Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

Глава 1. Минимум взрослого вмешательства в детские рисунки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:

  Роман Айххорн "Изобразительное творчество детей: Это Я! Я сам!"
  
  Глава 1. МИНИМУМ ВЗРОСЛОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕТСКИЕ РИСУНКИ
   Маленькие художники - кто они
  
  "Две вещи должны
  дать ребенку родители: корни и крылья"
  Иоганн-Вольфганг фон Гёте
  
  Я здесь! Я даже могу рисовать! или нужно ли малыша учить рисовать
  
  В наше время трудно кого-либо удивить юными художниками, едва вышедшими из ползункового возраста. Это очень здорово, ведь творчество - это не конечный результат, а процесс. И именно процесс, а не результат важен для человека двух-пяти лет от роду.
  Одна мама, узнав, что я занимаюсь изобразительным искусством с детьми, привела ко мне маленького мальчика около 3 (!) лет. Я не знал, что и сказать ей. В таком возрасте ребёнок вроде не нуждается в учителе. Но мама настояла. Я подумал: наверно не на кого оставить малыша. Но как потом оказалось, у него есть няня и есть отдельная комната с большим количеством игрушек, и стол, за которым он может играть и рисовать. На столе - бумага, карандаши, фломастеры...
  Тогда же я наблюдал за Керкко, так звали мальчика, как он быстро наносил на бумагу линии, точки, кружочки и восклицал торжественно: "Готово!". Я давал ему новый лист бумаги с чувством угрызения совести: мама при любой погоде привозит его раз в неделю на один час, а иногда и спящего. Бывало он и в мастерской засыпал с карандашом в кулачке, положа голову на стол, потом жаловался: "У Романа очень хорошо, только спать жёстко".
  
  Я спрашивал себя: "В чём же здесь моя задача как учителя, наставника?" Думалось, если ко мне приводят таких маленьких детей, значит я должен их чему-то научить. Но интуитивно я делал, оказывается, всё правильно: старался ему не мешать, подкладывал очередной лист бумаги, давал ему требуемый материал. В данном случае Керкко меня самого многому научил. Научил не вмешиваться, не подсказывать, а внимательно и с явным интересом относиться к тому, что он делает.
  И я заинтересовался этим и, анализируя рисунки своих маленьких учеников и двух собственных детей (теперь уже взрослых), хочу поделиться своими наблюдениями и приобретенными знаниями.
  Известно, что рисовать дети начинают рано, еще до двух лет. У "нормальных" детей это происходит спонтанно, без обучения. Однако, когда же его, обучение начинать? Современные специалисты по возрастной психологии отмечают что обучение дошколят техническим средствам изображения, оказывает на них только тормозящее влияние. Значит начинать подобное обучение нужно не ранее, чем в младшем школьном возрасте. (Склярова Т. В.)
  
  Известные педагоги Б. и Л. Никитины ввели в педагогику понятие возрастных рамок, в которых возможно наиболее эффективное развитие интеллекта. По их мнению, все это происходит в дошкольном возрасте, но не обязательно в первые три года. Борис Никитин разработал и собственную гипотезу необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей. Существует определенное время и определенные условия для этого, у каждого человека они свои. Здесь всё же должен напомнить, что Никитины практически не уделяли внимания гуманитарной, эстетической стороне воспитания.
  Конечно, человек может прожить долго и вполне счастливо и без рисования: так и не поняв, что многие аспекты этой жизни остались за пределами его сознания. Ведь рисование - такое же средство познания окружающего мира как все, чему мы учимся в нашей жизни. Помогает ли раннее занятие изобразительной деятельностью воспитывать гениальных художников? Конечно нет. Здесь единственная цель - дать ребенку условия для самовыражения, для формирования адекватной самооценки, для развития фантазии, которая пригодится в любой взрослой деятельности.
  
  По мнению ряда детских психологов и педагогов все дети от трех лет пытаются вступить с нами в контакт - говорить с нами на социальном языке, понятном окружающим. И, поскольку словарный-то запас еще не велик, механизмом такого эмоционального общения становится так называемый спонтанный рисунок . Рисунок сопровождает развитие речи. Ребёнок рисует, ещё не умея говорить. Он выражает себя не только звуками, гулением, но и с помощью первого попавшегося под руку рисующего инструмента, будь-то карандаш или мамина губная помада. Повсюду и где угодно он наносит линии, кружочки...
  Рисунок по-существу, не отличается от словесного рассказа. Это повествование, которое стоит уметь прочесть. Малыш рисует не то, что он непосредственно воспринимает, а то, что он себе представляет - это его важнейший канал самовыражения, генеральная линия его развития. Представьте себе, как важна в это время роль самых близких к нему людей - родителей.
  Но родители часто фиксируют момент, когда ребёнок произнесёт первое слово, а вот его первым рисункам - "каракулям" уделяют значительно меньше внимания. Ведь лишь только когда понимаешь, что означают детские рисунки, тогда только и начнёшь видеть в них закономерности: как далеко ушёл ребёнок в своём развитии, какие радости и победы он испытал, а может быть перенес болезни или психические травмы. И то и другое может наложить отпечаток на формирование его, как личности, а когда-нибудь в будущем, как знать, вдруг проявиться в виде психического комплекса. Зная это и думая об этом, смотришь на его "каракули" совсем другими глазами.
  Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми, говорит нам в своей книге "После трёх уже поздно" Масару Ибука - автор множества книг, посвященных проблемам дошкольного воспитания. "На воспитание ложится вся ответственность за то, будет ли будущий взрослый умным или туповатым, спокойным или агрессивным. Любой ребенок, если ему, в соответствии возрасту, дать необходимое, должен вырасти смышленным, добрым и с твердым характером".
  
  Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его "Я". По мнению японских педагогов, родительское влияние не должно проявляться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, может только погубить в нем инициативу и вызвать сопротивление.
  
  Малыш всегда выражает свое внутреннее самочувствие немедленными действиеми. Они означают: "Я здесь! Я сам! Я даже могу рисовать!" И с сияющими глазами показывает свои рисунки взрослым. Это его "Я". Он начинает осознавать, что отличается от других людей. Он теперь - индивидуальность! И к ребёнку следует относиться, как к индивидуальности! Он требует уважения к себе и защищает свою самостоятельность всеми своими силёнками. Отстаивает и то, что он рисует, и то, как, очень уверенно и быстро выполняя задуманное, и всегда знает, когда рисунок готов.
  В это же время он учится произношению звуков и слов и настаёт момент, когда показывая на свой рисунок, он осознанно говорит: "Это я", "Это мама", "Это дом". Вот и получается: сначала было дело!
  
  Рисунок для любимой кошки Мурки или идеальный способ обучения
  
  Как это ни странно звучит, но рисование - это единственная область, где детям не нужно подражать взрослым. Да, взрослые могут прекрасно делать тысячи дел: шить, копать землю, забивать гвозди, петь, играть на сцене и т.п. Дети подражают им, тем самым обучаясь. Но в области изобразительной на определённом периоде развития детей, им нужно дать полную свободу. Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения.
  Впомните, обычно при строгих родителях деды и бабушки всегда хвалили малышей за добрые дела. И вот теперь все больше педагогов в разных странах и культурах нас убеждают, что это правильно и надо поощрять малыша в его трудах. Ничего нового. Надо прислушиваться к его желаниям, фантазиям, близким природе и сказке и, исходя из личности ребёнка, его чувств, помогать ему. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу.
  
  Дело взрослых - похвалить работу, но ни в коем случае не "учить", что и как рисовать, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами. Нужно просто внимательно выслушивать ребёнка, когда он приносит свои рисунки, т. е. доверчиво делится своим сокровенным, своими открытиями
  Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делает малыш, что у него получается, помогать осуществить его замыслы технически, т. е. знакомить с материалами: красками, карандашами, фломастерами, мелками, глиной, иными словами, создать условия, при которых он может изображать то, что дарит ему его воображение.
  
  Когда ребёнок рисует, взрослый может тихонько находиться рядом, заниматься своим взрослым делом, но, как уже говорилось, не вмешиваться. Даже если малыш просит об этом. В этом возрасте достаточно отвлечь от подобной просьбы, с воодушевлением предложив нарисовать что-то очень интересное для мамы или папы, бабушки или дедушки, да хоть для любимой кошки Мурки!
  Как-то наш маленький сын под впечатлением от маминых архитектурных чертежей увлекся "рисованием" по линейке и по лекалам. Чтобы отвлечь пятилетнего художника, я предложил ему попробовать рисовать без поддержки линейки "живой" линией. Это определение привело его в восторг. Так у нас в обиход и вошло: рисовать живой линией, которая дает максимум свободы и руке, и фантазии.
  В первых же рисунках малыш стремится найти ориентацию в предметном мире, овладеть пространством и своим местом в нём. Разобравшись, в точках, линиях, формах и цвете, он может теперь долго, старательно, со всеми подробностями вырисовывать то, что его интересует, в остальном чаще всего ограничиваясь контуром. Чем больше мы будем хвалить эти каракули и мотивировать к дальнейшему их созданию, тем раньше он начнёт изображать реальный мир. Тем самым мы будем помогать ему в развитии собственного изобразительного языка и не только! - в развитии самостоятельного мышления и адекватного восприятия окружающего мира.
  
  С давних времен человек стремился познать самого себя. Дети в эту пору по-прежнему видят мир не совсем так, как взрослые, но уже в состоянии передать свою картину мира. И они создают свои самые потрясающие произведения, которые вдохновляют иных взрослых художников на откровенное подражание.
  И, представьте себе, каждому взрослому есть чему поучиться у ребенка. Детская уверенность и логика, оригинальность и беззаботность, все это и вправду может быть названо "магической силой" детских рисунков. Она удивляет и восхищает многих взрослых: как художников-профессионалов, так и чутких родителей, которые пытаются разбираться в художественном творчестве своих детей. Пикассо сказал однажды: "Восьмилетним я уже рисовал как Рафаэль, всю оставшуюся жизнь я учился рисовать как ребенок.". Еще раз увидеть мир глазами ребенка - не это ли желание движет и сегодня творчеством многих художников?
  
