Актуальное Интервью: другие произведения.

Александр Спиридонов: "Я понял, что поймал свою волну" (апрель 2003)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 17/04/2003.
  • © Copyright Актуальное Интервью (gavrilovmg@mail.ru)
  • Обновлено: 31/05/2004. 52k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Александр Спиридонов: "Я понял, что поймал свою волну" (апрель 2003)

    Александр Спиридонов - автор идеи народного романа-игры "Золотой Умка", создатель запоминающихся "троп Алекса Спиро", художник по духу и треккер по жизни...

    ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ? | НАРОДНЫЙ РОМАН-ИГРА "ЗОЛОТОЙ УМКА" | НР "ЗУ" - НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ | "СИ" ГЛАЗАМИ УМКИ | НАПОСЛЕДОК: РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ

    ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

    Чувствует мое сердце, Александр, что наше с вами интервью будет сильно отличаться от всех предыдущих в разделе АИ. С самого начала мне не хочется идти проторенной тропой, стандартным подразделом "Общий портрет". Давайте поступим так: попробуем начать с истоков... И первый вопрос: когда вам впервые пришла в голову мысль об ассоциации "Полярный проект"?

    Самое забавное, что оглядываясь в прошлое, видишь интересную фигуру, вернее, ее тень. Эта тень с завидным постоянством то и дело мелькает по сторонам и вы, Михаил, если внимательно приглядитесь, сможете узнать ее обладателя - человека с медальным профилем. Конечно же, это - Остап Ибрагимович.

    Постойте, постойте... А причем здесь Остап Бендер? Это - ваш любимый литературный герой? Вам нравится его авантюризм? Его жизненное кредо стало, в некоторой степени, вашим? Или все еще сложней?

    Шут его знает. Любимый герой? Пожалуй, что да, так оно и есть. Меня как-то однажды спросили: "Какие любимые книжки были в детстве?" Я назвал "Незнайку", "Приключения Буратино", "Волшебник Изумрудного города". "Все ясно, - сказал вопрошавший. - Коллективистское мышление доминирует, тяга к команде, общине".

    Меня привлекает даже не сам Бендер со всеми его штучками и идеей фикс, сколько его дар будто магнитом притягивать к себе людей, его способность и талант к действию. Команда - вот ключевое слово. Ведь и в книге, и в фильме мы с почти равным удовольствием наблюдаем за Кисой-концессионером, экипажем "Антилопы", сотрудниками заготконторы. Настоящих буйных мало... Это происходит из-за дефицита подобных людей в обществе, тех, кто идет против течения. Я имею в виду не ушлых мошенников с одной единственной мыслью набить мошну, а тех, кто желает изменить мир и заражает других своим энтузиазмом. Хотя, у медали две стороны, и если бы Бендер увлекся идеей преобразования мира, то дров наломал предостаточно.

    Как-то чисто случайно (телевизор не смотрю из принципа, да и нет его у меня) увидел Сергея Юрского в передаче "Аншлаг". На вопрос ведущей: "Что для вас Бендер?", Юрский ответил: "Он - мой герой". Ведущая слегка опешила: "В каком смысле?" "Во всех. Он - мой герой". Юрский говорил совершенно серьезно, не скатываясь в хиханьки-хаханьки. И на следующий вопрос, что ему больше всего нравится в книге Ильфа и Петрова, спокойно ответил: "Текст". И он прав на все сто. Текст - гениальный. Начиная с 1985 года и по сию пору, в газетах, журналах обязательно наткнешься на что-нибудь "из Бендера". Прямо наваждение какое-то, кругом - Бендер, им словно все пропиталось. Поэтому не случайно в моей тропе этот персонаж появляется из небытия. Мало того - материализация духа Остапа произошла буквально и теперь есть возможность любому задать свой вопрос брамин-йогу Иоканану Марусидзе.

    Жизненное кредо? По-моему, Остап Ибрагимович был очень одиноким человеком и его неосознанное стремление к людям приобретало такие причудливые формы. "Полярный проект" - это тоже попытка преодоления одиночества, причем, не только собственного. В наше время процесс разъединения набирает все большие обороты. Тем важнее противостоять ему, как бы смешным и нелепым это ни казалось. Как сказал Вильгельм Оранский: "Совсем не обязательно иметь надежду, чтобы браться за дело, и успех, чтобы его продолжать". Хорошее начало для тоста...

    Так выпьем за успех нашего безнадежного предприятия!

    А откуда возник проект "Полярный проект"? Когда все началось?

    Началось, если мне не изменяет память, в 1987 году. Время было веселое, ветры подули свежие, много чего стало издаваться. Выходил такой печатный орган (название забыл) движения НТТМ (научно-технического творчества молодежи), еженедельник красочный. И однажды в нем опубликовали небольшую статью, как в Пятигорске (!) возникла инициатива создания сада 44 параллели (или парка). Что сие означало? Во всех населенных пунктах, расположенных на этой широте, предполагалось силами энтузиастов сажать деревья. Тогда по этой параллели протянулось бы этакое зеленое кольцо. Экология, дружба, пятое-десятое...

    Помню, меня прямо как ударило: а мы-то на 66-й живем, и не просто 66-й, а на Полярном круге! Бешеный хохот, правда, был потом, когда вышло интервью в "Магаданском комсомольце". Интервью или статья, не помню, архивы-то на Севере. Некоторые, не разобравшись, решили, что созданная Ассоциация "Полярный проект" будет сажать деревья по Полярному кругу. На самом деле, ее главной задачей являлось помочь живущим на этой широте увидеть друг друга.

    Для меня лично было откровением узнать, какая масса населенных пунктов находится на одной параллели и (по большей части) не подозревающих о существовании себе подобных. Я вдруг обнаружил своеобразный "луч внимания". На Чукотке он направлен к юго-западу, в сторону Москвы, Хабаровска. Когда был в Карелии, то спрашивал местных, как они видят свой "луч". Оказалось, что параллельно железной дороге Мурманск-Москва, почти строго на юг.

    Поэтому обнаруженные поселения на Полярном круге так удивляли: надо же и здесь люди живут, примерно в таких же условиях. Интересно познакомиться поближе, обменяться информацией, опытом, идеями. Тут пошла мода на города-побратимы, но вот беда: братались, как правило, города крупные, а как же такие, как мы? Хоть и мелочь пузатая, но тоже хочется. Вот так оно и пошло. Письма, отклики, причем все положительные, с готовностью принять участие в движении побратимства. Все это я вкратце описал в "Тропе Алекса", там вообще вранья процентов на 10, а все остальное - чистая правда, хроника идеи.

    В "Тропе Алекса" Часть 1, дело начинается с 1997 года. Вы приезжаете в Анадырь из Эгвекинота, уже с брошюрой "Эгвекинот-1996". А куда делись предыдущие десять лет? У вас есть довольно много упоминаний о 1993 году - не расскажите ли подробней? То, что не вошло в "Тропу номер один"...

