Лет в двенадцать Славка решил сменить фамилию. Может, это и глупо: прожил век Курочкиным, уж как-нибудь дотянешь, что осталось. Но первоклассник Курочкин - это еще ничего, а вот семиклассник - уже проблема. Особенно семиклассник, который ничем стоящим похвастаться не может. В классе его дразнили "Цыпленком табака", но прозвище "Клушин", которым его звала мать, было хуже и обиднее.
Так что когда календарь показал, что он почти дорос до получения паспорта, он попробовал заговорить с матерью о смене фамилии. Крик был такой, что Славка испугался, как бы соседи не вызвали милицию. Чуть успокоившись, мать взяла свой обычный язвительный тон:
- И чью же ты фамилию возьмешь?
- Отца, - промямлил он.
- Так ты с ним знаком? Может, он тебя с детства растил? Ты вообще-то знаешь, какая у него фамилия?
Славка безнадежно молчал.
- А может, он Череззаборногузадерищенский? - и мать залилась визгливым кашляющим смехом.
- А я тебе не скажу, - добавила она, отсмеявшись. - Так что давай, бери фамилию Клушин, будет в точности то, что ты из себя представляешь!
Битва была проиграна вчистую, так что пора было отступать. Славка протиснулся мимо матери, стоящей так, чтоб к двери было толком не подойти, продолжающей деланно хохотать, откинув голову, чтобы краем глаза видеть себя в дверце шкафа.
- Иди в свою комнату и учи уроки, гражданин Клушин. Через час проверю.
Мать вообще любила припечать словом, не особенно задумываясь о смысле. Любимая ее фраза для Славки была: греки сказали бы про тебя "не умеет ни читать, ни плавать". Он обреченно злился: как, интересно, он должен был научиться плавать, если на речке был один раз в жизни, а в бассейн его не записывали, потому что там грибок и хлорка? Научился бы, если бы было где. А вот читать он по-настоящему ненавидел.
У матери был пунктик про литературу, поэтому он все время ощущал, что Толстой, Достоевский и Пушкин только по чистой случайности не прописаны у них в крошечной двушке лично. Собрания сочинений, впрочем, занимали место и без авторов. Славкины самолеты, машинки и тому подобный "мальчишечий хлам" приходилось держать под столом в коробке; все полки даже в его комнате были оккупированы унылыми корешками. Мать требовала от него отличной оценки по литературе, и когда все нормальные люди гуляли во дворе, сидели в кино или рубились в очередную игрушку, Славка, мысленно проклиная создателей письменности, учил очередное стихотворение или через силу, сбиваясь со строки взглядом, читал очередной хмурый шедевр, чтобы потом ответить на заранее приготовленный матерью список вопросов о смысле действия и характерах главных героев. Читать полагалось на бумаге, так что читалку мать не покупала из идеологических соображений. Поэтому совершенно бессмысленные с его точки зрения часы он проводил уткнувшись в книжку, читая по школьной программе вперед. Приключения после всего этого в него просто не лезли, даже "Трех мушкетеров" он посмотрел по телевизору. Все это должно было пробудить в нем творческий потенциал, который никак не проявил себя за всю его жизнь.
Сама мать творческого потенциала тоже не проявляла, работала в паспортном столе. Это не мешало ей к месту и не очень рассказывать, что в молодости он был огромен, но ей помешали реализовать его негодяи и завистники. Славка в детстве где-то слышал, что "реализовать" означает "продать", а "потенциал" путал с "потенцией", поэтому картины у него в голове складывались фантасмагорические.
В школе Славку учили грубить и пресмыкаться, в зависимости от того, кем себя воображала мать - борцом с режимом или невинной страдалицей. Предугадать тему вечернего представления не было никакой возможности: настроение у матери менялось несколько раз на дню. Но чтения это не касалось. Читать деточка был обязан еще и для того, чтобы матери было чем похвастаться Верунчику - "единственной настоящей подруге". В мрачные дни Верунчик в устах матери превращалась в ту, кем, видимо, и была на самом деле - немолодую скучную усатую тетку без определенных занятий.
