Аннотация: Методы исследования в трансоанализе. Как в любом научном направлении очень важно какими методами пользуется исследователь, особенно тот кто пытаются разработать новую концепцию.
ЦЕНТР ТРАНСОАНАЛИЗА
Трансоанализ:
Методы и исследования.
УИТ
Алексей
Москва
2010
Содержание.
Введение в трансоанализ.
Часть 1. Методы.
Методы исследования в трансоанализе.
Методы исследования мистической личности.
Часть 2. Исследования.
Исследования мистической личности на примере исследователей аномальных явлений.
Психология личности исследователей аномальных явлений. Анализ литературы.
Психологический портрет личности исследователей аномальных явлений.
Анализ результатов исследования.
Результаты наблюдения.
Основные выводы.
Заключение.
Структура ценностей уфологов. Анализ результатов исследования.
Приложение.
Методика Особенности мистической личности (О.М.Л.)
Введение в трансоанализ.
Введение.
Данная статья знакомит читателей с трансоанализом. Так как данное направления очень обширное и в рамках статьи все его аспекты затронуть не возможно я решил составить данную работу в качестве основных терминов и постараться подробно их разобрать.
Читателю может показаться, что автор спорит с некоторыми известными психологами и методологами, однако это со всем не так, в тоже время я считаю, что могу иметь свое собственное мнение, о некоторых психологических проблемах, при этом не вступая в прямую дискуссию с известными психологами.
Я разработал трансоанализ, исследуя психику мистиком, пришел на первый взгляд к достаточно простому и логическому выводу, что психология мистиком отличается от психологии обывателя. Не смотря на это простое на первый взгляд заключение, я не нашел современных исследований в этой области, кроме некоторых работ К. Г. Юнга, некоторых авторов в области трансперсональной психологии. При этом мне хочется обратить внимание читателя на то, что сам мистицизм очень активно начал развиваться начиная с 90-х годов XX века заканчивая сегодняшнем днем, о чем только говорит огромная пропаганда мистицизма, оккультизма, эзотеризма в СМИ: журналы, газеты, телевидение, при этом почему то в современной психологии на это очень мало обращают внимания, я имею ввиду исследования, этого как социально - культурно - психологического феномена. Почему - то большинство исследователей на это закрывает глаза, считая, почему - то, что данной проблемы как таковой не существует, другая же часть зарабатывает на мистицизме деньги, создавая различные психотехники, на основе практик различных мистических школ и направлений. При этом всем увеличивается количество людей пострадавших как бы так по мягче выразится от различных мистических школ, сект с оккультным уклоном и попросту говоря от мошенником работающих именно в этом направлении т.д.
Мне представляется, что данное направление возможно сможет закрыть некоторые пробелы в исследованиях в области психологии мистиков.
Трансоанализ - это научное направление изучающее глубинные процессы нашей психики. Огромную роль в этом играет исследование подсознательного и свободное фантазирования.
Трансоанализ новое направление в глубинной психологии изучающий специфические возможности человека. Однако для того, чтобы обосновать трансоаналитическую концепцию, и что бы она стало на ровне с психоанализом, трансперсональной психологией, я не побоюсь этого слова работоспособной как новая терапевтическая система.
При этом каждая система проходит ряд становлений, прорабатываются возможные ошибки и т.д.
Одна из основных направлений в трансоанализе исследование мистической личности опирается на концепции Аналитической психологии К. Г. Юнга и Трансперсональную психологию. В частности концепцию Эрика Нойманна "Человек мистический" так и классификацию трансперсональных переживаний по С. Грофу.
Эрих Нойманн в своей статье "Человек мистический" пишет: "Нашу проблему можно сформировать следующим образом: в какой мере мистическое представляет собой свойственное человеку явление, а в какой мере сам человек является человеком мистическим (homo mysticus)". Моя концепция мистической личности продолжает работу Э. Нойманна. В тоже время для мистической личности имеет огромное значение трансперсональные/мистические переживания и мистический опыт. За начальную основу я взял классификацию трансперсональных переживаний по С. Грофу. Мне она показалось наиболее пригодной для концепции трансоанализа и исследования мистической личности.