    Нет, в Анадырь я приехал в 1996 году, просто для большего динамизма в тропе я скостил один год. А что касается 1993, то не сказал бы, что он как-то мне очень запомнился. Есть, кажется, пару упоминаний в тексте и все. В своей тропе, наверняка, буду возвращаться в прошлое, так что будет повод вспомнить разные события.

    Вообще, я приехал в Эгвекинот в 1983, через год после окончания института. Эгвекинот в переводе с чукотского - "каменистая" (эгве) "островерхая земля" (кыннот), но многие до сих пор переводят как "Каменный мешок". Вроде как звучнее. Там бывает чертовски красиво. Как-нибудь выложу слайды на "Загранице". По натуре я - домосед, "запечный таракан", хоть и выбирался несколько раз в Анадырь, Магадан, Амгуэму, Иультин. Экзотика меня "не цепляла", не видел смысла. Смысл появился только с возникновением "Полярного проекта" и, в особенности, народного романа. Тогда все встало на свои места. Эти две идеи как-то странным образом дополняют друг друга, плавно перетекая один в другой. Бог не дал мне таланта говорить, быть убедительным на бумаге. Все, что я пытаюсь сказать - это бледные тени того, что я чувствую. Но чувствую - путь верный.

    Расскажите про вашу работу "Эгвекинот-1996". Она была написана раньше, чем первый номер журнала "66 градусов 33 минуты"?

    Временной разрыв между этими событиями составил примерно десять лет. Номер газеты "66 градусов 33 минуты" был сделан в 1987 году. И у него был даже один подписчик - из Коми, что ли. Двенадцать рублей прислал. Теперь - я его должник. Все так быстро обвалилось, цены полезли вверх настолько стремительно, что думать было невозможно не то что о газете, а об элементарной почтовой переписке. Тем более, международной. Пришлось всю эту музыку (полярнокружное братание) на время законсервировать. Слава Богу, появился Интернет, но до нас он дошел только недавно. На бумажном носителе газету выпускать практически нереально. Тем не менее, готовлю второй номер, но уже электронный, и не газету, а журнал. Могу дать ссылку пока только для вас, Михаил - он еще не готов.

    Информацию для брошюры собирал из регулярно печатавшихся в местной газете статистических данных. Геологическую часть подготовил знакомый геолог, о климате - знакомый метеоролог пособил. Кое-что нашел в опубликованных книгах о Чукотке. Правда, раздел о первооткрывателе залива Курбате Иванове - моя собственная исследовательская работа. Раньше почему-то все были уверены, что Залив Креста открыл Витус Беринг. На работу меня подвигли американские брошюры и буклеты о поселках Аляски. Небольшие такие, простенькие, тем не менее, самая необходимая информация в них наличествует.

    Идея была следующая: обо всех населенных пунктах Полярного круга сделать такие же. Я начал с Эгвекинота. Времени ушло месяц: сам набирал, сам верстал, печатал на ксероксе, брошюровал. 300 штук, кажется. Администрация поселка забрала весь тираж.

    Пользуясь случаем, не расскажите ли читателям об Эгвекиноте? Лично я с трудом нашел его на карте. Население на 1 января 1996 - 2917 человек. Что представляет из себя этот поселок, как там вообще живут люди? В энциклопедическом словаре я прочел, что Эгвекинот - один из главных портов Чукотского автономного округа. Вот и все упоминания.

    Поселок замечательный. Когда к нам добрался на велосипеде Владимир Булычев (ваш земляк, кстати, Михаил), то в интервью местному радио он сказал: "Мне попадались по пути совершенные дыры, полное захолустье. Нечто подобное предполагал увидеть и здесь. Но вижу - это не дыра. Край света - да, но не дыра". Очень высокий процент (был) людей с высшим и средним специальным образованием. Что вы хотите, в котельных кандидаты работали. Заработки-с...

    Душевности больше, среди ночи разбудят, поднимут - задушевный разговор за рюмкой чая. И это было в порядке вещей. Особенно в белые ночи. Северное сияние не отличается особенной разноцветностью, преобладают зеленоватые тона. Японцы, по их собственному признанию, ездят на Аляску из-за двух вещей: белых ночей и северного сияния. Сейчас времена тяжелые, но рыбку едят красную. Те, у кого есть лодки. Грибов, бывает, завались. Что еще? Да любой северянин, не только чукотский, вам то же самое расскажет. Пьют здорово, а где не пьют? ... Нет, что-то нескладно я рассказываю. Шутка ли, с 1996 года не был дома. За исключением лета 1998. Вот приеду, осмотрюсь как следует и засяду за эгвекинотское житье-бытье.

    Я не думаю, что количество населения слишком уменьшилось. Здесь процесс следующий: из Эгвекинота те, кто попробивнее, утекают в Анадырь, а на смену им в поселок прибывают люди с приисков, поселков, которые закрываются. Из национальных сел пришлые (тангит - чук.) тоже стремятся перебраться в райцентр. Недавно встретил земляка, он рассказал, что с приходом Абрамовича начались положительные сдвиги и "Чукотка начинает подниматься с колен".

    Насколько я понимаю, в 1996 году вы покинули Эгвекинот и переехали в Анадырь. Именно в Анадыре и возникла детская студия "Золотой Умка"? А вы и до этого работали с детьми?

    Да, в Анадырь я прилетел в 1996 году. Тоже наобум, без денег. Прописка та же... Ладно, знакомые люди были, помогли.

    Дворец пионеров хорошо подвернулся, платили, правда, мало и нерегулярно. Но мне было интересно заниматься с детьми - у них нет этой паранойи, которая характерна практически для каждого взрослого: деньги, деньги, деньги... С ними было просто, любые идеи они ловили на лету, брали с места в карьер. Можно было совместно творить, а это - главное. До Анадыря были кружки всякие в Доме пионеров: кукольный, компьютерной графики. С компьютером-то я дружу с 1991 года.

    Уж раз зашел разговор про детское творчество, лучше спросить здесь: в Умке на СИ есть целый каталог "Умка-пресс". Там представлены детские газеты. Не расскажете подробней?

    А это последствия моей работы в местной газете. Мне казалось, что безыскусные, немного наивные "корреспонденции" юных выигрышнее обычных "взрослых" и, как правило, заштампованных материалов. Сам я о корреспондентской работе и не помышлял, хватало чисто технической: верстка, печать и т.д. Когда же заработала детская телестудия студия "Умка", то через год-полтора я стал подумывать о будущей смене. Пришлось идти в школу и проводить уроки, на которых рождались газеты. Мне понравилось это делать и до сих пор время от времени предпринимаю аналогичные вылазки - ищу талантливых ребят.

