|
Виктория Дегтярева: "Основное мое хобби - это общение с интересными людьми"
Виктория Дегтярева - автор СИ с потрясающей лентой френдов :-).
ОБЩИЙ ПОРТРЕТ | О ТВОРЧЕСТВЕ | О САМИЗДАТЕ | НА ДОСУГЕ
| ИЗ КОММЕНАРИЕВ
| ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ОБЩИЙ ПОРТРЕТ
Здравствуйте, уважаемый интервьюируемый! Представьтесь, пожалуйста. Буквально пара-тройка предложений.
Зовут меня Вика. Или Vic - на английский манер :-) Не люблю, когда меня называют полным именем, вообще не люблю официоза... Ну, а подробнее о себе я расскажу ниже.
По старой, доброй традиции, вторым в АИ следует вопрос про город. Где живете? Чем вам нравится этот город?
Живу я в Санкт-Петербурге. Город свой люблю, но без придыхания. Честно говоря, меня немного раздражают громогласные утверждения петербуржцев, сопровождаемые битьем пяткой в грудь, что-де город наш - самый красивый в мире (хотя подавляющее большинство мало где и было), и что все жители остальных городов, стран и континентов должны прямо-таки нам обзавидоваться. Вообще, гордиться тем, что живешь в красивом городе, по-моему, так же глупо, как гордиться любым обстоятельством, не являющимся твоим собственным достижением и достоинством... Это как гордиться тем, что твой предок, допустим, изобрел колесо. Ну хорошо, он-то молодец, а ты тут при чем?
Не расскажете ли немного о себе? Когда родились? Где? Какие-то, возможно, интересные моменты биографии?
Родилась я в мае 1975 года, через несколько дней после широкомасштабного празднования всей страной тридцатилетия победы в Великой Отечественной войне. Мама долго думала, как меня назвать, перебирала множество имен, и ничего ей не нравилось. В конце концов именно отмечавшийся в те дни праздник и подарил мне имя :-) Первые два с половиной года моей жизни прошли в замечательном питерском пригороде Павловске, я до сих пор его очень люблю. К сожалению, помню из того раннего периода очень немногое - крашеные деревянные ступеньки в нашем подъезде, стадион рядом с домом, где меня ужалила пчела, девочка Лена, раскачивающаяся во дворе на тоненьких ножках и поющая: "Шел солдат по улице, пуговицы в ряд"... Когда мне было два с половиной года, мы переехали на Васильевский остров, практически на берег Финского залива, где я и прожила большую часть жизни. Сейчас живу на проспекте Блюхера - совсем не такое романтическое место, как Васильевский, но ко всему ведь привыкаешь :-)
Что же касается интересных моментов биографии, я их стараюсь коллекционировать - на СИ выложены уже два сборника баечек из моей жизни "Жизни дивное соцветье" и "Жизни дивное соцветье-2". Могу еще рассказать немного о своем детстве. В два с небольшим года я научилась читать, в три меня уже было не оторвать от книжек. В игрушки практически не играла - только когда приходили гости, шоколадки не любила - определенно, я была странным ребенком. Родители попытались отдать меня в детский сад, но в первый же день я, перемахнув через низенький деревянный заборчик, сбежала домой, в соседний двор (а дворы в нашем районе, надо сказать, огромные), поднялась пешком на десятый этаж, громко рыдая на каждой лестничной площадке - до сих пор помню это очень хорошо. Минут через десять прибежала зареванная воспитательница - можно себе представить, что она пережила, когда обнаружила, что трехлетний ребенок пропал. После этого знаменательного дня была еще предпринята пара попыток отдать меня в сад, но они не увенчались успехом. Так что детство мое прошло дома, с бабушкой, которая учила меня по программе начальной школы, и когда подошло время мне поступать в школу, родители решили, что в первом классе мне делать нечего, и меня взяли в семь лет сразу во второй. Надо сказать, что все мои способности очень быстро усреднились, и в школе я никакими особыми талантами в изучении наук не блистала, отличницей никогда не была.
Еще хочется добрыми словами вспомнить 27-ю литературную школу, в которой я училась последние два года. Там работал сильный педсостав и вообще было очень интересно. Шесть уроков литературы в неделю, бурные обсуждения литературных произведений - не только программных, но и тех, что нам учитель задавал читать дополнительно, а на переменах - и тех, что никак с заданиями учителя не были связаны... Все девчонки (а в нашем классе учились одни девчонки) были очень начитанными, думающими, многие сами писали - кто стихи, кто прозу... Я в 10 классе собиралась поступать в Университет на филологический, но потом то ли произошел литературный передоз, то ли я просто поняла, что не хочу посвятить всю жизнь разбиранию по косточкам художественной литературы, в общем, я передумала и пошла учиться в педагогический институт на исторический факультет. И не жалею о своем выборе, хотя сейчас остро ощущаю нехватку филологического образования.
Расскажите о своем семейном положении - в самом широком смысле этого слова.
Семья у меня интересная, многосоставная. И у меня, и у мужа это уже второй брак, у нас на двоих трое детей - его десятилетние двойняшки и мой шестилетний сын. Осенью ожидается появление и общего ребенка.
Где вы работаете в настоящее время, чем занимаетесь? Нравится ли вам это занятие? Какие перспективы?
В небольшом издательстве, которое выпускает бесплатный рекламный автомобильный журнал, я совмещаю должности наборщицы, корректора, литературного редактора и журналиста. Причем последние три - чистой воды самозванство. Если набирать тексты - действительно моя профессия (я получила ее еще в школе на УПК), то корректором, редактором и журналистом я стала совершенно случайно. Правила тексты, которые мне давали набирать, вот и нарвалась инициативой на предложение расширить круг деятельности. Не жалею, конечно, потому что брать интервью и редактировать статьи значительно интереснее, чем работать с базой данных, хотя приходится заниматься всем.
Есть ли факты в вашей биографии, которыми вы можете гордиться, о которых хотелось бы поведать читателям?
Самым удачным фактом в биографии я считаю своего сына :-)
Какие у вас существуют положительные и отрицательные черты характера? Как они проявляются в жизни? Например: вы считаете себя общительным человеком? Вам это помогает или мешает?
