Актуальное Интервью: другие произведения.

Аделаида Фортель: "Cлава богу, что среди моих героев нет кровавых маньяков"!

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 11, последний от 13/08/2004.
  • © Copyright Актуальное Интервью (gavrilovmg@mail.ru)
  • Обновлено: 24/12/2004. 46k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Летняя
    акция-2004

    Хроника и Итоги Летней Акции - 2004
    ~~~~~
    10.06 - Blanka korniko
    ~~~~~
    13.08 - Deathwisher
    ~~~~~
    06.08 - Тим Адвайтов
    ~~~~~
    29.07 - Ольга Александрова
    ~~~~~
    10.08 - Иван Анисимов
    ~~~~~
    23.06 - Рита Бальмина
    ~~~~~
    28.06 - Елена Березина
    ~~~~~
    16.08 - Дарья Булатникова
    ~~~~~
    30.06 - Юрий Вальтер
    ~~~~~
    07.07 - Георгий Варлаков
    ~~~~~
    11.06 - Олег Вертей
    ~~~~~
    02.06 - Алексей Виноградов
    ~~~~~
    09.06 - Юрий Гаврюченков
    ~~~~~
    18.06 - Федор Гайворонский
    ~~~~~
    20.08 - Алекс Гарридо
    ~~~~~
    12.08 - Ирина Гольцова
    ~~~~~
    01.09 - Дваин, в миру - Ефим
    ~~~~~
    05.07 - Виктория Дегтярева
    ~~~~~
    20.09 - Евгений Демченко
    ~~~~~
    25.08 - Модель Длясборкин
    ~~~~~
    03.09 - Юлия Добровольская
    ~~~~~
    15.06 - Алексей Дружинин
    ~~~~~
    21.06 - Рой Ежов
    ~~~~~
    17.06 - Александр Забигайло
    ~~~~~
    08.06 - Иван Зорин
    ~~~~~
    29.06 - Дмитрий Зотиков
    ~~~~~
    22.09 - Крыся Квинто
    ~~~~~
    18.08 - Наталья Ковба
    ~~~~~
    25.06 - Александр Кончеев
    ~~~~~
    11.08 - Анастасия Кухарева
    ~~~~~
    09.08 - Виктор Леденев
    ~~~~~
    27.08 - Александр Лобков
    ~~~~~
    16.06 - Александр Лурье
    ~~~~~
    23.08 - Мауга
    ~~~~~
    07.06 - Александр Молчанов
    ~~~~~
    22.06 - Светлана Оболенская
    ~~~~~
    11.06 - Сергей Палий
    ~~~~~
    17.09 - Евгений Полупанов
    ~~~~~
    02.09 - Поручик
    ~~~~~
    02.08 - Александр Просвирнов
    ~~~~~
    10.09 - Саша Радви
    ~~~~~
    27.07 - Михаил Рашевский
    ~~~~~
    08.07 - Игорь Ревва
    ~~~~~
    06.09 - Елена Руденко
    ~~~~~
    08.09 - Руна Аруна
    ~~~~~
    02.07 - Леонид Свердлов
    ~~~~~
    24.06 - Олег Скляров
    ~~~~~
    06.07 - Олег Сотников
    ~~~~~
    30.07 - Соф
    ~~~~~
    04.06 - Сергей Стрелецкий
    ~~~~~
    28.07 - Таис
    ~~~~~
    03.08 - Аделаида Фортель
    ~~~~~
    13.09 - Кирилл Фурманов
    ~~~~~
    03.06 - Денис Чекалов
    ~~~~~
    01.06 - Николай Чуксин
    ~~~~~
    04.08 - Павел Шергов
    ~~~~~
    15.09 - Андрей Шиканян
    ~~~~~
    05.08 - Константин Якименко
    ~~~~~

    Аделаида Фортель: "Cлава богу, что среди моих героев нет кровавых маньяков"!

    Аделаида Фортель - автор СИ, не нуждающийся в представлениях. Для чайников :-), смотри - интервью в разделе С.Серегина.

    ОБЩИЙ ПОРТРЕТ | О ТВОРЧЕСТВЕ | О САМИЗДАТЕ | НА ДОСУГЕ |
    ИЗ КОММЕНАРИЕВ | ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

    ОБЩИЙ ПОРТРЕТ

    Здравствуйте, уважаемый интервьюируемый! Первый вопрос - всегда самый сложный. Что спросить? "Расскажите о себе"? Довольно банально и нечетко. Как вас зовут? Еще более глупо. Поэтому начнем так: представьтесь, пожалуйста. Буквально пара-тройка предложений.

    Имя - Аделаида Фортель. Отчества нет, дата рождения неизвестна. Паспорта и других документов, подтверждающих личность, не имеет, поскольку когда-то, будучи ребенком-подростком-студенткой носила другое имя. Что, впрочем, было совсем в другой жизни, и вспоминать об этом не стоит - неинтересно. Сейчас, после полной и внезапной реинкарнации, повлекшей за собой естественную в этих условиях потерю памяти и смену жизненных ориентиров, можно с уверенность сказать только то, что родилась и выросла АФ в Санкт-Петербурге на Петроградской стороне, а ее крестными отцами были Б. Стругацкий и А. Житинский, которые в... бог мой, в каком же это было году?... а, не важно. ...которые откопали АФ в недрах интернета, умыли, причесали, научили правильно держать вилку в левой руке, а нож в правой, дали красивую фамилию и издали в журнале "Полдень XXI век". А! Следовательно, было это в двадцать первом веке (хоть какая-то определенность)!