    Вообще, надо видеть, как они воспринимают НАПЕЧАТАННОЕ, ведь еще несколько дней назад это были какие-то каракули на листочке, вырванном из ученической тетради. А тут - настоящая газета! И хотя она всего размером с лист писчей бумаги (хотя нет, несколько газет было формата А3), все равно, она - НАСТОЯЩАЯ газета, а в ней - МОЯ заметка. Интересных ребят я беру "на карандаш", если есть искра Божья, то грех не помочь. И вот тут-то и придет на выручку народный роман, который я рассматриваю как своеобразную школу. Я и сам в ней учусь.

    Кстати, вы читали интервью с Павлом Петриенко на АИ? Он - руководитель детского клуба "Чайник". Может, вам с программистом сайта "Самиздат" связаться для налаживания связей?

    Интервью читал. То, что Павел работает с детьми, создал детский клуб - это великая вещь. Я считаю подобные примеры высшей формой гражданственности. Как жаль, что фигура учителя, педагога зачастую прозябает на задворках. Самая низкая зарплата, никакого авторитета. И такая ситуация не только в нашей стране.

    А ведь, по большому счету, учитель должен иметь САМУЮ ВЫСОКУЮ зарплату среди государственных служащих. Только тогда в мире что-то начнет меняться в лучшую сторону. Впрочем, я не обольщаюсь, при моей жизни это не произойдет. Но если мы сможем хоть чем-то, хоть ненамного сдвинуть ситуацию (как земную ось...), то можно будет считать свою жизнь прожитой не зря.

    А списаться, это - всегда пожалуйста. Не знаю, придется ли по вкусу им "Золотой Умка"? Но мой принцип такой: даже если есть только один шанс из ста - используй его!

    НАРОДНЫЙ РОМАН-ИГРА "ЗОЛОТОЙ УМКА"

    Когда впервые возникла идея романа "Золотой Умка"? Как я понимаю, вначале вы сочиняли его вдвоем с Михаилом Рачеткиным?

    С Михаилом Рачеткиным (Майкл Рач) роман начали писать осенью 1998 года. Тогда он пытался зацепиться в Анадыре, приехав из Эгвекинота. Я боялся, как бы он не ушел в запой и предложил ему (в качестве альтернативы) начать писать. Причем, речь шла о детективе, за который он никак не мог взяться, хотя разговоры о нем шли очень давно.

    Не знаю, пишет ли Михаил что-нибудь сейчас или нет. Скорее всего, нет. По слухам, "зеленый змий" его окончательно прикусил и может статься, что и в живых не успею застать. Надеюсь, что Бог милует. А в историю Михаил уже вошел - ведь именно ему принадлежит мысль назвать роман "Золотой Умка".

    Уже после того, как он вернулся обратно в Эгвекинот, я стал рыскать в поисках сотоварищей. Писать одному было влом и сотрудник анадырского музея Сергей Простаков стал очередной "жертвой". Но надо сказать, ему затея понравилась, и когда я улетал в Москву, он говорил примерно следующее: в первом томе у меня будет то-то, а во втором то-то. Находились и другие авторы, те же "умки" со студии...

    И вот где-то в 1999 году я вдруг понял, что этот проект гораздо круче всех моих предыдущих начинаний. Даже тот, по которому был получен грант Фонда Сороса (на создание детского информационного агентства на Чукотке) не годился ему в подметки. Я назвал это "второй волной". Мне нравится фильм "На гребне волны", в нем серфингисты грабят банки, прыгают с парашютами, сигают по океанским волнам. Мечтой одного из них было "поймать волну", не просто волну, а ВОЛНУ.

    Так вот, я понял, что поймал свою волну. Поэтому, когда возникла ситуация с моим невозвращением на Чукотку, то я сделал свой выбор. Шагнул в пустоту. Да, было бы все по-другому, если бы я плюнул на "Золотого Умку", вернулся сразу, как хотело руководство, короче, делал бы, что велят. Но это была бы не та волна.

    В итоге приходится расхлебывать свою собственную кашу, но я не жалею. И даже где-то счастлив.

    Каким образом проект Алекса Спиро и Майкла Рача перерос во всеобщего Умку?

    Как-то сам собой. По-другому и быть не могло. Вся логика предыдущих событий ясно говорит об этом. Не хотелось бы повторяться.

    Единственное, на чем бы хотелось заострить внимание - надо отделять сам "Полярный проект" от романа-игры. В "Полярном проекте" все более-менее серьезно. Есть города, есть люди, есть желание попытаться их объединить. Кое-кого может смутить некоторый юмористический оттенок защиты Полярного круга и прочего. Но юмор и самоирония никогда не бывают помехой, даже в таком серьезном деле. В разумных пределах.

    Роман-игра же и юмору, и иронии совершенно отпускают вожжи: это, в каком-то смысле, и пародия, и самопародия. Но задача такая же - объединение людей, но в литературно-художественной упряжке. Майкл Рач, кстати, был категорически против того, чтобы в романе участвовали еще люди. Тогда идея романа-игры только вызревала.

    Если есть игра, то должны быть правила. Так обстоят дела и с НР "ЗУ". Существуют Правила и Руководство, но я не уверен, что наши читатели тотчас ринутся их изучать. Вы встречались со многими людьми, объясняя им суть "Золотого Умки". Не могли бы вы сейчас ознакомить читателей интервью с общей идеей романа-игры?

    Отличительная особенность "ЗУ" - стремление к максимальной свободе действия. Когда я только начал осваивать Интернет, то первым делом стал искать сайты, где создаются интерактивные произведения (я слышал о таковых). Нашел один, в Питере, кстати. Вадим Федосеев создал на сайте "Пишем вместе" целый мир, там идет игра под названием "Чужие".

    Сунулся я туда, посмотрел и приуныл. В ней чтобы участвовать, надо прежде уйму времени потерять, изучая ситуацию, сюжетные линии героев, их характеры. Тебе предлагают на выбор несколько персонажей, а не то, что ты сам хочешь. Жесткое модерирование. У нас в этом смысле - полная свобода. Автор приходит и видит, что есть некая ситуация, почти неотличимая от ныне существующей "в реале". Ну, названия переделаны, имя автор должен сам себе изменить, что еще? Да, зимы нет, то бишь, времен года. А что сейчас с климатом творится?

    Ну, еще якобы какие-то мерсиане сдвинули земную ось, переполошили всех, думали: война с ними будет, но все затихло. Мерсиан не видать особенно, да и сомневаться многие стали, а был ли мальчик-то? Одним словом, очень похоже на нашу реальность - ведь летают где-то тарелки какие-то, куча свидетелей есть. Ничего, живем.

    Так что, для нового автора поле очень широкое: хочешь, просто описывай реал, хочешь, зашвырни своего героя (самого себя то есть) за тридевять земель, в прошлое или будущее. А то и просто поройся в своих закромах, достань со своей точки зрения наиболее подходящий рассказ и подари от щедрости душевной. Как поступили ребята из клуба любителей фантастики "КЭЦ" из города Калуги. Они немного "подрихтовали" то, что было. Теперь, в рамках народного романа, есть их коллективный труд. Может быть, кто-то из них впоследствии продолжит сию тропу.