  Клише и шаблоны или проявление взрослого вмешательства
  
  Меня особенно беспокоит, когда я вижу детские рисунки, в которых летают не птицы, увиденные детскими глазами, а птицы-клише в виде буквы М - "Мак-Дональдсы". За этим явно стоит подсказка взрослого, не понимающего того, что он тем самым вредит своему чаду. А вот когда малыши рисуют птицу с тремя или четырьмя ногами, с человеческим лицом, да и ещё с клювом, а в животе видны съеденные зёрна или червячки - радуйтесь этому - у вашего ребёнка здоровая психика, богатая фантазия, он правильно развивается!
  Показывает мне как-то моя маленькая ученица с гордостью книжку "Школа рисования для детей", которую ей подарили дома ко дню рождения. Я ужаснулся! Эта книжка полностью состояла из рисунков-клише: наглядно показывающих, как "рисовать" снеговика, машину, зайца, ёлку и так далее, переходя от лёгкого к трудному.
  
  Вот один из образцов таких книжек из серии "Пособия для детей дошкольного везраста", где уже на обложке даются ключевые слова - указатели: "Нарисуй по образцу. Обводим предметы. Раскрась рисунок. Штрихи и точки. Контуры." В книге рекламируется СИСТЕМА, по которой дети должны обучаться, обратите внимание, чему: "Система упражнений, представленная в данном пособии, основана на так называемой стилизации изображаемого предмета и позволяет более результативно формировать у ребенка технические приемы работы. Во время выполнения упражнений ребенок отрабатывает силу нажима на грифель карандаша, ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду. Графические задания помогают ребенку научиться проводить прямые (вертикальные, горизонтальные, наклонные), рисовать спиралевидные линии, выполнять развивающие глазомер и зрительно-двигательную координацию несложные рисунки. Материал пособия расположен по принципу от простого к сложному".
  Здесь же детям предлагаются и шаблоны для рисования, разработанные учеными педагогами (уж не очередная ли диссертация внедряет в практику умно сформулированные выводы, в которых мало общего с гуманитарным воспитанием, обращенным к личности будущего человека): нужно только положить шаблон на лист, обрисовать карандашом - заяц/медведь готов - зрители довольны. В действительности же это просто медвежья услуга со стороны взрослых!
  Ведь в данном случае речь идет о развитии только откровенно механистических, сознательно не регулируемых навыков, которые развиваются в любом случае, если дитя рисует. Но где же здесь поощрение эмоционального, творческого, фантазийного потенциала, ведь мы хотим, чтобы наш малыш развивался как homo sapiens и проводил прямые линии тогда, когда они ему нужны согласно его замыслу.
  Передачи по телевизору, где взрослые тёти-дяди пытаются научить маленьких детей рисовать "правильно", т. е. выполнять рисунок во взрослой последовательности - вызывают у меня большие сомнения. Я сталкивался с этим явлением у некоторых своих учеников. Они приносили мне работы, выполненные по методу "из телевизора", которые были как две капли воды похожи друг на друга. Где же развитие индивидуальности у ребёнка? Подобные телевизионные передачи просто вредны, они подавляют в ребёнке способность к самовыражению, к импровизации.
  
  Илл. 1 - 'Медвежонок для раскрашивания' []
  Илл. 1 - "Медвежонок для раскрашивания"
  
  Книги для раскрашивания полны различными формами и контурами. Мало того! Эти убогие рисунки предлагается детям ещё и раскрашивать! Вот один из таких примеров: контурный рисунок медвежонка, который держит цифру (Илл. 1).
  Еще существуют книжки с контурными рисунками, где плоскости внутри контура разбиты на пронумерованные участки. Каждая цифра обозначет определённый цвет (!?). Эти книжки блокируют развитие ребёнка, методично способствуют атрофированию его собственных идей и фантазий. Хотя я встречал подобные "раскраски" и для взрослых, и они методично и безропотно трудились над ними. Но эти люди уже состоялись как исполнители и развитие фантазии для них, по-видимому, больше не актуально.
  
  На современного ребёнка мощным потоком идут из телевизора готовые схемы мироустройства. Ему, ребёнку, не нужно напрягаться и, тем более, придумывать что-то своё. Всё уже заготовлено "дядями и тётями". И ребёнок, если и придёт к тому, чтобы что-то нарисовать, то нарисует супермена или срисует полюбившуюся ему героиню из комикса "Манга". Ведь срисовывать легче, чем напрягаться, придумывать что-то самому. И результат хорош и родители счастливы. Как противостоять всему этому? Ведь не запретишь ребёнку смотреть телевизор или участвовать в компьюторных играх - они-де "развивают" его умственные способности.
  
  Моей ученице девяти лет подарили холстик и набор красок, чтобы на занятии у меня она нарисовала "что-то красивое" для дома. И как вы думаете, что должно украшать стену в гостиной? ... герой диснеевского мультфильма, в точности срисованного из журнальчика... А я, как учитель, должен был проследить процесс создания этого произведения! К счастью накануне мы группой посетили краеведческий музей, девочка видела там птиц, зверей и рисовала их. Итак, я предложил ей перенести на холст свои личные впечатления от того, что она видела в музее. Она с радостью, использовала свой собственный рисунок птицы с натуры, взялась за работу и получилась прекрасная авторская работа маленькой художницы!. Представьте себе, как поражены и довольны были родители.
  Мой совет: Не предлагайте детям готовые образцы и шаблоны. Дайте им волю изобразить то, что им в этот момент понравилось, что их заинтересовало, что подскажет им собственная фантазия, причем так, как маленький автор это сам чувствует, видит своим внутренним "оком". При этом ведётся естественный отбор того, что любит ребёнок, что отвергает, к тому же вы обнаружите и то, что влияет на формирование его вкуса. Только таким образом формируется характер, индивидуальность. И начинать его воспитывать надо с младенчества, когда карапуз с большим удовольствием покрывает поверхности "каракулями".
  
