Агеев Юрий Михайлович : другие произведения.

Ненаписанная книга Бориса Пастернака

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   "Творческая эстетика" - об этой книге обмолвился Борис Пастернак на страницах "Охранной грамоты" (1930). Видимо, желание создать в философии нечто необычное, принципиально новое, закреплённое фундаментальной работой, преследовало его ещё с Марбурга, было пронесено через всю жизнь и проступало сквозь стихи, прозу, письма. И в шестьдесят лет он повторил это желание ясно и отчётливо:
  
   Во всём мне хочется дойти
   До самой сути..
  
   ...Я вывел бы её закон,
   Её начало,
   И повторял её имён
   Инициалы...
  
   Возможно ли было это со всей честностью, прямотой и бескомпромиссностью поэта, который и поколебался всего лишь раз, когда ему пригрозили разлукой с родиной? Думается, что нет. Поэт и философ был загнан в тупик ещё задолго до "Доктора Живаго" и присуждённой роману Нобелевской премии.
  
   Для кого было писать? Для какого общества? Реалист - он понимал, что даже призыв к свободе духа будет звучать издёвкой в тоталитарном государстве, каковое представлял собой Советский Союз. Но книга уже была написана между строк. И не вина Пастернака, а беда, что до сих пор, философ по образованию и призванию, он числится, в основном, в литературе и остаётся невостребованным наукой.
  
   Предполагаемая "Творческая эстетика" ни в коем случае не могла быть тяжеловесным академическим трудом, при всей сложности построения мысли автора, которая, впрочем, всегда компенсируется афористической доступностью, присущей всем вещам Пастернака. Её, скорее, можно отнести к книгам "Живой этики" Николая и Елены Рерихов, "Розе мира" Даниила Андреева. В "Творческой эстетике" мы можем встретить реальную жизнь, расшифрованную цепким и проницательным взглядом поэта-философа, - и это увеличивает её ценность.
  
   Поэт и философ - две грани одного неразрывного целого, если путь выбран всерьёз. Человек, полюбивший рифму в детстве, приходит к поиску истоков мироздания, к философии, в юности.
  
   Борис Пастернак явил обратное: переход от основ философии к поэтическому способу самовыражения. Философ нашёл удивительно ёмкую форму, колоссально концентрирующую мысль - стихотворение. Наконец это случилось осознанно, ибо поэзия и философия - родные сёстры, где поэзия наделена большей свободой, и открыта пониманию каждого, в ком есть стремление к лучшей доле. В стихах и прозе Бориса Пастернака - россыпи прекрасных в своей поэтичности афоризмов, свидетельствующих о глубине постижения философом механики этого мира.
  
  
  
  Boris Pasternak's unpublished book
  
   "Creative aesthetics" - about this book mentioned Boris Pasternak on the pages of" security certificates " (1930). Apparently, the desire to create a philosophy something unusual, groundbreaking, enshrined the fundamental work pursued him from Marburg, were carried through life and showed through poetry, prose, letters. And in sixty years he repeated this desire clearly and distinctly:
  
  All I want to come
  To the bottom...
  
  ...I would have brought her law,
  Its beginning,
  And repeated her name
  Initials...
  
   Was it possible that in all honesty, directness and uncompromising poet, who hesitated only once, when he was threatened with separation from the homeland? I think not. The poet and the philosopher was forced into a dead end long before "Doctor Zhivago" and awarded the novel of the Nobel prize.
  
   For whom to write? What society? Realist-he understood that even the call for freedom of the spirit would sound mocking in a totalitarian state, which was the Soviet Union. But the book was already written between the lines. And not the fault of Pasternak, and the trouble, so far, a philosopher by education and vocation, it is mostly in literature and remains untapped by science.
  
   The supposed "Creative aesthetics" in any case could not be a heavy academic work, despite the complexity of the author's thought, which, however, is always compensated by the aphoristic accessibility inherent in all things Pasternak. It, rather, can be attributed to the books "Living ethics" Nicholas and Helena Roerich, "Rose of the world" Daniel Andreev. In "Creative aesthetics" we can meet the real life, deciphered by the tenacious and insightful look of the poet-philosopher - and this increases its value.
  
   Poet and philosopher - two sides of one inseparable whole, if the path chosen lightly. A person who loves rhyme in childhood comes to search for the origins of the universe, to philosophy, in his youth.
  
   Boris Pasternak showed the opposite: the transition from the foundations of philosophy to a poetic way of expression. The philosopher found a surprisingly concise form, enormously concentrated thought - a poem. It finally happened consciously, because poetry and philosophy are sisters, where poetry is endowed with more freedom and open understanding of each, in whom there is a desire for a better life. In verse and prose of Boris Pasternak - placer beautiful in its poetic aphorisms, indicative of depth of comprehension of the philosopher mechanics of this world.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"