|
|
Летняя
|
Завацкая ЯнаЗавацкая Яна - - популярный автор фантастики и прозы, неизменно участвует в конкурсах Предгорья и получает высокие судейские оценки за интересные и оригинальные работы. Отдельного внимания заслуживает подраздел "Реалистические истории об оккультизме". СИ-РАЗДЕЛ | САМИЗДАТОВСКАЯ ЖИЗНЬ | О САЙТЕ В ЦЕЛОМ | МОЖНО НЕ ОТВЕЧАТЬ СИ-РАЗДЕЛ 1: Когда вы организовали свой раздел на Самиздате? Каковы были причины? Почему именно на СИ? В 2002 году, насколько я помню, где-то весной. Причины - хотелось иметь место, куда можно было бы выкладывать написанные вещи. У меня есть собственный сайт, но без должной раскрутки (которую я просто не умею организовывать) посещаемость низкая, это замкнутое место в Сети, куда попадают только мои друзья. А вот на СИ все же заходят читатели. Почему именно этот сайт? - мне очень нравится его структура, кажется удобной, легко размещать и редактировать вещи, все продуманно и логично. Основное внимание уделено удобству авторов и посетителей, а не изыскам дизайна. Много посетителей с Либ.ру. Может быть, сыграло роль то, что СИ у меня почти всегда легко загружается, в отличие, например, от той же Прозы.ру. 2: Не могли бы вы представить свое творчество? (перечислить жанры, назвать сочинения, которые в первую очередь рекомендовали бы читателям, охарактеризовать свой стиль). В основном я пишу фантастику. Есть стихи, но на СИ их немного. И один раз в жизни я написала реалистическое, точнее, мемуарное произведение на основе собственного опыта пребывания в одном эзотерическом обществе. В целом же реализм - это не мое. Я могу писать, разумеется, в этом жанре, но - не хочу. Мои вещи относятся в основном к жанру психологической и/или социальной фантастики. Мои ориентиры (я не говорю о подражании или даже похожести, упаси Боже, лишь об ориентирах) - Стругацкие и Лукьяненко. Фантастика, как и вся литература вообще, призвана ставить самые серьезные вопросы - о смысле жизни, о любви, о вере, обществе, человеческой душе - и пытаться найти ответы на них. Только фантастика предоставляет для этой цели возможности, которых в реализме нет - можно создать собственную модель общества, утопическую или антиутопическую, можно с помощью этой модели ответить на вопрос "а что будет, если вот такую-то идею взять и воплотить реально в жизнь". В отношении человека также - фантастика позволяет поместить человека в искусственные условия, поставить над ним чистый эксперимент для того, чтобы выяснить нечто о нашей душе (скажем, в реальной жизни и литературе "чистых" экспериментов не бывает, все размыто и неоднозначно). Вот только один из примеров - я попыталась представить, что будет, если мир мужчин и мир женщин разделить физически и противопоставить друг другу. Получился "Разорванный мир". И еще очень важно - фантастика должна быть интересной. Можно сколько угодно ругать Лукьяненко, но от него очень трудно оторваться. Это для меня очень серьезный показатель. Что порекомендовать, даже не знаю... У меня много совершенно разных вещей, на разные вкусы. Для любителей фэнтези - дилогия "Белый всадник". Кто-то читает только мои "Приключения блудного оккультиста", не интересуясь остальным. Есть антиутопии - тот же "Разорванный мир" и "Ликей". Мне лично ближе и роднее всего истории про Квирин, мой любимый мир, по которому я тоскую, в котором хотела бы жить. Есть люди, которые ценят исключительно мои стихи. Словом - все на вкус читателя. 3: Оценки ваших произведений читателями СИ обычно совпадают с вашими собственными или нет? Что для вас, как автора, значит оценочный рейтинг? Меняется ли ваше мнение о написанном вами сочинении после выставления ему большого количества хороших (плохих) оценок? Я вообще не могу оценивать свои вещи. Это рассказы о людях, которых я люблю. Я всегда влюбляюсь в своих героев. Это неизлечимо. Как я могу оценить историю, если я живу в ней? Ну частично я могу представить, каким может быть мнение людей о той или иной вещи. Но мое внутреннее отношение к этой вещи не зависит от такой, внешней оценки. У меня есть, например, один роман, кроме одной подруги, его не читал никто, а сама я перечитываю часто, мне приятно побывать в его атмосфере. Но я знаю, что люди этот роман не воспримут, я вижу его слабости, вернее, то, что считается слабостями. Вот это представление о людском восприятии - да, часто оно бывает довольно точным, но иногда я и ошибаюсь, и оценочный рейтинг корректирует мое мнение. 