|
|
Летняя
|
Горохов СергейГорохов Сергей - популярный автор СИ, член жюри конкурса "Звездная дорога". Позволю себе процитировать Ирину Чуднову: "В своих лучших текстах умеет захватить вещностью нарисованного мира настолько, что начинаешь верить безоговорочно в силу фантазии автора. "Доска Почёта" - великолепное сплетение мистики с реальностью, то же самое можно сказать о "Концерте симфонической музыки"". СИ-РАЗДЕЛ | САМИЗДАТОВСКАЯ ЖИЗНЬ | О САЙТЕ В ЦЕЛОМ | МОЖНО НЕ ОТВЕЧАТЬ СИ-РАЗДЕЛ 1: Когда вы организовали свой раздел на Самиздате? Каковы были причины? Почему именно на СИ? Могу назвать точную дату. Это было 9 июля 2001 г. Знаю точно, потому что на следующий день появился первый комментарий от моей горячо любимой однофамилицы Ланы. К тому времени в моём активе было всего три вещи, которые родным и близким я уже показал. Родные и близкие подняли большие пальцы и сказали : "Мочи...". "Мочить" было некуда, читателей было пять человек. Читать по два раза одну вещь все категорически отказались. Потянуло на улицу, на площади, на трибуну, на броневик. Энергетический обмен читатель-автор необходим как воздух, иначе неизбежно происходит коллапс и понятия "жить, чтобы есть" и "есть, чтобы жить" сливаются в одну точку. Должна быть среда в которой "об этом" можно поговорить. Пришлось искать место куда можно пристроить своё хозяйство. Быстро найти не получалось, в Сети я делал первые шаги и тут, случайно, наткнулся на интервью моего земляка В. Кравченко, в котором он весьма неодобрительно отзывался о Самиздате, как о свалке графоманов. При всём при том, ссылка на ресурс давалась. Вот по этой ссылке я и забрёл в Самиздат. Прочитал несколько вещей, решил, что мои ничем не хуже и пошёл регистрироваться. 2: Не могли бы вы представить свое творчество? (перечислить жанры, назвать сочинения, которые в первую очередь рекомендовали бы читателям, охарактеризовать свой стиль). Попробую. Писанина моя началась с "бытовой мистики". Не потому что я такой уж поклонник этого жанра. Просто началу этой деятельности предшествовала странная история. Как говорят, "был мне голос". Точнее не голос, а незримое присутствие одного человека, безвременно нас покинувшего. Всё в пределах дозволенного, никаких ночных кошмаров с кровопусканием, полтергейста и костяных ликов предлагающих выпить на брудершафт. Просто присутствовал человек в моей жизни - потихоньку, никому не мешая. Подспудно оформилась мысль рассказать о нём. Так и появились: сначала "Концерт симфонической музыки", а потом "Доска почёта". Есть ещё кое-что, но здесь я это не выкладывал. И ведь, что самое интересное: после того, как эти вещи написались - исчез. Напрочь. Прежде всего в литературе (да и в жизни), меня интересуют человеческие взаимоотношения. Большая часть моих работ посвящена этой теме. Тем хитросплетениям и коллизиям в которых мы мечемся, зачастую не умея найти выхода. Так появились "Митька", "Выигрыш", "Синяя птица". По ходу пьесы, из желания поучаствовать в конкурсах, начал писать фантастику, хотя понимаю, что это не моё. Наверное, в фантастике я живу старыми стереотипами: Стругацкими, Бредбери и Шекли. Пожалуй, мой самый фантастический рассказ, это "К вопросу о точности вычислений" который весь построен на одной маленькой фишечке. Но ей-богу, я этой фишечкой горжусь, поскольку никому это, вроде бы, в голову не приходило. Как-то написал фантастическую повесть "Проблема" по известной притче Платона, но её читатели старательно обходят стороной. Подожду лет сто, может быть, потом оценят. Стараюсь писать так, чтобы любая вещь содержала хоть мало-мальски осмысленную идею и пытаюсь смотреть на всевозможные проблемы через призму юмора. Мой любимый режиссёр - Г. Данелия. Юмора более высокого качества я не встречал. Когда зритель смеётся, а в глазах стоят слёзы - это вершина. 