Еще одно важное значение в трансоанализе - это изучение глубинных структур психики человека, главный термин в нем подсознание. Я подчеркиваю не бессознательное и не глубинное бессознательное - это с моей точки зрения является серьезной ошибкой. Сам термин бессознательное обозначает бессознательные действия или автоматические действия, которые не несут за собой ни каких глубинных слоев психики о которых писали Зигмуд Фрейд, Карл Юнг, а за тем и Станислав Гроф, включил её в свою новую картографию бессознательного.
Вероятней всего бессознательное - это автоматические действия, которые человек в данный момент времени не осознает в результате научения и выработанного действия. Хорошим примером может послужить наша походка. Мы не осознаем как мы ходим, какую ногу ставим в перед то есть действуем бессознательно - автоматически.
Методы исследования в трансоанализе. Как в любом научном направлении очень важно какими методами пользуется исследователь, особенно тот кто пытаются разработать новую концепцию. И так для исследования в трансоанализе я использую четыре метода:
1. Методом наблюдения, он очень удобен особенно когда нужно изучать поведение в естественных условиях.
2. Фэнтезитерапия - служат для исследования подсознательного и глубинных структур психики. В настоящее время метод фэнтезитерапии еще до конца не разработан и в настоящий момент дорабатывается.
3. Метод беседы - позволяет выявлять индивидуально-психологические особенности мистической личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.
4. Психологические тесты, но я их использовал мало. Основном я использую два теста: TCI-125 и SPQ-74.
Анализ запредельного.
Трансоанализ можно перевести как "анализ запредельного". По большому счету это очень обширное понятие затрагивающее и философию, антропологию и психологию, и возможно даже в каком то роде физику. Однако я хочу сразу ограничить трансоаналитическую концепцию в рамках психологии и в некотором роде философии.
Основную задачу трансоанализа я вижу в анализе психологических аномалий. Психологическая аномалия не связана психическими заболеваниями, как об этом можно было бы думать в начале, скорее это исследования в области специфических особенностей психики человека, который может заключатся в феномене контактерства, разные рода мистические переживания, мистический опыт, особенности мировоззрения: магического мышления или мистического сознания, парапсихологические феномены, особое представления о мироздание, я имею ввиду то как описывают наш мир мистики из разных школ: Е. П. Блаватская, Д. Андреев, Ошо Раджниша и д.р. Каждый из этих личностей описывает мир по своему, правда это описание кардинальном образом отличается от представлений обывателя.
Описание терминов.
Мистическая личность - это личность со специфическими мировоззренческими, личностными особенностями, чьи жизненные позиции, устои, взгляды, коренным образом отличаются от обычных людей.
Мистическая личность - это та личность, которая по особому развивается, по другому мыслит, даже можно сказать, у них мистические взгляды на жизнь. Они по другому относятся к окружающему, чем обычные люди с обычным мышлением.
Мистическая личность считает, что наша жизнь на много разнообразнее более многополярное. Вы спросите, можно ли разделить людей на мистиков и обычных личностей. Я считаю, что можно, разделение которое наиболее правильным представляю таким.
Мистические переживания. В некоторых случаях мистические личности испытывают различные, очень странные переживания, неизученные еще современной наукой. Как правило, это огромный эмоциональный всплеск, при котором человек переживает сверхъестественные образы. Эти образы очень, очень похожи на те, которые описывал, как архетипы в своих работах К. Г. Юнг.
Одним из тех измененных состояний, которые оказывают наибольшее влияние на нашу жизнь, является так называемое мистическое переживание. Сущность его заключается в возникающем ощущении полнейшего изначального слияния со всем миром. Назовем его "переживанием Единства". Такое переживание не поддается описанию с помощью привычных слов и понятий; человек ощущает, что он находится за гранью времени и пространства, за гранью жизни и смерти, и может как бы наблюдать за самим собой со стороны.
Мистические переживания - это переживания сверхъестественных, паранормальных образов (архетипов), возникающие непроизвольно или сознательно, под воздействием медитации, или с помощью измененного состояния сознания, как правило такие переживания возникают у так называемых мистических личностей, предположенными, к таким переживаниям.
Мистический опыт. Настало время разобраться более внимательно, что это такое: многие авторы определяют мистический опыт по разному, например Е. А. Торчинов говорит об "переживания особого рода, обычно описываемые пережившими их людей как расширение сознания или единение с онтологической первоосновой сущего(то есть переживания, трансцендирующие обыденный опыт имеющее непосредственное отношение к метафизике и ее предмету)".
