Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

Глава 1. Художественные техники и эксперименты с материалами

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

  Роман Айххорн "Где живёт Солнце во время дождя?"
  
  Глава 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МАТЕРИАЛАМИ
  
  В основе творчества детей лежит любопытство. Ребёнку хочется всё увидеть. Всё попробовать, всё сделать своими руками. Дети великие экспериментаторы. Их интересует и различный материал, который они используют в своих работах. Зачастую им важен сам процесс, а не результат.
  Для того, чтобы они смогли реализовать свои фантазии их нужно познакомить с различными техниками, тем самым расширить их возможности.
  
  Граффити
  
  Самые ранние изображения, которые оставило человечество это наскальные рисунки-царапины. Твёрдым камнем были сделаны царапины по мягкому камню и возникшие углублённые линии заполнялись смесью имеющегося тогда в наличии связующего (птичьи яйца или смола деревьев) с цветной землёй или сажей.
  Эти царапины являются началом рисования, печатной графики, как офорт (сухая игла), где также процарапывается изображение, только иглой по металлу и процарапанные линии набиваются краской. В Вавилоне это была клинопись: на поверхности глиняной пластины выдавливалось клином изображение и таким образом составлялся текст.
  В Греции писали по восковой пластине (бумаги ещё не было). Сегодня рисуют (пишут) мелом по доске, то есть мягким камнем по твёрдой поверхности. Дети рисуют цветным мелом по асфальту, рисуют по запотевшему стеклу окна, рисуют по мокрому песку.
  Изображения на домах, заборах, так называемые "граффити", в чистом виде наскальные (настенные) рисунки.
  
  Для наших нужд есть в продаже белый картон, покрытый чёрной краской. Такую поверхность можно и самому приготовить. Плотный белый картон покрывается валиком тонким слоем чёрной темперы. После полного высыхания можно иглой, ножом, скребком процарапывать рисунок. Получается рваная линия, краска скалывается. Чтобы получить ровную линию нужно сначала всю бумагу заштриховать белым восковым мелком, затем чёрным. Поверхность бумаги, которую нужно предварительно наклеить на планшет, можно покрыть тонким слоем белого столярного клея Ponal.
  После полного высыхания клея поверхность закрашивается чёрной темперой. Рисовать можно по влажной поверхности черенком кисти.
  
  Восковые мелки
  
  Восковыми мелками, играючи, ребёнок наносит на бумагу линии, точки, заштриховывает плотно поверхности. Какие особенности имеют мелки? Как в полной мере использовать их? Можно на практике с детьми испробовать весь набор цветных восковых мелков. Какие цвета между собой смешиваются? Какой цвет перекрашивает все другие цвета?
  
  Оказывается, чёрный цвет, а он самый мягкий из мелков, всё закрашивает - он король цвета. Белый, самый твёрдый, наоборот хорошо смешивается с цветным грунтом. Очень яркие цвета становятся белесыми, из яркого осеннего мотива можно получить сумерки.
  Белый восковой мелок даёт нам дополнительно качество пастели. Смешивая другие цвета между собой, можно создать живописное произведение.
  
  Новые возможности даёт нам работа восковыми мелками на цветной бумаге. Цвет самой бумаги влияет на цветовое решение всей работы. Темперными красками можно и самому приготовить бумагу нужного цвета.
  
  Илл. 1 - Катя 14;2 'Цветы в вазе' []
  Илл. 1 - Катя 14 лет. "Цветы в вазе"
  
  Пример. Катя записала в своей работе (илл 1) бумагу темперой. Темпера высохла. Используя фактуру краски, Катя рисовала дальше восковыми мелками, используя и белый. Местами темпера просвечивает. В итоге рисунок очень похож на работу пастелью.
  
  Особенно красиво выглядят светлые цвета мелков на чёрной бумаге. Цветы, снежные кристаллы, драгоценные камни также как и ночные хорошо сюжеты можно реализовать в этой технике.
  