    По старой, доброй традиции, вторым в АИ следует вопрос про город. Где живете? Чем вам нравится этот город?

    Живу в Петербурге, несмотря на то, что сейчас мой адрес, не дом и не улица, а таунхауз на Шонесси бульваре в городе Торонто, что с другой стороны земного шара. Несмотря на то, что я теперь по отношению к Санкт-Петербургу стала антиподкой, я не перестала быть петербурженкой. Просто теперь мое отношение к родному городу невольно перевернулось с ног на голову, посучило конечностями и решило пожить так, как поставили. И тогда, с этого перевернутого состояния, стало отчетливо видно, что Торонто - просто далекий и увеличенный от преломления в гигантской океанской линзе, Петербург с такими же довольными кошками, кирпичными трубами, облупившимися домами, нарумяненными старушками и жирными голубями. Разве что старушки зачастую попадаются черные и с торчащими в разные стороны косичками, ну это, думаю, тоже последствия инверсии - нелегко им на головах ходить, возраст уже, сами понимаете.

    Где вы работаете в настоящее время, чем занимаетесь? Нравится ли вам это занятие? Какие перспективы?

    В настоящее время я вольный и абсолютно свободный художник. И, безусловно, это не может не нравится, тем более, что и художества мои (ожерелья и чудовищных размеров браслеты из камней, раковин, костей, скорлуп и прочего природно-строительного мусора) здесь, в Торонто, пришлись ко двору, то есть по вкусу потребителю. Они собираются зимой, когда дурная голова, все же не настолько дурная, чтобы морозить... (не мозги, конечно, чего их жалеть) ...волосы, отказывается высовывать нос и уши из теплого дома и наконец-то дает ногам покою, а раскупаются летом, когда беспощадное солнце перегревает горожанкам головы, а я, в свою очередь, ползаю по барахолкам и пляжам в поисках запасов на зиму. Перспективы тут просты, как чищеный апельсин: снова будет зима, соберутся новые бусы, на которые я, как и положено интервенту, стану выменивать у доверчивых аборигенов всевозможные материальные блага. А если серьезно, то дело, конечно, не в продаже. Ожерелье - это тоже произведение искусства, и вкладывается в него очень много. Можно заплести в бусики мягкий вечер с дружеской болтовней, чай с медом или прогулку по морскому берегу и крики чаек, ностальгию или кошачье мурлыканье, тепло шерстяного свитера или прохладу воды со льдом в толстодонном стакане - и оно там останется. И очень хочется, чтобы все это было кому-нибудь нужно. И я счастлива, когда это, действительно, кому-то нужно.

    Есть ли факты в вашей биографии, которыми вы можете гордиться, о которых хотелось бы поведать читателям?

    Гордиться? Нет, чему уж тут гордится? Никого от пожара не спасла, полюса не покоряла. А вот радоваться есть чему, конечно. Но не фактами, пожалуй, а всей биографией в целом. Я очень рада, что появилась на свет, что жизнь моя так непредсказуема и переменчива, что на Земле осталось множество незнакомых пока городов. Счастлива, что у меня есть дочь-разгильдяйка и кот-подлец. Семья - суматошная и беспорядочная. Друзья - э.... разные, но все близкие и любимые. Что зиму сменяет весна. Что арбузы красные, а тучи лиловые. Думаю, хватит. А то это интервью превратится в неограниченный во времени и пространстве список.

    Какие у вас существуют положительные и отрицательные черты характера? Как они проявляются в жизни? Например: вы считаете себя общительным человеком? Вам это помогает или мешает? Вы считаете себя экстравертом, интровертом? То есть, вопрос в целом звучит так - расскажите о своем характере, о его чертах - через какие-то случаи и примеры.

    Характер... Характер у меня покладистый. Но больше оттого, что мне, как правило, по барабану, куда, скажем, идти вечером, в какой угол комнаты передвинуть кресло, что есть на ужин и проч. Но импульсивный. Могу подхватиться ночью с внезапным ощущением, что жизнь в данный момент движется мимо, и... ой, последствия тут могут быть какие угодно. Еще характер у меня до идиотизма добрый. Что страшно мешает в быту. Сами посудите, легко ли выгнать из дома страшенную многолапую сороконожку, которая очень, очень быстро бегает и прячется по углам. А убить ее характер не позволяет. Дочь, кстати, вся в меня. Рассказывала, как-то как комаров жалела: ловила, отрывала им хоботки, чтобы не кусались, и на волю отпускала.

    О ТВОРЧЕСТВЕ

    Ощущаете ли вы себя писателем?

    Нет. Писатель - человек, который проводит большую часть своей жизни не там, где компьютер стоит и, следовательно, сидит его бренная оболочка, а где-то, гоняя по лабиринтам демонов и разбирая собственно же выдуманные психологические ситуации. От этой собственно-выдуманности ситуации не перестают быть для него реальными и отнимают по часу, по капельке всю жизнь. Поэтому, когда общаетесь с настоящим писателем, не обольщайтесь - он в данный момент не с вами. Он на вас смотрит и думает, из какого эпизода вы к нему пожаловали, и какой смысл на самом деле несут ваши слова. Таким образом, Аделаида Фортель, всего лишь забегающая в эти миры прогуляться, - беззаботный и счастливый графоман.

