Андреев Дмитрий Сергеевич : другие произведения.

Etc, Etc,etc..

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ласточка. Ну конечно потому что первое. Знакомтесь, Вы со мной,а я с Вами.


Etc, etс, etс...

  
   Скажите, когда вы в последний раз задавались вопросом "почему"? Когда вы останавливались и спрашивали себя, "Почему мир устроен так, а не иначе? И имеет ли он права быть таковым?". Как давно Вы вообще задумывались о том, что не относится к Вам, явно, напрямую - как сломанная нога, ссора с любимым, или повышение по службе?
   Пока перед Вами не стал вопрос "А зачем?", давайте попробуем быстро ответить:
  -- Почему вы снимаете перчатку перед рукопожатием?
  -- Почему столовые ножи круглые?
  -- Почему "ребро" монеты не ровное, а "в черточку"?
   Подумали?
   Ответили?
   На все три?
   И уверены?
   Тогда вы точно сможете сказать, что объединяет все эти три "почему", не так ли? 1)...
   Тогда выходит, что вышеперечисленное - пустяки, и милые маленькие традиции, и что ничего в их "неосознанности" страшного нет. Может быть и так. Но как-нибудь не ответьте на рукопожатие, и посмотрите что будет. Человек обидится, сам, не зная при этом, почему. А теперь поднимитесь с уровня быта, до уровня бытия (религии, искусства, политики).
   Неосознанные вещи - причина неосознанных обид.
   ...Вопрос "почему", это нечто заточенное против неосознанности. Вопрос "почему" возможно самый главный вопрос, потому что уводит нас от серости нашей жизни, от ее мелочности, ограниченности, пошлости, уводит туда, где есть понимание, где есть новое, где есть смысл. К самому корню. К первопричине. Он определяет образ действия.
   Только задавая вопрос "почему" и, доискиваясь причины, мы можем менять жизнь (нашу собственную, не чью то!) к лучшему, жить по принципу "встали-и-пошли", а не "посидим-подождем", перестать жить так, как снимаем перчатки - бездумно, на автомате, по привычке.
   А ведь, согласитесь, мы ко многому привыкли, многое терпим. Не видим ничего необычного в горьком воздухе, которым дышим, в воде, от которой кожа покрывается пятнами, в служащих (от технического персонала, что метет красные дорожки, до тех, в чьих кабинеты они постелены), служащих, которым, слишком часто приходится напоминать, о том, что они на своих местах для нас, обратившихся, что они в обязанности у нас, но никак не наоборот. (В конце концов "служащий" от слова "служить")
   Etc, etc, etc...
  
   И, конечно же, мы почти совсем привыкли, как курильщик привыкает к сигаретному дыму, и кажется, не сможем уже и прожить без того, что зовется хамством, ставшим общим местом, в общественных местах.
   Его мы и сделаем центром разговора, так как оно, хамство, становится опасным в своей обыденности. Тут еще шаг, и неисключительность хамства, станет нормой. Зададимся же вопросом "почему?" хамство имеет место быть.

***

1. Хамство: действие.

   Для начала я предлагаю выделить те качества, которые присущи хамству. Для этого я приведу один пример, мною подсмотренный.

***

У кассы.