С моей точки зрения мистический опыт - это психологические и физиологические изменения в человеке,при которых он входит в измененные состояния сознания, которые могут происходить спонтанно или под влиянием различных психотехник психодиалектиков, религиозных традиций (молитв). При таком опыте могут переживаться прошлые воплощения, выход из тела, шаманский транс, контакты с НЛО и т.д.
Я же считаю, что мистический опыт это уникальный феномен, который требует индивидуального исследования.
Проблема мистического опыта представляется для меня очень важной в трансперсональной концепции.
Сознание - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Мистическое сознание можно определить как особая трансперсональная форма отражения действительности. Люди, обладающие таким сознанием могут выходить за пределы индивидуальной, или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь дух, космос. У них совершенно другая форма понимания действительности, они могу находится как в нашей форме отражения действительности, как и в иной, иногда таких людей называют контактерами - якобы способными путешествовать по другим мирам и общаться с их обитателями.
Один из основателей трансперсональной психологии Станислав Гроф писал в своих книгах, о том, что возможности нашего сознание на столько не ограничены, оно содержит знание обо всей вселенной, и о всем существовании. Но данная информация хранится далеко в подсознании и только в особых условиях может выходить наружу спонтанно, или под влиянием различных психотехник.
Любой человек может обладать мистическим сознанием в зависимости от его устремлений, мировоззрения, религии. Некоторые восточный религии содержат в себе технику развития мистического сознания, прежде всего это шаманизм, некоторые формы даосизма, буддизма, христианского мистицизма. Именно эти религии предполагают в себе особое понимание окружающего мира, иначе, чем простые обыватели.
Развитие мистического сознания можно получить в результате занятия наукообразными учениями аномалогией, уфологией, криптофизикой, парпсихологией - все эти учения предполагают особое миросозерцание, что и ведет к развитию особого сознания.
Космическое сознание - это высший уровень развития сознания, надличностного, в котором осознается единство со всем мирозданием и космосом.
Бессознательное. Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление мышление.
Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.
В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Узнадзе, установка - это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующие действия. Явление установки пронизывает практически все сферы психической жизни. Установка - не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при "встрече" потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане "импульсивной" установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.
Бессознательное также можно определить как несознаваемые автоматизмы. Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.
Неосознаваемые автоматизмы подразделяются на несколько групп. Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые - автоматизированными действиями, или навыками.
В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.
Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.
Подсознание. В психологическом словаре Шапарь В. Б. я нашел такое определение: подсознание - понятие, обозначающее различные неосознаваемые системы психики. Первое определение в принципе верное, однако хотелось бы дать более широкое обоснованию подсознанию исходя из той же трансоаналитической концепции. И так подсознание - это психологическая система, которая находится в глубинных слоях психики человека и проявляется только в экстраординарных случаях и с помощью специальных техник.
Любая информация, которая вы получаете из окружающего мира откладывается в нашем сознание и подсознание. Проблема которая может возникнуть как извлечь из глубин нашей психики информацию скажем творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным "озарением" новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.. Например у вас случалось так, что после долгого размышления вы вспоминали да же то, что по вашей мнению не знали (пример может быть не очень хорош но все же). Информация, которая сплывает спонтанно, или даже взять сновидения, в которых как раз прекрасный пример проявления вашего подсознательного - это гипнотические состояния и сновидения - прекрасное возможность получить информацию из глубин психики.
В сновидении же переработка действия, которые совершил человек в бодрствующем состоянии, при этом элементы особо значимых событий запечатлеются как сновидения.
Можно сделать вывод, что в подсознании запечатляются особо значимые события жизни человека, которые при экстренных или сновидений и гипноза личность получает к ним доступ.
Сверхсознание - это часть неосознанной работы мозга, которая связана с получением человеком новой информации. Оно связано с энергоинформационным полем Космоса и получаемая при этом информация может даже не использоваться непосредственно, а являтся "стратегическим резервом для человеческого сознания".
Сверхсознание играет ключевую роль при формировании мистической личности.
Сверхсознание - это специфическая область человеческой психики. У человека сверхсознание отвечает за различные сверхвозможности, например телепатию, ясновидение и т.д.
