Энгельс Ф : другие произведения.

Faq по коммунизму

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я тут слегка покомментировал...

  Принципы коммунизма
  FAQ по марксизму
  Фридрих ЭНГЕЛЬС
  [с пояснениями из 21 века]
  
  • Что такое коммунизм?
  • Что такое пролетариат?
  • Значит, пролетарии существовали не всегда?
  • Как возник пролетариат?
  • При каких условиях совершается эта продажа труда пролетариев буржуа?
  • Какие трудящиеся классы существовали до промышленной революции?
  • Чем отличается пролетарий от раба?
  • Чем отличается пролетарий от крепостного?
  • Чем отличается пролетарий от ремесленника?
  • Чем отличается пролетарий от мануфактурного рабочего?
  • Каковы были ближайшие последствия промышленной революции и разделения общества на буржуа и пролетариев?
  • Каковы были дальнейшие последствия промышленной революции?
  • Что следует из этих регулярно повторяющихся торговых кризисов?
  • Каков должен быть этот новый общественный строй?
  • Значит, уничтожение частной собственности раньше было невозможно?
  • Возможно ли уничтожение частной собственности мирным путем?
  • Возможно ли уничтожить частную собственность сразу?
  • Каков будет ход этой революции?
  • Может ли эта революция произойти в одной какой-нибудь стране?
  • Каковы будут последствия окончательного устранения частной собственности?
  • Какое влияние окажет коммунистический общественный строй на семью?
  • Как будет относиться коммунистическая организация к существующим национальностям?
  • Как будет она относиться к существующим религиям?
  • Чем отличаются коммунисты от социалистов?
  • Как относятся коммунисты к остальным политическим партиям нашего времени?
  ----------------------------------------
  1. Что такое коммунизм?
  
   Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата.
   [От чего надо освобождать пролетариат? - От гнёта капитала.]
   [В чём заключается гнёт капитала над пролетариатом? - В создании невыносимых условий жизни, при которых выжить, не продавая своей рабочей силы, невозможно. В назначении монопольно низкой цены покупки рабочей силы, обеспечивающей только простое выживание (а иногда и того нет) и препятствующей развитию.]
   [Сейчас это учение наз. "научный коммунизм" и повествует оно о закономерностях социальных процессов, выражающихся в классовой борьбе и приводящих к цивилизационным преобразованиям обществ. Также включает в себя практический опыт применения разных методов борьбы за освобождение пролетариата от гнёта капитала.]
   [Коммунизмом также наз. будущий строй жизни, общественно-экономическая формация, при которой будет достигнуто полное освобождение человека и изобилие в удовлетворении потребностей. В 21 веке под Коммунизмом также понимают новый тип цивилизации, основанный на знаниях, а не промышленном производстве. Подробнее см. далее.]
  ----------------------------------------
  2. Что такое пролетариат?
   Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала, - класс, счастье и горе, жизнь и смерть, всё существование которого зависит от спроса на труд, т.е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции. Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть трудящийся класс XIX века.
   [Что такое класс? - Общественный класс, в современном понимании есть общность людей, отъединённая от других общностей прежде всего имущественными и экономическими интересами и местом в общественном разделении труда. Кроме классов существуют и иные общности людей не менее отъединённые от остальных. См. "цивилизации, нации, национальности, народы и этносы"]
   [В 21 веке рабочий класс развитых капиталистических стран подкуплен буржуазией высокими зарплатами и благами, обеспечиваемыми сверхэксплуатацией пролетариата стран "третьего мира" - беднейшей периферии мирового капитализма. Т.о., пролетариата в Европе и Америке нет.]
  ----------------------------------------
  3. Значит, пролетарии существовали не всегда?
   Нет, не всегда. Бедные и трудящиеся классы существовали всегда, и обычно трудящиеся классы пребывали в бедности. Но такие бедняки, такие рабочие, которые жили бы в только что указанных условиях, т.е. пролетарии, существовали не всегда, так же как не всегда конкуренция была вполне свободной и неограниченной.
   [В настоящее время свободной и неограниченной конкуренции нет нигде. Рынки глобально монополизированы, в том числе и рынок труда. Потому от "свободной продажи труда" (вернее рабочей силы) не осталось НИЧЕГО. Разделение проходит теперь по национальным границам: Страны развитые - т.н. "Золотой миллиард", где сосредоточены финансовые и управляющие ресурсы, и страны "развивающиеся" - т.н. "Третий мир", куда перенесены все трудозатратные производства, где и происходит глобальная сверхэксплуатация, где и обитают бедняки.]
  ----------------------------------------
  4. Как возник пролетариат?
   Пролетариат возник в результате промышленной революции, которая произошла в Англии во второй половине прошлого века и после этого повторилась во всех цивилизованных странах мира. Эта промышленная революция была вызвана изобретением паровой машины, различных прядильных машин, механического ткацкого станка и целого ряда других механических приспособлений. Эти машины, которые стоили очень дорого и поэтому были доступны только крупным капиталистам, изменили весь существовавший до тех пор способ производства и вытеснили прежних рабочих, ибо машины изготовляли товары дешевле и лучше, чем могли их сделать рабочие с помощью своих несовершенных прялок и ткацких станков. Таким путем эти машины отдали промышленность целиком в руки крупных капиталистов и совершенно обесценили ту ничтожную собственность, которая принадлежала рабочим (инструменты, ткацкие станки и т. д.), так что капиталисты вскоре всё захватили в свои руки, а у рабочих не осталось ничего. Тем самым в области изготовления тканей введена была фабричная система.
   Как только был дан толчок к введению машин и фабричной системы, последняя быстро распространилась и во всех остальных отраслях промышленности, особенно в области набивки тканей, в книгопечатании, в гончарном производстве и в производстве металлических изделий. Труд стал всё больше и больше разделяться между отдельными рабочими, так что рабочий, который раньше выполнял ВСЮ работу целиком, теперь стал делать только часть её. Это разделение труда позволило изготовлять продукты быстрее, а потому и дешевле. Оно свело деятельность каждого рабочего к одному какому-нибудь, весьма простому, постоянно повторяющемуся, механическому приёму, который с таким же успехом, и даже значительно лучше, мог выполняться машиной. Таким путём все эти отрасли промышленности, одна за другой, подпали под власть пара, машин и фабричной системы, точно так же, как это имело место в прядильном и ткацком производстве. Но тем самым они целиком переходили в руки крупных капиталистов, и рабочие также и здесь лишались последних остатков своей самостоятельности. Постепенно фабричная система распространила свое господство не только на мануфактуру в собственном смысле этого слова, но стала всё более и более завладевать также и ремеслом, так как и в этой области крупные капиталисты всё более вытесняли мелких мастеров, устраивая большие мастерские, в которых можно было достигнуть экономии на многих расходах и также ввести детальное разделение труда. В результате мы пришли теперь к тому, что в цивилизованных странах почти во всех отраслях труда утвердилось фабричное производство и почти во всех этих отраслях ремесло и мануфактура вытеснены крупной промышленностью.