   Левое крыло железнодорожного вокзала столицы. У кассы привычное явление - длинная очередь. Погода как всегда - в воздухе нетерпение с порывами к нервозности. Кто-то вертит головой по сторонам, кто-то не перестает поглядывать на часы, не замечая при этом, который все-таки час. Я так же в ожидании. "Развлекаюсь" тем, что повторяю про себя тот короткий текст, что должен сказать в окошке, когда подойдет моя очередь. (Я всегда почему-то немного нервничаю).
   Я последний и потому у меня еще есть время. А пока я "репетирую", очередь настала для молодого человека, в кепке и с рюкзаком. Он подает документы и деньги в лоток, а затем говорит (сбивчиво):
   -Минск-Могилев. Сегодня. Сидячий, - а затем добавляет - Пожалуйста.
   Ничего лишнего.
   Жрица кассового аппарата, берет все, ей предложенное, и отвечает, спокойно так:
   -У "сегодня" есть число, молодой человек.
   Он немного сбит с толку. Я понимаю его - такой поворот событий не предвиделся. Он оглядывается на очередь и по лицам понимает, что подмоги ждать не откуда, пробует еще раз:
   -Не знаю. Извините, - говорит он - На сегодня. Я всегда так ...
   Некоторые могут уловить что-то "тонкое" в воздухе, какой то тревожный звон.
   -Еще раз повторяю, я работаю по числам, молодой человек, - говорит она, и затем тут же спрашивает - Вы что, студент?
   -Да...
   -Что ж вы за студент, что чисел не знаете? Чему вас там учат?
   Парень в растерянности. Он краснеет.
   -Посмотри на них, учатся и не знают число, какое сегодня - смотрит она на него из-за стекла - Ну что ты стал? Не один же здесь.
   Вот тут "в кепке" не выдерживает:
   -А я что, по-вашему, календари учусь делать... даты должен знать? - говорит он - А почему вы, с датами работаете и ...
   Тут она его прерывает тем, что отдает билет, сдачу и напутствие:
   -Еще возмущается. Воспитанный.
   (При всем громе негодования, на лице, читается какая то дивная истома.)
   -Я...
   -Следующий!

(август, вторник, 2007)

  

***

2. Хамство: черты

   Я попытался максимально точно воспроизвести диалог, свидетелем которого стал. Нам остается рассмотреть его. Что же бросается в глаза первым делом?
      -- Пустяковость причины.
   Пустяковая причина носит название предлога, в юриспруденции casus belli - "формальный повод к войне", когда цели войны необходимо убрать за ширму, поместить за фасад, зачастую из-за их неблаговидности. (Если есть вообще благовидный причины для войн)
   В нашем случае, если уж дата так важна в работе кассира (что скорее действительно так) неужели тогда, он (она) не знал эту самую дату. Разве этот "дней-не-разбирающий" был первым, кто брал билет "на сегодня"? Это кажется сомнительным. Ergo - причина недовольства (и собственно конфликта) лежит в другой плоскости и это плоскость (намеренно?) скрывается.
   В причине всегда есть смысл, ее можно понять, оценить. Повод всегда надуман, иррационален. Столкнувшись с хамством, мы силимся понять, вникнуть в повод, подойти к нему с меркой, с какой подходим к причине - ведь мы еще не ожидаем подвоха, не понимаем что вопрос (реплика, замечание) обращенный к нам хамом, только наживка, пробный шар. Мы да же еще не догадываемся кто перед нами.
      -- Готовность.
   Анализируя хамское поведение, неизбежно приходишь к мысли, что тебя ждали, что бы нахамить; что именно ты стал объектом, и только ты им мог быть. Кажется, что тебя сторожили, как паук сторожит свою жертву, что сам хам сразу узнает, "своего" нарушителя покоя; он предвосхищает тебя - источника безалаберности (неаккуратности, бесстыдства, неблагодарности...) и всего самого непотребного, в зависимости от ситуации. It depends. Таких как ты, много, да. Похожих....Но ты - идеальный, стопроцентный раздражитель, квинтэссенция, "цветок зла" - вот к чему приходишь, анализируя опыт такого общения.
   "Наш" студент оказался не много ни мало преступником против стройности рабочего процесса, жуком, попавшим в микросхему, гаечным ключом, угодившим меж двух шестерней часового механизма. Угрозой всему. Иначе откуда столько негодования?
   Из этого пункта вытекает следующий.
      -- Логический "скачек".
   Этот образ мышления противоположен таковому Шерлока Холмса, а хаму свойственен - индукция, крайне не полная. Известный детектив исходит в своих рассуждениях от общего к частному через ряд промежуточных умозаключений во избежание неверного вывода. Хам же, конкретный случай выносит на уровень абстракций, теории, разрывая связь с данностью, с сиюминутной реальностью. В своему заключению он приходит не путем "логического каскада" мыслей, который можно проследить и обнаружить изъян, а по прямой - от факта к догме. Этим достигается абсолютная иррациональность ситуации, которая, в купе с неожиданностью, разбивает все разумные доводы "атакуемого" и заставляет его принять игру по правилам страстей и самодурства, где воспитанный человек проиграет, бесспорно.
      -- "Легитимизация".
   Используя эмоциональный фон, хам предпринимает попытку вынести дело на общее рассмотрение, придать огласке, озвучить. Цель такого подключения двоякая. С одной стороны, это усиление пресса на "объект" и без того стушевавшийся до детского лепета. С другой, хам, тем самым ищет сторонников среди невольных свидетелей (как минимум в их молчании), старается заручиться большинством и вырядить свои "придирки" в объективные требования, нормы, законы.
   Ведь вспомните, что за "истины" изрекает рядовой грубиян? "Понаехали...", "Ох уж эти старики", "Молодеж-ж!". Банальности? Да, но какие универсальные банальности! Из них же можно составить настоящий цитатник мизантропа! Лучшие экземпляры на все случаи жизни. Ведь что-то все же есть от правды в них, от сермяжной то... Может и есть, но и от лукавого там то же не мало.
      -- Недосягаемость и власть.
   Где мы чаще всего встречаемся с хамством, где с ним борются долго и безуспешно? Там, где есть властные отношения там, где человек вынужден терпеть грубость и где хам обладает тем или иным иммунитетом, недосягаемостью. (Именно эту "рафинированную" грубость я рассматриваю, в качестве истинного хамства). Много ли найдется среди обиженных в общественном транспорте, кто не поленится съездить на другой конец города, в диспетчерскую станцию для того, что бы оставить свои "замечания и предложения".
  