Основное мое отрицательное качество - это лень. Она вездесуща и всепроникающа, и бороться с ней практически невозможно. К положительным качествам можно отнести то, что я человек мирный, покладистый, не раздражаюсь по мелочам, легко прощаю обиды. Не всегда, конечно, эти качества помогают в жизни... А общительность - это, безусловно, плюс. Я легко завожу новые знакомства, а еще больше люблю, когда они перерастают в старые, проверенные временем. Правда, по-настоящему близких людей у меня совсем немного, и вообще, я не могла бы на сто процентов отнести себя к экстравертам. Мне не так легко близко сходиться с людьми, как это может показаться по моему виртуальному имиджу. Один из пунктиков - я ужасно боюсь показаться навязчивой, переживаю, что общение со мной может оказаться кому-то в тягость. Поэтому стараюсь в друзья-приятели никому настойчиво не набиваться. Вообще, установление по-настоящему искренних дружеских отношений - по-моему, очень тонкий и хрупкий процесс...
О ТВОРЧЕСТВЕ
Ощущаете ли вы себя писателем?
Нет. Поэтом тем более не ощущаю. Я прежде всего читатель. А то, что сама пробую что-то писать - это больше баловство.
Что побудило заняться писательством?
Стихи я начала писать, когда впервые в жизни влюбилась. А случилось это довольно-таки поздно - аж в 20 лет. Тогда мне неожиданное возникновение способности рифмовать строчки очень помогало выплеснуть разрывавшие меня изнутри эмоции. Потом появилась потребность и в прозе - опять-таки, это было прежде всего приоткрытие крышки над кипящим чайником.
Впервые попробовала в школе - той самой, литературной. Мы с подругой начали роман-эпопею об американской действительности 19 века. Причем поначалу это был эпистолярный роман - мы писали друг другу письма от имени наших героинь. Это было очень захватывающе :-) Я до сих пор с нежностью вспоминаю то время, и нашу увлеченность, и робкое выражение девичьих эротических фантазий на страницах той эпопеи...
Второй этап моего "писательства" начался с появлением на Самиздате. Когда кругом все пишут - поневоле заражаешься общей атмосферой :-)
Как долго этим занимаетесь? Чувствуете ли творческий рост или вас коробит от подобных штампов?
Да, чувствую. Во-первых, стала значительно пристальнее обращать внимание на стилистику. Во-вторых, если поначалу я писала исключительно автобиографические баечки, то в последнее время стала пытаться что-то сочинять - для меня это большое достижение.
Хорошо бы вы сами представили свои сочинения читателям. Вам слово!
У меня на разделе лежат совершенно непрофессиональные стихи, переводы моего любимого американского поэта Лэнгстона Хьюза, автобиографические истории, несколько рассказов, которые единодушно признаются всеми женской прозой, а также сказки, написанные в соавторстве с Паулем Госсеном. Сама я наиболее удачными, пожалуй, вещами считаю рассказы "Машка", "Шапка", "Мартовский кот" и сказку "Человек со Звезды". Еще считаю достойными внимания переводы - пусть они сами не столь хороши, но оригиналы безусловно великолепны.
Вы могли бы охарактеризовать свой стиль письма? Не расскажите об этом подробней?
Многие говорят, что это - женская проза. Я предпочитаю термин житейская :-) Я пишу простыми словами о простых вещах. Не люблю вычурности, манерности, искусственности, в то же время и в примитив стараюсь не впадать. Последнее время пытаюсь работать над техникой письма, шлифовать ее так, чтобы вся шелуха убиралась и в тексте оставалось только то, что действительно хотелось сказать, ни словом больше.
Вы задумываетесь о своем авторском имидже? Интересовала ли вас эта тема?
Учитывая то, что я не считаю себя писателем, о каком имидже может идти речь? Скорее, у меня есть на Самиздате общий виртуальный имидж - общительного доброжелательного человека. В общем-то он, наверное, соответствует действительности :-)
Все ли из написанного представлено на СИ, где еще можно прочесть ваши работы?
Больше нигде.
Что бы вы порекомендовали читателям, впервые зашедшим в ваш СИ-раздел? Есть ли вещи, которые, на ваш взгляд, заслуживают немедленной публикации на бумаге?
Немедленная публикация на бумаге никогда не была для меня самоцелью. Конечно, мне будет приятно, если один из моих рассказов появится на страницах какого-нибудь издания. Вот говорят, что я пишу в формате женских журналов. Тем не менее ни один из них пока не предлагал мне публикацию. Я не сильно переживаю по этому поводу. Главное - что у меня есть постоянные читатели, с которыми существует обратная связь. Думаю, это важнее, чем быть где-либо опубликованным.
А что касается рекомендации - начать, пожалуй, стоит с "Машки". А там уж как пойдет :-)
Какое свое сочинение вы считаете лучшим на данный момент: есть ли такое?
На свои сочинения сложно взглянуть объективно. Последние рассказы дороги мне тем, что, как я уже говорила, в них я пыталась что-то придумать, не просто пересказать события из моей жизни. Это "Мартовский кот", "Шапка", "Ньюфаундленд". Из биографических мне нравятся "Машка" и "Замок на холме".
Когда вы впервые вышли в Интернет и как опубликовали свои работы?
Несколько лет назад, когда СИ только появился, кое-какие мои вещицы опубликовала за меня подруга. Но тогда у меня не было регулярного доступа к Интернету и раздел благополучно загнулся. А полтора года назад, осенью 2002, я искала в Интернете переводы стихов Хьюза и по одной из ссылок набрела на СИ. Создала новый раздел, выложила на нем переводы стихов Хьюза. Потихоньку начала ориентироваться в жизни сайта. Как раз в тот момент проходил конкурс "Поэтический слух", я написала письмо Оксане Игнатьевой, стихотворение которой мне понравилось больше всего, она мне порекомендовала авторов, которые ей нравятся - так постепенно появились какие-то зацепки, начали завязываться новые знакомства. Самое забавное, что я забыла логин своего раздела, поэтому первое время ходила и комментировала всех под черным ником. Но в конце ноября логин внезапно вспомнился, я добавила в раздел свои пейджинговые приколы, "Машку", и сразу пошли посещения, отзывы, появились первые френды.
Вы пытались печататься? Вообще имели дело с редакторской братией?