   Вследствие этого прежнее среднее сословие, в особенности мелкие ремесленные мастера, всё более разоряется, прежнее положение работника совершенно меняется и создаются два новых класса которые постепенно поглощают все прочие. А именно:
  • Класс крупных капиталистов, которые во всех цивилизованных странах уже в настоящее время являются почти единственными владельцами всех жизненных средств, а также сырья и орудий (машин, фабрик и т. п.), необходимых для их производства. Это класс буржуа, или буржуазия.
  • Класс совершенно неимущих, которые вследствие этого вынуждены продавать буржуа свой труд, чтобы взамен получать необходимые для их существования средства к жизни. Этот класс называется классом пролетариев, или пролетариатом.
   [Промышленная революция наз. теперь "индустриальным переходом" и заключалась она не просто в создании машинного производства, а в глубинном изменении типа цивилизации с патриархального на индустриальный.]
   [Патриархальный тип цивилизации включает в себя несколько общественно-экономических формаций: родоплеменную, рабовладельческую (имперскую), феодальную, азиатскую. Сущностью этого типа цивилизации является главенство производства продовольствия (зерна и мяса) над всем прочим. Основой цивилизации является еда. Организация надстройки общества базируется на внеэкономическом принуждении - силой традиций и силой оружия.]
   [Индустриальный тип цивилизации включает в себя две радикально отличные формации: капитализм и социализм. Сущностью является главенство промышленного производства вещей и машин. Основой цивилизации является энергия - уголь, нефть, газ, уран. Организация надстройки базируется на экономическом принуждении - силой денег, или полуэкономическом - силой морального воздействия через массовую культуру и прямого материального поощрения.]
   [Выделяют также ещё более древний тип цивилизации - палеолитический, существующий поныне в племенах охотников и собирателей в затерянных углах Земли. Основой является территория, воспроизводящая дичь и плоды - джунгли, лес и т.д.]
   [Будущий новый тип цивилизации - пост-индустриальный, будет основываться на знании и "производстве" управления, а не вещей. Для общинного постсоциалистического варианта постындустриальной цивилизации придумано название - Коммунизм. Для эгоистического постбуржуазного - названия пока нет. При Коммунизме все люди должны быть трудящимися. При этом все получают гарантии удовлетворения своих потребностей. Развитая информационная техника и индустрия знаний позволят обеспечивать ВСЕ массовые потребности людей за счёт сверхвысокой производительности труда.]
  ----------------------------------------
  5. При каких условиях совершается эта продажа труда пролетариев буржуа?
   Труд - такой же товар, как и всякий другой, и цена его определяется теми же законами, как и цена всякого другого товара. При господстве крупной промышленности или свободной конкуренции, - что, как мы увидим дальше, есть одно и то же, - цена товара в среднем всегда равняется издержкам производства этого товара. Следовательно, цена труда тоже равна издержкам производства труда, а издержки производства труда состоят именно из того количества жизненных средств, которое необходимо, чтобы рабочий был в состоянии сохранять свою трудоспособность и чтобы рабочий класс не вымер. Более, чем нужно для этой цели, рабочий за свой труд не получит; цена труда, или заработная плата, будет, следовательно, самой низкой, составит тот минимум, который необходим для поддержания жизни. Но так как в делах бывают то лучшие, то худшие времена, рабочий будет получать то больше, то меньше, совершенно так же, как фабрикант получает то больше, то меньше за свой товар. И как фабрикант в среднем, если взять хорошие и плохие времена, всё-таки получает за свой товар не больше и не меньше, чем издержки производства, так и рабочий в среднем получит не больше и не меньше этого минимума. Этот экономический закон заработной платы будет осуществляться тем строже, чем больше крупная промышленность будет овладевать всеми отраслями труда.
   [В условиях России ХХ1 века цена рабочей силы установлена буржуями НИЖЕ "того количества жизненных средств, которое необходимо, ... чтобы рабочий класс не вымер". Этот феномен связан с обильными запасами, наработаными в советский период. Жильё или автомобиль рабочему купить не по карману, некоторую часть добротной одежды и обуви рабочие донашивают с советских времён. Всё, что сейчас получают российские пролетарии, уходит на еду, одежду, коммунальные платежи (которые не в силах даже поддерживать разваливающееся ЖКХ). Получить достойное образование также теперь не по карману, буржуазия использует остатки сохранившегося от советского периода квалифицированного пролетариата, не тратясь на создание нового. Уже наметились признаки резкой нехватки квалифицированной рабочей силы и роста рабсилы неквалифицированной. Производство, ранее сокращавшееся принудительно, теперь сжимается "естественным" путём. Буржуазия, не являющаяся самостоятельной (а инспирированной из-за рубежа), не ставит себе целью воспроизводить социальную структуру. Её чаяние - доэксплуатировать досуха остатки советской системы и удрать с капиталами за рубеж. "После нас - хоть потоп".]
   [Если подсчитать ВСЕ необходимые затраты пролетария: на еду, одежду, строительство нового жилья, поддержание и капремонт инфраструктуры, отопление, водоснабжение, канализацию и электроэнергию, а также профессиональное образование, воспитание и уход за детьми, медицинское обслуживание и лечение, то стоимость рабочей силы окажется в несколько раз выше аналогичной в Европе (в силу климатических различий).]
  ----------------------------------------
  6. Какие трудящиеся классы существовали до промышленной революции?
   Трудящиеся классы, в зависимости от различных ступеней общественного развития, жили в различных условиях и занимали различное положение по отношению к имущим и господствующим классам. В древности трудящиеся были рабами своих хозяев, подобно тому как они являются рабами ещё и теперь во многих отсталых странах и даже в южной части [Североамериканских] Соединённых Штатов. В средние века они были крепостными дворян-землевладельцев, каковыми остаются и по сей день ещё в Венгрии, Польше и России. Кроме того, в городах в средние века, вплоть до промышленной революции, существовали ремесленные подмастерья, работавшие у мелкобуржуазных мастеров, а с развитием мануфактуры стали постепенно появляться мануфактурные рабочие, которых нанимали уже более крупные капиталисты.
   [Далеко не все трудящиеся в древности были рабами, далеко не все в средневековье были крепостными и т.д. Для патриархального типа цивилизации характерна многоукладность формаций. Среди эксплуатируемых были: рабы (военнопленные или должники), крепостные крестьяне (прикреплённые к земле и обязанные служить владельцу земли, хозяина можно было менять), вольные крестьяне (платившие подати в казну), казаки (вместо податей нёсшие самостоятельно военную службу), ремесленники и купцы (также платившие подати), наёмные работники (батраки и подёнщики). Эксплуататорами являлись дворяне (слуги монарха), аристократы (служившие монарху в силу договора), купцы, цеховые мастера и казацкие старшины.]
  ----------------------------------------
  7. Чем отличается пролетарий от раба?
   Раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспечено, как бы жалко оно ни было. Отдельный же пролетарий является, так сказать, собственностью всего класса буржуазии. Его труд покупается только тогда, когда кто-нибудь в этом нуждается, и поэтому его существование не обеспечено. Существование это обеспечено только классу пролетариев в целом. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все её колебания. Раб считается вещью, а не членом гражданского общества. Пролетарий признается личностью, членом гражданского общества. Следовательно, раб может иметь более сносное существование, чем пролетарий, но пролетарий принадлежит к обществу, стоящему на более высокой ступени развития, и сам стоит на более высокой ступени, чем раб. Раб освобождает себя тем, что из всех отношений частной собственности уничтожает одно только отношение рабства и благодаря этому тогда только становится пролетарием; пролетарий же может освободить себя, только уничтожив частную собственность вообще.