    Когда вы начали писать, с чем это связано?

    А как буквы выучила, так и начала. То ли чистую бумагу ненавидела, то ли не выносила белого цвета. Первая сказочка, снабженная иллюстрацией, до сих пор у бабушки сохранилась. Приведу ее дословно: "Жыла-была белачка, аднажды она свалилас с дерива" - все. Помню, что эта сказочка тогда, в пятилетнем возрасте, мне невероятно нравилась. Я ее перечитывала по десять раз на дню и хохотала до колик. И чего, спрашивается, тащилась - теперь непонятно.

    Все ли из написанного представлено на СИ, где еще можно прочесть ваши работы?

    Больше нигде, все здесь. За исключением двух фиг, которые спрятаны у Вадима Нестерова на "Рваных Грелках". Первая, совсем маленькая, не стоит внимания, а вторая, огромная и тяжеловесная, ждет переделки, но, кажется, никогда не дождется. Так что все - здесь.

    Что бы вы порекомендовали читателям, впервые зашедшим в ваш СИ-раздел? Есть ли вещи, которые, на ваш взгляд, заслуживают немедленной публикации на бумаге?

    Прямо-таки немедленно? А к чему такая спешка? Просто публикации достойно, пожалуй, разве что "Зулумбийское Величество". Впрочем, оно уже опубликовано в сборнике "Псы любви", за что большое спасибо Сергею Лукьяненко.

    Какое свое сочинение вы считаете лучшим на данный момент: есть ли такое?

    Ненаписанное, конечно. Потому что написанным я никогда не удовлетворена. Раньше яростно бросалась переделывать, сейчас поняла, что дитятко таково, каким уродилось. И теперь в целом, глобально ничего не меняю. Шлифую, бывает, очень часто - хвостики подвязываю, промашки убираю...

    Вы пытались печататься? Вообще имели дело с редакторской братией?

    Ой, как вы их - редакторская братия! Нет, с редакторами лично я пока никаких отношений не имела, если не считать собственного печального и недолгого опыта работы в качестве редактора затрапезного русскоязычного журнальчика. Но поскольку я там была сама по себе редактор, то, опять-таки, умудрилась с представителями этой профессии ни разу не столкнуться. И слава богу. Искренне считаю, что мне в качестве автора еще рано пред их светлыми очами появляться. Но от публикаций, если они мне предлагаются, как правило, не отказываюсь.
    Ой, вру! Как же не имела? А Масса! Александр Николаевич Житинский, главный редактор издательства "Геликон". Но наше общение не было похоже на общение автора и издателя, хоть я и пришла, чтобы поправить текст там, куда редактор ткнет. Но, тем не менее, это, скорее, был дружеский трёп. В "Геликоне" вообще царит атмосфера теплая и слегка сумасшедшая (а по утрам - похмельно-сонная!). Может, как и в каждом издательстве - не знаю, больше ни с чем сравнить не могу.

    Встречались ли вам сетевые (интернетовские) писатели, которых имеют бешеную посещаемость, гениальные тексты и яркий имидж? Можете привести примеры? Существуют ли творческие личности, к которым вы испытываете чувство белой (или, допустим, черной) зависти?

    Стоп-стоп! Тут, простите, требуется некоторое умаление эмоциональных оценок. Я про БЕШЕНУЮ посещаемость и ГЕНИАЛЬНЫЕ тексты. Бешеную посещаемость могут получить ЛЮБЫЕ тексты, если они ловко цепляют широкого читателя за жабры. Достаточно, к примеру, ухватить за хвост эпатажную или шокирующую тему. И разве от этого текст становится гениальным? Я вообще не люблю разбрасываться этим словом - гениальность. Оно, чтобы не терять своего изначального блеска, должно быть не затертым, как признание в любви. Так что я оставила бы в стороне шумные эпитеты, и отвечу на первую и последнюю части вопроса.
    Только уточню, опять же, что имеется в виду под определением "сетевой"? Не имеющий бумажных публикаций или не жалеющий своих работ для широкого читателя, минуя товарно-денежные взаимоотношения? Если последнее, то, безусловно, встречались. И, на мое счастье, продолжают встречаться. Это Майор (он же Виктор Пронин), Леонид Каганов, Шимун Врочек, О'Санчес, Сергей Малицкий, Сергей Лагунов и профессиональный писатель Павел Крусанов. Книги Крусанова можно найти на любом прилавке. Уточню, на любом российском прилавке. А что нам, несчастным отщепенцам, на другом континенте делать? Читать женские романы? Я восхищаюсь авторами, которые, зарабатывая своим писательством кусок хлеба, не жалеют публиковать новые вещи в сети, что Крусанов и делает.
    Зависть? Если я скажу, что совсем не испытываю зависти, не верьте мне. И никому в этой ситуации не верьте. Этот вопрос сродни тем, которые в умных тестах проверяют тестируемого на лживость. Зависть присуща всем. Но если она смешана с восхищением, то это уже не совсем зависть, верно? Это достаточно высокое чувство, которое заставляет учиться и двигаться вперед. А перечислять по пальцам, кем я завистливо восхищена - такое же безнадежное дело, как и попытки перечисления жизненных радостей. Их много. Многие жили столетия лет назад, другие - десятилетия, третьи - современники, четвертые, возможно, еще под стол пешком ходят.
    Кстати, забавно, что в нашем языке существуют понятия белой и черной зависти, а англичанам известна белая ложь.