3: Оценки ваших произведений читателями СИ обычно совпадают с вашими собственными или нет? Что для вас, как автора, значит оценочный рейтинг? Меняется ли ваше мнение о написанном вами сочинении после выставления ему большого количества хороших (плохих) оценок? В основном, совпадают. У меня есть несколько "индикаторов" на которых я проверяю вещь, прежде чем выложить её в Самиздат. А прежде всего, конечно - собственные ощущения. Т.е. если себе не врать и не надеяться на "авось", всегда можно спрогнозировать: будут это читать или нет. При всём при том, моим постоянным читателям нравится не все подряд, а определённые вещи. Каждому свои. Значит с каждым из них мы созвучны определёнными резонансными частотами. Оценки. Не хочу кокетничать или кривить душой заявляя, что мне "до фени", какие оценки мне ставят и не верю тем, кто говорит подобные вещи. Не верю! (с) Если тебе всё равно - зачем ты сюда это тащишь, торчишь в форумах, тратишь время и деньги? Пиши в стол и читай на ночь тараканам. Писанина, это часть моей жизни и мне не всё равно - как это воспринимается. Конечно "комментарий" имеет больший вес, но и оценки могут неким образом отражать отношение. Если у тебя появляются пять единиц - всё в порядке, это "доброжелатели"... хорошая примета, значит что-то ты из себя представляешь. Но вот если у вещи появляется пять четвёрок - есть о чём задуматься. Это не значит, что нужно её немедля переписывать в угоду публике, но подумать о том, что - не получилось донести до читателя того, что сидело в твоей голове, невредно. Конечно, дело это - глубоко интимное и у каждого происходит по-своему, но у меня на памяти наиболее показательный пример - постконкурсные рассуждения Олега Склярова на тему "Я написал неинтересный рассказ". Искренняя попытка разобраться "ПОЧЕМУ?". Ведь человек пишет, вкладывает душу, тратит время и силы, а вещь не принимается. Конечно, проще всего обозвать всех читателей дураками, ну, а дальше что? Мнение о написанном, после оценок, пожалуй, не меняется. Свою, внутреннюю оценку я уже поставил. Появляется либо удовлетворение от того, что тебя поняли и это кого-то зацепило, либо разочарование от того, что останется всё только твоим и никому это не нужно. 4: Часто ли комментируют ваши работы? Отвечаете ли вы на комментарии: всегда, иногда, никогда? Помогают ли вам комментарии совершенствовать свои работы, исправлять неточности? Как вы относитесь к оскорбительным комментариям? Вот есть ощущение, что нечасто. Хочется иногда крикнуть: - Да что ж вы! Да я ж тут, вот... такой замечательный... Хотя, всё очень относительно. Может неделями не быть ни одного комментария, потом вдруг "прорывается" и идут косяком. Опять же, большинство "комментариев", которые мы видим в "бороде" - простой чат. Кому-то это нужно? Безусловно. Но я в такие игры не играю. Не в силу снобизма, просто достаточно других дел и забот. На комментарии отвечаю всегда. Считаю, что неотвеченный комментарий - некое оскорбление игнорированием. Конечно, могут быть всякие причины, но иногда видишь демонстративное "фэ". Второй раз к этому человеку я уже не пойду. Безусловно, от некоторых комментариев польза колоссальная. Сторонний взгляд позволяет выявлять ляпы, которые не видишь "зашоренным" глазом. Концептуальные же советы напоминают детскую песенку Маршака "Где это видано, где это слыхано" К оскорбительным комментариям я не отношусь никак. За всё время на Самиздате у меня их просто не было. Но иногда, глядя со стороны, поражаюсь - сколько люди тратят сил и энергии на перепалку. 5: Как часто вы смотрите статистику посещаемости своего раздела? Принимали ли (принимаете) какие-то меры по увеличению количества посетителей? Какие (регистрация в поисковиках, активное участие в жизни СИ, линки на посещаемых ресурсах и т.