  ----------------------------------------
  8. Чем отличается пролетарий от крепостного?
   Во владении и пользовании крепостного находится орудие производства, клочок земли, и за это он отдаёт часть своего дохода или выполняет ряд работ. Пролетарий же работает орудиями производства, принадлежащими другому, и производит работу в пользу этого другого, получая взамен часть дохода. Крепостной отдаёт, пролетарию дают. Существование крепостного обеспечено, существование пролетария не обеспечено. Крепостной стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции. Крепостной освобождает себя либо тем, что убегает в город и становится там ремесленником, либо тем, что доставляет своему помещику вместо работы или продуктов деньги, становясь свободным арендатором, либо тем, что он прогоняет своего феодала, сам становясь собственником. Словом, он освобождает себя тем, что так или иначе входит в ряды класса, владеющего собственностью, и вступает в сферу конкуренции. Пролетарий же освобождает себя тем, что уничтожает конкуренцию, частную собственность и все классовые различия.
  ----------------------------------------
  9. Чем отличается пролетарий от ремесленника?
   [Отсутствует в оригинале - Ред.]
   [Ремесленник, как и крестьянин (не крепостной, а свободный), владеет средствами производства, инструментами и сырьём, изготавливая предметы для продажи на рынке. Казалось бы, он свободен от эксплуатации, но в условиях монополизации рынков он не может свободно продать свой товар за цену, окупающую его издержки, и иметь прибыль. Крупные производители товаров всегда могут сбить цену и разорить ремесленника. Таким образом, выжить он может только производя уникальный товар, чтобы самому быть монополистом на рынке. Иначе "он теряет последнее имущество каким ещё обладал, и только тогда превращается в силу этого в пролетария".]
  ----------------------------------------
  10. Чем отличается пролетарий от мануфактурного рабочего?
   Мануфактурный рабочий XVI-XVIII веков почти повсюду владел ещё орудиями производства: своим ткацким станком, прялкой для своей семьи и маленьким участком земли, который он возделывал в свободные от работы часы. У пролетария ничего этого нет. Мануфактурный рабочий живёт почти всегда в деревне и находится в более или менее патриархальных отношениях со своим помещиком или работодателем. Пролетарий большей частью живет в больших городах и с работодателем его связывают чисто денежные отношения. Крупная промышленность вырывает мануфактурного рабочего из его патриархальных условий; он теряет последнее имущество каким ещё обладал, и только тогда превращается в силу этого в пролетария.
  ----------------------------------------
  11. Каковы были ближайшие последствия промышленной революции и разделения общества на буржуа и пролетариев?
   Во-первых, вследствие того, что машинный труд всё более понижал цены на изделия промышленности, во всех странах света прежняя система мануфактуры, или промышленности, основанной на ручном труде, была целиком разрушена. Все полуварварские страны, которые до сих пор оставались более или менее чуждыми историческому развитию и промышленность которых до сих пор покоилась на мануфактуре, были таким путем насильственно вырваны из своего состояния замкнутости. Они стали покупать всё более дешёвые товары англичан и обрекли на гибель своих собственных мануфактурных рабочих. Таким образом, страны, которые в течение тысячелетий не знали прогресса, как, например, Индия, подверглись полной революции, и даже Китай в настоящее время идёт навстречу революции. Дошло до того, что новая машина, которая сегодня изобретается в Англии, за один год лишает хлеба миллионы рабочих в Китае. Таким образом, крупная промышленность связала между собой все народы земли, объединила все маленькие местные рынки во всемирный рынок, подготовила всюду почву для _цивилизации и прогресса_ и привела к тому, что всё, что совершается в цивилизованных странах, должно оказывать влияние на все остальные страны; так что, если теперь в Англии или во Франции рабочие себя освободят, то во всех других странах это должно вызвать революции, которые рано или поздно приведут также и там к освобождению рабочих.
   [Энгельс евроцентрически утверждает, что вторжение англичан в "полуварварские" страны есть прогресс и революция. Это было бы революцией, если бы взамен разрушенных мануфактур англичане построили бы в той же Индии ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Но вместо этого Индия была разграблена и превращена в сырьевой придаток Англии БЕЗ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВООБЩЕ. "ПОЛУварварская страна" была ввергнута ими в окончательное варварство. Какие же здесь "прогресс" и "цивилизация"?]
   [Невозможно освобождать того, кого нет. В ввергнутых в варварство странах НЕТ рабочих. Напротив, революция в метрополии породит только варварский хаос в колониях, резню и одичание, что даказали события середины ХХ века.]
   Во-вторых, всюду, где крупная промышленность сменила мануфактуру, промышленная революция в чрезвычайной мере умножила богатство и могущество буржуазии и сделала её первым классом в стране. Результатом этого было то, что повсюду, где совершился такой процесс, буржуазия получила в свои руки политическую власть и вытеснила классы, которые господствовали до тех пор, - аристократию, цеховое бюргерство и, представлявшую тех и других, абсолютную монархию. Буржуазия уничтожила могущество аристократии, дворянства, отменив майораты, или неотчуждаемость земельных владений, и упразднив все дворянские привилегии. Она сокрушила могущество цехового бюргерства, упразднив все цехи и все привилегии ремесленников. На место тех и других она поставила свободную конкуренцию, т.е. такое состояние общества, при котором каждый имеет право заниматься любой отраслью промышленной деятельности, причём ничто не может ему в этом помешать, кроме отсутствия нужного для этого капитала. Введение свободной конкуренции равносильно, таким образом, открытому заявлению, что отныне члены общества не равны между собой лишь постольку, поскольку не равны их капиталы, что капитал становится решающей силой, а капиталисты, буржуа, тем самым становятся первым классом в обществе. Но свободная конкуренция необходима для _начального_ периода развития крупной промышленности, потому что она представляет собой единственное состояние общества, при котором может вырасти крупная промышленность.
   Буржуазия, уничтожив таким путем общественное могущество дворянства и цехового бюргерства, уничтожила также и их политическую власть. Став первым классом в обществе, она провозгласила себя первым классом и в политической области. Она сделала это путем введения представительной системы, которая основана на буржуазном равенстве перед законом, на законодательном признании свободной конкуренции. Эта система была введена в европейских странах в виде конституционной монархии. В конституционных монархиях правами избирателей пользуются лишь те, кто обладает известным капиталом, т.е. только буржуа. Эти буржуа-избиратели выбирают депутатов, а эти буржуа-депутаты, используя право отказа в налогах, избирают буржуазное правительство. В-третьих, промышленная революция всюду способствовала развитию пролетариата в той же мере, как и развитию буржуазии. Чем богаче становилась буржуазия, тем многочисленнее становились пролетарии. Так как работу пролетариям может предоставить только капитал, а капитал увеличивается только тогда, когда применяет труд, то рост пролетариата происходит в точном соответствии с ростом капитала. В то же время промышленная революция собирает буржуа и пролетариев в большие города, где всего выгоднее развивать промышленность, и этим скоплением огромных масс в одном месте внушает пролетариям сознание их силы. Затем, по мере того как развивается промышленная революция, по мере дальнейшего изобретения новых машин, вытесняющих ручной труд, крупная промышленность оказывает всё большее давление на заработную плату и снижает её, как мы уже сказали, до минимума, вследствие чего положение пролетариата становится всё более невыносимым. Так, с одной стороны, вследствие роста недовольства пролетариата, а с другой - вследствие роста его мощи, промышленная революция подготовляет социальную революцию, которую произведет пролетариат.
