Зачем человек берется за литературное перо? Отвечая на этот вопрос, я выделил четыре основных причины:
1) Чтобы избавиться от навязчивых мыслей.
2) Из коммерческо-деловых соображений.
3) Чтобы пережить себя в своем творчестве.
4) Чтобы хотя бы немного изменить мир в своем направлении.
Что греха таить не каждый автор руководствуется всеми этими пунктами. Но, с другой стороны, и не каждое произведение стоит читать.
Основной принцип: "Если можешь не писать - не пиши!" говорит об обязательности для создания стоящего произведения именно первой мотивации. Может быть это и верно. Однако я все же выделю четвертый пункт, ибо именно без него даже профессионально написанная книга остается пустой.
Впрочем, первый и четвертый пункты сильно связаны между собой. Так же, как и второй с третьим, на которых я не буду подробно останавливаться (и так все ясно!), а скажу лишь, что и без них нельзя, ибо не нами писаны правила этого лучшего из миров.
2. Как?
Можно ли человека научить писать?
Многие отвечают однозначным "Нет!" Однако я все же рискну пофилософствовать.
В каждом литературном (и не только) произведении диалектически можно выделить Форму и Содержание, а в каждом авторе сидит Мастер и Ремесленник.
Ремеслу научить можно, и довольно просто (надо только работать). Мастерству - нет. Его можно только развить, и обязательно самому.
Читая небольшой отрывок, мы можем судить, какой автор Ремесленник (это не ругательство). О мастерстве же говорит то впечатление, которое остается после прочтения ВСЕГО произведения (или, по меньшей мере, значительной ее части).
Уровень Мастерства и Ремесла почти не завязаны. Если оба они низки, об этом лучше не говорить, если оба высоки - это шедевр, и его лучше читать А вот если они отличаются, тогда возникает конфликт восприятия. И, к сожалению, он идет не в пользу Мастера.
Преимущественные Ремесленники вообще не любят преимущественных Мастеров. Но... это уже тема для отдельного разговора.
3. В каком жанре?
Кратко не скажешь, а посему ограничусь констатацией, что ниша детектива и женского романа больше, чем ниша фантастики (это для господ преимущественных Ремесленников).
А в фантастике (так же, как и везде) главное - Человек, о чем зачастую забывают творцы "крутых" миров.
4. Заключение
Если кто-то посчитает сии тезисы за набор банальностей, мои извинения! Если кто-то извлечет для себя что-то нужное, я рад! Если кто-то даст конструктивную критику, буду очень признателен. Мои извинения также за краткость. Но... Не люблю лить воду.
И моя самая искренняя признательность всем, кто писал и говорил все это до меня.