Котенко А. А. : другие произведения.

Анна Одувалова "Выбор ксари"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Каждый в жизни хотя бы раз делает судьбоносный выбор. И ксари не исключение. Вот так я решила начать свой критический клубок по роману "Выбор ксари". Хотелось бы сразу предупредить, что рецензию было писать очень не легко. Куда проще написать критику на произведение не знакомого автора. Человеку, которому я высказывала свои замечания в процессе работы, это сделать сложнее. Зато именно в таких ситуациях обозревающий и растет как критик, учится корректно, боясь обидеть, выражать свои мысли.
Все начинается с того, что главная героиня Анет обеспокоена судьбой своей подруги Оли, которая после возвращения из Арм-Дамаша спешно засобиралась замуж. Нет, это не зависть подруги, пока не успевшей устроить свою личную жизнь, это реальное беспокойство, ведь жених - типчик весьма подозрительный. Конечно же, подозрения Анет оказываются не беспочвенными, а вслед за прибывшими на помощь из другого мира Дерри и Стикуром, тайно влюбленным в Олю, являются и агрессивно настроенные преследователи. Девушкам и их друзьям не остается иного выхода, как исчезнуть в другой мир.
Не стоит забывать, что "Выбор ксари" - не самостоятельное произведение, а продолжение цикла романов про Арм-Дамаш, в которых автор рассказывает историю любви между персонажами из разных миров. Нет, даже не подолжение. А концовка. Следовательно, написание такой книги - дело очень ответственное. Потому что точку в длинной истории, красивую жирную точку, надо уметь поставить так, чтобы читатель, закрыв последнюю книгу, воскликнул: "Ух, это было сильно!"
Что мы видим на самом деле? Да, история любви и сомнений развивалась именно так: от робкой первой книги, до сильной третьей. И любовная сцена в последних главах "Выбора ксари", написанная словно на одном дыхании, тому яркое подтверждение.
В остальном концовка трилогии (именно концовка трилогии, а не книга как самостоятельное произведение) получилась какой-то невнятной, можно сказать, невыразительной. Тут мне вспомнилась другая трилогия, Юлии Набоковой, тоже о волшебнице, попавшей в другой мир, об ее иномирском избраннике. Там третья книга получилась сильной и четкой: героиня поняла себя и научилась пользоваться магией (первая книга), пережила эйфорию от полученного (вторая книга) и, наконец, научилась мудро использовать свои способности и вновь стала собой (третья книга). Теперь попробуем точно так же разложить композицию цикла о ксари. Первая книга, "Низвергающий в бездну", традиционно для произведений женского-попаданческого фэнтези, была так называемым "освоением новой территории". Тут все понятно. Вторая книга, "Ожерелье Лараны", я бы пустила под девизом: "Посмотри, подружка, на мои игрушки!" То есть, Анет в этой книге показывает открывшийся ей замечательный мир подруге, и та находит в нем что-то для себя. Такой ход сюжета тоже возможен. Тогда что по логике вещей может присутствовать в третьей книге для завершения? О чем она должна быть, чтобы не нарушить гармонии первых двух? Конечно, однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно. Каждый человек сам выстроит логическое продолжение. Но обсуждать возможные концовки все равно бессмысленно, потому что концовка уже написана.
О чем она? О любви, о том, что несмотря на все случившееся, и ксари, и Анет понимают, что не могут друг без друга. А еще о чем? О победе Дерри над преступным синдикатом, который стремился использовать супермена ксари для выполнения невыполнимых миссий. Кроме любовной линии не вижу никаких логических связей между первыми книгами и этой. Просто продолжение, с развитием отношений, с продвижением по работе. Но не концовка. Я бы назвала эту книгу "осознанием любви и обретением независимости от старых друзей".
