Уит Алексей Владиславович : другие произведения.

Даниил Андреев - мистик или псих?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.79*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Даниил Леонидович Андреев автор религиозно- философской книги "Роза мира". Многие считают его труд уникальным. Однако, что именно в нем уникального? На сколько автор адекватно воспринимал информацию полученную им от куда то? При написание Розы мира Даниил Андреев находился во Владимирской тюрьме, условия там были отнюдь не гуманные. После освобождения Андреев через год скончался, успев закончить свою работу.

  Данил Андреев - мистик или псих?
  
   Даниил Леонидович Андреев автор религиозно- философской книги "Роза мира". Многие считают его труд уникальным. Однако, что именно в нем уникального? На сколько автор адекватно воспринимал информацию полученную им от куда то? При написание Розы мира Даниил Андреев находился во Владимирской тюрьме, условия там были отнюдь не гуманные. После освобождения Андреев через год скончался, успев закончить свою работу.
   Сама Роза мира написано очень не простым языком с огромным количеством неизвестных терминов, странных представлений о мироздании. При этом есть основания сомневаться психическом здоровье автора. Жизнь в тюрьме не могла не повлиять психику Андреева, в том числе на его якобы мистический опыт, получение информации от куда то из вне. Сам Даниил Андреев так описывает получение им трансцендетной информации:
  "Первое событие этого рода, сыгравшее в развит моего внутреннего мира огромную, во многом даже определяющую роль, произошло в августе 1921 года, когда мне еще не исполнилось пятнадцати лет. Это случилось в Москве, на исходе дня, когда я, очень полюбивший к тому времени бесцельно бродить по улицам и беспредметно мечтать, остановился у парапета в одном из скверов, окружавших Храм Христа Спасителя и приподнятых над набережной. Московские старожилы еще помнят, какой чудесный вид открывался оттуда на реку, Кремль и Замоскворечье с его десятками колоколен и разноцветных куполов. Был, очевидно, уже седьмой час, и в церквах звонили к вечерне... - Событие, о котором я заговорил, открыло передо мной или, вернее, надо мной такой бушующий, ослепляющий, непостижимый мир, охватывавший историческую действительность России в странном единстве с чем-то неизмеримо большим над ней, что много лет я внутренне питался образами и идеями, постепенно наплывавшими оттуда в круг сознания. Разум очень долго не мог справиться с ними, пробуя создавать новые и новые конструкции, которые должны были сгармонизировать противоречивость этих идей и истолковать эти образы. Процесс слишком быстро вступил в стадию осмысления, почти миновав промежуточную стадию созерцания. Конструкции оказались ошибочными, разум не мог стать вровень со вторгавшимися в него идеями, и потребовалось свыше трех десятилетий, насыщенных дополняющим и углубляющим опытом, чтобы пучина приоткрывшегося в ранней юности была правильно понята и объяснена".
  "В феврале 1932 года, в период моей кратковременной службы на одном из московских заводов, я захворал и ночью, в жару, приобрел некоторый опыт, в котором, конечно, большинство не усмотрит ничего, кроме бреда, но для меня - ужасающий по своему содержанию и безусловный по своей убедительности. Существо, которого касался этот опыт, я обозначал в своих книгах и обозначаю здесь выражением "третий уицраор". Странное, совсем не русское слово "уицраор" не выдумано мною, а вторглось в сознание тогда же. Очень упрощенно смысл этого исполинского существа, схожего, пожалуй, с чудищами морских глубин, но несравненно превосходящего их размерами, я бы определил как демона великодержавной государственности. Эта ночь оставалась долгое время одним из самых мучительных переживаний, знакомых мне по личному опыту. Думаю, что если принять к употреблению термин "инфрафизические прорывы психики", то к этому переживанию он будет вполне применим".
  "Наконец, нечто схожее, но уже полностью свободное от метафизического ужаса, было мною пережито в сентябре 1949 года во Владимире, опять-таки ночью, в маленькой тюремной камере, когда мои единственный товарищ спал, и несколько раз позднее, в 1950-53 годах, тоже по ночам, в общей тюремной камере. Для "Розы Мира" недостаточно было опыта, приобретенного на таком пути познания. Но самое движение по этому пути привело меня к тому, что порою я оказывался способным сознательно воспринять воздействие некоторых Провиденциальных сил, и часы этих духовных встреч сделались более совершенной формой метаисторического познания, чем та, которая мною только что описана".