    Да и вообще: что делать молодому писателю, который считает себя талантливым, чтобы его заметили, есть ли какие-то общеприменимые рекомендации?

    Тут может быть только одна рекомендация: чтобы вас заметили, надо писать хорошо и много. Нет, пожалуй, можно уточнить: писать надо скорее много, чем хорошо. Потому что сейчас уровень корректоров вырос настолько, что они, как настоящие волшебники, могут из косноязычного автора сделать Цицерона, причем на расстоянии, не входя с автором в физический контакт.

    Есть ли у вас творческие планы? Почему-то этот вопрос частенько ставит авторов СИ в тупик, хотя, на мой взгляд, иметь творческие планы - вполне естественно. Что вы думаете об этом и о своих творческих планах?

    Я никогда ничего не планирую. Живу сегодняшним днем. В буквальном смысле. Потому что никогда не знаешь, что с тобой может произойти завтра, а сегодня - вот оно, живи и радуйся. Так что мечтать я могу, а планировать - увольте. Мечта есть. И не одна. Мечтаю, например, дописать начатую два года назад повесть. Смешно, правда? Смешно мечтать о том, что можно просто взять и доделать. Но с этой повестью у меня мистические отношения, она сама пишется. И пишется только тогда, когда я до очередной главы "созреваю" - взрослею, если это можно так сформулировать. Еще мечтаю свою книжку издать. На кой ляд мне это надо - не знаю, но, к примеру, у Вани Квасова уже есть своя книжка, и мне надо. Папе подарю, он мной погордится. Покажет книжку друзьям и скажет: "Это моя дочь написала. Поняли, придурки?"

    Ответьте на вопрос, который задают многим авторам, но редко получают ответ: "Зачем вы пишете"?

    Знаете анекдот: "Наша кошечка тоже сперва боялась пылесоса, а потом ничего - втянулась". Примерно так с моим "писательством" и вышло. Сперва это было хобби. Возможность убить время. Выпендриться и показать этот выпендреж друзьям. А они, ангельские души, похвалили так бурно, что захотелось еще одной порции. Так я не заметила, как джин - сладкий ужас графоманской души, выпорхнул из бутылки и сел мне на голову, уютно скрестив ноги. Теперь остановиться уже тяжело. Нарисованные герои вдруг получили прошлое, настоящее и душу. Ожили, заговорили, выбрали свою стезю, начали спорить и сопротивляться. И сейчас оказалось, что не я придумываю их, а они кроят мое личное время, мою жизнь, мои поступки и мысли по своим лекалам. Заставили меня, к примеру, две недели прожить укутанной в синий гипюр мухой. И, несмотря на жесткие условия мушиного существования, и ее нездоровые интересы, мне это состояние понравилось, потому что где же еще ЭТО возможно? И слава богу, что среди моих героев нет кровавых маньяков! Так что, характеризуя себя, как беззаботного графомана, я опять-таки наврала. Беззаботности с каждым годом все меньше, а ответственности за "слово сказанное" все больше.

    О САМИЗДАТЕ

    В одном справочнике "Интернет-ресурсы" я прочел, что "Проза.ру - сайт графоманов". Очевидно, автор написал бы также и про СИ, но не знал о существовании сайта. Многим авторам "Самиздата" подобное отношение не дает покоя. Периодически на гостевых форумах звучит призывный клич: "Изгнать графоманов"!

    Зачем изгонять графоманов? Куда изгонять графоманов? Как вообще можно представить себе такой исход? Эта акция посложнее великого исхода евреев из Египта будет. И как вообще отличить графомана от автора?

    Как быть, допустим, с откровенными графоманами? Или с людьми, которые критикуют любого автора только чтобы побольше помелькать в комментариях? Или автора, который написал 1 стих на 1 КБт и сделал себе три раздела? Вам попадались такие? Или, возможно, я слишком скептически смотрю на http://samlib.ru/?

    Прошу вас, не надо делить самиздат на писателей и графоманов - это неправомочно. Никто этой грани не знает, не проводил и не сможет провести. В конце концов, любой профессиональный писатель когда-то вылупился из графомана, как бабочка из гусеницы. Самиздат - сайт начинающих авторов, стартовая площадка и в этой связи, простите за резкость, плантация гусениц-графоманов. Я и сама там два года грызла первые, а потому порой неудобоваримые, листочки чьих-то текстов. Самиздат позволяет начинающему автору не только опубликоваться (ведь выложить текст на всеобщее обозрение и называется публикацией, не важно, бумага выбирается в качестве носителя или килобайты), но и получить отзывы, ткнуться носом в ошибки, поучиться и прочее.

    Как вы относитесь к своей популярности на СИ - рейтингу посещаемости, оценкам? Мне все-таки кажется, что любой автор неизбежно просматривает статистику своего раздела (хоть может утверждать и обратное) и внимательно следит за цифрами.