п.) считаете наиболее действенными? Пару раз в неделю смотрю обязательно. И если вижу, что в день раздел посетили пятьдесят человек, не оставив ни одного комментария - чешу репу. По этой причине, комментирую практически всё, что читаю. Чтобы автор знал - раздел жив и я там был. Способы увеличить посещаемость есть. Самый простой - написать гениальное произведение. Однако, как показывает практика, толку от этого немного. Я смотрел статистику очень серьёзных авторов, она ненамного отличается от моей. Без "раскрутки" никто ничего не заметит. Мало написать, нужно постоянно продвигать и рекламировать. При соблюдении этих условий может появиться долгоиграющий проект. Второй способ - написать скандальный труд, типа "Все русские, евреи, грузины, негры, христиане, мусульмане (нужное подчеркнуть) дураки!". Взрыв посещаемости гарантирован. И немало найдётся желающих поддержать или опровергнуть этот тезис. Но через день всё закончится. Третий способ - торчать в форуме денно и нощно. Выдашь что-нибудь остроумное, наверняка ткнут мышкой в твой ник, разглядеть тебя поближе. Регистрацию в поисковиках как-то попробовал, но по причине своей бестолковости запутался, плюнул и с тех пор живу просто так. Сам по себе. Хотя, по свидетельствам специалистов, этот способ может привлечь толпы читателей. САМИЗДАТОВСКАЯ ЖИЗНЬ 6: Как часто вы бываете на СИ? Сколько проводите времени на сайте? Что именно чаще всего смотрите? Как правило, утром и вечером, минут по десять-пятнадцать. Мне достаточно, чтобы просмотреть коммы, пробежаться по френдам, скачать кое-что почитать. После "шмона" в своём разделе, смотрю форум "всё за пять часов", а уже оттуда могу перебраться к кому-то в гости. 7: Есть ли у вас какой-то алгоритм поиска интересного на СИ: по бороде, по рейтингам, по конкурсам, по знакомым разделам? Что порекомендуете неопытному СИ-серфингисту? Алгоритма нет. Я уже довольно давно на СИ и многих знаю. Знаю от кого, какого "летописного узорочества" ожидать. Хотя, конечно, появилась масса новых незнакомых имён. Самиздат растёт, но самое главное - растёт его качество. Реже натыкаешься на откровенно бездарные вещи. Если человек впервые попадает на СИ, я бы посоветовал начать с "Избранного". Наверное там восприятие действительности наиболее адекватно; меньше протекционизма и кентовских отношений. Что попало человек тащить в свой "топ" не будет, ведь, некоторым образом, это и его лицо. "Скажи мне кто твой друг..." Оценочные же рейтинги, обычно имеют те или иные уклоны. Могут "опустить" прекрасную вещь и поднять до вершины нечто невнятное. Если судить по ним, то гениев на Самиздате немерено, на всех Дантесов не напасёшься. 8: Комментируете ли вы чужие произведения? Какой политики при этом придерживаетесь? (конструктивно-острожной, агрессивно-безапелляционной, менторской, взвешенной, эмоциональной, экспертной, дружески-одобрительной...). Как вы считаете, активность автора на сайте (оставлять много комментариев) увеличивают посещаемость его СИ-раздела? Обязательно. Я знаю, что любая реплика - это уже сигнал для автора - его читают, на него реагируют. Конечно тон комментария в немалой степени зависит от того, что ты прочитал. Оптимальна конструктивная критика: если не понравилось - то почему; понравилось - отметь сильные места. При этом мне одинаково противны как излишняя эмоциональность: "Ах, Ниночка! Я ничего подобного в жизни не встречал(а)", так и откровенное хамство. 9: Много ли вы читаете сочинений самиздатовцев? Можете ли что-нибудь порекомендовать из не так давно прочитанного? У всех своя планка. В неделю получается десять-пятнадцать работ среднего размера. Могу назвать несколько авторов чьё творчество мне весьма симпатично: Оболенская С.В., Зорин И.В., Фатеева Л., Ясюкевич Р., Кошка, Субботин В., Дедюхова И., Навроцкая Е., Чуднова И, Князев А.... Перечень далеко не полон, хороших авторов на Самиздате много. 