Правда, если бы не Верунчик, компьютера у него не было бы. Интернет, понятное дело, был сплошной пошлостью, поэтому матери был совершенно не нужен. Но именно Верунчик подбила ее разместить анкету на сайте знакомств. Идея не особенно задалась, но сначала ноутбук, а потом и планшет мать таки завела. Она еще некоторое время бродила по сети, зарегистрировалась на каких-то сайтах и блогах, даже достала с антресолей тетрадки со стихами, чтобы напечатать и показатьмиру. Однако мир на нее внимание обращать не торопился и, совершенно разочарованная, она бросила новое увлечение, как всегда бросала все, что не приносило ей немедленного успеха. А Славка получил ноутбук с интернетом в свое полное распоряжение: следить за ним матери было лень, и раз прочитав ему нотацию, что ничего хорошего в сети почерпнуть нельзя, она сочла свой материнский долг выполненным. Он быстро понял, что это еще один отличный способ отвязаться от матери, она прекращала каждые пять минут дергать его по пустякам, если он демонстрировал, что читает с экрана.
Нет, сам бы он до такого не додумался, но девицы в классе не переставая трещали о фанфиках по Гарри Поттеру и каким-то игнорируемым им от скуки сериалам. И не только трещали - писали и радостно хвастались друг другу. Как тут не подглядеть? Сначала ему было невероятно, до сведенной челюсти скучно. А что она сказала, а что он сказал - детский сад или бабки на лавочке. Потом он обнаружил, что большинство девиц занимают отношения между мужчинами. И какие отношения! Они радостно смаковали такое, от чего у него, не преувеличивая, волосы вставали дыбом - мужики за гаражами в такие глубины порнухи не заходили. Ей-богу, лучше было бы честным матом в двух словах. Самым кайфом у фикеров считалось взять двух (хорошо, если двух) невинных персонажей и устроить им совершенно паскудную случку просто ради того, чтоб описать, как мужики трахают друг друга, с подробностью и настырностью видеокамеры. Все остальное, включая имена персонажей, было попросту антуражем для траха. Это называлось "слэш" и читать это было завораживающе стыдно. А отзывы! Он мог предположить, что хвалить они друг друга будут нещадно, но что сами девицы описывают такую порнуху как романтичную, драматичную и интригующую, чуть не примирило его с ненавидимой русской литературой. Даже на нравившуюся ему Носову, которую он знал с детского сада как облупленную, он теперь смотрел с некоторой опаской.
В остальном девчонки в сети были обычными девчонками: пересказывали друг другу сплетни, пищали от нарядов известных красавиц, смотрели мультики и сериалы, решительно страшно было только читать, что они пишут. Сами они, впрочем, пугались совершенно того же, что и без интернета. Например, ужасно популярной страшилки, что раз в год на каком-нибудь первом попавшемся сайте создается тема, вроде бы обычная, но в то же время всякий, кому не повезет прочитать, и еще хуже - откомментировать ее, может быть уверен, что с этого момента с ним будут происходить одни неприятности. А какие именно неприятности, будет зависеть и от сайта, и от темы, и от комментария. То есть, куда полезешь на свою голову, там и получишь. Вот, например, говорили, на форуме "Красота today" кто-то прокомментировал лук своей знакомой слишком резко - и все, так и ходит теперь чуть ли не в язвах. Еще говорили, что случались вещи и похуже.
