Алексеев Кирилл Валерьевич : другие произведения.

Специфика ремесла

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моя статья для "Ньюсвик". 2004 год

  
  Собирание древностей - занятие с четырехтысячелетней историей. Античный историк Манефон описывает несколько коллекций фараонов Древнего Египта. Греческая и римская цивилизации пропагандировали почитание искусства предков, как святыню, освященную временем. Средневековье и Ренессанс находили древнейшие памятники лучшим мотивом для творчества. Римский император Гальба, приемник скандально известного Нерона, продал доставшуюся ему по наследству коллекцию греческих ваз: эти деньги ощутимо помогли экономике страны, разоренной правлением предшественника. Во все эти времена, вплоть до наших дней, антиквариат - или "живая древность" - являлся одним из лучших способов вложения капитала. В наши дни, как, наверное, и 2000 лет назад, лучшие предметы искусства продаются и покупаются исключительно "по знакомству".
  Однако для того, что бы пользоваться таким знакомством, его надо завести. Лучшим местом для этого в России является Антикварный Салон, проходящий в ЦДХ с 26 февраля по 6 марта. Основная его цель - обретение новых клиентов. Он полезен для заведения связей и выравнивания цен на рынке произведений искусства. Основные действующие лица - специалисты-знатоки, чья роль в этом мероприятии ключевая. Личность эксперта предполагает своеобразную гарантию проданного предмета. С 18 века существует еще практика официальной музейной экспертизы, но в среде арт-коммерсантов к ней относятся, можно сказать, иронично, практически никогда безоговорочно не доверяя письменному заключению.
  В каждой стране свой антикварный рынок со своими нюансами и особенностями. Вкус и мода на искусство везде совершенно отличны друг от друга. Так российские коллекционеры никогда не проявляют интереса к скандинавской живописи19 века, а азиатского собирателя едва ли заинтересует русская иконопись. Европейскому ценителю будет казаться маргинальным собирание восточных расписных донышков от сосудов, столь распространенное в Иране и Ираке. Поэтому "древность", как правило, стоит дороже всего на своей исторической родине. Правда, существует ещё и общемировая мода на то или иное направление в искусстве, но это явление не столь ветреное и непродолжительное, как стиль в одежде или дизайн автомобилей. Представить себе, что завтра "Ирисы" Ван Гога упадут хотя бы до 20 миллионов долларов - невозможно. Слишком долго мировое сообщество торговцев искусством раскручивало художника. Ван Гог, как и Малевич уже не просто живописцы, оставившие след в истории искусства, а общемировые бренды, известные каждому человеку, чаще всего благодаря космическим аукционным наценкам. Популярный интерес к тому или иному имени возникает в связи с вниманием ко всей эпохе, как к её частному проявлению. Сейчас можно говорить о моде на имена и стили, как бы на двух уровнях. С одной стороны это корпоративные коллекции крупных коммерческих структур, которые в состоянии покупать предметы искусства за многие миллионы долларов и евро, с другой - частные собиратели. Сразу нужно сказать, что предметов искусства "на руках" несравнимо больше, чем в музеях. Довольно часто национальные музеи начинали свою историю благодаря вкладу частного знатока-собирателя.
  В данном случае лучшей иллюстрацией может служить Государственная Третьяковская Галерея или Музей Востока.
  Коллекционера, в большинстве случаев, интересует определенный промежуток времени в истории искусства, которое он детально исследует и изучает на примере своего собрания. В Древнем Китае считалось, что идеальным отражением сущности человека является интерьер его дома. Каждый предмет - это воспоминание, частица личности хозяина.
  Предметы, окружающие коллекционера - это и есть он сам, со всеми нюансами характера и пристрастиями, главным из которых является жажда новых приобретений. Каждый постоянный покупатель антиквариата считает себя "разбирающимся" в искусстве, но далеко не все из них таковыми являются. Серьезное коллекционирование предметов старины и искусства требует от человека все его время и средства, компенсируя расходы вечно растущими ценами в галереях и аукционах. Считается, что вложение в "антики" приносит 20-30 % годовой прибыли, но опыт продаж Сотбис и Кристи последних двух лет здорово увеличил эту цифру. Абсолютное большинство покупателей аукционных домов желают оставаться инкогнито, действуя через обширную сеть арт-дилеров, для которых торги являются разновидностью закупок на оптовом рынке. В катастрофическое отсутствие национальных аукционов в России их функцию на рынке выполняет Антикварный Салон.
  Принципиальное отличие от европейских аналогов заключается в том, что главные сделки происходят "на кухне", с минимальной степенью прозрачности, а публичная сторона мероприятия носит почти исключительно рекламную функцию. Многие постоянно участвующие в Салоне галеристы в частных беседах иногда признаются, что выставляют "лежалый" товар, неинтересный для большинства профессионалов с небезупречными документами.
