Алексеев Кирилл Валерьевич : другие произведения.

Контрабанда искусства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья для журнала "Смысл"

  Контрабанда искусства существовала всегда. Пожалуй самое масштабное незаконное перемещение культурных ценностей по праву принадлежит лорду Элджину. Этот человек был назначен послом Великобритании в Турции в 1799 году. Греция с конца 14 века находилась под властью Оттоманской Империи, которая не слишком благосклонно относилась к античным культурным ценностям, находившимся на её территории.
  С 1801 по 1811 год, лорд Элджин, под предлогом копирования и реставрации вывозит большое число скульптур Акрополя, в числе которых кариатида с Эрехтейона, детали фронтона Парфенона, 16 из 64 фризовых композиций и многие другие артефакты, ныне украшающие экспозицию Британского Национального Музея. Это с трудом можно назвать разовой кражей, ибо грузовые корабли совершили более 30 рейсов из Афин в Англию. В 1816 году правительство Её Величества купило контрабандную коллекцию на специально для этого организованном аукционе. Стоит, однако, заметить, что годом ранее была принята Венская конвенция, по которой все незаконно перемещенные ценности полагалось вернуть. Это международное решение было в те времена проигнорировано Англией. И до сих пор, англичане отказываются вести переговоры по возвращению памятников старины, преступно добытых ими в Египте, Греции, Ираке и незаконно перемещенных в Великобританию.
  С египетскими древностями дело обстоит несколько сложнее. До 1983 года, когда был принят закон о национализации древностей, любой санкционированный вывоз культурно-исторических памятников был разрешен. Археологи, после окончания работ, демонстрировали все найденные предметы Совету Древностей, который отбирал лучшие вещи в музей, остальное же с сопроводительными разрешениями, совершенно легально вывозилось за пределы страны. При каирском музее даже существовал антикварный магазин, где продавались в превеликом множестве различные артефакты, не имеющие интереса для хранения и экспонирования.
  В 1912 году, в эль-Амарне был найден бюст Нефертити, всемирно известный памятник Нового Царства, ныне - жемчужина египетской экспозиции музея Далема в Берлине. Для вывоза этой находки портрет царицы замаскировали гипсовыми накладками таким образом, что все эксперты посчитали эту скульптуру малопривлекательной для Каирского музея и дали разрешение на вывоз. Позже, разразился невероятный скандал, стихнувший только в этом году, когда лидеры двух стран А. Меркель и Х. Мубарек, пришли к соглашению о статусе этого артефакта. Германия подтвердила свою готовность передать (пока только на два года) бюст Нефертити в открывающийся в следующем году музей Амарны.
  Сейчас в мире контрабанда антиквариата является тягчайшим преступлением, и никакой статус и известность не спасут преступника. Бывший советник американского президента Клинтона, Ф. Шульц, по-совместительству президент американской ассоциации арт-дилеров, был уличен в незаконном перемещении египетских древностей и приговорен к 33 месяцам тюрьмы. Тревогу забили эксперты Британского музея, когда им на экспертизу предоставили несколько фрагментов из интерьеров прославленной гробницы Хетеп-Ка в Саккаре, в том числе две ложных двери, три головы вельмож в париках и известняковый рельеф, изображающий мясника за работой. Ф.Шульц вместе с гражданином Великобритании Джонатаном Токели-Перри организовали вывоз антиквариата по фальшивым документам под видом сувенирной продукции.
  В начале 2006-ого года, в музее Сент-Луиса была обнаружена украденная из археологического хранения в Саккаре, погребальная маска Каи-Нефер-Нефер, знатной дамы при дворе Рамсеса II, одно из самых красивых произведений искусства 19-й Династии. Судя по всему, этот предмет был контрабандой вывезен из страны еще в 1970-х годах. Египетский Совет Древностей предложил вернуть произведение, но музейные сотрудники заявили, что работа легально приобретена в Бельгии, в галерее братьев Абу-Таам и возврату не подлежит. Позже, дирекция музея объявила, что маску готовы обменять на адекватное по стоимости произведение. Это решение администрации шло в разрез с международной практикой возврата краденых и контрабандных предметов старины. В ответ, Совет Древностей заявил, что прекращает сотрудничество со всеми, кто поддерживает отношения с музеем Сент-Луиса. "Если музей сразу не дает согласие на возврат, мы свяжемся с Интерполом и примем законные меры" - отметил Глава Высшего Совета Древностей - Захи Хавасс. Тут необходимо отметить, что музеи никогда не прибегают к помощи силовых структур, таких как Интерпол, для решения своих внутренних проблем и решение З.Хавасса имеет большое прецедентное значение. Это означает, что отныне, все краденные и незаконно перемещенные артефакты будут автоматически подлежать конфискации по нормам международного права.
