Кайзерман А.Я. : другие произведения.

Лев - потомок маккавеев

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Л Е В -- П О Т О М О К М А К К А В Е Е В .
  
   " ЕВРЕИ - ПЛОХИЕ СОЛДАТЫ..."
   Из беседы Сталина с министром
   иностранных дел фашистской
   Германии фон Риббентропом в 1939г
  
   Так думал не один Сталин. Дело в том, что образ еврея целенаправленно искажался не только в царской России, но и во многих странах мира. Да и по сей день эти "искажения" преднамеренно продолжаются... Антисемитизм, рожденный ещё в древности, - царит в мире и сейчас . Хотя, существование процветающего национального государства Израиль, открыло многим глаза на истинную суть еврейского народа , как творца и воина, умеющего защитить свою родину от многочисленных врагов.
   Мы, евреи бывшего СССР, не только были лишены своего языка, культуры ( были
  закрыты все еврейские школы , театры ). Но и не знали истории своего народа, его богатое прошлое Я в начале пятидесятых годов 20 века учился на историческом факультете. При изучении истории Древнего востока даже не упоминалось о существовании в те времена еврейского государства, Об этом ни на лекциях, ни в учебниках не говорилось ни слова ! Сегодня , в этом очерке, я расскажу вам о человеке - легенде, храбрость и мужество которого поражала всех. И это в условиях царской России. Имя его-- Иосиф Трумпельдор. Кто знал о нем хоть что -нибудь раньше ? Я сам узнал о нем только после прибытия в США. Думаю, что многие не слышали это имя никогда и, по сей день, не знают о его подвигах. А в Израиле ему дали почетное имя "Лев - потомок Маккавеев." Это было крупнейшее восстание в древней Иудеи, против господства эллинов из рода Селевкидов, наследников завоеваний Александра Македонского и, пытавшихся эллинизировать иудеев. Выдающимся полководцем был Иуда Маккавей. Он и разбили эллинов и восстановили независимость Иудеи.
   "Неужели у нашего народа нет памяти? А ведь у народа без памяти нет будущего." -сказал замечательный писатель Анатолий Рыбаков. Вот и необходимо нам восстановить историческую память нашего нарда, знать ее. Эту цель и преследует мой очерк.
   ИЗ СЕМЬИ КАНТОНИСТА.
  Евреи в России с времен Николая ! начали подвергаться рекрутским наборам в ряды русской армии. Для их "натурализации" был введен жесточайший, нечеловеческий порядок : еврейских детей брали в специальные батальоны кантонистов с 12 лет ! А на практике даже с 8 лет! До 18 они служили в этих батальонах, а затем переходили в линейные части, где служба их продолжалась 25 лет ! Так и проходила вся жизнь этих несчастных.
   Кроме того, по указу царя были установлены более высокие нормы рекрутских наборов для еврейских парней : они превышали нормы обычных рекрутских призывов в 3 раза. Если в местности проживания русских, рекрутские наборы проводились через год, то в местностях с преимущественным еврейским населением - ежегодно. И, наконец, в российских поселениях брали 7 человек с тысячи жителей и через год, то в еврейских поселениях - 10 рекрутов и ежегодно.
  Царь старался вытравить еврейскую сущность у рекрутов - евреев, ассимилировать их полностью. В кантонистских батальонах еврейские парни были лишены всяческой возможности - соблюдать свои религиозные каноны, иметь кошерную пищу. Все это заставляло многих из них принимать христианство. А это сопровождалось смены имени, фамилии на русский лад. Они становились русскими и полностью теряли свою национальную принадлежность. Только наиболее стойкие сохраняли тайно свои национальные традиции, свое еврейство. Таким был и отец нашего героя Зэв Трумельдор.
   Малолетних еврейских юношей-кантонистов гнали пешком ( не было ни железных дорог, ни другого транспорта) через всю страну, за Волгу, подальше от мест проживания . Вся скорбная дорога на восток была усеяна трупами еврейских мальчиков, забитыми, замученными в пути. Принцип царской армии был : "Девять забей насмерть - десятого живым представь.". Кантонистские батальоны были настоящей детской каторгой . И ее в николаевской России прошло более 50 тысяч еврейских мальчиков !
   Но Зэв не только выжил, но и прослужил ещё 25 солдатской каторги и прослужил их на Кавказе . В это время царская Россия вела почти пятидесятилетнюю, кровавую войну по покорению Кавказа и присоединению
  его к России. Зэв Трумпельдор участвовал в заключительной фазе этой драмы-
  штурме аула Гуниба и пленения - руководителя освободительного движения народов Кавказа - имама Шамиля.
   После окончания 25 летней службы в николаевской армии, Зэв получил по закону право выбирать место жительство даже вне "черты оседлости". Он избирает своим местом жительства город Пятигорск, где женится. Родилось семеро детей . В 1884 году родился во втором браке сын, которого назвали Иосиф. Отец часто рассказывал о службе в армии, в которой провел большую часть своей жизни, о боях на Кавказе. Особенно любил рассказывать о штурме аула Гуниб и пленении знаменитого имама Шамиля, о быте и жизни горцев. Мальчишки с огромным интересом слушали рассказы отца. Вскоре семья переезжает в более крупный город, центр юга России - Ростов- на- Дону. Здесь было много учебных заведений. Родители были озабочены проблемой образования детей. А это, особенно для еврейских детей, была серьезной проблемой : во всех учебных заведениях была процентная норма для их поступление.
   Иосиф учился в хедере, затем окончил с отличием городское училище и отлично сдал экзамены в реальное училище. Но... процентная норма и ему отказывают в приеме. Юный Иосиф столкнулся с реальной жизнью в России, с ее вечной еврейской проблемой - вечным антисемитизме. Он начинает понимать, чтобы добиться успеха в жизни нужно все делать лучше других, показывая самые высокие результаты. Это стало его основным принципом поведения, жизни. Он решает идти по стопам своего старшего брата, изучить зубоврачебное дело. Для этого едет в Пятигорск, где практиковал его брат , усердно и целенаправленно овладевает избранной профессией.
   В те времена, в России, среди демократической молодежи, было распространено
  толстовство. Великий писатель земли русской Лев Толстой выдвинул идею - жить на земле, рассматривая крестьянскую общину, как основу и идеал человеческого общества. Под Ростовом - на -Дону, жила и трудилась такая толстовская община. Иосиф с друзьями посетили эту общину и с восхищением приняли ее правила жизни. Под их влиянием он стал вегетарианцем , ограничивая себя в развлечениях, удовольствиях, пользуясь самым необходимым, воспитывая волю и трудолюбие.
   В это же время он впервые знакомится с книгой Теодора Герцеля "Еврейское государство" и узнает основы сионизма - необходимость возродить еврейское народное государство на исторической родине. Именно это обеспечит защиту и процветание еврейского народа, ныне повсеместно угнетаемого и униженного.
  Эти идеи захватывают душу и сердце юноши. Он решил объединить идею толстовства и сионизма и посвятить свою жизнь осуществлению этой идеи на землях Палестины. Он, как и многие молодые евреи в те времена, были увлечены мечтой о возрождении Эрец Исраэля, где в основе жизни людей будет свобода и истинное равноправие.
  