Лично я практически не имела. Наши с Паулем сказки были опубликованы в различных изданиях, но договаривался о публикации он, а не я. Я периодически рассылаю рукописи по журналам, но пока безрезультатно. Видимо, энергии не хватает этим заниматься вплотную, к тому же, как я уже говорила, публикации для меня не самоцель. Да, вот еще коллекция пейджинговых сообщений была опубликована в журнале "Яппи" и двух израильских изданиях, но не по моей инициативе - мне предложили, я согласилась. Мне говорили, что кое-какие байки из сборничка "Жизни дивное соцветье" публиковались то ли в "Вокруг смеха", то ли в "Колесе смеха", но на это у меня разрешения не спрашивали.
Встречались ли вам сетевые (интернетовские) писатели, которых имеют бешеную посещаемость, гениальные тексты и яркий имидж? Можете привести примеры? Существуют ли творческие личности, к которым вы испытываете чувство белой (или, допустим, черной) зависти?
Я считаю, что бешеная посещаемость и гениальные тексты - абсолютно не связанные друг с другом вещи. Вообще, посещаемость не производит на меня никакого впечатления. Что же касается гениальности, я остерегаюсь давать подобные определения. По-настоящему талантливые, яркие, запоминающиеся тексты, конечно же, встречались. А творческим личностям я завидую многим - тому, что у них есть способности и возможности творить. Но это, безусловно, белая зависть. К тому же она стимулирует, побуждает что-то делать самой.
Да и вообще: что делать молодому писателю, который считает себя талантливым, чтобы его заметили, есть ли какие-то общеприменимые рекомендации?
Да, конечно. Не лениться, заходить к собратьям по перу, оставлять комментарии. Не только хвалебные - они могут быть и критическими, но обязательно по тону доброжелательными и корректными. Это мой личный опыт, он мне помог в свое время освоиться на просторах СИ. Конечно, можно создать себе и скандальную популярность, ругаясь на общих форумах, допустим, - это другой путь, кому что нравится, в общем.
Есть ли у вас творческие планы?
Планов у меня нет. Жду какой-то зацепки, вдохновения, может, фраза случайно подвернется, из которой появится образ, сюжет - у меня получается писать только так.
Есть ли какая нибудь мечта? К чему вы стремитесь в творчестве?
К глубине и психологичности. Очень хотелось бы научиться смешивать тот идеальный коктейль смешного и грустного, веселого и серьезного, который меня саму привлекает в художественных произведениях.
Ответьте на вопрос, который задают многим авторам, но редко получают ответ: "Зачем вы пишете"?
По-моему, ответ напрашивается сам собой - чтобы читали. Без читателей неинтересно. Но и сам процесс, конечно, затягивает :-)
О САМИЗДАТЕ
Что думаете в целом о сайте?
Я считаю его родным домом, местом, где есть друзья, которые всегда поддержат.
Имели ли вы возможность сравнивать СИ и, например, проза.ру, КЛФ или какой-нибудь другой литературный сайт? Если были еще где-нибудь, то сравните.
Была на Литсовете, мне там не понравилось. Может, просто энергии у меня не хватает осваивать разные ресурсы, все, что сочиняю, выкладываю на СИ, мне этого достаточно.
В одном справочнике "Интернет-ресурсы" я прочел, что "Проза.ру - сайт графоманов". Очевидно, автор написал бы также и про СИ, но не знал о существовании сайта. Многим авторам "Самиздата" подобное отношение не дает покоя. Что вы думаете по поводу сложившейся ситуации?
Живите сами и дайте жить другим. Вот, собственно, все, что я по этому поводу думаю :-)
Как давно вы "живете" на Самиздате? Изменилось ли ваше отношение к сайту за это время? Было ли когда-нибудь восхищение Самиздатом или такого никогда не наблюдалось?
Было и есть. Правда, конечно, отношение стало спокойнее, былой энтузиазм слегка улетучился. Если в самом начале я неустанно бродила по страничкам авторов, находила для себя все новых и новых интересных личностей, но теперь редко высовываю нос за пределы собственной френдленты. Ну, еще стараюсь заходить с ответными визитами к заглядывающим ко мне на раздел новым людям. А живу на Самиздате я уже больше полутора лет.
Как старожил (если старожил) какие вы видите тенденции на samlib.ru на сегодняшний день? Что изменилось на сайте по сравнению с ситуацией годичной давности, двухгодичной давности?
Появляются новые люди, возникают идеи новых конкурсов - это нормально. Не всегда мне эти идеи и эти люди близки, ну так ведь никто же и не вынуждает меня принимать участие в не устраивающих меня проектах или тесно общаться с неинтересными мне личностями, правильно? За что я люблю Самиздат - это за то, что здесь каждый может найти свою нишу и благополучно занять ее.
Какими вы видите перспективы Самиздата? Есть ли они? В чем заключаются?
Хотелось бы, чтобы при естественной текучке участников, основные принципы функционирования СИ оставались теми же. Думаю, будут приходить новые авторы, появляться новые идеи - это естественно.
"Актуальное интервью" планируется для новых авторов Самиздата, тех, кто совсем недавно пришел на сайт. Некоторое время назад я был одним из них и хорошо помню свои метания по чужим авторским страничкам, удивление от обнаружения форумов и прочие "открытия". А что бы вы посоветовали новым авторам?
Опять-таки, могу поделиться личным опытом. Для меня точкой отсчета стали рекомендации понравившегося мне автора. Ни в одной из ее рекомендаций я не разочаровалась. Дальше уже искала сама: по мельканиям в бороде, по зацепившим комментариям, по топам 30 заинтересовавших меня людей. Откровенно слабые вещи читать практически не приходилось по той простой причине, что я никогда себя не насилую. Не нравится - не заставляю себя дочитывать и молча удаляюсь. Не ставлю при этом плохих оценок и ругательных комментариев - зачем?.. Зато если уж зацепило, проняло, тогда не скуплюсь на восторженный отзыв. Если при очевидных достоинствах вижу и недостатки - пишу об этом, но в корректной форме. Авторы, работающие над собой, конструктивной критике всегда только рады.
А будете читать, комментировать, делиться интересными наблюдениями, аргументировано выражать свое мнение - и к вам на раздел обязательно читатели потянутся.
Как вы осуществляете на СИ поиск литературы, достойной, по вашему мнению, прочтения?