  Такие же драгоценные кристаллы можно получить, используя восковые мелки, в несколько другой технике. Называется она сграффито. В наборе восковых мелков всегда есть скребок. Этот скребок и предназначен для удаления верхнего слоя от нижнего. Бумага плотно заштриховывается цветными мелками, можно и разными цветами в зависимости от задачи. Мы уже знаем, что чёрный цвет перекрывает все остальные. Заштриховываем нашу цветную поверхность плотно и густо чёрным. Скребком можно выскребать тонкие и толстые, широкие линии и целые плоскости. Мы имеем негативный рисунок. Маленьким детям этого достаточно. Детям постарше нужно научиться оставлять при цветном нижнем грунте и чёрном верхнем чёрные линии. Цветными мелками всегда есть возможность поправить рисунок, не говоря уже о чёрном.
  
  Илл. 2 - Аня 11;4 'Тукан'.  []
  Илл. 2 - Аня 11 лет. "Тукан".
  
  Пример. Нижний слой Аня (илл. 2) заштриховала плотно разными цветами, затем чёрным мелком также плотно покрыла всё разноцветье. Осталось освободить Тукана из под чёрного покрывала, что Аня и сделала, используя пластиковый скребок. Посвятила она этот рисунок маме.
  
  Покрыть заштрихованный слой из цветных мелков можно и темперой. Темперу нужно только наносить неразбавленной и тонким слоем. Что-то можно уже по сырому вычищать, а как только она высохнет продолжить работу. Используют темперу также разных цветов в зависимости от задачи.
  
  Интересный результат получается, когда лист бумаги покрывается белым восковым мелком или белой свечкой. Острым концом скребка наносится рисунок. Всё покрывается чёрной тушью. Вся поверхность бумаги соскребается обратной стороной ножа или шпахтелем. Тушь остаётся в процарапанных линиях на слегка сероватом фоне.
  Нижний слой на бумаге, в зависимости от задачи, можно и цветными мелками заштриховать. Покрыв весь лист тушью, вычищаются только необходимые места, согласно задуманному сюжету. Цвет мелков очень выразителен с чёрной тушью.
  В другом эксперименте, если незадолго перед тем, как тушь высохнет смыть её под струёй воды, частично местами тушь останется, что придаст работе своеобразный характер.
  Используется в работе и цветная тушь.
  Всегда, после того как тушь или темпера высохнет работу можно продолжить, работая мелками или краской.
  
   Илл. 3 - Ник 9;0 'Золотой замок ночью' []
  Илл. 3 - Ник 9 лет. "Золотой замок ночью"
  
  Пример. Если лист бумаги не полностью покрывать цветными мелками, как это сделал Ник (илл. 3) в своей работе "Золотой замок ночью", а оставлять, соответственно рисунку, чистые места, затем быстро покрыть широкой кистью весь лист тёмноголубым цветом акварели, что мы увидим? Акварель останется в незарисованных местах. Восковые мелки не принимают краску, оставляя только капельки. Замок мерцает в ночи. Благодаря этой технике замок получился действительно волшебным.
  
  Вспомним метод копировальной бумаги. Если лист, по возможности гладкой бумаги, заштриховать мелками, соответственно задуманному рисунку. Перевернуть этот лист и под него положить чистый. На обратной стороне заштрихованной бумаги рисовать твёрдым карандашом или шариковой ручкой и вы увидите очень тонкий, изящный рисунок.
  
  Илл. 4 - Нина 7;5 'Птица' []
  Илл. 4 - Нина 7 лет. "Птица"
  
  Пример. Ещё один метод напоминающий монотипию. Мы с детства знаем, что если положить на монету лист бумаги и заштриховать карандашом, то увидим отпечаток рельефа этой монеты. Используя этот метод, можно переносить всевозможные фактуры на бумагу: поверхность ткани, дерева, камня. Бумагу ко всему прикладывать и мелками заштриховывать. Из этих заготовок можно вырезать перья для птицы и наклеить на чёрную или цветную бумагу, сделать коллаж. (илл. 4) Наконец можно просто нарисовать птицу или зверя и заполнить форму фактурой, прикладывая этот листок к всяким фактурным поверхностям.
  
  Акварель и гуашь
  
  Эксперименты делают детей любопытными, любознательными, они дают им возможность выходить за рамки общепринятого, воодушевляют их исследовать новые дороги.
  Всё начинается с малого: что получится, если капля акварельной краски упадёт на влажную бумагу? А если на эту каплю на кончике кисти сильно подуть? А если в краску добавить белил и разбрызгать по цветной или чёрной бумаге? Прямо салют получился! Останется только внизу город нарисовать. А что, если ...?
  
