У меня сложилось впечатление, что большинство читателей моих заметок с комментариями к произведениям русских классиков рассчитывают найти в них свежие идеи для своих школьных сочинений по литературе и тем самым облегчить себе жизнь. Я не возражаю против этого, однако считаю своим долгом предупредить доверчивых молодых людей, что мои взгляды на их творчество не всегда совпадают с мнением преподавателей литературы. Стремясь предотвратить возможные неприятности для школьников в виде низких оценок за сочинения и испорченного настроения, убедительно прошу пользоваться моими трудами осмотрительно, обязательно принимая во внимание вероятные нежелательные последствия. Особенно это относится к написанию сочинений на выпускных и вступительных экзаменах. Всегда рад вопросам и замечаниям.
И.Алексеев.
Список опубликованных статей:
И. Алексеев. Внутренняя хронология и проблема развития образа Татьяны в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". European Journal of Humanities and Social Sciences. 2021. No 5. С. 111-119.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47283005
И. Алексеев. Два рассказчика в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". European Journal of Humanities and Social Sciences. 2021. No 5. С. 120-127.
https://elibrary.ru/item.asp?id=47283006
И.Алексеев. Опциональные сюжеты в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". European Journal of Humanities and Social Sciences. 2021, No 6, С. 66-79.
В увлекательном эссе рассмотрены вопросы многоуровневого повествования, индивидуальностей рассказчиков и их взаимного влияния в сочинении А.С. Пушкина "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Сделано заключение об общей композиции цикла, рассмотрена роль рассказчицы К.И.Т. в раскрытии авторского замысла повести "Выстрел", заподозрены тайные мотивы А.С. Пушкина в создании образа Белкина, а также отмечены общие пристрастия и возможная связь Белкина и Онегина. Эссе будет полезно юношеству, пребывающему в неустанных поисках свежих идей для своих школьных сочинений. Использовать осмотрительно!
В предлагаемых эссе сделана попытка воссоздать восприятие романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" наивным читателем девятнадцатого века. Предполагалось, что этот читатель более знаком с текстом А.С. Пушкина, чем с трудами современных ему пушкинистов. Стоит ли говорить, что нынешнее понимание нравственно-философских аспектов "Онегина", особенно в свете модной нынче православной трактовки творчества поэта, никак не возможно без учета мнения многочисленных исследователей, и, разумеется, предполагает по меньшей мере знакомство с ними. Вместе с тем, поставленная задача воссоздания восприятия повестей читателем, для которого два века тому назад Пушкин писал свой роман диктовала необходимость отказаться от огромного корпуса ценнейшей исследовательской литературы, появившегося на свет позже. Учитывая это, предлагаемые эссе были дополнены, где необходимо, отсылками к тем работам современников, которые показались автору особенно значимыми, но только после того, как собственный анализ романа был им полностью завершен.
В романе Лермонтова происходит развитие идеи многоголосия рассказчиков, явленой Пушкиным в романе "Евгений Онегин". Ложный контекст романтического увлечения Печорина Бэлой, созданный наивным Максимом Максимычем вступает в конфликт с последующими событиями. Журнал Печорина позволяет читателю установить истинную причину похищения Бэлы и понять мотивы поступков главного героя.
Объединяющая идея Петербургских повестей - рассказчик как соавтор повествования. Рассказчик для каждой повести создается проекцией персонажа повествования со всеми его индивидуальными речевыми особенностями на автора, в целом нейтрального по отношению к происходящему. В качестве соавтора рассказчик своим языком пересказывает созданную автором фабулу, и тем самым определяет сюжетную линию. Меняя особенности речи, стиль и ритм повествования рассказчика автор может на небольшом материале создать проработанный портрет героя, избегая дидактики и прямых указаний читателю. Рассказчик как соавтор в повестях Гоголя - это художественный прием для воплощения авторского замысла, это продолжение идеи рассказчика-соавтора, впервые реализованной А.С.Пушкиным в романе "Евгений Онегин" и "Повестях Белкина".
Воображаемый читатель, невежда и выскочка, по надерганным из повести "Шинель" цитатам, полностью игнорируя контекст произведения, безосновательно пытается утверждать, будто трактовка образа Башмачкина как "маленького человека" является ошибочной. Абсолютное непонимание сути литературного анализа, при котором основная идея и контекст произведения всегда рассматриваются в совокупности, а не отдельно, а также тщетная попытка сделать из Гоголя постмодерниста, приводят к абсурдным заключениям и не позволяют рассматривать всерьез представленный материал.