   Увы, нет. И потому большинство из нас вступает в полемику с хамом, опускается до его уровня, спорит по его правилам, и зачастую проигрывает. При этом,
      -- доставляя, хаму явное удовольствие.

***

3. Хам: портрет

   Мы определили основные черты хамства как действа, и теперь нам не трудно будет набросать здесь кратко идеальный тип "хама".
   Четвертый и пятый пункты из предыдущей части эссе ("Легитимизация", "Недосягаемость и власть") вместе дают нам право утверждать, что хам - это всегда трус, несмотря на его агрессивное поведение. Он никогда не ведет себя своим излюбленным образам там, где ему могут дать решительный отпор, где он окажется в меньшинстве, под ударом, где надо действовать адекватно. Только спрятавшись за субординацией, вооружившись "корочкой", одевшись в броню униформы и подложив под себя список (одобренный! с печатью и подписью.) своих прав, он идет работать с людьми (хамить).
   Вторя и третья черта хамства (Готовность и Логический "скачек"), установленная нами, указывает на то, что хам в высшей степени предубежден. Он идет на работу с мыслями о том, что вот сейчас, с самого утра к нему пойдут
  -- эти больные с их жалобами
  -- эти безбилетники с их оправданиями
  -- ученики бестолковые
   Etc, etс, etс...
   И конечно "такие" обязательно находятся, подкрепляя верность "хамского" мира, придавая хаму силы.
   И потому:
      -- Взгляд хама на реальность, ограничен, кривобок и узок до оскорбительных для мыслящего существа пределов. Об этом говорит и логический "скачек" описанный нами в пункте 3. Ведь что есть узость сознания как не мышление шаблонами, штампами, клише?
      -- Хам не хочет, а возможно и не может разорвать ожерелья своих бисерных представлений о мире, где есть только одна правда - его, И все что с ней расходится - ересь, химера, козни против него, попытка выставить его, хама, дураком. Не ищите у него понимания, сочувствия. Он глуп (как синоним ограниченности), но изворотлив, и таким же видит Вас.
      -- Хам не только трус и посредственность, он еще и человек случайный на своем месте и враждебный к предмету своей работы - к человеку - и потому неудовлетворенный. И ведь как иначе? Восемь часов, упражнений в раздражении, в тихой злобе. Восемь часов каторги. Изо дня в день. Так будто в неделе появляется еще один день. И то же рабочий. Восемь! - понедельник, вторник, четверг ...
   Etc, etc, etc...
  