10: Посещаете ли вы центральные СИ-форумы (Объявления редакции, Трибуна люду, Диалоги о творчестве)? Как часто? Участвуете ли в обсуждениях? Какие видите недостатки и достоинства этих форумов? Довольны ли работой модераторов? Практически не посещаю. Как-то, не сложилось. Видимо, те вопросы, которые там обсуждаются, меня не очень трогают, а свои проблемы я решаю самостоятельно. Тем более, я всегда помню тривиальную истину "промолчи, за умного сойдёшь" О работе модератора сказать тоже ничего не могу. Верю, что он существует. Вижу отдельные проявления его деятельности. По моему, хороший модератор это как хорошее правительство - он работает, но его никто не видит. 11: Участвуете ли вы в самиздатовских конкурсах? Какие из последних ("БД-2", "Звездная дорога", "Разбитое зеркало", "Как я провел лето?") кажутся вам наиболее грамотно организованными? Какие, на ваш взгляд, основные достоинства СИ-конкурсов и недостатки? Начиная с БД-1 участвовал во всех, кроме "Как я провёл лето". Выходил в финал, но в призёры попасть не удавалось. По организации, опять-таки, сказать ничего не могу, технические вопросы меня мало интересуют. Знаю, что моё дело - написать, дело жюри - оценить. Хотя, могу выделить "Разбитое зеркало". Во-первых, немаловажный элемент - анонимность; во-вторых, может быть это смешно прозвучит - некий момент сопричастности "обчества" в первом туре. Кивать "ежели рожа крива", уже не на кого. В "Звёздной дороге" я участвовал в качестве члена жюри. И для того, чтобы добиться для себя той самой анонимности - открывая файл, просто проматывал немного вниз при первом прочтении. Для чистоты эксперимента. Но, могу вас уверить, что работы-лидеры выделялись в общем потоке как лебеди в стае ворон. Кстати, неоднократно видел высказывания в том духе, что в жюри уже всё распределено - кто будет победителем. Брэд оф сивый кобыл. Возьмите любую группу и самостоятельно расставьте оценки; в среднем получите то же самое. Если конечно, представляете, чем хорошее произведение отличается от не очень хорошего. Некая дисперсия безусловно присутствует, но это уже наши субъективные критерии и ощущения. Никуда от них не денешься. Достоинство СИ-конкурсов безусловно в том, что они стимулируют творческий процесс и не дают сайтовой жизни застояться тихим болотом. Мне кажется, если не считать отдельных истерик и обмороков - всё проходит нормально. Недостатки... Не надо забывать, что мы находимся за тысячи километров друг от друга и у каждого есть своя реальная жизнь. Потому сбои и нестыковки неминуемы. Рвать из-за этого сердце? Увольте. 12: Участвуете ли вы в общественной жизни сайта: организация тематических разделов, организация и судейство в конкурсах, участие в самиздатовских сборниках и т.п.? Хотели бы чем-нибудь из перечисленного заняться или нет? Практически не участвую, за исключением уже упомянутого конкурса "ЗД". Искренне рад за тех, для кого дела сайта составляют немалую часть жизни и они себя с удовольствием посвящают тому о чём вы сказали. Увы. У меня так не получается. О САЙТЕ В ЦЕЛОМ 13: Перечислите достоинства СИ, что лично вам нравится на сайте, вызывает одобрение? Что вызывает наиболее резкое отторжение? Что бы вы хотели, попросту говоря, отменить? Всё познаётся в сравнении. Не так давно я предпринял марш-бросок по другим литературным ресурсам и был поражён насколько удобно, логично и практично устроен Самиздат. Конечно, в какой-то степени говорит моё привыкание, но, тем не менее, достоинств у интерфейса очень много, начиная с цвета обоев. Очень нравится самиздатовский народ. За два года я познакомился не с одним десятком человек. С кем-то меня сегодня связывают деловые отношения, с кем-то товарищеские и всё это понемногу перетекает из виртуала в реал. Особых конфликтов за это время не было, и это не только за счёт моего миролюбия. Отторжение... Самиздатовская виртуальная жизнь является точной копией жизни реальной. В реальной жизни, если мне что-то не нравится, я разворачиваюсь и ухожу. Примерно так же поступаю и здесь. Если что-то мне не нравится - я не участвую. Но вряд ли это заслуживает отмены только потому, что не вписывается в моё мировоззрение или моральные критерии. 