4: Часто ли комментируют ваши работы? Отвечаете ли вы на комментарии: всегда, иногда, никогда? Помогают ли вам комментарии совершенствовать свои работы, исправлять неточности? Как вы относитесь к оскорбительным комментариям? Некоторые работы вызывают оживленные дискуссии, некоторые почти нет, хотя, судя по статистике, читают практически все. На комментарии я отвечаю как правило. Да, иногда, хотя и очень редко, критика в чем-то помогает. Особенно когда указывают на фактические неточности в тексте. Оскорбительные комментарии - ну конечно, лучше бы их не было, приятного тут мало. 5: Как часто вы смотрите статистику посещаемости своего раздела? Принимали ли (принимаете) какие-то меры по увеличению количества посетителей? Какие (регистрация в поисковиках, активное участие в жизни СИ, линки на посещаемых ресурсах и т.п.) считаете наиболее действенными? Статистику просматриваю время от времени, не знаю, насколько часто. Мер никаких специальных не предпринимаю. Но заметила, что количество посетителей увеличивалось особенно при участии в конкурсах - причем люди читали не только конкурсную вещь, но некоторые, заинтересовавшись, прочитывали и другие. В принципе, посещаемостью я довольна. САМИЗДАТОВСКАЯ ЖИЗНЬ 6: Как часто вы бываете на СИ? Сколько проводите времени на сайте? Что именно чаще всего смотрите? Честно говоря - редко и немного. Во время конкурсов - больше, слежу за обсуждениями, читаю вещи конкурентов, пишу коммы. А в обычное время захожу не каждый день, время от времени. 7: Есть ли у вас какой-то алгоритм поиска интересного на СИ: по бороде, по рейтингам, по конкурсам, по знакомым разделам? Что порекомендуете неопытному СИ-серфингисту? Честно говоря, почему-то меня поражает ТОП-40 и особенно ТОП-5, как ни зайду на эти ссылки - откровенно слабые произведения. Не то, что мне лично неинтересные - просто слабые. То же самое с конкурсами, почему-то многие рассказы, которые у меня вызвали восторг или, по крайней мере, настоящий интерес, оказываются далеко позади... Вот один пример, на БД-2 рассказ Яны Вагнер "Случай на орбите". Стилистически безупречная вещь, великолепная пародия, да, стилизация под Лема - но это ничего не значит. Очень далеко где-то остался рассказ, уступив откровенно более слабым (в т. ч. и моему). Это далеко не единственный случай, просто самый вопиющий, наверное. У меня вообще сложилось впечатление, что оценки авторов и жюри на СИ не стоит принимать слишком всерьез - пишущие воспринимают чужие вещи совершенно по-особому. Как я ищу вещи для собственного чтения? По темам (публицистика, религия), по жанру (фантастика), а дальше смотрю, что мне сейчас хочется (и есть время) почитать по объему, рассказ или роман, и выбираю методом тыка. Если после первых двух страниц не стало скучно - читаю дальше. Сейчас уже появились любимые авторы, у которых я читаю все, что появляется. 8: Комментируете ли вы чужие произведения? Какой политики при этом придерживаетесь? (конструктивно-острожной, агрессивно-безапелляционной, менторской, взвешенной, эмоциональной, экспертной, дружески-одобрительной...). Как вы считаете, активность автора на сайте (оставлять много комментариев) увеличивают посещаемость его СИ-раздела? На СИ существует что-то вроде правил вежливости - если ты пишешь коммы в чей-то раздел, его хозяин обычно заходит и к тебе в гости. Я тоже обычно придерживаюсь этих правил, хотя в последнее время это стало сложновато. Стараюсь писать коммы. Если есть что сказать хорошего - я говорю. Если нечего... ругаться я не люблю просто так, если приходит что-нибудь в голову, критикую, но обычно мягко. Но наиболее интересной мне кажется вещь, которая заставляет задуматься и спорить о вещах отвлеченных, я часто спорю именно по мировоззренческим вопросам, стиль и прочее для меня второстепенно. 9: Много ли вы читаете сочинений самиздатовцев? Можете ли что-нибудь порекомендовать из не так давно прочитанного? В общем-то, не очень много. Порекомендовать... не знаю даже. Из "фаворитов СИ" мне очень нравятся Ирина Дедюхова и Вячеслав Миронов. Из авторов в жанре фантастики - Вадим Проскурин, очень талантливый молодой человек и Вероника Живолуб. С удовольствием читаю Владимира Гурболикова, он пишет мало, но очень как-то пронзительно, нравится мне проза Ланы Гороховой. Ну и... часто мне бросается в глаза какая-то вещь, я читаю, пишу коммы, а потом просто забываю, даже и хочу найти автора снова, но не могу. 10: Посещаете ли вы центральные СИ-форумы (Объявления редакции, Трибуна люду, Диалоги о творчестве)? Как часто? Участвуете ли в обсуждениях? Какие видите недостатки и достоинства этих форумов? Довольны ли работой модераторов? Нет, эти форумы я не посещаю. Разве что в разделе "Помощь" задаю вопросы, если что-то не ясно. 11: Участвуете ли вы в самиздатовских конкурсах? Какие из последних ("БД-2", "Звездная дорога", "Разбитое зеркало", "Как я провел лето?") кажутся вам наиболее грамотно организованными? Какие, на ваш взгляд, основные достоинства СИ-конкурсов и недостатки? Участвовала в трех конкурсах. "Разбитое зеркало" особенно понравилось анонимностью. Мне кажется, это стопроцентно снимает как обвинения жюри в предвзятости, так и собственно саму эту предвзятость. Кроме того, хорошо, что в этом конкурсе первый тур судили сами участники, когда оценивают 4-10 человек на свой вкус - это все же гораздо менее объективно. А если оценщиков около 30 (а лучше - больше), во-первых, человек получает очень много разных комментариев (а ради чего еще участвовать - ведь победителей немного), а во-вторых, это уже действительно о чем-то говорит. 