   А Р М Е Й С К А Я С Л У Ж Б А.. О Б О Р О Н А
  
   П О Р Т - А Р Т У Р А .
  В 1902 году Иосифа призывают на действительную службу в царскую армию. Он был воспитан с детства отцом - кантонистом, что служба в армии -это обязанность каждого мужчины и каждый должен пройти это испытания с честью. Он был призван как военфельдшер в пехотный полк, расположенный на Украине. В январе !904 года началась русско - японская война. Россия не была готова к войне. Но официальная пропаганда России считали Японию маленькой и никчемной страной и поэтому "могучая русская армия шапками закидает всю Японию ". Отсюда и появился термин "шапкозакидательство"
   С фронта поступали далеко не радостные вести. Русская армия и флот терпели поражение за поражением. Иосиф считал, что его место не в тылу, а на фронте . Он подает рапорт с просьбой отправить его в действующую армию. Его ходатайство было удовлетворено. Он был направлен в 27 Восточно - Сибирский пехотный полк, военфельдшером. Полк дислоцировался на русской военно - морской базе в Китае -в Порт - Артуре. Именно там, на первом этапе войны, развернулись ожесточенные сражения. Крепость была отрезана от России . Окружена и блокирована с суши японской армией, а с моря - японским флотом. С июня по декабрь 1904 защитники крепости выдержали - 4 мощных штурма.
   Иосиф прибыл в Порт - Артур, в душе надеясь на участие в боях, но оказался в полковом госпитале, где должен был заниматься ранеными. Это было не то, о чем он просил в своем рапорте. Он вновь подает рапорт, с просьбой перевести его в команду полковых разведчиков рядовым солдатом. И вновь его просьба была удовлетворена. Все начальство было удивленно - кто это просится с "теплого места" в окопы !? Он добился цели - участвует в ожесточенных боях, обороняя вместе с другими воинами морскую крепость
   При первом штурме, группа разведчиков полка была засечена японскими наблюдателями. Они открыли интенсивный артиллерийский огонь. Снаряд разорвался рядом с Иосифом. Он бросился на землю, но сноп осколков поразил его левую руку и бок. Иосиф потерял сознание... Очнулся в госпитале . Вся левая рука и бок были забинтованы. Он испытывал страшную боль. Особенно болели пальцы
  левой руки. Невольно вырвался стон .Подошла медсестра. С трудом, разомкнув запекшиеся губы, Иосиф прошептал, хотя ему казалось , что он кричал:
  --- Сестричка... Очень больно, особенно болят пальцы левой руки...
  ---- Солдатик, родной, у тебя уже нет пальцев левой руки. Да и ее тоже нет : она по локоть ампутирована...
  В сознании его промелькнула мысль : " это фантомные боли..." и вновь забылся....
   Едва оправившись от тяжёлого ранения, Иосиф Трумпельдор отказался от эвакуации в тыл и тут же подал рапорт на имя командира полка. Вот отрывок из рапорта : " У меня осталась одна правая рука ; но эта одна - ПРАВАЯ. А поэтому, желаю по -прежнему делить с товарищами боевую жизнь. Прошу ходатайства Вашего благородия о выдаче мне шашки и револьвера для защиты своей дорогой Родины." Просьба солдата была удовлетворена и Иосиф вернулся в ноябре 1904 года в полковую разведку.
   Командир полка доложил о подвиге Иосифа коменданту порт - артурской крепости генерал - лейтенанту Смирнову. Пораженный мужеством солдата он издал по крепости приказ от 29 ноября 1904 года :
   "Ефрейтор 7 роты Иосиф Трумпельдор...( сообщает о рапорте Иосифа командиру полка, о который я привел выше)... был прикомандирован к госпиталю, где он имел возможность быть избавленным от смертельной опасности и трудностей окопной жизни, но он пошел добровольцем на передовую линию фронта, где неоднократно показал чудеса храбрости.
   Будучи тяжело раненым, Трумпельдор не пожелал - воспользоваться законным правом, обратиться в инвалиды, и, презирая опасность, вновь предложил свою полу искалеченную жизнь на борьбу с врагом. Трумпельдор приносит на благо родины больше того, что требуется нашей присягой, и поступок его заслуживает быть вписанным золотыми буквами в историю полка.
   Награждаю его Георгиевским крестом и произвожу в старшие унтер - офицеры.
  Приказ этот прочесть по всех ротам, батареям и отдельным частям и побеседовать с солдатами по содержанию приказа."
   Однажды Иосиф находился в засаде на передовой. Отсюда хорошо просматривались японские позиции, и он обнаружил слабые точки японской обороны. Их можно было атаковать - "суворовским натиском" опрокинуть врага и
  прорвать его оборону. Он принимает решение немедленно сообщить об этом офицеру, находившемся на командном пункте.
   Под огнем противника, по- пластунски , короткими перебежками, бросился добираться до командный пункт. Там , он доложил о своих наблюдениях офицеру. Тот одобрил его идеи и приказал Иосифу вернуться на позиции и организовать атаку на японцев. И вновь Иосиф, по бугоркам и лощинкам, под ливнем огня японцев, ползком и перебежками., укрываясь за мелким кустарником, маскируясь, меняя направление, двигался к переднему краю, чтобы организовать атаку. Вот, наконец траншеи... Но... они пусты... Там нет никого. Солдатушки - ребятушки самовольно покинули их...
   И вновь тот же тернистый путь на командный пункт, чтобы доложить офицеру,
   сложившуюся ситуацию. Офицер, выслушав Иосифа, пришел в ярость и в гневе прокричал солдату - еврею : "Бежали, как жиды !" Иосиф промолчал: он ведь трижды рисковал жизнью, для доклада офицеру.
   За беспримерную храбрость и воинское мастерство, проявленные, в боях, - Иосиф Трумпельдор - был награжден - солдатским Георгиевскими крестами всех 4 х степеней. Он стал, таким образом, первым евреем - солдатом в истории России, получивший полный Георгиевский бант.
   Несмотря на героическую оборону, мужество и стойкость защитников крепости, в декабре 1904 года руководство обороной в лице генерала Стесселя, предало защитников и сдало крепость со всем гарнизоном японцам. Так Иосиф и тысячи других героев оказались в японском плену.
  