    О ситуации. Если в двух словах, то происходит вот что. 1996 год. Выясняется, что планета Мерс обитаема и мерсиане предъявляют права на Тартартиду ввиду ее ничейности, о чем и уведомляют правительства планеты Мля (The Мля). Быстренько строят там базу. Придя в себя от такой наглости, страны ОТАН (Объединенный Татнталтический Натиск) сносят эту базу.

    Все готовятся к войне. Но войны не происходит, мерсиане в порядке устрашения меняют угол наклона земной оси. В результате исчезают времена года. Все в шоке, выбрасывается белый флаг и мерсиане оккупируют южную полярную шапку планеты, плюс солидный кусок Грелкандии. Никакого диктата, самих инопланетян почти не видно, единственное, что их интересует - культурный обмен. Работают по-тихому. Все постепенно успокаиваются, жизнь входит в свое русло: сепаратисты, террористы, дефолты и прочая, и прочая...

    Вот собственно и все. Представив более-менее ситуацию, можно гнать свою линию, тропу, гусей хоть до бесконечности, поглядывая по сторонам на соседних "гонщиков" (все веселее...). Ну, а если идея полярного братства по душе придется, то и вовсе великолепно!

    Да, перспективы вырисовываются грандиозные. Даже мне, циничному скептику, захотелось вам помочь. Правда, кроме интервью, чем могу быть полезен? Вести тропу романа - таких сил за собой не вижу...

    Вот вы, Михаил, сетуете, что не представляете себя участником, а я могу в ответ предложить десяток вариантов участия, причем не слишком обременительных. Тут ведь главное - участие, как в олимпийских играх.

    Самый простой - придумать название города, реки, страны (чтобы было посмешнее и со смыслом) и вот, пожалуйста, маленький вклад в строительство новой ойкумены с авторским указанием (придумал такой-то). Или предложить свой вариант к уже существующему, если он окажется более интересным - аплодисменты.

    Если этого покажется мало, напишите историю о том, как до фени (или наоборот) идея "Полярного проекта" вам, вашим друзьям или совершенно незнакомым людям. Или попробуйте изобразить, что творилось, когда ждали нападения мерсов. И совершенно необязательно вспоминать при этом Полярный круг.

    Я подумаю над всеми вашими предложениями. Честно говорю, обещать ничего не могу! Впрочем, это мы решим вне контекста интервью. А пока - у меня есть еще вопрос. Все города Полярного круга - переименованы, даже указаны конкретные связи. Это - обязательное условие умки-игры? Или обязательных условий вовсе не существует?

    Нет-нет, города, что в списке Ассоциации для установления побратимских связей НЕ ПЕРЕИМЕНОВАНЫ. Переименовываются только те, что в романе. Я понимал, что может возникнуть некоторая путаница из-за соседства движения побратимства и романа-игры, но это неизбежные издержки. Обязательное условие использовать переименованные города, имена и проч. ТОЛЬКО для УЧАСТНИКОВ игры. Впрочем, здесь тоже имеется лазейка.

    Есть люди, которым все эти переименования как серпом по стеклу - не принимают, с души воротит. А участвовать хотят. Тут выход простой: он может начхать на все эти измененные названия и употреблять привычные, как ему нравится. Тем самым его "тропа" переходит в разряд так называемой "дубль-литературы" или "дубленки". Так обозначаются в том, виртуальном мире, который создается на страницах романа, традиционные литературные произведения, так как их авторы в свою очередь (согласно ИХ, то есть жителей Мли, правилам) должны "реальные" названия переименовать в "вымышленные". Этакий двойной кульбит. И все довольны: и участником больше стало, и новому автору комфортно играть.

    А тот автор, который просто передал в общий котел, с его точки зрения подходящую вещь, будь то рассказ, поэма, размышление по поводу, будет считаться не участником, а СПУТНИКОМ.

    Таким образом, народный роман-игра развивается у нас на глазах. Есть ли совсем новые идеи?

    Чтобы придать игровой момент, большую завлекательность, я практикую в своей тропе (рекомендую всем - забавно, но не настаиваю) заимствования из других произведений. Их я начал делать со второй части. Первая, в этом смысле, чистая. Когда их наберется достаточное количество, предположим, объявляется конкурс - кто больше их обнаружит, тот получит приз. Тыщу баксов! А? Не слабо? Тем самым убиваем двух зайцев: увеличивается количество читателей (а, стало быть, и количество потенциальных участников) и стимулируется чтение классической литературы, ведь по большей части заимствования делаются из нее. Вопрос, где найти эту тыщу?...

    Не так давно Юлия Сиромолот обнаружила, например, в тексте кусок из Лема. О чем это говорит? А это говорит о том, что человек знает Лема, одного из моих любимых писателей. Он да Брэдбери, да Стругацкие еще - уважаю. Значит, "автоматом" начинаю уважать Юлию, она знает толк в фантастике. Так как публиковаться не собираюсь и коммерческого интереса не имею, то в отношении авторского права тут все на мази. Я вообще "Золотого Умку" рассматриваю как большой учебник, а они не попадают под закон об авторском праве. Флибустьерствуйте на здоровье!

    Единственное исключение сделал для первой части - чтобы побольше народу узнало о проекте народного романа - отправил в журнал "Полдень. XXII век". Но там - все мое. Отправил давно, чего-то молчат, читают долго, основательно. Спросил оракула, ответ странный: "Какая радость!" и "Аут". Думай, что хочешь. Если не пойдет там, пошлю в какой-нибудь другой журнал. Было дело, соблазнился, пошел в московское издательство "Армада" (в третьей части описываю под названием "Ватага"). Нет, говорят, не подходит. Но я им предложил всех скопом, а это - такой винегрет...

    Пока писал ответы на вопросы, пришло письмо из "Полдня": не подходит им повесть, такие дела. Вообще-то, мне сразу первый ответ оракула показался подозрительным, вроде как со скрытой издевкой. Получается, что предсказание сбылось. С другой стороны, это даже хорошо, а то я сгоряча написал им, что гонорар, если опубликуют, пусть перечислят на счет детской общественной организации "Умка". И меня все это время жаба давила: тут ехать надо, деньги-то совсем не лишние были бы. Тоже адвентист седьмого дня нашелся...

    Ладно, целее будут.

    НР "ЗУ" - НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

    На СИ-разделе, в графе "Место жительство" вы указали город Эгвекинот...

    На самом деле, в Эгвекинот пытаюсь вернуться с 99-го года. Возвращение затянулось, это да.

    И все-таки, почему в Эгвекинот, а не в Анадырь? И существует ли кружок "Золотой Умка" сейчас?

    А куда мне возвращаться, как не домой? Там квартира, вещи, документы. Анадырь изначально был временным вариантом, мне надо было сообразить, что делать с "Полярным проектом" дальше. Сообразил.