  Детские рисунки первых лет жизни
  
  В нашей семье сохранился большой архив детских рисунков наших детей: сына и дочки (разница в возрасте 7 лет). Работы выполнялись в домашних условиях, отчасти в студенческие времена родителей. Много работ посвящено маме, ведь малышами в основном занимается мама. Мы бережно храним эти работы.
  Сейчас я хочу предложить некоторые из них вашему вниманию, а также работы моих учеников этого же возраста, сделанные в мастерской. Дети запечатлели их детские фантазии, мир сказок, окружающую действительность и свое внутреннее душевное состояние: страхи и радости. По рисункам видно, как они развивались от "каракулей" до сложных сюжетных композиций.
  
  Илл. 2 - Митя 2;5
  Илл. 2 - Митя 2 года
  
  На рисунке Мити мы видим круги, линии, перекрёщивающиеся линии, точки - одним словом почти весь репертуар из графических рисунков - символов, "каракули". Однако, если присмотреться, то мы увидим почти в центре листа одну пару концентрических кругов, причем внутренний старательно заштрихован, а по верхнему краю большого круга проходит хоровод точек-штришков. Рядом выше еще пара концентрических кругов поменьше и две линии, расходящиеся из точки соприкосновения этих пар (Илл. 2).
  Конечно сейчас трудно догадаться, что здесь было задумано более 30 лет назад. Но, оглядываясь на антропософов, здесь можно разглядеть процесс зарождения живого существа где-то на клеточном уровне. А, следуя мнению детских психологов, предположить, что у автора болел животик и внутри животика было тяжело и неспокойно. В обоих случаях без сомнения мы имеем человечка с головой и ручками, все "круги" замкнуты, то есть автор отдавал себе отчет о том, что есть линия, а что - плоскость.
  
  Илл. 3 - Митя 2;5 'Приземление' []
  Илл. 3 - Митя 2 года "Приземление"
  
  Этот рисунок Мити, илл. 3, просто удивителен с антропософической точки зрения. Первое изображение головы ребёнком - это овал и ещё два маленьких овала внутри с точками - глаза и что удивительно!- эти глаза смотрят! Смотрят на нас из глубины мироздания - обратите внимание на многочисленные точки, летающие вокруг главного объекта. Из этих точек выходят две линии. Эти линии ведут к голове: руки? антенны? Выше справа находится еще одна фигура. Вероятно образ мамы, давшей ему жизнь. Ребёнок ещё находится в космическом пространстве, ещё связан с космосом, но уже приближается к Земле, обретает плоть голова, корпус, руки, он "готовится к посадке". Фигура справа двумя руками-линиями как бы благословляет появление, рождение этого существа, которое вот так двумя точками глаз теперь смотрит на нас, на окружающий мир: "Я уже пришёл в этот мир". И может быть это его первый осознанный автопортрет. В этой голове нет ещё ничего индивидуального. Это лик. "Ребёнок приходит из космического - трехмерного - через Землю - четырехмерную к Себе, и Тебе, и Картине Мира" (Grözinger).
  Как и дети всего мира, а маленькие дети - все космополиты...
  
  Илл. 4 - Митя 3;0 'Это Я!' []
  Илл. 4 - Митя 3 года "Это Я!"
  
  То, что на илл. 4 - это автопортрет Мити, доказывает мамина пометка на обороте, сделанная в момент создания работы. Здесь все уже усложнено: и волосики уже топорщатся на голове, и руки, правда, ещё без пальцев, распахнуты во все стороны, как бы приветствуя нас, тоненькие ножонки. Одежда с пуговицами. По мнению психологов пуговицы - характерный признак наличия одежды у всех авторов этого возраста. Всем своим видом человечек показывает, что очень рад нас видеть. Сияет небесно-голубым светом и восклицает торжественно - Это Я!.
  Рисунок интересен с чисто графической точки зрения. Использованы лишь две краски: яркий синий - рисующий, это контур, от него изображение светится. А корпус плотно залит черным, что дает и стабильность, и нарядность. Лицо (голова) не закрашено, оставлено белым (цвет бумаги) и это становится центром внимания - это все же портрет.
  
  Илл. 5 - Митя 3;0 'Зелёное солнце' []
  Илл. 5 - Митя 3 года "Зелёное солнце"
  
  Так выглядит космос на Митином рисунке фломастерами "Зелёное солнце". Удивительно чувство равновесия в этой работе, изысканной по графике.
  Круглое солнце - зелёного цвета, густо заштриховано. Таким же цветом светятся и звёзды - крестики по всему полю рисунка - ведь солнце тоже звезда. Случайно ли, что они разнятся по размеру, словно ближние и дальние? Впрочем возможно просто внизу места было мало. А вот луна не только разноцветная: к зелёному добавился ещё синий и чёрный. Она к тому же и вытянутой формы и значительно больше по размеру. Все цвета холодные. На наши вопросы автор кратко ответил: "Там холодно" (Илл. 5).
  