***

2. Хамство: мотив

   Наши размышления, уважаемый читатель, шли довольно интересным образом. Начали мы с места и происшествия, потом задались вопросом "как" это было, затем набросали портрет.... Не находите ли вы здесь схожести с детективом? С расследованием? Гонкой? С той лишь разницей что "преступник" нам известен с самого начала. Или не известен?
   Мне кажется, что нам еще есть что искать, над, чем задуматься, и к чему приложить наше "почему?"
   Вот мотив, например, а?
   Ведь что интересно - при всей нелицеприятности хамства - и в теории и в действе - хам, ведь хамит по собственной воле. Его не принуждают к этому, не помыкают им, не учат хамству в школе (во всяком случае, официально)?. Не входит хамство и в профессиональные обязанности, хоть иногда и создается такое впечатление.
   Выходит хам хамит исключительно для собственного удовольствия. Хам - хам добровольный. Иначе ни как. (Трудно представить человека делающего нечто ему крайне чуждое, мучительное или неприятное по собственному желанию. Даже акт мазохизма - есть стремление к удовольствию, а не от него).
   Значит в грубости, есть какое то неясное нам пока удовлетворение, скрытый мотив, настолько сильный, что хам не может себе в нем отказать. Какой же? Почему хам хамит?
   Думаю самое время обратится к "первоисточнику".
   "...Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник
   И выпил он вина, и опьянел, и лежал пьяный в шатре своем.
   И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, вышедши, рассказал двум братьям своим..."
   Кажется, проснувшись, старец, как почтенный отец семейства, должен был устыдиться своего не совсем достойного поведения и постараться не акцентировать на нем. А, в крайнем случае, может и извиниться.
   Однако что же мы видим?
   "...Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его;
   И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих"
   Как странен путь, по которому идет мысль Ноя, как несуразно его поведение.
  -- Он винит Хама, за то, что он, Ной, напился пьяным и лежал голым (иррациональное зерно в купе с незначительным проступком).
  -- Проклятие ложится не на "виновника" - Хама, а на его сына (та же иррациональность и логический "скачек")
  -- Есть и поддержка (потакание) со стороны посторонних лиц, не участвовавших в происшествии - братья Хама, сыновья Ноя. (Они положили одежду "...на плечи свои, пошли задом, покрыли наготу отца своего (курсив мой П.А.), лица их были обращены назад...")
  -- На лицо невозможность Хама противостоять решению отца, его зависимость от него (отношение властности и недосягаемость).
   Почему же мудрец ведет себя так не мудро, воистину по-хамски?
   Очевидно, что Ною действительно стало стыдно за себя, но что бы побороть тот позор, что его почтенного, видели в непотребном состоянии, он выбрал "кривой" путь. Месть своему сыну это - попытка прикрыть свою наготу, компенсировать злость на себя пьяного, освободится от нее, но не на прямую (раскаяние), а косвенно.
   Вот в чем состоит удовольствие Ноя.
   И вот в чем смысл "резкости" и "грубости", которую мы называем хамством - освобождение от стыда за себя недостойного. Хамство - есть самоутверждение. Цель хама унизить другого. Но не унижение само по себе важно. Хам получает удовольствие оттого, что сам в этот момент чувствует себя выше, сильнее, достойнее. Он поднимается, в своих глазах, растет. Хамство это комплимент, лесть самому себе.
   Вот он, мотив.
   Если вернутся от подножия Арарата в поле наше работы с тем открытием, что мы сделали, то мы можем заключить, что хам это человек, которого глубоко задели (обидели, оскорбили) - обоснованно или нет, не имеет значения, а он в силу обстоятельств или собственной слабости (в первую очередь моральной) не смог дать отпор, отстоять себя. Ему глубоко стыдно за себя. Вопль уязвленного самолюбия - вот, что есть хамство.
   Хам как говорят, затаил обиду, сконцентрировал энергию этой обиды и стал ждать того, кому сможет отомстить за себя.
   Отсюда и определенный "типаж" жертвы - ведь для вендетты подойдет не каждый.
   Этим объясняется хамство именно на рабочем месте, ведь именно на нем хам чувствует себя защищенным и власть имущим), наносит удар с безопасного расстояния).
   А различные деформации в логике хама объясняются необходимостью скрыть реальную причину недовольства - как от "жертвы" так и от себя (ведь он не хочет лишний раз вспоминать неприятное происшествие, момент, когда сам был "не на высоте").
   Разрядка же приносит удовольствие.
  