   [На современном этапе буржуазия не заинтересована в адекватном росте КАЧЕСТВА пролетариата, выделяя из него т.н. "рабочую аристократию" и управляющих, противопоставляя их массе. С географическим разделением труда "рабочая аристократия" концентрируется в странах "Золотого миллиарда", а пролетариат остаётся в "третьем мире". Не видя реального сравнения качества жизни с жизнью "рабочей аристократии", туземный пролетариат не ощущает своего невыносимого положения. Рост недовольства в основном наблюдается в среде люмпенов, "не попавших" в пролетариат и _совершенно_ лишённых средств к существованию. У них нет ни земли для прокорма, ни иной собственности. Вместе с ростом массы люмпенов растет преступность. Именно из их среды рекрутируются террористы. На социальную революцию в настоящий момент неспособны ни те, ни другие.]
  ----------------------------------------
  12. Каковы были дальнейшие последствия промышленной революции?
   Крупная промышленность создала, в виде паровой и других машин, средства, позволяющие в короткое время и с небольшими затратами до бесконечности увеличивать промышленное производство. Благодаря такой лёгкости расширения производства _свободная конкуренция_, являющаяся необходимым следствием этой крупной промышленности, вскоре _приняла чрезвычайно острый характер_, масса капиталистов бросилась в промышленность, и очень скоро произведено было больше, чем могло быть потреблено. В результате этого произведённые товары невозможно было продать [по желанной буржуям цене] и наступил так называемый торговый кризис. Фабрики должны были остановиться, фабриканты обанкротились и рабочие лишились хлеба. Повсюду наступила ужасная нищета. По истечении некоторого времени избыточные продукты были проданы, фабрики снова начали работать, заработная плата поднялась, и постепенно дела пошли лучше, чем когда-либо. Но не надолго, ибо вскоре снова было произведено слишком много товаров, наступил новый кризис, протекавший совершенно так же, как и предыдущий. Таким образом, с начала этого столетия в положении промышленности беспрестанно происходили колебания между периодами процветания и периодами кризиса, и почти регулярно через каждые пять-семь лет наступал такой кризис, причем каждый раз он вызывал величайшие бедствия среди рабочих, всеобщее революционное возбуждение и величайшую опасность для всего существующего строя.
   [Почему же "произведённые товары невозможно было продать"? Правильнее говорить "...невозможно было продать по желаемой цене". По цене, обеспечивающей фабриканту воспроизводство и прибыль. Фабриканты обанкротились потому, что по жадности не могли продать товар по сниженной цене. Также они не в силах и раздать товар даром, если уж всё равно его не продать. "Всякий товар должен быть оплачен" - сидит в головах у буржуа. Отдать его даром, даже если это хлеб, а вокруг толпы голодающих - преступление против их "совести".]
   [В настоящее время кризисы в основном перетекли в кредитно-финансовую сферу. Кризисы сознательно периодически провоцируются монополистами для разорения нежелательных конкурентов и усиления монополии. "Бедствия среди рабочих" перестали быть "величайшими", революционного возбуждения не наблюдается. Растёт только терроризм извне.]
  ----------------------------------------
  13. Что следует из этих регулярно повторяющихся торговых кризисов?
   Во-первых, что хотя крупная промышленность в первую эпоху своего развития сама создала свободную конкуренцию, но в настоящее время она уже переросла свободную конкуренцию; что конкуренция и вообще ведение промышленного производства отдельными лицами превратились для крупной промышленности в оковы, которые она должна разбить и разобьёт; что крупная промышленность, пока она ведётся на нынешних началах, не может существовать, не приводя к повторяющемуся каждые семь лет всеобщему расстройству, а это всякий раз ставит под угрозу всю цивилизацию и не только бросает на дно нищеты пролетариев, но и разоряет многих буржуа; что, следовательно, необходимо либо отказаться от крупной промышленности, - а это абсолютно невозможно, - либо признать, что она делает безусловно необходимым создание _совершенно новой организации общества_, при которой руководство промышленным производством осуществляется не отдельными конкурирующими между собой фабрикантами, а всем обществом по твёрдому плану и соответственно потребностям всех членов общества.
   Во-вторых, что крупная промышленность и обусловленная ею возможность _бесконечного расширения_ производства позволяют создать такой общественный строй, в котором всех необходимых для жизни предметов будет производиться так много, что каждый член общества будет в состоянии совершенно свободно развивать и применять все свои силы и способности. Итак, именно то свойство крупной промышленности, которое в современном обществе порождает всю нищету и все торговые кризисы, явится при другой общественной организации как раз тем свойством, которое уничтожит эту нищету и эти приносящие бедствия колебания.
   Таким образом, вполне убедительно доказано:
  • что в настоящее время все эти бедствия объясняются только общественным строем, который уже не соответствует условиям времени;
  • что уже имеются средства для окончательного устранения этих бедствий путем создания нового общественного строя.
   [В настоящую эпоху на смену свободной конкуренции пришла глобальная монополия международных картелей. "Совершенно новая организация общества", которую придумали буржуа - не социализм, а империализм, высшая и последняя стадия капитализма, при котором "руководство промышленным производством осуществляется не отдельными конкурирующими между собой фабрикантами, а ..." группой олигархов "... по твёрдому плану" и соответственно их собственным потребностям.
   Таким образом убедительно доказано, что:
  • бедствия общественного строя перенесены в страны "третьего мира";
  • в рамках старого общественного строя создана небывалая монополия, устранившая конкуренцию БЕЗ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА.
   "Бесконечного расширения производства" также не может быть - монополии натыкаются на пределы планеты.]
  ----------------------------------------
  14. Каков должен быть этот новый общественный строй?
   Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, т.е. будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию. Так как ведение промышленности отдельными лицами имеет своим необходимым следствием частную собственность и так как конкуренция есть не что иное, как такой способ ведения промышленности, когда она управляется отдельными частными собственниками, то частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а ее место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества. Уничтожение частной собственности даже является самым кратким и наиболее обобщающим выражением того преобразования всего общественного строя, которое стало необходимым вследствие развития промышленности. Поэтому коммунисты вполне правильно выдвигают главным своим требованием уничтожение частной собственности.
   [В ХХ1 веке "... управление промышленностью и всеми отраслями производства ... изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства ... находятся в ведении..." группы мировых олигархов и ведутся в их узко клановых интересах при участии особо приближённых членов общества - управленцев высокого ранга. Новый старый общественный строй уничтожил конкуренцию и поставил на её место монополию. Частная собственность не ликвидирована, а передана в руки узкой группы лиц. Общности имущества нет.]