  Произошедшее с Андреевым можно объяснить особенностью его творческой личностью, во - вторых уже давно доказано, что человеческий мозг с легкостью может производить различные образы, в том числе галлюцинаторного характера, Ричард Докинз в своей книге "Бог как иллюзия" пишет:
   "Человеческий мозг поразительно ловко строит модели. Если это происходит во время сна, мы называем их сновидениями; во время бодрствования - воображением либо, если оно разыграется слишком сильно, - галлюцинациями".
  При этом сам Андреев относился к своей полученной информации как полностью достоверной без доли критики: "Но я пишу не от себя и не могу вносить изменений до тех пор, пока на это не укажет единственный Голос, которому я доверяю полностью". Это дает мне еще один повод усомнится в объективности получаемой им информации. То есть можно утверждать, что не было анализа информации, которую Даниил Андреев получал не понятно от куда. Из -за этого не возможно не избежать серьезных заблуждений если полностью доверять Андрееву, да я думаю и сам автор заблуждался пропагандируя свои мистические взгляды. Есть основания утверждать, что Андреев у которого и так была предрасположенность к мистицизму в тоже время шизофреническому расстройству, под любой возможностью трактовал это как "трансфизический опыт": "В феврале 1932 года, в период моей кратковременной службы на одном из московских заводов, я захворал и ночью, в жару, приобрел некоторый опыт, в котором, конечно, большинство не усмотрит ничего, кроме бреда, но для меня - ужасающий по своему содержанию и безусловный по своей убедительности. Существо, которого касался этот опыт, я обозначал в своих книгах и обозначаю здесь выражением "третий уицраор". Лично я могу сам привести похожей пример, часто при высокой температуре ночью мне мерещатся некоторые фигуры, образы, которые пытаются мне тоже чего сказать, однако я не тороплюсь их интерпретировать как мистический опыт или как, что то сакральное.
  У Даниила Андреева описано много идей, которые можно причислить к проявлению сверхценным и которые можно отнести к проявлением шизофрении:
  "В этом воссоединении христианских конфессий и в дальнейшей унии всех религий Света ради общего сосредоточения всех сил на совершенствовании человечества и на одухотворения природа Роза мира видит свою надрелигиозность интеррелигиозность".
  "Роза Мира осуществляет новое отношение к природе, к истории, к судьбам человеческих культур, к их задачам, к творчеству, к любви, к путям космического восхождения, к последовательному просветлению Шандакара"
  "...Роза мира не есть религиозное учение прошлого. Она есть религиозное и социально - этическое учение будущего".
  "И из Готимны Индии я был перенесен в Готиму России: там должна была закончится моя подготовка к исполнению миссии, свыше принятой моим Я".
  "Общая численность обитателей Небесной России мне неизвестно, но я знаю, что около полумиллиона просветленных находится теперь в Небесном Кремле".
  "Церковь - это высшие миры Шандакара"
  Продолжать можно еще долго, похожих бредовых фраз и изощренных откровенно выдуманными слов у Андреева в его "откровенной" книги имеется в огромном количестве, он сам признается:
  "Пусть смеется, кто хочет, над этим сообщением. Да и к репутации сумасшедшего мне не приходится привыкать".
  Далее я коснусь психиатрической области в частности я хочу обсудить: мог ли Даниил Андреев страдать психическим расстройством в частности шизофренией и присутствуют в его произведения "Роза мира" симптоматика этого заболевания. Для этого более подробно поговорим о самом заболевании Шизофрении.
  Шизофрения.
   Шизофрения тяжелое психическое расстройство, влияющее на многие функции сознания и поведения, в том числе мыслительные процессы, восприятие, эмоции (аффекты), мотивацию и даже двигательную сферу. Лучше всего рассматривать шизофрению как синдром, т.е. совокупность симптомов и признаков, поскольку нет согласия в вопросе о причине заболевания. Практика тоже свидетельствует о том, что шизофрения включает несколько расстройств. Каждое из них отличается своеобразием течения и в какой-то мере семейного анамнеза (медицинской истории семьи). При определении типа расстройства учитываются сочетание признаков и симптомов.
   Отличительные признаки шизофренических расстройств - нарушения мышления, восприятия, аффекта и моторной функции. Симптомы шизофрении может быть такими:
  
