Современное искусство воспринимается людьми как нечто требующее обязательного объяснения. Эта ситуация напоминает средневековый исламский восток, где любой текст или изображение сопровождалось всегда комментарием.
Модные галереи полны объектов, которые, в большинстве случаев, заурядны по характеру исполнения, но нагружены разного рода информацией в печатном или интернет вариантах. Таким образом, получается, что потенциальному покупателю предлагается приобрести идею. Так, можно возразить, было всегда; иконы, детали архитектуры и т.д. обладали определённой идеей. Но нынешняя ситуация отличается тем, что обыватель мало интересуется искусством, опасаясь быть некомпетентным. Потому, чтобы "разбираться" в искусстве надо закончить соответствующие учебные заведения.
Первый вопрос человека, который узнаёт, что ты искусствовед, это: в чём смысл "квадрата" Малевича? Супрематизм был первой ступенью к концептуальному искусству. Внешняя эстетика уступает комментарию, текст покоряет изображение. Знак заменил изображение, став единственным образчиком внешней красоты. Если судить категориями, которые сложились во времена классического искусствознания, то нынешний "арт" отступил в раннее средневековье. Тогда отказались от "чистого" искусства, потому как оно было символом язычества, побеждённого недавно христианством. Отличие кроется в побудительных мотивах: тогда отказывались от красоты внешней в искусстве ради красоты внутренней. В какой-то мере искусство чётвёртого - седьмого века н.э. было тоже концептуальным, ведь любое творение художника передавало не конкретного человека, а его образ, преображённый в христианском подвиге. Нынешняя ситуация, по духу, исповедует идеи, скорее, языческие. Понятие "чистого" искусства было в почёте почти во всех политеистических регионах. А история развития человеческой цивилизации свидетельствует, что все языческие религии в конечном итоге отрицают индивидуальность человека, делая личность составным винтиком самодвижущейся машины Вселенной.