    Существует ли студия? Не знаю. После того, как я понял, что сделавший свое дело мавр никому не нужен, больше свое начальство не беспокоил.

    А вернуться, не разместив Умку в Сети, я не мог. Но сделать это не так-то просто человеку, вдруг оказавшемуся на материке "за бортом", без денег, без поддержки. Да плюс плохо представляющему, что это за зверь - Интернет.

    Тем не менее, все это время искал новых авторов-участников и что интересно - находил. Как много людей, не имеющих не то что Интернет, но даже компьютера, желают сказать свое слово, пишут и надеются каким-то образом эти скромные попытки опубликовать! Только недавно, благодаря счастливому стечению обстоятельств, мне повезло и появился доступ к компьютеру и (совершенная фантастика!) к Сети.

    Многострадальный умка нашел, наконец, пристанище. Громадная глыба упала с души, теперь я более-менее спокоен.

    Ну а вообще - как вы там? Где живете, что делаете? Я ведь расстался с Алексом Спиро на Тропе номер два. И кто, кстати, обеспечил вам доступ к интернету?

    Как что делаю? Выживаю. Прохожу академию выживания. Вроде, получается. Позади остались: Питер, Уфа, Москва, Калуга, Орел, "Китеж". Все бы ничего, но ведь я - не один, со мной еще мой звереныш: и не бросишь - жалко, и толку от него пока особенного нет - малой ишшо...

    Ничего, подрастет. Раньше на Руси цыгане ходили с медведями, вот и я - как тот цыган. Пока кормлю я его, но, надеюсь, придет такое время, когда кормить будет он. Специфика "кормления" заключается в том, что для этого нужен компьютер, желательно с выходом в Сеть. А это найти непросто, тем более, в моем положении. Когда уже отчаялся найти доступ к компьютеру, счастье улыбнулось - устроился вместо ушедшей в декретный отпуск верстальщицы одной городской газеты. Какого города, спросите? Да тут, недалеко от Москвы есть один - Электросталь называется. Я о нем в своей тропе писал.

    Естественно, как "нелегал" (это в собственной стране!), документы-то у меня все на севере. Ладно, паспорт есть, но ведь и тому срок действия кончается. Теперь надо будет срываться с такого замечательного места и двигать на Север. Билет до Эгвекинота стоит сейчас тысяч пятнадцать, а то и больше (это против 4 тысяч в 1999 году). Думаю, за лето доберусь. Заодно и материала насобираю для "Золотого Умки"...

    А сколько человек принимает сейчас участие в ЗУ? Кто эти люди?

    В общей сложности, человек пятьдесят. Начали северяне, мои земляки. А потом пошли те, кто попадался по дороге. Но, к сожалению, их участие было эпизодическим. Ведь у меня не было постоянного адреса, интернет появился только недавно. Теперь с ними нужно восстанавливать связь. Кое-кто так и ограничится разовым участием. Ничего страшного. Это сейчас можно сказать: подумаешь, "Умка" какая-то! Вот еще невидаль!... А предположим (это я фантазирую), что проект развернется во всю свою ширь, тогда как? Вполне возможно, что те, кто отнеслись к нему спустя рукава (чтобы только его автор отвязался), подумают-подумают и продолжат свое повествование. Здесь спешить некуда, роман-то бесконечный.

    Для примера могу привести такой факт: в Канаде по сию пору идет радиоспектакль многосерийный аж с 1947 года! Если он продержался до наших дней, значит, это интересно. Стало быть и наш "сериал" имеет шанс длиться, длиться и длиться.

    Его авторы по моей просьбе пишут автоаннотацию, коротенькое представление самого себя. С юмором, простенько так...

    Теперь давайте поговорим о вашем СИ-разделе. Как давно вы его создали? Делали это самостоятельно или кто-нибудь помогал?

    Интернет начал осваивать в сентябре прошлого года. Несмотря на то, что с компьютерами общаюсь свободно, здесь был определенный психологический барьер. Когда возишься с программами, то чувствуешь себя уверенно, а тут, честно говоря, повернуться было боязно: ведь кругом живые люди!

    Помогать - никто не помогал, все изучалось методом "научного тыка". Мой редактор, понимая, что от интернета меня все равно не отвадить, сказал: "В разумных пределах". Ну, я и не злоупотребляю. После упомянутого В. Федосеева нашел сайт либ.ру. Да его и мудрено не заметить - первая позиция в рейтинге литературы. Как только вошел в него, прочитал условия, сразу понял - это мое. В начале не все получалось гладко, даже Максиму и Петру писал, но, в итоге, их помощь не понадобилась, разобрался.

    Почему в вашем разделе именно такая структура - жесткие подкаталоги и нет информации "в корне" раздела? Лично для меня это отказалось очень неудобным, я лишь потом наткнулся на Правила и Руководство, а также - ваши тропы. Но, может быть, такой умка-дизайн как бы предполагает наличие различных "улиц" стоящегося города? Но, с другой стороны, у города должна быть центральная площадь!

    Длинные списки меня раздражают. А так - все охватывается одним взглядом.

    В отношении небольшой информации по содержанию подкаталогов, да, здесь вы правы. Лень-матушка... Надо сделать поясниловку. Спрашивал у Максима Мошкова о возможности создания аннотаций к подразделам. Он ответил, что пока нет такой нужды. Я понял, что народ предпочитает обычное расположение, без дополнительных переходов.

    Но повторяю, этот раздел не для того, чтобы его читали (дико звучит, да?), а чтобы писали, используя собранный материал другими игроками как подспорье. А это - несколько иной подход, тут можно и пожертвовать комфортом (в смысле быстрого доступа).

    Ирина Чуднова (хочу ей выразить свою признательность за поддержку и дельные советы) порекомендовала "Эгвекинот-1996" разместить в "Загранице", что я сделал. Там же познакомился с некоторыми авторами - их рассказы теперь размещены во втором номере журнала "66 градусов 33 минуты", как родственные по тематике и духу.

    Собираетесь ли вы как-то видоизменять оформление раздела "Ummka" в будущем? Или - перспективы пока туманны? Ну и, наконец, а почему именно "Ummka", а не Умка?

    Меняются подразделы, от этого не уйти. Ищу наиболее оптимальный вариант. Вдруг возник ход с буквой U, есть идея интересного графического решения, за нее взялся один мой знакомый, увлеченный флэшами. Посмотрим, что получится.

    А вообще, это хороший вопрос. Поначалу раздел назывался как полагается, по фамилии и имени. Это было оправдано, когда на нем размещались только мои тексты. Когда же начал "заливать" остальных, то понятное дело, пришлось переименовать в "Золотого Умку". И тут я обнаруживаю в поисковике на слово Умка рок-певицу "Умку". Вот те на! Честно говоря, о ее существовании я и не предполагал. Не забывайте из какого медвежьего угла я приехал. Так чтобы не было путаницы, я придумал такую штуку: добавил еще одну букву "М". Получилось довольно элегантно и со смыслом - симбиоз двух слов: "умка" и "умма". У мусульман под словом "умма" понимается (насколько я помню) некое всемирное сообщество, духовное единение. Да и умка это не простая зверушка. Существуют три классических определения умки:

    1. Умка - это тот, кто считает, что все умки - братья.