  Илл. 6 - Аня 3;0 'Фигуры в движении' []
  Илл. 6 - Аня 3 года "Фигуры в движении"
  
  Движение фигур во вселенной можно увидеть и на рисунке Ани, илл.6. Из бездны ракручивается спираль. На орбите летят две фигурки руками в сторону. У одной фигуры есть глаза и они смотрят. Другая занята тем, что происходит у неё в её теле: а там совсем крошечное существо, ещё не родившееся ?. Так можно комментировать этот рисунок с позиций биогенетической теории.
  Детские психологи считают, что бесчисленные попытки изобразить замкнутый круг ведет в детских рисунках к появлению разнообразных спиралей. В данном случае автор не сомневался в том, что круг должен быть замкнутым, более того, здесь ряд концентрических кругов, уменьшающихся до точки, вокруг которой все и вертится.
  Не могу не отметить безошибочное чувство равновесия в рисунках маленьких авторов.
  
  Илл. 7 - Керкко 3;9 'Переселение' []
  Илл. 7 - Керкко 4 года "Переселение"
  
  Рисунок Керкко, илл.7, был сделан в мастерской после возвращения семьи из отпуска. На малыша произвело впечатление долгое путешествие. В течение первого занятия он продолжал "путешествовать" уже на бумаге, помогая себе гудением и подвываниями.
  В рисунке какое-то вселенское переселение разноцветных фигур: явно видны руки, головы и одна красная фигура справа. Вероятно сам автор с восторгом наблюдает за этим движением и потом присоединяется к нему. Мы видим ту же красную фигуру, но удаляющуюся в пространстве. Спрашивается, это перспективное изображение, остающееся все же двухмерным - откуда это у детей? Интересны цвета. Здесь черный присутствует как уравновешивающий для открытого красного, яркого желтого и смешаных голубоватых пятен.
  
  Илл. 8 - Аня 4;0 'Автопортрет с шариками' []
  Илл. 8 - Аня 4 года "Автопортрет с шариками"
  
  Круг - простейшая понятная и легко изображаемая форма. Это хорошо видно и на предыдущих рисунках. В этом рисунке обращает на себя внимание деталировка многих элементов. На рисунке Ани "Автопортрет с шариками" те же круглые формы, но появились детали: реснички, рот и нос уже прорисованы , появились зубки, кудряшки с косичками на голове, две замкнутых формы изображают ножки - уже не палки. Девочка в ярком платье, обязательные пуговицы сверху вниз. Разноцветная ткань платья разрисована то ли горошинами, то ли цветами - пример декоративнолй разработки поверхности. Фигура стоит на траве, намеченной штрихами. В руках разноцветные надувные шарики, перевязанные нитками (Илл. 8).
  Интересна здесь подробная прорисовка глаз: помимо бровей и верхних и нижних ресниц показаны зрачки. А вот руки почему-то нарисованы очень условно, хотя в других рисунках этого же времени пальцы рисуются подробно.
  
  Илл. 9 - Аннет 5;0 'Первый снег' []
  Илл. 9 - Анна 5 лет "Первый снег"
  
  Всем живым существам дети рисуют человеческие лица: птицам, животным, также солнцу, звёздам. В работе Аннет "Первый снег" даже цветок рисуется как автопортрет: у цветка два глаза, улыбающийся рот, ствола - два листочка в разные сторону, как две руки. И что особенного в этой работе, сделанной гуашью, так это та переполняющая радость первому снега, снежинки кружатся и цветок радуется, он поднял листочки им навстречу, кончики которых раздваиваются, как пальчики на руке. Земля уже покрыта первым снегом. В небе изображены две птицы-шаблона в форме "М", автору, видимо, показывали как рисуются птицы или она где-то сама подсмотрела (илл. 9).
  
  Илл. 10 - Аня 5;0 'Страшилище' []
  Илл. 10 - Аня 5 лет "Страшилище"
  
  У фигуры на рисунке Ани "Страшилище" много волос на голове, много пальцев на руках, глаза навыкате с ресницами - все эти детали должны изображать в понимании ребёнка что-то особенное. Наверно это очень доброе Страшилище. Оно заглядывает в окно, где сияет яркий свет и кто-то есть по ту сторону окна. Очень тщательно вырисованы все детали, подробно и осмысленно заполнен лист. Рисунок полон фантастических подробностей, имеет сложную композицию и, судя по всему, драматичный сюжет, который вряд ли доступен для моей взрослой интерпретации (илл. 10).
  