   [Под ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Энгельс и Маркс понимают только КАПИТАЛ - в виде учреждений и предприятий, а также сырья и проч. активов, способных к использованию для эксплуатации наёмного труда. Личная собственность крестьян и ремесленников не служит эксплуатации, ибо отсутствует найм.]
  ----------------------------------------
  15. Значит, уничтожение частной собственности раньше было невозможно?
   Да, невозможно. Всякое изменение общественного строя, всякий переворот в отношениях собственности являлись необходимым следствием создания новых производительных сил, которые перестали соответствовать старым отношениям собственности. Так возникла и сама частная собственность. Дело в том, что частная собственность существовала не всегда; когда в конце средних веков в виде мануфактуры возник Новый способ производства, не укладывавшийся в рамки тогдашней феодальной и цеховой собственности, эта мануфактура, уже переросшая старые отношения собственности, создала для себя новую форму собственности - частную собственность. Для мануфактуры и для первой стадии развития крупной промышленности не была возможна никакая другая форма собственности, кроме частной собственности, не был возможен никакой другой общественный строй, кроме строя, основанного на частной собственности. Пока нельзя производить в таких размерах, чтобы не только хватало на всех, но чтобы ещё оставался избыток продуктов для увеличения общественного капитала и дальнейшего развития производительных сил, до тех пор должен всегда оставаться господствующий класс, распоряжающийся производительными силами общества, и другой класс - бедный и угнетённый. Каковы эти классы, это зависит от ступени развития производства. В средневековье, зависевшем от земледелия, - перед нами помещик и крепостной; в городах позднего средневековья - цеховой мастер, подмастерье и подёнщик; в XVII веке - владелец мануфактуры и мануфактурный рабочий; в XIX веке - крупный фабрикант и пролетарий. Вполне очевидно, что до настоящего времени производительные силы не были ещё развиты в такой степени, чтобы можно было производить достаточное для всех количество продуктов и чтобы частная собственность уже сделалась оковами, преградой для развития этих производительных сил. Но теперь благодаря развитию крупной промышленности, во-первых, созданы капиталы и производительные силы в размерах, ранее неслыханных, и имеются средства для того, чтобы в короткий срок до _бесконечности_ увеличить эти производительные силы. Во-вторых, эти производительные силы сосредоточены в руках немногих буржуа, тогда как широкие народные массы всё более превращаются в пролетариев, причем положение их становится тем более бедственным и невыносимым, чем больше увеличиваются богатства буржуа. В-третьих, эти могучие, легко поддающиеся увеличению производительные силы до такой степени переросли частную собственность и буржуа, что они непрерывно вызывают сильнейшие потрясения общественного строя. Поэтому лишь теперь уничтожение частной собственности стало не только возможным, но даже совершенно необходимым.
   [Имеется в виду Европа, преимущественно западная. В других странах существовали общественные строи, не знавшие частной собственности. Напр. Вавилон, Ассирия, Египет, Китай. Вместо классового разделения труда там существовало сословное или кастовое.]
   [В ХХ1 веке частная собственность буржуа реально уничтожена, но не в пользу общества, а в пользу олигархов. Опять-таки "бесконечное" увеличение производительных сил возможно лишь при экспансии за пределы планеты.]
  ----------------------------------------
  16. Возможно ли уничтожение частной собственности мирным путем?
   Можно было бы пожелать, чтобы это было так, и коммунисты, конечно, были бы последними, кто стал бы против этого возражать. Коммунисты очень хорошо знают, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Они очень хорошо знают, что революции нельзя делать предумышленно и по произволу, и что революции всегда и везде являлись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависели от воли и руководства отдельных партий и целых классов. Но, вместе с тем, они видят, что развитие пролетариата почти во всех цивилизованных странах насильственно подавляется и что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию. Если всё это, в конце концов, толкнет угнетённый пролетариат на революцию, то мы, коммунисты, будем тогда защищать дело пролетариата действием не хуже, чем сейчас словом.
   [Силовые ведомства буржуазных государств и частные охранные "армии", прямо нанятые буржуазией, стоят на страже старого мира. Если часть государственных сил можно привлечь на сторону пролетариата агитацией, то частные армии к агитации нечувствительны. Таким образом, вооружённое столкновение и гражданская война, краткая или затяжная, неизбежны. Коммунисты должны быть готовы к такой борьбе.]
   []
  ----------------------------------------
  17. Возможно ли уничтожить частную собственность сразу?
   Нет, невозможно, точно так же, как нельзя сразу увеличить имеющиеся производительные силы в таких пределах, какие необходимы для создания общественного хозяйства. Поэтому надвигающаяся по всем признакам революция пролетариата сможет только постепенно преобразовать нынешнее общество и только тогда уничтожит частную собственность, когда будет создана необходимая для этого масса средств производства.
   [Как минимум, после революции коммунистам всегда приходилось ставить частную собственность под государственный (народный) контроль. Почти всегда это оканчивалось национализацией крупного капитала. Удерживаясь в рамках государственного капитализма, коммунисты за счёт его прибылей строили "необходимую массу средств производства". Но перейти к "народному капитализму" от госмонополии либо не успевали, либо не хотели.]
  ----------------------------------------
  18. Каков будет ход этой революции?
   Прежде всего, она создаст демократический строй и тем самым, прямо или косвенно, политическое господство пролетариата. Прямо - в Англии, где пролетарии уже теперь составляют большинство народа, косвенно - во Франции и Германии, где большинство народа состоит не только из пролетариев, но также из мелких крестьян и городских мелких буржуа, которые находятся ещё только в стадии перехода в пролетариат, в осуществлении всех своих политических интересов всё более зависят от пролетариата и потому вскоре должны будут присоединиться к его требованиям. Для этого, может быть, понадобится ещё новая борьба, которая, однако, непременно закончится победой пролетариата.
   Демократия была бы совершенно бесполезна для пролетариата, если ею не воспользоваться немедленно, как средством для проведения широких мероприятий, непосредственно посягающих на частную собственность и обеспечивающих существование пролетариата. Главнейшие мероприятия эти, с необходимостью вытекающие из существующих ныне условий, суть следующие:
  • Ограничение частной собственности: прогрессивный налог, высокий налог на наследства, отмена наследования в боковых линиях (братьев, племянников и т. д.), принудительные займы и т.д.
   [Всё это было реализовано в СССР кроме отмены бокового наследования.]
  • Постепенная экспроприация земельных собственников, фабрикантов, владельцев железных дорог и судовладельцев, частью посредством конкуренции со стороны государственной промышленности, частью непосредственно путем выкупа ассигнатами.
   [В силу исторических причин "постепенности" экспроприации в СССР не получилось. Национализация промышленности и т.д. была осуществлена в ответ на саботаж бывших собственников.]
  • Конфискация имущества всех эмигрантов и бунтовщиков, восставших против большинства народа.
   [И это было.]