  
   ***
   "Многие испытывают дискомфорт, раздражение, злобу в той или иной момент жизни. Это так. Но не все же начинают грубить".
   "Да, верно. А если точно, совсем не верно. Хамят большинство и постоянно" утверждаю я.
   Но что бы это понять, необходимо до конца разобраться в терминологии.
   Так что же такое "хамство", в чем его глубинная сущность, первооснова? Почему хам существо униженное? И главное кем?

***

5. Хамство: пятая колонна

  
   Не знаю как вас уважаемый читатель, а меня в акте хамства больше всего возмущает та беспардонность, с которой хам вторгается в мой мир, очерченный моей собственной личностью. Он игнорирует даже самые явные границы. Хам ведет себя в вы высшей степени фамильярно. Ведь если положить руку на сердца и вдуматься - тот факт, что нам наступили на ногу, (то есть нарушили нашу физическую неприкасаемость) сам по себе не столь важен. Почувствовав, чей то каблук на своих замшевых, или лакированных туфлях, мы не сердимся, мы ...ждем! Да, именно, ждем уважаемый читатель, мы ждем, что вот сейчас этот человек ойкнет, обернется и извиниться перед нами, тем самым, признав наше равноправие, наше достоинство, признает нас как личность. (Вот в чем глубинный смысл, таких формальных, вещей как приветствие, прощание, пожелание удачи, или здоровья, и почему мы так трогательно относимся к этим "пустякам".)
   Хам же, это тот человек, что не в состоянии понять нашу глубинную потребность, потребность каждого человека у которого есть хоть крупица гордости, потребность в уважении, а в конечном счете, в любви. Ведь именно так - уважение - в обществе называет себя любовь.
   Хам не признает себя виноватым, потому что не может в силу ограниченности понять, в чем же он не прав, где он поступил не по совести, против кого совершил преступление, он отрицает вас, вы для него источник неприятности, неудобства. Вы для него не совсем человек
   И когда мы сталкиваемся с таким неуважительным, пренебрежительным отношением к себе мы обижаемся, начинаем чувствовать дискомфорт, какое то внутреннее неудовлетворение, как результат унижения.
   "Ну, вот весь, день насмарку!" восклицаем мы. Но восклицаем, как правило, про себя, втихомолку, подавляем свою обиду, глушим ее. А ведь обида это как оставленный в холодильнике на месяц десяток яиц. Попробуйте, и посмотрите что будет. Да же вымытый потом тщательно, он, холодильник еще долго будет хранить "дух" эксперимента.
   Наши обиды, накапливаясь, отравляют нас изнутри, медленно и незаметно, как пары ртути; изменяют наш взгляд на мир, извращают его, делают однобоким, а нас предубежденными. "В метро опять давка", "На рынке - одни воры"
   Etc, etc, etc...
   Хорошо когда человек отреагировал (хотя как реагировать, что б не скатиться до грубости?) на нанесенное оскорбление, тем или иным способом, или просто его не заметил. Но как трудно, уважаемый читатель, сделать это в нашем современном, таком жутко быстром мире, шустрых машин, захлопывающихся дверей, всех нас куда то бегущих. Как трудно перемолоть все те неприятности на работе и дома, что обрушиваются на нас ежедневно.
   Мы бежим и толкаемся, локоточками друг друга, локоточками, интелегентно так. И раздражаемся, когда пихают нас. Но не сильно. Мы своего не упустим.
   Или другой пример. Обратите как-нибудь внимание - да же если в кассе нет ни одного человека, а к ней за зарплатой идут двое, отметьте, как нелепо каждый из этих двоих пытается обогнать другого, уже почти на рефлексе, и это при том, что до этого никто никуда не спешил! Хочется закричать: "Зачем?! Вас же всего двое!" Но услышат ли? Не знаю. Но знаю точно, что один из них обязательно уйдет обиженным, с уверенностью, что "все так и норовят вперед, наперерез".