  Илл. 11 - Валентин 5;8 'Девочка играющая в футбол' []
  Илл. 11 - Валентин 6 лет "Девочка играющая в футбол"
  
  Необычное изображение девочки в рисунке Валентина "Девочка играющая в футбол". Мы видим голову, которая образует с телом одну большую форму, и к тому же изображена в профиль. На мамин вопрос: "Кто это?", Валентин ответил просто:- "это девочка играет футбол, на голове у неё косичка". Когда же я спросил его, как появился этот рисунок? - он также спокойно рассказал: "хотел нарисовать огород и картошку, но потом передумал и у меня получилась девочка которая играет футбол". Вот так легко импровизируют дети. Фигура нарисована очень условно, но ботинки изображены со всеми подробностями: и шнурок завязан, узор на кедах, также и маленький мяч нарисован со всеми подробностями. Всё это Валентин хорошо знал, а вот девочка в его представлении - это что-то круглое и длинной косичкой. Ярко-красные губы и белые зубки, задорный оскал, круглый рыбий глаз и очень маленькое ухо. Овальные пальцы веером расположены на руках. Фигура в движении, одной ногой бьёт по мячу (Илл. 11).
  
  Илл. 12 - Митя 3;2 'Я с бабушкой' []
  Илл. 12 - Митя 3 года "Я с бабушкой"
  
  Быть с кем-то вместе - очень важно. Мы видим это на рисунке кистью у Мити "Я с бабушкой". Те же круглые формы головы и тела у двух фигур. У этих фигур есть шеи и ноги, но у автора этого рисунка выделены коленки, вероятно упал и повредил их и они болят. На данном рисунке Митя нарисовал себя и бабушку, причем себя нарисовал больше бабушки (илл. 12). Дело в том, что бабушка приехала к внуку в гости. На прогулке Митя чувствовал себя лидером, ведь он знал вокруг все, а не бабушка. У фигур нет рук, в данной ситуации они вероятно и не нужны. Дети выделяют в рисунках всегда то, что их беспокоит или больше всего интересует.
  
  Илл. 13 - Аня 4;2 'Мышка-норушка' []
  Илл. 13 - Аня 4 года "Мышка-норушка"
  
  Мир, в котором живёт маленькая девочка, изобразила нам Аня в рисунке "Мышка-норушка". Возле своей кровати (слева вверху) Аня нарисовала своих кукол и в их обществе, конечно, своего любимого кота Осипа..(илл. 13)
  Отметим, что фигурки кукол, как положено в рисунках этой поры, в одежках, застегнутых на все пуговицы, прически условны и пышны, глаза со зрачками и с роскошными ресницами, а вот руки-ноги очень условны - это здесь было не очень важно. Но вот кот Осип прорисован подробно. Он - обладатель густых усов, ресниц, мохнатой шерстки, лежит на спинке, сложил на животе передние лапки. А если есть важный кот, то должна быть и мышка возле ее норки, чтобы дразнить кота. Поскольку бесстрашная мышь в этой работе играет главную роль, то она и её норка выделены красным цветом.
  
  Илл. 14 - Аня 3;0 'Мы играем' []
  Илл. 14 - Аня 3 года "Мы играем"
  
  В рисунке Ани "Мы играем" уже целая история: пока мама не видит, на кровати можно прыгать, веселиться и играть с братом. Подробно и точно малышка изобразила обстановку комнаты: висит лампочка под потолком и именно в центре, на кровати лежат маленькие подушки, впереди стоит детская кроватка, а справа стоит телевизор с неизбежной по тем временам антенной. И что интересно, так это фронтальность и двухмерность изображения, и высшая степень эмоциональности на физиономиях героев. Буквы внизу - свидетельство тому, что недалек момент и она выстроятся в слова: мама, папа, Аня (Илл. 14).
  
  Илл. 15 - Митя 3;6 'Велосипед' []
  Илл. 15 - Митя 4 года "Велосипед"
  
  Если девочки рисуют в основном кукол, кошек, принцесс, то интересы мальчишек - это чаще всего техника. На рисунке кистью Мити "Велосипед" автор изобразил свою любимую "машину" (илл. 15). Он бережёт его, хранит в домике с полосатой, вероятно покрытой шифером, крышей, впрочем это может быть и дорожка, покрытая травой. Нарисовано достаточно подробно и точно: у велосипеда есть руль, колёса с цепной передачей и педали. Нужно сказать, что рисунок был сделан очень быстро, словно автор имел в сознании продуманную композицию. Но уж совсем непонятно как он это придумал, ведь велосипеда в ту пору у него не было. Образ желаемого.
  
  Илл. 16 - Аня 5;5 'Я гуляю с мамой' []
  Илл. 16 - Аня 6 лет "Я гуляю с мамой"
  
  Что интересно на рисунке Ани "Я гуляю с мамой" так это курица с цыплёнком на переднем плане. Курица имеет четыре ноги! Идентичный пример приводит и современный немецкий педагог и исследователь детского творчества Кнут Филиппс. Он объясняет этот феномен следующим образом. Птица в представлении детей - животное, а животное, в сравнении с человеком, имеет четыре ноги. Остальное в рисунке соответствует тому, что должна иметь курица: клюв, гребешок, хвост, когти. Солнце светит, веселая полянка с пестрыми цветами, дерево, похожее на березу (ствол в пятнышках), девочка гуляет с мамой, наблюдает за всем. На мамином платье - неизбежные пуговицы, в прическе девочки - бант (илл. 16). Психологи называют эти признаки эмблемами, позволяющими распознать, кто есть кто. (Романова Е.С., Потёмкина О.Ф.)
  