  • Организация труда или предоставление занятий пролетариям в национальных имениях, фабриках и мастерских, благодаря чему будет устранена конкуренция рабочих между собой, и фабриканты, поскольку они ещё останутся, будут вынуждены платить такую же высокую плату, как и государство.
   [В СССР была всеобщая занятость. Тунеядство (уклонение от труда) являлось уголовным преступлением.]
  • Одинаковая обязательность труда для всех членов общества до полного уничтожения частной собственности. Образование промышленных армий, в особенности для сельского хозяйства.
   [Реализовывалось во время военного коммунизма и было отменено во время НЭПа.]
  • Централизация кредитной системы и торговли деньгами в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом. Закрытие всяких частных банков и банкирских контор.
   [Один из первых ленинских декретов.]
  • Увеличение числа национальных фабрик, мастерских, железных дорог, судов, обработка всех земель, остающихся невозделанными, и улучшение обработки возделанных уже земель соответственно тому, как увеличиваются капиталы и растет число рабочих, которыми располагает нация.
   [В СССР было увеличено число производств в несколько десятков раз.]
  • Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет. Соединение воспитания с фабричным трудом.
   [Так было в утопиях. В реальном СССР воспитание детей в госучреждениях сочеталось с семейным. Воспитание соединялось не с фабричным, а с разного рода вспомогательным трудом - уборкой территории и помещений, сбором утиля, сбором урожая и т.д. Фабричный труд присутствовал только в форме ОБУЧЕНИЯ труду. Ибо далее Энгельс же говорит о вредности фабричного труда для детей.]
  • Сооружение больших дворцов в национальных владениях, в качестве общих жилищ для коммун, граждан, которые будут заниматься промышленностью, сельским хозяйством и соединять преимущества городского и сельского образа жизни, не страдая от их односторонности и недостатков.
   [Общежития в СССР создавались как ВРЕМЕННОЕ жильё, основой было индивидаульное семейное проживание. Дворцы же создавались как КУЛЬТУРНЫЕ учреждения, служившие задачам развития людей. Сельские коммуны не прижились ввиду иного менталитета.]
  • Разрушение всех нездоровых и плохо построенных жилищ и кварталов в городах.
   [Было и есть.]
  • Одинаковое право наследования для брачных и внебрачных детей.
   [Не было введено в СССР, но была введена обязанность содержать всех детей (алименты) до совершеннолетия. Только в буржуазной Европе есть традиции заводить множество внебрачных детей. Как и традиция делить наследство. Пролетариям нечего делить.]
  • Концентрация всего транспортного дела в руках нации.
   [Да. И не только транспортного. Ещё - связь, энергетика, наука.]
   Все эти мероприятия нельзя, разумеется, провести в один приём, но одно из них повлечёт за собой другое. Стоит только произвести первую радикальную атаку на частную собственность, и пролетариат будет вынужден идти всё дальше, всё больше концентрировать в руках государства весь капитал, всё сельское хозяйство, ВСЮ промышленность, ВЕСЬ транспорт и ВЕСЬ обмен. К этому ведут все перечисленные мероприятия. Осуществимость этих мероприятий и порождаемая ими централизация будут возрастать точно в такой же степени, в какой производительные силы страны будут умножаться трудом пролетариата. Наконец, когда весь капитал, всё производство, весь обмен будут сосредоточены в руках нации, тогда частная собственность отпадет сама собой, деньги станут излишними, и производство увеличится в такой степени, а люди настолько изменятся, что смогут отпасть и последние формы отношений старого общества.
   [Энгельс не упоминает здесь возможность насильственного сопротивления буржуазии этим мероприятиям. Чувство собственника, оскорблённое восставшим "быдлом", неизбежно должно породить самое яростное сопротивление, тем более сильное, чем сильнее и умнее буржуазия в данной стране.]
  ----------------------------------------
  19. Может ли эта революция произойти в одной какой-нибудь стране?
   Нет. Крупная промышленность уже тем, что она создала мировой рынок, так связала между собой все народы земного шара, в особенности _цивилизованные народы_, что каждый из них зависит от того, что происходит у другого. Затем крупная промышленность так уравняла общественное развитие во всех цивилизованных странах, что всюду буржуазия и пролетариат стали двумя решающими классами общества и борьба между ними - главной борьбой нашего времени. Поэтому коммунистическая революция будет не только национальной, но произойдет одновременно во всех цивилизованных странах, т.е., по крайней мере, в Англии, Америке, Франции и Германии. В каждой из этих стран она будет развиваться быстрее или медленнее, в зависимости от того, в какой из этих стран более развита промышленность, больше накоплено богатств и имеется более значительное количество производительных сил. Поэтому она осуществится медленнее и труднее всего в Германии, быстрее и легче всего в Англии. Она окажет также значительное влияние на остальные страны мира и совершенно изменит и чрезвычайно ускорит их прежний ход развития. Она есть всемирная революция и будет поэтому иметь всемирную арену.
   [Опыт СССР показал, что это не так. Ибо, кроме "цивилизованных стран" существует масса стран "нецивилизованных" и "полуцивилизованных", не столь уравненных в общественном развитии и не столь связанных и зависимых от "цивилизованных". Именно в таких странах возможны революции.
   Даже и в отношении Европы Энгельс не вполне прав. Неравномерность и перекосы в развитии "цивилизованных народов" не выравниваются, а только усугубляются, поскольку более сильные стремятся подавить конкурента. Сам же Энгельс пишет, что в отличие от Англии, во Франции 19 века были ещё значительны остатки крестьянства и ремесленничества. Говорить об "одновременности революций во всех цивилизованных странах" он не имел НИКАКИХ оснований.
   Как показала история, именно в "цивилизованных"-то странах и не произошло революций.]
  ----------------------------------------
  20. Каковы будут последствия окончательного устранения частной собственности?
   Тем, что общество изымет из рук частных капиталистов пользование всеми производительными силами и средствами общения, а также обмен и распределение продуктов, тем, что оно будет управлять всем этим сообразно плану, вытекающему из наличных ресурсов и потребностей общества в целом, будут прежде всего устранены все пагубные последствия, связанные с нынешней системой ведения крупной промышленности.
  • Кризисы прекратятся, расширенное производство, которое при существующем общественном строе вызывает перепроизводство и является столь могущественной причиной нищеты, тогда окажется далеко недостаточным и должно будет принять гораздо более широкие размеры.
   [Кризисы перейдут из сферы экономики в сферу идеологии и управления.]
  • Избыток производства, превышающий ближайшие потребности общества, вместо того чтобы порождать нищету, будет обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов общества, будет вызывать новые потребности и одновременно создавать средства для их удовлетворения.
   [Инспирирование классовыми врагами извне или контрреволюционерами изнутри НЕУДОВЛЕТВОРИМЫХ сверхпотребностей создаст проблему для коммунистического правительства.]
  • Он явится условием и стимулом для дальнейшего прогресса и будет осуществлять этот прогресс, не приводя при этом, как раньше, к периодическому расстройству всего общественного порядка.
   [Без направляющей и умно руководящей стратегически мыслящей силы развитие может быть только стихийным и неравномерным. На прогресс способны только прогрессивно мыслящие личности!]
