Любим мы иной раз вспоминать былое, которое мало, что помним, а еще при этом со слезой в глазу говорим: "Ах, какое было время! А теперь...". Может оно и так, но право же, когда действительно изучаешь историю, но не официальную, а типа обывательскую, то мысли разные в голову лезут. При этом складывается порой мнение, что, наверное, правы классики, которые говорили, что все повторяется. Вот и сейчас, столько разных разговоров ведут об эпохальном событии, связанном с принятием Налогового кодекса. Отдельные политики уже спешат заявить, что только благодаря Налоговому кодексу жизнь начнется хорошая и богатая.
Вот, через семь лет, можно будет праздновать 500-летие, как в землях Московии побывал посол Императора Сигизмунд Герберштейн. Это было время, когда Великим князем в Московии был Василий Иоаннович, отец Иоанна Васильевича, которого мы в учебниках истории учили, как Ивана Грозного. В те далекие времена, хотя и редко, но послы в русские земли заезжали. Но, этот посол оказался необычный. Он по результатам своих путешествий написал книгу, по тексту почти как записки путешественника. И может потому, что это именно записки, а не официальный документ, его читать поучительно и интересно.
Какие были деньги в Московии?
Своих золотых монет не было. Поэтому в царскую казну скупали или брали в виде налогов золотые монеты у заморских купцов. Под страхом смерти запрещали деньги за пределы Московии вывозить. Чем не золотовалютный запас.
Основная монета была деньга, небольшая серебряная монета. Но при этом рубль Московский стоил 200 денег, а вот рубль Новгородский и Псковский уже 220 денег. А Рижский рубль стоил все 400 денег. Чем вам не обменный курс. Из текста не ясно, или это соотношение было постоянным или менялось.
О торговле в Московии.
Цитата о русских купцах:
"Торгуют они с великим лукавством и коварно, не скупясь на слова, как о том писали некоторые. Мало того, желая купить вещь, они оценивают ее с целью обмануть продавца менее чем в половину ее стоимости, и держат купцов в колебании и нерешительности не только по одному или по два месяца, но обыкновенно доводят некоторых до крайней степени отчаяния".
И еще цитата:
"... ибо у купцов есть такой обычай, что при покупке и продаже они предлагают свое посредничество и обещают той и другой стороне свое верное содействие, получив от каждой из них особые подарки".
И еще цитата:
"Именно коль скоро московиты очень дорого оценивают меха, приобретенные ими в другом месте за дешевую плату, то иностранцы в свой черед, может быть, по их примеру противопоставляют им свои товары, купленные также дешево, и запрашивают за них дороже".
Внешнеторговый баланс и тогда был притчей во языцех. Можно только гадать и думать, кто на ком наживался.
Об таможенных сборах.
С торгового оборота взимали налог 7 денег с рубля. Если перевести на наши деньги, то это не много. Если учесть, что рубль равнялся 200 серебряных денег, получается что пошлина всего 3,5%. Но, был в русских землях такой обычай: все купцы, которые привозили товар, обязаны были этот товар показать государственным чиновникам, которые его переписывали и докладывали Великому князю и начинались тянуться месяцы ожидания. Ибо вначале Великий князь имел право купить, что из товара, или не купить, и только потом можно было уже выставлять на продажу. Но, как рассказывали Сигизмунду купцы заморские, что это ожидание можно ускорить, если дать подарок государственному чиновнику. И чем подарок достойнее (дороже) тем быстрее и разрешение на торговлю получишь.
О кредитовании в Московии.
Цитата:
"Ссужать деньги под проценты у них в обычае, хотя они и говорят, что это большой грех, никто почти от него не воздерживается. Но процент прямо-таки невыносим, именно с пяти всегда один, то есть со ста двадцать. Церкви, как сказано выше, кажется, поступают более мягко, именно они берут, как говорят, десять со ста".
Чтобы было понятно небольшое пояснение. Согласно Библии давать деньги в рост, под процент считается грехом. Хотя в самой Библии о ростовщиках ни слова не сказано, там, есть только упоминание, как Иисус Христос начал выгонять из храма менял, это скорее протест против валютных операций. Но, пусть это богословы разбираются. Но, как видите, хотя это и считалось грехом, но кредиты все равно давали. И процент брали в целом не такой уже и большой 20%, почти, как и сейчас. Но церкви, наверное, потому что они больше всех и выступали против ростовщиков, давали ссуды под 10%. Как-никак льгота.
О госпошлинах.
Цитата:
"За написание постановления или произнесение приговора при иске в один рубль судье следует заплатить девять денег, секретарю, у которого печать, - один алтын (6 денег), писарю - три деньги".Это получается, что госпошлина по судебному иску обходилась в 9% от суммы иска. Правосудие, оно всегда дорогим было. Это теперь оно у нас почти бесплатное.
О налогах с крестьян.
А что крестьяне. Там все просто.
Цитата:
"Крестьяне шесть дней в неделю работают на своего господина, а седьмой день предоставляется им для собственного хозяйства".
Поэтому хорошо было дворам, когда было там два работника. Один мог работать на господина, а второй уже на своем поле. А еще крестьяне должны были платить оброчные деньги на защиту границ; давать лошадей для ямской службы (государственная почтовая служба); работать бесплатно на строительстве укреплений и мостов; предоставлять провианты и коней, если господин ехал на военные сборы или войну; давать кроме оброка еще дополнительно скот, пищу, полотна, если сын или дочка господина женится.
И еще цитаты:
"Как бы ни был беден знатный человек, он все же считает для себя позором и бесчестьем работать собственными руками".
Это цитата Сигизмунда Герберштейна:
"Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе"
И самая последняя цитата:
"Поденщикам [которые живут трудом и нанимаются на работу (operam suam vendunt)] они платят в день по полторы деньги, ремесленник получает две, но они не будут работать усердно, если их хорошенько не побить. Я слышал однажды, как слуги жаловались, что господа не побили их как следует".
Оплата труда и тогда был вопрос сложный. Хотя и решался явно очень просто - как платят, так и работают.