Эту книгу мне в прошлом году как-то сильно пиарил один мой знакомый, дескать, вот хорошая научная книжка, возьми да прочитай. Год спустя у меня все же дотянулись руки до того, чтобы ее взять да и прочесть. И прочел я ее с очень большим интересом и узнал для себя много нового о том, что называется рок-культура Петербурга.
Что же представляет собой данная книжка? По словам ее автора Ильи Алексеева - вокалиста группы Анкылым и кандидата социологических наук Ильи Алексеева - данная работа - книжный вариант защищенной им в 2003 г. диссертации на тему питерской рок - сцены 1990-х гг. и современного ее состояния, что сказывается на языке книги и на манере ее написания. Впрочем, научный язык вряд ли отпугнет читателя, поскольку видно, что автор не сильно грузит читателя специальными терминами, да и книга сама по себе весьма не занудна (как большинство так называемых научных трудов).
Весьма интересно и заманчиво описание автором развития клубной сцены 1990 - х, состояние тогдашней инфраструктуры, должной, казалось бы, поддерживать питерскую рок-сцену, но часто бывшую не в состоянии поддерживать ее на должном уровне и в конце концов развитие самой этой рок - сцены, большая часть исполнителей которой осталась абсолютно неизвестной широкому слушателю (кто-нибудь помнит например группу Химера или кого-нибудь еще из там-там-генерации, за исключением КиШей?), но о которых и сейчас, слагаются легенды, басни и небылицы. Сцены, интерес к которой просыпается постепенно только сейчас, когда канули в Лету бесчисленные рейвы, рэпы, продиджи и прочий европейский, североамериканский и наш родной трэш, засорявший голову многим молодым людям в те же самые 90е годы. С тех пор, между защитой той диссертации и выходом в свет данной книги, разумеется, немало переменилось - закрылся клуб Молоко и еще ряд интересных клубов, Fuzz с появлением Rolling Stone перестал считаться ведущим рок - журналом в стране, Козырева погнали с `Нашего радио' и теперь больше никакого влияния в рок - мире он не имеет, а вскоре началась эпоха майспэйсов и ютубов, несколько облегчившая музыкантам возможность раскрутки за пределами клубной сцены.
Есть, конечно, и ряд не слишком объективных ляпов, как например утверждение автора, что Аквариум и Телевизор выступают в клубах дабы доказать молодежи, что и у них есть порох в пороховницах. На самом деле выступления данных групп в данных заведениях можно объяснить лишь потерей огромной части аудитории, посещавшей их выступления в 1980-е гг. и невозможностью собрать в связи с этим большие залы, а потому клубы остаются единственным местом, где они могут выступить и собрать хотя бы десяток слушателей. И, тем не менее, эту книгу я бы с удовольствием хотел бы порекомендовать тем, кто хотел бы побольше узнать о рок - андерграунде и отчасти о рок - мейнстриме 1990-х, а заодно и прочувствовать атмосферу того странного и местами мрачного времени.