    Я тоже просматриваю статистику посещаемости своего раздела, искренне удивляясь, что она вообще существует. Ведь ничего давно не выкладываю, комментариев не оставляю, а десяток человек в день забредает. Но не могу сказать, что слежу за ней внимательно и неизбежно. Все-таки мое время жизни на самиздате закончилось. То есть, что-то новое я все равно выкладывать буду, но переживать за оценки и визиты, увы, уже нет. Самиздат, как первая девичья любовь, заставил меня и волноваться, и горячо желать взаимности, но со временем увлечение им прошло, остался только светлый след и теплое отношение ко всем собратьям-графоманам.

    На сайте, бывает, случаются ссоры "эмигрантов" и "патриотов". Первые называют вторых "красно-коричневыми", "коммуняками", "совками", вторые - первых "отщепенцами", "продажными" и т.п. Каково ваше отношение к этим перепалкам? Чем они (перепалки), по вашему, обусловлены?

    Перебранки случаются в любой коммунальной квартире. Обычно вспыхивают быстро и горят жарко, втягивая в конфликт всех жильцов от старушек до домашних животных. В стороне не остается даже тот, кто ужинает в кафе на углу и моется в ближайшей бане. Самиздат не исключение - это ответ на вторую половину вопроса. Меня же эта проблема миновала, хоть я и могу быть отнесена к первой категории граждан. Миновала отчасти оттого, что моя комната закрыта на замок, и хозяева в долгосрочном отъезде - это ответ на вторую часть. Со своей стороны хотелось бы добавить: здесь, за границей среди русских эмигрантов встречаются как те, кто категорически недоволен своим новым существованием и рвет на груди рубаху, а на голове волосы, вспоминая Россию, так и те, кто старается как можно быстрее забыть родной язык. Мне, если честно, неприятны обе группы. Поскольку первые на резонный вопрос "Чего бы вам обратно не вернуться" отвечают, что здесь им плохо, но там будет еще хуже. А вторые, будучи людьми без корней и прошлого, меня лично пугают, как всякие ожившие мертвецы. Неважно, где человек живет, на Брайтон Бич в Нью-Йорке или на улице Лизюкова в Воронеже, важно, какими ценностями он живет и кем он остается.

    Чем вы объясните большое количество взаимной критики на Самиздате? Есть ли из этого положения какой-либо выход? Или это - нормальный процесс?

    Простите, слово "критика" рядом с прилагательным "взаимное" приобретает несколько уничижительный оттенок. Так о критике или о ругани идет речь? К критике нас со школы приучали относиться с уважением. Дескать, откритиковали тебя, повозили носом по столу - задумайся и скажи спасибо. Но я не знаю, какими нервами надо обладать, чтобы относиться таким образом к критике типа "ты не писатель, ты говно" ((с) Хармс). Кстати, помните, как в пьесе Хармса реагировали на такую критику авторы? Падали в обморок, и их со сцены уносили. И весь накал эмоций вместо того, чтобы просто присмотреться к тому, кто из зала выкрикивает. И потому естественно, что, получив оплеуху, первым делом возникает желание пойти к обидчику в гости, почитать, что он сам пишет, и отыграться. Да и пускай, жалко что ли. У меня самой была такая же затяжная и односторонняя война с автором Х, который на мой, как мне казалось, невинный комментарий "не нравится мне ваш рассказ" два года приходил ко мне в раздел, как мятежный дух, и плющил каждую новую вещь тяжелой кувалдой. И, считаю, имел на это полное право. О! А можно я воспользуюсь ситуацией и передам ему привет? А то за годы общения стали друг другу почти родными... Дорогой Андрей Петрович, я прямо здесь и сейчас прошу у вас прощения, хоть мне ваш рассказ по-прежнему и не нравится (типа, Платон мне друг, но истина дороже). Так что милости прошу снова ко мне в гости, я по вас соскучилась.

    Лично меня, допустим, удручает на СИ бодрое пинание авторами друг друга в центральных форумах, и стойкая убежденность, что любой скандал приносит увеличение посещаемости раздела. А вы что думаете по этому поводу?

    Я, простите, плохо понимаю, на кой черт сдалась такая посещаемость. Ведь придут не цветочек подарить, а отпинать в ответ. Ну, тут сколько людей, столько пристрастий. Кому-то нравится клубника в шампанском, а кому-то наручники и плети.

    Если бы вам дали 1000000 долларов и сказали: "Потратьте с пользой дела на сетевую русскоязычную литературу" - как бы вы распорядились этой суммой?

    Миллион? С пользой дела? Нет, мне этого доверять нельзя! У меня разумные отношения с деньгами никогда не складывались. Так что я бы отдала эти денежки тому, кто умеет с ними обращаться. Александру Николаевичу Житинскому, например, который, на мой взгляд, для начинающих авторов делает очень много. И потом, ну это же неинтересно - давать миллион под условия. Вот если бы просто так дали, безотчетно, тут бы у меня фантазии хватило, как распорядиться. Например, купила бы маленький остров в Тихом океане и заселила бы его творческими людьми. Пускай сидят под пальмами, едят бананы, курят траву и творят, чего хотят, не отвлекаясь на добычу пропитания. Хороший план, правда? Так что, граждане самиздатовцы, срочно подавайте заявки. Вам гарантированы непромокаемые хижины, свежий морской воздух и комфортабельные подстилки из пальмовых листьев. Но учтите: скандалисты и революционеры будут отправлены на большую землю с первым же проплывающим мимо кораблем без объяснения причин, потому что правитель острова - самодура.