Сверхсознание играет одну из ключевых ролей в развитии мистической личности, формирование личности и столкновение с "мистерией" происходит при участии сверхсознательных процессов. В трансперсональной психологии согласно теории С. Грофа у каждого, человека когда он рождается есть некая связь с космосов со всей вселенной. По всей видимости у некоторых людей такая связь меньше выражена у других больше. У тех людей у которых связь слабая ведут обывательский образ жизни, у других же у кого связь устойчивая становятся так называемыми контактерами, которые могут принимать сигналы из космоса и якобы общаться с различными сущностями. Пока это точно не установлено, но известно, что некоторые люди могут получать информацию из вне. Получая такого рода информацию у людей меняется мировоззрение взгляды на жизнь, на природу человека. Начинается активно развиваться магическое мышление, окончательно формируются сверхсознательные процессы.
В некоторых случаях человеческий мозг не выдерживает такого количество информации и начинает давать сбои, данный феномен можно назвать патологией сверхсознания. Такого рода нарушения может проходить очень тяжело и требует классифицированной помощи.
Архетипы. Архитип определяется как "класс психологических содержащих, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде".("Толковый словарь по аналитической психологии" В. В. Зеленский) В этом определении точно не прослеживается что такое архитип, в частности не говорится, что - это образ. Для этого в Толковом словаре В. В. Зеленского есть другой термин Архитипический образ - форма представления архитипа в сознании; на индивидуальном уровне архитипический мотив - всегда схема или образчик мысли или поступка, свойственных человеку вообще во все времена и повсеместно.
Сам же К. Г. Юнг автор термина архитип так его определяет: " Архитип в себе... есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой то момент момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры. ... Архитип, где бы он ни находился, обладает неодолимой, принуждающей силой, идущей от бессознательного и там, где действие архитипа осознается, его отличительной чертой номинозность".
Юнг часто взаимозаменяемо с "архетипом" употребляет понятие "первичного'' образа. Образ имеет психологический характер фантастических представлений и никогда не имеет того, якобы реального характера, который присущ галлюцинации, т.е. оно никогда не становится на место действительности и всегда отличается, в качестве "внутреннего образа", от чувственной действительности. Архетип играет наиважнейшую роль в трансоаналитической концепции, однако употребляется в менее широком ключе, как определял это понятие К. Г. Юнг, для обозначение духовно - мистических образов я предпочитаю употреблять термин спиритип.
Спиритипы - это духовно - мистические образы, включающие мифологические и эзотерические символические образования.
В концепции К. Г. Юнга основное внимание уделено мифологическим образам я добавил еще мистические и эзотерические. В современном мире, когда огромный интерес общественности к НЛО, инопланетянам, сверчеловеческим существам. Появляется вопрос как их рассматривать, поэтому как представить психологической науки определение их в качестве мистических существ или образов, в концепции трансоанализа буду называть спиритипами.
Юнг уже начал рассматривать мистические образы в своей книге НЛО: Современный миф о вещах наблюдаемых в небе" и "О психологии и патологии так называемых оккультных явление". Юнг говорит, что эти явления можно называть оккультными, но зачастую они выступают как демонстрация патологических или истерических психологических состояний. Что касается НЛО то работ аналитиков - юнгеанцев на тему исследования символического знания НЛО до сих пор нет, думаю было бы правильным если этот пробел на себя взяла трансоаналитическая концепция.
Спиритипические миры - иллюзорные миры созданные воображением в подсознание человека, пока непонятно под влиянием какого фактора, возможно опирающиеся на мифологию предков, и спроектированные на сознании человека. В некоторых религиях допускается множество миров, в которых может пребывать душа. Одной из таких религий является буддизм. Прежде всего, там есть представление о нирване - совершенном мире, где полностью отсутствует зло и нет течения времени в нашем понимании. Но обычный человек, даже очень хороший, не может в него войти. Для этого надо быть не только добродетельным, но и просветленным, понять, частью чего является человеческая жизнь.
В настоящий момент существует огромное количество различных картографий тонкоматериальных миров, которых в дальнейшем я буду называть спиритипическим миром. Почему я считаю термин "тонкоматериальный" не корректным, его можно разложить на "тонкий" и "материальный" тонкий можно определить как не сразу заметный, скрывающийся в глубине чего-то, такой, до которого нужно доискиваться. Материальный мы обозначим в словосочетании мир следовательно материальный мир - это мир в котором живем. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлён с материей, но всё их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.
Личный опыт может быть положительный, отрицательный и мистический, на самом деле опытов может быть сколько угодно много. Но у каждого человека он свой. В зависимости от своего личного опыта человек находит себя в жизни, решает кем ему быть, где учится кем работать и т. д.