   Я П О Н С К И Й П Л Е Н.
  
  20 января 1905 года Иосиф писал из плена, а он находился в лагере военнопленных недалеко от города Осака, отцу : " Дорогой папаша !
  Помнишь, как -то в письме ты выражал уверенность, что на поле брани, так же как и в личной жизни, я не посрамлю ни твоего имени, ни имени еврейства, ни имени русской армии. Между прочим, ты высказал как - то желание, чтобы я удостоился награды - Знака отличия Военного ордена и производства в унтер - офицеры... Я унтер - офицер, имею Знак Отличия Военного Ордена 4 ой степени, кроме того, представлен к 3 и 2 степеням. С гордостью могу сказать, что я добился этого как честный человек, исключительно на поле брани. Я исполнил свой долг и моя совесть спокойна...Я же со своей правой, которой, между прочим, пишу это письмо. Надеюсь устроиться так, что и двурукие будут, пожалуй, завидовать. Обращаются с нами японцы отлично ... ".
  Он только потому пошёл добровольцем на фронт, "чтобы доказать всем, что далеко не все евреи трусы ."
   Действительно, в те далекие времена, плен не означал физические и духовные муки. Сторонами соблюдались все принципы гуманизма по отношению к пленным. В начале 50х годов 20 века, во время военной службы в городе Бресте, я познакомился с участником Цусимского морского сражения, чудом спасшегося и попавшего в японский плен. Рассказывая об этом, а ему уже было далеко за 70 лет,
  он говорил : "Это было самое счастливое время моей жизни. Кормили на убой. Жили в чистых, небольших домиках по несколько человек. Баня, душ- хочешь хоть каждый день. Можно было с разрешением коменданта ходить в город, встречаться с японцами. Работать не заставляли. Кто хотел, тот трудился. Некоторые завели огородики, просто так, из-за любви к земле. Я плотничал: мастерил скамейки, столики, лежаки ... Это было настоящее счастье."
   В плену Иосиф не только сохранял верность присяги и отечеству, но и проявлял заботу о солдатах, пытаясь сделать их жизнь полезной для каждого. В их лагере находилось десять тысяч пленных. Он выяснил, что половина из них неграмотна. Обращается к коменданту лагеря с предложением организовать школу для военнопленных. Комендант дал добро, выписал учебники на русском языке. Преподавать, наряду с Иосифом, согласились пленные офицеры, и школа заработала. Кроме грамоты ,"школьники" получали знания по агрономии и ведении сельского хозяйства. Иосиф организует издание газеты для военнопленных. Она издавалась на русском и еврейском языках. Газету охотно читали в лагерях военнопленных. Авторитет Иосифа Трумпельдора был велик, его знали во многих лагерях. В это время в России началась черная полоса еврейских погромов, организованных царской охранкой, с целью отвлечения народа от серьезных поражений русской армии на Дальнем Востоке. М. Горький писал в эти дни, что евреи в России были "народом для особых , государственных надобностей", как только в стране что-то не ладится- всегда виноваты были евреи и немедленно поднимался постоянный лозунг "Бей жидов - спасай Россию!". Кстати , этот традиционный для России лозунг широко использовал в советской империи и Сталин ("дело космополитов" в 1947 -48 годах, "дело врачей" в 50 годах )
  Эти черные вести дошли до лагерей военнопленных, среди которых были и антисемиты. Иосиф, с помощью актива из солдат и матросов, организовал блокирование групп антисемитов и не допустил нападений на евреев - пленных солдат и матросов.
   Весть о добрых делах военнопленного унтер-офицера Иосифа Трумпельдора дошла до императора Японии Мацухито. Император пригласил Иосифа для личной встречи. Надев свою потрепанную форму со всеми боевыми наградами, высокий, статный, с слегка волнистой, черной, красивой шевелюрой, с атлетической фигурой, гордым и смелым взглядом, Иосиф предстал перед императором страны восходящего солнца. Император с удовольствием осмотрел фигуру еврейского богатыря и поинтересовался : за какие воинские подвиги Иосиф был удостоен таких высоких боевых наград?
  Иосиф спокойно и с достоинством кратко рассказал об участии в обороне Порт-Артура. Микадо был поражен мужеством солдата и тут же спросил: "Почему столь доблестный воин не был произведен в офицеры ?
  Иосиф ответил :" У нас в России евреям запрещено присваивать офицерские звания ...Ваше Императорское Высочество."
  Микадо с удивлением пожал плечами. И тут же приказал наградить Иосифа японской серебренной, воинской медалью. Иосиф стал первым представителем русской армии, получившим эту японскую воинскую награду.
   Император, увидев пустой левый рукав у Иосифа, спросил : " У вас нет протеза левой руки ?
  -- Нет... Ваше Императорское Высочество.
  -- Тогда позвольте вам сделать подарок. Я прикажу изготовить вам хороший протез.
  --- Благодарю, Ваше Императорское Высочество !
  Вскоре Иосиф получил специально изготовленный мастерами Японии протез левой руки, абсолютно точную копию настоящей. На этом протезе золотыми буквами была сделана надпись :"Эту руку жалует японский император герою Трумпельдору за его полезную деятельность во время плена."
  Находясь в плену, Иосиф занимался самообразованием. Он решил изучить японский и китайский языки, совершенно не похожие на европейские. Они имели иероглифическое написание и требующие механического запоминания тысяч знаков. Практикой было общение с японской охраной и администрацией. К освобождению он уже изучил языки на уровне бытового общения. И тут проявилась его твердая воля и целеустремлённость в достижении поставленной задачи.
   23 августа, при посредничестве США, был подписан мир между Японией и Россией. Военнопленные начали возвращаться на родину. Перед отъездом Иосифу, японский генерал вручил запечатанный пакет, адресованный командующему русскими войсками на Дальнем Востоке генералу Лисневичу. Прибыв в русскую ставку, Иосиф передал пакет в штаб. В пакете находилось письмо японского командования, с выражением восхищения воинскими подвигами Иосифа Трумпельдора, а также его образцовым поведением в плену и большую работу среди военнопленных. Японское командование ходатайствовало перед русским командованием о достойном награждении мужественного и преданного, стране, воина.
   Генерал Лисневич пригласил героя в свою ставку в Харбине. На плацу по парадному расчету были выстроены полки и части русской армии. Генерал вместе с Трумпельдором обошел парадный расчет и произнес краткую речь, в которой рассказал о подвигах героя обороны Порт-Артуре и о его полезной деятельности в плену и сообщил, что героя ждет личный прием императора всей Руси. Мимо героя парадным маршем прошли воинские части, салютуя ему..
  