    НА ДОСУГЕ

    Все-таки, хотелось бы больше о вас узнать, просто как о человеке - со своими интересами, увлечениями, образом мыслей. Какие у вас литературные пристрастия? Не назовете любимых писателей, произведения? Что читаете? Как много, как часто? Кто и почему нравится?

    Читаю много и часто. Все, что попадается под руку. При одном условии - если это хорошо и грамотно написано. Не могу читать дурно изложенный текст - таковы издержки образования. Любимых писателей перечислять - пустая затея. Их много. И любимых книг много. И слава богу, что это "много" постоянно пополняется.

    Читаете ли вы журналы и газеты? Если читаете - то какие? Почему именно эти?

    Нет, газеты не читаю. И журналы тоже. Не люблю журналистику. Без причин. Просто не люблю, как вареный лук.

    О книгах мы уже вроде поговорили, а вот такой вопрос: любите ли вы путешествовать, отправляться в новые места? Или вы дальше своего города не выбираетесь?

    Я знаю только одного русского человека (канадцев с таким отклонением знаю гораздо больше), который НЕ любит путешествовать и терпеть не может новых мест. Так что я не исключение - обожаю болтаться по незнакомым городам, горам и селам. Все равно, где это будет: в другой стране или в ленинградской области. И все равно как: в отеле или в палатке. Было бы солнце, вода и хорошая компания.

    А современное кино, в первую очередь, французское, вас интересует? Или вы считаете, что американское лучше?

    Кино обожаю! Всякое, как и литературу. И так же, как в книгах, не могу смотреть дурно поставленных фильмов. Все остальное могу простить: и слабую актерскую игру, и хромой сценарий, и неверную операторскую работу. Найти хороший фильм, как и хорошую книгу, достаточно сложно. Обычно я "иду по режиссеру". Понравился какой-то фильм, лезу в интернет, ищу информацию по режиссеру, переписываю фильмографию и просматриваю всю от начала до конца. Благо, хорошие прокаты есть везде: и в России, и в Канаде. Делить кино на американское и европейское тоже не совсем корректно. Например, Питер Джексон принадлежит американскому кино или английскому? Родился и сложился в Англии, но лучшую свою работу поставил по заказу New Line Cinema. Но надо признать, что европейское кино ближе к искусству, потому там возможны такие ленты, как "Деликатесы" Жана Жене, "Последняя битва" Люка Бессона и группа Monty Python, как культурное явление. Американское кино, увы, слишком сильно завязано на коммерческую сторону, но, тем не менее, и там жемчуг ловится.

    Что из музыки наиболее интересует - тяжелый металл или классика? Может, группа "Кино" является вашей любимейшей? Или "Машина Времени"? А может, Егор Летов нравится из "Гражданской Обороны" или группа "Високосный год"? А вот, например, Александра Башлачева слушаете? Или Моцарт - единственная отдушина? Расскажите о своих музыкальных предпочтениях.

    Очень люблю "Колибри". С детства. Уверена, что на сегодняшний день "Колибри" первого состава - лучшая российская женская группа. Еще "АукцЫон". И Хвост. В прошлом году нашла для себя "Нож для фрау Мюллер" - страшно рада, под него хорошо бодриться. А под Тома Вейтса люблю грустить и ностальгировать. "Einsturzende Neubauten" просто обожаю. И Manu Chao. Целиком уважаю блюз, джаз, рокобилли и этническую музыку. Однажды мне попала в руки кассета с африканскими барабанами, я ее везде с собой таскала. Приходила куда-нибудь в гости, находила магнитофон и запускала. И как-то быстро и незаметно она пропала. Вот только что тут была и нету. Сколько народ не расспрашивала - никто не видел. Думаю, просто нервы у друзей сдали, и они ее куда-то по-тихому сныкали.

    Смотрите ли шоу "Беглец" с Николаем Фоменко, "Последний герой" или "Фабрику Звезд-N", "Большую Стирку", "Окна" или "Голод"? Что скажете по каждому пункту?

    Раз вопрос касается Российского телевидения, то я о нем и отвечу. Из всех перечисленный названий мне знакомо только "Окна" и то потому, что бабушка всякий раз плюется: "Видала, какую гадость придумали? "Окна" называется! И по центральному, блин, телевидению показывают! Ужас, до чего мы докатились" и проч. Я действительно, не смотрю телевизор. Времени на это жалко, да и не интересно. Хорошее кино, да, люблю. Но его, если и показывают по Российскому ТВ, то стыдливо, как голую задницу - глубоко за полночь, да еще и каждые пятнадцать минут прерывают рекламой. Я лучше пойду в любимый магазинчик на углу Садовой и улицы Ломоносова, возьму на прокат тот же фильм на вечер и спокойно, с чувством и расстановкой посмотрю.

    Сколько времени в день вы проводите в Интернете?