  Илл 5 'Мохнатая бабочка' []
  Илл 5 "Мохнатая бабочка"
  
  Маленьким детям игра с красками доставляет большую радость. Сам процесс игры. И особенно если в результате они видят совершенно невероятное. К примеру: летят брызги разноцветных красок на бумагу - яркие переливы. И вот ребёнок, как волшебник, складывает лист бумаги вдвое - нет красок, всё исчезло. Вот осторожно наш волшебник раскрывает лист бумаги, и... мы видим переливающуюся разными цветами бабочку! (илл. 5)
  В натуре мы всегда найдём поверхности, которые имеют выраженную структуру.
  К примеру: нити, плетёный шнур, грубая ткань, кружевная ткань, трава, листья, плетение корзины и многие другие. Их поверхности можно использовать для высокой печати: на поверхность мешковины резиновым валиком накатывается краска, и ткань как печатная форма кладётся на бумагу - мы получаем оттиск в технике флоттаж, при которой на разложенную ткань или лист дерева тем же валиком накатывается краска, наверх осторожно кладётся чистый лист бумаги. Получаем отпечаток.
  
  Тест "Чернильная клякса" изобрёл швейцарский психиатр Герман Попшах (Herman Popschach). Форма кляксы может служить стимулом для свободной ассоциации. Леонардо да Винчи писал в своих записных книжках: "это не должно тебе тяжело даваться, иногда остановиться и рассматривать пятна на стенах, или кучу пепла, облака, тину или что-то похожее, где ты можешь находить самые удивительные идеи." Jung
  
  Илл. 6 - Кати 8;6 'В сказочной стране' []
  Илл. 6 - Кати 8 лет.
  
  Пример. У Кати (илл. 6) акварель расплывалась по бумаге, но она продолжала всё брызгать, капли жёлтого, голубого цвета падали на сырую бумагу. Кати кистью руководила этим потоком. И вот момент - она остановила своё священнодействие. Передохнула. Краска высохла. Катя очень внимательно и осторожно тонким пером, чёрной тушью стала рисовать. Только ей одной ведомо, какие образы спрятались в цветных пятнах. Нам остаётся только восторгаться.
  
  Интересный результат получится, если плотно закрашенную краской белую бумагу после высыхания покрыть чёрной тушью. Работу промыть под струящейся водой. Можно попробовать всякие варианты - дать возможность туши совсем высохнуть или в полусухом виде промывать. Промытую и высохшую работу можно ещё прорисовать пером чёрной тушью.
  
  Акварель и гуашевая краска, высохшая на бумаге, кистью, смоченная водой легко выбирается. Этим её свойством можно воспользоваться, чтобы провести следующие эксперименты:
  1. Если по бумаге плотно закрашенной одной из этих красок провести, после её полного высыхания, линии бесцветными восковыми мелками или просто свечкой и под краном краску вымыть,то на бумаге останутся линии яркого цвета на бледном фоне.
   2. Сделать на белой бумаге бесцветным воском рисунок и записать акварелью. Воск консервирует белые линии. Фон будет цветным. Эти две техники можно комбинировать.
  
  Тушь
  
  Первыми придумали и использовали тушь китайцы. Основой для туши была сажа.
  Сегодня тушь изготовляется из анилиновой краски.
  Лучше всего начинать рисовать тушью деревянной палочкой, щепкой сосны или ели. Дерево впитывает тушь и легко отдаёт её при рисовании, причём этой палочкой можно проводить тонкие линии и широкие в зависимости от поворота рисующей части палочки.
  
  Илл. 7 - Саломе 10;8 'Заяц'. []
  Илл. 7 - Саломе 10;8 "Заяц".
  
  Прежде чем предложить детям тему для рисунка тушью, нужно им дать возможность испробовать все возможные варианты работая палочкой: проводить толстые и тонкие, зигзагообразные и волнообразные, прерывистые линии, точки, кляксы, рисуя узкой и широкой стороной. Ребёнок должен знать возможности такого инструмента как палочка для рисования тушью и использовать сознательно в своей работе. Хорошим примером может служить работа Саломе "Заяц".( илл. 7) Использованы все возможности, рисуя палочкой: от самых тоненьких линий до толстых, включая большое чёрное пятно.
  