    2. Умкой может быть любое живое существо, признающее пункт N 1.

    3. Умка своей жизнедеятельностью стремится не противоречить пунктам N 1 и N 2.

    Латиницей же пришлось написать ввиду предполагаемой интернациональности самого проекта.

    Будем считать, что у вашего СИ-раздела - все еще впереди. Давайте теперь поговорим о Самиздате!

    "САМИЗДАТ" ГЛАЗАМИ УМКИ

    Итак, вы создали свой раздел на Самиздате. Нашли на СИ единомышленников?

    До некоторой степени я рассматриваю себя и свой проект на СИ инородным телом, белой вороной, чужим среди своих. Что это значит? Дело в том, что Золотой Умка - игра. И этим все сказано. Мы играем в писателей и это сразу же оговаривается при самом первом соприкосновении любого участника с проектом. Чтобы не было вредных иллюзий типа "А как насчет книжки?". Если думаешь о книге с собственной фамилией на обложке, как о пределе мечтаний, то это не тот путь. Хотя не исключен вариант, что кто-то из участников разовьет свою тропу до степени публикации отдельной книгой. Здесь и заключается главная сложность.

    Многие рассуждают так: ага, ты что-то там пишешь, значит, писатель. Значит должна быть книга, а иначе зачем?.. И невдомек, бедным, что можно просто так, без подспудной мысли о будущей книге или чего-то там еще, играть пиша или писать играя. Убить в себе эту пакостную идею о вознаграждении: славой, гонораром и т.п. Главное в игре - бескорыстность. Да ведь и игра-то не совсем игра, а своего рода общественное служение (в идеале) - участник способствует (в меру своих возможностей и понимания) объединительным процессам, установлению побратимских связей. Пусть в ограниченной зоне, узкой направленности (не обхватить необъятного), но не менее важных из-за этого.

    И потом - согласно Йозефу Хейзинге - одно из основных условий, делающих игру игрой, является наличие/отсутствие игрового поля, вычленяющего из общего пространства свой особый кусок. На этом куске ты просто делаешь доброе дело для других добрых людей. И все. Имеет ли это отношение к литературе, не знаю. Поэтому среди, уверен, замечательных людей, собранных на СИ, идея народного романа-игры может вызвать раздражение именно своей антилитературностью. Ведь литература на РуСИ всегда больше чем литература, а писатель - больше чем писатель. В смысле серьезности отношения к своему делу. А мне по душе больше люди несерьезные. Наверное, это недостаток.

    Ну, в любом случае, вы, наверное, довольны размещение ЗУ в сети? Сбылась мечта белых медведей!

    Да, но возникла другая проблема. Размещение в инете чего бы то ни было, пусть и сверхгениального (с точки зрения автора) не означает автоматического признания и внимания. Отнюдь. В этом океане информации еще проще утонуть и пропасть в забвении, если ограничится только простым размещением текстов, картинок, музыки и проч. Одному уж наверняка. Это, кстати, общая проблема и для СИ, и для РУ, и для проч. В Ваших интервью, Михаил, часто задается вопрос, как привлечь к себе внимание, как раскрутиться.

    Не знаю, насколько правомочно мое суждение (в силу вышесказанного - я из другого лагеря), но задачи одинаковые стоят, что перед литераторами, что перед играющими в них - пробить стену равнодушия, схватить прохожего и проорать ему в ухо: "Не проходите мимо!" Ухищрения разные, смотрю, применяют. Наша идея ошарашивает своей глобальностью, это факт. Встреч-то у меня было достаточно с людьми. Чем-то она созвучна СИ - тоже объединение людей пишущих, которых становится все больше и больше.

    Максим Мошков сделал великое дело - дал возможность прийти и положить текст. Дальше - нюансы. Вот положить я их положил, а внутри что-то гложет. Недостаточно. Все равно что закопать свои золотые в ямку, полить водой и прошептать крэкс, фекс, пекс. А кругом такие же тени виртуальные ходют, бормочут. Это сейчас их 6 тысяч, а ну как лет через 10? Их станет в 10 раз больше? Или в 100? Представьте - 600 тысяч авторов... Обреченные люди. В смысле чтоб их заметили. Здесь мысль делает небольшой скачок в сторону: ну и заметили, так что? Опубликовали, пошли деньги, заказы, контракты... О том ли речь?

    Это ведь разговор для профессиональных писателей, для которых писательство есть способ извлечения материального благосостояния, ремесло, одним словом, или искусство, как хотите, назовите. В эту область мне совершенно не хотелось бы влезать, это другие заморочки. Я говорю только об общих чертах, делающих и ту, и другую идею похожими. На СИ полная (почти) свобода: говори, что хочешь и поэтому стоит такой мерный гул - каждый о своем. Как перекричать такую толпу? Никаких связок не хватит.

    Очень просто - встать, построиться и запеть строевую-боевую песню. Ummka дает направляющую идею, как время от времени конкурсы на СИ - писать о том-то и о том-то до такого срока. Конкурс прошел, идею забыли, а на Ummke - она постоянно напоминает о себе. Своего рода постоянно действующий конкурс, только без ажиотажа, сверхнапряжения, травм и стрессов. Эти штуки хороши для бизнеса, а нам с бизнесом не по пути.

    Положительная сторона СИ - это, действительно, протоплазма, питательный бульон. Здесь есть свои щуки и караси, но если не лезть куда не следует, то можно до ста лет прожить. Нам здесь хорошо: тихо, спокойно, никто тебя не трогает, ты никого не трогаешь. Где-то гремят вулканы-конкурсы, но это не для нас. Сделали себе огородку, сараюшек понаставили, грядки какие-никакие, живи-радуйся. Но Бес Сознательного (гениальная формулировка) норовит в бок: скучно эдак-то. Теория самозарождения жизни оказалась несостоятельной, надо еще чего-то сверху, чтобы структурироваться, усложняться.

    Вы этого хотите, Михаил? Иначе зачем Актуальное Интервью? Ваш раздел с легкостью может превратиться в журнал - коллективный пропагандист и организатор. С журналов и газет все, как правило, и начинается.

    Тут я хотел бы уточнить, что именно начинается? Что именно опасного в разделе "Актуальное интервью"? Это чрезвычайно интересно! Заодно, закончив свою мысль, может, еще добавите: какие есть пожелания к "АИ", претензии, недовольство или критика?