    Ровно столько, сколько есть лишнего. А его обычно не так много.

    Вы общительный человек в жизни (не в Самиздате)?

    Очень общительный. В Петербурге у меня практически не закрывалась дверь, постоянно кто-то из друзей забегал в гости. Здесь пока не так бурно, но я над этим вопросом работаю. Думаю, понадобится год-два, чтобы устроить и тут проходной двор. Хочется, чтобы все было по-питерски, без принятых в Канаде предварительных созваниваний и договоренностей, а по принципу: шли мимо - заглянули.

    Ну, а в итоге, из чего состоит ваша повседневная жизнь? Как ощущаете течение жизни?

    Чувствую, что жизнь несется галопом. Еле за ней поспеваю. А потому мне никогда не бывает скучно, но зачастую бывает жаль, что кончился чудесный день (неделя, месяц, год). Но жаль не сильно, я ведь знаю, что впереди еще дни и недели. В целом, конечно, не могу сказать, что вся моя жизнь состоит из сплошного праздника - бывает всякое. Просто мне страшно повезло, я научилась когда-то радоваться мелочам. А поскольку мелочей всегда больше, чем глобальных категорий, то, получается, что из этих мелочей моя повседневная жизнь и состоит.

    ИЗ КОММЕНТАРИЕВ

    Из интервью лично для меня более всего было трудно воспринять ваш изрядно раздвоившийся образ - и в Петербурге, и в Канаде вы находитесь как бы одновременно. Но вопросы на эту тему я и задавать как-то опасаюсь, ибо речь идет об Аделаиде Фортель, неком виртуальном персонаже, а совсем, допустим, не об И.К.

    Мне и самой трудно сейчас воспринимать себя, так что ничего в этом удивительного нет. Есть теория, что при перемещении людей на большие расстояния некая нематериальная их составляющая не поспевает за плотской оболочкой. То есть, человек сел на самолет и улетел на другую сторону земного шара, а эта часть идет следом пешком. И пока она чешет по Парижу да барахтается в океане, переплывая Атлантику, человеку муторно до невозможности. Примерно такие ощущения я и испытываю: одна часть тут, другая там, что-то в настоящем, а что-то в прошлом.

    То есть, неким образом сбит я с толку - если передо мной Аделаида Фортель, то я, вроде как, должен спрашивать про ваши ощущения мухи, укутанной в синий гипюр. Что переживалось более болезненно? Что в жизни мухи самое сложное? Другие вопросы мне в голову не приходят из-за самодостаточности ответов.

    Мухи? Да что вы! Какие у них могут быть сложности! Жужжат, суетятся... Впрочем, если интересно кину кусок:
    "...Муха подняла с пола серебристую монетку и крутила ее в руках.
    - Кажется, это деньги, - ответила Алька. - Угу, совершенно точно, деньги. Один рубль нового образца. Наверное, вывалился у меня из кармана, когда я упала...
    - Ну, ваш это рубль или не ваш - это еще доказать придется! - перебила Муха, сжимая волосатую ладошку и пряча ее за спину. - Я его нашла совсем не в том месте, где вы упали. Вы упали вон там. А рубль лежал вот тут. И потому...
    - Ах, что вы, что вы! Тут и доказывать нечего! - деликатно поспешила успокоить Муху Алька. - Конечно, это не мой рубль! У меня такие деньжищи отродясь не водились.
    - Большие деньги, вы говорите? - Муха даже завибрировала от радостного возбуждения. - А что можно на него купить?
    - Право, не знаю. Это зависит от того, чего вам нужно. Скажите, а все эти механизмы, русалки и звезды не представляют музейной ценности? Потрогать их можно?
    - Музейной ценности они не представляют, но прежде чем их трогать надо спросить их согласия, а то как бы палец не отхватили, - рассеянно ответила муха. Мысли ее витали где-то далеко, но, судя по мечтательной улыбке, в лазоревых далях. - У русалок премерзкий характер и щучьи зубы... А скажите, норковое манто на эти деньги купить можно?
    "Ишь, чего захотела!" - хмыкнула про себя Алька. - "Хотя, на муху, может, и можно".
    То есть, проблемы у этой мухи оказались вполне человеческие.

    С другой стороны, хочется спросить - как вам удалось напечататься в "Полдень XXI век", познакомиться с Житинским?

    Сама не знаю. Однажды просто пришло письмо от Житинского, в котором он писал, что мой рассказ одобрен к публикации и будет напечатан в третьем номере "Полдня". Потом выяснилось, что в поисках материала для журнала Борис Натанович попросил Александра Николаевича порыться в интернете. Александру Николаевичу этого делать не хотелось и он перевел стрелки на Юрия Рудиса. А Рудис в свою очередь попросил о помощи Шимуна Врочека. Шимун ни на кого съезжать не стал, сделал подборку, в которую включил и два моих рассказа. Подборка этим же путем пошла в обратном направлении, Стругацкий все прочел и взял "Собачью жизнь" в номер.

    Как проходила работа над сборником-3 "Совершенно несерьезно"?

    Долго и неоднозначно. Виталий Романов настаивал на том, чтобы в комиссию были включены люди с разным вкусом. По его мнению, это должно было сделать сборник интересным для широкого спектра читателя. Поэтому мы, отбирая работы, всласть наругались и стали друг другу роднее.

