Так как Dasein будет рассматриваться только на материале трактата Sein und Zeit (в переводе с немецкого В. В. Бибихина: М.Хайдеггер. Бытие и время.- издание второе исправленное, С.Петербург.- Наука- 2002), ссылки на страницы указанного издания будут даваться непосредственно в тексте, в строке, в скобках.
М. Хайдеггер задается вопросом: Что же мы все-таки имеем в виду под выражением бытие ? (с. 11)
Затронутый вопрос- не случайный, не подвернувшийся ненароком вопрос. У него достопочтенный возраст. Но все же необходимость его отчетливого возобновления (не повторения!) мотивирована, считает М. Хайдеггер. Мотивирована отсутствием достаточного ответа на него. Да даже удовлетворительной постановки вопроса о бытии нет.( с. 21) К тому же сложились предрассудки, ставшие прямо-таки догмой, которая объявляет вопрос о смысле бытия излишним и даже санкционирует просто-напросто опущение этого вопроса. (с. 2)
Говорят: бытие наиболее общее и наиболее пустое понятие. А раз оно наиболее общее и потому неопределимое понятие, то оно и не нуждается ни в каком определении. Но. Когда говорят: бытие есть наиболее общее понятие, то это не может значить, что оно самое ясное и не требует никакого дальнейшего разбора. (с. 3) Неопределимость бытия не увольняет от вопроса о смысле бытия. А то, что каждый постоянно употребляет это слово и уж, конечно, понимает, что всякий раз под ним разумеет, то есть всегда уже живет в некой бытийной понятливости (усредненной понятности), отнюдь не значит, что смысл бытия стал ясным. (с.2)
Вопрос об бытии исключительный. (с.5) Чтобы увидеть исключительность бытийного вопроса, надо прежде разобрать, а что принадлежит к любому вопросу, то есть увидеть формальную структуру вопроса как такового. (с. 5, с.6 с. 7) Такая структура включает в себя: 1. Спрашивание. 2. Спрашивающего. 3. Спрашиваемое. 4. Опрашиваемое. 5. Выспрашиваемое. (с. 5, с.6, с. 7)
Отличительность структурных моментов именно вопроса о бытии выявляется по путеводной нити формальных структурных моментов вопроса как такового.
--
Отличительность Спрашивания о бытии
Спрашивание о бытии- не просто-так-расспрашивание . (с. 5) Вопрос о бытии поставлен, заострен до проблемы, требующей своего решения. Спрашивание о бытии нуждается в опережающем водительстве от искомого. То есть от бытия. (с. 5) Эта захваченность Спрашивания о бытии бытием, коренная задетость Спрашивания искомым бытием принадлежит к самому своему смыслу бытийного вопроса. (с. 8)
--
Отличительность Спрашивающего о бытии
Спрашивающий о бытии- это сущее. Но это особое сущее. Оно отлично от всякого другого сущего. Отличительность его в том, что для этого сущего в его бытии речь идет о самом этом бытии. ( с. 12) Для пояснения привлечем грамматику. Слово сущее двузначно: оно вместе и как существительное и как глагол.( с. 41) Спрашивающий о бытии- сущее в глагольном смысле ( Сущесть сущего, сущесть - бытие сущим). (с. 441)
Для этого сущего, которое мы сами всегда суть, (с.15) и которое среди прочего всегда обладает бытийной возможностью Спрашивания, М.Хайдеггер терминологически избирает титул Dasein (здесь в переводе с немецкого