  В России, для вывоза любого предмета, имеющего историко-культурное значение необходимо разрешение Департамента по сохранению культурных ценностей. Любой артефакт старше 50 лет не подлежит вывозу, более поздние вещи требуют специального разрешения.
  Существует распространенное заблуждение, что русское искусство дороже покупается и продается за рубежами нашей Родины. Это пагубное мнение осталось с советских времен, когда заграница прославлялась как символ либеральных мечтаний интеллигенции и подпольных коммерсантов. Действительно, в доперестроечные времена, когда российский рынок антиквариата был на полулегальном положении, а хождение валюты и вовсе запрещено, контрабанда древностей была исключительно доходным мероприятием. Через границу везли иконы, живопись и все, что можно было продать за валюту. Надо заметить, что понятие "художественной ценности" советского законодательства было менее строгим чем нынешнее. Так, совершенно легально и относительно беспрепятственно, были вывезены несколько крупных коллекций, где были десятки работ русских художников начала 20 века, иконы, прикладное искусство. Были возможны различные формы договора с государством, когда уезжающему на постоянное место жительства гражданину разрешалось вывезти некоторое количество объектов искусства, представляющих культурную ценность. Это было возможно исключительно в случае добровольной передачи в музеи наиболее ценных вещей. Таким образом, известный собиратель Г.Д.Костаки вывез часть своей легендарной коллекции супрематической живописи в Грецию. В начале 90-ых годов правительство Греции предлагало около 20 млн. долларов за это собрание, но семья благоразумно отказалась. Теперь же, стоимость этой коллекции превышает 100 млн и, судя по динамике роста цен на антиквариат, сумма уменьшаться не будет.
  Когда в конце 60-ых годов минувшего века судили контрабандистов антиквариата, после оглашения приговора судья громогласно заявил, что уж теперь-то на веки вечные, граница СССР будет закрыта для вывоза антиков, на что организатор преступной группы так же во всеуслышанье ответил: "Возили и будут возить".
  Сам автор статьи имел некоторое касательство к таможенной экспертизе антиквариата в 90-ые годы и должен заметить, что сами таможенники делят всех контрабандистов на несколько подкатегорий.
  Первый, самый распространенный типаж перевозчика древностей характеризуется таможенными сотрудниками как "активист самодеятельности". Чаще всего, человек, относящийся к этому виду желающих незаконно обогатиться, был когда-то введен в заблуждение фамильными байками о необычайно высокой стоимости и культурной ценности того или иного предмета из числа семейных реликвий. Как правило, владельцы находятся под впечатлением от телерепортажей, где анонсируются гигантские суммы эстимейтов западных аукционов, а малообразованные эксперты фраппируют доверчивых обывателей семизначными суммами продаж антиков. Антиквариата у наших обывателей много. Гораздо больше чем в музеях. Но по-настоящему дорогих вещей очень и очень немного, а практически каждый обладатель холста в позолоченной раме мнит себя владельцем Рубенса или, на худой конец Репина.
  Тут, надо ещё заметить, что рядовой контрабандист (как, впрочем, и преимущественное число граждан), мнит себя умнее всех. Наметанный взгляд таможенного сотрудника, почти сразу определяет семенящую, торопливую походку, бегающий взгляд и прочие подозрительности, за которыми следуют более пристальное отношение к имуществу и аксессуарам. Когда в куче нижнего белья находится позолоченный латунный подсвечник от пианино 50-ых годов, производства ГДР, человека просят пройти для разбирательства в кабинет начальника смены.