    Одним словом, чешу свою голову в тягостном раздумье и решаюсь задавать вопросы после десятка двух комментариев от читателей - чтобы понять, кто она - таинственная Аделаида Фортель?

    Рада была бы вам помочь, но, увы, не смогу, потому что все равно навру. Признаюсь честно, я всегда вру, даже когда говорю чистую правду. Поэтому просто не воспринимайте меня всерьез.

    ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

    Для начала три вопроса от Сергея Панарина
    http://samlib.ru/p/panarin_s_w/
    1. Как часто вам бывает стыдно за написанное, и с каким текстом это произошло в последний раз (причины укажите тоже)?

    По-настоящему стыдно было один раз, но так, что до сих пор, как вспомню, сердце обрывается. Написала зарисовку с натуры, не трудясь даже поменять имен главных действующих героев, и выложила в инернет. А эти самые "герои" заметку нашли и страшно возмущались. Вот, жить так им не стыдно, а читать про это оказалось возмутительно. Заметку я уничтожила, но извиняться не стала. Как учил меня мой начальник полковник Соколов, "никогда не извиняйся за то, что уже сделано - бесполезное это занятие". Просто запомнила этот урок и сделала выводы.

    2. (Очень серьёзный вопрос, между прочим). Сколько денег вы теряете в час, занимаясь писательством/графоманией? Если же вы зарабатываете письмом, то сколько приносит вам один час вашего "писательского" времени? Постарайтесь подойти к ответу не с абстрактными рассуждениями о 24-часовой загрузке гениального писательского мозга, а с банальным калькулятором и распорядком своего дня.

    Ни сколько не теряю. Интернет у меня по выделенной линии, а пишу в свободное от работы и прочих занятий время. И нисколько, можно сказать, не зарабатываю. 300 баксов, выплаченных мне за публикации в течение прошлого года, доходом можно не считать.

    3. Какова ваша писательская миссия? (ответ д.б. не более 10 слов).

    Пусть кто-то поржет, читая мои росказни - этого достаточно.

    Теперь слово имеет Николай Чуксин
    http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/
    4. Считаете ли Вы при наличии в Литературе Вас самого необходимым наличие и других авторов, пишущих в том же жанре и на те же темы, что и Вы?

    Считаю, что Литературе с большой буквы, как она тут написана, глубоко плевать на мое в ней наличие. Если она, конечно, вообще его заметит.

    Тему "проверка на честность" продолжает Юлич
    http://samlib.ru/j/julich/
    5. Расскажите (если с вами такое было) о случае или случаях, когда ваши персонажи перестали вам подчиняться. И поделитесь соображениями: почему, как вам кажется, это случилось?

    Чем больше я пишу, тем больше персонажи выходят из повиновения. И это нормально, они обрастают плотью. Бывает, что меняется мое отношение к ним. Задумывался говнюк, а обернулся очаровашкой. В этом случае "уморить" или обидеть персонажа очень трудно. Так вышло с героем Ссыкой из рассказа "Вася-василиск", который сейчас дописывается. Ссыка перешел из разряда отрицательных героев в положительные, и у меня не поднялась рука его убить. Пришлось выстраивать новую сюжетную линию. Но и тут, практически на финишной прямой, новые кандидаты в жертвы ожили, обзавелись историей, выложили все, что на у них душе накоплено, и что теперь с этим всем делать пока не знаю. Рассказ перевалил за два авторских листа и продолжает развиваться.

    Ну и замыкает "откровенную" четверку Михаил Рашевский с двумя вопросами:
    http://samlib.ru/r/rashewskij_m_w/
    6. Допустим, в вашем произведении присутствует положительный и отрицательный герой. С кем вы себя более ассоциируете, кого из них пишете с себя и почему?

    Такого не бывает (хоть эти ответы и запрещены в АИ:) ). Когда пишу положительного героя - сама положительна, пишу отрицательного - становлюсь говнючкой. Вживание происходит наоборот, не герои выходят из меня, а я из героев.

    7. Какое из своих произведений вы долго не решались выставить на СИ потому, что оно слишком личное?

    Слишком личных рассказов пока нет. Хотя, вру. Есть. Вторая часть "Раскраски" полностью обо мне. Выставлять ее было и правда тяжело, не просто это - раздеваться на людях до гола. Но после этого сеанса стриптиза многое стало легче.

    К сожалению, сколько не задавай вопросов, всегда найдутся новые. Давайте для продолжения знакомства разместим ниже основные гиперссылки, чтобы интернет-читатели заходили и узнавали о ваших новых работах, проектах и планах:

    Помимо Самиздата у меня есть еще страничка в ЖЖ, свой живой журнал, куда складываются впечатления о прошедших днях. Это здесь:
    http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=adelaida_fortel
    Там же можно посмотреть мои ожерелья, в разделе "Мемориз", то есть тут:
    http://www.livejournal.com/tools/memories.bml?user=adelaida_fortel


    Интервью: Михаил Гаврилов, раздел "Актуальное интервью".

  • Комментарии: 11, последний от 13/08/2004.
  • © Copyright Актуальное Интервью (gavrilovmg@mail.ru)
  • Обновлено: 24/12/2004. 46k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список