  ШКАЛА ПРОДУКТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ СИМПТОМОВ
  (по степени утяжеления)
  Продуктивные симптомы Негативные симптомы
  1. невротические и
   неврозоподобные симптомы 1. астенизация личности (постоянная утомляемость)
  2. дереализационно-
  депресонализационный синдром 2. чувство измененности собственного "Я"
  3. иллюзии 3. "личностные сдвиги"
  4. бредовые синдромы 4. изменение личности по типу
   "Фершробен" или
   "чудаковатость"
  5. псевдогаллюцинации 5. эмоциональная редукция
  6. галлюцинации 6. психэстетическая пропорция (по Кречмеру) или феномен дерева - стекла (по Ганнушкину)
  7. синдромы помрачения
   сознания 7. нарастающий аутизм
   8. редукция энергетического потенциала (по Конраду)
   9. формальные расстройства мышления:
   ментизм, разорванность,
   шперрунг и др.
   10. распад речи и явление шизофазии
   11. формирование апатико-абулического состояния
  
  
   Особенности клиники шизофрении заключаются в следующем:
  
  1. Для шизофрении характерны псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации не характерны, однако встречаются в крайне редких случаях.
  2. Для шизофрении характерны вербальные галлюцинации. Зрительные галлюцинации не характерны, однако встречаются в крайне редких случаях и свидетельствуют о выраженной остроте психотического состояния.
  3. Синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо предпочтительно встречается при шизофрении и имеет важное диагностическое значение. В редких случаях синдром Кандинского-Клерамбо встречается при органических болезнях мозга.
  