    Как это что? Революции, естественно. Чего не хватает на "СИ"? Движения революционных масс, с тем, чтобы "мы наш, мы новый мир" построили. Не в смысле "построить", а в созидательном смысле. Революции - составная часть эволюции, когда процесс развития стопорится, нужен хороший пинок. Тут можно вспомнить о революционной ситуации и прочем. Как нельзя лучше с этим справляются СМИ, формулу "коллективный организатор" еще никто не отменил. Кому-то, конечно, такие тенденции могут показаться опасными, но лично мне, наоборот, по душе ваше стремление, Михаил, открыть этакую трибуну для самиздатовского населения. Я не знаю, кому принадлежит эта идея, но она - гениальная! Вполне в духе незабвенного Остапа.

    Интервьюируемый сам себя свежует, маринует, насаживает на вертел, украшает зеленью. Журналисту остается только вовремя поворачивать тушку, чтобы не пригорела. Конгениально! Знаете, Михаил, я бы порекомендовал вам попробовать наиболее удачные снести в какой нибудь журнал или газету. Лично я на гонорар не претендую, меня вполне бы устроило ваше участие в "ЗУ" в качестве компенсации.

    Пожелание "АИ" стать действительно журналом, для начала здесь, на "СИ". Понадобятся сотрудники, думаю, желающие найдутся. Продумать только систему оплаты. Обязательно нужен эффектный логотип, оформление продумать.

    Вы имеете возможность посредством довольно скромной трибуны - "Актуального интервью" - обратиться с призывом к авторам и читателям СИ - призвать их участвовать в Умка-процессе. Вам слово, Александр!

    Спасибо. Братья и сестры... Нет, меня смех разбирает, честное слово. Как с самого начала взяли несерьезный тон, так с него и не соскочишь. У каждого второго сразу же возникает вопрос: "А что я с этого буду иметь?" Да какое там у второго, практически у каждого! Нечего мне вам предложить, граждане вольного города СИ в этом смысле.

    Впрочем, есть одна идея: первый "сишник", подключившийся к "Золотому Умке" будет награжден медалью из моржового клыка, выполненной резчиком по кости, моим хорошим приятелем (см. Часть1. гл. 30-31).

    Неслабое предложение! Всех заинтересовавшихся тут же отправляю в раздел Умка, а мы продолжим... Вернемся к Самиздату. Некоторые считают оформление сайта скучноватым...

    На мой взгляд, зря обвиняют Мошкова в том, что сайт серый, унылый.

    То есть в этом, казалось бы, недостатке, заложен потенциально неплохой ход. Да, новоприбывший видит серые стены, аскетичную обстановку, какую-то шевелящуюся массу. Но двигаемся дальше, работаем, проявляем себя, вносим вклад в общее дело "Самиздата" и перед нами открывается следующий уровень.

    Что-то вроде закрытого клуба. Дизайн, естественно, улучшенный, номера-разделы класса люкс, гурии порхают. Можно продолжать дальше по нарастающей. В конце - Олимп, что ли? Вот вам и стимул, вот вам и мотивация.

    А как насчет недостатков Самиздата?

    СИ не хватает структурности, своего рода стратификации: нижний слой, средний, верхний, небожители. Кто-то уже говорил об этом. Получается ведь как - вот я, совсем зеленый, шмякнулся в тину и давай озираться: где тут чего? Кто вокруг? Друзья, враги? Куда идти, что делать, о чем говорить и с кем? Для таких нужен "лягушатник" СИ, где такие же новички, все на равных, своя тусня.

    Конечно, хорошо, когда кто-то из "старших" скажет тебе что-то ободряющее. В моем случае это была Таня Тайганова, еще пара человек. С ней завязалась более-менее постоянная переписка. Она мне интересна еще и как художник. Все это мое "писательство" - вещь, скорее, вынужденная. Гораздо ближе мне кисти и краски, бумагу предпочитаю пачкать углем, тушью, пером. Так что иногда я рассматриваю свои тексты как просто большие-большие подписи к рисункам. Их уже свыше тысячи в оцифрованной форме, по возможности буду "заливать" в раздел. Но, наверное, нужен отдельный блок, как музыка.либ.

    Отвлекся. Дальше хочешь двигаться (как в компьютерной игре) - преодолевай препятствия, заслужи звание, заработай очки. Очки. Что-то вроде своей валюты должно быть на СИ. Рейтинги? О них разное толкуют. Найти эквивалент. Написал классную вещь - твой персональный счет в банке увеличился. Плохо ведешь себя, гонишь фуфло - штраф. Вот, уже интерес появился. В принципе, можно будет торговать своими и чужими вещами, перекупать, продавать, организовать биржу. Все должно быть как в жизни, тогда жизнь забьет ключом.

    Тьфу! Бред, конечно, Михаил, не обращайте внимания.

    Почему же бред? Ваши мысли весьма оригинальны! Продолжайте, Александр, нам как раз не хватает рассуждений об СИ со стороны, а не "под прицелом камер".

    Если вам так хочется... Относительно валюты. Написал некто какую-то вещь, положил в раздел. Аллах его знает, может это гениальная повесть создана, за которую он золотые горы получит (ха-ха!) или она гроша ломаного не стоит. Но даже ломаный грош - это тоже цена. "Назовите свою цену!" И даже самая разграфоманская рукопись - это труд, то есть товар (потенциальный). Каждый автор худо-бедно предполагает, сколько может "весить" его вещь.

    Вопрос только в том, в каких килограммах, фунтах, унциях ее взвешивать. Можно взять за основу объем, сдавать на вес. Скажем 100 килобайт - 100 у.е. самиздатовских. В зависимости от талантливости произведения применяется коэффициент. Вопрос, кем применяется? Банкиром, то есть тем, кто откроет на "СИ" ЛитБанк.

    Остапа, что называется, несло. Остановлюсь пока на этом.

    Может, у вас появились дополнительные вопросы к Максиму Мошкову? Тогда смело задавайте: поместим их в комментарии к этому интервью!

    У Брэдбери в его романе "451 градус по Фаренгейту" описана ситуация, когда людям приходилось становиться "живыми книгами" и тем самым сохранять преемственность своего духовного развития. Они создали дублирующую систему, потому что обычные книги беспощадно уничтожались. Что если создать "страховочную систему" и на "Самиздате"?

    Если появится возможность каждому владельцу свой раздел сохранять как "первичный элемент", протоячейку общей конструкции, то какие бы напасти ни обрушились на сервер, "СИ" выживет. Это должна быть технология легкого превращения раздела в автономный блок, который даже будучи извлеченным из общего тела, мог бы функционировать и жить самостоятельно. Например, на компакт-диске.

    НАПОСЛЕДОК: РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ

    Интервью у нас получилось, прямо скажем, поставленным с ног на голову. Это, правда, не снижает его ценности. В последнем подразделе задам тот вопрос, который обычно спрашиваю в первом: не расскажите ли читателям о себе?

    О личном? Здесь все скромно. Жил в разных местах Союза, начиная от Прибалтики. Семья военного. Закончил худграф БГПИ в Уфе, учительствовал, Север, кружки всякие, художественные мастерские, редакция газеты, компьютеры, Дворец творчества, студия, материк, странствия, случайные заработки, снова редакция.