  Как правило, уже после задержания, выясняется, что тщательно скрываемый от глаз таможенника предмет не представляет особой ценности и, горе-мошенника отпускают с миром, вернув ему его хлам.
  Второй тип контрабандистов, не менее многочисленный, но более изобретательный таможенники называют "кулибинцами". Это определение соответствует персонажам, которые прибегают к довольно наивным техническим уловкам. Например, записывают оригинальное изображение современной мазней, дабы обмануть проверяющего. При сверке документов, оборот картины также подвергается тщательному осмотру, что позволяет обнаружить хронологическое несоответствие фактуры холста и лицевого изображения. Далее, в специально оборудованном помещении, картина просвечивается ультрафиолетовой лампой, что позволяет обнаружить факт контрабанды. Здесь уже налицо попытка обмана государства, безусловно, жестко караемая законом, что предполагает от трёх до семи лет лишения свободы. Наиболее "изворотливые" деятели еще дублируют оборотную часть картины новым холстом, что, однако не дает ни малейших гарантий для беспрепятственного пересечения границы.
  Вышеперечисленные типажи, в абсолютном своем большинстве, являются дилетантами контрабандного дела, чего никак не скажешь о профессиональных курьерах. В этом случае, фигурируют подложные разрешительные документы, не подлежащая проверке дипломатическая почта и некоторые другие способы доставки. Здесь, помимо технической проверки требуется еще согласование с Федеральным регистром культурных ценностей - официальной базой данных Департамента . Федеральный регистр содержит информацию обо всех перемещаемых предметах искусства, там же находятся описания и фотографии всех похищенных предметов искусства. Все конфискованные предметы передаются в дар музеям и церкви, при условии, что они не были украдены. Так, задержанная на брянской таможне коллекция античных монет была передана в дар ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственному Музею Востока. Среди конфиската был римский империал времен Аврелия Веруса, относящийся ко второму веку до нашей эры, редкая монета имеющая высокую коммерческую стоимость.
  В октябре 2006 года Роскультура пересмотрела уставы музеев, исключив оттуда пункт об экспертной деятельности. Это решение повлекло за собой множество негативных последствий на арт-рынке. Показательно, что скандал, в связи с которым были внесены соответствующие поправки в законадательство, касался в числе прочих организаций и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря (ВХНРЦ), за которым, правда, осталось право экспертной деятельности. Это решение привело к определенному вакууму в области экспертиз на предметы старины. Впервые, российские собиратели столкнулись с проблемой получения соответствующих документов на произведения искусства. Частные специалисты и коммерческие организации с соответствующим профилем деятельности не в состоянии заполнить эту лакуну рынка антиков. Дело в том, что музейное заключение ценится несоизмеримо выше, чем аналогичный документ реставрационного института или любой другой организации. Соответственно и стоимость самого предмета напрямую зависит от статуса и характера выданных документов. В отсутствие адекватной экспертизы, цены на произведения русского искусства несколько понизились, что привело к временному снижению цены на антиквариат. Это, в свою очередь, стимулировало "контрабандные" преступления. Тогда же появилась практика временного вывоза антиквариата на экспертизу в европейские музеи. В связи с этим значительно увеличилось количество правонарушений в области незаконного перемещения объектов представляющих историко-культурную ценность. Получив разрешительные документы Департамента по сохранению культурных ценностей, правонарушители оставляли оригинальные работы в Европе, ввозя в означенный документами срок копии. Несколько раз сотрудниками Северо-Западной таможни пресекались попытки провоза фальшивых работ и, с помощью Интерпола, они снова возвращались в Россию.
  Последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. Контрабанда антиквариата становится менее рентабельна, ибо все большее количество людей в России вкладывает деньги в предметы искусства. В связи с этим цены на нашем рынке антиков повышаются и перепродажа русского искусства за рубеж не приносит таких доходов как еще полгода назад. Собирание предметов старины входит в моду в среде действительно богатых людей, что через какое-то время сделает и вовсе бессмысленным незаконное перемещение предметов искусства из РФ. Кирилл Алексеев искусствовед
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"