12: Участвуете ли вы в общественной жизни сайта: организация тематических разделов, организация и судейство в конкурсах, участие в самиздатовских сборниках и т.п.? Хотели бы чем-нибудь из перечисленного заняться или нет? Нет, честно говоря, совсем не участвую. Может быть, и можно (тем более, совесть намекает, что и нужно)... но самой как-то лезть во все это неудобно. О САЙТЕ В ЦЕЛОМ 13: Перечислите достоинства СИ, что лично вам нравится на сайте, вызывает одобрение? Что вызывает наиболее резкое отторжение? Что бы вы хотели, попросту говоря, отменить? Я уже говорила, что нравится структура сайта вообще, скромный дизайн, возможность легко загружать и редактировать произведения, словом - удобство. Все это просто выше всяких похвал, и я очень благодарна создателям сайта! Это просто неоценимо. Вот так, бесплатно, бескорыстно делать что-то для других, вот для таких, как я - в наше время это подвиг. Спасибо огромное и Максиму Мошкову, и Виталию Романову, и всем, всем, кто работает на сайте СИ. Надо отметить еще, что несколько раз у меня возникали какие-то проблемы, и я обращалась на форум в разделе "Помощь", и мне отвечали буквально сразу же или на следующий день, очень терпеливо и доходчиво все разъясняя. Словом, какие тут могут быть недовольства или, тем более, отторжения! Спасибо за то, что вы есть! 15: Может быть, вам лично не хватает каких-то функций на сайте при работе со своим разделом, при поиске интересных произведений, постингов? Есть ли какие-нибудь предложения по совершенствованию Самиздата? Да честно говоря... в общем-то, все устраивает! Предложения есть организационные, и если можно, я изложу их в ответе на следующий вопрос. 16: Какие, на ваш взгляд, перспективы у сайта? Каким видите будущее Самиздата через год, два? Перспективы, наверное, понятны - дальнейший рост числа авторов. И посетителей тоже, но это не проблема. А вот с авторами... На мой взгляд, чтобы посетитель СИ не тонул в море фамилий и произведений, и в то же время, чтобы не отказываться от демократичности и доступности для любого пишущего человека, необходимо ввести более детальную классификацию работ. Так например, в жанре "Фантастика" можно выделить следующие группы: космическая опера, научная фантастика, социальная, психологическая, военная, романтическая, утопия, антиутопия, историческая фантастика, ужасы... можно еще и подразделы добавить. Это только то, что приходит в голову навскидку, над этим еще можно поработать. То же самое можно сделать в жанре "Проза". Конечно, меня тоже смешит мысль, что Достоевского в наше время продавали бы как "детектив", а Толстого как "семейный роман", но иного выхода, к сожалению, нет. Да и так ли расстроила бы Достоевского подобная идея? ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ МОЖНО НЕ ОТВЕЧАТЬ 17: Если есть желание, выскажете свое мнение о развитие сетевой литературы Рунета. Так, на мой взгляд, сейчас наблюдается процесс резкого увеличения количества html-документов на одного интернет-пользователя. Значит, в будущем на каждый интернет-документ будет выходить все меньше и меньше посетителей? Что вы думаете по этому поводу? Согласны ли с этим тезисом? Все это не так однозначно, нельзя все сводить к статистике. У каких-то документов посещаемость нулевая, у других - очень большая. И в любом случае будущее - за порталами и вообще крупными проектами. Нужна строгая классификация документов, вообще всех. Я вспоминаю у Стругацких БВИ, и представляю себе что-то вроде подобного Информатория в будущем, состоящего из того, что сейчас называют "домашними страничками", личными сайтами - но расположенными в определенной последовательности, так что каждого, кто внес себя в Информаторий, можно будет легко найти... К сожалению, это всего лишь фантастика, причем утопическая. Но в любом случае увеличение количества HTML- документов должно сопровождаться их упорядочиванием, тогда и не произойдет "затопления". 18: Если есть вопросы к Максиму Мошкову - задавайте в графе "Ответ:", по ним будет составлено интервью с Максимом Мошковым, где я обязательно укажу ваше авторство вопроса и ссылку на ваш СИ-раздел. Вопросов нет. Есть желание поблагодарить ММ за его работу - и Библиотеку, и СИ. В благодарность мою ссылку вставлять не обязательно. Интервью: Михаил Гаврилов, раздел "Актуальное интервью". |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|