В концепции трансоанализа личный опыт имеет центральное значение, в том числе от индивидуального опыта зависит и мистический опыт. Как я уже говорил, личный опыт может быть положительным или отрицательным. Мистический опыт мы разберем отдельно и так.
Положительный личный опыт - это когда человек получил положительный результат в результате своей жизнедеятельности. Например удачно женился, нашел хорошую работу, у него были хорошие заботливые, любящие родители. В данный момент для человека, очень важна семья, где он родился, кто его родители, как они его воспитывают и воспитывают вообще, какое он получил образования, кто его друзья и т.д. В том числе положительный личный опыт зависит, были ли у него травмы в детстве, физические, психологические, в том числе родовые.
Отрицательный личный опыт - это когда человек получил негативный опыт в результате своей жизнедеятельности. Думаю примеры здесь проводить на надо и так все понятно. У каждого человека в жизни встречается как положительный так и отрицательный опыт, здесь все зависит от того, какой опыт из них больше доминирует, на сколько удачлив этот человек, насколько крепка его психика, на сколько хорошо он противостоит жизненным трудностям. Не было ли у него в жизни сильных психологических потрясений, например смерть близких людей и т.д. Здесь речь может играть и взаимоотношениях между родителями, как часто были скандалы в семье. Некоторые дети очень тяжело переживают семейные конфликты, это может повлиять на то, когда они сами решат создать семью.
Мистический личный опыт - в некоторых случаях бывает так, что человек сталкивается с чем то не известным не понятным для него самого, то что в результате полностью может изменить его жизнь. Мистический опыт может быть достаточно разнообразный, это и контакты с НЛО, сверхчеловеческими существами, духовными учителями, духами проводниками и т.д. Таких людей в народе иногда называют мистиками, "не от мира всего" и т.д. В трансоанализе я предпочитаю пользоваться термином "мистическая личность". Мистический личный опыт также можно разделить на положительный и отрицательный.
Положительный - это когда человек принимает положительные сигналы от тех сущностей с которыми от контактирует. Это может быть какая нибудь помощь в том числе как бы введение человека по жизни, избегая различных опасностей, этими сущностями могут быть например ангелы - хранители, реже инопланетяне из НЛО
Отрицательный - это когда человек получает насильственное вмешательство посторонних сущностей в его личную жизнь. Например у него забирают жизненную энергию и т.д.
Выводы.
Трансоанализ направление в психологии, которое ставит перед собой задачи:
1. Исследование внутреннего мира человека: подсознательного, фантазий, переживаний.
2. В концепции трансоанализа личный опыт имеет центральное значение, в том числе от индивидуального опыта зависит и мистический опыт.
3. Проводятся исследования в области психологии мистиков, в том числе мистических переживаний, мистического опыта.
Трансоанализ, как новое направление в психологии должно стать ведущем по изучению таких проблем как:
1. Мистицизма, как культурно- психологический феномен. Исследование мистической личности.
2. Психологический анализ мистической и оккультной литературы.
3. Психологический анализ мистической, оккультной и эзотерической символики.
4. Спиритипов и спиритипических миров, созданных фантазией человека, в культуре (в кинофильмах, фантастической литературе) и религии (в религиозно - мистической литературе).
Трансоаналитическая концепция требует доработки, уточнение терминов, дополнительных исследований в области психологии мистиков, психологи подсознательного. Данное направление должно иметь огромное значение, для многих современных психологических школ, темы, которые подняты в рамках этой концепции трансоанализа, и получить развитие в будущем.
Часть 1. Методы.
Методы исследования в трансоанализе.
Как в любом научном направлении очень важно какими методами пользуется исследователь, особенно тот кто пытаются разработать новую концепцию. И так для исследования в трансоанализе я использую три метода:
1. Методом наблюдения, он очень удобен особенно когда нужно изучать поведение в естественных условиях.
2. Фэнтезитерапия - служат для исследования подсознательного и глубинных структур психики. В настоящее время метод фэнтезитерапии еще до конца не разработан и в настоящий момент дорабатывается.
3. Метод беседы - позволяет выявлять индивидуально-психологические особенности мистической личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.
4. Психологические тесты, но я их использовал мало. Основном я использую два теста: TCI-125 и SPQ-74.