  Илл. 17 - Тим 4;0 'Птицы и букашки' []
  Илл. 17 - Тим 4 года "Птицы и букашки"
  
  В своей работе Тим "Птицы и букашки" пользовался акварелью, изображая небо, животных и насекомых, не раскрашивая, а именно изображал: движение цветных овалов вдоль нижнего края работы. У птиц и у букашек много ног, они нарисованы фломастером. В этом шествии принимает участие и цветок (илл. 17). Между его героями прекрасно вписываясь в композицию порхает имя автора, своим начертанием повторяя ритм ножек и усиков. Удивительно соразмерно автор разделил на листе: сверху - темное (небо) и внизу - светлое (земля и изображения). Цветовое решение удивительно смелое: в работе активно использованы синий и желтый контрастные цвета, и все уравновешивающий белый фон.
  
  Илл. 18 - Лиза 6;2 'Дерево и солнце' []
  Илл. 18 - Лиза 6 лет "Дерево и солнце"
  
  В работе Лизы (илл 18) изображены два друга: дерево и солнце. Это почти язычество: очеловечивать и дерево, и солнце - все вокруг друзья, всем можно доверять. Солнце дети часто рисуют с человеческим лицом. Лиза нарисовала у солнца лучи-руки, которыми оно ласкает дерево. Дереву явно очень приятно прикосновение солнца. Не ожидало, смутилось?. Спряталось в кроне листвы, как в шапке волос. Подобный эмоциональный фон составляет главную прелесть детских рисунков.
  Спрашивается, почему для ствола дерева взят черный цвет. Трауэр? Подавленность? Нет, в данном случае это утверждение стабильности дерева. Кроме того здесь черный цвет в сочетании с другими используемыми чистыми цветами создает атмосферу звонкости, свежести. Дети интуитивно пользуются черным цветом и другими насыщенными цветами как рисующими и активными.
  
  Илл. 18 - Лиза 6;2 'Дерево и солнце' []
  Илл. 19 - Алекс 5 лет "Злая собака"
  
  Вот еще один пример использования черного цвета пятилетним автором.
  Алекс в работе гуашью "Злая собака" нарисовал чёрной краской (линия и пятно!), злую собаку. Собственно угрожающий вид придает ей не черный корпус, сколько белая голова энергично очерченной формы и красные глаза. У неё красные глаза - значит злая? А лает она, в её понятии, на непонятное мохнатое существо. Наверно и лает потому, что это существо - незнакомое. Незнакомое - значит чёрное. Может быть это Домовёнок? Или Лесовик? Если присмотреться, то это существо в самом деле доброе улыбчивое (голубой краской нарисованы губы и нос) и смотрит добрыми глазами с приподнятыми рыжими бровями (илл. 19).
  
  Здесь есть даже и мораль: не ругайся на то, что тебе незнакомо. Со всей вероятностью симпатии самого автора на стороне непонятного черныша, который явно договорится с крикливой собакой, это ясно и по его миролюбивому жесту.
  
  А теперь несколько вопросов к родителям и воспитателям детей раннего дошкольного возраста
   Как работает Ваш ребёнок?
   Охотно ли работает ребёнок руками?
   Любит ли он строить или конструировать?
   С каким материалами он любит работать: бумага, картон, дерево, глина, проволока, камень, ткань, шерсть ...?
   Какое действие в процессе разъединения интересует ребёнка: резать, рвать, вырезать, пилить, чистить ...?
   Какое действие в процессе собирания интересует ребёнка: клеить, связывать, перевязывать, мять, комкать, скреплять ...?
   Какими цветоматериалами предпочитает пользоваться ребёнок: фломастеры, мелки, уголь, акварель, гуашь, чернила, пигменты ...?
   Какими инструментами работает ребёнок охотно: кисть, фломастер, перо, ножницы, сверло, молоток, клещи ...?
   Какие цвета знает ребёнок, какой цвет его любимый?
   В каком положении предпочитает рисовать ребёнок: стоя, сидя или лёжа?
  Этот вопросник я встретил у Annette Dreier. Наблюдая таким образом за малышом, вы составите себе представление, как при минимальных затратах создать ему условия для того, чтобы он мог не только рисовать, но и мастерить, и молотком постучать (под папиным руководством). В моей мастерской детвора занимается подобными занятиями с таким же удовольствием, как и рисованием.
  
  "Художественная мастерская" дома
  
  Здесь я хочу предложить вам несколько проверенных советов по устройству дома рабочего места для вашего ребенка:
  Условия, в которых малыш может заниматься дома, в каждой семье разные. Всё зависит и от того, насколько серьёзно родители относятся к его бесчисленным рисункам-каракулям и прочим "произведениям".
  На первом этапе своего развития ребёнок рисует везде: рядом с мамой на кухне, возле бабушки, лёжа на полу, рисуют в любом месте, где только есть подходящая по его мнению плоскость.
  Идеальная возможность - ребёнок рисует стоя, двумя руками, работает всем корпусом. Большинство детей рисуют одинаково левой и правой рукой. Они контролируют действие каждой руки. Рисовать на цветной бумаге, рисовать на влажной бумаге акварельными карандашами, рисовать под музыку (класическая или рок) - ритм движения руки меняется. Нужно научить детей пользоваться ножницами: уметь резать бумагу, её склеивать, бумагу тоже желательно иметь разноцветную.
  