   П У Т Ь К С И О Н И З М У.
  
  И вот герой, наконец - то, на родине. Ростовская газета " Приазовский край" писала в номере от 5 апреля 1906 года : " С Дальнего востока вернулся в Ростов один из настоящих героев русско - японской войны - Иосиф Трумпельдор. Ростовец по рождению, прослуживший, верой и правдой Родине, в рядах войск.. Здесь молодой нижний чин совершает ряд подвигов. В одном из сражений, Трумпельдор теряет руку. Искалеченный, он остается в строю. Героизм молодого ростовца обратил на себя внимание командования. Трумпельдор удостаивается ряда наград... Он имеет все четыре Георгиевских креста."
   Родина бурлила. Россия была охвачена революцией. Бастовали рабочие, шли повсеместно многочисленные митинги, демонстрации под красными знаменам. Крестьяне жгли помещичьи усадьбы. А в стране продолжались еврейские погромы. Особенно массово они прокатились по югу России. Одним из самых жестоких был ростовский погром в октябре 1905 года. По числу жертв (убито 150 - евреев ), он уступает только одесскому. Три дня бушевали черносотенцы, донские казаки рубили шашкам несчастных, а власти ничего не делали для спасения евреев. Все это необычайно удручало Иосифа. В это время он получает письмо : " Канцелярия Его Величества просит явиться для представления императору Николаю Второму"
   В Петербурге Иосифа, в числе других георгиевских кавалеров привезли в Царское Село и завели в тронный зал. Всех поразила невиданная красота и роскошь царских апартаментов. Солдат построил в одну шеренгу. Появились царь и царица. Они начали обходить строй. Когда царь и царица подошли к Иосифу, то флигель-адъютант положил, на рядом стоящий столик, ярко блестящие золотом, офицерские погоны. Царь, смотря на Иосифа, произнес : "Благодарю за службу и
  поздравляю с производством в первый офицерский чин." Осмотрев надпись на протезе, сделанную по приказу японского императора, царь спросил Иосифа о его встрече с микадо и о боях в Порт -Артуре. Выслушав краткий ответ героя, царь спросил Иосифа :-"Как вы планируете дальнейшее свое будущее. Я могу вам предложить учиться в очень престижной Военно - медицинской академии ?"
   Иосиф знал, что в академию евреев не принимают. Но царь сделал ему это предложение, как большую честь. Но Трампельдор не хотел быть медиком еще и потому, что у него была всего одна рука. А если и быть медиком, то только хирургом. _
  " Ваше Императорское Величество ! Я мечтаю поступить в Петербургский университет, на юридический факультет."
  --Это ваше право. Желаю вам успехов.
  Иосиф Трумпельдор был первым евреем, получившим офицерское звание,
  как полный Георгиевский кавалер.
  Иосиф был зачислен на юрфак Петербургского университета. Как Георгиевскому кавалеру и инвалиду войны ему начислили вполне приличную пенсию, обеспечивающую безбедное существование. Он еще мог помогать бедным студентам . Кроме того, он подрабатывал, работая в адвокатской конторе. Но главное его увлечение были идеи толстовства и сионизма. Соединив эти два учения он сделал целью своей жизни возрождение исторической родины еврейского народа- Эрец Исраэль - на святой земле. Его увлекали лекции крупнейшего русского "легального марксиста" М. Туган - Барановского. На этих лекциях он впервые ознакомился с идеями социализма и начал их соединять с сионизмом.
   В 1910 году он участвует в студенческой демонстрации в связи с кончиной Льва Толстого, его духовного наставника.. Он даже был арестован. Но, как Георгиевского кавалера, его быстро освободили. Этот статус давал ему личную неприкосновенность.
   В это время у него вызревает идея возрождения еврейского государства на родной святой земле путем возвращения туда евреев и создания кооперативов по обработке земли и через них - воссоздание Эрец - Исраэля. Он писал в своем призыве к еврейской молодежи : " Ты отправляешься в страну Израиля не для духовного очищения, не для удовлетворения своих желаний, а ради самой страны, ради всего еврейского народа. Ибо с возрождением страны, народ воспрянет и освободится от вечных унижений."
   Иосиф активно работает в студенческих и молодежных сионистских кружках, переводит на русский язык труды сионистов и публикует в различных изданиях. Пишет статьи по проблемам сионизма и российского еврейства. В России, после революции 1905 -7 годов усиливаются ограничения и лишение евреев элементарных человеческих прав, создаются и активно преследуют евреев черносотенные антисемитские организации, делающие свои - гнусные дела по преследованию евреев, под покровительством полиции, жандармерии и самодержавия. Иосиф собирает своих единомышленников в кружки, главной целью которых становится сионизм и создание национального государства на святой земле, которое станет для униженных и обездоленных евреев России истиной Родиной, где они смогут обрести равноправие и свободу. Он собирает тех,
  кто готов бросить все, и немедленно отправится в Палестину для создания там сельскохозяйственных кооперативов, которые и станут основой возрождения еврейского государства.
   Они готовятся к будущей сельскохозяйственной деятельности на земле Израиля.
  У Трумпельдора был друг Н. Цинман, создавший в Черниговской губернии - многоотраслевое сельскохозяйственное имение, с передовыми методами ведения всех работ. Добровольцы работали в имении, овладевая всеми видами крестьянского труда. Местные крестьяне удивлялись, как однорукий парень прекрасно управлялся и с плугом и с косой.
   Окончив университет в 1911 году, Иосиф отказывается от всех предложений работать в сфере юриспруденции. Верный идеям сионизма, он выбирает тяжкий труд в сельскохозяйственных кооперативах на земле обетованной. В 1912 году с 200 единомышленниками прибывает на Святую землю, где они вливаются в отряды первых еврейских поселенцев. Нужно было осваивать заброшенные, каменистые земли, создавая там сионистские кооперативы , получившие затем название- кибуцы. Сначала они работали на ферме "Мигдал", а затем в коммуне "Дегания", существующей и по сей день. Это было первая сельхозкоммуна, социалистического типа . Тут все трудились коллективно и равно распределялись его результаты, коллективно обеспечивались все материальные нужды. Это был прообраз всех последующих кибуцев Израиля.
   Но с первых мгновений прибытия поселенцев на Святую землю, евреям пришлось защищать право жить на родной земле с оружием в руках. Отбивая непрерывные атаки арабов, пытавшихся уничтожить прибывших и не дать им обосноваться и закрепиться на этих землях.. Поселенцы жили и работали плугом, имея всегда рядом винтовку. Тут пригодился военный опыт Иосифа. Он стал одним из организаторов сторожевых отрядов еврейских поселенцев, а винтовка и плуг стали символом еврейских поселений. Он не только был простым поселенцем,
  военным руководителем, но и идейным руководителем. Иосиф писал : "Пока не будет своей территории, своей земли, на которой евреи будут трудиться, - с нами не будут считаться, как с народом." Он стал настоящим вождем поселенческого движения по возрождению Эрец - Исраэля.
   Вот как описывает портрет Иосифа первый президент Израиля Хаим Герцог в книге "Исторические портреты" :
  "Он высок, сильный, хороший спортсмен, с благородными чертами лица, доброжелательный и умелый. Трумпельдор одной рукой справлялся с работой, на которую другому не хватало и пару рук. "
  
   И В Н О В Ь В О Й Н А....
  