Сейчас поговорим об этих методах более подробно.
1. Метод наблюдения.
Задачей метода наблюдения является познание качественных особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними. Его основу составляет непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности.
Наиболее характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и жизненной правдивости его качественных особенностей. Этот метод незаменим при решении задачи описания явлений; когда же он используется в целях объяснения или истолкования явлений, он решает эти задачи путем сопоставления и анализа непосредственно наблюдаемых жизненных фактов.
Предметом объективного наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности.
Между объективно наблюдаемой деятельностью человека и его субъективными психическими переживаниями имеется закономерная связь, благодаря чему, наблюдая поведение, можно делать вполне обоснованные заключения о соответствующих психических процессах.
Основные особенности метода наблюдения могут быть поняты из рассмотрения следующего примера. При исследовании психологических особенностей мышления в процессе участи испытуемого различных общественных мероприятий (конференции, семинары, мистические общества), исследователь посещает различные конференции, семинары, мистические общества, то есть там где могут собираться мистические личности, проводит на них систематические наблюдения и собирает материал, который позволил бы ответить на поставленный в исследовании вопрос.
При наблюдении за действиями и движениями людей фиксируется характер этих движений, их быстрота, ловкость, сила, при одновременной записи обстоятельств, сопровождающих или вызывающих эти особенности движений. Такого рода наблюдения позволяют судить о характере, богатстве, точности мышечно-двигательных представлений у наблюдаемых лиц. Например, можно наблюдать известное расстройство координации движений даже у опытного гимнаста, если ему приходится выполнять упражнение в новой обстановке, значительно отличающейся от привычных условий.
Правильно организованный метод объективного наблюдения в психологии характеризуется следующими особенностями:
1. Подлежащие изучению явления наблюдаются в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемое явление.
2. Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления. Например, особенности эмоционально-волевых процессов в связи со спортивной деятельностью лучше наблюдать во время соревнований, чем на обычных уроках физической культуры.
3. Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачей исследования. Это облегчает отбор объективных материалов, характерных для изучаемого явления.
4. Наблюдение проводится не однократно, а систематически; количество наблюдений и число наблюдаемых лиц должно быть достаточным для получения значимых результатов.
5. При проведении наблюдений необходимо учитывать достаточно широкий круг обстоятельств, сопутствующих основному явлению. Например, при изучении структуры двигательных навыков в том или другом виде спорта учету подлежат не только особенности самих движений (например, их координированность, быстрота), но и внешние условия, в которых протекало спортивное занятие (помещение, открытая площадка, метеорологические условия), состав испытуемых (их пол, возраст, степень спортивной подготовленности), особенности методики преподавания (квалификация преподавателя, применяемые им методы обучения) и т. д. Сопоставление полученных путем такого широкого наблюдения данных позволяет не только описать, но и объяснить данное явление - указать на его обусловленность теми или другими сопутствующими обстоятельствами.
6. Изучаемое явление должно наблюдаться при разных, закономерно меняющихся условиях. Например, факты, характеризующие умственную утомляемость учащихся, необходимо наблюдать как на первых, так и на последних уроках в расписании учебного дня.
7. Результаты наблюдений подлежат точной регистрации: ведется протокол наблюдения, в который с достаточной полнотой заносятся объективные показатели, характеризующие как основные, так и сопутствующие факты. Наблюдаемые факты регистрируются без какого-либо произвольного отбора или исключения;протокол должен быть точной фотографией наблюдаемого явления.
8. В большинстве случаев применяются точные приемы фиксации наблюдаемых явлений с использованием для этой цели иногда очень сложных приборов: хронометраж, фото- и киносъемки, магнитофонные записи, стенографирование и т. д. Нов трансоанализе я ими пользуюсь редко.
2. Фэнтезитерапия.
Метод ФЭНТЕЗИТЕРАПИИ основан на сказкотерапии. Фэнтезитерапия - метод, использующийся в трансоанализе мистическую и фантастическую форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Фэнтезитерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы фантастического мистического, сверхъестественного , позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими...
Во-первых, истории о мистическом или сверхъестественном всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе мистического выступала не только "волшебным зеркалом" реального мира, но - в первую очередь - его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира...