На этот вопрос я уже частично ответила выше. Из всех рейтингов в свое время обращала внимание отчасти только на рейтинг экспертов. Еще всегда с интересом изучаю топ-30 авторов, творчество которых ценю.
Как быть, допустим, с откровенными графоманами? Или с людьми, которые критикуют любого автора только чтобы побольше помелькать в комментариях?
И на этот вопрос я уже отвечала. Живите и дайте жить другим. Пускай себе развлекаются, как хотят, ради бога, зачем с ними нужно что-то делать?
Как вы относитесь к своей популярности на СИ - рейтингу посещаемости, оценкам? Мне все-таки кажется, что любой автор неизбежно просматривает статистику своего раздела (хоть может утверждать и обратное) и внимательно следит за цифрами.
Вы знаете, для меня значительно важнее, чем рейтинги и оценки, живое общение. Когда ко мне на раздел заглядывает новый для меня автор и оставляет какой-то комментарий. Завязывается знакомство, зачастую очень интересное и для меня, и для него. Человек становится моим постоянным читателем, а я - его. Вот это - здорово. А рейтинги, оценки - тщета и суета.
Итак, вы создали свой раздел на Самиздате. Нашли на СИ единомышленников?
О да :-)
С кем из интересных людей вам удалось встретиться на СИ?
О, на этот вопрос я, к сожалению, даже не могу ответить толком, потому что таких людей слишком много. У меня 92 френда, и все они, без сомнения, очень интересные люди. А вообще, интересных мне авторов и собеседников на СИ значительно больше. Отдельно стоит сказать о тех, с кем я знакома лично. Мне довелось побывать на нескольких встречах СИ в Москве, а также я один из завсегдатаев и самых преданных участников питерских самиздатовских встреч. Почему я на них хожу? Да потому что где еще пообщаешься с такой замечательной компанией умных и разносторонних личностей! :-)
В каких СИ-мероприятиях вы участвовали?
В нескольких конкурсах - и в качестве участника, и в качестве члена жюри, а также, как я уже говорила, регулярно хожу на встречи самиздатовцев.
Может быть, порекомендуете какие-нибудь сочинения СИ-авторов читателям интервью?
Ох... боюсь кого-то обойти вниманием и по рассеянности забыть, но попробую перечислить самых-самых для меня авторов, которым я чрезвычайно благодарна, потому что без их произведений моя жизнь была бы, безусловно, бледнее. Самый любимый мой автор на Самиздате - да и не только на Самиздате - это Аделаида Фортель. Я не устаю удивляться тому, как ей всегда так потрясающе удается выхватить из жизни все самое яркое, сочное, интересное и так описать, что просто дух захватывает, - по-моему, это просто фантастика! Одним из самых зрелых и состоявшихся авторов, несмотря на не слишком еще солидный возраст, я считаю Михаила Меро. Особенно утвердилась в этом мнении, прочитав его "Сладчайший лес несознания" - до сих пор нахожусь под впечатлением. Очень люблю тонкую психологичную прозу Сергея Малицкого. Пронзительно и проникновенно пишет Андрей Чередник. Потрясающий фантазер и замечательный стилист Воратха. Очень интересный и удивительно разноплановый автор Сергей Панарин. Необычайно тонко и душевно пишет Светлана Валериановна Оболенская, до сих пор ее новый рассказ "Шанхайский Юра" не идет у меня из головы и сердца... Замечательным юмором и ироничностью наполнены рассказы Леонида Свердлова. Паша Сухобрус - удивительный талант, каждая деталь у него в тексте ювелирно подобрана и обработана. Большой мастер смотреть в корень, отсекая все наносное, Саша Брехунов. Настоящую мужскую прозу в самом лучшем ее проявлении пишет Игорь Негорюй. Добрые, светлые и лиричные рассказы у Иры Турчиной. Особенно люблю ее автобиографичный цикл о девочке Ирке: прочтите его, и вы побываете в детстве :-) Один из лучших сатириков и юмористов на СИ - Женя Демченко. При том, что я не самая большая поклонница фэнтези, не могу не отметить потрясающе талантливые произведения в этом жанре Алекса Тивирского - если бы все авторы фэнтези писали так, я бы, вполне вероятно, переменила свое мнение об этом жанре в целом. Правда, его фантастические вещи мне все равно, честно говоря, нравятся больше :-) Очень интересные, запоминающие образы и сюжеты создает Андрей Штиль. Вот последний его рассказ 'Девять знаков после запятой' оставил огромное впечатление. Профессиональная гуманистическая проза у Елены Клещенко. Интересные, яркие, самобытные авторы Виктор Дачевский, Ринат Мусин, Фред Адра, Даша Булатникова, Лена Навроцкая, Сергей Палий, Юля Сиромолот, Алекс Гарридо, Влад Русанов, Елена Александрова... Отдельно хотелось бы отметить авторов, которые создают замечательные детские произведения - Александр Парфе, Варвара Дегтева, Леонид Сорока. А о моих поэтических пристрастиях лучше всего узнать из подборки "Любимые стихи", вывешенной в моем разделе. Там есть и ссылки на самиздатовских поэтов, чьи строки оставили след в моей душе.
А как насчет недостатков Самиздата?
Недостатки есть везде. Что касается организационных моментов - я пока не натыкалась ни один, который заставил бы меня поморщиться от раздражения. Конечно, расстраивает, когда талантливые яркие люди начинают ругаться друг с другом, теряя достоинство. Я скандалы очень не люблю и стараюсь обходить их стороной - в них все равно никогда не родится истина, только будут затоптаны более слабые и впечатлительные участники.
На СИ разработан определенный инструментарий (форумы, рассылка новостей, внутренние конкурсы, всевозможные рейтинги, раздел "Инфо")? Что вам кажется наиболее важным из перечисленного, чего не хватает?
Рейтинги - это спортивно, пусть они зачастую и необъективны. Раздел "Инфо", безусловно, очень полезен для всех участников, особенно новичков. Конкурсы подогревают интерес к сайту, это азарт, адреналин и очень хорошая школа. В общем, думаю, что весь инструментарий, существующий на СИ, разумен и полезен. А чего хотелось бы - больше нефантастических конкурсов, а также поэтических. Очень жаль, что конкурс "Поэтический слух" был единственным...
На сайте, бывает, случаются ссоры "эмигрантов" и "патриотов"...