   Переполненный транспорт, "пробки", зарплата, которую все же лучше назвать как-нибудь по другому (потому знаешь, что ты всегда больше "зар.", чем тебе "плат"), и десятки тех "мелочей", что разъедают душу изо дня в день - разве не хамство, в его легализованной форме?
   Еще? Это нетрудно. Вот стоите, ожидая автобуса, а пол остановки курит - и зачастую не один не подумает, мысль не промелькнет, что, возможно, кому-то, случайно, (такое бывает, я серьезно) сигаретный дым - готовы? неприятен до рвотных спазмов. Такой хам и представить не может, что он Вас оскорбляет - ему то все нравится. Если эта ограниченность, невозможность выйти за ее границы не зародыш хамства, то, что же тогда?
   Но это грубые формы унижения. Есть деликатные, тонкие, едва заметные, и от того еще более разрушительны. Это непонимание, невнимательность к нам как личности неповторимой, исключительной.
   Как часто, уважаемый читатель, Вы сталкивались с непониманием? От простой неразберихи, где и когда назначена встреча, и из-за которой вам пришлось простоять на 20ти градусном морозе и все равно не дождаться, до высших форм не понимания - не заинтересованность в том кто вы есть- какой цвет ваш любимый, почему вы живете так или иначе, о чем мечтаете, чего боитесь. Иногда, да же среди самых близких! Уверен, не так уж редко. И я не думаю, что этот факт, факт непонимания, не чуть не задевает Вас. Не поверю.
   Но в то же время, задумайтесь читатель, сможете ли Вы ответить хотя бы и на 3 вопроса из этих 6 вышеперечисленных, если речь зайдет о Вашем друге, брате? Только честно.
   Вот то-то же.
   Цель этой цепи примеров состоит в том, что бы сделать одну мысль явной и поражающей в своей простоте - львиная доля нашей повседневной жизни состоит из маленьких уроков ненависти, презрения, злословия. Каждый своей резкостью, неаккуратностью, не желанием вникнуть в ситуацию "здесь-и-сейчас", отвечает на вызов жизни неадекватно, стереотипно и множит, множит, множит бесконечно зло и неудовлетворенность в этом мире, то зло, которое ожесточает, делает нечувствительным человека, черствым заставляет его терять доверие к себе подобным, к людям его окружающим, к жизни. Ко всему.
   И потому в той или иной степени, все мы участвуем в хамстве, потакаем ему - действенно ли, пассивно ли (не сопротивляясь) - но все равно участвуем. Мы, большинство, и есть та самая "пятая колонна", что делает хамство отдельных людей, в массе немногочисленных, возможным и побеждающим. Своей нечуткостью, фамильярностью, бытовым хамством мы готовим почву хамству истинному, "воспитываем" хама.
   Человек такого общества становится тотально недовольным. Недовольство пропитывает всю его жизнь.
   И наступает то состояние в обществе, когда весь этот сгусток озлобленности и обид достигает критической массы и количество переходит в качество - фамильярный, огрубевший, закостенелый в своих предрассудках индивид, доведенный по пути на работу до исступления "бытовыми обидами" заступает на смену, сжимает в кулак все свои права и власть (пусть да же иллюзорную) и перерождается из человек в хама, хамя теперь профессионально. Теперь он уверен в своей правоте, не колеблется в своих выводах по отношению к миру и мстит ему день за днем, день за днем, день за днем.
   Etc, etc, etc...