Во-вторых, нацеленность фэнтезитерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью мистического, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сверхъестественная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В-третьих, в история о фантастическом отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Фентезитерапия как психологический метод трансоанализа накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сверхъестественная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Фентезитерапия обычно выполняет три функции: аналитическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Аналитическая предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: "Сочини фантастическую историю о мальчике пяти лет", "Сочини любую фантастическую историю". Затем психолог проводит анализ этой истории. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также аналитическая фантастическая история может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Эта фантастическая история - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в фантастической истории случается все, что не может происходить в реальности, там есть сверхъестественные существа, волшебные палочки, чудесные мельницы... И, заметьте, всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает... и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума - играючи!
Трансоаналитическая работа с клиентом может быть проведена различными способами:
1)Для работы может использоваться существующая авторская или другие фантастические истории
2)Терапевт и клиент могут сочинять фантастическую историю вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
3) Клиент может сочинять фантастическую историю самостоятельно.
Фэнтезитерапию можно применять как и детям так и взрослым. Через восприятие фантастическую историй мы воспитываем, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
Однако существуют рекомендации к применению фэнтезитерапии, которые могут быть сформулированы следующим образом:
1) Сеанс фэнтезитерапии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда клиент успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сверхъестественной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.
2) Фантастическая история может начинаться так: "Был такой случай. Время было позднее..." Клиенту нужно дать понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять фантастическую историю. Определенное место действия психологически отделяет клиента от событий, происходящих в мистической истории. Иногда клиенту сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
3) Для того чтобы клиент лучше воспринимал то, что с ним происходит в мистической истории, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать "превращение" клиента в любого героя из мистической истории (по его выбору)..
4) Способ подачи материала и привлечения клиента к творческому процессу можно выбрать самостоятельно. Например, рассказывать фантастическую историю, задавая включающие вопросы клиенту в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
Условия, которые необходимо соблюдать при применении метода фэнтезитерапии.
1. Клиент может рассказать фантастическую историю из своей жизни, возможно именно из - за нее он к вам пришел.
2. Трансоаналитик должен настаивать на фантастической истории, а не на сказке, иначе можно свести опять же к сказкотерапии, не смотря на то, что данный метод много чего взял из сказкотерапии.
3. Главную роль могут играть сверхъестественные герои, с которыми клиент может перенести своё "Я". Сверхъестественных героев, можно брать из различных художественных фильмов например фентази, из фольклора народов России.
4. Не рекомендуется брать героев из сказок Баба- яга, Кощей-бесмертный, Иван Дурак, Василиса прекрасная и т.д.
Можно предложить клиенту сочинить фантастическую историю вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда аналитик предлагает клиенту сочинить фантастическую историю на заданную тему. Еще одним вариантом трансоаналитической работы может стать рассказывание известной фантастической истории от лица различных персонажей.
Таким образом, комбинируя различные приемы фэнтезитерапии, можно помочь каждому клиенту прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется в дальнейшей жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Фэнтезитерапия хороша тем, что умещает в себе всю технологическую "кухню", от анализа до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. К тому же она органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применима как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста. Образно говоря, это полифонический метод.
Фэнтезитерапия - это непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость - все, что способствует личностному росту. Особенно заметно это в групповой работе, на тренингах. Все с удовольствием слушают и обсуждают, сочиняют и разыгрывают сказки, фантастические истории, рисуют, лепят, играют, придумывают и получают сюрпризы. Группа помогает каждому, создавая необходимый энергетический заряд и эмоциональный фон, вовлекающий в действие. Время летит незаметно, расставаться потом не хочется, в душе бродят новые ощущения, глаза светятся радостью и добротой.
К функциям психотерапевтической фэнтези можно отнести следующие::
• Фантастическая истории восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.
• Фантастическая истории позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.
• Фантастические истории позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.
• Фантастические истории отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.
• Фантастические истории является символическим "буфером" между клиентом и трансоаналитиком. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.
• Фантастические истории служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.
• Фантастическая истории формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).
При использовании психотерапевтических фантастических историй важно помнить о трех вещах:
• уместность:
• искренность:
• дозированность
Фантастические истории, их использование должно быть уместным. В противном случае можно исказить всю идею. Первую психотерапевтическую фантастическую историю уместно использовать лишь тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формулировании "обратной связи" клиенту.
Рассказывание психотерапевтической фантастической истории - это всегда сокращение "дистанции" с клиентом. Следовательно, от трансоаналитика требуется проявление открытости и искренности.