Так как я не отношусь ни к одним, ни к другим, мне эти ссоры, в сущности, безразличны.
Чем вы объясните большое количество взаимной критики на Самиздате? Есть ли из этого положения какой-либо выход? Или это - нормальный процесс?
Если честно, я большого количества взаимной критики даже и не замечала... Ну, вот на конкурсах разве что. А вообще - наверное, это естественное желание сказать "сам дурак", что ж в таком положении удивительного?..
Согласны вы ли с формулировкой Сергея Серегина - "Самиздат - это протоплазма" или более оптимистично (пессимистично) смотрите на сайт?
У каждого, наверное, есть своя формулировка... Мне кажется, что Самиздат - это отличная школа для тех, кто хочет чему-то научиться, и хорошая тусовка для тех, кто хочет пообщаться с творческими интересными людьми.
Лично меня, допустим, удручает на СИ бодрое пинание авторами друг друга в центральных форумах, и стойкая убежденность, что любой скандал приносит увеличение посещаемости раздела. А вы что думаете по этому поводу?
Я не хожу на центральные форумы и избегаю скандалов. Мне кажется, что скандальная популярность и популярность, заработанная хорошими текстами и доброжелательным отношениям к другим авторам, - совсем разные вещи. Каждый выбирает для себя сам, какой дорогой ему идти, вот и все.
Может быть, у вас есть конкретные предложения по улучшению структуры, интерфейса СИ?
Нет, я в этом деле полный чайник :-)
Какими вы видите перспективы в целом сетевой литературы?
Не думаю, что она полностью заменит бумажную, но то, что со временем бумажные публикации перестанут быть целью номер один каждого автора - мне кажется, очевидно.
Что, на ваш взгляд, более не хватает на СИ: хороших конкурсов (может быть, по прозе), сильных писателей или активных авторов СИ, желающих улучшить обстановку на сайте?
Первого и третьего. Причем это тесно взаимосвязано. Людей, которые могли бы четко и организованно провести конкурс, на СИ катастрофически мало. Отсюда все и последствия... Я и сама, к сожалению, из-за своей природной лени и инертности, к ним не отношусь.
Какие вы видите пути увеличения посещаемости СИ в целом? Есть ли у вас конкретные предложения?
Нет. К сожалению, я не специалист-маркетолог :-)
Если бы вам дали 1000000 долларов и сказали: "Потратьте с пользой дела на сетевую русскоязычную литературу" - как бы вы распорядились этой суммой?
Ну, если заниматься маниловщиной - хотелось бы помочь стать известными широкому кругу читателей ряду очень талантливых авторов. Издать книги, обеспечить широкую рекламную кампанию... Но это все очень сложно, конечно.
НА ДОСУГЕ
Все-таки, хотелось бы больше о вас узнать, просто как о человеке - со своими интересами, увлечениями, образом мыслей. Какие у вас литературные пристрастия? Не назовете любимых писателей, произведения? Что читаете? Как много, как часто? Кто и почему нравится?
Читаю в последнее время реже, чем раньше: работа, семья, общение в сети - все это отнимает время. Любимых писателей много. Первый автор, чьи книги полностью погрузили меня в свой мир, был Ремарк. Он, наверное, и остается до сих пор самым любимым. Еще я люблю Кундеру, Фаулза, Брэдбери, Гари, Апдайка, Уайлдера, Зюскинда, О.Генри. Из русскоязычных авторов - Довлатова, Тэффи, Булгакова, Севелу, Рубину, Улицкую, Пелевина, Иванова. Из драматургов - Шекспира, Шварца. Самый любимый мой детский автор - Астрид Линдгрен. Еще очень хороши сказки Эдуарда Успенского. Чтобы отвлечься и развлечься, с удовольствием читаю детективы - Акунина, Хмелевской, Кристи, Дика Фрэнсиса.
В настоящее время видите ли вы ваших ровесников, писателей, с которых стоило бы брать пример, на которых следовало бы равняться?
Да. Первое имя, которое приходит на ум, это Алексей Иванов. Не так давно совсем случайно попалась на глаза рецензия на его книгу "Географ глобус пропил". Я очень заинтересовалась, купила книгу и была просто потрясена - в ней аккумулировано именно то, что я так ценю в литературе. Он пишет о самом обычном, повседневном, и в то же время о главном. До колик смешно, до слез грустно и потрясающе проникновенно.
Также, если говорить не о ровесниках, но о современниках, я люблю творчество писательниц Дины Рубиной, Людмилы Улицкой, Виктории Токаревой, Татьяны Толстой.
Какие писатели на вас оказали наибольшее влияние? Из классиков, из современных?
Если трезво смотреть на мои последние вещи, то, наверное, Токарева - как-то получается, пожалуй, у меня в ее стиле писать. Пусть не дотягиваю, но тенденция налицо :-) Конечно, не мог не повлиять авторский взгляд на мир Ремарка. Хотелось бы со временем увидеть в своем творчестве влияние Тэффи и Дины Рубиной.
Читаете ли вы журналы и газеты? Если читаете - то какие? Почему именно эти?
Почти не читаю. Иногда - журналы о культурной жизни города. Когда нужно выбрать, куда пойти в кино, в театр, какие книжные новинки на прилавках появились и т.д.
О книгах мы уже вроде поговорили, а вот такой вопрос: любите ли вы путешествовать, отправляться в новые места?
Да, очень люблю, но, к сожалению, не хватает для путешествий финансовых возможностей. Из всех заграничных поездок больше всего понравилась неделя в Праге. Фантастически красивый, сказочный город. Еще очень запомнилась поездки в Стокгольм и в Таллинн. Вообще, люблю старинные узкие улочки, дома с черепичными крышами, готические соборы... Древность - это то, чего не хватает мне в родном городе.
Как вы проводите отпуск, бывает ли он у вас? Если бывает, то что делаете: отправляетесь на юг, загорать или садитесь за комп и начинаете ваять очередную нетленку?