  1 августа 1914 года началась первая мировая война. Она разрушила все планы, казалось такие близкие по созданию еврейского государства. В те времена, Палестина входила в состав Османской (турецкой) империи. А она оказалась союзником Германии и Австро- Венгрии, которые воевали против Антанты ( Англии, Франции и России). А Иосиф и его поселенцы были гражданами России. Они не меняли гражданства. Турецкая администрация предложила всем гражданам России отказаться от русского подданства, стать гражданами Османской империи и вступить в турецкую армию.
   Трумпельдор - офицер русской армии, полный Георгиевский кавалер, так же как и все остальные поселенцы. отказались от этого. Всего их было 11 тысяч человек. Они были депортированы на территорию Египта, входившего тогда в Британскую империю. Деятельный Иосиф выдвигает идею всем депортированным евреям, поданным России, создать отдельную воинскую часть и сражаться вместе с британской армией против общего врага
  В то время, в Египте находился видный деятель сионистского движения, одессит Владимир Жаботинский. Он поделился с ним возникшей идеей. Жаботинский горячо поддержал Иосифа. Вместе они стали добиваться от британского командования реализации своей мечты. Российское посольство в Каире поддержало их. Русский посол принял Иосифа Трумпельдора со всеми почестями, положенными Полному Георгиевскому кавалеру.
   Но британское командование не могло реализовать просьбу Жаботинского и Трумпельдора, ибо по законам империи в боевых частях британской армии не могли быть подразделения не английских поданных. Такие части могли быть только во вспомогательных войсках. Вот они и предлагают создать военно-транспортное подразделение для перевозки на боевые позиции боеприпасов и других воинских грузов ( эту часть часто еще называют "отряд погонщиков мул", а иногда и "Сионский корпус). Жаботинский был против такого решения проблемы, а Иосиф согласился на предложение английского командования, заявив : " на войне любой фронт - это фронт за Сион." Было создано еврейское подразделение в составе 610 евреев - добровольцев. Командиром части был назначен полковник английской армии Петерсон, а его заместителем в звании капитана Иосиф Трумпельдор.
   В марте 1915 года часть была полностью сформирована и после двухнедельной подготовки отправлена на остров Лемнос . Там она был включена в состав специального корпуса вторжения на полуостров Галлиполи. Этот десант был неудачен и одним из кровопролитнейших сражений этой войны. Было убито и ранено 200 тысяч военнослужащих английской армии. Часть "погонщиков мул", где Иосиф был заместителем командира части , под бешеным огнем турок, бесперебойно доставляла на передний край необходимые боеприпасы, продовольствие, вывозила раненых, проявляя мужество, стойкость и героизм, а Иосиф Трумпельдор показывал бойцам личный пример храбрости. Вот, как его характеризовал полковник Петерсон ": Капитан . Трумпельдор преображался под огнем противника и считал обязательным для себя и того же требовал от бойцов - при любых обстоятельствах не срамили доброго имени нашего народа и вели себя так, чтобы никто никогда не мог упрекнуть евреев"
   После отхода английских войск с полуострова , отряд погонщиков мул был одним из последних подразделений, покинувших полуостров. Они на кораблях достигли Александрии (Египет ) и часть была расформирована. Командующий британским экспедиционным корпусом генерал сэр Ян Гамильтон дал высокую оценку евреям "Сионского корпуса" : они "проявили храбрость более незаурядную, чем те, кто находился на передовой". А Иосиф Трумпельдор, прощаясь со своими бойцами, сказал: "Мы закончили свою работу и можем сказать, что сделали ее хорошо. Нам нет причин стыдиться."
   Но Иосиф был человеком целеустремленным и даже одержимым. Идея создания национальной воинской части не покидала его. Он хотел, чтобы эта часть - Еврейский легион, под своим национальным знаменем и символом - шестиконечной звездой -могендовид- участвовал в боях, вместе с британской армией, за освобождение Святой земли от турецкого господства. Он считал, что костяком Еврейского легиона должны стать, проверенные в боях, бойцы Сионского корпуса. В легион, по идее Иосифа, могли вступать евреи - добровольцы из различных стран. Жаботинский одобрил план Трумпельдора, и они отправились на встречу с военным министром Британской империи. Министр с пониманием отнесся к плану создания Еврейского легиона и определил основной базой для формирования еврейской части - 39 полк королевских стрелков. И опять препятствием для командования в этой части Трумпельдора и Жаботинского стало имперское положение - офицерами в британской армии могли быть только поданные его величества. Поэтому командиром полка был назначен еврей, житель Австралии, полковник Элиезер Марголин. Бойцы 39 полка с радостью и гордостью воевали под еврейским национальным знаменем. Они участвовали в боях на Ближнем востоке, освобождая Святую землю от турецкого ига.
  
   Б О Р Ь Б А З А С И О Н .
  