15: Может быть, вам лично не хватает каких-то функций на сайте при работе со своим разделом, при поиске интересных произведений, постингов? Есть ли какие-нибудь предложения по совершенствованию Самиздата? Трудно сказать. Повторю, что сегодняшнее устройство сайта для меня очень удобно. Допускаю, что я даже не знаю всех возможностей. Существует среда к которой я приспособился. С другой стороны очевидно, что проблемы будут уже в ближайшем будущем. Число авторов подбирается к восьми тысячам. По количеству мы скоро "победим" бывший Союз Писателей СССР. Конечно ориентироваться в этом потоке всё труднее. Может быть есть смысл разделить прозу и поэзию на два самостоятельных ресурса? Наверное, это облегчило бы навигацию. 16: Какие, на ваш взгляд, перспективы у сайта? Каким видите будущее Самиздата через год, два? Видел передачу, где Самиздат признан вторым по посещаемости. Думаю, что рано или поздно этот проект должен начать приносить Мошкову какие-то деньги. С дальнейшим развитием систем Web-money расчёты значительно упростятся и возможно сайт начнёт оказывать платные услуги. Это может быть профессиональное рецензирование, редактирование и правка. При сайте можно организовать литературные курсы и мастер-классы, которые будут вести маститые, известные авторы и преподаватели литинститутов. Возможно, при сайте начнут работать литературные агенты, институт которых пока в России широкого распространения не получил. И, конечно же, число авторов будет расти, а взаимосвязь количества и качества известна. ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ МОЖНО НЕ ОТВЕЧАТЬ 17: Если есть желание, выскажете свое мнение о развитие сетевой литературы Рунета. Так, на мой взгляд, сейчас наблюдается процесс резкого увеличения количества html-документов на одного интернет-пользователя. Значит, в будущем на каждый интернет-документ будет выходить все меньше и меньше посетителей? Что вы думаете по этому поводу? Согласны ли с этим тезисом? Конечно. Растёт количество документов, растёт количество пользователей, но не в той прогрессии. Видимо будут работать механизмы спроса и предложения, которые до сих пор ещё никто не отменил. Растёт качество мониторов и читать с экрана становится уже не так противно. Хотя, на диван даже с ноутбуком не завалишься. Интересно какое сегодня количество "мёртвых" страниц и сайтов? И если провести параллель с реалом - в любой библиотеке есть немало книг, которые невостребованы годами и десятилетиями. 18: Если есть вопросы к Максиму Мошкову - задавайте в графе "Ответ:", по ним будет составлено интервью с Максимом Мошковым, где я обязательно укажу ваше авторство вопроса и ссылку на ваш СИ-раздел. Было бы интересно узнать как он отнесётся к самоделковым проектам, которые я излагал выше. 19. Если вы заходили в "Актуальное интервью", не выскажете ли критические замечания по работе раздела? Может быть, есть какие-то пожелания? До этого я читал интервью с Панариным, Мошковым, Дедюховой. Мне понравилось. Внятно, доходчиво, интересно. Острого желания спросить что-то вдогонку не возникало. 20: С кем из авторов СИ вы хотели бы прочесть полноценное интервью в разделе АИ? С Оболенской С.В. Очень интересная личность. Чтобы читатели имели возможность лучше ознакомится с вашим творчеством, оставьте гиперссылки на интернет-проекты, в которых участвуете или участвовали, на свой персональный сайт или другие интернет-ресурс http://samlib.ru/g/gorohow_s_a/ Интервью: Михаил Гаврилов, раздел "Актуальное интервью". |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|