   Нарушения мышления, столь свойственные шизофрении, описывались многократно и в разных терминах. При шизофрении мыслительные процессы утрачивают нормальные ассоциативные связи, и больной часто неспособен сосредоточиться на какой-либо умственной задаче. С одной стороны, ненужные, посторонние мысли препятствуют концентрации внимания, ведут к расплывчатости мышления и часто образуют поток сугубо личностного и эксцентричного мыслительного материала - источника множества необычных, даже странных мыслей. С другой стороны, у некоторых больных возникают трудности в порождении мыслей вообще, и они жалуются, что их разум пуст и непродуктивен. Существуют и другие варианты нарушений мышления, когда вторгаются мысли, препятствующие нормальному ходу мыслительной активности или полностью блокирующие его.
   На содержание мышления влияет также характерный для шизофрении феномен, а именно бред. Бред - это ошибочные и обычно очень стойкие убеждения, которые с учетом культурной среды больного признаются аномальными ("Роза мира" Андреева можно определить как бред судя по этому определению, во вторых его концепция ни как не вписывается не тогдашнию культурную среду не нынешнию).
  Разумеется, для оценки таких убеждений важно знать реальную жизненную ситуацию больного, ибо есть люди, которые действительно находятся под таким наблюдением. Однако многие бредовые сюжеты настолько противоестественны, что повседневного опыта достаточно, чтобы развести их с реальностью. Примером служит бредовое убеждение человека в том, что он был перенесен через космос на другую планету, и там высшие существа наделили его чудесной силой и озарением. ("Встречи случались и днем, в людной тюремной камере, и мне приходилось ложится на койку, лицом к стене, чтобы скрыть поток слез захватывающего счастья. Многие слова их, особенно новые для меня названия различных слоев Шаданакара и иерархий, я повторял перед ними, стараясь наиболее близко передать их звуками физической речи, и спрашивал: правильно ли? Некоторые из названий и имен приходилось уточнять по нескольку раз; есть и такие, более или менее точного отображения которых в наших звуках найти не удалось. Многие из этих нездешних слов, произнесенных великими братьями, сопровождались явлениями световыми, но это не был физический свет, хотя их и можно сравнишь в одних случаях со вспышками молнии, в других с заревами, в третьих - с лунным сиянием. Иногда это были уже совсем не слова в нашем смысле, а как бы целые аккорды фонетических созвучии и значении. Такие слова перевести на наш язык было нельзя совсем, приходилось брать из всех значений - одно, из всех согласованно звучащих слогов - один. Но беседы заключались не в отдельных словах, а в вопросах и ответах, в целых фразах, выражавших весьма сложные идеи. Такие фразы, не расчленяясь на слова, как бы вспыхивали, отпечатываясь на сером листе моего сознания, и озаряли необычайным светом то темное для меня и неясное, чего касался мой вопрос. Скорее даже это были не фразы, а чистые мысли, передававшиеся мне непосредственно, помимо слов. Так, путь метаисторических озарений, созерцаний и осмыслении был дополнен трансфизическими странствиями, встречами и беседами". "Роза мира" стр. 88-89).
   При шизофрении часто возникают нарушения процессов восприятия. Наиболее распространены слуховые галлюцинации - восприятие несуществующих звуков. Некоторые пациенты слышат голоса почти постоянно, другие только эпизодически. Голоса могут быть доступны для понимания или нет, но, как правило, они понятны пациенту и повторяют его мысли, комментируют их или же его действия, спорят, угрожают, ругают, проклинают. Некоторые авторитетные специалисты рассматривают непрерывные слуховые галлюцинации как диагностический признак шизофрении, если нет доказанного заболевания мозга или хронической наркомании. Возможны также зрительные или тактильные галлюцинации, хотя они значительно менее распространены. Как правило, галлюцинации сочетаются с другими симптомами и часто включены в бредовые убеждения. Например, галлюцинаторные голоса могут восприниматься как часть электронной подслушивающей системы или как у Андреева беседы с Высшими существами показывающие ему миры Шандакара.
   Различают следующие формы шизофрении: параноидную, гебефреническую, кататоническую и простую.
  Наиболее распространена параноидная форма шизофрении. Первые проявления болезни бывают в виде сверхценных идей.(О них мы уже говорили выше - А.У.) Больной сосредоточен на этих идеях, постоянно анализирует реальные факты. В дальнейшем формируется целая система умозаключений, которая носит реальный характер (Роза мира, миры Шандакара). Система сверхценных умозаключений характеризуется целым рядом предположений, доказывающих сверхценные идеи. С этого момента формируется сверхценный бред (параноический синдром по Смулевичу). Бредовая система основана на первоначальном факте, в дальнейшем первоначальный факт дезактуализируется и забывается. Далее развивается паранойя (содержание идей уже не имеет ничего общего с реальностью). Больной становится обстоятельным, говорит громким голосом, аффективно напряжен, идеи не поддаются коррекции.
  Гебефреническая форма шизофрении отличается от параноидной как по симптоматике, так и по исходу. Преобладающими симптомами служат заметные мыслительные трудности и расстройства аффекта или настроения. Мышление может быть настолько дезорганизовано, что утрачивается (или почти утрачивается) способность к осмысленному общению; аффект в большинстве случаев неадекватен, настроение не соответствует содержанию мышления, так что в результате грустные мысли могут сопровождаться веселым настроением. У больных на первый план выходит ярко выраженное нелепое поведение с постоянной манерностью, клоунадой, дурашливостью или агрессией. В долгосрочной перспективе большинство этих больных ожидает выраженное расстройство социального поведения, проявляющееся, например, склонностью к конфликтам и неспособностью сохранить работу, семью и близкие человеческие отношения. При этом диагноз ставиться с большим опозданием.