  Линии, точки россыпью или их скопление это контраст, противоположность. Темой могут быть лес, кусты, скопление людей, куча мусора и кладбище автомобилей. Следующий вариант изображения это выстраивание наших точек, линий рядами, орнаментальная композиция. В жизни такое можно увидеть в факельной процессии, заборы, каменная стена, окна домов, перелётные птицы в небе или муравьи за работой. Скопление наших графических элементов и выстраивании их рядами можно увидеть в жизни в устройстве цветка, колеса телеги, морского ёжа или морской звезды и много других живых существ.
  
  Илл. 8 - Морварид 10;4 'Деревья' []
  Илл. 8 - Морварид 10 лет. "Деревья"
  
  Пример. Работая одной только чёрной тушью, Морварид стала рисовать пером по сырой бумаге деревья, а потом и мягкой кистью этой же тушью, но разбавленной в воде. Умело и быстро изобразила она тревожное предгрозовое состояние в природе. (илл. 8)
  
  Хорошо известны рисунки кистью, созданные в Китае и Японии. Можно также поэкспериментировать щетиной или круглой мягкой кистью, их возможностями. Разбавляя тушь водой, мы получим серый цвет, живописные оттенки которого очень красивы, лучше при этом работать круглой беличьей кистью. Если прорисовать по сухому чёрной тушью, мы получим прекрасное графическое произведение.
  
  Основой для рисования тушью может быть цветная бумага или тонированная, также коллаж из разных бумаг прозрачных и непрозрачных.
  
  Илл. 9 - Сара 14;6 'Куклы и книги' []
  Илл. 9 - Сара 14 лет. "Куклы и книги"
  
  Широко распространённый инструмент для рисования тушью это стальное перо. Детям нужно ещё научиться им пользоваться. Как перо держать в руке, сила нажима, в результате которой мы получаем тонкие или толстые линии, качество бумаги, желательно гладкая, в простой бумаге перо застревает, за ним ухаживать нужно - после работы тщательно мыть. Прежде чем приступить к серьёзной работе желательно сделать ряд опытов, исследовать возможности стального пера. После проб на бумаге возможностей стального пера Сара в натюрморте "Куклы и книги" параллельными и перекрёстными линиями передала впечатление гравюры.(илл. 9)
  
  Илл. 10 - Юлиане 10;3 'Носорог'  []
  Илл. 10 - Юлиане 10 лет. "Носорог"
  
  Юлиане дано задание: в копии гравюры Дюрера "Носорог" нужно дополнить недостающую часть. (илл. 10) Тонкой линией передать структуру чешуи и панциря. Для создания структур перо незаменимый инструмент. К этой работе нужно относиться серьёзно и ответственно, иметь большое терпение. Богатство структур можно увидеть в природе. Чешуя рыбы по другому выглядит, чем оперение птицы, кора дерева отличается от поверхности ананаса или структуры песка на пляже.
  
  Изображать одними точками, вроде растра в печати, можно, к примеру собственный портрет, группу деревьев в тумане, самолёт в облаках, караван верблюдов в пыльной буре или жаркий летний день на природе.
  Можно рисовать одной непрерывной линией - перо держит в себе достаточное количество туши.
  В каком-то месте концентрируются линии, создают объёмную группу или отдельные линии переходят к другой группе, к примеру ряд людей на остановке автобуса.
  
  Илл 11 - Тая 12;1 'Еловые ветки'. []
  Илл 11 - Тая 12 лет. "Еловые ветки".
  
  Комбинацией таких инструментов как палочка (щепа) и стальное перо являются заточенные тростниковые палочки. Это тростниковое перо в умелых руках творит чудеса. Перо из бамбука хуже, оно твёрже, меньше туши принимает. Нельзя забыть при этом о гусиных, вороньих перьях. Перо косо обрезать и обезжирить раствором азотной кислоты. Тая нарисовала тростниковым пером две еловые веточки. В том, как нарисованы иголки видно раздвоенность кончика пера, что свойственно и стальному перу.(илл. 11)
  
  Коллаж
  
  Нас окружает масса всякой печатной продукции: газеты, журналы, рекламные издания. Начиная с прошлого века художники стали использовать эту продукцию в своих произведениях - коллажах.
  