  Дети предпочитают цветные карандаши и фломастеры из-за их яркого многоцветья. Также восковые мелки в детской ручонке - замечательный материал. Они дают сочную линию, ими можно плотно заштриховывать большие плоскости. Если "случайно" и окажутся следы мелков на столе, на полу или стене, то они легко смываются мыльной водой или терпентином. Для восковых мелков хороша древесно-стружечная плита (ДСП), покрытая белым пластиком. Такую доску можно прикрепить к стене.
  Если на стену в детской комнате повесить фанерный планшет, покрытый лаком/краской (по типу школьной доски), то ребёнок с великой радостью будет покрывать и "стену" своими рисунками. Только здесь нужно ему предложить простые мелки, а не восковые. Простые мелки ведь тоже разноцветные. У нас дома в свое время не оказалось подобного планшета, но был свободный участок стены. Вот здесь дочка упоенно рисовала карандашами и красками прямо по обоям дерево с многими белочками. При переезде этот фрагмент обоев бережно сняли, храним уже много лет
  Ребёнок должен учиться обращаться и с красками. Для каждого возраста есть определённые краски. Уже двухлетние с удовольствием возятся с специальной так называемой краской для пальцев, она густая, не ядовитая, легко вымывается. Такую краску можно и самому приготовить. Для этого нужно развести клейстер для обоев и его использовать как связующее. Разные цвета в виде порошка разести этим клейстером - краска готова.
  
  Детскими пальчиками в краску - и на бумагу. Восторг неописуемый! Но, конечно, и лицо может оказаться в краске, и окружающие предметы. Хорошо, если большой лист на полу лежит и ребёнок вокруг него ползает. Он двигается всем корпусом, развивается моторика пальцев, всей руки. Взрослые, которые с пониманием к этому относятся, покажут малышу, как краска тряпочкой вытирается. Радость ребёнку приносит и мытьё рук, и возня с водой. Могу сказать, что и девяти-десятилетним доставляет удовольствие быть "по локоть в краске" и возить ею по бумаге.
  Настанет момент, когда ребёнку можно предложить акварель и нужны будут кисти. Кистью можно изображать пятна, линии, точки. Но ею ведь надо ещё уметь обращаться. Ведь волоски кисти легко истираются, если малыш, зажав кисть в кулачке, со всей своей силой возит ею в акварельной краске. Поэтому ему нужно спокойно показать, как пользоваться кистью. Вот несколько простых правил:
  
   даже при легком касании кисть, смоченная водой, легко выбирает краску из кювета акварельного набора
   под рукой всегда должна быть тряпочка, чтобы вытирать кисть. Ткань не только впитывает лишнюю краску с кисти, но ею можно снять краску с бумаги или наносить краску на бумагу, а губкой даже закрашивать большие поверхности. Так что получается, что наносить краску на бумагу можно не только пальцами, ладонью, но и кистью, тряпкой и губкой
   нельзя оставлять кисть волосом вниз в банке с водой: черенок от воды разбухает, металическая обвязка расходится - в итоге кисть можно выкидывать
   после работы кисть вымывается, и не кладётся как-нибудь, а ставится для высыхания волосом вверх в стакан или в банку.
  
  Хорошие результаты приносит и работа с гуашью. Дети нетерпеливы и гуашь для них хороша тем, что относительно быстро сохнет и даёт возможность перекрывать один цвет другим. Желательно использовать для каждого цвета отдельную кисточку. У ребёнка должна быть рабочая одежда, он должен себя чувствовать свободным в действиях, иметь возможность спонтанно наносить краску на бумагу, пробовать её, как говорится, "на ощупь".
  Конечно хорошо, если у ребёнка есть свой стол на котором ему "можно" всем этим заниматься, где лежат цветные карандаши, фломастеры, мелки, есть краска, кисти, стоит банка с водой и лежит писчая бумага. Бумагу формата А 3 и больше можно укрепить клеющей лентой на фанеру несколько большего размера.
  
  Выводы
  
  Для всех возрастных групп, по мнению педагога и автора многих книг Рудольфа Зайтца (Seitz, R), а по-моему, именно к младшей возрастной группе, родителям и воспитателям важна следующая позиция:
   Так как ребёнок рисует не то, что видит, а то, что хочет изобразить, пожалуйста, не поправляйте его рисунок с точки зрения своего миропонимания.
   Относитесь к каждой ступени развития ребёнка серьёзно. Путь развития ведёт не от худшего рисунка к лучшему, а от менее дифференцированного рисунка к более дифференцированному.
   Будьте внимательны, к тому, что Ваш ребёнок говорит вам своим рисунком. Это больше, чем Вы предполагаете.
   Дети думают, исходя от сути вещей. Они в большей степени являются частью своего мира. Мы в нашем мире - снаружи - наблюдатели, созерцатели, критики. Поменяем же мы хоть раз свою позицию!
   Дайте детям возможность быть несколько расточительными во времени и в материалах. Ребёнку это необходимо для развития его фантазии и творчества, для которых сегодня, согласитесь, маловато места в детской жизни.
  
Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"