***

   Вот именно так, общество теряет самый сильный педагогический инструмент - возможность везде и постоянно иметь перед собой здоровую, зрелую личность, носителя выдающихся духовных качеств, глядя на которую, каждый мог бы "вырастать из себя", как вырастают из школьной формы за год, а взамен предлагает ежедневно хама - того, чьи глаза "...заволочены безмерным цинизмом взрослой жизни", того, кто учит "...что все омерзительно" (У. Голдинг, "Повелитель мух")
  

***

   Подводя промежуточный итог, обоснованным здесь будет сравнение хамства с болезнью, с патологическим процессом, более грозным, чем можно предположить. В таковом роде заключении, я основываюсь на том, что хамство, как и любой недуг, имеет ряд свойственных ему симптомов. О них мы говорили в 1 части этого эссе. Но сам по себе симптомы ничего нам не дают - это количественные данные. Только установив связи между ними (качественная составляющая) мы получим то, что называется синдромом (или, другими словами, болезнью). В эссе описание "фото робота" самого этого явления и того, кто его представляет, я поместил во 2 и 3 частях.
   В 4 и 5 частях мы доискались до причины, до мотива и вскрыли глубинный механизм процесса охватывающего практически все общество и распространяющееся подобно инфекции - от мужчины к женщине, от отца к сыну, от учителя к ученику.
   Etc, etc, etc...
   И теперь окончательные выводы. А именно:
  -- Предпосылкой возникновения хама является падение в обществе уважения к личности, отличной от себя, крайняя замкнутость на себе. И как результат - "сквозная" фамильярность. Общественный иммунитет снижен.
  -- В этот ослабленный социальный организм попадает "вирус" оскорбления, вызывающий обиду отдельных его членов, групп, профессий - вплоть до тотальной неудовлетворенности. Возникновение "очагов" хамства (острый период) поиск "правды", теми, кто не доволен своей жизнью.
  -- Пресс реалий и внутренняя репрезентация событий (уже деформированным сознанием) вызывает реакцию компенсации ущербности своего бытия. Реализуется эта программа "реабилитации себя" через профессиональную деятельность путем выплескивания подавленной агрессии и обид на зависимых людей - переход в хроническую фазу ("рафинированное", "профессиональное" хамство, т.е. на рабочем месте)
  
   Вот теперь, мы можем до конца проникнуть в смысл библейской притчи.
   Да, Хам поступил не осмотрительно, ворвавшись в шатер отца своего, без разрешения, без спроса. Бесцеремонно. Он не подумал загодя о том, что его появление может быть не приятно и оскорбительно. За это он и поплатился. Его имя теперь пишут с маленькой буквы, а говорят с раздражением. Он был первым хамом. Но хамом бытовым, от бестолковости, отсутствия такта.
   Другой же, не менее хамоват, а с точки рассуждений этого эссе даже более опасен. Ведь обладая, властью, авторитетом и пользуясь прежними заслугами, смог, во вспышке лукавого гнева, обвинить другого в своей непристойности, перенести свою вину на того, кто обнажил последнюю.
   Не случилось бы ветхозаветного хамства (и вообще не случалось бы) и без сторонних наблюдателей, без них, молчаливых и робких.
   И так хамство как социальный феномен, есть нескончаемый танец втроем - Невоспитанности, Уязвленного Авторитета и Возрастающего Недовольства Бытием - по кругу, что умножает злобу, где один танцор сменяет другого, другой третьего, а третий первого...
   Etc, etc, etc...
  
   ***
  

Два кратких эпилога

В миноре.

   Домой я возвращался как всегда электричкой. Сегодня поздно. Хотя это не имеет значение - поздняя ли утренняя ли - с тобой всегда три попутчика, как минимум три - жесткое сиденье, ощущение грязи, и вонь. Но к концу дня ты настолько тупеешь, оскотиниваешь от усталости, что ни диалог за спиной (который на радио напоминал бы писк "морзянки"), ни вид чьих то пломб, ни кашель в лицо (это притом, что каждый 10 здесь, по статистике, открытый чахотошник) уже не смущают. Не смущает и запах трудового пота смешанного с дымом дешевых сигарет и столь же дешевого алкоголя. Ты медленно соскальзываешь туда, на границу сна, где еще слышны объявляемые остановки, но к счастью уже не долетает ничего другое.
   Ты тихонько засыпаешь. Вытягиваешь ноги. Не замечаешь чьих то. Не извиняешься.
   И в тебе то же что-то засыпает. В тебе, в другом.
   В них. В нас.
   И что-то уже не оскорбляет.
   Так сегодня, так завтра.
   Etc...