  Илл 12 - Юлиане 11;1 'Рог изобилия' []
  Илл 12 - Юлиане 11 лет. "Рог изобилия"
  
  Техника коллажа стала наряду с традиционной живописью и графикой равноправной формой самовыражения. С большим удовольствием дети всех возрастов режут, рвут и клеют всевозможную цветную бумагу, фотографии из печатной продукции дети всех возрастов и взрослые.
  Юлиане вырезала из рекламного журнала бутылки из под сока, пририсовала им головы, руки, ноги и, пошли они "из рога изобилия" путешествовать по листу бумаги.(илл. 12)
  
  Совсем маленьким детям важен сам процесс приклеивания. Им нужно только показать, как пользоваться клеем. Они приклеивают всё подряд, согласно своему пониманию.
  Есть в коллаже свои закономерности: можно рядами приклеивать, можно одного размера элементы приклеивать или различной величины, маленькие части наклеивать на большие, тёмные на светлые и наоборот.
  Маленьким желательно предложить в качестве упражнения приклеивать элементы: рядами, маленькое и большое, тёмное и светлое, скопление и рассеивание. Также конкретные задания: деревья с ветками, дома с окнами, железная дорога, овощной рынок и т. д.
  
  Илл 13 - Нина 7;2 'Два зайца' []
  Илл 13 - Нина 7 лет. "Два зайца"
  
  Пример. Нина нарисовала фломастером двух зайцев, потом я предложил ей всё поле вокруг зайцев заклеить маленькими кусочками разноцветной бумаги. Сначала она рвала бумагу полосками, потом на маленькие квадратики и заклеила по принципу мозаики, вверху холодные цвета, внизу тёплые. (илл 13)
  
  Илл 14 - Нина 7;2 'Два дерева и птица' []
   Илл 14 - Нина 7 лет. "Два дерева и птица"
  
  Пример. В следующей работе (илл. 14) она из тонкой коричневой бумаги "вырвала" формы двух деревьев и наклеила на голубовато-серый плотный картон. Таким же образом была создана птица, которая уселась на сук одного из деревьев. Из бумаги появились и два цветка на зелёной лужайке.
  
  Илл 15 - Катя 12;0.'Попугай' []
  Илл 15 - Катя 12 лет. "Попугай"
  
  Пример. Тем же принципом мозаики воспользовалась и Катя. Попугай сидящий на дереве выполнен в технике классической мозаики. Маленькие кусочки цветной бумаги рваные, не резаные. Вся поверхность работы плотно без белых просветов заклеена. (илл. 15)
  
  Далее упражнения с цветом
  
  Подобрать из цветных иллюстрированных журналов и выстроить цветовые ряды: от жёлтого через зелёное к голубому, от жёлтого через оранжевое к красному, от светлокрасному к тёмно-коричневому и т.д.
  Родители должны найти время с маленькими детьми играть, подбирая цвета и объяснять назначение каждого цвета. Мир полон всяких цветовых нюансов, а не только красный, жёлтый, зелёный и голубой цвет. Нужно разговоры вести про тёплые и холодные цвета, радостные и трагические цвета, строгие и нелепые цвета, праздничные и траурные цвета. Изменения цвета в природе: осень, зима, весна и лето.
  Такие наборы цвета в виде нарезанных бумажек можно собирать, например: набор тёплых цветов, набор траурных цветов.
  Если положить рядом вырезки из разного источника (газеты, разных журналов) белой бумаги, то можно убедиться, что все они имеют разные цветовые оттенки, тёплый белый, сероватый, холодный. Тот же опыт можно провести с чёрной бумагой.
  А композиция из разных оттенков серого?
  
  В технике коллажа есть возможность все вырезанные элементы сначала собрать на бумаге, разложить согласно задуманному, потом приклеить.
  Опыты с разноцветными бумажками прекрасная школа тренировки цветоощущения глаза.
  
  Илл 16 - Медия 8;3 'Дождь' []
  Илл 16 - Медия 8 лет. "Дождь"
  
  Материал для коллажа можно найти в столярной мастерской и на свалках: это коробки от спичек, сигарет, старые пуговицы, пробки от бутылок и пивные крышки, кусочки пенопласта и сухие листья. Из этого создаются тоже коллажи. Нужно только составить, наклеить и, соответственно замыслу, темперой прописать. Медия наклеила по нижнему краю бумаги птичьи перья. Они изображают деревья. Над ними два больших облака. Косой дождь и солнце светит. Облака написаны гуашью, по сырому процарапаны черенком кисти линии. (илл. 16)
  
  Илл. 17 - Аня 11;2 'Такой вот коврик' []
  Илл. 17 - Аня 11 лет.
  