  • Крупная промышленность, освобожденная от оков частной собственности, разовьется в таких размерах, по сравнению с которыми её нынешнее состояние будет казаться таким же ничтожным, каким нам представляется мануфактура по сравнению с крупной промышленностью нашего времени.
   [Эффект масштаба породит кризис управляемости. Кризис барьера сложности.]
  • Это развитие промышленности даст обществу достаточное количество продуктов, чтобы удовлетворять потребности всех его членов.
   [Кроме тех, кто "желает странного", т.е. НЕУДОВЛЕТВОРИМЫХ потребностей.]
  • Точно так же земледелие, для которого, вследствие гнета частной собственности и вследствие дробления участков, затруднено внедрение уже существующих усовершенствований и достижений науки, тоже вступит в совершенно новую полосу расцвета и предоставит в распоряжение общества вполне достаточное количество продуктов.
   [Коллективизация - только первый элементарный шаг. Второй шаг - вложение в с/х индустриальных ресурсов - машин, удобрений, сортов, всего, что создают наука и промышленность. В конечном итоге - полная индустриализация производства продовольствия (теплицы, фитотроны, гидропоника и др.).]
  • Таким образом, общество будет производить достаточно продуктов для того, чтобы организовать распределение, рассчитанное на удовлетворение потребностей всех своих членов.
   [Большинства людей, и только разумных ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ потребностей. Культурные потребности в принципе НЕУДОВЛЕТВОРИМЫ, ибо растут постоянно и опережающе. Именно разрыв между культурными потребностями и возможностями их удовлетворения должен двигать развитие коммунистического общества.]
  • Тем самым станет излишним деление общества на различные, враждебные друг другу классы. Но оно не только станет излишним, оно будет даже несовместимо с новым общественным строем.
   [Возникнет разделение на страты с разным уровнем образования ввиду различного стремления к оному. Возникнет деление на сословия - управленцев и исполнителей. Не исчезнет деление на национальности, даже напротив, будут возникать новые национальные группы и народности.]
  • Существование классов вызвано разделением труда, а разделение труда в его теперешнем виде совершенно исчезнет, так как, чтобы поднять промышленное и сельскохозяйственное производство на указанную высоту, недостаточно одних только механических и химических вспомогательных средств. Нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движение эти средства.
   [При полном обезлюживании производства, автоматизации и кибернетизации, на долю людей останется только креативность, генерирование новых идей и выработка управляющих решений, а также познание мироздания.]
  • Подобно тому как в прошлом столетии крестьяне и рабочие мануфактур после вовлечения их в крупную промышленность изменили весь свой жизненный уклад и сами стали совершенно другими людьми, точно так же общее ведение производства силами всего общества и вытекающее отсюда новое развитие этого производства будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их.
   [Возникнет новый народ, возможно новый вид - Homo Novus. Способности людей с рождения будут целенаправленно формироваться специалистами по воспитанию, врождённые недостатки будут вылечиваться, исправляться и компенсироваться воспитанием. Также будут целенаправленно воспитываться и потребности людей, в основном культурные.]
  • Общественное ведение производства не может осуществляться такими людьми, какими они являются сейчас, - людьми, из которых каждый подчинён одной какой-нибудь отрасли производства, прикован к ней, эксплуатируется ею, развивает только одну сторону своих способностей за счёт всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства. Уже нынешняя промышленность всё меньше оказывается в состоянии применять таких людей.
   [Производительные силы будут развиваться совместно с подготовкой людей, призваных в них работать и развивать их.]
  • Промышленность же, которая ведется сообща и планомерно всем обществом, тем более предполагает людей со всесторонне развитыми способностями, людей, способных ориентироваться во всей системе производства.
   [Главная способность, которая должна формироваться в новых людях, - способность к быстрому самообучению.]
  • Следовательно, разделение труда, подорванное уже в настоящее время машиной, превращающее одного в крестьянина, другого в сапожника, третьего в фабричного рабочего, четвертого в биржевого спекулянта, исчезнет совершенно.
   [Несмотря на универсализм, каждому человеку будет предоставлена возможность заниматься наиболее приятным делом.]
  • Воспитание даст молодым людям возможность быстро осваивать на практике всю систему производства, оно позволит им поочередно переходить от одной отрасли производства к другой, в зависимости от потребностей общества или от их собственных склонностей. Воспитание освободит их, следовательно, от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку.
   []
  • Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности. Но вместе с тем неизбежно исчезнут и различные классы. Стало быть, с одной стороны, общество, организованное на коммунистических началах, несовместимо с дальнейшим существованием классов, а, с другой стороны, само строительство этого общества дает средства для уничтожения классовых различий.
   []
  • Отсюда вытекает, что противоположность между городом и деревней тоже исчезнет. Одни и те же люди будут заниматься земледелием и промышленным трудом, вместо того чтобы предоставлять это делать двум различным классам. Это является необходимым условием коммунистической ассоциации уже в силу весьма материальных причин. Распыленность занимающегося земледелием населения в деревнях, наряду со скоплением промышленного населения в больших городах, соответствует только недостаточно ещё высокому уровню развития земледелия и промышленности и является препятствием для всякого дальнейшего развития, что уже в настоящее время дает себя сильно чувствовать.
   []
   Вот главнейшие результаты ликвидации частной собственности:
  • всеобщая ассоциация всех членов общества в целях совместной и планомерной эксплуатации производительных сил;
   []
  • развитие производства в такой степени, чтобы оно удовлетворяло потребности всех;
   []
  • ликвидация такого положения, когда потребности одних людей удовлетворяются за счет других;
   []
  • полное уничтожение классов и противоположностей между ними;
   []
  • всестороннее развитие способностей всех членов общества путем устранения прежнего разделения труда, путем производственного воспитания, смены родов деятельности, участия всех в пользовании благами, которые производятся всеми же, и, наконец, путем слияния города с деревней.
   []
  ----------------------------------------
  21. Какое влияние окажет коммунистический общественный строй на семью?
   Отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое обществу нет нужды вмешиваться. Это возможно благодаря устранению частной собственности и общественному воспитанию детей, вследствие чего уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью, - зависимость жены от мужа и детей от родителей. В этом и заключается ответ на вопли высоконравственных мещан по поводу коммунистической общности жен. Общность жен представляет собою явление, целиком принадлежащее буржуазному обществу и в полном объеме существующее в настоящее время в виде проституции. Но проституция основана на частной собственности и исчезнет вместе с ней. Следовательно, коммунистическая организация вместо того, чтобы вводить общность жен, наоборот, уничтожит её.
  ----------------------------------------
  22. Как будет относиться коммунистическая организация к существующим национальностям?
   Национальные черты народов, объединяющихся на основе принципа общности, именно в результате этого объединения неизбежно будут смешиваться и таким образом исчезнут точно так же, как отпадут всевозможные сословные и классовые различия вследствие уничтожения их основы - частной собственности. ["Остается" в оригинале заменено Ред.]