Психотерапевтические фантастические истории побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный. Поэтому нельзя "перегружать" клиента фантастическими историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность.
Тексты фантастических историй вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы фантастических историй обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.
Выделяют следующие аналитические и коррекционные функции фантастической истории:
1. психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям;
2. символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
3. принятие в символической форме своей физической активности.
3. Метод беседы.
Иногда в своих исследованиях я использую метод беседы, он хорошо помогает когда нужно получить дополнительную информацию.
Беседа, которая также реализуется на основе вербальных взаимоотношений между людьми, ориентирована, прежде всего, на личность другого человека. В ней важны не столько универсальные свойства, наличествующие у всех, сколько индивидуально-психологические особенности человека.
Метод беседы, как исследовательская процедура, основан на сборе и анализе словесных высказываний испытуемых. При адекватном его использовании он позволяет выявлять индивидуально-психологические особенности мистической личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические особенности. Чаще всего проводится в вопросно-ответной форме, когда психолог в относительно свободной манере задает вопросы, которые и определяют ход беседы, задавая ее ключевые точки. Особенно важную роль при организации беседы играют невербальные сообщения (интонации, жесты, мимика и пр.). В силу этого в ряде психотерапевтических процедурах беседа специально разворачивается вокруг подобных сообщений, чаще всего неосознаваемых самим индивидом, который их проявляет.
Существует ряд требований к беседе как методу.
Первое - непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов самими обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
В беседе задаваемые вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.
Содержание и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом испытуемых.
Ответы исследуемого тщательно, точно записывают. При этом может использоваться магнитофон. Одновременно исследователь наблюдает за характером его речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением, выражением лица, мимикой.
Материал бесед должен быть подкреплен другими методами, в частности наблюдением.
4. Психологические тесты.
Психологические тесты - это инструменты или, употребляя более широкий термин, орудия. Чтобы получить положительные результаты от применения тестов мы должны учитывать этот важный факт. Любой инструмент может быть орудием, приносящим пользу или наносящим вред, - в зависимости от того, как его используют. Тестирование развивалось и продолжает развиваться нарастающими темпами, оказывая эффективное содействие в решении все более широкого круга вопросов в различных сферах повседневной жизни. Однако его развитие сопровождалось нереалистичными ожиданиями и неправильным применением некоторых тестов. Пользователям нужно знать, как оценить тот или иной тест; насколько подходит этот тест для той конкретной цели, ради достижения которой он используется; какую информацию он может дать о человеке, который его выполняет; как результаты этого теста можно включить в цепочку данных, приводящую к выбору линии действия.
В настоящее время просто необходимо обладать определенной базой знаний о тестах, причем это касается не только тех, кто конструирует тесты или проводит тестирование, но всех и каждого, кто использует результаты тестов в качестве главного источника данных при принятии решений в отношении себя или других людей.
Определение понятия психологического теста
В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них.
"Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения". "Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально психологических различий". "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения". Все определения содержат следующие общие моменты:
во-первых, тест - один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др.;
во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;
в-третьих, это метод измерения, который характеризуется высокой степенью
объективности, надежности и валидности.
Объективность, валидность и надежность - требования, которым должен
удовлетворять каждый тест.
Психологический тест как объективное измерение.
Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых "сырых баллах".
Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.
Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:
единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов;
единообразие оценки выполнения теста;
определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей,
полученных в результате обработки данных тестирования.
Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.
В трансоанализе я обычно использую два теста SPQ-74 (Выраженность шизотипических черт) и TCI-125 (Структура характера и темперамента). По всей видимости придется разрабатывать специальный тес для исследования мистических личностей.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА SPQ-74
ВЫРАЖЕННОСТЬ ШИЗОТИПИЧЕСКИХ ЧЕРТ
(SCHIZOTYPAL PERSONALITY QUESTIONS)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ SPQ-74
Диагностическая методика SPQ-74 предназначена для выявления и количественной оценки черт личности, характерных для шизотипического расстройства (F21 - по МКБ-10). Методика разработана группой американских ученых под руководством Адриана Рейна (Adrian Raine).
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ SPQ-74
В тест SPQ-74 включены вопросы, с помощью которых можно оценить степень выраженности всех перечисленных ниже девяти диагностических признаков, в принципе присущих шизотипическому расстройству (F21).