  Необъязательно цветные бумажки рвать на маленькие кусочки и клеить, её можно и резать ножницами на прямые полоски и на волнообразные. Аня один лист бумаги закрасила оранжевой краской, другой лист голубой, потом она нарезала волнообразными полосками. Полоски заплела. Получился такой вот коврик. (илл. 17)
  
  Искусство силуэта
  
  Этому виду искусства мы обязаны Эстьену де Силуэту, который впервые в середине 18 века начал вырезать из чёрной бумаги. В 19 веке этот вид искусства был очень распространён. В народном китайском искусстве мастера из белой и цветной бумаги нарезали многофигурные композиции. Много работал в этой технике в 30-тых годах прошлого века и Анри Матисс. Почему бы и нам не попробовать сделать нечто подобное. Принцип простой: на белый лист бумаги наклеивается, вырезанное ножницами или ножом, изображение из чёрной бумаги. Для работы необходимо иметь кальку или копировальную бумагу, чёрную или цветную (не рыхлую) бумагу, резак, клей ПВА или Ponal.
  
  Илл 18 - Силке 12;6 'Цирк' []
  Илл 18 - Силке 12 лет. "Цирк".
  
  Илл. 19 - Кристина 12;0 'Караваны верблюдов в пустыне' []
  Илл. 19 - Кристина 12 лет. "Караваны верблюдов в пустыне".
  
  Силуэтный рисунок может быть тёмным на светлом фоне и наоборот.
  Эскиз композиции с помощью кальки или копировальной бумаги переносится на чёрную бумагу. В работе можно использовать сканер, принтер и компьютер. Нанесённый рисунок вырезают острым ножом. Изображение силуэтом своим должно быть простым и понятным, как это сделала Силке в работе "Цирк".(илл. 18) Фон может быть и цветным, как у Кристины "Караваны верблюдов в пустыне".(илл. 19) Ножницами нарезаны волнообразные полоски из цветной бумаги (бумага предварительно закрашена краской) соответственно задуманному сюжету. Эти полоски наклеены на жёлтый лист бумаги. Пустыня готова. Осталось только пустить два каравана "чёрных" верблюдов с белыми бедуинами, что Кристина и сделала.
  
  Илл. 20 - Мария 12;2 'Пейзаж с грозовым небом' []
  Илл. 20 - Мария 12 лет. "Пейзаж с грозовым небом"
  
  Уже говорилось, что в коллажах можно использовать фотографии из иллюстрированных журналов и проспектов, то есть вырывать (вырезать) отдельные части (предметы, фигуры, лица и т.д.) или использовать как фрагменты цвета. Из всего этого собирается композиция. Мария "вырвала" понравившийся ей пейзаж с грозовым небом и дорогой из страницы журнала. Для чего? Для того, чтобы наклеить на несколько больший по размеру белый лист бумаги и акварелью дописать это грозовое небо с молниями и поле с дорогой. Ей очень хотелось это состояние прочувствовать средствами живописи. (илл. 20)
  
  Илл. 21 - Юлиана 10;4 'Генеалогическое дерево' []
  Илл. 21 - Юлиана 10 лет. "Генеалогическое дерево"
  
  Пример. Юлиана нарисовала рамочки с портретами всей семьи, потом их вырезала ножницами. Эти рамочки она "повесила" на нарисованное на голубом фоне дерево. (илл. 21)
  
  Илл. 22 - Саломе 10;8 'Осеннние листья' []
  Илл. 22 - Саломе 10 лет. "Осеннние листья"
  
  Не обязательно что-то вырезать (отрывать). Саломе на листе бумаги только в цвете акварелью передала состояние осени. Листья она нарисовала одной линией фломастером. (илл. 22)
  
  Выводы
   Эксперементирование - это бесконечный процесс. Эксперементировать - значит исследовать. Во все времена все открытия совершались исследователями, людьми любопытными и любознательными. Изобретатели в своих исследованиях оставались детьми, всегда готовыми к неожиданным результатам.
  
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"