  
  Рост недовольства народа России вылился в февральскую революцию 1917 года. Эта революция привела к свержению царского самодержавия, а Государственная дума сформировала Временное правительство. Началась демократизация страны, которая за всю многовековую историю не имела представление, что это такое. В числе первых демократических преобразований было, о чем, почему - то не упоминалось в советских учебниках истории, - отмена всех ограничений в отношении евреев, а также всяческих антисемитских указов и положений. Была ликвидирована черта оседлости, ограничения на профессии, процентная норма при поступлении в гимназии и вузы, разрешено евреям присваивать офицерские звания и поступление в военные училища. Над Россией начало восходить солнце свободы.
   Иосиф Трумпельдор радостно встретил вести о революции в России. Он считал, что новая, демократическая Россия будет способствовать реализации его основной мечты - возрождению еврейского государства на Святой земле. После создания Еврейского легиона в Англии, он загорается еще более грандиозным планом - созданием из евреев -военнослужащих русской армии, а их в в составе вооруженных сил России было 600 тысяч человек, -еврейского экспедиционного
  корпуса.. Этот корпус, по замыслу Иосифа, должен был формироваться только из добровольцев, поддерживающих идею возрождения еврейского национального очага на Святой земле.
   Корпус должен был переброшен на Кавказ, где был русско - турецкий фронт. Воюя против Турции, он будет способствовать ее поражению. А ведь Османская империя владела палестинскими землями. Таким образом, путь к Святой земле лежал через разгром Османской империи. Еврейский корпус, через побежденную Османскую империю, проложит себе путь на святую землю и обеспечит создание еврейского, сионистского государства. План был прост и прекрасен. И Иосиф Трумпельдор спешно в, июне 1917 года, возвращается в Россию. Он добивается встречи с главой Временного правительства А. Керенским.
  Тот поддержал план Иосифа. Теперь нужно было заняться его осуществлением.
   Прежде всего, он решил создать Всероссийскую конфедерацию евреев- военнослужащих и параллельно с ней -Всеобщую федерацию еврейской самообороны. Эта организация должна была защищать еврейское население от дезертиров , бегущих с фронта, и грабивших в городах и местечках евреев. А затем и особую организацию " Хе - халуц". При этой организации создавались тренировочные лагеря по подготовке евреев для выезда на святую землю . Таких людей называли "хелуции" - пионеры, первопроходцы.
  Он даже получает официальный титул - Комиссара по переселению евреев в Палестину..
   В это время министр иностранных дел английского правительства лорд Бальфур опубликовал документ правительства о его политике на Ближнем востоке. В этой декларации было сказано :
  " Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели."
  Эта весть воодушевила борцов за сионистские идеи на усиление борьбы и всестороннюю деятельность по развертыванию движения во всех странах за возвращение евреев в Эрец - Исраэль.
   Октябрьский переворот в России, захват власти большевиками и установление диктатуры их партии, сопровождаемое невиданным "красным террором". Большевики считали сионизм -"буржуазной теорией", враждебной идеи диктатуры пролетариата и развернули с ним решительную борьбу. Прежде всего. объявили все организации еврейской самообороны вне закона и подлежащие немедленному разоружению. В Киеве украинские власти запретили деятельность Союза еврейских военнослужащих. В Петрограде арестовывают Иосифа Трумпельдора.
  В Киеве гайдамаки Центральной Рады 20 января 1918 года совершают нападение на штаб-квартиру Союза еврейских военнослужащих . В вспыхнувшем бою были убиты председатель Союза прапорщик И. Гоголь и его заместитель Боярский..
   Иосиф бежал из-под ареста. Он понял, что ситуация а России, с захватом власти большевиками , резко изменилась . Ростки демократии, появившиеся при Временном правительстве, вырваны с корнем. Теперь никто не даст возможность формировать Еврейский корпус для освобождения Палестины. Все силы необходимо бросить на подготовку и отправку еврейской молодежи в Святую землю. Он пишет и издает популярную брошюру "Халуц, его сущность и ближайшие задачи", где призывает еврейскую молодежь объединяться в движение "Ха -халуц" ( Пионер) . Цель этой организации - готовить еврейскую молодежь с 18 лет, признающих иврит национальным языком и готовых переселиться в Эрец -