   [Энгельс "зашорен" евроцентрическими представлениями о национальностях как о чисто экономической категории. Неявно он предполагает, что в вопросе идёт речь о "высших" и "низших" в экономическом плане национальностях - расе господ и расе рабов. Опыт СССР показал, что напротив, общность и отсутствие сословно-классовых различий позволяет народностям и этническим группам оформиться в национальности и создать свою собственную культуру. Национальности при Коммунизме не просто не исчезают, а прямо-таки создаются из праха. Смешения не происходит, поскольку оно не нужно. При Коммунизме нет ни расы господ, ни расы рабов.]
  ----------------------------------------
  23. Как будет она относиться к существующим религиям?
   Все существовавшие до сих пор религии являлись выражением исторических ступеней развития отдельных народов или народных масс. Коммунизм же является той ступенью исторического развития, которая делает излишними и снимает [aufhebt] все существующие религии. ["Остается" в оригинале заменено Ред.]
   [Религии, не уводящие человека из жизни в обществе (как секты), вполне могут сохраняться в будущем. У коммунистов нет непримирмых противоречий с верой и верующими, только с церквами.]
  ----------------------------------------
  24. Чем отличаются коммунисты от социалистов?
   Так называемые социалисты делятся на три категории.
   1. Первая категория состоит из сторонников феодального и патриархального общества, которое уничтожалось и уничтожается с каждым днем крупной промышленностью, мировой торговлей и созданным ими буржуазным обществом. Эта категория из бедствий современного общества делает вывод о том, что следует восстановить феодальное и патриархальное общество, так как оно было свободно от этих бедствий. Все её предложения, прямыми или обходными путями, направлены к этой цели. Коммунисты всегда будут решительно бороться с этой категорией реакционных социалистов, несмотря на ее мнимое сочувствие нищете пролетариата и на проливаемые по этому поводу горючие слезы. Ибо эти социалисты:
  * стремятся к чему-то совершенно невозможному;
  * пытаются восстановить господство аристократии, цеховых мастеров и владельцев мануфактур, с их свитой абсолютных или феодальных монархов, чиновников, солдат и попов;
  * они хотят восстановить общество, которое, правда, было бы свободно от пороков современного общества, но зато принесло бы с собой, по меньшей мере, столько же других бедствий, а к тому же не открывало бы никаких перспектив к освобождению угнетенных рабочих посредством коммунистической организации;
  * свои подлинные намерения они всегда обнаруживают, когда пролетариат становится революционным и коммунистическим. В этих случаях они немедленно объединяются с буржуазией против пролетариев.
   2. Вторая категория состоит из сторонников нынешнего общества, которых неизбежно порождаемые этим обществом бедствия заставляют опасаться за его существование. Они стремятся, следовательно, сохранить нынешнее общество, но устранить связанные с ним бедствия. Для этого одни предлагают меры простой благотворительности, другие - грандиозные планы реформ, которые, под предлогом реорганизации общества, имеют целью сохранить устои нынешнего общества и тем самым само нынешнее общество. Против этих буржуазных социалистов коммунисты тоже должны будут вести неустанную борьбу, потому что их деятельность идет на пользу врагам коммунистов и они защищают тот общественный строй, который коммунисты хотят разрушить.
   3. Наконец, третья категория состоит из демократических социалистов. Идя по пути с коммунистами, они хотят осуществления части мероприятий, указанных в ... вопросе, но не в качестве переходных мер, ведущих к коммунизму, а в качестве мероприятий, достаточных для уничтожения нищеты и устранения бедствий нынешнего общества. Эти демократические социалисты являются либо пролетариями, которые еще недостаточно уяснили себе условия освобождения своего класса, либо представителями мелкой буржуазии, т.е. класса, который вплоть до завоевания демократии и осуществления вытекающих из нее социалистических мероприятий во многих отношениях имеет те же интересы, что и пролетарии. Поэтому, коммунисты в моменты действий будут заключать соглашения с демократическими социалистами и вообще на это время должны придерживаться по возможности общей с ними политики, если только эти социалисты не пойдут в услужение к господствующей буржуазии и не станут нападать на коммунистов. Разумеется, совместные действия не исключают обсуждения тех разногласий, которые существуют между ними и коммунистами.
   [Социал-демократы, на протяжении всего ХХ века боровшиеся... неизвестно с чем, бывавшие у власти в странах Европы, не реализовали НИГДЕ социалистического строя во имя трудящихся. Мелкие уступки, вырванные ими у буржуазии для пролетариата, при сохранении диктатуры буржуазии и частной собственности, мгновенно аннулировались после устранения СД от власти. Единственный эксперимент социалиста Альенде по строительству социализма в Чили был уничтожен внешней силой. Получается, что эволюционный путь перехода к социализму нереален.]
  ----------------------------------------
  25. Как относятся коммунисты к остальным политическим партиям нашего времени?
   Отношение это различно в разных странах. - В Англии, Франции и Бельгии, где господствует буржуазия, коммунисты пока ещё имеют общие интересы с различными демократическими партиями, причём эта общность интересов тем значительнее, чем больше демократы приближаются к целям коммунистов в тех социалистических мероприятиях, которые демократы повсюду теперь отстаивают, т.е. чем яснее и определеннее они отстаивают интересы пролетариата и чем больше они опираются на пролетариат. В Англии, например, чартисты, состоящие из рабочих, неизмеримо ближе к коммунистам, чем демократические мелкие буржуа или так называемые радикалы.
   В Америке, где введена демократическая конституция, коммунисты должны будут поддерживать партию, которая хочет обратить эту конституцию против буржуазии и использовать её в интересах пролетариата, т.е. партию сторонников национальной аграрной реформы.
   В Швейцарии радикалы, хотя и представляют ещё собой партию с очень смешанным составом, являются, однако, единственными, с которыми коммунисты могут вступать в соглашение, а среди этих радикалов опять-таки наиболее прогрессивными являются ваадтские и женевские.
   Наконец, в Германии решительная борьба между буржуазией и абсолютной монархией ещё впереди. Но так как коммунисты не могут рассчитывать, что им придется вступить в решающий бой с буржуазией прежде, чем буржуазия достигнет господства, то в интересах коммунистов помочь буржуазии возможно скорее достичь господства, чтобы затем как можно скорее в свою очередь свергнуть ее. Таким образом, в борьбе либеральной буржуазии с правительствами коммунисты должны быть всегда на стороне первой, остерегаясь, однако, того самообмана, в который впадает буржуазия, и не доверяя ее соблазнительным заверениям о тех благодетельных последствиях, которые якобы повлечет за собой для пролетариата победа буржуазии. Единственные преимущества от победы буржуазии для коммунистов будут заключаться: в разного рода уступках, которые облегчат коммунистам защиту, обсуждение и распространение своих принципов и тем самым облегчат объединение пролетариата в тесно сплоченный, готовый к борьбе и организованный класс, и в уверенности, что с того дня, как падут абсолютистские правительства, наступит черед для борьбы между буржуа и пролетариями. С этого дня партийная политика коммунистов будет здесь такой же, как и в странах, где буржуазия уже господствует.
   [Совместные действия коммунистов и СД оказались невозможны. Мировоззренческие различия коммунистов и СД чрезмерно велики. Гораздо ближе к коммунистам оказались... национал-социалисты.]
  
   Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 4.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"