В мажоре.

   На одной из станций метро, как подниматься из перехода к остановке автобуса есть маленький магазинчик, где продаются сладости - пирожные, печенье, конфеты. Летом, работая в социальной службе, я всегда, перед тем как отправится на нее непосредственно, заглядывал в этот "сладкий уголок". Там работала (и надеюсь до сих пор работает) молода женщина, с русыми волосами, собранными в косу и карими глазами.
   В первый день, когда я там появился, только-только она разложила товар и одела форменный "чепчик". Мы поздоровались, улыбнулись - сначала она мне, а потом и я ей, в ответ. Я попросил взвесить 100 грамм конфет и столько же овсяного печенья, для себя и сослуживиц.
   Пока продавщица ловко закручивала узелки на двух пакетах, мы справились друг у друга о погоде, о дне, о работе, она сказала, что-то о своей дочке.
   -Аня - представилась она.
   Я назвал свое имя, а выходя, сказал:
   -Приятного дня вам.
   -И вам того же, Андрей, - отозвалась она. И улыбнулась.
   Я вышел за дверь, а за мной вошла пара, мужчина и женщина, и стали присматриваться к лоткам с шоколадом. Я обернулся и посмотрел на продавщицу. Та улыбнулась еще раз и помахала мне рукой.
   Когда она повернулась, к готовым к покупке, мужчине и женщине, она все еще улыбалась. Безотчетно и им. Улыбнулись в ответ и они.
   Я же весело, помахивая папкой, отправился на службу.
   Так втрое умножилось Добро в этом мире.
   А те двое улыбнутся кому-то еще.
   Etc, etc, etc...
  
  
  
  
  
  
  
   1)Все три факта объединяет одно - описанные действие, и явления сегодня напрочь лишены связи с первоначальным, да и вовсе со смыслом, и являются лишь ритуалом без какого то ни было практического оправдания. Разве вероятность быть отравленным посредством пропитанных ядом перчаток сегодня так высока? Разве в наши дни придет кому-то в голову обрезать медяки по краям с целью обогащения? А как часто вы встречаете за обедом того, кто использует нож как зубочистку?
   2)"Ну, вот только давайте не будем ругаться!..." - согласитесь, звучит как приглашение... (реплика в общественном транспорте)
   4 3)Все остальное это бытовая ("неорганизованная", "стихийная") грубость, огрех воспитания или же то, что в выводах я называю фамильярностью.
   ?4)А ведь тот повышенный тон, что не редко является инструментом, с помощью которого некоторые пытаются всеять разумное, доброе, вечное, можно сравнить лишь с молотом в руках ювелира, и учит он отнюдь не мягкости.
   Бытие, гл. 9 ст. 20 - 22.
   Бытие, гл. 9 ст. 23
   7) Именно "воспитываем", здесь нет подмены понятий. Ведь воспитание есть поддержка одних черт, навыков и недопущение других на основе усвоения общественно-исторического опыта, путем сознательного или несознательного (как в случае с хамством) влияния на индивида, группу. Хамство как общественное явление - педагогический провал культуры данного общества, результат ее несостоятельности.
   8) Интерес к хамству отнюдь не досужий. Ведь если посмотреть на результаты размышлений, невольно задаешься вопросом: откуда в обществе 1) -такая сильная неудовлетворенность своим положением; 2-как сумело накопиться такое количество гордости, которую можно уязвить - по просто гордыни. Откуда эти высокие представления о себе, которые ничем не оправданы, не подкреплены, "инфляционны"? А так же 3) - элементарное отсутствие такта, некая дурная непосредственность, пренебрежение к мелочам, в которых и живет "малая", обиходная культура? Но это уже другое "почему?". Оставим его для другого же раза.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"