    Скоро опять в дорогу. Семейное положение - сложное.

    С детства подсел на фантастику, потом - рок. До сих пор люблю старые супергруппы. Читал много, но бессистемно и бестолково. Для удовольствия.

    То, что осталось в голове, приводит почему-то к глобальному выводу: ну и дураки же мы все. Не так все надо. (Как надо - см. народный роман "ЗУ", "Тропа Алекса Спиро"). Хоть Настя и поет о дураках, которые "знают как", но дурак, если он умка, уже не совсем дурак.

    А вы писали какие-то другие литературные сочинения?

    Нет, других литературных произведений у меня нет. Школьные эксперименты остались экспериментами. Это были комиксы, попытка написания "ковбойского романа". Опять же все это делалось совместно. И очень давно.

    Из опубликованного есть несколько десятков газетных статей, очерки. Пришлось зарабатывать на хлеб пером как внештатный корреспондент. Здесь я хочу сказать доброе слово газетчикам - хоть они не требовали эту окаянную прописку, свидетельства о регистрации. Иначе я бы с голоду ноги протянул.

    А вы упомянули про свои рисунки. Когда успели так много нарисовать? И затем оцифровать? Чему они посвящены?

    Я иногда себя сравниваю с кораблем, днище которого обрастает ракушками. В роли "ракушек" выступают рисунки, всякие выписки из книг, журналов и газет, фотографии, подарки разные люди дарят. Опять же, роман немало весит. А у меня только сумка-планшет походная, да торба заплечная. Треногу вот хочу еще себе купить для этюдов. Невозможно все на себе тащить. Слава Богу, от дискет избавился, перешел на CD-диски. Поэтому все, что можно, оцифровываю, в результате под рукой всегда нужные мне вещи.

    Рисую я быстро, в день пару десятков рисунков могу сделать, наброски, в основном, портреты. Я их рассматриваю как иллюстрации к тропе Алекса. Изодневник такой. Кстати, в связи с необходимостью точно описывать события, пришлось начать дневник. Никогда не мог себя заставить раньше. По мнению некоторых, его читать даже интересней, чем сам роман. Полезная штука.

    Как сказал Р.Эмерсон: "Записывайте на месте: заметка стоит воза воспоминаний". Убедился на собственном опыте. Но иногда мне проще нарисовать, чем выразить что-то словами.

    Я, честно говоря, тоже увлекался роком, правда, исключительно российским...

    Увлечение рок-музыкой - то же самое, что и уход в мир фантастических романов - попытка спрятаться от реальности, своеобразный эскапизм. По младости лет это еще и неосознанный внутренний протест: а идите вы все...

    Мы росли со стойким ощущением неизбежности всемирной катастрофы, термоядерной. Считается, что "Битлз" предотвратили третью мировую. Это была отдушина, это были голоса с другой планеты, с Марса... Началось все с них, с "Битлз". Правда "Роллинг Стоунз" мне нравятся больше, энергетика сильнее, хотя и грубее. Старый добрый рок-н-ролл, что еще человеку надо? Естественно, "Дип пепл", "Юрай Хип", "Пинк Флойд" и т.д, и т.п. Много можно перечислить.

    Позже появился интерес к нашим группам. Но только "ДДТ" могу слушать, остальных не воспринимаю. Ранний "Наутилус", немного "Аквариум". Пожалуй, все. Забавная группа "Ноль". Недавно открыл для себя Настю Полеву. Из-за ее песни "Ветер". "Писала сказочный роман, а вышел сбивчивый рассказ". Там еще про семь границ...

    Люблю классику, джаз. Собираю коллекцию походную, на диск пишу, пока есть возможность.

    Как вам роль странника? Сколько еще собираетесь скитаться? Когда найдете окончательное пристанище и сделаете базовый мировой умка-центр?

    Странником я стал вынужденно, но помаленьку вхожу во вкус. Я ведь Стрелец по гороскопу, а это бродяги еще те. Хотя раньше такого за собой не замечал. Тут большую роль играет роман: я начинаю порой замечать, что некоторые вещи делаю с оглядкой на него. Как там у Ричарда Баха? "Живи так, чтобы никогда не было стыдно, если что-то, что ты делаешь или говоришь, будет обнародовано всему свету - даже если то, что будет опубликовано, будет неправдой". Получается, что сюжет начинает диктовать линию поведения герою, то бишь автору... Забавно, да?

    В результате порой случаются смешные вещи. В Калуге меня занесло в институт социологии. Там, помимо всего прочего, изучают влияние всяких парапсихологических штук на глобальные геопроцессы. В разговоре с директором института проф. Зайцевым я для себя почерпнул немало интересного. Ему, в свою очередь, любопытно было узнать о проекте, Чукотке. Когда же он спросил, ну а что конкретно вы хотите от нас, я возьми и брякни: "Вы ведь как-то воздействуете на мир в планетарном масштабе, а у героя романа задача сдвинуть земную ось. Что бы Вы могли посоветовать в этом случае?" Он с минуту подумал и ответил: "Интересная постановка вопроса..." Жаль, что он торопился на лекцию и мы эту тему не успели развить. А ведь мог, например, посоветовать обратиться к врачу. Вот так превращаем быль в сказку.

    Что касается конечного пункта, не знаю. Может быть, движение на восток продолжится: Аляска, Канада, Гренландия. Или в другую сторону - Финляндия и проч. Вполне возможно, что от всех этих игр (хотя на самом деле это не игры) я просто устану, и в один прекрасный день, набравшись мужества, пойду в какую-нибудь школу учителем.

    Что касается мирового умка-центра, Нью-Васюков во всемирном масштабе... Мне по такому случаю вспоминается анекдот о Василии Ивановиче.

    Петька спрашивает:

    - Василий Иванович, ты ведро водки выпьешь?

    - Выпью, Петька, выпью.

    - Ну а бочку?

    - Не вопрос, Петька.

    - А цистерну водки выпьешь?

    - Выпью.

    Тут Петька делает большие глаза и раздвигает руки:

    - Ну а море водки выпьешь?!

    Василий Иванович вздыхает и говорит:

    - Нет, Петька, не выпью.

    - Почему?

    - Огурцов не хватит.

    Как и наш славный герой гражданской войны могу сказать, что незнание мной иностранных языков и отсутствие солидной материальной поддержки может сказаться на темпе всемирной умкизации. Но я особенно не унываю.

    Как бы то ни было, наш народ не окончательно пропащий - число участников растет. Ведь говорится же: один умка хорошо, а два лучше! А уж если три соберутся...

    Солите огурцы бочками!

    Основные гиперссылки:

    Интервью: Михаил Гаврилов, раздел "Актуальное интервью".


  • Комментарии: 3, последний от 17/04/2003.
  • © Copyright Актуальное Интервью (gavrilovmg@mail.ru)
  • Обновлено: 31/05/2004. 52k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список