   Антиквариат свободно перемещается по миру почти везде, за исключением нескольких стран, в числе которых и Россия. В тех местах, где перемещение через границу с целью продажи предметов искусства старше 50 лет считается контрабандой, из года в год покупатели вынуждены выбирать между одними и теми же вещами. Замкнутость рынка порождает существенный ценовой разрыв между европейским и российским рынками, что в свою очередь стимулирует нелегальный вывоз. Подчинить антикварный рынок, или хотя бы влиять на него, заставить платить налоги - это несбыточная мечта тех российских политиков, кто знает "цену вопроса"; цена эта сравнима с бюджетом небольшого развивающегося государства. Точных цифр существовать, естественно, не может, потому, как крупные сделки не афишируются, а цены являются не разглашаемой коммерческой тайной. Поскольку этот бизнес закрыт для случайных людей и дилетантов, а большая часть прибылей вкладывается в расширение коллекций, контролировать его со стороны совершенно невозможно. Музеи и национальные аукционы могут лишь отражать ценообразование на рынке искусства, по сути, являясь централизованными местами экспертизы, легализации и продажи антиквариата. В отсутствии притока денег и новых антикварных вещей из-за рубежа, среди частных арт-дилеров и коллекционеров сформировался новый вид платежа - обмен без денег, из расчета аукционной стоимости имени художника. При наличном расчете предполагаются существенные скидки. Возможно, обложениие налогом данной отрасли бизнеса - вопрос скорее риторический.
  Невозможно обойти вниманием и проблему фальсификаций или подделок в антикварном бизнесе. По свидетельству ряда специалистов, в числе которых и музейные эксперты "подозрительные" вещи составляют свыше 90 процентов от всего представленного на российском рынке "антиков". В Турции, Египте или Италии производство "фальшаков" поставлено почти на промышленный поток, что в России практически нерентабельно в отсутствие массового интереса к антиквариату. Поэтому все чаще под видом известного художника появляются картины этого же времени, стилистически похожие, с поддельной подписью. Вычислить такую вещь по силам только частному коллекционеру, имеющему больший доступ к тайнам рынка, чем музейный специалист.
  У всех профессиональных собирателей искусства, в частности живописи, есть свои суеверия. Так, например, в течение нескольких лет на московском антикварном рынке продавалась работа А.К.Саврасова "Пожар в лесу". Цена была занижена при том, что качество живописи и происхождение - безупречны. Потенциальные покупатели, все как один, произносили одну и ту же фразу: "Никто не желает пожара или кражи..." - сюжет произведения сам по себе заставлял отказаться коллекционеров от его приобретения. Не покупаются и не продаются предметы погребального культа, например - античные урны, вещи с "плохим провенансом", то есть неизвестного происхождения. В подтверждение Вам расскажут множество легенд о картинах, сюжет которых повлиял на свободу того или иного коллекционера.
  Существует и свой особенный метод опознавания истинного специалиста от случайного человека. Обращают внимание на то, как Вы смотрите на предмет; так, например, знаток сперва исследует общий вид и композицию того или иного произведения, а затем продолжит изучать работу, почти вплотную рассматривать фрагменты, не оставив без внимания оборотную сторону произведения - рассмотрение вне "парадного" ракурса. Лексика - профессиональный жаргон, так же играет роль своеобразной проверки покупателя или продавца. Так, например икона называется "доской", художники абстракционисты - "леваками", сумма свыше 100.000 долларов - "астрономией", известные имена - "первым рядом".
  На российском рынке древностей есть ряд проблем, требующих государственного вмешательства: это, в первую очередь, проблема объективной независимой экспертизы. Атрибуция - слабое место антиквариата в России. Ни для кого не секрет, что мнения музейных экспертов обладают собственной ликвидностью, и подтверждают не столько культурную и художественную ценность произведения, сколько коммерческую заинтересованность в нем; вопрос подлинности и качества остается за скобками. К тому же государственный специалист лично ничем не рискует, в то время как частный собиратель отвечает за свои слова совершенно определенными суммами денег. Есть слабая надежда, что страховой бизнес еще не добравшийся до сделок с антиквариатом существенно откорректирует это положение. В такой ситуации мнение коллекционера ценится выше формального сертификата, который производит впечатление только на "неподготовленного" покупателя. Впрочем, и объекты интереса профессионалов отличаются от стандартного набора имен - Айвазовский, И.Репин, Шишкин, Клевер, которые в глазах истинного знатока являются "буржуазным вкусом". Более узкий круг предпочитает Левицкого, Венецианова, А.Васильева, С. Щедрина. Можно с уверенностью прогнозировать, что нынешние любители реалистического искусства завтра будут покупать западноевропейские аналоги "Девятого вала" или "Утра в сосновом бору", благо они существенно дешевле и доступнее. Вкус к такой живописи в Европе давно прошел. А пока западный антиквариат в России последнее время теряет в цене, а русская живопись двадцатых, шестидесятых годов двадцатого века и иконопись дорожает не только на родине. Сказывается относительная закрытость нашего рынка. Многие антиквары ждут резкого повышения стоимости на русский портрет. При желании эти тенденции можно проследить на примере прошедших Антикварных Салонов. Но истинные открытия и откровения останутся тайной для непосвященных. Такая уж специфика этого многовекового ремесла.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"