Смешно сказать, но загорала я на юге всего два раза в жизни. Один раз в возрасте шести лет родители вывезли меня в Адлер, и там я на второй день отдыха заболела ветрянкой и торчала на турбазе почти все время родительского отпуска. Очень обидно было. После этого я много лет бредила морем, и вот наконец в позапрошлом году мы с мужем съездили отдохнуть в Турцию. Приятно, конечно, но мне не хватило новых впечатлений. Экскурсий было не так уж много, а просто так валяться на пляже, как оказалось, мне довольно-таки скучно. Поэтому теперь я хочу, если будут деньги, проводить отпуски в более активных путешествиях - столько еще стран на карте, в которых я мечтала бы побывать...
Много ли вы путешествуете по стране, миру?
Что касается страны, но совсем немного - в основном езжу в Москву :-) Люблю этот город, в отличие от многих петербуржев. Она совсем не похожа на Питер, но это ведь и хорошо! :-) Мне нравится ее живописная эклектичность.
Смотрите ли телевизор, какие передачи? (Есть кстати, принципиальные противники ТВ).
Я, пожалуй, как раз к противникам и отношусь. Не то чтобы принципиальным, просто мне неинтересно то, что показывают по ТВ. Изредка смотрю фильмы. Хорошие - неважно, советские они, французские или американские. Вот, в последний раз, кажется, посмотрела "Догвилль" - потрясающее впечатление он на меня произвел. Еще смотрю фигурное катание, а больше, пожалуй, что и ничего.
А современное кино, в первую очередь, французское, вас интересует? Или вы считаете, что американское лучше?
Я считаю, что в каждой стране умеют снимать хорошее кино. И в Голливуде тоже, хотя там и выпускают в массе своей штампованную посредственность. Я в последнее время не очень много фильмов смотрю, но хожу иногда в кино, изредка покупаю диски... Из последних запомнившихся фильмов - немецкий "Гудбай, Ленин" очень хорош, Рогожкинская "Кукушка" огромное впечатление произвела. Самые любимые голливудские фильмы - "Тутси", "Форрест Гамп", "Весь этот джаз", "Кабаре", романтическая комедия "Вам письмо". Французские - 'Амели' и 'Мужчина и женщина'. Еще, помню, совершенно потрясла в свое время "Гибель богов" Лукино Висконти. А самый, наверное, любимый фильм - чешский "Коля". В общем, как видно, у меня очень интернациональные кинематографические предпочтения :-)
Что из музыки наиболее интересует - тяжелый металл или классика? Может, группа "Кино" является вашей любимейшей? Или "Машина Времени"? А может, Егор Летов нравится из "Гражданской Обороны" или группа "Високосный год"? А вот, например, Александра Башлачева слушаете? Или Моцарт - единственная отдушина? Расскажите о своих музыкальных предпочтениях.
Во-первых, я битломанка со стажем :-) Битлз полюбила в школе, в 10-й классе это переросло в легкую форму мании - собирались везде тексты песен, фотографии, покупались книжки, ну, и, разумеется, сами песни заслушивались до дыр :-) Прошли годы, но любить я их меньше не стала, только любовь превратилась в более спокойное, ровное чувство, без ажиотажа и юношеской восторженности :-) Еще с удовольствием слушаю Dire Straits, Queen, Cranberries, R.E.M., Crowded House, U2, Стинга, Фила Коллинза, Брайана Адамса, Шаде... Русский рок - Кино, Чайф, Чиж, Сплин. Еще очень люблю народную ирландскую музыку, направление фолк-рок уважаю, реггей греет душу. Блюзы - это тоже давняя любовь, кстати, они были одной из тем моего диплома :-)
Сколько времени в день вы проводите в Интернете?
Вечером часа два, на работе в перерывах между боями сижу :-)
Авторы СИ, обычно, весьма разноплановые личности - кто в походы ходит, кто театральную студию ведет, кто - в самодеятельности, а кто - и театром руководит. А у вас - есть хобби (два, три)? Или времени на это совершенно не хватает?
Основное мое хобби - это общение с интересными людьми :-)
Многие (например, я) все болтают заунывно о преимуществах и недостатках бумажной и сетевой литературы. А вас этот вопрос интересует?
Я считаю, что у каждой есть свои преимущества и недостатки. Мне лично значительно приятнее держать в руках книгу, чем читать текст с экрана. Кроме того, опубликованные тексты проходят редакторскую и корректорские правки (пусть зачастую они и не слишком качественны). И все-таки - это более готовый к употреблению продукт, нежели тексты, опубликованные в сети. С другой стороны, я прочла на Самиздате множество потрясающих вещей, которых не нашла бы на прилавках книжных магазинов. Кроме того, одно из очень крупных преимуществ сетевой литературы - это обратная связь. Читатель может оставить отзыв автору, автор ответить на него - мне кажется, это очень важно.
Когда в последний раз были в кино? В театре? Как вообще проводите свободное время?
В кино была вчера, смотрела романтическую комедию "Законы привлекательности". Ничего особенного, но вполне приятная вещица :-) В театре была на прошлой неделе, ходили с подругой на пьесу "Старший сын" в Ленсовета. Мне этот спектакль в свое время посоветовал Саша Брехунов, за что я ему очень благодарна. Вообще, я не заядлая театралка, но стараюсь ходить в театр не реже, чем раз в полгода. Иногда и почаще удается выбираться. Вот эта весна была урожайной - я побывала на постановке "Входит свободный человек" в Русской Антрепризе и наконец-то попала на Гришковца, о чем мечтала уже несколько лет. Надо сказать, он полностью оправдал мои ожидания - совершенно потрясающей энергетики человек и удивительный талант.
Вы общительный человек в жизни (не в Самиздате)?
Скорее да, чем нет. Хотя круг моего общения и не слишком широк.
Как вам удается сочетать работу и активную литературно-сетевую деятельность?
У меня рабочее место за компьютером, на работе выделенка - вот и пользуюсь потихоньку :-)
Ну, а в итоге, из чего состоит ваша повседневная жизнь? Как ощущаете течение жизни?
Очень часто в прошлом ощущала себя стоящей на берегу, в то время как жизнь протекала мимо. Не слишком приятное ощущение, надо сказать... Стараюсь с этим бороться. Сейчас жду ребенка - чувствую прилив :-)
ИЗ КОММЕНТАРИЕВ
1. Почему у вас так много френдов? Вы их различаете между собой? :-) Каким образом обычно происходит процесс "зафрендки", то есть, как (и почему?) с вами "френдятся" другие авторы? (Задаю, разумеется, вопрос из зависти :-) ).
