему но со временем встанет ясно... и подобно божественной Миранде....
Зритель: Ух-ты, Беккет что ли?! Это уже интересней! Ну ладно... (листая программку) А почему пьеса называется "Свобода"?
Актриса (громко и с чувством): Свобода! То к чему всегда стремиться человек, то, что ему всегда не хватает!
Свобода! Это полное отсутствие догм и правил, навязанных чужой волей!
Перед свободным человеком открывается великое множество путей, а не один - два обычных. Можно делать всё что захочется, руководствуюсь только собственным желаниями и стремлениями, можно отвергнуть все, что считалось правильным и неправильным раньше, и найти на всё ответы самому. Можно не обращать внимания ни на кого, и делать то, что никто никогда не делал, потому что был несвободен!
Зритель: Так-так-так.... Значит, говорите полная интерактивность? Можно делать, что никто никогда не делал? Свобода?... Что бы такого придумать...
А что если в самом начале главного героя убивают? И он не воскресает и не возвращается ни в виде призрака, и ни в каком другом. И про него никто не вспоминает? Просто убили и забыли? А? Такое вы можете?
Актриса поднимает руку. В руке у неё пистолет. Она стреляет в Зрителя. Зритель падает и умирает.