   Кататоническая шизофрения характеризуется в первую очередь аномалиями в двигательной сфере, присутствующими почти на всем протяжении болезни. Аномальные движения бывают самыми разнообразными; это могут быть нарушения позы и выражения лица или выполнение практически любых движений странным, неестественным образом. Больной может часами находиться в нелепой и неудобной манерной позе, чередуя ее с необычными действиями типа повторяющихся стереотипных движений или жестов. Выражение лица у многих больных застывшее, мимика отсутствует или очень бедна; возможны какие-то гримасы вроде поджимания губ. Кажущиеся нормальными движения иногда внезапно и необъяснимо прерываются, порой сменяясь странным двигательным поведением. Наряду с выраженными моторными аномалиями отмечаются многие другие, уже обсуждавшиеся, симптомы шизофрении - параноидный бред и прочие нарушения мышления, галлюцинации и т.д. Течение кататонической формы шизофрении сходно с гебефренической, однако тяжелая социальная деградация, как правило, развивается в более поздний период болезни.
  Синдром Кандитского - Клерамбо.
   Кандинского-Клерамбо (СКК) "составляющие" - псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия, явления психического автоматизма.
  Самым существенным отличием псевдогаллюцинаций является ощущение у больного их "искусственного" характера, в опыте контакта с внеземными цивилизациями, "Высшим Разумом", "Банком Памяти Вселенной", "параллельными мирами" и т. д. занимают образы, которые поддаются отождествлению со зрительными псевдогаллюцинациями.
  Изменения в социокоммуникативном пространстве, связанные с деятельностью СМИ, растущая виртуализация культуры постмодерна, по-видимому, способны расширить возможности возникновения псевдогаллюцинаций. Электронные СМИ создают сегодня информационные потоки такой плотности и интенсивности, которые создают "помехи" или даже "глушат" сигналы, идущие от привычного информационно-предметного окружения современного человека.
  В результате мнимого воздействия посторонней силы у больных возникают сенестопатические (сенсорные) автоматизмы; кинестетические (моторные) и речедвигательные автоматизмы, - расстройства, при которых больные утверждают, что слова, произносимые ими, принадлежат посторонним лицам, преследователям (или высшим силам и сущностям) и имеют глубочайший смысл.
   СКК наблюдается как при различных психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии, пролонгированных симптоматических психозах, хроническом алкоголизме), так и при органических заболеваниях головного мозга. Так, с очаговым поражением правого полушария связана группа пароксизмальных расстройств сознания, которая включает в себя "особые состояния сознания с переживанием ирреальности окружающего мира"; состояния с "двухколейностью переживаний"; "вспышки пережитого в прошлом"; онейроидные (сновидные) состояния. ( У Андреева подобные переживания проходят через все книгу - А. У.)
   При них больные также игнорируют реальную действительность и оказываются в ином мире. Больные часто отмечают, что не ощущают веса собственного тела, движутся со "сверхъестественными" скоростями; больные рассказывают, что проносились мимо других планет, встречались с инопланетянами.
  Некоторые выводы.
   Если повести некоторые заключения всего сказанного, то можно сказать, что обычно мистический опыт проходит более осмысленно чем у Андреева. Читая Розу мира я не нашел ни какого анализа информации полученного от "высших существ", автор выдают свой опыт прямо, так как есть, не пере работая и не про анализируя его. Во вторых обилие новых слов не понятного содержания явно выдуманные и не имеющего реального смысла, совершено оторванные от какой либо реальности и фактов.
   Если верить Википедии, то у Даниила Андреева было очень не простое детство:
   "28 октября / 15 ноября (н.ст.) от послеродовой горячки умирает А. М. Андреева. Потрясенный отец обвиняет новорожденного сына в гибели любимой супруги, и бабушка Евфросинья Варфоломеевна Велигорская (урожд. Шевченко; 1846-1913) увозит мальчика в Москву, в семью другой своей дочери, Елизаветы Михайловны Добровой (урожд. Велигорской; 1868-1942), жены известного московского врача Филиппа Александровича Доброва. Жили в это время Добровы в доме Чулкова (Љ 38), на углу Арбата и Спасопесковского переулка. Даниил много болел, его с трудом выходили. Позже Добровы поселяются в Малом Левшинском переулке". (То есть все свое детство жил без матери).
   "От болеющего шестилетнего Андреева заражается дифтерией и умирает бабушка. Тем же летом на даче на Чёрной речке под Петербургом мальчика в последний момент останавливают на мосту через реку: он хотел утопиться, страстно желая поскорее увидеть вновь маму и бабушку". ( Еще одно обстоятельство, которое может говорить психическом расстройстве Даниила Андреева).
  Подводя итоги можно заключить, что "Роза мира" Даниила Андреева - это субъективное, идеалистическое филосовско - религиозная проза, которая была написана вероятно не совсем здоровым психически человеком, перенесшим в детстве трагедию, смерть с начало матери, потом любимой бабушки, в результате данные переживания сильно, негативно отразились на психики ребенка, в результате была попытка суицида. Уже во взрослом возрасте Андреев прошел всю войну, в 1947 году был арестован и посажен во Владимирскую тюрьму, где писал свою Розу мира. Следовательно, есть сомнения в адекватности самого автора и его произведения. Думаю Андреев был уже тогда тяжело физически и душевно болен, он не мог адекватно смотреть на действительность, хотя бы потому что был в заключении, под сильным психологическим и физическим давлением и это не могло не отразится на его не предвзятость, субъективности, сверхценной идеологии при написание этой книги. Миры Шандакара - это символическое отображение его душевного расстройства, его психологического состояния, а не какое - то мистическое откровение или визионерский опыт, а параидальное шизофреническое расстройство, которое характеризуется слуховыми и зрительными галлюцинациями, системой сверхценных умозаключений, целым рядом предположений, доказывающих сверхценные идеи.
  Данную статью хочется закончить цитатой из книги Ричарда Докинза "Бог как иллюзия": "Если вы испытывали подобную встречу, возможно, вы твердо убеждены в ее реальности. Но, пожалуйста, не ожидайте, что все остальные, особенно люди, знакомые с удивительными возможностями мозга, поверят вам на слово".
  
  Литература.
  1. Андреев Д. Л. Роза мира. М.: Эксмо, 2009
  2. Бежин Л. Е. Даниил Андреев - Рыцарь Розы - М.: Энигма, 2006
  3. Докинз Р. Бог как иллюзия. М.: КоЛибри, Азбука-Антикус 2012
  4. Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы Љ 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. - Харьков, 2006. - Т. 4. - 130 с.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Андреев,_Даниил,_Леонидович
  
Оценка: 2.79*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"