  Исраэль, к упорному сельскохозяйственному труду на землях своей исторической Родины. Тем самым возрождению своего национального государства.
   С этой целью предполагалось создать сеть центров сельскохозяйственной и
  военной подготовки. Организации "Ха-халуц" возникали повсеместно. На конференциях этой организации в 1918 году принято решение, - организация примыкает к всемирному сионистскому движению. А в январе 1919 году, в Москве состоялся первый съезд этой организации, на котором присутствовали делегаты "Ха - халуц" из России, Белоруссии, Украины - всего представители 23 местных организаций. На съезде выступил Иосиф Трумпельдор, который был инициатором, организатором и создателем этих организаций. Он призвал готовиться не только к освоению брошенных земель на Святой земле, но и умению защищать эти земли и право трудиться на них. Поэтому все организации "Ха - Халуц" должны приобрести военный характер, готовить членов военному делу, соединив плуг-
  символ труда с винтовкой - символом готовности к обороне. Это и стало символом организации.
   Осуществляя поставленные задачи, в мае 1919 года Иосиф отправляется в Крым, в Симферополь и сюда же переносится все руководство "Ха- Халуц". Крым стал новым центром движения "Ха-Халуц" , ибо отсюда был кратчайший путь в Палестину, кроме того здесь были созданы сельскохозяйственные центры по подготовке молодежи к труду на Святой земле и к обороне кибуцев от врага.
  В Крыму в то время шла ожесточенная борьба между "красными"- Красная армия и "белыми" -белогвардейские части , борющиеся за восстановления монархии в России. И. Трумпельдор лично вел переговоры с этими воюющими сторонами, чтобы организовать отправку морем в Палестину подготовленных "хелуцев".
   И при этом в огне гражданской войны, когда человеческая жизнь потеряла всякую ценность, общаясь и с "белыми" генералами, как правило, махровыми антисемитами, и с "красными", воевавшими против белых генералов - он умудрялся оставаться живым.
   В Константинополе организует перевалочную базу для "хелуцев" - ферму "Месила хадаш" ("Новый путь") и тут же специальный информационный центр для переселенцев. Он несколько раз с группами "хелуцев" пересекал Средиземное море и доставлял переселенцев на святую землю. В октябре 1919 года он прибывает в Палестину, где в это время разгорается война между армией союзников - Франции и Англии и арабским эмиром Фейсалой. Во время первой мировой войны, Великобритания обещала эмиру способствовать, после разгрома османской империи, в создании арабского эмирата. Но... забыла об обещании и выдвинула идею "создания еврейского национального очага." В ответ на это эмир Фейсала поднял восстание и начал совершать стремительные налеты бедуинов на небольшие гарнизоны французских войск, а также на возникающие еврейские поселения в Галилее. Английское командование объявляет о своем "нейтралитете" и выводят свои войска из Галилеи, бросая еврейские поселения на произвол судьбы.
   Эмир Фейсал требует от евреев поселений признать свою власть и поднять над поселками флаг эмира. Евреи отказываются выполнить ультиматум эмира. Назревала новая война. Руководство еврейских поселений вызывает Иосифа Трумпельдора в Галилею для организации военного отпора эмиру и защиты всех поселений.
   Палестина была уже не той страной, в которую он впервые прибыл в далеком 1912 году. Власть Османской империи над ней была ликвидирована, да и сама империя канула в лету, на ее осколках возникла Турецкая республика. Англия получила мандат на управление Палестиной. Арабы развернули борьбу за независимость. Еврейские поселения подвергаются набегам воинственных бедуинов. Иосиф призывает возродить в каждом поселении отряды самообороны, союз "Плуга и Винтовки". Кроме того, он призывает максимально укреплять еврейские поселения, построить башни наблюдателей, которые бы заранее, увидев движение конных отрядов бедуинов, поднимали бы тревогу и поселенцы встречали атаку арабов во все оружии.
  Он призывает объединить все вооруженные отряды поселенцев в единую военную .
  организацию "Хагана" ( "Оборона") -это была предшественница Армии Обороны Израиля. Сам он с небольшим вооруженным отрядом отправляется на север Палестины, в район горной Галилеи, где особо свирепствовали отряды арабов. Именно в это время он выдвигает идею " Стены и Башни" -окружение всех поселений надежной стеной и сооружение в них смотровых башен. Он был предан и верен своей идеи -возрождения Эрец - Исраэля.