Видимо, потому, что я общительный человек. Раньше очень активно заходила в гости на разделы других авторов, комментировала - так и обзавелась широкими дружескими связями на СИ :-) А почему со мной френдятся другие авторы - это, наверное, к ним вопрос? Наверное, потому, что я им чем-то интересна? :-)
Насчет различения - конечно, различаю :-) У Иры Чудновой, которая, кстати, значительно превосходит меня числом френдов, есть замечательный текст "Субъективно о френдах" - если бы не лень, на которую я уже успела пожаловаться, обязательно бы написала что-нибудь в этом роде. Мои френды этого заслуживают :-)
2. Что за песню пела девочка Лена из вашего детства: девочка Лена, раскачивающаяся во дворе на тоненьких ножках и поющая: "Шел солдат по улице, пуговицы в ряд"... Есть такая песня
У солдата - выходной, пуговицы в ряд!
Да-да, именно эту песню она и пела. А уж был ли у нее свой вариант текста или я в свои два года неточно запомнила слова - выяснить уже, думаю, за давностию лет невозможно :-)
3. Как знатный интервьюер, хотел бы спросить о вашей работе - у кого вы берете интервью для бесплатного автомобильного журнала? Позволила ли вам работа блестяще разбираться ныне в автомобилях? Есть ли у вас автомобиль? Если нет, собираетесь ли приобрести? Ну, и вообще - что там в этом журнале печатают? И какие трудности при интервьюировании у вас происходят (или не происходят).
У нас рекламный бесплатный журнал, в основном, публикуем в нем рекламные модули различных автомобильных фирм. Из относительно некоммерческих рубрик в журнале есть только две - "Топ-менеджер" и "Эксперт". Я веду рубрику "Топ-менеджер" - встречаюсь с представителями руководства крупных автомобильных фирм, они рассказывают о себе, о специфике работы, о своей компании. Конечно, мне не позволяет эта работа блестяще разбираться в автомобилях, но кое-какие нюансы в деятельности автомобильных компаний я стала различать в последнее время :-) А сложностей особых нет, вот разве что иногда так получается - приходишь разговаривать с человеком, а он явно "не в теме". Путается, на элементарные вопросы ответить толком не может. Потом выясняется, что его на эту должность назначили полторы недели назад, а до этого он занимался продажей продовольствия :-) Но такие случаи, впрочем, редко бывают.
4. И еще хотел задать вопрос о встречах авторов СИ в реале. Сам я, к сожалению, не участвую в этих мероприятиях, и хоть пообещал Александру Брехунову обязательно осенью придти на ваши встречи, но вот не смогу. Поверьте, не от того, что не хочу. Чтобы было легче, считайте, что я - одноногий и стесняюсь. :-) Но узнать про эти встречи (и поведать читателям АИ) мне крайне интересно. И если я примерно представляю себе, как происходят СИ встречи в Питере: (заводилы, как я понимаю, трое - вы, Некто и Воин Зла, или ошибаюсь?),
Да сейчас уже, пожалуй, не идет речь о заводилах. Скорее, о людях, которые ходят на встречи регулярно - это, помимо перечисленных троих, Световы, Рыбалкины, Оля Жакова, Леонид Свердлов, а также тех, кто присоединяется к нам периодически - Наташа Савицкая, Галя Толмачева, Юля Кирюкова (Юлик) и другие. Несколько раз мы принимали у себя дорогих гостей из других городов и стран - встречались с Ирой Чудновой, Ирой Дедюховой, Хилиной Кайзер, Сергеем Панариным, Нико Чуксиным, Настей Ермолинской... Юлич, когда приезжает из Зеленограда, обязательно приходит на встречи.
то вот - как происходят московские встречи - даже и не догадываюсь! Вроде, сам ММ иногда "командует парадом"? И кто - самые активные "реалисты" в Москве. (Если долго рассказывать, дайте пару ссылок).
В Москве в основном самиздатовцы встречаются "по поводу" - когда кто-то приезжает и выражает желание пообщаться с людьми в реале. Те встречи, на которых я была, организовывали Ад Скодра и Ира Белояр. Вообще, существует на СИ раздел "Самиздат-Москва", на котором можно посмотреть отчеты о московских встречах и фотографии.
Ну, и я уже спрашивал об этом Николая Чуксина, но повторюсь - как происходит неизбежное разрушение виртуального образа автора СИ при встрече с ним в реале? (Только не отвечайте - сам попробуй, чего спрашивать!)
Разрушения не происходит, происходит какое-то дополнение, пожалуй. Иногда бывает, человека представляешь внешне по-другому, но его манера общаться, чаще всего, соответствует той, которой он следует в виртуале. В реале приятнее общаться, пожалуй, тем, что, во-первых, видишь глаза собеседника, а во-вторых, можно поговорить о том, о чем, бывает, недосуг или неудобно общаться на СИ.
5. Кто такой Пауль Госсен (ваш соавтор)? Это - ник? Это - тайна? В любом случае, поясните, как сочтете нужным. Почему вы совместно сочиняете сказки? Как происходит ваше совместное творчество? Вы - придумываете сюжет, он - детали? Или наоборот?
Думаю, что не имею полномочий распространяться о личности Пауля - он и сам может о себе рассказать - например, в рамках данного проекта :-) Мы с ним познакомились на СИ в прошлом году, у нас возникла идея совместно написать рассказ на конкурс "БесСознательного" - результатом мы были оба довольны и написали с тех пор еще несколько сказок. А как происходит соавторство - да по-разному. Чаще генератором идей бывает Пауль, у меня-то с ними всегда туговато :-)
6. В рамках ЛА было интервью с Роем Ежовым и в коммах http://samlib.ru/comment/a/aktualxnoe_i/37l4мы обсуждали возможность восстановления конкурса "Поэтический слух". Как думаете, это возможно? Так и хочется спросить - "Не хотите ли вы стать организатором-вдохновителем"? Но, думаю, что сейчас - это трудно, но, может быть, в своей гостевой затронете эту тему? Как выясняется, многие сетуют на отсутствие конкурсов поэзии и главной причиной видят отсутствие ключевой фигуры. Что думаете по этому поводу?