Девчоночьи словесные упражнения навели его на мысль, которая была прекрасна в своей омерзительности. "Ну, мама, думал он, - будет тебе русская литература, будет тебе Толстой, Тургенев и Салтыков-Щедрин. Будет тебе солнце русской поэзии!" Времени Славка терять не стал, немедленно взялся писать. Идей была просто прорва: Герасим и Му-му, Раскольников и следователь, Базаров и Кирсанов (эти просто-таки сами напросились), царь Салтан и золотой петушок, Андрей Болконский и небо Аустерлица, наконец. Не прошло и пары дней, как он был готов вывесить свое первое творение. Он перебрал все возможные слэшевые сайты, которые выдал поисковик, и остановился на в меру популярном и даже в чем-то декадентском, под названием "Город, которого нет". Внешне сайт мало чем отличался от десятка других, разве что для регистрации потребовалось ответить на пару странноватых вопросов, например, "Как бы, по-вашему, назвали ваше творчество современные писатели?" Подумав, он ответил "Плагиат". Второй вопрос был "Как в старину называли ситуацию, говорить о которой было не слишком удобно?" Славка поднапряг память и написал "Щекотливая" - и получил бонус к рейтингу своей новенькой странички. Псевдоним он выбрал "Глория Клушина". Комментарии его интересовали не особенно; азарт, который он испытывал от собственноручного испохабливания любимых матерью персонажей, перекрывал всю жажду славы с лихвой. Но когда некая "Фея" буквально через 10 минут написала в комментариях "Какой пейринг! Оригинально!" - он почувствовал себя отмщенным вдвойне.
Славка отправился бродить по сайту, смотреть, что пишут остальные, читать новости и общие темы. В разделе новых тем была одна любопытная - "Поменяться местами с персонажем", которую создал некий Mr. Pennywise. Заглавный пост был такой:
"Хотели бы вы поменяться местами с персонажем любимой книги? Попасть в мир, о котором столько читали, встретить героев, которые вам так нравятся? Танцующий клоун Пеннивайз возьмет вас за руку, и вы окажетесь там, куда не попадал ни один живой человек, но где побывали при этом тысячи. Пишите, куда вы хотите попасть, и это может исполниться. Ха-ха, вас не предупреждали, что нельзя разговаривать с незнакомцами?"
Славка улыбнулся, просто ничего не смог с собой поделать, да и клоун на аватарке мистера подмигивал на редкость залихватски.
Ни с каким героем Славка меняться не хотел, упаси боже, но интересно было, что пишут другие, вернее сказать, было интересно, хотят ли изготовительницы слэшевых рассказов побывать на месте тех, кого ставили в бессчетные двусмысленные позы. Ответов в теме было довольно много, и под каждым красовался комментарий Пеннивайза - "Принято!", иногда "Какое интересное место, правда?"
Славка написал: "Как интересно! А если я не хочу ни в какую книжку?"
Ответ пришел очень быстро: "А куда же ты хочешь, Глория?"
Славка, чтоб не сбиться с женского рода, написал: "Куда-нибудь, где нет русской литературы".
"Так это же очень просто! Сейчас напишу в личку".
И действительно, скоро конвертик личного сообщения на экране замигал и Славка прочитал: "Здравствуй, Глория! Я вижу, что ты недавно зарегистрировалась на нашем сайте, но уже разместила свою первую работу и принимаешь участие в дискуссиях. Это очень здорово. Я, клоун Пеннивайз, люблю активных участников, с ними чувствуешь себя как в цирке. Ты чувствуешь запах цирка, Глория? Цирк пахнет волшебством, и сегодня оно возможно. Мне понравилась твоя идея, и я готов ее выполнить. Я знаю отличное место, где точно нет никакой русской литературы, и могу помочь тебе поменяться местами с одним интересным персонажем. Пусть он останется инкогнито. Это будет легко и весело. Ну что, ты готова?"
Но клоун не рассказывал мутных историй, не звал никуда приехать и встретиться вживую, просто добавил: "Если ты согласна, напиши "Да"".
Славка решил, что даже если на том конце какой-нибудь псих, все равно интересно, что он еще будет плести, тем более что в интернете можно врать про себя что угодно, и напечатал "Да".
Ему показалось, что мигнуло электричество, он зажмурился на мгновение, а когда открыл глаза, увидел перед собой нечто непонятное, страшное и совсем не похожее на экран ноутбука. Потом перед самым его лицом мелькнул рукав желтого дождевика. "Надо же, мальчишка", - услышал он. И тут для Славки Курочкина, так и не сменившего фамилию, все закончилось.
А там, где все началось, некто несколько минут просто сидел на стуле и дышал. Потом поднялся, посмотрел на свое отражение в стекле полки с книгами, поморщился от серебряного блика в глазах, подергал себя за круглую щеку и, улыбнувшись чему-то, пошел на кухню.