   Человек дела, 1 января 1920 года он отправляется во главе небольшого вооруженного отряда в северную Галилею для организации помощи поселенцам в борьбе с бандами эмира Фейсалы. Он прибыл в район поселений Тель -Хая, Кфар-Гильди, и Метулы. Арабы уже захватили Метулу, уничтожив поселенцев. А сам поселок разрушили и сожгли. 25 февраля его отряд стремительно атаковал арабов в Метуле. Разбил их и захватил разрушенное поселение. 28 февраля он прибыл в поселение Кфар - Гилади. Тут пришлось задержаться, организуя оборону, вооружая поселенцев и обучая их приемам обороны и умению пользоваться оружием, причем обучались все: мужчины и женщины, старики и молодые. 1 марта 1920 года их работу прервали выстрелы со стороны поселения Тель - Хай. "Значит там беда, напали бедуины. Нужно как можно быстрее туда, спасать людей. Ведь у них на 18 человек - 16 винтовок ! " - подумал Иосиф и дал команду : "Вперед ! Марш !" Иосиф еще не был знаком с коварством тактики поведения арабских налетчиков.
   А там, в Тель - Хайе, большой отряд вооруженных ,пеших и конных, арабов окружили поселение. Командир группы Камаль -эль - Хасан заявил, что это с целью проверки. Ибо у него есть сведения, что там скрываются французские солдаты. Прибывший с отрядом Иосиф, зная, что там никаких французов нет, дал добро, и группа арабов во главе с командиром вошла в поселение. Арабы вошли и начали осматривать помещения. Но французов нигде не было. Один араб увидел поселенку с винтовкой, бросился к ней и попытался отнять ее. Женщина отчаянно сопротивлялась и подняла истошный крик. Первым выбежал Иосиф и выстрелом в
  араба остановил насилие и тут же отдал приказ всем открыть огонь, по нападавшим. Завязалась интенсивная перестрелка. В ходе этого боя, выстрелом в живот, был тяжело ранен Иосиф . Истекая кровью, теряя сознания, Иосиф успел передать командование Пинсаху Шнеерсону. Бой шел целый день. Арабы отступили.
  Только тогда можно было эвакуировать раненых в Кафар - Гилади , а их было семеро. Иосиф потерял много крови и часто терял сознание. Вдруг он приподнял голову и шепотом произнес: " Товламут бе-ад арцену..." ( на родном иврите) - "Счастлив тот, кто умирает за Родину..." Это были последние слова героя. Он умер, защищая евреев - поселенцев. Ему еще даже не было 40-ка лет... А сколько он успел сделать для своего народа.! Все погибшие в бою были похоронены в поселении Кфар- Гилади.
   В 1934 году между Кфар - Гилади и Тель - Хайе было создано воинское кладбище, куда и были перенесены останки героев. Там, был воздвигнут монумент великому сыну еврейского народа - Иосифу Трумпельдору в виде грозного льва на высоком постаменте. Его называют - "рычащим львом ". Недаром в Израиле все чтят память героя. Его в народе называют " Львом - из семейства Макковеев !" Макковеи -самый знаменитый род в Израиле, который во втором веке до нашей эры, поднял и возглавил восстание против господства селевкидов, проводивших политику эллинизации, и добившихся освобождения страны. Они стали национальными героями Израиля. В честь Иосифа Трумпелдора была названа военная организация "Бейтар" ("Брит- Трумпельдор") Главным девизом которой стал " Тель -Хай " В крови и огне ! Пока Иудея в крови и огне- она возродится ! " Первым руководителем "Бейтара" был выходец из СССР - Менахем Бегин . В СССР был арестован и отбывал срок на Воркуте, работая в шахтах.. Затем репатриировался в Палестину, возглавил "Бейтар", был премьер- министром и стал лауреатом Нобелевской премии. Во многих городах Израиля есть улицы, названные в честь героя. В 1979 году Израиль выпустил две почтовые марки, посвященные герою.
   Только в России имя героя было предано забвению. И лишь недавно в Пятигорске и Симферополе, установлены памятные доски о его подвигах...
   Побеждает не обязательно самый сильный, а тот, кто идет до конца.
  Человечество состоит не только из живых, но и из мертвых. Есть периоды в развитии человечества, когда лучше вспоминать мертвых, чем живых Так будем же вечно помнить, передовая от сердца к сердцу, от поколения к поколению - наших героев, чья жизнь достойна вечной памяти , поклонению и, безусловно, подражанию. Мы все идем за теми следом, кто в даль ушел уже давно.
  
  
  
  
   АЛЕКСАНДР КАЙЗЕРМАН ИЮНЬ
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"