Мне кажется, для того чтобы быть организатором-вдохновителем, нужно быть или самому талантливым поэтом, или тонким знатоком поэзии, а я не могу себя отнести ни к одной из категорий. Потом, я уже говорила, у меня плохо получается быть организатором - в свое время даже из председателей совета отряда в школе выгнали из-за отсутствия организаторских способностей. А возродить конкурс - конечно, это было бы здорово. Прошлый проводила Ира Чуднова, с тех пор она не раз начинала разговор о том, что неплохо было бы провести второй, но пока, видимо, у нее возможности нет этим заняться...
Ну, навскидку такой вопрос - почему не все 92 френда вышли на комментарии?
Не все считают нужным оставлять комментарии, я полагаю. К тому же это интервью не появилось у них в ленте френдов :-)
Теперь обычный вопрос - что обсуждают у вас в "Чай? Кофе? Потанцуем"?
Какие-то повседневные темы - спонтанно что-то возникает и обсуждается.
Каково там общее кол-во коммов?
Кажется, больше восьми тысяч - я точно не помню
Может, временно перенесете форум сюда?
Это сложно сделать - френды мои люди вольные, к чайной они привыкли - там им уютно. Это как сообщить людям, что их любимый ресторанчик за углом временно переехал - народ не поймет :-)
И еще вопрос по интервью - вы бесплатно их берете? (интервьюируемым ведь не платите?)
Конечно, не платим. Это ведь пиар - очень мощная штука :-) А мне за них платит редакция.
А где проходит интервью - в кабинете? У вас есть диктофон? Потом расшифровываете?
Да, именно так все и происходит :-)
Я-то понимаю, что брать виртуальные интервью удобней. По сути дела, я не думаю, что где-то в Рунете есть больше виртуальных интервью, чем в АИ. Но, пока не заболтался, повторюсь - расскажите о вашем процессе интервьюирования. Это - очень интересно!
Так а что рассказывать? Предварительно договариваюсь, потом прихожу, задаю вопросы - в основном, стандартные, иногда еще что-то по ходу разговора возникает.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Итак, вы создали свой раздел на Самиздате, определенное время живете на сайте. Что из нижеперечисленного является для вас самым большим плюсом Самиздата. Не могли бы вы выбрать пять наиболее важных (именно для вас!) пунктов.
На СИ я пришел для того, чтобы:
У меня получилось
1. Познакомиться с интересными людьми,
4. Повысить свой литературный уровень,
5. Найти настоящих друзей и знакомых,
6. Получить отклики читателей о своих работах,
10. Реализоваться в виртуале,
Итак: напишите вопрос, который вы бы хотели увидеть в собственном интервью (или в коммах к нему), но так и не обнаружили.
И дайте, пожалуйста, на него ответ.
Знаете, когда я работала в пейджинговой компании, у нас была такая сотрудница, которая с завидной регулярностью набивала сама себе сообщения: "Деточка, тебе пора на работу!" "Деточка, не забудь нас полить. Твои корешки" и т.д.
Подозреваю, что все-таки задавать самой себе вопросы и отвечать на них - это больше было бы в ее стиле :-) Мне, к сожалению, так не раздвоиться :-)
Александр Просвирнов
а) Г.Остер говорил однажды, что не может написать ни строчки, если по головам у него не скачут пять детей. Маяковский, случайно проговорившись соседке в поезде, назвал себя "облаком в штанах" и очень переживал, что выдал "секрет" из своих рабочих пометок: А вы делаете какие-то "заготовки"? Помогает ли это? В какой обстановке лучше пишется? Хочется ли потом снова и снова править сделанное? Не утрачиваете ли интерес к ранее написанному Вами?
Заготовки не делаю, но многие мои рассказы вырастали из случайно появившихся в голове фраз. Например, как-то шла за ребенком в садик и в голове всплыло: "Он смотрел на нее глазами собаки". Подумала - что-то в этой фразе есть такое, эстетско-декадентское. Пожалуй, подойдет для зачина какого-то текста. Так родился "Ньюфаундленд" :-)
Пишется лучше всего в обстановке полной тишины, когда я дома одна и никто меня не отвлекает. Или все уже спят :-) Править хочется, но до поры до времени - пока текст еще не отлежался, первые несколько дней, максимум - пару недель. Потом уже он как-то остывает и монументализуется, я могу только какие-то мелкие правки в него внести - в основном стилистические, перекраивать сюжет уже рука не поворачивается.
б) Когда инженер Гарин захватил свой Золотой остров, тут же появился фокстрот "Бедный Гарри", а на фоне смехотворного российско-украинского, так сказать, конфликта из-за Тузлы, на Украине немедленно сочинили какой-то мюзикл на эту тему. Как Вы относитесь к авторам, которые таким образом оперативно откликаются на желания власть имущих? Вам не приходилось творить по политическому заказу (хотя бы местного или даже местечкового уровня - в общем смысле, не "мiсто" имеется в виду)?
Пускай себе откликаются - это их выбор. Лично я, правда, не люблю такого. Даже не то что откликания на желание власть имущих - а вообще, случилось какое-то событие, и тут же на СИ появляются стихи, очерки, заметки на его тему с броскими заголовками - чтобы люди кидались по свежим следам читать. Это, конечно, очевидный способ завоевать популярность, но, на мой взгляд, слишком уж дешевый. Впрочем, я таких людей не осуждаю, просто сама так никогда не делаю. Да к тому же у меня для актуальных тем есть Живой Журнал :-)
в) Из отечественных писателей-классиков двое (Чехов и Булгаков) имели дипломы врачей, и профессиональная деятельность наложила определенный отпечаток на творчество. А у Вас в процессе повседневной деятельности часто возникают мысли, что тот или иной эпизод можно использовать в творческой переработке для создания нового произведения? Фиксируете ли Вы такие вещи на бумаге? Раскройте, если это не тщательно оберегаемая тайна (как у Маяковского), некоторые секреты Вашей "творческой лаборатории"...
Я пока практически не использовала в своих рассказах профессиональные мотивы. Зато щедро в них всегда добавляю какие-то элементы своей биографии или знакомых. Даже если это целиком и полностью вымышленная история, все равно эпизод-другой или штрих к характеру или еще что-то взято в ней из подсмотренного мной в реальной жизни. Поэтому, наверное, мне часто говорят, что я так жизненно пишу :-)
Интервью: Михаил Гаврилов, раздел "Актуальное интервью".
|