Несмотря на то, что автор считает эту книгу самой удачной из всего цикла, лично мне кажется, что первый роман получился гораздо сильнее и определеннее. В этой книге не понятно самое главное - основная ее идея. Задания, погони, покушения, пророчества, а все ради чего? Цели нет. Жизнь просто течет своим чередом, подкидывая новые трудности. Как-то все мутно и неясно. В жизни оно так и есть, но роман - это некая концентрация жизненных ситуаций, объединенная четкой целью. В перерывах между продолжительными сценами рассуждений и споров, характерных для всех книг Анны, проскакивают и остросюжетные эпизоды, достойные блокбастера. Например, впечатляют гонки на разваливающемся Фольцвагене, когда за рулем, кхм, девушка, не водившая машину со времен экзамена. Описанное в этой сцене, конечно же, эффектно. Но неправдоподобно. Не каждый опытный водитель сможет сделать то, что удалось Оле. О том, что этим девушкам старая иномарка совершенно не подходит по складу их характеров, говорить не будем. Но и не каждый читатель заметит неправдоподобность сцены, увлеченный ее динамикой.
Но неправдоподобность, скрытая за динамикой, ничего страшного, были б остросюжетные сцены объединены в нечто цельное, ведущее к впечатляющей напряженной развязке. Читаешь про жертвоприношение, и уже наперед знаешь, что все закончится хорошо и какая-нибудь фееричная помощь придет в последний момент. Куда больше впечатляет, когда помощь с одной стороны проста и логична, но с другой - именно такой помощи и не ожидается. Опять получается сослаться на романы Юлии Набоковой, но на этот раз про вампиров. В конце книги "Шерше ля вамп" читатель понимает, что Жанна будет спасена. Но против героини абсолютно всё. Помощи прийти совершенно неоткуда. Читатель захвачен интригой, интересно, что же оставил автор в качестве той маленькой лазейки.
Что касается концовки, из-за неясности изначальных целей книги, ее финал выглядит слишком неожиданно, как ведро воды на голову из окна вылили. У Дерри свои планы, о которых ясно только из намеков. Но что, к чему, зачем - оно хоть и ясно, но не создает того напряжения, которого достойна последняя книга цикла.
Если обратиться к второстепенным персонажам, то на первый план выходит несостоявшийся жених Оли, Денис. Оказывается, он тоже родом из Арм-Дамаша, что за Олей он пришел не просто так. Но он настолько игрушечный, что в него не веришь. Складывается впечатление, будто автор втаптывает в грязь своего персонажа, при этом говоря: "Вы что, до сих пор не верите, что это конченая сволочь?" За этой авторской расправой над персонажем теряются его образ и логика поступков. А Оля, Анет и все остальные, бегут от него, словно маленькие дети от растявкавшейся болонки.
Итак, книга получилась какой-то несобранной, непонятной композицией отдельных сцен. Все это следствие отсутствие общего стержня, на который бы нанизывались эпизоды. Что именно является основным сюжетом? Любовная линия или разборки с синдикатом? Не ясно. Словно оба этих аспекта важны для Дерри в одинаковой мере. Будь что-то из этого главнее, сложился бы крепкий сюжет, а из третьей книги получился бы достойный аккорд, а не "просто продолжение первых двух романов".
Стиль - еще один аспект, который бы хотелось обсудить. В первых главах еще присутствует что-то более-менее вменяемое, достойное издающегося автора. Под конец книга начинает пестреть примитивизмами. Словно зараза, выскакивает глагол "быть" где надо и где не очень. Язык в последней трети книги стал совсем бедным и слабым. Чем ближе к концу, тем более плоским становится текст, тем меньше эмоций у персонажей, превращающихся в картонные куклы. Или то создавался фон для эротической сцены Дерри с Аннет? Если так, то жертва совершенно не оправданная. Эта сцена смотрелась бы намного лучше, будь она частью более сильного текста, а не повествования на уровне раскрученных самиздатовских примитивистов.
Складывается впечатление, что автор торопился издать свое детище.
А, может, все мои претензии из-за того, что меня не впечатляют книги-постеры о красивых парнях, которые еще и любить умеют. Да-да, именно постеры, потому что чем ближе концовка, тем больше автор живописует каждый шрам, каждую морщинку, каждый мускул на теле обожаемого ксари. Романтически настроенным юным особам это может прийтись по душе. Я же никогда не была фанаткой красивых картинок с "внешне идеальными мужчинами". Может, поэтому книга мне не очень понравилась. Может, именно в этом и был скрытый смысл финала.
В заключение хотелось бы заметить, что именно в "Выборе ксари" присутствуют некоторые персонажи из других книг Анны. Интересно? Тогда прочитайте и узнаете...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"